Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Валерий Мельников / РИА Новости. 1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Гоголя (1809-1852).
Летаргический сон
- Лента новостей
- Николай Васильевич Гоголь - биография, библиография, экранизации, награды.
- Где и когда родился Николай Гоголь?
- Новости и события Российского исторического общества
- В 2024 году исполняется 215 лет со дня рождения Николая Гоголя
Всё о Гоголе
Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Гоголь родился 1 апреля 1809 года, Пушкин умер 10 февраля 1837. Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение й Васильевич Гоголь родился (20 марта) 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы П. 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого писателя Николая Гоголя. Николай Васильевич Гоголь родился (20 марта) 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргоро.
215 лет со дня рождения Николая Гоголя
Сколько лет было Гоголю, когда отец привез его в Нежинскую гимназию? Твиттерские открыли для себя единственное прижизненное фото писателя Николая Гоголя, сделанное в Риме в 1845 году. Николай Васильевич Гоголь скончался 4 марта 1852 года в доме на Никитском бульваре в Москве.
Легенда 1. У Гоголя был ужасный характер
- Увлечение литературой
- Гоголь, Николай Васильевич — Википедия
- Легенда 2. На самом деле его звали не Гоголь, а Яновский
- Николай Гоголь. Романы-эпопеи
- Гоголь Николай Васильевич
- Летаргический сон, врачебная ошибка или суицид? Загадка смерти Гоголя
Николай Васильевич Гоголь
В состоянии сильного душевного волнения Гоголь работал над главами 2 тома более 10 лет. Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. Николай Гоголь умер за месяц до своего 43 -го дня рождения – писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство. Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления к гимназии, к одному из местных учителей; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии.
День рождения Н.В. Гоголя
Николай Гоголь умер за месяц до своего 43 -го дня рождения – писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство. 1 апреля (20 марта ст. ст.) 1809 года, 215 лет назад, родился классик отечественной и мировой литературы Николай Васильевич Гоголь. Н. Гоголь прожил чуть меньше 43 лет, однако оставил глубокий вклад в мировую литературу. В том же году вышли «Выбранные места из переписки с друзьями» – произведение, которое Гоголь считал чуть ли не первой своей «дельной книгой», поскольку она в прямой, публицистической форме излагала его главные идеи. Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777—1825), умер, когда сыну было 16 лет.
Гоголевская Россия в лицах: 215 лет Н.В.Гоголю
Однако поездка не принесла душевного облегчения. Он становится замкнутым, странным в общении, капризным и неопрятным в одежде. Даже любимой матери Гоголь пишет все реже и, в отличие от предыдущих лет, все более сухо. А приехав погостить в родной дом в 1848 году, он отнесся к сестрам, которых страшно любил, холодно и равнодушно, хотя раньше нежно их опекал и помогал советами и деньгами. Когда умерла его средняя сестра Мария, Гоголь вместо слов успокоения даже написал такие непривычные для матери строки: "Счастлив еще бывает тот, которому Бог пошлет какое-нибудь страшное несчастье и несчастием заставит пробудиться и оглянуться на себя". Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился.
Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает. Есть версия, что Гоголь впервые сжег рукопись нескольких глав второго тома "Мертвых душ" еще в 1845 году из-за своего душевного расстройства вследствие подхваченной в Риме малярии. А вот основную часть первых трех глав второго тома "Мертвых душ" он сжигает, поскольку продолжение этого произведения временами кажется ему не божественным откровением, а дьявольским наваждением. Страх перед адом, загробными мучениями и страшным судом ускорил его смерть, к которой он, собственно говоря, и готовился в последние недели жизни. Это стало затем причиной многочисленных мистических предположений, что в действительности писателя похоронили в состоянии летаргического сна.
Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние. Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ». В ознаменование избавления от смерти Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были « Выбранные места из переписки с друзьями » СПб. Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам , той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий — западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. Даже друзья- Аксаковы отвернулись от него. Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафим Саровский , Игнатий Брянчанинов и др. Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя «натуральной школы», было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [12]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами партий и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд. В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мертвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [13]. Смерть Церковь Симеона Столпника на Поварской , которую посещал Гоголь в последние годы своей жизни С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году , а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование о. Матфея: «Отрекись от Пушкина». Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [15]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [16] ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [16]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 23—24 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро, он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [14]. По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные; вопреки первоначальному желанию друзей Гоголя, по настоянию начальства, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [17] [18]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» цитата из книги пророка Иеремии , 20, 8. В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя пятнадцать лет после события, и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [20]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы профессором этого института, череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом, в частности, свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [21]. Обе эти версии носят апокрифический характер, они и породили множество легенд, в том числе о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа Гоголя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении гоголевской могилы советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов В. Лидина [22] [23] [24] [25] [26] [27]. В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского , на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова М. Булгакова Е. Булгакова с уже соскоблённой надписью. Она подыскивала подходящее надгробие для могилы своего покойного мужа. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли камень «черноморский гранит». Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта М. Булгакова: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [28] В настоящее время — к 200-летию со дня рождения писателя — по инициативе членов оргкомитета юбилея [29] могиле придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; начало 1828 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 46; апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Памятник истории Федерального значения; Министерство культуры РФ. Проверено 30 октября — 2 ноября 1839 года — квартира П. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; май — июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Творчество Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [4]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х , сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал А. Пыпин , Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [4]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной.
В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения. Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя - стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы». После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта. Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» 1842 и комедии «Ревизор» 1836. Однако П. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние». Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке. В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» включенная в «Миргород» о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу. В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей. В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения. Личная жизнь Говоря о личности автора «Ревизора», стоит отметить, что от Василия Афанасьевича, помимо тяги к литературе, он также унаследовал роковую судьбу — психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. Об этом писали публицист В. Короленко и доктор Баженов, основываясь на автобиографических материалах Гоголя и эпистолярном наследии.
После окончания гимназии в 1828 году уехал в Санкт-Петербург, где пытался опубликовать свою поэму «Идиллия в картинках», которая вызвала у публики смех и снисходительность. После этого Николай Васильевич пытался поступить на сцену в качестве драматического актера, но снова неудачно. В конце 1829 года Гоголь служил в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий министерства внутренних дел. В промежутке с 1830 по 1831 год работал в департаменте уделов. Данный опыт подарил писателю разочарование в государственной службе и тягу к литературе. В 1832 году вышли знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки», после чего Гоголь стал знаменитым и уехал в Москву. В это время у него начинаются трудности с цензурой. Гоголь все больше увлекается историей, и несколько раз пытался преподавать в университетах, но его не брали. Немного позже, стал адъюнкт профессором на кафедре всеобщей истории. Параллельно с этим пишет повести, у которых имелся свой стиль, ярким тому примером стало произведение «Нос» и «Тарас Бульба». Когда Гоголь написал «Ревизора» реакция на его творчество оказалась неоднозначной.
Николай Васильевич Гоголь
Рунет узнал о прижизненном фото Гоголя 1845 года. Вместо румяного писателя – мрачный Джонни Депп | А сколько типажей в «Ревизоре», о которых сам автор сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать всё дурное в России, какое я знал, и одним разом посмеяться над всем». |
Летаргический сон, врачебная ошибка или суицид? Загадка смерти Гоголя | АиФ Санкт-Петербург | В начале 1831 года Гоголь был адъюнктом (то есть аспирантом) Санкт-Петербургского университета. |
Когда и во сколько лет умер Николай Гоголь? | Николай Васильевич Гоголь скончался 4 марта 1852 года в доме на Никитском бульваре в Москве. |
День рождения Н.В. Гоголя
Загадки Гоголя связаны и с сожжением рукописей, и с таинственной кончиной, и даже с переносом его останков с кладбища Свято-Даниловского монастыря на Новодевичье. Все это, безусловно, привлекает к личности особое внимание. О вкладе Гоголя в русский язык Еще стоит сказать и о языке — Николай Васильевич очень трепетно к нему относился. В той же книге «Выбранные места из переписки с друзьями» есть замечательное высказывание: «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». Писатель довольно глубоко погрузился в тему и обогатил язык в первую очередь крылатыми выражениями: «У меня легкость необыкновенная в мыслях», как сказал Хлестаков в «Ревизоре».
А еще слова Манилова из «Мертвых душ»: «Майский день — именины сердца». Или «Давненько не брал я в руки шашек» — фраза Чичикова во время игры с Ноздрёвым. И это только навскидку! На самом деле огромное количество цитат сегодня используют активно и в разговорной речи, и в газетных, журнальных публикациях. Какое непопулярное произведение Гоголя достойно большего внимания Иллюстрация к комедии «Игроки» Конечно, комедия «Игроки».
Она находится немного в тени «Ревизора» и «Женитьбы». Хотя нельзя сказать, что последнюю часто вспоминают — она вроде бы на слуху, но все же в затмении первой.
Гоголь настолько реалистично описывал в своих произведениях всякую нечисть, что многие поговаривали о его причастности к загробному миру, с которым он якобы имел связь при жизни. Но у психиатра Владимира Чижа другое мнение. В беседе с Life он рассказал, что у писателя были галлюцинации как слуховые, так и зрительные. Чего боялся Гоголь и загадочные обстоятельства его смерти Смерть Гоголя и по сей день продолжает считаться одним из самых загадочных событий в истории литературы. В 1839 году классик схватил сильнейшую болотную лихорадку малярию , тогда ему чудом удалось избежать смерти. Но болезнь поразила мозг писателя.
Особенно в последние годы жизни Гоголь был подвержен обморочным состояниям и страдал от страшных видений. Литератор очень боялся, что его похоронят заживо. Писатель даже неоднократно просил хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения. Автор «Мертвых душ» умер 21 февраля 1852 года в возрасте 42 лет. Официальной причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Однако среди историков бытует другое мнение: они верят, что Гоголь не скончался, а впал в летаргический сон, и его похоронили, когда тот был еще жив. Через 79 лет после похорон автор Владимир Лидин писал, что при переносе останков Гоголя с кладбища Свято-Данилова монастыря на Новодевичье обнаружили расцарапанную изнутри обивку гроба, а тело классика имело неестественное положение. Спустя еще некоторые время Лидин запустил и вторую легенду: якобы в могиле Гоголя не обнаружили черепа.
Алов Гоголю удалось издать свою первую книгу — наивную идиллию «Ганц Кюхельгартен», написанную ещё в Нежине. Критики не пощадили поэму. Прочитав отзывы, Гоголь бросился по книжным лавкам, скупил весь тираж и сжёг его. В конце июля 1829-го, расстроенный неудачами, он отправился в Германию. Короткое заграничное путешествие помогло Николаю Васильевичу восстановить свои силы. Он вновь решил попытать удачу в литературном творчестве. Достав со дна чемодана «Книгу всякой всячины», письма от родственников и друзей с любопытными словами, прозвищами, украинскими песнями и преданиями, Гоголь сел за работу.
На этот раз критика оказалась благосклонной к молодому писателю. В мае 1831-го на квартире последнего Гоголь познакомился с Пушкиным. Пушкин и Гоголь: «на дружеской ноге» «Прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня, — писал Пушкин. Портрет Николая Васильевича Гоголя, 1841 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея Гоголь и Пушкин не были закадычными друзьями. И всё же их, писателей с разными характерами и разными мироощущениями, связывала глубокая духовная близость.
Именно Пушкин на гоголевский призыв дать ему «какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот» для написания комедии рассказал ему забавную историю о некоем господине, выдавшем себя за высокопоставленного чиновника.
Запись о рождении Николая Гоголя помечена крестом в метрической книге Спасо-Преображенской церкви в Больших Сорочинцах. Расскажем несколько важных моментов. К вопросу о предках Н. Киев, 1902. Сын его Демьян, тоже священник, уже носит фамилию Яновский — очевидно, образованную от имени отца по-польски Яна. Кирилл и его потомки также будут священниками и будут носить фамилию Яновские. Афанасий учился в Киевской духовной академии, но священником не стал: он получил чин полкового писаря, а впоследствии и секунд-майора.
Превращение Гоголей в Яновских он объяснил так: «…отец мой Демьян, достигши училищ в киевской академии где и название по отцу его, Яну, принял Яновского , принял сан священнический и рукоположен до прихода в том же селе Кононовке» А. Сочинение Николая М. Однако у позднейших исследователей представленные Афанасием доказательства вызвали серьезные сомнения: с одной стороны, в реальности существовал вовсе не Андрей Гоголь, а Евстафий, с другой — отчество Ивана было не Прокопьевич, а Яковлевич. Вероятно, Афанасий Демьянович темнил, чтобы доказать свое право на дворянство. То есть прямых доказательств связи рода Яновских с родом Гоголей нет. Интересно, что новой фамилией потомки Афанасия пользовались вовсе не всегда. Так, запись в метрической книге о рождении и крещении Николая Гоголя звучит так: «Марта 20-го у помещика Василия Яновского родился сын Николай и окрещен 22-го. Молитствовал и крестил священнонаместник Иоанн Беловольский».
Яновский», «Н. Гоголь», «Н. Целью восстания было восстановление независимой Польши в границах 1772 года, то есть до Первого раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. Давыдова и П. Чаадаева » Л. Моя фамилия Гоголь, а Яновский только так, прибавка; ее поляки выдумали» М. В своем намерении укоротить фамилию писатель был очень настойчив: он подписывает свои письма «Н. Шестого февраля 1832 года он пишет матери: «Ваше письмо от 19 января я получил.
Очень жалею, что не дошло ко мне письмо ваше, писанное по получении вами посылки. Может быть, кто-нибудь поднял его на большой дороге и носит, как свою собственность. Как бы то ни было, только я нигде не известен здесь под именем Яновского, и почталионы всегда почти затрудняются, отыскивая меня под этою вывескою» Н. Ищем ляпы в «Вии», «Носе», «Мертвых душах» и других текстах классика Легенда 3. Гоголь очень любил лечиться Вердикт: это правда особенно он любил поговорить о болезнях. Николай Гоголь. Рисунок Виталия Горяева. Он был не только закутан в различные свитки, шубы и одеяла, но просто-напросто закупорен.
Когда его стали разоблачать, то долго не могли докопаться до тщедушного, крайне некрасивого и обезображенного золотухою мальчика. Поэтому уши его были крепко завязаны пестрым, цветным платком, придававшим его дряблой фигуре потешный вид» М. Он сильно страдал от золотухи; из ушей у него текло…» В. Литературные и житейские воспоминания. Надо заметить, что это было небезосновательное предположение: Гоголь так уже поступил в 1832 году. Своих болезней Гоголь не стеснялся, а, напротив, любил при случае на них пожаловаться. Пересказывая историю о том, как Пушкин подарил ему сюжет «Мертвых душ», Гоголь так передает аргументацию Пушкина, убеждавшего его начать писать роман: «Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано…» Н. Из воспоминаний княжны В.
В этих рассказах о здоровье могли появляться самые фантастические как всегда у Гоголя подробности. Вот что поэт Николай Михайлович Языков, лично познакомившийся с Гоголем в 1839 году в немецком городке Ганау и впоследствии ставший его близким другом, пишет брату 19 сентября 1841 года: «Гоголь рассказывал мне о странностях своей вероятно, мнимой болезни: в нем-де находятся зародыши всех возможных болезней; также и об особенном устройстве головы своей и неестественном положении желудка. Его будто бы осматривали и ощупывали в Париже знаменитые врачи и нашли, что желудок — вверх ногами!
Когда и во сколько лет умер Николай Гоголь?
В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мертвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал.
Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [13]. Смерть Церковь Симеона Столпника на Поварской , которую посещал Гоголь в последние годы своей жизни С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году , а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование о. Матфея: «Отрекись от Пушкина». Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника.
Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [15]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [16] ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [16]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 23—24 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их.
Наутро, он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [14].
По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные; вопреки первоначальному желанию друзей Гоголя, по настоянию начальства, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [17] [18]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» цитата из книги пророка Иеремии , 20, 8. В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя пятнадцать лет после события, и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [20]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы профессором этого института, череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом, в частности, свидетельствует бывший студент В.
Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [21]. Обе эти версии носят апокрифический характер, они и породили множество легенд, в том числе о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа Гоголя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении гоголевской могилы советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов В. Лидина [22] [23] [24] [25] [26] [27]. В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского , на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова М. Булгакова Е.
Булгакова с уже соскоблённой надписью. Она подыскивала подходящее надгробие для могилы своего покойного мужа. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли камень «черноморский гранит». Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта М. Булгакова: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [28] В настоящее время — к 200-летию со дня рождения писателя — по инициативе членов оргкомитета юбилея [29] могиле придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; начало 1828 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 46; апрель — июль 1829 года — дом И.
Иохима — Большая Мещанская улица , 39; конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Памятник истории Федерального значения; Министерство культуры РФ. Проверено 30 октября — 2 ноября 1839 года — квартира П. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; май — июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Творчество Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [4].
О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х , сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал А.
Пыпин , Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [4]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея «Мёртвых душ» в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [30]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [31]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков.
Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [30]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства. Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но, тем не менее, значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое.
Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание «Мёртвых душ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в «Шинели» , «Записках сумасшедшего», «Мертвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности.
Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями «натуральной школы» , обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе.
По легенде, скульптура не нравилась Сталину, который регулярно видел ее, когда ехал из Кремля на свою дачу в Кунцево. Говорят, что генсек лично распорядился заменить скорбящего Гоголя на радостного, печальный образ которого не вписывался в концепцию советского государства. В 1952 году на Гоголевском бульваре появился памятник Гоголю работы Николая Томского. Теперь с постамента взирал на окружающих радостный, улыбающийся писатель. Памятник создавался в спешке, нужно было успеть к столетию со дня смерти писателя, что повлияло на качество работы.
Позже Томский признавался, что считает памятник Гоголю своей самой неудачной работой за последние годы.
По воспоминаниям современников, Василий Гоголь-Яновский был блестящим рассказчиком и обладал незаурядным литературным талантом. Он, по всей видимости, и передал свои склонности и увлечения сыну, научил его владеть словом. Например, в качестве игры отец просил маленького Николая придумывать рифмы к разным словам. Уже в пятилетнем возрасте мальчик записывал свои первые сочинения.
Николай Гоголь рос в глубинке, он с детства воспринял удивительный колорит украинской речи, народных легенд и преданий — иногда весёлых, а иногда жутковатых. Вся эта атмосфера, несомненно, повлияла на его литературные труды: фантастические сюжеты, яркий, образный язык стали приметами неповторимого стиля писателя. Когда Гоголю исполнилось 10 лет, он уехал из родного дома. Сначала в столице губернии Полтаве Николай брал уроки у частного учителя, а после поступил в гимназию высших наук в Нежине, где и учился с 1821 по 1828 гг. Учёба давалась Гоголю плохо, он был невнимательным и нередко получал порку розгами в наказание за свою нерадивость.
От позорного отчисления мальчика спасала только великолепная память, которая помогала ему худо-бедно готовиться к экзаменам и переходить на следующий курс. Педагоги отмечали, что будущий классик имел склонность лишь к рисованию и русскому языку. Гоголь постоянно читал, интересовался современной литературой и блестяще знал творчество Пушкина и Жуковского.
Гоголь, А. Пушкин, М.
Глинка В. Крылов, П. Кривцов А. Виельгорский, И. Козлов Ф.
Государственный музей А. Пушкина, Москва Говоря о характере, мы вступаем в сферу субъективных оценок, которые легко могут противоречить друг другу. И все же даже ближайшим друзьям Гоголя, готовым простить ему многое, судя по всему, было непросто в общении с ним. Как человек существо скрытное, эгоистическое, надменное, недоверчивое и всем жертвующее для славы. Итак, я не назову ни одного из этих качеств пороком: они должны сопутствовать человеку, рожденному для славы.
И могут ли быть у тебя друзья? Если бы они были, давно высказали бы они тебе то, что ты читаешь теперь от меня» Цит. Даже в очень прочувствованном, написанном после смерти писателя «Письме к друзьям Гоголя» Сергей Тимофеевич Аксаков не может обойти эту черту: «Даже с друзьями своими он не был вполне, или, лучше сказать, всегда, откровенен. Он не любил говорить ни о своем нравственном настроении, ни о своих житейских обстоятельствах, ни о том, что он пишет, ни о своих делах семейных. Разумеется, все знали его в последнем состоянии, и все замечали, что Гоголь мало принимал участия в происходившем вокруг него, мало думал о том, что говорят ему, и часто не думал о том, что сам говорит…» С.
В 3 томах. В общении с незнакомыми или несимпатичными ему людьми эта замкнутость принимала довольно оскорбительные формы. Однажды Гоголя уговорили приехать к Чаадаеву — и Гоголь весь вечер притворялся там спящим. Эти вспышки нелюдимости не всегда имели объяснение. Аксаков описывает, как к нему приезжал писатель Дмитрий Княжевич все эти разы Гоголь был у него в гостях.
В первый раз Гоголь тихонько сбежал из дома, во второй — притворился спящим, а потом тоже сбежал, на третий — вышел навстречу и как ни в чем не бывало «протянул ему обе руки, кажется, даже обнял его, и началась самая дружеская беседа приятелей, не видавшихся давно друг с другом…». История моего знакомства с Гоголем. Однажды Гоголь сбежал с московской постановки «Ревизора», когда стало понятно, что публика в восторге и хочет видеть автора. Потом Гоголь объяснял свое исчезновение тем, что получил некое горестное известие от родных. Отговорка Гоголя признана была нами за чистую выдумку» Там же..
Воспоминания о Н. Петр Иванович Бартенев в будущем — издатель журнала «Русский архив» , встречавший Гоголя в доме Хомяковых, очень близких друзей писателя, вспоминал: «Он капризничал неимоверно, приказывая по нескольку раз то приносить, то уносить какой-нибудь стакан чая, который никак не могли ему налить по вкусу; чай оказывался то слишком горячим, то крепким, то чересчур разбавленным; то стакан был слишком полон, то, напротив, Гоголя сердило, что налито слишком мало. Материалы для биографии Гоголя. Гоголь все время сидел сгорбившись, молчал, мрачно поглядывая на всех, изредка на его губах мелькала саркастическая улыбка, когда о чем-то горячо стали спорить Панаев с младшим Аксаковым» Воспоминания А. В общем, характер у великого писателя и правда был не сахар.
Легенда 2. На самом деле его звали не Гоголь, а Яновский Вердикт: отчасти это правда. Запись о рождении Николая Гоголя помечена крестом в метрической книге Спасо-Преображенской церкви в Больших Сорочинцах. Расскажем несколько важных моментов. К вопросу о предках Н.
Киев, 1902. Сын его Демьян, тоже священник, уже носит фамилию Яновский — очевидно, образованную от имени отца по-польски Яна. Кирилл и его потомки также будут священниками и будут носить фамилию Яновские. Афанасий учился в Киевской духовной академии, но священником не стал: он получил чин полкового писаря, а впоследствии и секунд-майора. Превращение Гоголей в Яновских он объяснил так: «…отец мой Демьян, достигши училищ в киевской академии где и название по отцу его, Яну, принял Яновского , принял сан священнический и рукоположен до прихода в том же селе Кононовке» А.
Новости и события Российского исторического общества
Главная» Новости» Сколько лет будет гоголю в 2024. Николай Васильевич Гоголь (при рождении Яновский, с 1821 года — Гоголь-Яновский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. Гоголь умер 4 марта 1852 года, не дожив до 43 лет меньше месяца. В этом году 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения одного из самых мистических и загадочных писателей русской литературы — Николая Васильевича Гоголя. великий русский прозаик, драматург, критик, открывший новую эпоху в русской литературе своего времени. В состоянии сильного душевного волнения Гоголь работал над главами 2 тома более 10 лет. Николай Васильевич Гоголь родился, по разным данным, 31 марта или 1 апреля 1809 года.