В память о выдающемся кинорежиссёре и актёре Владимире Меньшове предлагаем вам историю создания любимого фильма 'Любовь и голуби' – Самые лучшие и интересные новости по теме: Любовь и голуби, Меньшов, Юрский на развлекательном портале
В повторный прокат в России выйдет отреставрированная версия советской комедии "Любовь и голуби"
В фильме «Любовь и голуби» с такой легкостью показывают тяжелые жизненные ситуации, так просто учат прощать и воспринимать жизнь с юмором, что не остается никакого негатива. Любовь и голуби: актеры и создатели фильма. В память о выдающемся кинорежиссёре и актёре Владимире Меньшове предлагаем вам историю создания любимого фильма 'Любовь и голуби' – Самые лучшие и интересные новости по теме: Любовь и голуби, Меньшов, Юрский на развлекательном портале Сергей Юрский – это талантливый актер и режиссер, театральная легенда, за свою долгую карьеру приложивший руку к созданию целого множества самых разнообразных фильмов. И если с ключевым образом фильма – чистыми благородными голубями, летающими в небесной выси и хранящими любовь друг к другу, несмотря на расстояния – все в общих чертах понятно: эти голуби и есть моральный идеал для давшего слабину Василия, то главная мысль.
Любовь, Гурченко и море. Как Владимир Меньшов снимал «Любовь и голуби»
По ее словам, любовница Василия в доме Надежды никогда не появлялась, а сам герой никогда не жил в шалаше у реки, а временно находился у матери. Несмотря на эти различия, в интервью сайту «Комсомольской правды» Ольга призналась: персонажи фильма «Любовь и голуби» очень похожи на реальных Кузякиных. Но принадлежат они не режиссеру картины «Любовь и голуби», а сценаристу Владимиру Гуркину см. Историю супругов Кузякиных и их разлучницы Раисы Захаровны, закрутившей курортный роман на Черном море, он списал… со своих соседей. Надя и Вася Кузякины - реальные муж и жена из шахтерского городка Черемхово Иркутской области, где вырос Гуркин. Да, сценарист даже имена и фамилии своим героям не изменил! Все эти годы семья Кузякиных не общалась с прессой. И только в преддверии 35-летия фильма дочь Кузякиных Ольга Скрябикова дала интервью «Комсомолке».
Как семейная байка попала на экраны Спектакль «Любовь и голуби» Владимир Меньшов увидел на сцене московского «Современника». Узнав, что автор пьесы - 31-летний актер и начинающий сценарист Омского театра Владимир Гуркин, Меньшов взял билет на самолет и улетел в Сибирь. Уговаривать Гуркина, конечно, долго не пришлось. И в сентябре 1984-го съемки были закончены. Она - младшая дочь Нади и Васи Кузякиных, как киношных, так и реальных. Та самая Оля с косичками из фильма, что просила отца привезти ей с Черноморского побережья ракушки и веточку пальмы.
Впервые в жизни он по путевке едет на юг. Там наивный деревенский простак встречает роковую женщину Раису Захаровну и… возвращается с отдыха не к себе в деревню, а в дом новой знакомой. Начинается для него новая жизнь, в которой много непонятного и интересного, но нет дома, где остались Надя, дети и голуби…".
В одном из дзен-каналов рассказывается увлекательная история со съёмок о возникновении самого знаменитого диалога ленты "Любовь и голуби".
В сцене, когда домой к Кузякиным приезжает разлучница Раиса Захаровна, к которой Василий как-то нечаянно ушёл от законной жены Надежды, звучат следующие реплики: Надя: - Ах ты… сучка ты… крашена… Раиса Захаровна: - Почему же крашеная? Это мой натуральный цвет. Автор текста уверяет читателей, что этих слов в изначальном сценарии не было. Якобы яркую фразу Нади придумал прямо на съёмочной площадке режиссёр. А ему уже ответила Людмила Гурченко, сыгравшая Раису Захаровну. Людмила Марковна действительно проявила своё природное чувство юмора и добавила слова про "натуральный цвет". Но вот первая эмоциональная фраза точно была в сценарии. Ведь она есть в тексте пьесы Гуркина, по которой сценарий и был написан: Надя: - Ах ты… Ах ты… Негромко. Сучка крашеная… Раиса Захаровна очень напугана, но пытается держаться спокойно, даже иронично : - Что поделаешь.
Рассказанная история поразила его тем, как она могла заставлять смеяться, и плакать одновременно. Уже выходя из театра, он понял, что должен стать режиссёром экранизации «Любовь и голуби». Нина Дорошина играла Надю в пьесе более 20 лет Подбор актёров Сценарий к фильму писал автор оригинальной пьесы Владимир Гуркин. По его словам, у всех персонажей есть реальные прототипы, а чета Кузякиных жила с ним по соседству в родном сибирском городке Черемхово. Интересный факт: они дали согласие на использование своих образов в сценарии, но попросили заменить фамилии на вымышленные. Драматург честно признал, что собирался, но попросту забыл. Владимир Гуркин — автор пьесы «Любовь и голуби» и сценария к фильму Меньшов очень щепетильно подходил к подбору актёров. Претендентом на роль Василия был Александр Михайлов, но тяжёлый график заставил актёра сначала дать отказ. Но неудачно. На пробах был и Сергей Юрский, однако режиссёр увидел в нём другого героя и дал роль дяди Мити. К тому моменту Михайлов уже сдался и согласился сыграть Васю. Меньшов после вспоминал, что вплоть до первого съёмочного дня он не мог до конца представить образ Васи. Но Михайлов появился на площадке, произнёс первую реплику, и режиссёр понял, что образ найден. Претенденты на роль Васи: Б. Сморчков и В. Борцов На роль Нади Меньшов хотел взять подходящую по возрасту Любовь Полищук, но прослушивание заставило его сомневаться. Он решил остановиться на Нине Дорошиной — актрисе, игравшей Надю в постановке. На момент съёмок ей исполнилось 50, но никто не мог вжиться в эту роль лучше. Таким образом, она оказалась старше сорокалетней Натальи Теняковой, сыгравшей в фильме пенсионерку бабу Шуру. Претендентки на роль Нади: Л.
Российский фильм разрывает Кинопоиск. Он обогнал «Молчание ягнят» и «Любовь и голуби»
Любовь и голуби, 1984, фильм, смотреть онлайн, на Смотрим, в хорошем качестве, бесплатно, без рекламы, Александр Михайлов, Нина Дорошина, Людмила Гурченко, Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Янина Лисовская, Игорь Лях, Лада Сизоненко. — Когда фильм «Любовь и голуби» был готов к монтажу, началась антиалкогольная кампания и сказали полностью вырезать линию дяди Мити. "Когда я снял фильм "Любовь и голуби", разговоры такого рода прекратились полностью.
"Любовь и голуби": 30 лет со дня выхода на экраны. Факты и редкие кадры из фильма
Посмотреть онлайн фильм «Любовь и голуби» Владимира Меньшова можно на ютуб-канале киноконцерна «Мосфильм» — бесплатно. Киноконцерн "Мосфильм" объявил, что 21 апреля в повторный прокат в России выйдет культовая советская комедия "Любовь и голуби" режиссера Владимира Меньшова. «Любовь и голуби» — не первый советский фильм, который перезапустят в кинотеатрах. Культовый фильм «Любовь и голуби» Владимира Меньшова вышел почти 40 лет назад, но неизменно остается одним из любимых у многих россиян. Кстати, для съемок фильма голубей из Москвы специально привезла дрессировщица.
"Любовь и голуби": Как киноклассика обрастает мифами
Картине присвоили низкую категорию, ее не рекламировали и не отпускали на кинофестивали. Но, когда зрители все же увидели фильм — его успех было не остановить. Мы в ADME выбрали самые интересные факты о том, как готовилось и снималось кино, которое растащили на цитаты и любят до сих пор, хотя никто не пророчил ему долголетия. Здесь же жил и бывший шахтер — дед Митя, юморной, чудаковатый пенсионер. Угольщика Василия пыталась увести из семьи сотрудница его предприятия, но блудный Вася, как и в фильме, остался в семье.
Кузякины разрешили использовать их историю, была написана пьеса, и она стала очень популярной. Но вот фамилию и имена герои просили заменить. Сценарист обещал, но забыл, и семейство долго обижалось на него за это. К 35-летию фильма дочь Кузякиных Ольга впервые дала интервью о том, что действительно было в их жизни.
Когда Владимир Меньшов решил снимать фильм, подходящее место для съемок искали очень долго, пока не обнаружили натуру в Медвежьегорске в Карелии.
На самом деле актриса Нина Дорошина , исполнительница роли Надежды, была на 10 лет старше Натальи Теняковой , сыгравшей бабу Шуру на момент съёмок Дорошиной было 50 лет, а Теняковой — 40, как и Александру Михайлову, исполнявшему роль Василия, мужа Надежды. Сергей Юрский и Наталья Тенякова , сыгравшие супругов, в жизни также были мужем и женой. Эдуард Успенский написал для фильма две[ источник не указан 630 дней ] песни. Одна из них, «Жгучее южное танго», идёт по куплету за кадром в исполнении Сергея Менахина. Вторую песню[ источник не указан 630 дней ], «Возвращайтесь домой, мужики! В эпизоде, когда Василий тайком заглядывает в окно своего дома, по телевизору идёт фильм « Москва слезам не верит », также снятый Владимиром Меньшовым.
Однако при этом дома у него остаются жена, дети и голуби, которых он разводил. Трейлер Постер «Любовь и голуби» — не первый советский фильм, который перезапустят в кинотеатрах. В марте «Мосфильм» показывал отреставрированную версию комедии «Служебный роман». Кроме того, в кинотеатрах повторно запускали дилогию «Брат».
Меньшов Курортные сцены снимались в Батуми. Стоял уже ноябрь, и находиться в ледяной воде всего 14 градусов! Произошла заминка с завязанным галстуком, и актёр чуть не захлебнулся — галстук пришлось срочно разрезать. В следующих дублях он был сшит парой стежков и его просто разрывали. Меньшов Для того, чтобы снять эффектную сцену с зацветшим деревом, в Медвежьегорск вызвали фокусника. Тот спрятал в ветвях с десяток тросточек — реквизит для известного фокуса. Чтобы трость покрылась цветами, достаточно было дёрнуть за веревочку, но все боялись, что трости не сработают одновременно. Но съёмочной группе повезло: дерево «зацвело» с первого дубля. Меньшов До премьеры фильм попал под антиалкогольную компанию, а конкретно — любящий выпить дядя Митя.
Сергей Юрский
Он пойдет туда вместе с сыном Константином, который так же сыграл в эпизоде картины. Сергей Юрский и Наталья Тенякова расскажут, какие шутки были прописаны в сценарии, а что стало импровизацией на съемочной площадке. О том, как создавался фильм, вспомнят и люди, остававшиеся за кадром: например, гример Наталья Евсеева, сумевшая перевоплотить молодых Сергея Юрского и Наталью Тенякову в глубоких стариков. О работе над фильмом также расскажут оператор картины, костюмер и дрессировщик голубей. Год: 2019.
Легкая, добрая комедия вызывает бурю положительных эмоций и поднимает настроение. Сюжет Главные события происходят в обычной русской деревне, в дружной и, казалось бы, нерушимой семье. Здесь царит счастье, любовь, но все меняется в один миг.
Главный герой Василий Кузякин актер Александр Михайлов по бесплатной путевке от профсоюза отправляется на отдых. Там у него случился курортный роман с элегантной Раисой Захаровной актриса Людмила Гурченко.
Фильм повторно покажут в рамках проекта «АртКиноПрокат». Ранее он также выпускал в повторный прокат фильмы «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Кин-дза-дза! Как добавили в пресс-службе , фильм на понятном языке рассказывает о семейных ценностях и человеческих слабостях.
История стала по-настоящему популярной за пределами Омска в 1984 году, когда Владимир Меньшов снял одноименный фильм. Сейчас же герои пьесы вновь вернулись к омичам, но только с новым прочтением режиссера Георгия Цхвиравы. RU, многим ли отличается спектакль от фильма, зачем на голове актеров надеты яркие искусственные парики и почему на некоторые сцены было не так приятно смотреть. В этой сцене — весь дядя Митя.
Их сделали специально — для антуража. Фраза погружает в быт простых людей из русской деревни 80-х. До боли знакомая история, которая уже давно перешла из деревенских семей в городские: волевая женщина во главе, ее добродушный и не всегда сообразительный муж и дети: каждый со своим характером. Плюсом к ним — их друзья. Женщины дружат с женщинами, а мужчины — с мужчинами. Алкоголь, быт, ссоры и перемирия. А также редкие эксцессы, которые ни с того ни с сего выбивают почву из-под ног. В центре повествования — как раз такая необычная история, которая приключилась с работягой Василием Кузякиным.
Любовь и голуби (1984)
Картина «Любовь и голуби» рассказывает историю Василия, который отправляется в отпуск на юг и встречает там свою роковую любовь Раису. Для него начинается новая жизнь, в которой как будто бы больше нет места для прошлой — той, где у него уже есть дети, жена Надя и голуби. Ранее «Мосфильм» уже показывал в российских кинотеатрах другую советскую классику — «Служебный роман».
Много забавных сцен просто уничтожили — некоторые просто потому, что экранное время было ограничено.
Меньшов стоял на своем: «Переделывать картину не буду». Его обвиняли в том, что ему изменило чувство вкуса, стыдили. Но, в конце концов, ленту пропустили в прокат.
В 2011 году на родине сценариста был установлен памятник героям фильма «Любовь и голуби», а имя Владимира Гуркина присвоено Черемховскому драматическому театру. Художественный совет твердил только об одном, что картина пошлая и безвкусная. Но вскоре все критики замолчали, ведь народная любовь к кинопроизведению расставила все точки над «и».
Всё это благодаря большому труду режиссёра, которому удалось сохранить первозданность задумки, а также отвоевать права на показ большинства сцен. Все критики были в ужасе и в недоумении. После первых дней премьеры стало понятно, что молодой режиссёр одержал победу.
Несмотря на то, что художественный совет посчитал картину пошлой и безвкусной, народная любовь всё расставила по своим местам. Но режиссёру пришлось изрядно постараться, чтобы сохранить для зрителя большинство сцен. Уже первые дни премьеры показали, что режиссёр был прав.
Фразы из фильма буквально разлетелись и ушли в народ. После выхода фильма его буквально растащили на цитаты, теперь они были известны не только зрителям «Современника». В народ пошли «Беги, дядь Мить!
Владимиру Гуркину поначалу не все понравилось в готовом варианте картины. Однако с годами он изменил свое мнение. Фильм «Любовь и голуби» можно смотреть несколько раз, и он будет популярен для будущего поколения.
И когда актер, наконец, смог приехать и произнес первые слова роли, режиссер с облегчением вздохнул: «Вот он, Вася... Наталья согласилась на роль, когда узнала, что ей наложат старушечий грим и нужно будет полностью перевоплотиться. А ведь на момент съемок актрисе было всего 38 лет.
За роль Раисы Захаровны развернулась нешуточная борьба. Но действительно смешно, колоритно и в то же время интеллигентно удалось сыграть только Людмиле Гурченко. Ранее в повторный прокат уже вышли фильмы «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Кин-дза-дза!
Каждый релиз сопровождается документальным фильмом о создании киношедевра, который показывается только в кинотеатрах. Перед показом картины проходят полную реставрацию изображения и звука на «Мосфильме». Смотрите комедию «Любовь и голуби» в кинотеатрах с 21 апреля.
Актер Александр Михайлов, сыгравший Василия, в одном интервью поделился, что получал большое количество писем от женщин: они писали ему, что после выхода фильма на экраны нашли в себе силы простить измену мужа и сохранить свои семьи. В итоге Меньшову удалось договориться с руководством о выходе фильма в прокат с условием, что из него вырежут те алкогольные сцены, которые никак не повлияют на сюжет. Всего были удалены 4 эпизода. Когда снимался фрагмент знакомства героя с будущей любовницей, актерам пришлось плавать в холодной воде, потому что съемка эпизода проходила в ноябре, когда температура в Черном море достигала всего 14. У Нины Дорошиной, актрисы, сыгравшей жену Василия, была такая же роль и в театральной постановке в «Современнике». Меньшову она так сильно понравилась в образе Нади, что он пригласил ее на главную роль в фильме.
В одном из интервью режиссер признался, что у актрисы тяжелый характер и на съемках с ней приходилось непросто. Дорошина отказывалась вносить поправки в роль, стараясь сохранить образ, который изображался на сцене театра. История семьи Кузякиных так правдива, потому что основана на реальных событиях. Они произошли в городе Черемхове, откуда сценарист фильма был родом. Владимир Гуркин даже не стал менять имена и фамилию настоящей семьи, где случилась измена. Мама автора — Валентина Петровна Гуркина — дружила с реальными Кузякиными, которые жили по соседству.
Василий Кузякин работал на шахте, много выпивал и разводил голубей. А его жена Надежда занималась воспитанием троих детей — Люды, Лёни и Оли. Когда Василия отправляли на море, Валентина Петровна лично пришивала ему на белье скрытый кармашек для денег. В фильме эту сцену даже показывали, но рукодельничала там жена Надя. На курорте у Кузякина действительно завязался роман с девушкой из Иркутска, о которой никто не распространялся, но ходили слухи, что дама была известной в своем городе. В 90-х реальные Василий и Надежда умерли, дочери покинули город, их судьба неизвестна, а сын Лёня разбился на мотоцикле.
Что же касается соседей семьи, дяди Мити и бабы Шуры, их прототипами были бабушка и дедушка сценариста. В Черемхове очень гордятся уроженцем Владимиром Гуркиным: в честь его произведения в городе установлен памятник с героями фильма.
Как Москва убила автора комедии «Любовь и голуби»
Сейчас «Любовь и голуби» посмотрели уже 50 миллионов человек, не устающих благодарить режиссера Владимира Меньшова за нетленку. Кадр из фильма «Любовь и голуби». 1984 год Кадр из фильма «Любовь и голуби».
Режиссеру фильма "Любовь и голуби" Владимиру Меньшову - 80
4. Наталья Тенякова, сыгравшая Бабу Шуру в фильме «Любовь и голуби», младше Нины Дорошиной на 10 лет. В итоге сцены деревенской жизни в фильме "Любовь и голуби" снимали в карельском городе Медвежьегорске. В фильме «Любовь и голуби» с такой легкостью показывают тяжелые жизненные ситуации, так просто учат прощать и воспринимать жизнь с юмором, что не остается никакого негатива.
Актер из фильма «Любовь и голуби» Михайлов раскритиковал современное кино
Плохих картин для меня не было. Всякую ерунду помню до сих пор. Обязательно читал журнал "Искусство кино", а когда начал выходить "Советский экран" - это было просто до трясения рук. Но все равно это казалось мне очень далеким. Сейчас люди мигрируют по стране значительно легче. А тогда съездить в Москву казалось несбыточной мечтой. Но когда окончил школу, эта мысль стала пробиваться - двум-трем способным парням, которые были особенно отмечены в самодеятельности, поехать и попробовать поступить во ВГИК. Говорить об этом можно было только между собой - у всех прочих это вызывало смех: поступить во ВГИК - как жениться на английской принцессе.
Тем не менее я сбил такую компанию, и мы решили ехать. Но никто не поехал. Тут я узнал, что Дима Першин, который вел на нашем радио "Пионерскую зорьку" и тоже был звездой самодеятельности, собирается поступать в театральный, и я к нему присоединился - одному было страшно. Ехали в разных вагонах - он в мягком, я в общем. На остановках обитатели мягкого гуляли по перрону в пижамах - это был особый шик. Было страшно - два дня не решались переступить порог. Жуть какая-то брала обоих.
Но записались, и на первой же консультации выяснилось, что я совершенно не готов. Думал, все просто: ты приходишь - на тебя смотрят и берут. Мне было нечего показать, и я срочно бросился что-то учить. Конкурс был человек триста, и мы сообразили, что надо подать документы во все институты сразу. Моего приятеля не взяли, а меня пропустили через консультацию - и это стало поворотным моментом в биографии. Потому что если б не пропустили - скорее всего, я уехал бы и поступил куда-нибудь в рыбный. Я понял, что мечта - достижима.
Быки и пикадоры Наш фестиваль возник в полемическом задоре: кино распалось на две половины, одна в упор не видит другую. Киносообщество этим почему-то не встревожено, критика уже не стремится к диалогу со зрителем и перестала быть мостом между искусством и его аудиторией. Владимир Меньшов: Не хочется сбиваться на обиженный тон, но все это меня серьезно занимает. Да, критика стала другой, и я понимаю, что она отражает состояние общества. Но критики, пожалуй, у нас больше нет. Нет анализа, аргументов, доказательств. За исключением считанных имен.
Недавно я прочитал: для литературного критика предмет разбора - только повод для эссе, для размышлений. В кинокритике нет и этого - газеты пишут главным образом о том, кто с кем и в каком костюме. И особая доблесть: приложить известного. Такие пикадоры, которые быка доводят до исступления, чтобы потом вышел главный матадор и его прикончил. Меня всегда изумляло: споры вокруг искусства доходят до исступления, до ненависти. Любой заметный фильм - повод для очередного приступа "ярости масс". Помню, какой вал негодования прокатился по киносообществу, когда фильм "Москва слезам не верит" получил "Оскара".
Владимир Меньшов: Этот случай очень характерен: картину объявили низкопробной. Уже собрание готовилось на "Мосфильме" - наверное, разжаловать меня из режиссеров. Так что "Оскар" меня на самом деле спас. После него о картине как о покойнике: плохо - уже нельзя, хорошо - язык не поворачивается. И ее вообще вывели за рамки обсуждения. Но фильм "Любовь и голуби" критика приняла хорошо.
Борис Сморчков, ранее сыгравший в картине Меньшова «Москва слезам не верит», попытал счастья на пробах в фильм «Любовь и голуби», но неудачно. Неубедительной показалась и проба В. Режиссер пробовал на Васю и любимого своего актера Сергея Юрского, но потом взял его на другую роль — дяди Мити. Надя — Полищук, Дорошина? Любовь Полищук подходила к роли Нади по возрасту, но режиссера ее проба не убедила. А вот Нина Дорошина, которая уже тогда играла Надю в театре «Современник», буквально купалась в роли. Она до сих пор играет в театре эту роль, ничуть не уступая себе прежней. По сценарию Надежда — женщина средних лет, а баба Шура — старуха-пенсионерка. На момент съемок Дорошиной было 50 лет, а Теняковой — только 40. Раиса Захаровна — Кустинская, Гурченко? Пробу Натальи Кустинской на роль Раисы Захаровны забраковал худсовет. Когда Людмила Гурченко согласилась играть эту роль, Людмилу Марковну тут же утвердили. Карелия в роли Сибири Съемки фильма проводились в Карелии, в городе Медвежьегорск. Режиссер Владимир Меньшов хотел видеть вокруг холмистый ландшафт, искал его в окрестностях Байкала, но не нашел ничего подходящего. В Медвежьегорск съемочную группу привело название города — окончание «горск» обещало многое. После долгой прогулки по городу пейзаж мечты наконец был найден на самой окраине, рядом с домиком у реки Кумса. Голубятня в подарок Съемки в домике продолжались месяц, и все это время в нем жили хозяева, пытаясь вести привычную жизнь среди загромождений аппаратуры.
Владимир Меньшов, когда решил снимать фильм по пьесе Гуркина, сразу подумал позвать Дорошину. Но долго сомневался: а надо ли копировать постановку? Он даже объявил кастинг, но никто и близко не был похож на Надю, какой видел ее Меньшов. Кроме Дорошиной, из спектакля не задействовали никого. Киновариант Меньшова Владимир Меньшов, получивший «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит» 1979 , был настроен решительно: следующая его картина должна быть ничуть не хуже предыдущей, чтобы выдержать достойную планку перед критиками, коллегами и поклонниками. Поэтому важнее всего было найти хороший материал. О новом спектакле, который шел с феноменальным успехом в «Современнике», он узнал от своего друга, режиссера Владимира Кучинского. Меньшов, вытирая выступившие от смеха слезы, уже в зрительском зале понял, что это настоящая находка, прямое попадание. На следующий день связался с Галиной Боголюбовой, и та подсказала ему, как найти Владимира Гуркина. Не раздумывая, режиссер купил билет в Омск. Драматург был ошарашен: специально к нему приехала звезда с мировым именем. Согласие на экранизацию он дал сразу же. Киносценарий написал тоже сам — впервые в жизни. Снимать решили не в окрестностях Черемхова, а в Карелии, потому что разруха, царившая на родине драматурга, неприятно поразила Меньшова. Жители карельского Медвежьегорска сдали для съемок в аренду свой дом, пристроили голубятню. В процессе режиссер вносил кое-какие коррективы в текст. Например, полнее раскрыл образ Раисы Захаровны, которую сыграла Людмила Гурченко. Если из пьесы известно только место ее работы и жительства, то Меньшов придумал ей увлечения нетрадиционной медициной, интерес ко всему сверхъестественному, эзотерике. Особое внимание он уделил ее знакомству с Василием и тому, как развивались их отношения. Незабываемые разговоры об инопланетянах в процедурном кабинете и комнате лечебной физкультуры тоже придумал Меньшов. Многие фразы актеры придумывали прямо на ходу.
Кино делается не только для киноклубов, и секрет искусства столь же высокохудожественного, сколь и популярного подвластен очень немногим мастерам мирового кино. Наши лауреаты - из их числа. Как актер Владимир Меньшов начинал в 70-х принципиальной для тех времен ролью - молодого механизатора, который сам себя выдвигал на пост председателя колхоза. Это был фильм Андрея Сахарова "Человек на своем месте", одна из тех картин, которые уже тогда говорили о самостоятельности мышления, о независимости молодых инициативных людей от замшелых властей, о необходимости перестраивать всю эту закостеневшую структуру. Герой был обаятелен, энергичен, он завоевывал авторитет односельчан и устанавливал новые, демократичные нормы общения с начальством, воевал за новые принципы построения хозяйства в родной стране. Как режиссер Меньшов дебютировал "Розыгрышем" по сценарию Семена Лунгина, где в облатке молодежного музыкального фильма публике предлагался накаленный нравственный спор. Заставляющая думать картина вошла в число лидеров проката, да и критика приняла ее благосклонно. Размолвка началась со второй картины - "Москва слезам не верит", ее триумф был принят как успех "выскочки", народное признание трактовалось как свидетельство дурновкусия и невзыскательности режиссера. Следующая картина - "Любовь и голуби" - была так неотразима, что даже критика сменила тон и писала о ней если не восторженно, то благожелательно. Там с блеском проявились все уникальные качества Меньшова-режиссера: чувство юмора, согревающее каждый кадр картины, азарт, импровизационность решений - кажется, что многое в фильме рождалось прямо на съемочной площадке. И фарсовая комедия "Ширли-мырли", и мелодрама "Зависть богов" были хорошо приняты зрителями и плохо - критикой, которая к тому времени со зрителями окончательно расплевалась. В общем, повторилась история, которую в свое время пережили авторы "Веселых ребят" - тоже всенародно любимых и редкостно живучих: коллеги требовали их запретить, но фильмы этих коллег давно забыты, а приключения Кости Потехина помнят до сих пор. Так и фильмы Меньшова: они относятся к самым популярным и даже в новом веке не сходят с экранов. Уровень ревности коллег к творчеству Владимира Меньшова можно проследить по знакам внимания, которые ему оказывались: он кавалер нескольких правительственных наград, но его картины никогда не получали призов на фестивалях - то есть там, где жюри состоит из товарищей-кинематографистов. Как часто бывает, творчество Владимира Меньшова было бы, вероятно, во многом иным, если бы не поддержка и прямое участие в нем его супруги и музы, превосходной актрисы Веры Алентовой. Они поженились, когда учились на втором курсе Школы-студии МХТ. И хотя в кино Алентова снималась с юности, Катерина из фильма "Москва слезам не верит" стала ее настоящим дебютом и вынесла к вершинам славы. Картину смотрели множество раз в кинотеатрах и по ТВ, по своей популярности она сравнима только с фильмами Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая. Именно после этого фильма Юлий Райзман увидел в ней героиню своей психологической драмы "Время желаний" - и Алентова с блеском сыграла эту прагматичную женщину, упрямо ковавшую свое личное счастье на костях окружающих. Вера Алентова всегда покоряла зрителей не только красотой, но и умным талантом - качество редкое, его ощущаешь в любой роли, ею сыгранной в кино и в театре имени Пушкина, которому актриса верна всю жизнь. Она считает себя в первую очередь актрисой театральной, и тем не менее в кино составила важную, судьбоносную половину творческого тандема. Вот записи, сделанные во время нашей беседы с Владимиром Меньшовым и Верой Алентовой несколько лет назад. Мы с Меньшовым давно на "ты", с Алентовой, красивой женщиной и дивной актрисой, разговор более церемонный. Беседа была долгой, и мы здесь приводим не публиковавшиеся ранее фрагменты, которые касаются всегда воспаленной раны: взаимоотношений киносообщества и отдельного художника. Меня интересовал "казус Меньшова": для зрителей он - любимый классик, для критики - вечный повод для брюзжания. Собеседники - Меньшов и Алентова - сопротивлялись: "Получится, что мы жалуемся! Я настаивал, вытягивал факт за фактом. Но сначала - о начале. Начало Владимир Меньшов: Родился в Баку, отец военный, много переезжали, и родиной своей считаю Астрахань, потому что там провел лет десять, и там остались могилы отца и матери. Кем хотел стать? В этом мне стоит еще самому разобраться: время подходит такое - некоторого подведения итогов. Даже мемуары хочется писать - чтобы осталось что-то письменное. Как говорил Твардовский, все что не описано - того не существует. Самое интересное: как это выходит, что в семье, далекой от искусства, вдруг возникает некий неправильный ген, который одного человека во всем роде тянет в сторону от предназначенного. Причем я понимаю, что в этом даже есть некая предопределенность судьбы. Отец хотел, чтобы я тоже стал военным. И с четвертого класса пытался отдать в Суворовское. Но меня почему-то не взяли. Потом не взяли и в армию. Я по желанию отца поступал в военное училище, и с серебряной медалью туда не поступил! Это правда судьба, потому что теперь я точно понимаю, что романа с армией у меня бы не случилось. И в то же время что-то меня постоянно выталкивало к искусству.