Родственники Достоевского на следующее утро после смерти писателя отправились в Новодевичий монастырь, чтобы купить место на кладбище. Вот так умер Федор Михайлович, и жизнью и смертью подтвердил весь путь своей жизни, он вёл и ведёт нас, по сути тащит за руки сквозь петербуржские подворотни, сквозь прокуренные кухни, где спорят о жизни, ведёт нас к Иисусу Христу. Достоевский потерял сознание. Он умер не от припадка и не в припадке, а вследствие патологических изменений сосудов легких. Достоевский действительно был болен, но не шизофренией, а эпилепсией. Первые признаки этой болезни проявились у него в 1839 году после смерти отца, но официальный диагноз был поставлен только в 1850-м. Федор Достоевский (1821–1881) происходил из небогатой семьи дворянина и купеческой дочери.
Чем болел Фёдор Достоевский
Как умер Достоевский кратко? | Великий классик русской литературы, мыслитель, философ Федор Михайлович Достоевский скончался 9 февраля 1881 года в городе Санкт-Петербург от туберкулеза, на шестидесятом году жизни. |
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского | Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. |
Как умирал Достоевский
Фёдор Достоевский: литературный переворот В 1861 году Достоевский в журнале «Время» опубликовал «Записки из Мертвого дома», которые ошеломили российскую публику откровенным изображением жизни каторжных, чего еще никто никогда не делал. Благодаря данному труду автор закрепился в мировой литературе. В этом же году Достоевский стал помогать брату Михаилу в издании журнала «Эпоха», где впоследствии были напечатаны следующие произведения: «Униженные и оскорбленные»; «Зимние заметки о летних впечатлениях»; «Записки из подполья». Но в феврале 1865 года, через полгода после смерти Михаила, издание «Эпохи» прекратилось.
И последующие яркие работы Достоевского публиковались в других местах: «Преступление и наказание»;.
Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах.
Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского.
Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г. Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг.
Бакуниным ; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С. Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840—1860-х гг. Белинского, А.
Герцена, Т. Грановского , П. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологического своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции — эти глубинные духовные пороки политических честолюбцев и авантюристов, руководителей русской смуты, обретают в романе апокалипсическое значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла.
В июле 1871 г. Достоевский с женой и дочерью вернулись в Россию. Лето 1872 г.
Став редактором газеты-журнала «Гражданин» , Достоевский с 1873 г. Имевший большой успех «Дневник писателя» — «моножурнал» Достоевского, включавший публицистические статьи на политические, юридические, социальные, педагогические и другие темы, литературно-критические статьи и очерки, мемуары, а также художественные произведения. В нём были опубликованы, в частности, мрачно-иронический рассказ «Бобок» 1873 в традиции «Разговоров в царстве мёртвых» Лукиана , являющийся по своим идеям «всё позволено», если нет Бога , темам «бесстыдной правды», сознания на грани безумия, сладострастия и др.
Бахтин всего творчества Достоевского; а также «фантастические» рассказы: «Кроткая» 1876 — монолог мужа у гроба покончившей самоубийством жены, который, пытаясь собрать «мысли в точку», приходит к ясному осознанию случившегося в предисловии к рассказу Достоевский сформулировал суть своего «фантастического» метода — представить стенограмму внутреннего монолога героя ; «Сон смешного человека» 1877 , восходящий к жанру фантастических путешествий в утопическую страну и завершающийся прозрением героя, который «видел истину» — «рай на земле» и знает отныне, что надо делать для его достижения «главное — люби других, как себя». Весной 1874 г. Достоевский, тяготясь редакторством и конфликтами с издателем, покинул свой пост, отправившись для лечения усилившейся эмфиземы лёгких за границу, в Эмс поездки туда повторились в 1875, 1876, 1879.
В 1875 г. Итоговым произведением Достоевского стал роман «Братья Карамазовы» 1879—1880 , органично сочетавший семейную хронику с жанрами жития , поучения, философской притчи , исповеди, судебной речи, диспута. В нём нашёл осмысление трагический конфликт века — противостояние жажды веры и болезни неверия.
Извечная борьба добра и зла в душе человека — проблемный узел романа. Накопленный огромный опыт вражды и ненависти преломляется в опасном соперничестве между отцом и братьями в семье Карамазовых, между старцем Зосимой и монахом Ферапонтом в стенах монастыря. Убийство, загадочно совершённое в странном семействе, переплетается с неразрешимыми проблемами русской общественной жизни, испытывающей глубокий нравственный кризис.
Государство и Церковь, суд и судебные учреждения, семья и школа, помещики, купцы и крестьяне, уездный город и нищая деревня, страдания взрослых и детей, прошлое, настоящее и будущее России — таков перечень главных вопросов, исследуемых в самом широком, всеохватном романе Достоевского. Идейное средоточие романа — притча о Великом инквизиторе, поэма-импровизация Ивана, отразившая сокровенные размышления автора о природе человека; в ней «мы находим глубокое сознание человеческой слабости, граничащее с презрением к человеку, и одновременно любовь к нему, простирающуюся до готовности — оставить Бога и пойти разделить унижение человека, зверство и глупость его, но и вместе — страдание» Розанов. Последний год жизни Достоевского ознаменовался выступлением на открытии памятника А.
Пушкину в Москве [6 18 — 8 20 июня 1880]. Речь Достоевского — его самое известное публицистическое произведение, в котором осмыслено национальное значение Пушкина как выразителя «всечеловечности», «всемирной отзывчивости» русского народа, призванного «стать братом всех людей». В ночь с 25 на 26 января с 6 на 7 февраля 1881 г.
Достоевский искренне верил в идею «всемирного человеческого обновления», которая осуществится в виде «Христовой правды», в то, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» «Сон смешного человека» ; в этой вере — квинтэссенция его гуманизма и религиозных исканий. Как художник Достоевский был «поэтом нашей совести» И. Анненский , выразителем глубокой трагедии, которую переживает смятенная человеческая душа в эпоху катаклизмов.
Свой реализм Достоевский определял как «фантастический», реализм «в высшем смысле», имея в виду пристрастие к изображению неординарного, исключительного как раскрывающего «самую сущность действительности» и «все глубины души человеческой». Отсюда — преобладание ситуаций катастроф и скандалов, парадоксальность и эксцентричность характеров и поступков героев. Этим определяется и такая особенность произведений Достоевского, как сочетание серьёзной нравственно-философской проблематики с занимательностью и сложностью интриги авантюрно-детективного свойства.
Достоевский, по словам М. Бахтина, — создатель полифонического романа , который «строится не как целое одного сознания, объектно принявшего в себя другие сознания, но как целое взаимодействия нескольких сознаний, из которых ни одно не стало до конца объектом другого». Предметом художественного изображения у Достоевского становится идея; его герой — идеолог, особая точка зрения на себя и на окружающую действительность.
Но в чем конкретно обвиняли молодого писателя, который просто ходил на «пятницы» и рассуждал о светлом будущем России? Решение суда по сегодняшним меркам выглядит странно: «…поручикa Достоевскогo, зa недонесениe o распространении преступногo o религии и правительствe письмa литератopa Белинскогo и злоумышленногo сочинения поручикa Григорьевa, лишить… чинов… и подвергнуть смертной казни». То есть, его вина была в том, что он присутствовал при чтении запрещенной литературы и не доложил об этом жандармам. Что же это было за крамольное письмо, за чтение которого полагалась смерть? Его Достовский увидел в переписке Белинского с Гоголем, которая нелегально распространялась в списках и печатном виде среди прогрессивной молодежи. Виноват ли Гоголь?
В 1847 году вышла новая книга Гоголя «Выбранныe местa из переписки с друзьями». В ней уже на то время маститый писатель обращается к губернаторам, к духовенствy, к чиновникам и поучает их, как вести государственныe делa, призывает уповать нa Богa, верить в егo милосердиe и волю, почитать порядки и воспитывать народ богобоязненным. Одним словом, полностью перечеркивает блестящую сатиру собственных «Мертвых душ». Николай Гоголь и Виссарион Белинский Именно из-за этой малоизвестной книги Гоголя и завязалась роковая для петрашевцев переписка с критиком Виссарионом Белинским. В письме, датированном 15 июля 1847 годa Белинский критикует писателя, и ставит под сомнение его искренность. Параллельно Виссарион Григорьевич издевается над духовенством и особой императора.
Речь идет о произведении «Солдатская беседа», которое позднее Достоевский признал бездарным. В нем были не просто издевательства над верой и властью, а конкретные призывы к перевороту.
Я была до глубины души растрогана его задушевными словами, но и страшно встревожена, опасаясь, как бы волнение не принесло ему вреда. Я умоляла его не думать о смерти, не огорчать всех нас своими сомнениями, просила отдохнуть, уснуть. Муж послушался меня, перестал говорить, но по умиротворенному лицу было ясно видно, что мысль о смерти не покидает его и что переход в иной мир ему не страшен.
Около девяти утра Федор Михайлович спокойно уснул, не выпуская моей руки из своей. Я сидела не шевелясь, боясь каким-нибудь движением нарушить его сон. Но в одиннадцать часов муж внезапно проснулся, привстал с подушки, и кровотечение возобновилось. Я была в полном отчаянии, хотя изо всех сил старалась иметь бодрый вид и уверяла мужа, что крови вышло немного и что, наверно, как и третьего дня, опять образуется "пробка". На мои успокоительные слова Федор Михайлович только печально покачал головой, как бы вполне убежденный в том, что предсказание о смерти сегодня же сбудется.
Среди дня опять стали приходить родные знакомые и незнакомые, опять приносили письма и телеграммы... Я весь день ни на минуту не отходила от мужа; он держал мою руку в своей и шепотом говорил: "Бедная...
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
Как умирал Достоевский | Утром Достоевский сказал, что он, вероятно, умрет в течение дня. |
9 февраля 1881 года скончался Фёдор Михайлович Достоевский - Статьи - Литература - РЕВИЗОР.РУ | Авторитет Достоевского к этому времени неоспорим, он – властитель дум. |
«Расстрел Достоевского»: что случилось с писателем после несостоявшейся казни
О последних днях жизни Достоевского имеется простой правдивый рассказ его верной, любимой супруги Анны Григорьевны. Федор Достоевский родился 11 ноября 1821 умер 9 февраля 1881. В 2021 году исполнилось 200 лет со дня рождения величайшего писателя Фёдора Михайловича Достоевского.
Как умирал Достоевский.
Смерть Федора Михайловича Достоевского | Как и тот, что Достоевский сам справился со своей болезненной страстью к игре, хотя писатель был игроманом с 30-летним стажем. |
Достоевский Федор Михайлович | 140 лет назад, 9 февраля 1881 года, скончался Ф. М. Достоевский. Рассказ митрополита Илариона о его последних днях основан на воспоминаниях А. Г. Достоевской. |
За что Достоевского приговорили к расстрелу, который заменили каторгой » | После смерти жены Михаил Достоевский начал часто и много пить, его характер совсем испортился, и он почём зря бранил крестьян, которые в конце концов убили его. |
Причина смерти достоевского кратко
Авторитет Достоевского к этому времени неоспорим, он – властитель дум. Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. Ему оставалось умереть» (кому – Достоевскому или Алеше?).
На пороге смерти. О последних днях жизни писателя
В письмах брату Михаилу он жаловался, что его мучают кошмары, а пол уходит из-под ног. Но в чем конкретно обвиняли молодого писателя, который просто ходил на «пятницы» и рассуждал о светлом будущем России? Решение суда по сегодняшним меркам выглядит странно: «…поручикa Достоевскогo, зa недонесениe o распространении преступногo o религии и правительствe письмa литератopa Белинскогo и злоумышленногo сочинения поручикa Григорьевa, лишить… чинов… и подвергнуть смертной казни». То есть, его вина была в том, что он присутствовал при чтении запрещенной литературы и не доложил об этом жандармам. Что же это было за крамольное письмо, за чтение которого полагалась смерть? Его Достовский увидел в переписке Белинского с Гоголем, которая нелегально распространялась в списках и печатном виде среди прогрессивной молодежи. Виноват ли Гоголь? В 1847 году вышла новая книга Гоголя «Выбранныe местa из переписки с друзьями».
В ней уже на то время маститый писатель обращается к губернаторам, к духовенствy, к чиновникам и поучает их, как вести государственныe делa, призывает уповать нa Богa, верить в егo милосердиe и волю, почитать порядки и воспитывать народ богобоязненным. Одним словом, полностью перечеркивает блестящую сатиру собственных «Мертвых душ». Николай Гоголь и Виссарион Белинский Именно из-за этой малоизвестной книги Гоголя и завязалась роковая для петрашевцев переписка с критиком Виссарионом Белинским. В письме, датированном 15 июля 1847 годa Белинский критикует писателя, и ставит под сомнение его искренность. Параллельно Виссарион Григорьевич издевается над духовенством и особой императора. Речь идет о произведении «Солдатская беседа», которое позднее Достоевский признал бездарным.
Рассказ митрополита Илариона Скачать Первая причина Одной из главных причин смерти Федора Достоевского было его многолетнее тяжелое заключение в сибирской каторжной тюрьме. Переживания, испытания и стрессы, которые он пережил за время пребывания в тюрьме, негативно сказались на его здоровье и имели долгосрочные последствия. Во время заключения Достоевскому приходилось сталкиваться с жестокими условиями, неправильным питанием, недостатком солнечного света и свободы. Это привело к его физическому истощению и серьезным проблемам со здоровьем. Физическое и эмоциональное истощение, которое он испытал в тюрьме, практически разрушило его организм. Его иммунитет ослаб и сопротивляемость к болезням снизилась. В результате этого, после освобождения из тюрьмы, Достоевскому оказалась необходима долгая реабилитация и восстановление здоровья. Таким образом, первая причина смерти Достоевского — это тяжелое физическое и эмоциональное истощение, вызванное его заключением в сибирской каторжной тюрьме. Это привело к серьезным проблемам со здоровьем, которые он не смог полностью преодолеть и которые стали одной из основных причин его смерти. Стресс и физическое истощение Стресс и физическое истощение были одной из главных причин смерти Федора Достоевского. Великий русский писатель пережил множество жизненных испытаний, которые не могли не оставить отпечаток на его здоровье. Достоевский был арестован и приговорен к смертной казни за участие в политической деятельности. Накануне казни его милостиво приговорили к ссылке в Сибирь, где его ожидали три года каторжных работ. Этот период оказался чрезвычайно тяжелым для Достоевского, он стал свидетелем жестокости и страданий, которые сильно сказались на его эмоциональном и физическом состоянии. После возвращения из ссылки Достоевский продолжал страдать от стресса и психологических травм, вызванных длительным пребыванием в тюрьме и работой в каторжных условиях. Это привело к постоянной усталости и истощенности его организма. Кроме того, Достоевский был не только писателем, но и редактором и издателем своих произведений. Он часто сталкивался с финансовыми проблемами, попадал в долги и занимался различными коммерческими делами. Эти трудности только усиливали его стресс и ухудшали его физическое состояние. Стресс и физическое истощение сказались на здоровье Достоевского, что привело к его преждевременной смерти. Поздняя медицинская помощь Одной из основных причин смерти Федора Достоевского была поздняя медицинская помощь. Несмотря на серьезное ухудшение его состояния здоровья и явные симптомы болезни, писатель не получал своевременного медицинского вмешательства.
Они поженились в феврале 1857, но брак не был счастливым. В первую же брачную ночь у Федора случился эпилептический припадок, отвернувший от него жену навсегда. В начале 1860-х у писателя были сложные романтические отношения с юной младше его на 20 лет Аполлинарией Сусловой. Он стал первым ее мужчиной. После смерти Исаевой от чахотки в 1864 году литератор предлагал ей выйти за него, но девушка к тому времени уже завела роман с новым любовником. Федор Достоевский и Аполлинария Суслова В 1866 году, не успевая написать в срок роман, что грозило ему потерей авторских прав на собственные сочинения, Достоевский нанял стенографистку, 20-летнюю Неточку Сниткину. Она помогла ему сдать вовремя новое произведение — «Игрок» — и стала верной супругой и любовью всей жизни. Они поженились в 1867 и прожили вместе 14 лет. Супруга родила писателю четырех детей. Двое из них умерли в детстве. Дочь когда отец умер, ей было 11 была сложным в общении человеком. Посмертный интерес к книгам Достоевского обеспечил семье финансовую стабильность, поэтому она ни в чем не нуждалась, пыталась попасть в светское общество, писала пьесы, однако, не оцененные литературными критиками высоко. Любовь унаследовала от отца слабое здоровье, много болела, лечилась на европейских курортах. Накануне начала Первой мировой она эмигрировала из России и больше не вернулась. За рубежом она издала книгу воспоминаний об отце. Мужа и детей у наследницы писателя не было. Скончалась в 1926 году от малокровия. С детства он восхищался лошадьми и связал свою жизнь с коневодством, получил два высших образования: он изучал биологию и право. В повседневной жизни он, как и сестра, был тяжелым, вспыльчивым и неулыбчивым человеком. Повзрослев, он пристрастился к азартным играм и поставил под угрозу финансовое благополучие семьи. Федор пробовал писать, но понимал, что нелестных сравнений с отцом ему не избежать, поэтому писал «в стол». Свет увидели лишь его статьи, посвященные коневодству. После Октябрьской революции сын Федора Михайловича разорился, кое-как сводил концы с концами, читая лекции. В 1920 году он умер, по некоторым данным, от голода. Сын Достоевского Супруга родила сыну писателя двоих детей. Одного по традиции назвали Федором.
Перед университетским венком шёл ректор Петербургского университета — друг молодости Ф. Достоевского профессор А. На венке от города Москвы была надпись: «Из сердца России — великому учителю». Венок от актёров несли Н. Сазонов и М. Присутствовавшая на похоронах писательница Е. Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох. Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения». В четвёртом часу процессия дошла до ворот Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только лица, несшие венки, и представители разных учреждений. Народоволец И. Попов, бывший среди них, рассказывал: «В церковь Святого Духа, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно. У могилы также были толпы; памятники, деревья, каменная ограда, отделяющая старое кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Григорович просил студентов очистить путь к могиле и место около неё. Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Служба и отпевание продолжались очень долго. В церкви было сказано несколько речей. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов». Список ораторов был ограничен. Первым выступил петрашевец А. Пальм, драматург, поэт и романист.
КАК УМИРАЛ ДОСТОЕВСКИЙ
После смерти императора Николая I 18 февраля 1855 года Достоевский написал верноподданническое стихотворение[157], посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне. Достоевский, имея аналити-ческий склад ума, глубоко интересовался медицинскими вопросами, что проявилось в его творчестве, где он с фактографической точностью описывал болезни своих героев. В 1864 и 1865 годах умерли его жена и брат, журнал закрылся, и Достоевский оказался по уши в долгах, которые усугубил азартными играми. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. После смерти императора Николая I 18 февраля 1855 года Достоевский написал верноподданническое стихотворение[156], посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне.
Достоевский Федор Михайлович
Термин «эпилепсия» — греческого происхождения и означает «нечто внезапно нападающее на человека». Другие, неофициальные, названия данной патологии — «священная болезнь» morbus sacer , падучая болезнь. Издревле считалось, что эпилепсия носит на себе печать божественного происхождения, вселяется в тела великих людей ею страдали Магомет, Юлий Цезарь, Наполеон, Ришелье… , даёт дар пророчества и ясновидения. Большинство эпилептологов полагают, что Достоевский имел генуинную наследственную эпилепсию, а не симптоматическую, развивающуюся в результате воспалительных, опухолевых и других процессов в головном мозге. Выдающийся невролог С. Давиденков разработал унитарную концепцию эпилепсии, согласно которой эпилепсия является единым заболеванием, а её происхождение объясняется взаимодействием наследственных генетических и внешних, средовых факторов... Продолжение статьи читайте в номере журнала.
Однако, по разным причинам, он не получал достаточно помощи со стороны медицинского сообщества. В то время в России медицинская наука только начинала свое развитие, и врачи не всегда обладали достаточными знаниями и навыками для эффективного лечения. Кроме того, медицинская помощь часто была недоступна из-за отсутствия необходимого оборудования и лекарств. Важным фактором, который привел к поздней медицинской помощи Достоевскому, было и его собственное отношение к здоровью. Писатель был известен своей настойчивостью и самоотверженностью в работе. Он не всегда обращал внимание на свое физическое состояние и игнорировал предупреждения своего организма. Также следует отметить, что Достоевский жил в период, когда медицинские знания были недостаточными для полного понимания и лечения некоторых болезней. Многие современные методы диагностики и лечения не были разработаны или доступны в то время. Причины поздней медицинской помощи: 1. Отсутствие квалифицированных врачей с достаточными знаниями и навыками в то время. Недоступность медицинской помощи из-за ограниченного доступа к необходимому оборудованию и лекарствам. Собственное игнорирование Достоевским своего физического состояния и отсутствие бережного отношения к здоровью. Недостаток медицинских знаний и методов в то время для полного понимания и лечения некоторых заболеваний. В итоге, все эти факторы привели к тому, что Достоевский не получил достаточного и своевременного медицинского вмешательства, что, безусловно, стало одной из причин его преждевременной смерти. Видео:Достоевский за 22 минуты Скачать Вторая причина Второй причиной смерти Федора Достоевского была хроническая болезнь, которая сопровождала его на протяжении большей части его жизни. Он страдал от эпилепсии, которая проявлялась в форме приступов. Эпилепсия является серьезным неврологическим заболеванием, характеризующимся повторяющимися эпилептическими приступами. Во время приступа у пациента наблюдается непроизвольное судорожное сокращение мышц и другие нейрологические симптомы. У Достоевского эти приступы были особенно мучительными и часто приводили к потере сознания. Он описывал их как «катаклепсию», ощущение необъяснимого ужаса, глубокой тревоги и потери контроля над собой. Частота приступов эпилепсии увеличивалась со временем, и это серьезно сказывалось на здоровье писателя. Продолжительный стресс и физическое истощение, связанные с его литературной деятельностью и долгими периодами изоляции, только усиливали его заболевание.
После припадка в течение нескольких дней он всегда чувствовал себя разбитым, вялым, утрачивал работоспособность, страдал от депрессивных или дисфоричных переживаний, характерными были и постприпадочные дисфазии. Соловьев так описывает состояние Достоевского после припадка: «…он бывал иногда совершенно невозможным после припадка. Его нервы оказывались до того потрясенными, что он делался совсем невменяемым в своей раздражительности и странностях. Придет он, бывало, ко мне, войдет, как черная туча, иногда даже забудет поздороваться, изыскивая всякие предлоги, чтоб побраниться, чтоб обидеть, и во всем видит себе обиду, желание дразнить и раздражать его... Все-то ему кажется не на месте и совсем не так, как нужно, то слишком светло в комнате, то так темно, что никого разглядеть невозможно... Подадут ему крепкий чай, какой он всегда любил — ему подают пиво вместо чая; нальют слабый — это горячая вода... Пробуем мы шутить, рассмешить его — еще того хуже: ему кажется, что над ним смеются. Впрочем, мне почти всегда удавалось его успокоить, нужно было исподволь навести его на какую-нибудь из любимых тем. Он мало-помалу начинал говорить, оживляться, и оставалось только ему не противоречить. Через час — и он уже бывал в самом милом настроении духа. Только страшно бледное лицо, сверкающие глаза и тяжелое дыхание указывали на болезненное состояние его». Современники описывают чрезвычайно сложный характер Достоевского — его раздражительность, угрюмость, зависть, педантичность, боязнь ущерба, склонность к аффективным вспышкам, обидчивость, которые специфичны для личностных изменений на фоне эпилепсии. Болезнь писателя отразилась на стиле его произведений — он пишет напряженно и импульсивно, фразы часто длинные и усложненные, переполненные искусственными нагромождениями словосочетаний, терминов, названий и цитат. Достоевский часто использовал повторения одного и того же слова в разных интонациях, писал педантично, каллиграфическим почерком, часто не оставляя и намека на свободное пространство на листе. Кроме того, вопреки мнению специалистов, Федор Михайлович сам отмечает наличие у себя когнитивных нарушений в виде ухудшения памяти: «Все, что было со мной до этого первого припадка, каждый малейший случай из моей жизни, каждое лицо, мною встречаемое, все, что я читал, слышал, я помню до мельчайших подробностей. Все, что началось после первого припадка, я очень часто забываю, иногда забываю совсем людей, которых знал совсем хорошо, забываю лица. Забыл все, что написал после каторги. Когда дописывал «Бесы», то должен был перечитать все сначала, потому что перезабыл даже имена действующих лиц». Вполне вероятно, что у писателя случались сумеречные состояния сознания. Во время одного из таких состояний он не узнавал знакомых на улице, не реагировал на приветствия, во время второго его видели в обществе незнакомца, с которым писатель прогуливался по городу, крича, что он — «спаситель». Приступам Достоевского часто предшествовали восторженные ауры: «На несколько минут я испытывал такое счастье, какое невозможно ощутить в обычной жизни, такой восторг, который не понятен никому другому. Я чувствовал себя в полной гармонии с собой и со всем миром, и это чувство было таким сильным и сладким, что за пару секунд такого блаженства я бы отдал десять и более лет своей жизни, а может и всю жизнь».
Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения». В четвёртом часу процессия дошла до ворот Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только лица, несшие венки, и представители разных учреждений. Народоволец И. Попов, бывший среди них, рассказывал: «В церковь Святого Духа, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно. У могилы также были толпы; памятники, деревья, каменная ограда, отделяющая старое кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Григорович просил студентов очистить путь к могиле и место около неё. Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Служба и отпевание продолжались очень долго. В церкви было сказано несколько речей. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов». Список ораторов был ограничен. Первым выступил петрашевец А. Пальм, драматург, поэт и романист. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, о каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом не было — видимо, сразу были приняты соответствующие меры. Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру. Попов, - когда уже были зажжены фонари. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта». Вот её мысли и свидетельство одного из последних разговоров с умирающим мужем. Это Евангелие было подарено Фёдору Михайловичу в Тобольске когда он ехал на каторгу жёнами декабристов.