Как на самом деле был устроен «Синий кит», в чём состояли задания и что грозило за их невыполнение? Теперь она называется не «Синий кит», а «Новый путь». Согласно одной из версий, название «Синий кит» связано с тем, что эти животные выбрасываются на берег и погибают.
Я вышла из игры: как журналист выполняла задания "Синего кита"
Перед смертью школьница записала эмоциональное видео, на котором призналась, что совершить суицид ее вынудили. Она рассказала, что состоит в группе «Синий кит», где таких же детей — 524 человека и каждый должен умереть в определенное время. «Синий кит» вернулся в новом обличье. «Синий кит» вернулся в новом обличье. Работу ведут комплексно: с 2017 года Роскомнадзор запустил службу мониторинга, которая ищет суицидальный контент в сети. За это время удалось выявить почти полмиллиона нарушений.
Куратору группы смерти "Синий кит" вынесен приговор
Главной причиной моральной паники среди родителей стали изменения в характере взаимодействия детей и молодёжи с Интернетом. Результатом этого оказывается повышенная тревожность родителей: их дети с раннего возраста имеют возможность постоянно и практически бесконтрольно общаться во множественных онлайн-пространствах, правила и язык которых родителям чаще всего непонятны. По мнению специалистов из РАНХиГС, «взрослые, погружённые в интернет меньше, чем подростки, воспринимают его как непонятную и опасную реальность» [8]. По мнению ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН , доктора исторических наук Дмитрия Громова , проблема детского суицида существовала всегда [11]. В 2008 году, во время всплеска подросткового суицида, депутаты Государственной Думы утверждали, что причиной этого всплеска являются субкультуры готов и эмо. Громов утверждает, что вместо того, чтобы искать причину в мифических субкультурах и сообществах, родителям и педагогам стоило бы больше общаться с детьми и быть более внимательными к ним [12]. Новости об игре «Синий кит» появлялись и за рубежом. В Казахстане сотрудники правоохранительных органов заявляли о 63 случаях вовлечения детей в эту игру [13]. СМИ Кыргызстана утверждают, что игра появилась и там [14]. О популярности игры и её правилах также сообщали английские и американские газеты, а количество англоязычных запросов на эту тему в феврале 2017 года выросло в сотни раз [15]. Массовая истерия вышла за пределы обсуждения в Российской Федерации , о так называемой «игре» стало известно в Испании , Великобритании и во многих других странах [16] [17].
Как живут и распространяются городские легенды» утверждает, что игра распространилась благодаря своей «прилипчивости». Они должны обладать шестью качествами, и все они есть у «Синего кита» и подобных ему феноменов: Простота. Идеально, когда все аспекты идеи можно раскрыть одним предложением. Идея игры «Синий кит» тоже проста: таинственные незнакомцы через социальные сети доводят детей до самоубийства. Для «Синего кита» любопытство — базовый механизм распространения. Особенно в среде подростков: с одной стороны, страшно, с другой — очень интересно узнать, что же на самом деле случится, если ты напишешь кодовое слово. Дополнительной приманкой служит загадочность организаторов и непонимание их мотивов. Прилипчивые идеи полны конкретных образов и сенсорной информации.
Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных». Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные.
Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же. Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны. Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово! Набор правил у нас по итогу получился несколько другой. Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга. Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти. Что дает формат группы поддержки? Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков. На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации.
Таня: Лан все. Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема. Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!! Блин безтакный я человек. Таня: Я сама начала. Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой. Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах. Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят.
То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу. Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети. Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания. В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни. Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен. И здесь сразу несколько полезных следствий. Во-первых, человек, который сидит на группе поддержки, не так зависим от волонтера — у него есть еще варианты, куда можно пойти поговорить о своих проблемах. Во-вторых, если человек начинает всерьез планировать суицид, то независимо от того, с кем он об этом поговорил, информация по хорошо налаженному сарафанному радио очень быстро дойдет до волонтеров, и ситуация будет под контролем. В-третьих, если где-то на открытой площадке человек подвергается атаке троллей, ему больше не нужно справляться с этим одному — он может позвать друзей, или они сами набегут его защищать. Это очень ценный опыт для тех, кто в реальной жизни является жертвой травли.
За счет чего работает группа поддержки? Прежде всего за счет того, что у подростков ведущая деятельность — это межличностное общение, и их не нужно специально уговаривать общаться между собой, они это делают естественным образом. И отношения, которые между ними при этом формируются, это настоящие дружеские отношения, а не искусственно сконструированные, как между психологом и его клиентом. Поддержка сверстника может быть неумелой, неловкой, но что важно — она абсолютно искренняя. Для людей с депрессивным складом личности в целом характерно, что о других они беспокоятся больше, чем о себе. Если мы формируем группу из депрессивных людей, то естественно, что в кризисное состояние они будут входить не все одновременно, а по очереди. Соответственно, в тот момент, когда одного участника накрыло, другие участники, которые в этот момент чувствуют себя лучше и у них есть ресурс на поддержку, начинают его утешать и отговаривать от неразумных действий. В следующий раз роли могут распределиться иначе, и в поддержке будет нуждаться тот, кто сейчас был утешителем, а тот, кого утешали, сам станет для другого точкой опоры. Здесь мы отходим от представления о том, что есть условные «больные», которые нуждаются в помощи, и условные «сиделки», которые о них заботятся. Мы понимаем, что у каждого человека есть моменты, когда ему тяжело, и есть, с другой стороны, моменты, когда он в тонусе и может сам кого-то поддержать.
Группа задействует тот ресурс поддержки, который уже есть внутри сообщества, даже если оно суицидальной тематики. Это было очень круто, но я чувствовала, что мы можем больше. Где-то еще в самом начале работы группы поддержки я попыталась хотя бы частично реализовать там Penn Prevention Program — это программа профилактики суицидального и аутодеструктивного поведения, которая используется в американских школах и американской армии. На русском языке адаптированный для семейного использования вариант этой программы публиковался под заголовком «Ребенок-оптимист». По содержанию PPP — это по сути вся та же самая когнитивно-поведенческая терапия. PPP у нас не зашла. Во-первых, мы уткнулись в то, что некоторые вещи нужно было объяснять, а ребятам было тяжко слушать аудиосообщения длиннее тридцати секунд. Это было ожидаемо: в депрессивных состояниях вообще все тяжело, и удерживать внимание — тоже. Во-вторых, оказалось, что для значительной части группы когнитивная модель недоступна интеллектуально. И это тоже было предсказуемо, с учетом, что в «ките» скапливаются дети с трудностями обучения в школе.
В-третьих, программа предполагала выполнение хотя бы каких-то домашних заданий, а делать задания не было ни сил, ни желания и сама формулировка задачи часто оказывалась непонятной. Возможно, в условиях классной комнаты все то же самое сработало бы несколько лучше, но для чата это оказался нерабочий вариант. Нельзя сказать, чтобы этот опыт был вообще бесполезным — после попыток взять штурмом PPP мы стали больше разговаривать про чувства и отношения, — но нужно было искать какие-то другие подходы. Напрашивалась мысль, что если дети пришли в «кита» играть, значит с ними можно во что-нибудь играть. Это, в общем-то, не новая идея. Одним из первых средств борьбы с суицидальными играми было создание профилактических игр, выстроенных по той же схеме, но с другими заданиями — вызывающими не желание умереть, а желание жить. В Бразилии придумали «Розового кита», например. Но это оказался не очень удачный формат. Классический «Синий кит» и его аналоги опираются на естественные психологические потребности — возрастную потребность в риске и потребность выражать свои негативные переживания. Вдобавок «Розовый кит» со своим утрированным позитивом не учитывал суровых реалий жизни игроков, в контексте которых предложение «полежать в ванне с пеной» зачастую звучит как издевательство.
Я предположила, что мы могли бы поиграть в словесные ролевые игры и таким образом развивать навыки кооперации, мышление и позитивное самовосприятие. Ну и актуальные переживания отыграть заодно. Это тоже не сработало — оказалось, что отыгрывать воображаемую ситуацию способны буквально единицы, а для остальных это неподъемная задача. До приключения как такового мы даже не дошли — запоролись на симуляторе таверны. Я сделала вывод, что сильно переоценила уровень развития игровой деятельности в целом по сообществу, и опустила планку. Мы попробовали поиграть в простые словесные игры. Выяснилось, что поиграть в ассоциации китовые подростки в принципе могут и даже с некоторым удовольствием, а вот игра в города уже оказывается недоступной — не хватает эрудиции. Если собирается компания, то ребята успешно самоорганизовываются на Мафию, но только при помощи бота. Кроме Мафии, по собственной инициативе они еще играли в «правда или действие», но путались в правилах и быстро уставали. Итак, элементы КПТ не зашли, игры — тоже.
Я решила проверить, не получится ли внезапно плюс из двух минусов и запустила для желающих пилотную группу на основе поведенческого тренинга DBT диалектической поведенческой терапии. DBT изначально была создана для работы с пациентами, имеющими пограничное расстройство личности, суицидальную и парасуицидальную симптоматику. Соответственно, ее методы должны были подходить нам больше, чем классическая когнитивно-поведенческая терапия. Согласно канону, за выполненные задания участникам поведенческого тренинга полагается выдавать наклейки. Поскольку в условиях чата подкрепление наклейками не имеет никакого смысла там наклейки выполняют роль мимики и пантомимики, а не поощрений , я решила вознаграждать игроков очками опыта и волшебными предметами. В самом начале программы мы создали игровых персонажей, и в дальнейшем все поощения прилетали в профиль персонажа. Спасибо, Мит! Вознаграждения полагались за сделанные домашние задания, за героические достижения в области саморегуляции хотела порезаться, но перетерпела и резаться не стала и за подвиги в реальной жизни — например, собраться с духом и дойти до психиатра. Марта: Мне можно прям кубок давать! Сколько я решалась на это!
Марта: Блин та я ж пошутила! Зато выяснилось, что хотя отыгрывать персонажа тяжело, создавать свое сказочное альтер-эго ребятам нравится. И совершенно неожиданно самой популярной игровой механикой оказался отъем очков здоровья за резьбу по телу и прочие вредительские акции. Натурально, игроки приходили и отчитывались: «Я порезался, сними с меня сердечко! Это оказался очень удобный способ если не контролировать, то по крайней мере отслеживать нежелательные формы эмоциональной регуляции. С одной стороны, у игрока есть наглядный показатель того, что он делает что-то не то в виде убывающего здоровья в профиле персонажа. С другой стороны, его при этом никто не осуждает и не ругает. Просто сердечек становится на одно меньше. Поскольку стало понятно, что писать о себе по крайней мере интересно, дальше я предложила ребятам писать сочинения о своей жизни. Рассказывать о своем тяжелом опыте — одно из основных средств восстановления после психической травмы, и у участников, кроме того, появлялась возможность ближе познакомиться друг с другом.
Мы попробовали сделать маленький социальный проект, где игроки рассказывали, как на самом деле они дошли до «кита». Без лиц, без реальных имен, просто рассказы о жизни и ладошки с котятами. У многих суицидальных игр есть тотемное животное — кит, сова, голубь… У нашего проекта тотемным животным был котик. Тут тоже обнаружился ряд подводных камней. Во-первых, для значительной части сообщества написать связный текст даже о самом себе — очень тяжелая задача. Во-вторых, игроки дружно объявили, что не умеют рисовать, и изобразить котика соглашались только после долгих уговоров. В-третьих, включилась паранойя, и народ начал волноваться, что целью сбора информации является отправка всех участников проекта в стационар. Короче говоря, это тоже оказался не наш формат, но некоторое количество очень показательных материалов мы таким образом собрали. Вот тут можно посмотреть. Например, из рассказов становится понятно, что японские мультики тут примерно вообще ни при чем, и бороться надо с какими-то другими вещами.
Например, с домашним насилием, с нехваткой культуры доверительного общения внутри семьи и с недоступностью профессиональной помощи в небольших населенных пунктах. Профилактика Журналисты очень любят задавать вопрос: «А что делать родителям, чтобы их ребенок не оказался в таких группах? Телефон, может, проверять? Если человек хочет умереть, то это желание он не приобретает в тематической группе, он уже с ним туда приходит. Поэтому вопрос надо формулировать иначе: что делать родителям, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноко, и у него не возникало желания уйти из жизни. Ответ на этот вопрос очень простой и скучный. С детьми надо общаться. Причем не в тот момент, когда уже проблемы переходного возраста, а с самого начала, когда ребенок еще маленький. Потому что характерные проблемы группы риска — это дефициты еще дошкольного этапа развития. Неумение общаться — это дефицит коммуникативных навыков, который образуется, когда маленький ребенок, пытаясь пообщаться с родителем, вместо внимания раз за разом получает в руки планшет или телефон.
Самоповреждения — это дефицит эмоциональной регуляции, который накапливается, когда ребенок вместо слов утешения слышит «не хнычь», «разнюнился тут», «ну-ка успокойся немедленно». Важно разговаривать с детьми об их переживаниях и верить, что эти переживания серьезны и значимы, даже если по меркам взрослой жизни речь идет о ерундовой проблеме. Если мы уважительно слушаем о маленьких детских бедах, то когда беды вырастут и станут большими и страшными, нам с большей вероятностью о них расскажут, веря, что мы не отмахнемся. Важно быть в курсе, с кем дружит ребенок и как складываются отношения с друзьями. Еще лучше, если с этими друзьями получится поддерживать контакт. Бывает, что человек не скажет о чем-то родителям, а друзьям скажет; если возникнет кризисная ситуация, у них будет возможность поднять тревогу. Важно вовремя обращаться к специалистам, если у ребенка наблюдаются признаки психического расстройства. Если человек теряет интерес к прежним увлечениям, у него резко упала успеваемость в школе, он стал меньше общаться с друзьями, потерял аппетит и не спит по ночам, это повод обратиться к психиатру, потому что так выглядит депрессия и от нее нужно лечить. Если человек режет руки, истерит на ровном месте и злоупотребляет алкоголем, это тоже повод обратиться к психиатру — весьма вероятно, что у человека пограничное расстройство, и он не может справиться со своими экстремальными эмоциями самостоятельно. Если ребенок рассказывает о том, что его изнасиловали, худшее, что можно сделать, это запретить ему об этом говорить.
Такие травмы не проходят сами по себе, и если человек вынужден молчать о том, что пережил, то это разрушает его изнутри и в конечном итоге может подтолкнуть к суициду. Если человек пережил насилие, ему нужен не совет «попытаться об этом забыть», а поддержка близких и помощь психотерапевта. Проверять телефон — это, в общем случае, так себе идея. Мало кому нравится, когда супруг или партнер проверяет личную переписку, и детям тоже некомфортно, когда их переписку проверяют родители. Это очень грубое вторжение в личное пространство, и доверительным отношениям это совершенно не способствует. Но можно и нужно рассказывать детям про риски, связанные с общением в сети. Для педагогов по этой теме есть отличная методичка «Мы в ответе за цифровой мир». К сожалению, значительная часть ребят, которые в итоге оказываются в тематических сообществах, растет в семьях, где вопросом профилактики не задаются. И вообще не очень сильно интересуются, в каком состоянии ребенок и что происходит в его жизни. Это значит, что по-хорошему профилактические программы должны быть в образовательных учреждениях.
Например, занятия по Penn Prevention Program, поставленные в сетку расписания, уменьшают вероятность развития депрессивных расстройств у школьников примерно вдвое. Еще одна задача на вырост — это обеспечение подросткам возможности обратиться за помощью самостоятельно, без участия родителей. Если человек уже сам понял, что ему нужна помощь специалиста, нежелание родителей заниматься этим вопросом не должно становиться барьером. Точно так же не должно становиться барьером к получению помощи то, что человек находится в небольшом населенном пункте со слаборазвитой инфраструктурой. А пока эффективная система профилактики не выстроена, самым главным защитным фактором остается наше бережное и внимательное отношение друг к другу. Будьте здоровы!
Не миновала данная проблема и нашу страну. В СКР сообщали о резком росте числа самоубийств среди подростков. Главными участниками этих смс-рассылок являются так называемые группы смерти в интернет-сообществах. В июне прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон, который ввел уголовную ответственность за склонение детей к самоубийству. В соответствии с принятым законом, доведение до самоубийства переводится в категорию тяжких преступлений. Одним из наиболее громких арестов по делам о «группах смерти» стало задержание Филиппа Будейкина — руководившего одной из таких групп. В сети молодой человек был известен как Филипп Лис.
Внезапные перемены в поведении ребенка агрессия или наоборот несвойственная апатия. Отсутствие аппетита либо пищевая зависимость. Физическая слабость, которая не характерна в подростковом периоде и вообще не характерна для вашего ребенка. Ребенок просит прощения без причины — тревожный звонок, для того чтобы обратить внимание на ребенка и постараться его услышать. Резкие перемены настроения и депрессивное творчество прослушивание мрачной музыки, мрачные и депрессивные рисунки в темных тонах. Будильник на 4:20 В 2015 году в России впервые заговорили о таинственных «группах смерти» в социальных сетях под странным названием «Синий кит». Уже позже станет известно: ассоциация с китами была придумана неспроста, ведь китообразные иногда стаями выбрасываются на берег и, будучи неприспособленными к суше, погибают. Сначала такие сообщества появились в проекте Павла Дурова во «ВКонтакте», который в то время еще пользовался бешеной популярностью среди молодежи. В «Синем ките» молодым людям раздавали «задания» некие «кураторы». Целью страшных игр было доведение несовершеннолетних до самоубийства. В течении 50 дней подросток выполнял самые разные задания-«миссии» от неизвестных людей. Например, просыпался в 4:20 утра, чтобы посмотреть страшные ролики в интернете, причинял себе физическую боль и увечья, общался по Skype с «куратором» и в конце концов получал от него дату с указанием времени и места собственной смерти. Те, кто проходил зловещую игру до конца, отправлялись на тот свет. Количество социальных сетей с разрушающим психику контентом стало увеличиваться. Смертельная игра со старыми правилами продолжилась, пришли новые «кураторы». Вместо «Синего кита» стали появляться хештеги тихийлес и сованикогданеспит. В Роскомнадзоре отметили , что в 2017 году в ведомство поступило 36 тыс. При этом заблокировать с 2017 года до первой половины 2019-го удалось около 31 тысячи страниц с призывами к самоубийству. В 2020 году было заблокировано 25 тыс. За первую половину 2021 года в ведомстве зафиксировали двукратный рост публикаций с призывами к суициду или описанием его способов, по сравнению с тем же периодом 2020 года. У людей появилось больше времени на интернет. В последнее время хештеги «Синего кита» заполонили и TikTok. Там даже был запущен флешмоб, который сильно обеспокоил родителей несовершеннолетних. С конца февраля неизвестные начали распространять видеоролики: как спрыгнуть с крыши, проскочить через ограждения, перебежать по железнодорожным путям. Но если пять-шесть лет назад многие родители не понимали, что происходит, и не знали, как с этим бороться, то сейчас, заметив свое чадо за просмотром сомнительных роликов, начали обращаться во все инстанции. Отозвались и чиновники, и политики, и Следственный комитет. Реакция Роскомнадзора тоже не заставила себя долго ждать: в ведомстве добились удаления опасных для жизни хештегов. Кроме того, с 1 февраля уже вступило в силу требование , согласно которому социальные сети должны самостоятельно выявлять и блокировать запрещенный контент. А ведь соцсети периодически взрываются опасными для подростков флешмобами. Например какое-то время назад дети должны были есть стиральный порошок на камеру. Суть заключалась в том, чтобы сделать это как можно более креативно. Еще одним странным развлечением стала игра под названием «Собачий кайф», по-другому «игры с асфиксией». В ней подростки по очереди перекрывают друг другу доступ к кислороду, чтобы спровоцировать предобморочное состояние в надежде на ощущение эйфории от приведения в чувство. Дементоры Одним из первых, кто создал в Сети тематическую группу F57 с суицидальным подтекстом, стал 20-летний Филипп Будейкин из Солнечногорска. Он же — «куратор» Филипп Лис в социальных сетях. Он стал фигурантом громкого дела о закрытых группах, из-за деятельности которых погибли 15 человек. Филипп Будейкин слева.
Новый «Синий кит»: самоубийства подростков планировались по всей стране
Группа смерти Синий кит продолжает губить наших детей. Впервые о "Синем ките" СМИ начали писать в 2016 году. Каждый день в новостях появляется все больше историй о детском суициде. А все потому, что среди подростков с огромной скоростью набирает популярность очень опасная игра — «Синий кит». После нее могут сдать нервы даже у взрослого человека! «Синий кит» может превратиться в «Синего лиса», «Розового пони» или «Красную сову». В рунете «Синий кит» всплыл шесть лет назад. Группа смерти Синий кит продолжает губить наших детей.
СИНИЙ КИТ / САМОУБИЙСТВО ДЕТЕЙ [ВСЯ ПРАВДА, СПИСОК ЗАДАНИЙ]
Оперативники выявили чат с играми, который склоняет подростков к нанесению себе увечий и суициду – аналог нашумевшего когда-то "Синего кита". Вела его 15-летняя школьница из Гродненской области, приводит подробности МВД. "Синий кит" (Blue Whale) или игра в самоубийство – страшное приключение, которое как утверждают СМИ, увлекает впечатлительных подростков, с каждым днем втягивая в игру все больше и больше несовершеннолетних. Примерно месяц назад в Интернет ворвалась игра «Синий кит. Синий кит — группа смерти Участники смертельных групп усиленно проводят ликбезы в области решения любых проблем посредством лишения себя жизни и обретения вечного покоя.
«Виноваты не синие киты, а синие родители»: «Редакция» выпустила репортаж о группах смерти
Каждое новое задание приходит в 4:20 утра. В конце игрок должен покончить жизнь самоубийством. Марина Плетнева, скриншот из поиска вконтакте Когда куратор видит, что ребенок готов к смерти, ему высылаются видео с музыкой, в которой он является главным героем. В видеоролике обсуждается каждая его проблема.
Их ребенок озвучил сам в процессе общения. Игроку предлагается единственное спасение от всех проблем — самоубийство! Ребенок прослушивает запись и выполняет главное задание — берет камеру и в режиме online совершает самоубийство.
Видеосъемка в итоге продается в Интернете или в Darknet. Если ребенок еще не готов умирать, то ему высылают специальную ссылку для того, чтобы узнать его местонахождение, и начинают пугать тем, что из-за него убьют всю его семью. Марина Плетнева, скриншот из поиска вконтакте Как общаться с ребенком, если он играет в игру «Синий кит»?
По мнению многих экспертов, данными группами способны управлять не только психически больные взрослые, но и дети с очень плохой самооценкой!
Товарищи по несчастью сумели восстановить переписку девочки с куратором, которую она удалила со своего смартфона незадолго до смерти. Время дружить По словам Натальи, до того как Юля начала выполнять задания, она была вполне обычным ребенком — в учебе звезд с неба не хватала, но и в отстающих не числилась, помогала по дому, с родными не конфликтовала. Разве что скучала по папе, который скончался несколько лет назад. До недавних пор было принято считать, что в группе риска по суициду находятся преимущественно дети из асоциальных слоев населения. Вот только мало кто из ребят, выполнивших, как и Юля, все пятьдесят заданий, рос в неблагополучной семье — хотя бы потому, что у пьющих родителей, как правило, нет денег ни на компьютер и смартфоны, ни на оплату интернета. Причины психологической уязвимости следует искать в другой плоскости.
Вечером у них зачастую просто не остается сил и времени на то, чтобы поговорить с ребенком по душам, погладить его по головушке, обнять. Взросление — очень сложный период в жизни человека. Эмоции зашкаливают, психика очень лабильна — даже самое незначительное с точки зрения взрослого человека замечание может больно ранить подростка. По этой причине детям каждый день нужна родительская поддержка, которая выражается не в том, чтобы одеть и накормить, а в умении и готовности выслушать, в способности принять их интересы и увлечения, в желании проводить досуг вместе. А вы, уважаемые родители, можете похвастаться тем, что знаете героев аниме, которое нравится вашей дочери-подростку? Рассказал ли вам сын о том, что влюбился в одноклассницу или девчонку из соседнего подъезда? Давно ли вы ходили вдвоем с ребенком на прогулку?
Да, нам, взрослым, тоже приходится нелегко. Мы действительно вкалываем изо всех сил, засиживаемся за монитором допоздна — на благо семьи, конечно же. Вот только тонкая полоска света из-под двери на самом деле не является средством воспитания. Нам трудно еще и потому, что мы привыкли доносить информацию до детей с авторитарной позиции: «Сделай, как я говорю! И никак не можем принять как данность, что с подростками так нельзя — любое давление рождает протест. Когда наши дети были малышами, мы целовали их розовые пятки. А потом постепенно разучились проявлять ласку, хотя тактильный контакт необходим людям в любом возрасте.
Сейчас вроде бы и хочется подойти и обнять своего басовитого сынка — и вроде неловко: «Бать, ну что за телячьи нежности». Нам трудно. Но, пока еще на странице «Вконтакте» у вашего ребенка не появились нарисованные киты и таинственные символы, исправьте допущенные ошибки — попробуйте стать ему другом. О дельфинах и китах Стоит отметить, что дети включаются в «игру» не только из-за чувства одиночества и депрессии, проблем в семье или в школе, но еще и из банального любопытства. Александра Русских спасать от кураторов из «Синего кита» было некому — у него нет ни друзей, ни семьи. Неожиданно для себя втянулся. Задания, связанные с нанесением себе увечий, считал своеобразной проверкой на мужественность.
С интересом разгадывал присланные куратором «ребусы» - переводил на русский фразы о самоуничтожении, начертанные арабской вязью, искал тайный символ буквы «С» с нее начинаются самые мрачные слова — самоубийство, суицид, смерть. Дошел до предпоследнего, сорок девятого задания: «Итак, настало время для задания под названием «Лодочка». Ты должен вырезать на лице надпись «Синий Кит Прощай» и отправить мне фотографию». Александр, сильный, мужественный парень, прошедший армейскую службу, был полностью подчинен воле куратора — он понимал, что завтра его не станет, но воспринимал эту мысль с полнейшим равнодушием. Его «обработали» филигранно, убедили в тщетности и бесперспективности существования, преподнесли в красивой обертке из проникновенных слов дурацкую, невесть кем выдуманную легенду о том, что синие киты выбрасываются на берег, потому что мечтают научиться летать и не могут смириться с одинокой жизнью в океане. Действуй, как синий кит — и обретешь свободу. От фатальной ошибки Сашу смогли уберечь энтузиасты, которые называют себя «дельфинами», или «антикитами».
Как только кто-то из них находит страницу потенциального самоубийцы, он размещает ее в одном из тематических «дельфиньих» сообществ «Вконтакте» — и виртуальные спасатели сообща начинают убеждать «игрока» отказаться от общения с куратором. К сожалению, благое начинание не всегда приводит к успеху. Во-первых, антикитам зачастую не хватает знания психологии — и в результате они своими комментариями еще больше усугубляют депрессивное состояние подростков. Во-вторых, они косвенно пропагандируют запретные сообщества, подогревая в молодежной среде интерес к суицидальной тематике. Плата за доверчивость Сегодня в обществе широко дискутируется вопрос, нужно ли родителям и педагогам рассказывать детям о «группах смерти». Есть мнение, что опасные игры исчезнут сами собой с просторов интернета, если никто не будет о них знать. Мне же кажется, что «страусиная» позиция способна принести подрастающему поколению вреда не меньше, чем нагнетание истерии по поводу подростковых самоубийств.
Проведем аналогию. Если мы не будем рассказывать нашим детям о существовании маньяков, маньяки не исчезнут. Если мы утаим правду об опасности наркотиков, зелье все равно найдет своего потребителя. Только сейчас до взрослых дядь и теть начинает доходить, что интернет может быть опасной, враждебной средой. Только сегодня мы начинаем осознавать, как опрометчиво поступаем, указывая на страницах в социальных сетях реальный номер своего телефона и место жительства или выкладывая в общий доступ фотографии детей и внуков. Иммунитет к виртуальным преступникам нужно воспитывать с раннего детства, едва чадо научится тыкать в кнопки на планшете. Но для начала азбуку компьютерной безопасности нужно выучить нам самим.
Пока же мы паникуем. Пересылаем друг другу смски о якобы готовящихся массовых самоубийствах подростков. Кричим о том, что виртуальное пространство нуждается в жестком цензурировании.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. На информационном ресурсе dailystorm.
Минина и Д.
К сожалению, у человека ничего равноценного в реальном мире нет», — считает глава проекта «Молодежная служба безопасности» Леонид Армер. Девочка уже некоторое время думала о суициде. По словам ее бабушки, развод родителей, да и их совместная жизнь, были травматичным опытом для девочки: «Да это не развод, это жесть, как они жили. Последние пять лет, это ужас. Он их выгонял с матерью, они на улице ночевали в машине. Потом мне Маша рассказала. И в сарае ночевали, — рассказывает пожилая женщина. Я говорю, а что ж ты мне не позвонила?
Изначальная причина — в том, что подросток не может найти свое место в жизни, ему кажется, что его не понимают», — считает руководитель проекта помощи подросткам «Рядом с тобой» Александра Славянская. Среда, в которой жили подростки Деятельность групп смерти можно связать только с первым липецким самоубийством. Ни Саша, ни Лариса не состояли в этих сообществах. Мальчик был в курсе планов Маши и пытался отговорить ее. Когда не удалось, он рассказал обо всем маме, а Инна позвонила Юлии — маме Маши.
«Синий кит», или Игра со смертью
Одна малолетка снимает себя и говорит мол хочу свои последние дни прожить нормально и т.д. А этих картинок синий кит, тихий дом, разбуди меня в 4.20 и т.д. их тысячи. Вся правда о смертельной игре "СИНИЙ КИТ". Зачем дети просыпаются в 4:20? Список заданий, общение с куратором, полная информация о новых смертельных играх. Чтобы принять участие в новой волне «Синих китов», нужно разместить на аватаре картинку с красной пентаграммой на черном фоне, опубликовать на «стене» хештеги, позвать в игру пятерых друзей, а затем ждать, когда куратор напишет и вышлет задания.
Почему организатор групп смерти получил «курорт» в колонии-поселении?
Любовь Чистякова, корреспондент: «Спрыгнуть с крыши, перебежать дорогу перед близко идущим транспортом – суть игры «Синий кит» построена на том, что создается видимость, будто ребенок имеет суицидальные наклонности. О печально известном движении для детей "Синий кит" в России массово заговорили в 2017 году после того, как в феврале более 800 пользователей соцсетей опубликовали одноимённый хештег, ожидая получения инструкций от кураторов. Новости. Знакомства.