биография, новости, личная жизнь Римас Туминас Римас Туминас (Rimas Tuminas). Родился 20 января 1952 года в Кельме Литовской ССР. 6 марта 2024 года после тяжелой продолжительной болезни ушел из жизни выдающийся театральный режиссер Римас Владимирович Туминас. О персоне Биография Новости Отзывы. Знаменитого театрального режиссера Римаса Туминаса не ждут ни на родине в Литве, ни в России, где он до весны 2022 года руководил Театром им. Вахтангова.
9 марта 2024
Подлинное призвание А всему виной была первая любовь. Однажды на хуторе поселилась семья, состоящая из четырех образованных и интеллигентных женщин — матери и трех дочерей. В самую младшую как раз и влюбился наш литовский герой. Она была самой миловидной, самой нежной, самой аристократичной. Однако через год возлюбленная будущего режиссера вместе со своей семьей уехала в столицу и не вернулась, оставив в сердце молодого парня неизгладимый след.
Неразделенная любовь пробудила в его душе творческий потенциал — юный Римас стал сочинять стихи, петь романсы и мечтать о славе. Однако путь к известности был тернистым и нелегким. Сначала парень работал сварщиком и учился в вечерней школе. Затем полетел в столицу, поступать учиться на режиссера.
Уже в Вильнюсе, этом шумном и многолюдном городе, молодой человек встретил свою любовь. Он приехал к ней с душой нараспашку и розой в руках, а ее сердце оказалось уже занято. Тогда Римас Туминас решил стать известным театральным режиссером, чтобы девушка пожалела о том, от кого отказалась. Годы учебы в академии Конечно, учеба в академии была сложной и требовала стараний и усилий.
Поначалу молодой человек относился к ней несерьезно и легкомысленно. Конечно, он хотел прославиться, да и творческие стремления просыпались в его душе. С раннего детства юный литовец приобщался к искусству — рисовал, ваял фигурки, пел и декламировал стихи. Скорее всего, такой артистизм проявился в ребенке от матери — натуры творческой и неординарной, зарабатывающей на жизнь дизайном одежды и рисованием.
Остался Римас Туминас в академии только потому, что не захотел возвращаться ни с чем к себе в родную деревню, слышать за спиной чужие насмешки и пересуды. И правильно сделал, что остался. Только в процессе обучения ему открылась вся глубина и монументальность истинной драматургии. В академии молодой человек открыл для себя Чехова и его серьезную, душевную драматургию.
Именно в вузе Римас Туминас начал сочинять небольшие, но яркие и психологические этюды.
Умею их делать, но не люблю. Я сейчас с вами работаю — и не знаю финала. Я хочу наблюдать, как льется жизнь, простая, естественная, никому особенно не интересная. Спектакль — это одна большая пауза. Это чудо — на время спектакля останавливается жизнь. А мы хватаемся за текст, мы привыкли к действию: действие, действие, точка — и снова помчались!
Не люблю я это. Экономно надо играть, тогда возникнет красота. В безобразии есть красота. Актерская профессия — неправильная, безобразная. Но и в ней красота. Она тогда возникает, когда я узнаю, что я безобразен, — и соглашаюсь с этим. Душа все равно себя проявит, дымочек этот вот отсюда потянется.
Монтировщик Извините, я вас заслушался, а нам декорации нужно разбирать.
За это его лишили всех званий и почестей, но он остался в памяти всех русских артистов. Они понимают, что они потеряли: режиссера с мировым именем, — сказала Райкина. По ее словам, за рубежом спектакли Туминаса были очень востребованы, и если бы не онкологическое заболевание, с которым он прожил около десяти лет, он бы был одним из самых востребованных мастеров большой театральной формы. Райкина добавила, что режиссера отличали остроумие и ирония, благодаря которым «он открывал произведения, как ключом». И, конечно, поэтичность. Все его спектакли были высоко поэтичны, даже если речь шла о трагедии, как в случае с постановкой «Царь Эдип». Он очень мужественно переживал диагноз» Марина Райкина, писатель и театральный критик — Он вообще был игрок и ночной человек. Он говорил: «Я люблю ночь. Тогда начинается моя жизнь, работает фантазия».
Он был скромный и демократичный, одевался подчеркнуто аккуратно. Райкина вспомнила эпизод, когда на премьеру «Войны и мира» Туминас приехал прямо из онкологического центра в тюбетейке и френче цвета хаки. У таких фанатов театра, как он, другой жизни быть не может» Марина Райкина, писатель и театральный критик Римас Туминас был главой Театра имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 2022 год. В самом театре причиной его ухода с поста назвали состояние здоровья и необходимость лечения. Ему было 72 года.
Причем эта воинственность не имеет никакого отношения к рыцарству. Воинственность зачастую — от зависти, подлости, глупости. Все это долго и трудно. Гораздо легче и проще — нахамить, оскорбить, убить словом.
Все происходит с зарядом отрицания. С нигилизмом и неверием. Не доходят до автора, не доходят до эпохи, не доходят до музыки, не доходят до сути. Надо идти навстречу друг другу, а не хватать топор и рубить сплеча. Для меня страна истинной свободы — Франция. Духом свободы пропитан весь Париж. Хотя как раз по духу мне ближе Италия. Итальянцы — невероятно уникальный народ. Лично для меня это самые загадочные люди.
Про построенный дом, дочерей, внуков и сад Все делаю сам. Все умею. И починить, и приготовить, и дом построить. В детстве хотел быть скульптором, вылепил даже бюст Ленина, но его осмеяли и разбили. Люблю красивые вещи, красивых людей, красивую жизнь, но предпочитаю довольствоваться малым. Не хочу быть потребителем. Учусь быть скромным, аскетичным Рыцарство — в аскетизме и скромности. Сейчас я могу многое выдержать и вынести. Но так было далеко не всегда.
Я зарабатываю хорошие деньги, но лично мне они не нужны. Думаю о том, чтобы обеспечить внуков. Сам я очень сильно нуждался — голодал, бедствовал. У меня две дочери от двух браков, и они дружат как сестры. У них есть дети, и я хочу оставить им наследство и доброе имя. Своими руками я построил дом, вырастил сад, у меня есть дети. Для меня это главное. Сад — моя отрада. Все лето провожу за городом, где занимаюсь деревьями.
Умер театральный режиссер Римас Туминас
Кавалерский крест ордена Заслуг перед Республикой Польша 2006 [23] Орден Дружбы 15 октября 2010, Россия — за большой вклад в развитие культурных связей с Российской Федерацией, сохранение и популяризацию русского языка и русской культуры за рубежом [24] Благодарность Президента Российской Федерации 10 августа 2012 — за заслуги в развитии театрального искусства и укреплении российско-литовского культурного сотрудничества [25] Орден Почёта 25 мая 2017, Россия — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность [26] Почётная грамота Президента Российской Федерации 20 сентября 2021 — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность [27] Премия Правительства Российской Федерации за значительный вклад в развитие российской культуры 17 декабря 2021 — за постановку спектакля «ЦАРЬ ЭДИП» [28]. Отозвана 16 мая 2022 [29].
Биография[ править править вики-текст ] Отец — литовец, мать — русская, из семьи старообрядцев. В 1970—1974 годах учился в Литовской консерватории. Первая московская постановка — «Мелодия для павлина» О. Заградника 1979 в Театре им.
Вся сцена была занесена снегом. Снежный вихрь будоражил и сводил героев с ума, как мистраль. Он был исполнен иронии и изящества. Легко переходил от смешного к трагическому и обратно. Не оставлял тяжести на душе: пронесся и растаял со всеми своими романтическими коллизиями. Вот кончится зима — и все забудется. Арбенин представлялся монстром, а любящая его Нина — таким же погубленным ребенком, как и Гамлет». Евгения Крегжде Люблю эту нашу фотографию больше других… Это только начало, мы куда-то идем, нам по пути, мы вместе, разглядываем витрины и улыбаемся… Так и прошли: шутя и хулиганя и постоянно что-то придумывая… сцены, решения, темы… Разговаривали ли мы серьезно… скорее, молчали… о важном. Прибалтийская ирония не позволяла… Сидели, курили, молчали.
Мычали Слушали… Любили, дружили, творили, спорили, ссорились, огрызались, но даже при этом… смеялись… Черт побери Ваше ругательство , мы постоянно смеялись… …Тяжело мне Вас отпускать… …Была готова, а вот… оп… и не готова… Слышу Вашу иронию и снисходительное: «Ну воооот… расклеилась моя Ласточка…» — в ответ. Все, все, больше не буду. Спасибо, что попрощались со мной утром и подарили последнюю улыбку… чтоб ласточке не так горько было… Ну что… с ней и пойду дальше, с Вашей улыбкой. И когда-нибудь… когда я сыграю бабушку с самоваром… по Вашему завету и отойду в мир иной, мы обязательно встретимся. С Вами. С Фаустасом. Мы обнимемся… и, в свойственной нам манере, перетрем все новости театра. Отдыхайте, мой любимый человек, главный человек, мой человек. Когда-то, уже очень давно, я защищала свой режиссерский диплом именно у Римаса Туминаса.
И мне повезло слушать то, что он мне говорил по поводу моего спектакля и театра вообще. Так вот. Он рассказал историю, как в его «родительском доме стоял старинный шкаф. Красивый, могучий, резной. С цветной инкрустацией. Очень нарядный, парадный шкаф. А потом в доме начался ремонт, и шкаф отодвинули от стены, и все увидели, что у шкафа есть задняя стенка, у могучего резного шкафа есть жалкая спинка из фанеры. Потрескавшаяся, обсиженная тараканами, с какими-то надписями химическим карандашом.
В 2007-м Туминас стал художественным руководителем Московского театра имени Евгения Вахтангова и занимал этот пост до 2022 года. Римас Туминас ушел из жизни 6 марта 2024 года в возрасте 72 лет после продолжительной болезни. Нашли ошибку? Сообщите нам, и мы устраним этот недочет.
Умер скандальный советский режиссер Римас Туминас: его жизнь и творчество
Тихо, без заявлений. Отъезду предшествовал очередной пранк блогеров Вована и Лексуса, которые позвонили режиссеру под видом министра культуры Украины. Вскоре после этого премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, чтобы режиссера исключили из числа лиц, которым присуждена премия РФ в области культуры за 2021 год. В Латвии с ним обошлись не лучше — он потерял работу в Малом театре из-за «русофилии». И, конечно, мы очень дорожим этими спектаклями, потому что сейчас это основа театра, — сказал Ильин.
Для всех для нас это очень дорого» Андрей Ильин, актер Театра имени Вахтангова — Могу сказать про себя, что он, конечно, осложнил мне жизнь, потому что я видел, как он работает, видел, что такое Римас Туминас как режиссер. Все последующие работы будут идти в сравнении с ним и его уровнем режиссуры и видения театра, и, скорее всего, они будут идти не в лучшую сторону. Я повторюсь: это невосполнимая потеря для всей театральной общественности. RU назвал Туминаса величайшим режиссером, который фантастически относился к артистам.
Такие люди-провокаторы... Он никогда не занимался политикой. Кстати, к нему очень плохо относились в Латвии из-за того, что он ставил русские спектакли. Садальский рассказал, что жалеет об отказе от роли в постановке «Улыбнись нам, Господи», которую ему предложил режиссер.
Хоть лично они часто и не встречались, зато регулярно виделись у актрисы Людмилы Максаковой: «Она его обожала».
В «Трех сестрах» Туминас оставлял героев в каком-то безвоздушном пространстве, расставив их по пустому черному помосту так, что никто ни до кого не мог докричаться, хотя все были на грани нервного срыва. Режиссер словно бы раздевал пьесу, освобождая от всех привычных нюансов и показывая голый скелет отчаяния. В любой драме и даже трагедии он находил место эксцентричной парадоксальной шутке когда в «Маскараде» из зимней Невы вдруг выныривал аквалангист, зал радостно хохотал.
А мог и вовсе поставить почти эстрадное шоу — как, например, «Мадагаскар» по пьесе Марюса Ивашкявичюса о попытке литовцев найти «запасную Литву», чтобы рядом не было ни немцев, ни русских, ни поляков, а только солнце светило и бананы росли. Сегодня эта история абсолютно, к слову, реальная вспоминается как предчувствие уже не литовской, а нашей судьбы. Мог поставить гигантский густонаселенный роман Толстого, а мог — предельно аскетичный «В ожидании Годо» по Беккету, где на сцене валялись несколько камней и одиноко торчала кривая палка. Умел создать пафос — но и уравновесить его иронией.
В Москве у него была большая сцена, в Вильнюсе — малая, которая, возможно, была ему ближе, но неизбежно стала тесна.
Это был взорвавшийся вулкан, когда каждый считал нужным что-то сказать. А пока зрители выходили из театра, мы успели на медиаэкраны на нашем фасаде вывести фотографии Римаса. И меня поразило, что, когда я подъехал к театру из аэропорта, а было полдесятого вечера, шло третье действие, то у театра уже стояли люди с цветами, у памятника Вахтангову была зажжена свеча. Я пригласил их зайти в театр, спросив: «А что вы приехали? И все девять дней весь наш фасад утопал в цветах. Мы вынимали засохшие цветы, но каждый вечер появлялись новые. Даже просто идя мимо театра и видя фотографии Римаса на экранах, люди покупали цветы в соседнем магазине на Арбате, отдавая дань памяти великому режиссеру мирового театра. Обычно так прощаются с артистами, которых очень любят зрители, с которыми связаны роли, фильмы, какая-то часть жизни, а чтобы вот так прощались с режиссером, которого уже два года не было с нами, я в театральной истории, в театральной практике, не помню.
С одной стороны, мы все понимали, что конец предопределен, и Римас тяжело болен, но его уход стал личной трагедией для многих. Ему было тяжело дышать, ходить… Но было осознание, что где-то там есть Туминас, и, если что-то не получается у актера или мы не знаем, как что-то сделать, - мы всегда можем позвонить, а он всегда с открытым сердцем даст совет, прокомментирует, проведет онлайн-репетицию, или мы просто поговорим. Это была очень важная для театра вещь — да, его физически не было в театре, но он всегда оставался с театром, был абсолютно погружен в его жизнь. Многие актеры звонили ему, переписывались с ним, советовались, это происходило без моего участия. Когда позднее мы созванивались, он делился, мол, общался с одним, с другим. Искренне радовался, что спектакль получился, и очень огорчался, когда узнавал, что вот вышел спектакль, но как-то не очень… Оставался вахтанговцем до последнего? И таких возможностей, которые ему предоставляли Вахтанговский театр и Россия в творческом, организационном, экономическом плане, конечно же, не дал бы ни один театр мира, ни в Израиле, ни в Италии. Он звонил мне: «Как я мучаюсь! Как мне всех вас не хватает!
Нет ни нормального звукорежиссера, ни света, ни оборудования! Все поставлено на коммерческую основу, ориентировано на проектный театр, нет творческого единения, понимания театра! Это вне традиций русской театральной культуры, вне традиций российского театра, этакая антреприза за государственный счет, не верил он в это, а, поставив спектакль в театре в Италии, очень сокрушался по поводу устройства театра там… Туминас очень ценил то, что он может работать в репертуарном театре с прекрасной труппой. И мы с ним очень гордились тем, что из рук Ульянова получили эту драгоценную шкатулку под названием «труппа», и наша с ним задача была - не переломать эту труппу, а укрепить и расширить. Сколько мы работали с ним, столько об этом и говорили: а кто дальше поведет этот театр, каким станет следующее актерское поколение, которое мы обязаны взрастить. А взрастить новое актерское поколение может только режиссер театра: надо много играть, много репетировать, много ставить премьер, чтобы актеров творчески раскрывать, поднимать. И ему это удалось. Когда я читаю некоторых, как я их называю, оголтелых бюджетных патриотов, плюющих в сторону великого режиссера, хочется сказать: «Да-а-а-а! Хороший русофоб!
Что он репетировал в Италии с китайской труппой? Не Мольера, не Шекспира, не Гольдони. Чехов - последнее, что он начал ставить, но не успел. Или в Тель-Авиве «Анну Каренину». Он был человеком, влюбленным в русскую культуру и преданным ей до последнего.
Туминас входит во вкус, играет и за Чацкого, и за Молчалина. Я стою на пятой кулисе и здесь чувствую жизнь.
Вырываться вперед и кричать, как все ужасно, — это каждый дурак умеет. А ты попробуй жить у пятой кулисы и при этом любить театр». Чацкий безуспешно взламывает воображаемую дверь. Молчалин на воображаемом шкафу нащупывает воображаемый ключ. Отпирает дверь без труда, оборачивается на Туминаса: где в сцене делать точку? Туминас Я точек, финалов не люблю. Умею их делать, но не люблю.
Я сейчас с вами работаю — и не знаю финала. Я хочу наблюдать, как льется жизнь, простая, естественная, никому особенно не интересная. Спектакль — это одна большая пауза. Это чудо — на время спектакля останавливается жизнь. А мы хватаемся за текст, мы привыкли к действию: действие, действие, точка — и снова помчались!
Литва устроила травлю смертельно больного режиссера за отрицание «советской оккупации»
О персоне Биография Новости Отзывы. А спустя какое то время министр культуры Литвы издал приказ, вообще запрещающий режиссеру Туминасу работать во всех театрах страны. Режиссер Римас Туминас на репетиции спектакля «Война и мир» в Вахтанговском театре в 2021 году. Биография Римаса Туминаса: личная жизнь, жены и дети. Карьера литовского режиссера, поставленные им спектакли в России и за рубежом.
Биография и личная жизнь театрального режиссера Римаса Туминаса
Римас Туминас / Театр им. Евгения Вахтангова. Официальный сайт. | Режиссер спектакля Римас Туминас, президент России Владимир Путин (слева направо, на первом плане) и художественный руководитель театра "Современник" Галина Волчек (слева, на втором плане) после спектакля "Горе от ума". |
Римас Туминас: биография и личная жизнь, карьера и успех, Википедия и фото | В театре «Балтийский дом» на фестивале «Монокль» минутой молчания почтили память выдающегося театрального режиссера. |
Римас Туминас - биография, новости, личная жизнь
6 марта в итальянской клинике умер театральный режиссер Римас Туминас. Советский и литовский театральный режиссер, бывший художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас умер 6 марта на 73-м году жизни в итальянской клинике после продолжительной болезни. Умер советский и литовский театральный режиссер Римас Туминас, бывший художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова. биография, новости, личная жизнь Римас Туминас Римас Туминас (Rimas Tuminas). Родился 20 января 1952 года в Кельме Литовской ССР.
Худрук Театра имени Вахтангова, режиссер Римас Туминас. Досье
В 1978 году окончил в Москве режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. Первой режиссерской работой Римаса Туминаса стал спектакль «Январь» по пьесе Йордана Радичкова, поставленный в 1978 году в Государственном академическом драматическом театре Литовской ССР. В 2002 году по приглашению художественного руководителя Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Михаила Ульянова поставил на его сцене спектакль «Ревизор» по комедии Николая Гоголя. С 2007 года, после смерти Ульянова, возглавлял театр в качестве худрука. Чужой среди своих В феврале 2022 года министр культуры Литвы Симонас Кайрис призвал уволить литовского режиссера Римаса Туминаса из Вильнюсского Малого театра за его работу в России. Литовский политик заявил, что не видит разницы «между уважаемым режиссером и пьяным российским солдатом, который лезет на чужую землю».
Вместо того чтобы гордиться своим земляком и создавать ему все условия на исторической родине, его требуют уволить из театра», — заявлял директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок. В Москве театральное сообщество пыталось всеми силами защитить режиссера от травли Запада. Однако Туминас впоследствии и сам решил отвергнуть своих российских коллег. Скандал из-за спектакля «Мой друг Бандера» Туминас 6 мая 2022 года был со скандалом уволен из Московского театра имени Евгения Вахтангова, на его должность был назначен Кирилл Крок.
Мои соболезнования родным, близким, всем поклонникам», — отметил артист балета и ведущий программы «Сегодня вечером». Римас Туминас родился 20 января 1952 в Кельме, Литва. Первой московской постановкой стала «Мелодия для павлина» 1979 г. С 1994 по 1999 год был главным режиссером Национального драматического театра Литвы. Создал спектакли по русской классике, которые вошли в золотой фонд российского театра — «Маскарад», «Война и мир», «Дядя Ваня», «Евгений Онегин». В 2022-м покинул пост и уехал в Литву. Римас Туминас и Василий Лановой. Legion-Media В 2014 году врачи диагностировали у режиссера рак легких. Туминас знал, что не справится с тяжелой болезнью. Это рак. И врач сказал мне, что надо проверяться.
Туминас скончался в реанимации больницы в Италии. По данным СМИ, режиссер приехал в эту страну ставить спектакль. Его смерть — огромная потеря для всей мировой режиссуры. Продолжает театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина: Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Он мне сам говорил: «Я устал, я жду смерти», но бог ему даровал время для жизни, для постановок в других странах. Мне кажется, Римас Туминас — тот художник, который не имеет географической привязки, который озарением своего таланта осчастливил очень многие страны — Россию, Литву, Италию, Израиль. Этот тот исключительный случай, который находится вне политики, несмотря ни на что. Он обеспечил десять лет «золотого века» Театра Вахтангова, одарил своим талантом театр Италии и начал ставить в Израиле.
И врач сказал мне, что надо проверяться. Но если он в гортани, то может буквально через полгода быть в легких. А если в легких, ты же понимаешь, что люди с этим диагнозом больше трех-четырех лет не живут". Этот день я не забуду никогда», — рассказал ранее Кирилл Крок в программе «Однажды... Первой женой режиссера была актриса Юрата Анюлите. Они познакомились в консерватории, когда девушка играла в дипломном спектакле. Несмотря на появление дочери Моники, молодые люди развелись. В 1982 году Туминас вновь женился — на актрисе и бывшей студентке своего курса Инге Бурнейкайте. Сейчас она служит в Вильнюсском малом театре. Их дочь пошла по стопам родителей — занялась драматическим искусством. Ему было 87 лет.
За чашку чая с Путиным стал врагом Литвы: история режиссера Туминаса
Биографии известных людей» Режиссеры» Биография Римаса Туминаса. Режиссер Римас Туминас покидает должность художественного руководителя Театра им. Евгения Вахтангова, сообщает пресс-служба учреждения. Что говорил Римас Туминас о своей работе в Литве и России, чему научила его мама, каких женщин он по-настоящему любил, кого из известных русских героев считал неисправимым дураком и многое другое, — в материале «Мосленты». 6 марта в итальянской клинике умер театральный режиссер Римас Туминас. Режиссер Римас Туминас на репетиции спектакля «Война и мир» в Вахтанговском театре в 2021 году. биография, новости, личная жизнь Римас Туминас Римас Туминас (Rimas Tuminas). Родился 20 января 1952 года в Кельме Литовской ССР.
Туминас Римас Владимирович
Советский и литовский театральный режиссер, бывший художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас умер в возрасте 72 лет в Италии, сообщил директор театра Кирилл Крок. биография, новости, личная жизнь. небольшом городке Шяуляйского уезда Литовской Советской Социалистической Республики. В семье простых рабочих из старообрядцев родился будущий режиссер Римас Туминас. Большой режиссер Римас Туминас, не ведая того, изменил жизнь студента физического факультета МГУ. О персоне Биография Новости Отзывы. Знаменитого театрального режиссера Римаса Туминаса не ждут ни на родине в Литве, ни в России, где он до весны 2022 года руководил Театром им. Вахтангова. На 73-м году жизни скончался советский и литовский театральный режиссер, бывший художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас, о чем 6 марта сообщили в пресс-службе театра.«Ушел из жизни выдающийся режиссер, 15 лет.