Новости что такое атомный ледокол

Атомный ледокол — морское или комбинированное судно-атомоход, с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом.

Строительство атомного ледокола "Лидер" идет по графику

Основное назначение атомных ледоколов – обеспечение навигации для других судов на Северном морском пути, который является кратчайшим между Западом и Востоком. В этом выпуске мы посмотрим на 5 самых больших атомных ледокола в мире. Атомный ледокол значительно мощнее и обладает большей автономностью, т. е. способен более длительное время выполнять ледовые задачи, не заходя в порты. Суда проекта 22220 — атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь» — то, чем россияне по праву могут гордиться. В этом выпуске мы посмотрим на 5 самых больших атомных ледокола в мире. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.

«Балтийский завод». Атомные ледоколы строят только здесь — репортаж с уникального производства

«Якутия», «Чукотка» и «Сахалин»: на Балтийском заводе показали, как строят атомные ледоколы В основном атомные ледоколы проекта 22220 работают в западной части Севморпути — в Обь-Енисейском районе Карского моря.
Ввод в строй атомного ледокола «Урал» и спуск на воду атомного ледокола «Якутия» - Западные санкции не сорвут строительство в России самого мощного в мире атомного ледокола проекта "Лидер", заявил РИА Новости заместитель генерального директора госкорпорации.

«Балтийский завод». Атомные ледоколы строят только здесь — репортаж с уникального производства

Перспектива: «Урал», «Якутия», «Чукотка» и сверхледокол «Россия» И напоследок несколько слов о том, какие атомные ледоколы сдадут российские корабелы на отрезке в ближайшие пять лет. Во-первых, будет продолжена серия атомоходов проекта 22220. Уже в текущем году к двум своим старшим собратьям присоединится « Урал ». Сейчас он в процессе прохождения швартовных испытаний, а дальше выйдет на ходовые. В 2025-2026 гг. Во-вторых, в декабре 2027 года судостроительный комплекс «Звезда», расположенный на Дальнем Востоке, обещает сдать уникальный атомоход «Россия», строящийся по проекту 10510 «Лидер».

Он будет гораздо крупнее «Арктики» и «Сибири»: его длина корпуса превысит 200 м. И, что важнее, на борту у него будет стоять новейшая ядерная энергетическая установка в составе двух реакторов РИТМ-400, которая гарантирует этому судну неслыханную мощность в 120 МВт. Вдвое больше, чем у самых могучих на сегодня атомных ледоколов проекта 22220. Этот гигант сможет взламывать ледяной панцирь толщиной до 5 метров, а на двух узлах — идти по льду толщиной в 4,3 м. Впрочем, с такими экстремальными условиями ему не придётся справляться на регулярной основе.

В этом нет необходимости. Основное его преимущество в том, что по двухметровому ледовому полю он сможет идти практически как по маслу — на 15 узлах! По крайней мере, такие параметры заложены в проект. При этом, благодаря своим размерам, сверхледокол «Россия» обеспечит прокладывание канала во льдах шириной в 50 м. Всё это необходимо для комфортного решения основной задачи: сделать прохождение караванов газовозов и танкеров по Северному морскому пути не только круглогодичным, но и максимально устойчивым и скоростным.

В планах у российского правительства значилась постройка ещё двух атомоходов по этому проекту. Однако рост грузооборота по Севморпути в нынешних условиях может оказаться не столь впечатляющим, как хотелось бы. Поэтому вопрос о целесообразности дополнительных ледоколов такой мощности остаётся открытым. В качестве иллюстрации: 4 августа 2022 г.

На данный момент покоряют льды планеты шесть атомных ледоколов России: — 2 ледокола класса «Таймыр»: «Таймыр» и «Вайгач» Оснащены одним атомным реактором и малой осадкой. Речные ледоколы. Имеют двойной корпус, два атомных реактора, посадочную площадку для вертолетов, ломают лед передним и задним ходом, рассчитаны для бассейна Северного Ледовитого океана. Русские ледоколы атомные , действующие в настоящее время. Сколько лет живут атомные ледоколы?

Срок эксплуатации ледокола — около 20 лет, приблизительно 100000 час.

В 1961 году моряки с борта «Ленина» спасли детеныша медведя, потерявшего мать. Инженер-электронавигатор Александр Гамбургер во время плавания стал опекуном Миши, позднее выросшего медвежонка передали в зоопарк. Инженер прославился умением дрессировать животных, спасенных в арктических рейсах.

Другого медвежонка, которого Гамбургер опекал на борту дизельного ледокола «Мурманск», подарили президенту Финляндии. За 30 лет работы атомный ледокол «Ленин» прошел свыше 654,4 тыс. Провел сквозь льды в общей сложности 3741 судно. Сейчас атомоход пришвартован в Мурманске и превращен в музей.

Ледоколы прокладывают путь судам в порты на замерзающих акваториях и открывают доступ к Арктическому шельфу, участвуют в научно-исследовательских экспедициях, проводят спасательные операции во льдах, осуществляют туристические круизы на Северный полюс. Благодаря атомной силовой установке ледоколы могут обходиться без «дозаправки» несколько лет, в отличие от дизельных, которым хватает горючего всего на пару месяцев. Ледоколы делятся на разные типы, и у каждого типа свое название которое иногда совпадает с названием отдельных ледоколов. Атомоход «Ленин» не стал серийным, но опыт, полученный за годы эксплуатации, воплотился в ледоколах второго поколения.

В 1977 году атомоход «Арктика» стал первым в мире надводным судном, достигшим Северного полюса. Расширение сроков навигации на морях Арктики способствовало модернизации комплекса предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, освоению лесных массивов, организации добычи драгоценных металлов. Это, в свою очередь, создавало потребность в завозе груза, организации портов и причалов, усиливало транспортные и экономические связи между регионами. Виктор Боярский Председатель Полярной комиссии РГО Есть знаковые вещи в нашей истории технических достижений — не только союзного, но и международного значения.

К таковым относится, например, корабль «Восток», поднявший Гагарина в космос. Атомоход «Арктика» первым в истории мореплавания достиг Северного полюса. Уже одно это делает его легендой, памятником, достойным того, чтобы следующие поколения увидели его. Возможно, я сужу предвзято, но это соизмеримо с первым полетом в космос.

Рисунок появился, когда ледокол в рамках образовательной программы возил детей на Северный полюс. С тех пор так и поддерживаем ее. Кроме основной работы, этот ледокол возит на Северный полюс туристов, а в 2013 году доставил туда и Олимпийский огонь.

Чтобы атомоход не сел на мель на мелководных участках реки Енисей и в районе Обской губы, разработана не имеющая аналогов двухосадочная конструкция корабля. За счет специальной балластной системы, «Арктика» может менять осадку от максимального значения до минимума всего за 4 часа. При необходимости атомоход может «приподниматься» над водой — с 10,5 метров осадки до 8,5 метров. Эта особенность позволит новому ледоколу заменить сразу два существующих. Ведь раньше проводку караванов приходилось осуществлять комбинированным способом: по Севморпути суда вели линейные ледоколы самого массового класса «Арктика», а в устья рек заводили ледоколы класса «Таймыр», имевшие меньшую осадку и лучшую маневренность. Появление универсальных ледоколов позволит снизить стоимость проводки в 1,5-1,8 раза, что приведет к удешевлению перевозок Северным морским путем. Строительство «Арктики» велось на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу госкорпорации «Росатом».

Его место на верфи заняли два новых серийных ледокола «Сибирь» и «Урал», которые сегодня уже также спущены на воду. В августе 2019 года «Росатом» и Балтзавод подписали контракт на строительство третьего и четвертого атомных ледоколов серии ЛК-60Я. Между тем флагман проекта уже полностью достроен и оборудован. К 4 мая 2018 года была завершена работа над настройкой ледокола, начались швартовые испытания. Как только атомоход пройдет ледовые испытания, он сможет начать работать в арктических широтах.

Зачем Россия строит всё новые ледоколы

Постановление о строительстве атомного ледокола «Ленин» советское правительство приняло 20 ноября 1953 года. Атомный ледокол Ленин Атомный ледокол Ленин. Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины. Атомные ледоколы не зря являются гордостью Российского флота, ведь мы единственная страна в мире, которая владеет подобными уникальными машинами. Суда проекта 22220 — атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь» — то, чем россияне по праву могут гордиться.

В Петербурге спущен на воду ледокол "Якутия": в чем его особенность

Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет организации регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры. Предприятия Госкорпорации «Росатом» принимают активное участие в этой работе. Северный морской путь — судоходный маршрут и главная морская коммуникация в российской Арктике. Одна из стратегических целей Госкорпорации «Росатом» - сделать Северный морской путь эффективной транспортной артерией, связывающей Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион. Узнать больше.

Окружённый лесами корпус атомохода «Чукотка» стоит на самом длинном стапеле в стране. Сейчас здесь продолжают монтаж секций. Это скелет ледокола, который в будущем обошьют металлом. Готовность судна, которое заложили в декабре 2020-го года, пока 26 процентов. Впереди самые сложные виды работ. Балтийцам предстоит установить основное крупногабаритное оборудование — ядерные установки, турбонагнетатель, другие системы отвечающие за движение и жизнь судна. По сути, его уже готовят к спуску на воду.

Этот этап планируют в следующем году. У каждого есть свои улучшения, в зависимости от опыта, полученного на предыдущих заказах. И именно из-за этого есть большая вероятность построить заказ быстрее и лучше, чем предыдущие», — отметил заместитель главного строителя заказа УАЛ «Чукотка» Александр Ларионов. Передать «Чукотку» заказчику — «Атомфлоту», на заводе рассчитывают в 2026-м. К слову, именно гигантский стапель позволяет быстро, для такого рода судов, вести работу. Корпус просто сдвигают ближе к реке по мере готовности. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» Следующий масштабный этап строительства — достройка на воде.

Увидеть всё в деталях можно на примере «Якутии». Это третий серийный атомоход в проекте.

Первый российский универсальный атомный ледокол серии ЛК-60Я, строящийся в рамках проекта 22220, был заложен 5 ноября 2013 года.

Головное судно получило название в честь своего предшественника — легендарного ледокола «Арктика», спущенного на воду в 1972 году. Новому ледоколу предстоит стать наследником славы «Арктики». На сегодняшний день это мощнейший и самый большой атомный ледокол во всем мире.

Длина судна 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. Практически всю прибавку реакторной мощности за счет нестандартных инженерных решений удалось передать на валы ледокола — их мощность достигает 60 МВт. Все это позволит «Арктике» проекта 22220 прокладывать широкие каналы во льдах трехметровой толщины.

Раньше такой лед был непреодолимой преградой для ледоколов других классов, способных пробить лишь слой толщиной до 2,2 метра. А на участках чистой воды «Арктика» сможет развивать скорость до 22 узлов. Это означает, что уникальный ледокол сможет проводить караваны по Северному морскому пути круглый год, практически при любых погодных условиях.

Для этого ледокол должен иметь возможность заходить в устья полярных рек, скованных льдом. Гигантскому судну может помешать глубокая осадка, необходимая, чтобы проламывать толстые океанские льды.

Проходит ватерлинию, которая отмечена белым. И далее на основном корпусе мы его можем видеть переходом металла. Так называемой «лаской».

Надпись «осторожно винт» и, соответственно, под ним мы видим переход металла. В этих местах металл везде утолщённый. Именно на него приходятся все основные напряжения льда», — отметил старший строитель кораблей по корпусной части «Балтийского завода» Павел Ельфимов. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» Опыт заводчан позволяет применять некоторые производственные хитрости. Например, секции объединяют в большие блоки.

И сразу же, на на суше, устанавливают в них оборудование. Это позволяет сократить сроки строительства. Идёт работа и внутри ледокола, куда посторонним, конечно, не попасть. Там обустраивают внутренние помещения. Как сказал бы любой строитель — «под ключ».

Потому что на заказе одновременно работает до тысячи человек. В одном помещении может находиться более шести человек одновременно. И происходят такие работы как подключение систем, монтаж труб, монтаж вентиляции, затяжка кабеля, окраска помещений, зашивка помещений», — отметил старший строитель кораблей по корпусной части «Балтийского завода» Павел Ельфимов.

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь, «Урал»

Самый мощный в мире ледокол "Арктика" вошел в состав атомного флота РФ Почему атомные ледоколы есть только у России и чем важен Северный морской путь, читайте в материале РИАМО.
Самый мощный в мире ледокол "Арктика" вошел в состав атомного флота РФ Если атомный ледокол «50 лет Победы» способен преодолевать лед толщиной 2,8 м, то атомоходы проекта 22220 — до 3 м.
Атомный ледокол "Урал" взял курс на Мурманск Атомный ледокол — морское или комбинированное судно-атомоход, с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом.
Ледоколы — уникальный атомный потенциал России Создание проекта 22220 ЛК-60Я началось после того, как разработчик советских, а после и российских атомных ледоколов ЦКБ «Айсберг» попробовал сделать увеличенный проект ледокола типа «Арктика» и столкнулся с проблемой расширения корпуса.

Севморпуть. Часть 3: ледоколы.

Преодоление льда с помощью балластной цистерны В настоящее время эксплуатируются ледоколы двух типов дизель-электрические и атомные. Движение судна осуществляется по следующей схеме: судовой двигатель приводит в действие электрогенератор, а тот в свою очередь — электродвигатель, от которого вращаются гребные винты. Гребные винты атомохода 50 лет Победы Гребная установка ледокола также имеет ряд особенностей, поскольку ей приходится работать в гораздо более жестких условиях по сравнению с обычными судами. Для ледокольных двигателей характерны резкие перепады нагрузки, что связано с заползанием ледокола на лед и отходом назад. Двигатели в этих условиях должны быстро набирать полные обороты. Современные ледоколы могут иметь три и даже четыре винта.

При четырехвинтовой схеме два находятся в задней и два в передней части. Так передние винты, вращаясь как бы выкачивают воду из-подо льда, тем самым ослабляя опору и обеспечивая его более быстрое разрушение. Ледокольный флот России В настоящее время Россия располагает самым многочисленным и мощным ледокольным флотом, состоящим из 55 судов, 4 из которых — это атомные ледоколы плюс атомный лихтеровоз «Севморпуть». Для сравнения, у США всего четыре тяжелых дизель-электрических ледокола, причем два из них эксплуатируются более 30 лет. Страны с самым мощным ледокольным флотом В октябре 2019 г.

Провел сквозь льды в общей сложности 3741 судно. Сейчас атомоход пришвартован в Мурманске и превращен в музей. Ледоколы прокладывают путь судам в порты на замерзающих акваториях и открывают доступ к Арктическому шельфу, участвуют в научно-исследовательских экспедициях, проводят спасательные операции во льдах, осуществляют туристические круизы на Северный полюс. Благодаря атомной силовой установке ледоколы могут обходиться без «дозаправки» несколько лет, в отличие от дизельных, которым хватает горючего всего на пару месяцев. Ледоколы делятся на разные типы, и у каждого типа свое название которое иногда совпадает с названием отдельных ледоколов. Атомоход «Ленин» не стал серийным, но опыт, полученный за годы эксплуатации, воплотился в ледоколах второго поколения. В 1977 году атомоход «Арктика» стал первым в мире надводным судном, достигшим Северного полюса. Расширение сроков навигации на морях Арктики способствовало модернизации комплекса предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, освоению лесных массивов, организации добычи драгоценных металлов. Это, в свою очередь, создавало потребность в завозе груза, организации портов и причалов, усиливало транспортные и экономические связи между регионами.

Виктор Боярский Председатель Полярной комиссии РГО Есть знаковые вещи в нашей истории технических достижений — не только союзного, но и международного значения. К таковым относится, например, корабль «Восток», поднявший Гагарина в космос. Атомоход «Арктика» первым в истории мореплавания достиг Северного полюса. Уже одно это делает его легендой, памятником, достойным того, чтобы следующие поколения увидели его. Возможно, я сужу предвзято, но это соизмеримо с первым полетом в космос. Рисунок появился, когда ледокол в рамках образовательной программы возил детей на Северный полюс. С тех пор так и поддерживаем ее. Кроме основной работы, этот ледокол возит на Северный полюс туристов, а в 2013 году доставил туда и Олимпийский огонь. Эксперты видят потенциал в развитии туристического направления, согласно прогнозам северное побережье России может стать территорией для развития экологического туризма.

Высокая стоимость и спрос на такие путешествия будут подспорьем для строительства сопутствующей инфраструктуры. Как устроены атомные ледоколы? У ледокола типа «Арктика» — два атомных реактора и два резервных дизельных двигателя для экстренных случаев. Реакторы абсолютно безопасны для экипажа и окружающей среды — их корпус окружен специальной защитой, а при внештатной ситуации они могут быть заглушены.

Именно этот ледокол в 1932 году впервые в истории прошел Северный морской путь за одну навигацию.

Экспедицию возглавлял советский математик и географ Отто Шмидт. Благодаря их появлению стало возможным полномасштабное освоение Арктики. Атомные ледоколы могли работать без дозаправки чуть более пяти лет. Первый корабль подобного типа построили в 1959 году и назвали «Ленин». В создании судна участвовали более 500 предприятий Советского Союза, а по уровню технологий ледокол можно было сравнить с космическим кораблем.

Спустя 30 лет «Ленин» вывели из эксплуатации и превратили в музей. Сейчас он находится в порту Мурманска и открыт для посещения. Почему важен Севморпуть? Севморпуть выгоднее, чем маршрут через Суэцкий канал. Южный маршрут занимает более 23 тыс.

Выгоды использования Севморпути для грузовых перевозок очевидны: экономия на топливе и зарплатах, отсутствие платежа за проход судна и отсутствие очередей, как на Суэцком канале.

Он представлял собой портовый буксир с переделанной носовой частью, позволявшей наползать на лед и ломать его собственным весом. Позднее появился первый арктический ледокол «Ермак», в разработке которого приняли участие ученый Дмитрий Менделеев и вице-адмирал Степан Макаров.

Его построили на крупнейшей английской верфи Armstrong Whitworth. На этом сотрудничество с Англией не закончилось — в 1915 году Российская империя приобрела у западных партнеров ледокольный пароход «Беллавенчур» и переименовала его в «Александр Сибиряков». Именно этот ледокол в 1932 году впервые в истории прошел Северный морской путь за одну навигацию.

Экспедицию возглавлял советский математик и географ Отто Шмидт. Благодаря их появлению стало возможным полномасштабное освоение Арктики. Атомные ледоколы могли работать без дозаправки чуть более пяти лет.

Первый корабль подобного типа построили в 1959 году и назвали «Ленин». В создании судна участвовали более 500 предприятий Советского Союза, а по уровню технологий ледокол можно было сравнить с космическим кораблем. Спустя 30 лет «Ленин» вывели из эксплуатации и превратили в музей.

Сейчас он находится в порту Мурманска и открыт для посещения.

Атомные ледоколы: как они устроены и зачем нужны

вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. РИА Новости. "Балтийский завод" (Санкт-Петербург, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) начал строить новый, шестой по счету российский атомный ледокол проекта 22220, сообщила пресс-служба предприятия. Отличается и их ядерная энергетическая установка: у мелкосидящих атомных ледоколов не два реактора, как у больших морских, а только один.

Самый мощный в мире ледокол "Арктика" вошел в состав атомного флота РФ

Почему атомные ледоколы есть только у России и чем важен Северный морской путь, читайте в материале РИАМО. Строительство атомных ледоколов производится на Балтийском заводе -Петербург. Спуск на воду строящегося атомного ледокола "Якутия" (строительный номер 05709) проекта 22220 (ЛК-60Я) на АО "Балтийский завод".

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь, «Урал»

Благодаря этому судно может также замещать мелкосидящие атомные ледоколы проекта «Таймыр». Мишустин принял ледокол Арктика, самый большой и мощный в мире. Поднят флаг, звучит гимн России.

Гребные винты атомохода 50 лет Победы Гребная установка ледокола также имеет ряд особенностей, поскольку ей приходится работать в гораздо более жестких условиях по сравнению с обычными судами. Для ледокольных двигателей характерны резкие перепады нагрузки, что связано с заползанием ледокола на лед и отходом назад. Двигатели в этих условиях должны быстро набирать полные обороты. Современные ледоколы могут иметь три и даже четыре винта. При четырехвинтовой схеме два находятся в задней и два в передней части. Так передние винты, вращаясь как бы выкачивают воду из-подо льда, тем самым ослабляя опору и обеспечивая его более быстрое разрушение.

Ледокольный флот России В настоящее время Россия располагает самым многочисленным и мощным ледокольным флотом, состоящим из 55 судов, 4 из которых — это атомные ледоколы плюс атомный лихтеровоз «Севморпуть». Для сравнения, у США всего четыре тяжелых дизель-электрических ледокола, причем два из них эксплуатируются более 30 лет. Страны с самым мощным ледокольным флотом В октябре 2019 г. После оснащения и всесторонних испытаний боевой ледокол будет принят на вооружение в 2023 году. К 2035 году в составе Арктического флота будет не менее 13 тяжелых ледоколов.

По всему судну установлены более ста сцинтилляционных датчиков, обеспечивающих постоянный мониторинг для радиационной безопасности. На ледоколе «50 лет Победы» создан экологический отсек, оснащенный оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна. Без дозаправки топливом судно может ходить 5 лет. Автономность по запасам провизии — полгода. Мощность — 75 тыс.

Бочкообразная форма атомных ледоколов не позволяет льду сломать или повредить корпус благодаря округлым бортам. В зависимости от прочности и толщины льда ледокол может или «вползать» и проламывать его с ходу, или отойти назад и «набежать» на лед с большой скоростью. Ледокол движется непрерывно, оставляя позади свободный коридор, в котором может следовать одно или несколько судов. Ледоколы будущего — какие они? В ближайшем будущем «Атомфлот» ждет пополнение: завершаются испытания головного ледокола «Арктика» проекта 22 220, сооружаются ледоколы «Урал» и «Сибирь», состоялась техническая закладка «Якутии», скоро начнется строительство пятого ледокола этой серии — «Чукотка». Как этот атомоход объединит функции разных типов ледоколов? У «Арктики» двухосадочная конструкция. Благодаря быстродействующей балластной системе ледокол сможет менять глубину погружения для прохода по рекам и работы в арктических водах. Новое поколение атомоходов увеличит грузопоток по Северному морскому пути на десятки миллионов тонн в год. Основным грузом станут сжиженный природный газ, нефть, уголь — продукция отечественных арктических проектов, которая пойдет на международный рынок.

По проекту 10 510 «Лидер» планируется построить три атомных ледокола, они станут самыми мощными в мире. В июле 2020 года началось строительство головного ледокола этой серии. Максимальная толщина льда, которую сможет преодолеть «Лидер» — 4 м, а ширина судоходного канала — 50 м, это даст каравану больше безопасного пространства для маневра. Основное предназначение этого ледокола — расширить транспортные возможности СМП. Ледокол «Лидер» 3D визуализация «Лидер» обеспечит круглогодичную навигацию на восточном участке Северного морского пути, сейчас она доступна только на маршрутах в его западной части. Конструкция позволит «Лидеру» проводить сквозь льды крупнотоннажные суда, огромные танкеры и газовозы ледового класса, которые сейчас не могут пользоваться Севморпутем. Размеры этих грузовых судов снизят себестоимость транзита по СМП.

На борту судов этого типа есть балластные цистерны. При работе в океане цистерны заполняются водой и осадка составляет 10,5 метра. Если нужно зайти в устье сибирской реки — например, Енисея — цистерны опустошаются и осадка уменьшается до 8,55 метра. В советское время для двух этих задач пришлось построить два типа атомных ледоколов. На ледоколах проекта устанавливаются два водо-водяных реактора РИТМ-200 мощностью по 60 мегаватт. Перегрузка топлива для них требуется один раз в семь лет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий