Кто такие, откуда взялись. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения в восточноевропейских степях, в летописях они иногда назывались то "торками" (видимо, от тюрк), то "черными клобуками" (черношапочниками).
Берендеево царство — сказка
- Что ждало царя дома
- Кто такой берендей
- В тренде на этой неделе
- Ногинская Русская Община РОД - Берендей
14. Интересно знать. Кто такие берендеи?
Чаще всего при слове Берендей мы вспоминаем пьесу Островского «Снегурочка», однако сказочный царь, правящий «царством добрых берендеев», не имеет ничего общего с настоящим древним народом. Берендей (Царь Берендей) — сказочный царь и персонаж в русской литературе. дедушка Берендей. Берендеи способны оборачиваться в огромных, бурых медведей, обладающих неимоверной Берендеи в таинственных, глубоких лесах на севере Великой Руси. Кто такие берендеи? Расскажу о берендеях, о коих мне известно более всего, ибо мой род имеет отчасти и эти корни.
Кто такие берендеи — Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Кто такие берендеи – Берендеи. Чем знамениты эти кочевники? Чаще всего при слове Берендей мы вспоминаем пьесу Островского «Снегурочка», однако сказочный царь, правящий «царством добрых берендеев», не имеет ничего общего с настоящим древним народом. Кто такой берендей. Берендеи у славян. Берендей языческая мифология. Торки народ. Племя берендеев. Когда – то племя берендеев было кочевым, но потом они поселились на дальних землях Руси, свято храня свои обычаи и обряды, сохранившиеся еще с древних времен.
Кем были берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые»
- КТО ТАКИЕ БЕРЕНДЕИ?
- В культуре
- Кто такой берендей из русских народных сказок -
- Берендей — кто они и какую роль играли в истории?
- Кто такой Берендей - смотреть бесплатно
- Форма поиска
Берендей мифология. Берендей - кто это такой? Царь Берендей. Кто такие берендеи
Видео о Кто такой Берендей, Царь Берендей в Переславле-Залесском. Старый берендей уверенно повёл отряд через брод, время от времени оглядываясь: все ли идут, не отстал ли кто. Знакомство большинства из нас с берендеями начинается, очевидно, со сказки Александра Островского «Снегурочка». Когда – то племя берендеев было кочевым, но потом они поселились на дальних землях Руси, свято храня свои обычаи и обряды, сохранившиеся еще с древних времен. Таким образом, Берендей в русской мифологии является многогранным персонажем, способным проявлять как героические качества, так и черты злодея. это кочевое племя тюркского происхождения, которое жило в восточноевропейских степях в XI-XIII веках.
Что за загадочный народ берендеи?
Если вам понравилось бесплатно смотреть видео кто такой берендей онлайн которое загрузил IT Bilim 01 апреля 2023 длительностью 00 ч 00 мин 20 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 2 240 раз. Беренде́и, берендичи — тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях, в XI—XIII веках, известные из древнерусских летописей. А так как берендеи указываются жителями чащи еще в былинах (они начали записываться лишь в 16 веке), то нужно понимать, что берендейский промысел известен русским уже тогда.
Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Половцы их в плен не брали. Потомки Мстиславских косогов в XII еке выступают уже под именем - ковуй. Тюркские самоназвания в разные эпохи создаются по разным семантическим схемам. Летописи и «Поучение Владимира Мономаха» называют ряд имен половецких вождей, которые оказываются при рассмотрении названиями родов: Арслан-оба «дом Арслана» , Китан-оба «дом Китана» , Алтун-опа «дом Алтуна» , Аепа «дом Айа» и т. В Ипатьевской летописи под 1185 годом перечисляются половецкие роды, участвовавшие в битве против Игоря: -«И токсобичи, и етебичи, и тертробичи и колобячи». Я восстанавливаю: токсоба «девять домов» , «eтiоба» «семь домов» , тертоба «четыре дома» , колоба «пять домов». В этнонимах лексика сохраняется, подчас в весьма древнем состоянии. Так, форма «терт» - 4 во всех наречиях изменилась в «торт» дорт, дурт, турт. Кол - уцелела лишь в значении «рука», а как числительное уже не употребляется.
Вытеснена индоевропейским пес бес - 5. В орхоно-енисейских памятниках VIII век и в огузском эпосе распространены этнонимы «он ок» десять стрел , «уч ок «три стрелы» , «бес ок» «пять стрел». Слово «ок» - в большинстве тюркских наречений выступает в одном значении - «стрела». В языках Алтая сохраняется «к» - дом, род. Случайно,участвуя в составе этнонимов, ок - стрела стало обозначать - дом, род. К этому семантическому рядуу я отношу и отмеченный летописью термин «косок» косогы - буквально: «объединенные роды». Это уже название союза родов. Редедя руководил, вероятно, одним из родов косогов.
Переселившись в Чернигов этот род стал называть себя - кобуй «много домов» - ослабленная калька «косога» 2. В «Слове» перечисляются «дома» семьи , входящие в состав ковуев - могуты, татраны, щельбиры ольберы, топчаки, ревуги. Малое видел здесь имена батыров - предводителей отряда ковуев. С некоторыми его этимологиями можно согласиться. Реконструкции «Ер-буга» ревуга «Алп-ер» ольбер вероятны, ибо подобные имена встречаются в тюркской в частности, казахской ономастике; Как и Ер-дада Редедя , Челебир шельбир. О ведославных берендеях Я уже рассказал о том, что считаю важным, и прежде всего о том, что происходит с нами — сейчас. Но кто же мы? Что хотим?
Куда зовем? Мы — хранители традиции. Нас можно назвать — посредниками, посланниками. Мы несем свет по тьму городов. Мы показываем путь к свету. А кто же истинные светлые? Их не найти в городах. Они не выступают на телевидении, не выходят к митингующим толпам.
Современный мир устроен так, что им нет места среди нас. Начни они говорить — мы не услышим их или опорочим, вывернем наизнанку их слова. Потому истинные светлые живут вдали от нас, лишь иногда приходя к хранителям. Они желают помочь. Они хотят, чтобы светлые люди также объединились, стали строить и в яви добрую сказку. Чтобы люди жили долго и в радости. И не в прокопченных городах, а в сказочных теремах, подобных китежским. Жили среди заботливой природы, в прекрасных садах, где поют птицы, ходят животные, которые не боятся людей, а служат им с радостью.
Хотят, чтобы звучал детский смех и чтобы лучились глаза. И они уверены, что стоит только этого очень захотеть, — так и будет. Об истинных светлых и их мире я не могу рассказывать в этой документальной книге, наполненной фактами, датами, именами известных лиц. По многим, надеюсь понятным, причинам. И я не против, если их признают за фантазию, и более того, стану на этом настаивать, если будет в том нужда. В самом деле, можно ли признать нашими современниками тех, для кого открыты врата зачарованного Китеж-града, кто приходит не только наяву, но и во снах? Дом-музей А. Островского в Щелыково Однако я имею право рассказать о хранителях традиции то, что в наше время стало возможно сделать, и буду стараться не повредить лишним словом.
А прежде всего я расскажу о берендеях, о коих мне известно более всего, ибо мой род имеет отчасти и эти корни. Многие сразу вспомнят Берендеево царство из сказки Александра Николаевича Островского. Всем памятны прекрасный пастух Лель, Снегурочка — дочь Деда Мороза и Весны, а также Купава, купец Мизгирь… Это герои древней легенды, которую сей драматург и поэт записал в наших местах близ своей усадьбы в деревне Щелыково, что в Заволжье под Костромою. А мои предки Асовы — из Завражья и Борисоглебского, что в пятнадцати верстах от той усадьбы А. Там и сейчас бьет незамерзающий Снегуркин Голубой ключик на Ярилиной поляне в Берендеевом лесу. И мой старый дом, в котором я родился, совсем недалече, — в селе Сокольском, куда Асовы переехали в 50-х годах прошлого века, где и теперь немало моих родственников и где наше родовое кладбище. Конечно, мы — берендеи, вовсе не выдумка поэта. У нас есть история, традиции, живые поныне.
Приезжайте на экскурсию в Щелыково, на «родину Снегурочки», где проходят праздники, и вы сами это увидите. Так кто же мы — берендеи? Перелистаем летописи, заглянем и в дощечки новгородских волхвов, послушаем старые предания… Древнейшие сведения о берендеях есть в «Книге Велеса». И они показывают, что наш корень уходит не только на Волгу. Древнейшие летописные сведения о берендеях относятся ко временам Русколани — царства, процветавшего более тысячи лет назад в Причерноморье и у северных отрогов Кавказа. Среди родов, населявших Русколань, «Книга Велеса» упоминает и берендеев. Имя это легко читается по-славянски. Берендеи — это те, кто делаются бером-медведем.
Замечу, медведь и поныне — символ России. И там же, в дощечках, рассказывается о том, что во времена Буса у берендеев был вождь — Асень. Между прочим, в поздних приписываемых берендеям легендах попавших в XVII веке в «Мазуринский Летописец» упоминается древний русский князь Асан вместе с князьями Авесханом и Великосаном, которые совершали походы вплоть до земель Египта, показали страх великий «в Иерусалимских странах и в варварах», а также «храбростью и мудростью многих превзошли». Но не только воинским искусством были славны берендеи. Уже в «Книге Велеса» сказано: «Наши жрецы о Ведах заботились и говорили, что их у нас никто украсть не должен, если мы имеем берендеев наших и Бояна» Бус I, 2:2. Здесь берендеи названы хранителями веры. После смерти Буса и разгрома Русколани гуннами конец IV в. Откочевавшие в Приднепровье торки, печенеги, черкасы и берендеи по-прежнему жили как вольные воины.
Из-за черных папах, которые они носили, их тогда именовали также «черными клобуками». Берендеями был основан город Переяславль ныне Переславль-Хмельницкий недалеко от Киева.
Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.
Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил: — Ah! Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire.
Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории. И она очень скупа.
Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу.
И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала… Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались… Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил: — И весь свет узнал… Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера.
Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится. Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться. Когда я собирался искать сведения о народе Берендеи, никак не предполагал найти столь противоречивые сведения.
Свое повествование начну для вас вероятно неожиданно — со словаря уважаемого Владимира Даля — человека весьма честного и авторитетного. Чего только нет в его словаре, но слова «берендей», «берендеи», НЕТ! Этот факт выглядит очень странно, так как даны однокоренные слова с описанием их определения — «берендейка», «берендеить», «берендеечник», «берендеечница», «берендерить».
А вот основного, корнеобразующего слова нет. Прервемся и обратимся к признанным источникам, где слово Берендеи присутствует. Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона Берендеи Берендичи - кочевой народ тюркского происхождения, назыв.
Первое известие о Берендеях в наших летописях встречается под 1097 г. В начале XIII столетия черные клобуки совершенно исчезают в наших летописях. Замечательны отношения Берендеев, или торков, живших сначала за Доном, по соседству с болгарами, к нашим князьям.
Первоначально, когда они были независимы, они занимались исключительно грабежами и набегами на Русь, но их набеги не были так опасны и опустошительны, как, например, набеги печенегов , вследствие, вероятно, их меньшего количества сравнительно с последними. С появлением половцев роль Берендеев меняется. Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переяславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков.
Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и Берендеи, поселившись в Поросье и Верхнем Побужье, мало-помалу привыкли к оседлости и к городской жизни из их городов чаще всего упоминается в летописях Торчевск и по крайней мере в XII в. Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Кто-то — предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица - Переяслав.
Выделились из огузов. В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовольским князем Василько Ростиславичем. Повесть временных лет.
Были вассалами русских князей, участвовали в борьбе с половцами, междоусобных войнах на Руси. Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений.
Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта.
Обращает на себя внимание один из поэтических сказочных образов стихотворений - царь Берендей. Для поэта в его попытках изображения «берендеева царства» оказались важны традиции весенней литературной сказки А. Островского «Снегурочка».
Ключевые слова: Н. Тряпкин, А. Островский, волшебная сказка, традиция.
TRYAPKIN Tradition of literary interpretation of Russian fairy tales in Tryapkin"s lyric poetry is represented by various magic characters and images, and multiple examples of poems evidence it. One of the brightest examples of poetic myth images that had drawn attention of this study was Tzar Berendey. The poet found it important in his attempts to represent the «Berendey tzardom» to follow tradition of literary variation by A.
Ostrovsky of the spring fairytale «The Snow Maiden». Key words: N. Tryapkin, A.
Ostrovsky, Berendey, fairy tale, tradition. Поэзия Н. Тряпкина представляет собой сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы.
Исследователи видели в Тряпкине продолжателя русской классической поэзии А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф.
Тютчева, Н. Некрасова и восприемника опыта старших современников М. Исаковского, А.
Твардовского, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого, Я.
Сме-лякова , ставили его лирику в непосредственную связь с достижениями русской поэзии конца XX в. Слуцкого, В. Соколова, Ю.
Но был еще один, не менее важный для Тряпкина, источник его поэтического вдохновения - русское народное творчество. Это подтверждают многие его высказывания, свидетельства современников и творчество поэта: художник ищет и находит народную мудрость, расшифровывает и творчески подходит к ней в своих произведениях, обращаясь к различным фольклорным жанрам: былинам, песням, частушкам, сказкам. В лирике Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта.
Например, в стихотворении «Кострома» 1958 древнейший русский город предстает перед читателем в сказочном свете: Там рыжие лоси в большой снегопад На дровнях по школам развозят ребят, Там царь Берендей на проспекте живет, А сказки, что бабки, сидят у ворот. Обращает на себя внимание один из поэтических образов стихотворения - царь Берендей. Вообще «берендеи» - дикие кочевники, кочевое племя тюркского происхождения - упоминаются в русских летописях с 1097 г.
Островский в своей пьесе «Снегурочка». Осенью 1848 г. Нигде не сказано, каким путем Берендей пришел к власти, но, несомненно, владел ею по праву.
Царство берендеев находилось, согласно народным преданиям, на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого, на острове, сохранились остатки древнего городища. Таким образом, драматург это название «подсмотрел» в летописи или взял его из топонимов. Представляется интересным сравнить структуру «берендеева царства» в пьесе Островского «Снегурочка» и в стихотворениях Тряпкина.
Для своей пьесы драматург избрал форму поэтической весенней сказки, структурная организация которой такова, что в ней имеют место два царства. Одно то, с которого начинается повествование. Другое то, которое противопоставлено реальному миру.
Берендеево царство Островского имеет свою географию, свои законы, свой собственный отсчет времени. Оно абсолютно и самодостаточно. Это мир не идеальный, но счастливый.
Нравы и быт берендеев просты. У Островского берендеи ведут образ жизни, свойственный большинству племен, населявших среднюю полосу славянских земель. Одна из главных героинь пьесы Островского - Весна, как Сила Природы - говорит о берендеях: «они беспечны»; «частые игры и празднества» - обычное явление в их жизни.
Берендеи не знают, что такое междоусобные войны, любовь оберегают как святыню. В лирике Тряпкина «берендеево царство» - эта «угрюмая страна», с ее «могучей природой», похожей на Россию, зима здесь именно такая, как где-нибудь в лесу средней полосы: За синие своды, Зовут меня детские сказки природы, На белую гору, к метельному бору, Отвесить поклон старику Зиморогу.
Островский в своей пьесе «Снегурочка». Осенью 1848 г. Нигде не сказано, каким путем Берендей пришел к власти, но, несомненно, владел ею по праву. Царство берендеев находилось, согласно народным преданиям, на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого, на острове, сохранились остатки древнего городища. Таким образом, драматург это название «подсмотрел» в летописи или взял его из топонимов.
Представляется интересным сравнить структуру «берендеева царства» в пьесе Островского «Снегурочка» и в стихотворениях Тряпкина. Для своей пьесы драматург избрал форму поэтической весенней сказки, структурная организация которой такова, что в ней имеют место два царства. Одно то, с которого начинается повествование. Другое то, которое противопоставлено реальному миру. Берендеево царство Островского имеет свою географию, свои законы, свой собственный отсчет времени. Оно абсолютно и самодостаточно. Это мир не идеальный, но счастливый.
Нравы и быт берендеев просты. У Островского берендеи ведут образ жизни, свойственный большинству племен, населявших среднюю полосу славянских земель. Одна из главных героинь пьесы Островского - Весна, как Сила Природы - говорит о берендеях: «они беспечны»; «частые игры и празднества» - обычное явление в их жизни. Берендеи не знают, что такое междоусобные войны, любовь оберегают как святыню. В лирике Тряпкина «берендеево царство» - эта «угрюмая страна», с ее «могучей природой», похожей на Россию, зима здесь именно такая, как где-нибудь в лесу средней полосы : За синие своды, Зовут меня детские сказки природы, На белую гору, к метельному бору, Отвесить поклон старику Зиморогу. Я слушаю тайную флейту природы, Иду через дремы, очнуться не смея, К прогалинам детства, в страну Берендея... В европейской литературной традиции лес - символ человеческих заблуждений.
В русской - источник помощи, которая вдруг придет, когда ее неоткуда ждать, средоточение таинственных сил. Считается, что имя «Лель» принадлежало одному из божеств в языческом пантеоне славян, его отождествляли с Купидоном. У Островского образ Леля несет в себе и реальное в «сказке» драматурга юный Лель - пастух , и сказочное начало, хотя не обнаруживающее себя так, как в образе Снегурочки. У обоих писателей Лель - беспечный баловень судьбы, любимец девушек, поэт и музыкант у Тряпкина Лель играет на «ворожейной свирели». Вообще действительность, преломляясь в сознании писателей, нередко приобретает фантастические черты. В берендеевом царстве уживаются и люди, и сказочные существа у Островского: Вес-на-Красна, Дед-Мороз, Леший, Снегурочка; у Тряпкина - «коньки-сорванцы», «Мороз, поднявший усы», Елка, Баян, «бородатый лес». У Островского царь Берендей - заботливый и справедливый правитель, который будет старательно отыскивать причины гнева Ярилы в «неправильном» житье-бытье своих подданных.
Его владения превратятся в арену мести Солнечного бога. У Тряпкина царь Берендей -«лицо необыкновенное», волшебное существо, объединяющее в себе народную культуру с народным бытием, с его широтой и общезначительностью: А про сельский наш корень скажу вам смелей: Мы фамильнее прежних бояр и князей! Не на знатных гербах, а на наших горбах Эту Русь начинал еще царь Берендей. Конфликт, охватывающий мир берендеев Островского «тепло» и «стужа» пронизывает социальный аспект, у Тряпкина «тепло» и «стужа» - это не конфликт, а неотъемлемые составляющие природного мира зимы и лета как времен года. И гармоничность мира «берендеева царства» Тряпкина заключается в его слитности с природой, а значит - в полной ей подчиненности лирического героя: Проносятся тучи, проносятся годы, А я эти тропы, и вздохи, и стуки Держу на примете, беру на поруки, А я эти песни, рожки и свирели Хотел бы оставить в родной колыбели, Где красные горы, где шумные боры, Где я на дулейке искал переборы. И слушал земли заповедные Веды, Садясь на пенек для высокой беседы... Итак, народно-поэтическая культура специфично преломилась в поэзии Тряпкина, вос-принимаясь не только в «чистом виде», но и через литературную традицию, в частности, через традицию А.
Для поэта в его попытках приблизиться к народно-сказочной России близкими оказались традиции весенней литературной сказки Островского «Снегурочка». Бурдакова Т. Соловьева В. Богданова С. Кошелева И. Фольклорный мир в поэзии Н. Тряпкина, Ю.
Кузнецова, В. Высоцкого: Способы реализации фольклорной цитации в стихотворном тексте. Тряпкин Н. Избранное: Стихотворения. Излуки: Стихотворения. Burdakova T. Soloveva V.
Bogdanova S. Kosheleva I. Folklornyy mir v poezii N. Tryapkina, YU. Kuznetsova, V. Vysotskogo: Sposoby realizatsii folklornoy tsitatsii v stikhotvornom tekste. Tryapkin N.
Izbrannoe: Stikhotvoreniya.
Как можно называть берендеев даже полукочевниками, если мы знаем их лишь как городских жителей и профессиональных воинов. Мы знаем, что отряды берендеев нанимали не только русские князья, но и другие государства, к примеру, тот же венгерский король. Степняков нанимали очень редко. Вот скифов — тех да, а степняков, из-за их непостоянства — нет! Берендеи, следовательно, были надежны.
Это были профессионалы. Потому то в повестях и летописях берендеи всегда представляли собой отряд определенной численности, весьма не малой. Один этот отряд определял победу в бою, и об этом мы видим упоминание в источниках, где сказано, что киевские князья смело вступали в бой и побеждали даже в меньшинстве, если имели отряд берендеев. Именно берендеев боялись враги, а не киевских князей. Следовательно, берендеи были профессиональными наемными воинами, имевшими непререкаемый авторитет именно в военном деле. По характеру их деятельности мы можем смело провести аналогию берендеев со скифами.
Скифов тоже пытаются представить кочевниками, не смотря на то, что они жили в городах, имели лучшее в мире вооружение и лучшую в мире армию, их мастера изготавливали прекрасные золотые украшения. О городах берендеев Теперь о желании берендеев жить в городах… Какие ещё степные племена хотели жить в городах? Да никакие! Включая завоевавших полмира монголов, принимавших послов других государств в степи, в специально организованном стойбище. А берендеи просят киевского князя: «Коль хочешь нас отблагодарить, так дай нам города». Но они и сами строили города, в которых жили.
Названы 6 городов и указано, что были и другие… Ничего себе степное племечко, не помещавшееся в 10-ти, а то и в 20-ти городах? Это больше напоминает отдельное государство с многочисленным населением, сравнимым с населением всей Руси! Но жить в городах — полдела…. Берендеи умели строить города! Желание жить в городах, умение их строить и самое главное — умение ими управлять…. Всё это свидетельствует о владении берендеями знаниями государственного устройства и управления.
Ведь любой город — это уже государство, так как он обладает всеми его признаками: централизованной властью, организацией порядка, собиранием налогов, содержанием дружины для военных и полицейских функций, организацией производства и торговли, ведением переговоров с другими городами. Земли берендеев Берендеи — это утраченное прозвище русославян на территориях от Семивежья Москвы , Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края. Народ этот славянского происхождения, и возможно одни из основных предков, родоначальников русского народа. Были предприняты в исторической науке неимоверные усилия по вычищению упоминаний этого славного народа и введению на всякий случай дезинформации о берендеях, как народе тюркского происхождения. Ведь чем неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее верят.
Кто такие берендеи в сказке снегурочка
Чаще всего при слове Берендей мы вспоминаем пьесу Островского «Снегурочка», однако сказочный царь, правящий «царством добрых берендеев», не имеет ничего общего с настоящим древним народом. Берендеи в литературе представляются нам вполне цивилизованным мирным народом, живущим в городах и селах. Однако в русском фольклоре этим словом обозначают оборотней, превращающихся в медведей. Существуют в нашем языке и такое забытое слово как «берендейка» - часть старинной военной амуниции, - перевязь, к которой привешивались принадлежности для заряжения ружей, а еще так назывались резные расписные куклы. О значимости этого слова говорит то, что от него существовали и производные: «берендеечниками» назывались мастера, которые «берендерили» - мастерили берендейки.
Вот, пожалуй, и вся лингвистическая память, которая осталась в нашем языке от целого народа, который около тысячи лет назад представлял собой значимую силу в древней Руси. Правда, еще сегодня название «Берендей» часто дают различным объектам — от ресторанов до лесных баз отдыха, однако эта тенденция, скорее всего, связана все с тем же сказочным царем, созданным Островским. Берендеи по версии Островского — миролюбивый древний славянский народ Берендеи по версии Островского — миролюбивый древний славянский народ В официальной науке принято считать берендеев кочевым племенем тюркского происхождения.
Этих кочевников, отклонившихся, предавшихся Руси печенеги и половцы прозвали «берiyдi»: предавшиеся, отдавшие себя, откуда в русских летописях пошло слово «берендеи». Наряду с торками и другими племенами упоминаются в летописях также под названием чёрных клобуков. С конца XI века берендеи с согласия киевских князей осели на Киевщине преимущественно в Поросье, вдоль реки Роси с обязанностью принимать участие в походах киевских князей. Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам. Они состояли на службе у владимирских князей Андрея Боголюбского, Юрия Долгорукого и других, зачастую составляя отборные войска князя.
Именно от них пошло название Берендеева болота и посёлка Берендеево.
К традициям русской культуры апеллировал и вокально-инструментальный ансамбль «Берендеи», образованный Московском лесотехническом институте в начале 70-х гг. ХХ века. Доля правды в этих представлениях есть. Действительно этноним «берендеи» впервые встречается в «Повести временных лет» под 1096 годом. Упомянуты они в качестве военной силы, участвующей в междоусобной борьбе, разразившейся после ослепления князя Василька Теребовльского. Не знакомый с древнерусским летописанием читатель может быть немало удивлен: берендеи там упомянуты как кочевое тюркоязычное племя, действовавшее совместно с торками и печенегами. Причем, особенно близки берендям были, судя по всему, торки — тюркоязычное племя, говорившее на языке, принадлежавшем к огузской подгруппе тюркских языков.
К этой языковой группе принадлежат, например, современный турецкий, азербайджанский и туркменский языки. О близости торков и берендеев свидетельствует несколько фактов. Во-первых, в разных военных столкновениях, описанных в русских летописях, торки и берендеи всегда оказываются по одну сторону баррикады. Половцы народ, тоже говоривший на тюркском языке, но принадлежавший к другой ветви, родственной современным татарам иногда выступают в союзе с торками и берендеями, а иногда враждуют. Так, например, в «Повести временных лет» сообщается, что в 1105 году знаменитый половецкий хан Боняк ходил походом на торков и берендеев. О результатах этого похода ничего не сообщается, однако факт противостояния торков и берендеев с одной стороны, а половцев с другой уже весьма показателен. Во-вторых, в Повести временных лет упоминается некий торчин, овчарь то есть слуга, отвечающий за сохранность поголовья овечьего стада князя Святополка Изяславича. Этот торчин то есть человек из племени торков оказался главным действующим лицом в деле ослепления князя Василька Теребовльского.
В пьесе фигурирует «Заречная слободка Берендеевка», её жители — «берендеи», и даже «царь Беренедей». Почему Островский придумал для своего воображаемого народа такое странное скажем прямо, совершенно не подходящее по смыслу название? Не известно. Скорее всего, его к этому подтолкнуло звание упомянутого села близ исконно русского старинного города Ярославля.
Кстати, оно находится всего в трехстах километрах от его усадьбы Щелыково. Не знал писатель, что среди русских названий ярославской земли оно совершенно инородно. А может и знал, Островский был прекрасно образован, но его привлекло само слово, от которого веет древностью и сказкой. Особенную популярность история, придуманная Островским, получила после того, как в 1968 году замечательный советский актер и режиссер Павел Петрович Кадочников, снял фильм-сказку «Снегурочка», которую не по разу смотрели все советские дети.
Сам Кадочиков сыграл в фильме мудрого царя Берендея. Красочные декорации, талантливая игра актеров, все это произвело больше впечатление на зрителей. Таким образом и закрепился в общественном сознании яркий, но ошибочный образ «сказочных славян берендеев». Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта.
Обращает на себя внимание один из поэтических сказочных образов стихотворений - царь Берендей. Для поэта в его попытках изображения «берендеева царства» оказались важны традиции весенней литературной сказки А. Островского «Снегурочка». Ключевые слова: Н.
Тряпкин, А. Островский, волшебная сказка, традиция. TRYAPKIN Tradition of literary interpretation of Russian fairy tales in Tryapkin"s lyric poetry is represented by various magic characters and images, and multiple examples of poems evidence it. One of the brightest examples of poetic myth images that had drawn attention of this study was Tzar Berendey.
The poet found it important in his attempts to represent the «Berendey tzardom» to follow tradition of literary variation by A. Ostrovsky of the spring fairytale «The Snow Maiden». Key words: N. Tryapkin, A.
Ostrovsky, Berendey, fairy tale, tradition. Поэзия Н. Тряпкина представляет собой сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы. Исследователи видели в Тряпкине продолжателя русской классической поэзии А.
Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова и восприемника опыта старших современников М.
Исаковского, А. Твардовского, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого, Я.
Сме-лякова , ставили его лирику в непосредственную связь с достижениями русской поэзии конца XX в. Слуцкого, В. Соколова, Ю. Но был еще один, не менее важный для Тряпкина, источник его поэтического вдохновения - русское народное творчество.
Это подтверждают многие его высказывания, свидетельства современников и творчество поэта: художник ищет и находит народную мудрость , расшифровывает и творчески подходит к ней в своих произведениях, обращаясь к различным фольклорным жанрам: былинам, песням, частушкам, сказкам. В лирике Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта. Например, в стихотворении «Кострома» 1958 древнейший русский город предстает перед читателем в сказочном свете: Там рыжие лоси в большой снегопад На дровнях по школам развозят ребят, Там царь Берендей на проспекте живет, А сказки, что бабки, сидят у ворот. Обращает на себя внимание один из поэтических образов стихотворения - царь Берендей.
Вообще «берендеи» - дикие кочевники, кочевое племя тюркского происхождения - упоминаются в русских летописях с 1097 г. Островский в своей пьесе «Снегурочка». Осенью 1848 г. Нигде не сказано, каким путем Берендей пришел к власти, но, несомненно, владел ею по праву.
Царство берендеев находилось, согласно народным преданиям, на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого, на острове, сохранились остатки древнего городища. Таким образом, драматург это название «подсмотрел» в летописи или взял его из топонимов. Представляется интересным сравнить структуру «берендеева царства» в пьесе Островского «Снегурочка» и в стихотворениях Тряпкина. Для своей пьесы драматург избрал форму поэтической весенней сказки, структурная организация которой такова, что в ней имеют место два царства.
Одно то, с которого начинается повествование. Другое то, которое противопоставлено реальному миру. Берендеево царство Островского имеет свою географию, свои законы, свой собственный отсчет времени. Оно абсолютно и самодостаточно.
Это мир не идеальный, но счастливый. Нравы и быт берендеев просты. У Островского берендеи ведут образ жизни, свойственный большинству племен, населявших среднюю полосу славянских земель. Одна из главных героинь пьесы Островского - Весна, как Сила Природы - говорит о берендеях: «они беспечны»; «частые игры и празднества» - обычное явление в их жизни.
Берендеи не знают, что такое междоусобные войны, любовь оберегают как святыню. В лирике Тряпкина «берендеево царство» - эта «угрюмая страна», с ее «могучей природой», похожей на Россию, зима здесь именно такая, как где-нибудь в лесу средней полосы: За синие своды, Зовут меня детские сказки природы, На белую гору, к метельному бору, Отвесить поклон старику Зиморогу. Я слушаю тайную флейту природы, Иду через дремы, очнуться не смея, К прогалинам детства, в страну Берендея... В европейской литературной традиции лес - символ человеческих заблуждений.
В русской - источник помощи, которая вдруг придет, когда ее неоткуда ждать, средоточение таинственных сил. Считается, что имя «Лель» принадлежало одному из божеств в языческом пантеоне славян, его отождествляли с Купидоном. У Островского образ Леля несет в себе и реальное в «сказке» драматурга юный Лель - пастух , и сказочное начало, хотя не обнаруживающее себя так, как в образе Снегурочки. У обоих писателей Лель - беспечный баловень судьбы, любимец девушек, поэт и музыкант у Тряпкина Лель играет на «ворожейной свирели».
Вообще действительность, преломляясь в сознании писателей, нередко приобретает фантастические черты. В берендеевом царстве уживаются и люди, и сказочные существа у Островского: Вес-на-Красна, Дед-Мороз, Леший, Снегурочка; у Тряпкина - «коньки-сорванцы», «Мороз, поднявший усы», Елка, Баян, «бородатый лес». У Островского царь Берендей - заботливый и справедливый правитель, который будет старательно отыскивать причины гнева Ярилы в «неправильном» житье-бытье своих подданных. Его владения превратятся в арену мести Солнечного бога.
У Тряпкина царь Берендей -«лицо необыкновенное», волшебное существо, объединяющее в себе народную культуру с народным бытием, с его широтой и общезначительностью: А про сельский наш корень скажу вам смелей: Мы фамильнее прежних бояр и князей! Не на знатных гербах, а на наших горбах Эту Русь начинал еще царь Берендей. Конфликт, охватывающий мир берендеев Островского «тепло» и «стужа» пронизывает социальный аспект , у Тряпкина «тепло» и «стужа» - это не конфликт, а неотъемлемые составляющие природного мира зимы и лета как времен года. И гармоничность мира «берендеева царства» Тряпкина заключается в его слитности с природой, а значит - в полной ей подчиненности лирического героя: Проносятся тучи, проносятся годы, А я эти тропы, и вздохи, и стуки Держу на примете, беру на поруки, А я эти песни, рожки и свирели Хотел бы оставить в родной колыбели, Где красные горы, где шумные боры, Где я на дулейке искал переборы.
И слушал земли заповедные Веды, Садясь на пенек для высокой беседы... Итак, народно-поэтическая культура специфично преломилась в поэзии Тряпкина, вос-принимаясь не только в «чистом виде», но и через литературную традицию, в частности, через традицию А. Для поэта в его попытках приблизиться к народно-сказочной России близкими оказались традиции весенней литературной сказки Островского «Снегурочка». Бурдакова Т.
Соловьева В. Богданова С. Кошелева И. Фольклорный мир в поэзии Н.
Тряпкина, Ю. Кузнецова, В. Высоцкого: Способы реализации фольклорной цитации в стихотворном тексте. Тряпкин Н.
Избранное: Стихотворения. Излуки: Стихотворения. Burdakova T. Soloveva V.
Bogdanova S.
Торки, берендеи и иные кочевые народы в истории Древней Руси
ХХ века. Доля правды в этих представлениях есть. Действительно этноним «берендеи» впервые встречается в «Повести временных лет» под 1096 годом. Упомянуты они в качестве военной силы, участвующей в междоусобной борьбе, разразившейся после ослепления князя Василька Теребовльского.
Не знакомый с древнерусским летописанием читатель может быть немало удивлен: берендеи там упомянуты как кочевое тюркоязычное племя, действовавшее совместно с торками и печенегами. Причем, особенно близки берендям были, судя по всему, торки — тюркоязычное племя, говорившее на языке, принадлежавшем к огузской подгруппе тюркских языков. К этой языковой группе принадлежат, например, современный турецкий, азербайджанский и туркменский языки.
О близости торков и берендеев свидетельствует несколько фактов. Во-первых, в разных военных столкновениях, описанных в русских летописях, торки и берендеи всегда оказываются по одну сторону баррикады. Половцы народ, тоже говоривший на тюркском языке, но принадлежавший к другой ветви, родственной современным татарам иногда выступают в союзе с торками и берендеями, а иногда враждуют.
Так, например, в «Повести временных лет» сообщается, что в 1105 году знаменитый половецкий хан Боняк ходил походом на торков и берендеев. О результатах этого похода ничего не сообщается, однако факт противостояния торков и берендеев с одной стороны, а половцев с другой уже весьма показателен. Во-вторых, в Повести временных лет упоминается некий торчин, овчарь то есть слуга, отвечающий за сохранность поголовья овечьего стада князя Святополка Изяславича.
Этот торчин то есть человек из племени торков оказался главным действующим лицом в деле ослепления князя Василька Теребовльского.
Ключик далеко выбросили: никто не найдёт. Оба оказались у озера, где первый раз встретились.
Там конь пасётся на траве мураве. Узнал хозяина, примчался и встал пред ним. Сели царевич с царевной на коня и помчались вперед, к свободе.
Кощей тем временем гонцов посылает, чтобы узнать, готовы ли сапоги. Им из-за двери слюнки отвечают, что скоро прибудут. Так повторилось еще раз.
Разгневался Кощей и велел двери сломать, за ними никого нет. Пустились слуги догонять беглецов. Только у Марьи-царевны на всякий случай разные хитрости припасены.
Ошибка Ивана-царевича Не смог их сам Кощей догнать, так на беду прекрасный город им по пути встретился. Ивана в город потянуло, а Марья предупредила его, что там он может её забыть, и она умрёт. Всё так и получилось.
От тоски прекрасная царевна превратилась в цветочек голубенький. Его выкопал и посадил в горшок у себя в избе старичок. Сказка Жуковского «Царь Берендей» подходит к концу.
Снова удалось превратиться в девушку прекрасной царевне и вызволить из города прямо со свадьбы своего суженого. Так теперь они примчались во дворец Берендея, где их встретили как желанных и дорогих гостей. Думать долго не стали, созвали гостей и сыграли свадьбу.
Кто такие берендеи С незапамятных времён, как считает историк С. Соловьев, это племя служило у князя владимирского Андрея Боголюбского и жило около Переяславля-Залесского. Осталось в памяти людей в этих местах Берендеево болото и следы жилья рядом.
Однако часть из них кочевала и охраняла границы Киева от половцев и других князей. Так что племя это было совсем не мифическое, а вполне реальное. Был ли у них царь по имени Берендей?
Кто это, историками не установлено. Скорее всего, это был мелкий князь. Он остался в преданиях, как и это малознакомое нам племя.
Происходило это в XII веке. Сто лет спустя часть берендеев перебралась в Венгрию и Болгарию. Остатки племени объединились со славянами и превратились в русичей.
В мифологии, которую прекрасно использовал писатель Н. Островский, а затем — композитор Н. Римский-Корсаков, есть царь-крестьянин Берендей.
Человек, который крест целовал на верность своему народу, землепашцам и хлебородам. Он хранитель веры и мудрый наставник своих подданных. Вера берендеев Они были язычниками и одухотворяли всю окружавшую их природу.
Каждый камешек, особенно большой валун, каждое дерево и любой кустик и листочек имели душу.
Ипатьевская летопись неоднократно отмечает, что Изяслав Мстиславович пользовался большой любовью у чёрных клобуков. Вероятно, что находясь в постоянной борьбе за Киев с Юрием Долгоруким и, дважды, будучи изгнанным, из Киева, Изяслав позаботился о переселении части чёрных клобуков на Волынь, по аналогии с упомянутым переселением берендеев во Владимиро-Суздальские земли. Таким образом, в случае утраты киевского стола Изяслав автоматически терял контроль над чёрными клобуками Поросья, однако в его распоряжении оставались «волынские» берендеи.
Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ , Саков , Берендичев , Берендеево , Ижеславль , Урнаев и другие. Столицей чёрноклобукского союза Поросья был город Торческ Торцкь, Торцьскъ. Каждая орда союза занимала определённую территорию. Берендеи получили от киевских князей регион в верховьях Роси, центром которого являлся город Ростовец.
Здесь находились их вежи , а также небольшие укреплённые городки, упоминаемые летописью. В 1177 году вторгшиеся в пределы Поросья половцы «взяша 6 городовъ Береньдиць», затем нанесли русским дружинам поражение под Ростовцем.
К этой языковой группе принадлежат, например, современный турецкий, азербайджанский и туркменский языки. О близости торков и берендеев свидетельствует несколько фактов. Во-первых, в разных военных столкновениях, описанных в русских летописях, торки и берендеи всегда оказываются по одну сторону баррикады. Половцы народ, тоже говоривший на тюркском языке, но принадлежавший к другой ветви, родственной современным татарам иногда выступают в союзе с торками и берендеями, а иногда враждуют.
Так, например, в «Повести временных лет» сообщается, что в 1105 году знаменитый половецкий хан Боняк ходил походом на торков и берендеев. О результатах этого похода ничего не сообщается, однако факт противостояния торков и берендеев с одной стороны, а половцев с другой уже весьма показателен. Во-вторых, в Повести временных лет упоминается некий торчин, овчарь то есть слуга, отвечающий за сохранность поголовья овечьего стада князя Святополка Изяславича. Этот торчин то есть человек из племени торков оказался главным действующим лицом в деле ослепления князя Василька Теребовльского. Именно он орудовал ножом, выкалывая Васильку глаза. Этот торчин назван по имени — звали его Берендей.
То есть слово «берендей» могло выступать не только этнонимом, но и личным именем. Из этого можно заключить, что беренеди могли быть не отдельным народом, а некой этно-политической группой, получившей название по имени предводителя-основателя. Подобным образом получили свой этноним ногаи, чье наименование связывают с золотоордынским беклербеком Ногаем, жившим в XIII в. То есть, такая практика в рамках тюркской цивилизации существовала, следовательно, могла быть реализована и в случае с берендеями. Изначально берендеи жили на юго-западных границах Руси, поэтому особенно часто они фигурируют в междоусобных столкновениях южно-русских князей.
3-й день экспедиции «За головными уборами героев русских сказок». В гостях у Царя Берендея
Они использовали различные способы народной выразительности — народную живопись, гравюры на дереве, вышивку. Одним из наиболее специфических для культуры берендеев видов ремесла была изготовление ножей. Эти ножи приобрели известность среди многих народов Мира и стали своего рода экспортным товаром. Таким образом, вклад берендеев в развитие культуры Западной Сибири был огромным. Их знания о музыке, традиционные ремесла, искусство и народную медицину продолжают жить в памяти потомков и приобретать новые интерпретации в современном мире. Современный взгляд на Берендеев Исторический контекст В средние века Берендеи были одними из главных племен Восточной Европы. Их роль в истории связана с борьбой за власть с другими древними народами, такими как Киевская Русь и Польша. Сегодня мы понимаем, что их влияние на историю региона было существенным. Берендеи были укреплены эффективным управлением и культурной идентичностью, которая продолжает жить в современной Украине. Культурное наследие Берендеи имели богатую культуру, которая проникла в многие сферы жизни.
Берендейские населенные пункты были известны своими художественными изделиями, такими как ковры и вышивки, а также музыкальными инструментами. Сегодня многие берендеевские традиции сохранены и популяризированы в современной культуре Украины. Их красочные вышивки и традиционные ковры продолжают относиться к самым ценным наследиям региона. Влияние на современность Современная Украина находится в постоянном поиске своей национальной идентичности, и культура Берендеев может играть важную роль в этом процессе. За последние годы наблюдается рост интереса к берендеевской культуре со стороны иностранных туристов и местного населения. Берендеевская культура может дать современному обществу ценные уроки укрепления общинности и культурной идентичности. Она также может стать важным элементом национальной идентичности и дать Украине сильный импульс для развития туризма и экономики. Оцените статью.
Пусть она и не сказочная, шапка эта, но духом странствий она людей обязательно должна зарядить, чтобы больше они по миру ездили, разные города-страны видали, друг с другом знакомились, дружили и в мире-согласии жили. Не будет тогда ни войн, ни конфликтов, и каждый будет понимать, что люди везде одинаковые, нет между ними никаких принципиальных различий. Такая вот миссия у нас, у путешественников: прежде себя найти надобно, а уже потом — людей на путь истинный наставлять. Причем, первая из этих задач — самая сложная. Раз уж мы в тереме доброго волшебника оказались — как тут не испытать разные чудесные приспособления для исполнения сокровенных желаний: вот помощницы берендеевы предлагают в бочонок волшебный сесть, загадать сидя в нем желание. Коли благое оно — непременно исполнится, Берендей это гарантирует. С веселым смехом Олег садится в деревянный бочонок, потом не без труда из него выбирается, - потешное это дело. Еще у волшебника есть специальный сказочный принтер, при помощи которого он всякие темные мысли преобразует в светлые, а дождливую погоду, пасмурную — в ясную, солнечную. Но этим утром принтер работать отказался, видать, и так солнышко ясное второй день радует нас своим ярким светом да теплом, «от добра -добра не ищут» - гласит народная мудрость. Еще мы передаем Берендею приветы и благие пожелания от тех сказочных героев, что уже посетили на просторах российских, все они знакомы между собой, несколько раз в год собираются в гостях друг у друга, на Днях рождения, фестивалях и даже Всемирных сказочных играх которые, кстати, на Вятке проводятся. Вещаем о том, что путь мы держим во Ивановские земли, в малый град Южу, чтобы встретиться с живущей там Василисой Премудрой, подругой берендеевой. Доволен волшебник, приглашает нас на блины особенные, по специальному сказочному рецепту печеные. Спускаемся вниз по широкой лестнице, садимся за стол, начинают нас потчевать вкуснейшими блинами с вареньем разным да чаем особенным, волшебным. За разговором с руководителями и участниками проекта «Дом Берендея» обсуждаем перспективы сотрудничества, узнаем о том, чем живут и дышат в наше непростое время люди, делающие сказку явью. Сказка-сказкой, но это немаленькое хозяйство нужно содержать, и не просто сводить концы с концами, а работать зарабатывать, расширяться и вкладываться в дальнейшее развитие. Идут разговоры о турпотоке, о перспективах государственно-частного партнерства, о законодательных инициативах, взаимоотношениях часто непростых с местными органами власти и т. Отнюдь не сказочные разговоры, но таковы реалии жизни: чтобы что-то создать, одного волшебства мало, нужно еще и много и эффективно работать, чтобы рано или поздно сказка стала былью, реальностью. Один из самых ярких примеров этого мы встретили здесь. Есть чему поучиться у этих людей, есть над чем поразмыслить. Поблагодарив авторов проекта, сотрудников «Дома Берендея» за радушный прием и щедрый дар музею, мы приобретаем оригинальные сувениры, изготовленные местными мастерами. В русском языке имеется слово «берендейки» - это расписные деревянные, резные или точеные фигурки людей и животных, которые продавались в давние времена на ярмарках, позже эти изделия стали основой для создания отдельных промыслов вблизи сложившихся торговых центров. Художники ООО «Мастерская подарков» изготавливают исключительно ручным способом, по старинной и традиционной технологии, изделия народных художественных промыслов. Созданные ими берендейки — это возрождение традиций русского народа, их самобытности. Наш путь лежит через леса и болота, в Ивановскую область, городок Южа, где уже ждет Василиса Премудрая. Дорога неблизкая, навигатор выдает нам самый на его взгляд простой и оптимальный вариант — по федеральным трассам, через Ярославль. Но мы решаем существенно сократить дорогу, к тому же насладиться природой в этот ясный, весенний день, и отправляемся по узким дорогам местного значения. Василиса Премудрая С широкого Ярославского шоссе сворачиваем на местную дорогу, начинаются ухабы-колдобины, на которых автомобиль весело подпрыгивает; при вождении здесь уже не расслабишься — нужно постоянно искать глазами «фарватер» среди совсем неровной глади старого, видавшего виды асфальта, сваливающегося частями, как шкура огромного, линяющего Змея Горыныча. Едем долго, время от времени сверяясь с навигатором. Олег созванивается с резиденцией Василисы Премудрой, чтобы узнать, как лучше сократить расстояние и по какой дороге поехать. В какой-то момент после очередного провинциального российского городка с непременной рыночной площадью, памятником Ильичу и свежевыкрашенной колокольней напротив, мы сворачиваем на ухабистую грунтовую дорогу и несколько километров едем в уверенности, что она нас наикратчайшим путем приведет к автостраде. Не тут-то было: навигатор заводит в неимоверную глушь, дорога петляет по густому лесу среди полуразвалившихся деревень, судя по всему, здесь ездят только трактора, охотники и рыбаки. Выходим наружу, пытаемся понять, куда заехали. Вокруг — березовая роща, с голыми еще ветвями стоят красавицы-березы, в подлеске местами лежит снег, но уже пробиваются первые листики земляники. Неподалеку стоит списанная сельхозтехника и несколько покосившихся избушек, зато какие на них наличники: узорчатые, нарядные, веселые.
Их не боялись, поскольку считали, что Берендеи не причиняют вред, а, наоборот, помогают людям и защищают их. Негласный запрет распространялся на убийство оборотней. Если человека обратили в фантастическое создание насильно, ему стремились помочь вернуть первоначальный облик. В язычестве для этого использовали любой предмет гардероба, который обращенному нужно было надеть на себя. В некоторых верованиях расколдовать Берендея мог только колдун, который наложил на него заклятье. В христианстве вернуть человеческий облик можно уже с помощью колокольного звона или святой воды. Как становились Берендеями В славянской мифологии есть несколько традиционных способов обращения в оборотня. Чаще всего этой способностью обладали сильные колдуны, в основном мужчины. Иногда чародей мог заколдовать человека сам или по его просьбе. Если обращение происходит добровольно, колдун дает Берендею предмет чаще всего нож , с помощью которого тот будет принимать нужный облик. В некоторых случаях стать медведем-оборотнем может человек, в сердце которого кипит праведный гнев.
Впрочем, мобильность кочевого войска позволяла им легко перемещаться в разных направлениях. В 1146 году они принимали участие в захвате Киева представителем Мономаховой ветви рода Рюриковичей — Изяславом Мсиславичем. Поскольку русские князья часто использовали военные силы берендеев и других кочевых народах в своих войнах, часть кочевников была расселена по берегам реки Рось. Все вместе они стали именоваться «Черными клобуками». Слово «клобук» сейчас означает монашеский головной убор, но по-древнерусски так называлась любая шапка. Очевидно, такое наименование возникло оттого, что кочевники, в самом деле, носили черные головные уборы. Данные топонимики свидетельствуют о том, что в дальнейшем часть берендеев опять же, как важный военный ресурс была переселена Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским на территорию Северо-Восточной Руси. Память об этом хранит, например, название села Берендеево в Ярославской области. После монголо-татарского нашествия имя берендеев исчезает из летописи. Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. Остается вопрос: почему в массовом сознании берендеи, тюркоязычные кочевники, предстают в виде неких «сказочных славян», а не врагов-степняков? Всему виной великий русский писатель Александр Николаевич Островский 1823 — 1886. Да-да, тот самый, который написал «Грозу» помните: Катерина, «луч света в темном царстве» и прочее, известное всем со школы. Помимо этой замечательной пьесы, Островский является автором еще нескольких десятков произведений, среди которых видное место занимает романическая стихотворная пьеса «Снегурочка», впервые поставленная на сцене Большого театра в 1873 г. Именно в этой пьесе берендеи из древних тюркоязычных кочевников превратились в сказочных славян.
Кто такие берендеи – Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Кто такие, откуда взялись. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения в восточноевропейских степях, в летописях они иногда назывались то "торками" (видимо, от тюрк), то "черными клобуками" (черношапочниками). Новость: Кто такие берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые». Старый берендей уверенно повёл отряд через брод, время от времени оглядываясь: все ли идут, не отстал ли кто.