первый летчик-космонавт СССР в кабине корабля Восток-1. Космонавт Юрий Гагарин на корабле «Восток-1» стартовал с космодрома Байконур и впервые в мире совершил орбитальный полет вокруг Земли. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в космосе. Имя Юрия Гагарина известно во всем мире — 12 апреля 1961 года, 59 лет назад, он стал первым человеком, который совершил полет в космос и дал тем самым начало новой эпохе. Гагарин вручную открыл его только спустя 6 минут, и к этому времени ситуация была критическая, он едва не задохнулся.
Честный, смелый и целеустремленный. Каким был первый космонавт Юрий Гагарин
Гагарин Юрий Алексеевич (1934-1968) – советский лётчик-космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космос, герой Советского Союза. Научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» и портрет Гагарина на почтовой марке СССР. Видео – Юрий Гагарин, первый человек в космосе (1961 год). 108 минут полета Юрия Гагарина на корабле «Восток» стали новой точкой отсчета освоения пространства за пределами Земли. В 1962 году Юрий Гагарин участвовал в непосредственной подготовке и проведении первого группового полета советских космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4».
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
ТАСС 29 206 подписчиков Подписаться 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, в 9:07 по московскому времени космический корабль "Восток" стартовал с космодрома Байконур. Полет длился 1 час 48 минут, за это время "Восток" совершил один виток вокруг Земли. Спускаемый аппарат корабля из-за сбоя в системе торможения приземлился в 10:55 мск не в заданном районе, а в Саратовской области, неподалеку от деревни Смеловки.
Такое восхищение было. Он был родной для нас. Это непостижимо было для нашего времени, для нашего села такое событие». Совхоз «Безымянский».
И там все говорят: «У вас на территории приземлился такой человек». Как-то душа радовалась, что это у нас. Аппарат у нас на горе упал, а сам Гагарин дальше приземлился. Корабль упал не там, где стела стоит. Он упал на наших полях, колхоза Шевченко. Всего — человек шесть.
Помогли ему вылезти. Он спрашивает: «А можно позвонить у вас тут? Там в полях телефона нет, только в селе. Когда он сказал, что нужно позвонить, у нас тут военная часть была в Подгорном. Сразу приехала машина крытая, все это погрузили: и этот шар, и его самого. Потом он приезжал к нам 6 января 1965 года.
Тут уже все люди знали, что он к нам приедет. Вся дорога — полтора километра — от трассы и до села была заполнена людьми. До самого клуба. Когда приехали в клуб, там уже все собрались. Перед этим меня председатель вызывает и говорит: «Люб, вот Гагарин приезжает. Пойдешь и поможешь постряпать».
Все это было у председателя в доме рядом со старой школой. Я говорю: «Какая из меня повариха? Апельсины привезли. Тогда их вообще не было как сейчас в каждом магазине. У нас учитель был по ботанике. Он все осенние цветы пересаживал, у него была целая оранжерея.
Обратились к нему. Гагарина принимали в пионеры, галстук повязали. Там немного выступили наши, рассказали о хороших показателях колхоза. Потом завели ему трудовую книжку. И каждый год мы туда записывали заработок. Гагарин там выступал.
Тогда еще нового клуба не построили хотя на здании клуба красуется надпись «1964 г. Там набилось столько народу. Потом был обед в доме председателя. Мы его встречали, все настряпали. Повара были старше меня — Валя Зинченко, Татьяна Мишанина. Они хорошо готовили.
Они его встретили: «Раздевайтесь поскорее, проходьте». А он в ответ пошутил: «Быстрота нужна при ловле блох и когда пойдешь к чужой женщине». Привезли Тахтарову первые люди, которых Гагарин увидел после приземления — Анна Тахтарова и её внучка Рита, чуть позже подбежали колхозники, — прим. Он сказал: «Я вот вам подарочек привез. Что в портфеле — это вам, а внучке будет портфель». Кожаный, хороший такой, а в нем отрез ткани.
Его заставили открывать шампанское.
Сотрудница оренбургского загса Мария Пищухина 64 года назад регистрировала брак Гагарина-курсанта. Мария Пищухина, бывшая сотрудница загса: «Рабочий день закончился, приходите завтра, мы вас завтра первых и зарегистрируем. А он стоит чуть ли не со слезами упрашивает: пожалуйста, зарегистрируйте, мне в ночь улетать, а отец Валентины не верит, что я на ней женюсь». Ксения Попова, начальник отдела публикаций Государственного архива Оренбургской области: «На фотографии изображены молодожены Юрий и Валентина Гагарины на второй день после свадьбы. Это действительно уникальная фотография». Сохранилась та самая комната в коммуналке на 6 семей, где сделано фото. Дом-музей семьи Гагариных в Оренбурге открыли как раз к юбилею первого полета в космос.
К юбилейному году в российских музеях чего только не раскопали: редкие фото студента Саратовского индустриального техникума. В свободное время Юра Гагарин успевал еще и на трубе играть и судить студенческие соревнования по волейболу. Сохранился и гагаринский свисток, он до сих пор работает. Далеко не все знают, что перед тем, как попасть в авиацию и космонавтику, Юра Гагарин отливал в Саратове чугунные решетки и макеты самолетов для инструкторов местной школы ДОСААФ, из которой его самого едва не отчислили за вынужденные пропуски. Отличник учебы Гагарин уже тогда стремился всюду успеть. Инна Буйкевич, директор Народного музея Ю.
Комиссия постановила, что все действия Гагарина и Серегина были оптимальными, но для вывода самолета из штопора им не хватило двух секунд… Что заставило Гагарина и Серегина совершить самоубийственный маневр — до сих пор остается загадкой. Существует несколько версий.
Версия Алексея Леонова: летчики попали в вихревой след сверхзвукового истребителя. По мнению летчика-космонавта СССР Алексея Леонова 1934 — 2019 причиной трагедии стало «разгильдяйство и нарушение режима полетов»: в зоне тренировочных полетов Гагарина и Серегина несанкционированно оказался другой самолет — сверхзвуковой Су-15, который взлетал с другого аэродрома в Жуковском. Су-15 должен был летать на высоте свыше 10 000 метров, но по какой-то причине опустился на высоту 450 метров — в зону, где тренировались Гагарин с Серегиным. Возвращаясь в свой эшелон, летчик Су-15 включил форсаж в условиях плотной облачности он не сразу увидел находившийся рядом МиГ-15УТИ , и самолет Гагарина попал в вихревой след сверхзвукового перехватчика. Алексей Архипович знал, из-за кого погиб Гагарин, но дал клятву никогда не называть фамилию летчика. Версия Качоровского: Гагарин отказался катапультироваться первым Летчик-исследователь Илья Качоровский обращает внимание, что Гагарин не был опытным летчиком. За шесть лет пребывания в отряде космонавтов он не сделал ни одного самостоятельного вылета. Это не его вина, в отряде космонавтов тренировали другие навыки, летали они от случая к случаю.
Серегин, будучи командиром полка, тоже летал очень мало.
Годы испытания славой: историк рассказал о неизвестных фактах из жизни Юрия Гагарина
Служить он стал в городе Оренбург. Там он поступил в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище лётчиков имени К. Валентина Гагарина. В это же время Юрий познакомился со своё будущей женой и любовью всей жизни. Темноволосая и кареглазая, хрупкая и невысокая, с россыпью милых маленьких веснушек на лице, Валентина сразу покорила сердце бравого курсанта. Спустя почти четыре года долгих ухаживаний, через несколько дней после того, как окончилась учёба Гагарина в лётном училище, пара поженилась. Юрий и Валентина Гагарины.
Первая дочка Гагариных, Елена, родилась в Заполярном, Мурманской области, куда отправлен был служить Юрий. В этом же году Гагарин узнал о наборе лётчиков в космонавты и решился попробовать. Конкурс был сумасшедший — около трёх тысяч человек на место, но его это ничуть не испугало и не остановило. Счастливая семья Гагариных. После очень тяжёлых и многочисленных испытаний, Гагарина приняли в ряды советских космонавтов. Он перевозит свою семью в Звёздный Городок, что недалеко от Москвы и начинает новую жизнь, которая теперь состоит из бесконечных тренировок для полётов.
Валентина стала работать тут же — в Центре управления полётами, лаборантом-биохимиком. За месяц до судьбоносного полёта в космос, Валя подарила мужу ещё одну дочурку — Галину. Рождение первой дочери Гагариных. Ведь первый космонавт должен был стать лицом Советского Союза, способным представить страну на международной арене достойно. Это прекрасно осознавали, как Сергей Павлович Королёв, руководитель советского космического проекта, так и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, и другие лица, курировавшие космические разработки. Весь мир помнит его добродушное улыбчивое лицо.
От спокойного и размеренного семейного быта не осталось и следа. Теперь их жизнь проходила в бесконечных вспышках фотокамер, интервью, походах на телевидение для участия в различных передачах, поездках за рубеж и встречах с первыми лицами иностранных государств. Юрия узнавали везде, куда бы он не пошёл и просто не давали прохода. Юрий и Валентина прошли тяжкое испытание славой. Сам Гагарин очень страдал от того, что ему приходится разрываться между долгом и своими любимыми.
Так, в конце полета неправильно сработала тормозная двигательная установка. В результате корабль начал хаотично кувыркаться. Это продолжалось целых 10 минут. Гагарин не хотел пугать ЦУП, и доложил о выходе системы из строя только после приземления. Другая аварийная ситуация произошла после катапультирования. В герметическом скафандре Гагарина не сразу открылся клапан для подачи воздуха, так что Юрий Алексеевич чуть не задохнулся. Наконец, из-за происшедшего в космосе сбоя системы торможения Гагарин приземлился не в районе Сталинграда, а в Саратовской области, недалеко от города Энгельс. Два дня спустя, 14 апреля Юрий Алексеевич Гагарин приехал в Москву, где ему был оказан грандиозный прием. Всего Юрий Гагарин посетил более тридцати стран. Последние годы Однако Гагарин тяготился таким вниманием к своей персоне: ему хотелось вернуться в истребительную авиацию, а, может быть, даже полететь в космос вторично. Он закончил воздушно-инженерную академию имени Жуковского и получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт». В 1966 Юрий Алексеевич начал подготовку к новой звездной экспедиции. Теперь он был дублером Владимира Комарова.
Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво! Юрий Гагарин запись на бортовой магнитофон первый в мире летчик-космонавт Но не все шло гладко — произошло несколько нештатных ситуаций. То корабль беспорядочно кувыркался из-за проблем с разделением отсеков, то загорелась обшивка и потрескивала кабина корабля. При катапультировании в скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, из-за чего у него были трудности с дыханием. В довершение ко всему космонавт чуть не сел в ледяную воду Волги — лишь хорошая предполетная подготовка помогла ему увести парашют от реки. В тот же день Гагарин получил медаль «За освоение целинных земель». Ему еще предстояли триумфальная встреча в Москве, повышение звания до майора, пресс-конференции, заграничные поездки — в Чехословакию, Финляндию, Болгарию, Египет… Юрий Гагарин стал знаменитостью мирового масштаба. Жизнь и карьера Юрия Гагарина после полета в космос В следующие три года всевозможные встречи и поездки занимали большую часть личного времени Гагарина. Параллельно он успел отучиться в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского, стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов, командиром отряда советских космонавтов. А уже год спустя, 7 марта 1968-го, он погиб в авиакатастрофе во время тренировочного полета на МиГ-15УТИ во Владимирской области. Обстоятельства гибели всенародно любимого летчика, которому было всего 34 года, до сих пор до конца не выяснены. По одной из версий, катастрофа произошла в результате сближения с другим самолетом и резкого ухода от него. Семья и характер Гагарина Личная жизнь Юрия Гагарина сложилась во многом под влиянием профессии — в 1957 году он женился на сотруднице медуправления при Центре управления полетами Валентине Горячевой. Елена в будущем стала искусствоведом, Галина — экономистом.
Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1 , полёт закончился гибелью космонавта. Главной задачей этого полёта была отработка отечественной лунной программы. Юрий приложил немало усилий для осуществления наших лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не мог самостоятельно не летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель. Трагическая гибель После защиты дипломной работы в aкадемии Жуковского , Ю. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15 УТИ учебно-тренировочном истребитель с двойным управлением — «спарка». В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты в 10:30 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась. Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые составили более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15 УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Позже был обнаружен бумажник с правами водителя и фотографией Королёва. Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов, комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. Существует ряд противоречивых версий случившегося. Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом. Урны с прахом Гагарина и Серёгина замурованы в Кремлёвскую стену. Официальная версия Мемориал на месте гибели Гагарина и Серёгина Созданная для расследования причин катастрофы Государственная комиссия состояла из трёх подкомиссий: по изучению лётной подготовки экипажа, проверке организации и обеспечения полётов 27 марта лётная подкомиссия , по изучению и анализу материальной части самолёта УТИ МиГ-15 инженерная подкомиссия , по оценке состояния лётчиков до и во время полёта, официального опознания погибших медицинская подкомиссия. Отдельно работала комиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа результатом заговора, теракта, злого умысла недоброжелателей. С телами пилотов было сложнее — их разметало от удара машины о землю, в результате которого образовалось воронка диаметром 6 м и глубиной 2,7 м. Опознание обоих лётчиков было произведено по отдельным фрагментам тел. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50-60-70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил. Белоцерковского и ряда учёных По данным доктора технических наук генерал-лейтенанта С. Белоцерковского и космонавта А. Леонова который был членом правительственной комиссии , исследования доказали: самолёт Гагарина и Серёгина перевернуло и бросило в плоский штопор воздушной волной от другого самолёта. Конструктивные недостатки самолёта — неудачные в аэродинамическом отношении два подвесных топливных бака и необходимость для инструктора катапультироваться первым. Неудовлетворительная организация радиолокационного слежения за полётами, неисправность части оборудования. Серьёзные нарушения в планировании полётов. Белоцерковский и Н. Каманин обвиняют генерала Н. Кузнецова в том, что в сложившихся условиях он мог и должен был отменить полёт Гагарина. Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолёт оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования.
Годы испытания славой: историк рассказал о неизвестных фактах из жизни Юрия Гагарина
Юрий Гагарин, 1960 г. РИА Новости. В 1968 году Юрий Гагарин погиб, совершая тренировочный полет на МиГ-15УТИ. Для советского государства Юрий Алексеевич Гагарин был одной из самых значительных, культовых фигур. 90 лет назад, 9 марта 1934 года, в СССР на свет появился Юрий Гагарин. Главный конструктор Сергей Королев и Маршал Советского Союза Кирилл Москаленко принимают рапорт Юрия Гагарина на стартовой площадке космодрома Байконур, 12.04.1961 г., Фото РИА Новости. первый человек в космосе» на канале «ТАСС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 6 марта 2022 года в 12:36, длительностью 00:03:12, на видеохостинге RUTUBE.
Годы испытания славой: историк рассказал о неизвестных фактах из жизни Юрия Гагарина
Отец — плотником, а мать работала на молочнотоварной ферме. Жена Гагарина, Валентина Горячева, была сотрудницей Медицинского управления при Центре управления полетами. Они поженились в 1957 году. За 1 час 48 минут полета на корабле «Восток» Гагарин облетел Землю, приземлившись в деревне Саратовской области. Несмотря на насыщенную общественную жизнь, Гагарин находил время на личную жизнь и увлечения.
Юрий Алексеевич коллекционировал кактусы и любил кататься на водных лыжах. Краткая биография Гагарина - 3 вариант Юрий Алексеевич Гагарин — первый человек, полетевший в космос. Он рос в обычной семье, его папа был плотником, а мама работала на ферме. У Юрия Алексеевича были два брата и сестра.
Во время войны село, где жила семья, захватили немцы. Юрий тогда закончил первый класс. Продолжил учебу он только после освобождения. Будущий герой рос любознательным мальчиком, когда он учился в школе, помимо основных занятий, любил заниматься музыкой и фотографией.
Когда Юрию Гагарину исполнилось 15 лет, он поехал в Москву. В столице он поселился у родственников и поступил в ремесленное училище. Там Юрий начал играть в баскетбол, и вскоре был назначен капитаном команды. Через несколько лет молодой человек переехал в город Саратов, где стал студентом техникума.
Вскоре Гагарин попал в аэроклуб, и с тех пор он очень увлекся самолетами и решил стать летчиком. Всего в аэроклубе Юрий совершил около 200 полетов. По окончанию учебы его призвали в армию в военное авиационное училище. После армии будущий космонавт, работал в Мурманской области и получил звание летчика 1-класса.
Пройдя медицинскую комиссию, в марте 1960 года стал одним из кандидатов в космонавты. После того, как выбор пал именно на него, в жизни Юрия Гагарина произошло величайшее событие. Благодаря Хрущеву , сразу после полета звание Гагарина было повышено со старшего лейтенанта до майора. Ему организовали пышную встречу в Москве. Затем Гагарин совершил несколько поездок по разным странам Чехословакия, Болгария, Финляндия, Англия. Впоследствии он был назначен старшим инструктором-космонавтом, а затем - командиром отряда космонавтов. С 1963 года был заместителем начальника ЦПК по летно-космической подготовке и начальником отдела летно-космической подготовки, а также дублером космонавта корабля «Союз-1» — Владимира Комарова.
Каманин писал в своем дневнике, что «два с половиной года всемирной славы не испортили Гагарина», следовательно, из него получится очень хороший начальник для космонавтов. Кошкиным в 1961 году и подаренный Музею ЦПК им. Гагарина в 1963 году. Он согласился. Но напрасно все решили после этого, что спасут «Колубма космоса», как когда-то назвал Гагарина Каманин, от излишних, по их мнению, рискованных полетов в космос. Юрий Алексеевич все равно мечтал вернутся к летной работе, надеялся еще раз попасть в космос. Ведь еще в феврале 1963 года он прошел медицинское обследование, чтобы получить аттестат годности к полетам. Гагарин участвовал в подготовке первого полета с выходом в открытый космос Алексея Леонова, ратовал за расширение линейки отечественных космических кораблей, вместе с другими космонавтами писал письма руководству страны о необходимости проектирования многоместных маневрирующих кораблей. Руководство услышало голоса Гагарина, Быковского, Леонова, Комарова... И вскоре был дан старт предложенному Королевым проекту «Союз». Причем рождался всем известный пилотируемый корабль в рамках военной тематики. И в то же время это был корабль для полетов на Луну. Проектировался он как командно-служебный модуль, и Гагарин числился в планах у руководства, как один из первых, кто будет его испытывать. Кабинет Юрия Гагарина в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина Фото: Наталья Веденеева В феврале-марте 1967 года началась интенсивная подготовка экипажей. Владимир Комаров и его дублер Юрий Гагарин осваивали навыки сближения и стыковки кораблей «Союз» на специальном тренажере. Комплексные тренировки длились по тридцать часов! Лидер программы Владимир Комаров незадолго до полета, 16 марта, отпраздновал свой сорокалетний юбилей. Некоторые отговаривали его от этого шага: есть поверье, что сорок лет отмечать нельзя — быть беде, но он не послушал... Из-за нераскрывшегося парашюта при посадке Комаров разбился. Планировавшийся последующий запуск, естественно, был перенесен на более поздний срок, об отправке в космос Гагарина уже не было и речи. Ветераны космической отрасли, руководство Роскосмоса на открытии выставки, посвященной 90-летию Ю. Гагарина в Московском музее космонавтики. Фото: Наталья Веденеева — Он сильно переживал? Николай Каманин посоветовал Гагарину, пока не пройдет всеобщий шок, сосредоточиться на учебе в академии. Юрий Алексеевич так и поступил.
Лайф постарался вспомнить жизнь Гагарина без мифов и легенд. Кассиля, посвященный 20-летию полета Юрия Гагарина в космос. О Юрии Гагарине уже давно сложно прочесть что-нибудь новенькое. Примерно после пятого источника — а большинство из них не избежали влияния "канонизации" его образа — появляются навязчивые неоригинальные ассоциации: популярный парень ещё и сын плотника , исчезнувший при странных обстоятельствах, о котором написаны противоречивые евангелия. Если отсечь советский агитпроп, все их можно разделить на два типа: доказывающие, что Гагарин был необычным человеком, и настаивающие, что человеком он был самым обычным. Аргументацией последних кажутся слова Николая Каманина, руководителя подготовки первых космонавтов, которого отряд называл "дядькой": "Мне лучше других известно, что Гагарин — это только счастливая случайность, на его месте мог быть и другой". Случайность или нет, но Гагарин действительно мог Гагариным не стать. Гагарин мог и не дожить Юрий Гагарин родился 9 марта есть версия, что прямо в Женский день, просто отец не пожелал такого "позора" для мальчишки в деревне Клушино Смоленской области — между прочим, в месте историческом. В 1610 году здесь состоялась Клушинская битва, в которой поляки разгромили русско-шведскую армию, и этот момент зафиксирован в истории Польши как одно из величайших сражений. В войну 1812 года Клушино тоже очень пострадало, и вообще, "благодаря" расположению 180 км до Москвы , оно всегда оказывалось на пути западных интервентов. Так что почти сразу после начала Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 года, Клушино оказалось в фашистском тылу. Конкретно в доме Гагариных — просторном и справном, с большим садом — немцы устроили мастерскую. Хозяевам пришлось переселиться в погреб 4х4 метра и голодать. Младшие — семилетний Юра и пятилетний Боря — "партизанили", стараясь досадить фашистам, особенно квартировавшему в их доме Альберту по прозвищу Чёрт. Случай, когда он повесил на шарфе Бориску, стал семейной легендой Гагариных: ребёнка чудом спасли и выхаживали не меньше месяца. В 1943-м старших брата и сестру — Валентину было 17, а Зое 15 — угнали в плен. Оба выжили и бежали через два года, потом вернулись домой Валентин — в 1948-м, уже отслужив , но об этом времени Юре впоследствии пришлось умалчивать в анкетах. А в это послеоккупационное время ему пришлось стать фактическим главой семьи: когда наши взяли Клушино, отца призвали в армию, хотя и недалеко, в райцентр Гжатск сейчас это город Гагарин , где он служил плотником. После войны Гагарины перебрались туда всей семьёй, и 11-летний Юра наконец пошёл в школу, его приняли только в третий класс. В военные годы учёба была похожа на патриотическое кино: маленькая изба, газеты вместо тетрадей, гильзы вместо счётных палочек, все классы с первого по четвёртый занимаются вместе, после уроков — сбор прошлогодней картошки на полях и опасные развлечения. Сядем верхом на снаряд, в руках зубило, молоток, бьём, потом отвинтим головку". Честные и забористые воспоминания о гжатских школьных годах оставил одноклассник Гагарина Лев Толкалин, который сдружился с Юрой на почве любви к технике и схожей неугомонности натур. Эти рассказы заслуживают цитирования: например, история о том, как в 14 лет мальчишки, прикрывшись заданием по ботанике, зайцами отправились в Москву на поезде — открыли самодельными ключами дверь в туалет, потом перебрались на крышу, а перед Москвой встретили там "блатных". А у Гагарина в руках вдруг появился здоровенный кухонный нож. Парням, видно, лень было связываться, денег они уже достаточно набрали. Они ушли. А я удивился: "Откуда у тебя такой тесак? Я и наточил. Мы же гербарий делаем для школы". В Москве парни не только побывали в Политехническом музее и на выставке трофейного вооружения, но и успели обезвредить вора в троллейбусе: "Юркина реакция была на высоте. Гагарин в один приём выполнил подсечку и свалил карманника. Приёмом самбо стал заворачивать руки вора за спину, сидя у него на спине. Видно, старший брат — фронтовик Валентин — научил Юрку драться. Стоявшие рядом мужики опомнились и помогли удержать карманника на полу... Подоспел водитель троллейбуса, а двое мужчин согласились препроводить вора до милиции. Звучит как ещё одна сцена из кино, но всё правда: и как Гагара на спор прыгал с моста в реку отказаться нельзя, на кону честь компании , и как он из тех же соображений лез по отвесной церковной стене, и как состоялось его близкое знакомство с алкоголем — нашли с ребятами на станции цистерну спирта и, пока набирали "гостинцы" для отцов, напробовались сами. Гагарин гоняет на коньках, уцепившись за грузовик, ловит и продаёт раков, спасает приятеля от смерти при взрыве в немецких складах, делает первые фотоработы, подсматривая на пляже за одноклассницей, — и тот же Гагарин играет работника Балду и гайдаровского Тимура в школьных спектаклях, занимается в авиационном кружке, ухаживает за девочками и кричит на всю улицу, встретив гуляющих учителей — влюблённую парочку: "Лев Михайлович, как Олимпиада Петровна? Даже в дни, когда репетиций не было, оркестранты носили с собой мундштуки как аналог кастета: при встрече с вражескими шайками очень пригождалось музыкальное образование. Вообще говоря, у Гагарина было немало шансов погибнуть в юности: парни увлекались настоящим оружием, менялись им, ремонтировали, чистили и воронили — парабеллумы, вальтеры, браунинги, наганы. Родительские тумаки только разжигали интерес, Юра не задумываясь менялся на новые системы и умел стрелять из любого образца.
Юрий Гагарин: какой путь прошёл первый космонавт до полёта и что было после?
Юрий Гагарин: какой путь прошёл первый космонавт до полета и что было после? | Юрий Гагарин окончил училище по 1-му разряду, и ему было предоставлено право выбора места дальнейшего прохождения службы. |
45 интересных фактов о Юрии Гагарине | Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года, по документам в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (в настоящее время — Гагаринский район Смоленской области)[4][7], то есть по месту жительства (прописки) родителей. |
Научил королеву пить чай по-гагарински. Удивительная история первого в мире космонавта
Но, разумеется, советские люди шли к этому эпохальному событию не один год. Дублирующая копия не макет [1] гагаринского «Восток-1». И только 6 человек в итоге попали в группу подготовки. Некоторые ограничения накладывала и конструкция корабля.
Поэтому кандидат должен был соответствовать определенным физическим параметрам: не старше 35 лет, ростом не выше 175 сантиметров и весом не более 75 килограмм. Из-за этого даже возникла угроза отчисления, однако он вышел из положения, подкладывая маленькую подушечку на сидение. Гагарин шел первым в списке, а его главным конкурентом считали Германа Титова.
Первый человек в открытом космосе Подробнее Когда до полета оставался один месяц, то шансы быть первым остались только у Гагарина, Титова и Нелюбова, ведь только для них изготовили индивидуальные скафандры. Драма космонавта Нелюбова». Такое решение было обусловлено несколькими факторами.
Он адекватно реагировал на стресс и меняющиеся условия. Бытует даже мнение, что первое место Гагарину обеспечила его обезоруживающая улыбка.
Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма таймера , но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой апогей оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней. Когда космический корабль «Восток-1» начал снижаться, Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время молчали: «Я горю, прощайте, товарищи! Поэтому Юрий Гагарин, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль горит, а самому ему осталось жить считаные секунды. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу - рабочий момент, который происходит при каждом полете. Зато теперь каждый космонавт готов к огненному шоу за бортом.. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать.
Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. С первым полетом человека в космос всё было не так гладко. Например, известно, что суммарный вес Юрия Гагарина, его скафандра и кресла превысил максимально допустимую нагрузку на 13,6 кг, поэтому инженеры демонтировали часть внутренней аппаратуры «Востока», чтобы сократить вес. Юрий Гагарин привез на Землю почти пустой бортовой журнал. Он смог сделать только одну-единственную запись. В условиях невесомости во время полёта, плохо закреплённый карандаш уплыл из его рук. Юрий Гагарин упомянул этот эпизод во время доклада на заседании Государственной комиссии после космического полета.
Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить, или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман: всё равно не пригодится, писать же нечем». После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, вследствие чего Гагарин едва не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки. Юрий Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. К счастью, космонавту помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5—2 километрах от берега. В конце полёта тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков.
В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта в первую очередь — Королёва и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистистической траектории как и у остальных космических кораблей серий Восток и Восход , то есть с 8—10 кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля температура снаружи при спуске достигает 3—5 тысяч градусов , по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать! Зато теперь каждый космонавт готов к огненному шоу за бортом. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засёк неопознанную цель зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба».
После катапультирования целей на радаре стало две. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные жители. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать космонавта. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Юрий Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге, неподалеку от КПП ракетного дивизиона, заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».
На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии, такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали. У трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев сейчас Самара. Юрия Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги.
Однако ракету собирали в большой спешке. Да и опыта отправки человека за пределы земной атмосферы не было. Предсказать, что случится дальше, никто не мог. Кампания представляла собой большой риск. В какой-то момент не сработала одна из систем ракеты. Но ситуацию удалось быстро стабилизировать. Гагарин Ю.
Позывной Гагарина в ходе кампании был «Кедр». Пребывая уже за пределами земной атмосферы, Юрий Алексеевич делал простые заметки о своем самочувствии, опыте пребывания за пределами планеты. Все наблюдение он фиксировал с помощью магнитофона. Приземление Меньше чем через 2 часа настало время заканчивать первый полет в космос. Но на этапе спуска возникли новые технические проблемы. Но вновь все обошлось. Вскоре Гагарин пошел на снижение.
Из-за неполадок с капсулой, космонавту пришлось катапультироваться и приземляться отдельно от нее. Корабль сделал полный оборот вокруг планеты. Всего, Гагарин в космосе провел 106 минут. Однако из-за целой серии внештатных ситуаций приземлился не там, где планировалось, а сотней километров далее, в Саратовской области. Гагарин докладывает руководителям государства о завершении полета. Однако возле капсул космонавта не нашли. Жители рассказали, что летчик отправился в город.
На пути в Энгельс встречающие перехватили Гагарина. Он сел в вертолет и улетел на аэродром. Здесь мужчина получил первую крупную награду. После полета Подготовка отправки Гагарина в космос широкой огласки не получила. Вся кампания проводилась в условиях строжайшей секретности. Однако когда мероприятие увенчалось успехом, достижения советского человека стали активно использовать как выгодный информационный повод. После первого полета в космос Гагарина личным распоряжением Хрущева произвели в майоры.
Вскоре его ждала грандиозная встреча в Москве. Приезд новоиспеченной знаменитости ознаменовался стихийным праздником по всему городу. Встреча Юрия Гагарина в Москве Уже на следующий день Юрий Алексеевич участвовал в пресс-конференции, отвечал на многочисленные вопросы иностранных журналистов. Почти через месяц Гагарин совершил длительную зарубежную поездку. Он побывал на территории Восточной Европы, в Англии, где встретился с королевой, в Финляндии. Ездил в Египет и прочие государства. Когда шумиха немного улеглась, Юрий Алексеевич поступил на инженера в Военно-воздушную академию им.
Гагарин и Н. Хрущев на трибуне Мавзолея. Если он не учился, то встречался с делегациями. А когда ни с кем не встречался, его занимали официальные дела. Фигура такого уровня не могла не участвовать в общественно-политической жизни. Встреча делегации из Египта А. Леонов и Ю.
Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом. Урны с прахом Гагарина и Серёгина замурованы в Кремлёвскую стену. Официальная версия Мемориал на месте гибели Гагарина и Серёгина Созданная для расследования причин катастрофы Государственная комиссия состояла из трёх подкомиссий: по изучению лётной подготовки экипажа, проверке организации и обеспечения полётов 27 марта лётная подкомиссия , по изучению и анализу материальной части самолёта УТИ МиГ-15 инженерная подкомиссия , по оценке состояния лётчиков до и во время полёта, официального опознания погибших медицинская подкомиссия. Отдельно работала комиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа результатом заговора, теракта, злого умысла недоброжелателей.
С телами пилотов было сложнее — их разметало от удара машины о землю, в результате которого образовалось воронка диаметром 6 м и глубиной 2,7 м. Опознание обоих лётчиков было произведено по отдельным фрагментам тел. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50-60-70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было.
Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил. Белоцерковского и ряда учёных По данным доктора технических наук генерал-лейтенанта С. Белоцерковского и космонавта А. Леонова который был членом правительственной комиссии , исследования доказали: самолёт Гагарина и Серёгина перевернуло и бросило в плоский штопор воздушной волной от другого самолёта. Конструктивные недостатки самолёта — неудачные в аэродинамическом отношении два подвесных топливных бака и необходимость для инструктора катапультироваться первым.
Неудовлетворительная организация радиолокационного слежения за полётами, неисправность части оборудования. Серьёзные нарушения в планировании полётов. Белоцерковский и Н. Каманин обвиняют генерала Н. Кузнецова в том, что в сложившихся условиях он мог и должен был отменить полёт Гагарина.
Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолёт оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования. Наиболее вероятным «событиями» могли быть: Уклонение от самолёта, шар-зонда или стаи птиц; Попадание в след пролетевшего самолёта; Попадание в восходящий вертикальный поток воздуха или даже горизонтальный порыв ветра. Могло иметь место сочетание двух каких-либо из указанных событий, а может быть, и всех трёх. С подвешенными баками, допустимые перегрузки самолёта уменьшались с 8-кратных до 3-кратных.
Если во время разворота со снижением возникли дополнительные факторы, то самолёт мог свалиться в штопор. Ошибочная информация о высоте облачности по сообщённой лётчикам сводке погоды, нижний край был на высоте 900 метров в сочетании с неправильными показаниями высотомера дали лётчикам неверное представление о запасе высоты и времени, которым они располагали. По данным комиссии: «Попытка катапультироваться лётчиками не предпринималась». По мнению полковник-инженера в отставке, лётчика I класса И. Качаровского: «Серёгин, оценив обстановку, как командир экипажа даёт команду Гагарину катапультироваться.
Но тот, зная, что по техническим условиям это должен первым сделать инструктор, напоминает ему об этом». Когда, выйдя из облачности, экипаж сориентировался, катапультироваться было поздно. Эти же перегрузки являются практически максимальными и для пилотов. По данным комиссии, экипаж находился в работоспособном состоянии, позы обоих лётчиков до конца были рабочими. Так, Гагарин левой рукой держался за ручку управления двигателем, ноги у того и другого лётчика были на педалях.
В течение нескольких секунд Гагарин и Серёгин, сохраняя чёткость согласованных действий, самым активным образом боролись за жизнь, хотя и находились под воздействием огромных перегрузок. Им не хватило 250—300 метров высоты или 2 секунд полёта. Кузнецова По версии, выдвинутой Николаем Фёдоровичем Кузнецовым , Серёгину последнее время нездоровилось: его часто рвало и он жаловался на сердечные боли. Во время выполнения виражей Серёгину снова стало плохо, очевидно произошёл сердечный приступ. Он расстегнул ремни кресла и ремни парашюта.
Гагарин выполняя пилотаж не сразу заметил состояние инструктора. Тело Серёгина, перемещаясь по кабине, сдвинуло из нейтрали органы управления и это заблокировало некоторые из них. Бросать друга в беде и сразу катапультироваться Юрий не стал. Боролся до конца и почти 10 минут ходил кругами над Новосёлово, пытаясь эволюциями самолёта привести в чувство Серёгина. Кроме того, исследования останков подтвердили, что тело Гагарина до сих пор не найдено.
"Я увидел, как прекрасна планета": уникальная биография Юрия Гагарина
Юрий Гагарин в гостях у Сергея Королева на даче «Явейная» в Сочи. Фото: Александр Сергеев / РИА Новости. первый человек в космосе» на канале «ТАСС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 6 марта 2022 года в 12:36, длительностью 00:03:12, на видеохостинге RUTUBE. курсант Саратовского аэроклуба / Wikimedia, Алексеев Ю.А., , CC BY-SA 4.0.
Десять фактов из биографии Юрия Гагарина
РИА Новости, 1920, 04.03.2022. Юрий Гагарин стал одним из двадцати членов отряда космонавтов. 12 апреля 1961 Гагарин в скафандре «СК-1» перед историческим стартом космического корабля «Восток-1». Навсегда советский гражданин Юрий Гагарин будет в нашей памяти и памяти наших потомков первым человеком, оказавшимся в космосе. Википедия в биографии Юрия Гагарина сообщает, что к 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. В 1967-ом Юрий Гагарин стал дублёром командира космического корабля «Союз-1» Владимира Комарова, чей полёт на новом судне закончился трагической смертью пилота.
90 лет со дня рождения Юрия Гагарина, давшего всему миру надежду на свершения в космосе
Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар близлежащего военного аэродрома засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат, — а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две. Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО : «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломов нет. Встреча на земле Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолёт Ми-4 , в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».
На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму советского правительства. На «Победе» Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. Исторические слова Юрия Гагарина К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10 , на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта. После доклада Гагарин сел на самолёт Ил-14 и полетел в Самару тогда Куйбышев. Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, народу собралось неимоверно, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся.
Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после Гагарина в Самару прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос. Мировая известность Встреча в Москве Первоначально, никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущев. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу. За Гагариным прилетел Ил-18 , а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из МИГов.
Самолёт прилетел в аэропорт Внуково , там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин по пути у него развязался шнурок на ботинке, но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть [7] , под звуки оркестра, исполняющего советский авиационный марш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено… Дальше была поездка в открытой машине, Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. В роддомах прошли стихийные акции, всех младенцев назвали Юрами. После они вместе посетили мавзолей Ленина. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. На что Гагарин ответил [8] : Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал.
Зарубежные визиты Юрий Гагарин на военном авиапараде, Египет , 1962 Первой после полёта зарубежной поездкой для Гагарина стала поездка в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 на Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П.
Лев Михайлович, учитель физики, показывал школьникам опыты, похожие на колдовство. Наливал в бутылку воду, выносил на мороз — и бутылка разрывалась, как граната. От него дети узнали, как упавшее яблоко помогло Ньютону открыть закон всемирного тяготения.
Тогда я, конечно, и не мог подозревать, что мне придется вступить в борьбу с природой и, преодолевая силы этого закона, оторваться от земли, но смутные предчувствия, ожидания чего-то значительного уже тогда зарождались во мне. Юрий Гагарин в автобиографии Вскоре в школе появился технический кружок, который вел все тот же Лев Михайлович: его ученики даже сделали однажды летающую модель самолета, а учитель в шутку пообещал, что все они когда-нибудь станут летчиками. Увлечение авиацией не было какой-то уникальной приметой именно Гагарина — о карьере летчика тогда мечтал каждый. В этот же период с будущим космонавтом произошло много веселых, захватывающих историй — во всяком случае, если верить его приятелю Льву Толкалину и книге «Наш одноклассник Юрий Гагарин». Как-то раз ребята нашли «ничью» цистерну с водкой и так сильно напробовались, что уехали в соседнюю деревню за орехами. А в другой раз четырнадцатилетний Юра с компанией ровесников поехал в Москву зайцами на выставку трофейного вооружения, по дороге их пытались ограбить «блатные», но Гагарин пригрозил им кухонным тесаком. А может быть, такой заводной молодой парень, похожий на Тома Сойера, — это тоже миф?
Встретившись с Толкалиным, Данилкин смог спросить его и о том, видел ли он когда-то Гагарина плачущим. То ответил «да»: когда куртку украли и когда любимая команда проигрывала. В Москву, в Москву, в Саратов В 1949 году, окончив шесть классов, Гагарин стал задумываться о том, чтобы уехать из Гжатска — ему очень хотелось в Москву. Возможность остановиться в столице была: брат отца мог приютить подростка у себя. Поначалу Гагарин собирался учиться на токаря или в крайнем случае на слесаря. Но ни на ту, ни на другую специальность, не брали с шестилетним школьным образованием. В итоге пришлось пойти на литейщика в люберецкое проф-тех училище, где как раз был недобор.
Пытаясь наверстать упущенное во время войны фактически Гагарин потерял два школьных года и был «переростком» , он невероятно хотел учиться — мечтал поступить в институт, стать инженером. Поэтому пошел учиться не только прикладному ремеслу, но и в вечернюю люберецкую школу. Хотя нужно сказать, что планы у Гагарина были в этот момент довольно сумбурные: была даже идея отучиться на физкультурника он, кстати, несмотря на небольшой рост, очень неплохо играл в баскетбол и стал капитаном сборной техникума. В итоге он решил поступать все-таки в Саратовский индустриальных техникум по литейной специальности. В здании столовой этого техникума, кстати, впоследствии откроют первый народный музей Юрия Гагарина в Советском Союзе. В техникуме был свой кружок по физике, участники которого выступали с докладами. Были доклады о законах Ньютона, о механике, о достижениях в электричестве.
Гагарину вначале поручили сделать сообщение о работе русского ученого Лебедева о световом давлении. Доклад получился интересным, и Гагарину дали новую тему — «К. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях». Циолковский перевернул мне всю душу. Это было посильнее и Жюля Верна, и Герберта Уэллса, и других научных фантастов. Все сказанное ученым подтверждалось наукой и его собственными опытами. Циолковский писал, что за эрой самолетов винтовых придет эра самолетов реактивных.
И они уже летали в нашем небе. Циолковский писал о ракетах, и они уже бороздили стратосферу. Словом, все предвиденное гением К. Циолковского сбывалось. Должна была свершиться и его мечта о полете человека в космические просторы.
Окончив училище и получив специальность, Гагарин решает продолжить учебу и уже в августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума. Параллельно занимался в Саратовском аэроклубе. Наступивший 1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия Алексеевича. В июне с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, а уже через месяц совершил первый полет на самолете Як-18. В начале октября того же года окончил Саратовский аэроклуб и затем Октябрьским районным военкоматом молодой человек оказался призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в первое Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени Ворошилова. Едва надев военную форму, Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь. Это оказалось той стезей, к которой стремилась его душа. Незаметно пролетели два года в стенах училища, заполненные полетами и боевой подготовкой. И вот, 25 октября 1957 года училище закончено. В конце 1957 года Гагарин прибыл к месту своего назначения: авиационный полк Северного флота. Летать Юра любил, летал с удовольствием и, вероятно, так бы и продолжалось еще много лет, если бы не начавшийся среди молодых летчиков-истребителей набор для переучивания на новую технику. Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому космические корабли именовали «новой техникой». В декабре 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медицинская комиссия, которая признала старшего лейтенанта Юрия Гагарина годным для космических полетов. Приказом Главнокомандующего ВВС Константина Вершинина 3 марта 1960 года зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта того же года приступил к тренировкам. Всего в группе кандидатов находилось двадцать молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос.
Гагарин вручную открыл его только спустя 6 минут, и к этому времени ситуация была критическая, он едва не задохнулся. В 1966 году Юрий Алексеевич был дублером Владимира Комарова, первого космонавта, погибшего во время полета. И если бы по какой-то причине Комаров не смог полететь, то его место в злополучном корабле занял бы Гагарин. Три версии катастрофы 27 марта 1968 года самолет, которым управляли летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и инструктор Владимир Серегин рухнул рядом с деревней Новоселово во Владимирской области. По официальной версии, причиной трагедии стал резкий маневр истребителя, это повлекло потерю управления и уход в штопор. Комиссия постановила, что все действия Гагарина и Серегина были оптимальными, но для вывода самолета из штопора им не хватило двух секунд… Что заставило Гагарина и Серегина совершить самоубийственный маневр — до сих пор остается загадкой. Существует несколько версий. Версия Алексея Леонова: летчики попали в вихревой след сверхзвукового истребителя. По мнению летчика-космонавта СССР Алексея Леонова 1934 — 2019 причиной трагедии стало «разгильдяйство и нарушение режима полетов»: в зоне тренировочных полетов Гагарина и Серегина несанкционированно оказался другой самолет — сверхзвуковой Су-15, который взлетал с другого аэродрома в Жуковском. Су-15 должен был летать на высоте свыше 10 000 метров, но по какой-то причине опустился на высоту 450 метров — в зону, где тренировались Гагарин с Серегиным. Возвращаясь в свой эшелон, летчик Су-15 включил форсаж в условиях плотной облачности он не сразу увидел находившийся рядом МиГ-15УТИ , и самолет Гагарина попал в вихревой след сверхзвукового перехватчика.