Новости что нужно читать в пост великий дома

Какие молитвы надо читать в Великий пост дома. Возносите молитвы не только во время богослужений, но и дома, утром и вечером. Календарь питания в Великий пост по дням.

Молитва которая читается в Великий Пост

Напомню, это первая половина V века. То есть это — самое начало формирования христианской традиции поста. И здесь я, кстати, могу сразу сказать и о фейсбуке, и о вконтакте, и о телевизоре. Эта практика ограничения себя от каких-то вещей, которые человеку неполезны, которые выводят его из себя, которые заставляют его ругаться, которые заставляют его, попросту говоря, совершать какой-то грех, он понимает, что это — грех, это тоже традиция христианского поста. То есть, в этом смысле, если самая большая зависимость человека это, к примеру, телевизор, или самая большая зависимость человека — это лайканье котиков в фейсбуке, то для него самый сложный пост будет — отсутствие лайков в этом самом фейсбуке. Итак, мы видим, что уже в середине IV века есть две практики. Есть практика воздержания от определенной пищи, но при этом тайное, как мы видим из жития преп. Зосимы и преп. Марии Египетской, и есть практика рассказа о том, что пост — это не только продукты. То есть, уже Златоуст боролся с тем, что к нему приходили благочестивые христиане, и спрашивали его по гастрономическому списку.

И здесь мы немножко не будем говорить об остальных постах, а скажем о том, как соблюдались посты в житиях. Вообще нужно сказать, что когда мы говорим о житиях святых, а это мой основной источник о постах, и церковных правилах, здесь нужно учитывать две вещи. В житиях есть очень много вещей, которые называются «топосы». Это — общие места, то есть это благочестивый канон, когда в любом житии должно быть, например, то, что святой ребенком не играл со сверстниками, и по средам и пятницам не ел мяса. Это такой штамп, говоря современным литературным языком. Но это не совсем штамп. Мы не можем, с точки зрения истории опровергнуть его, то есть мы не можем сказать, что на самом деле преподобный такой-то ел мясо, запивал вином, и с десяти лет только и делал, что играл в азартные игры. Это штамп, в котором есть определенная традиция. Есть определенная школа.

Тогда люди подражали ушедшим поколениям предков. И после этого я хочу сказать о посте, собственно, монашеском. Потому что в современной практике, до всяких еще уставов, какие-нибудь священники, очень уважаемые, очень известные, вам обязательно расскажут, что во-первых, первый грех был грехом нарушения поста, когда Адам съел яблоко, или там какой-то запретный плод, и обязательно расскажут о том, что древние христиане в отличие от нас грешных, постились чуть ли не круглогодично. А мы можем потерпеть всего лишь 250 или 260 дней в году, в зависимости от длительности постов. То есть у нас это самое большое облегчение. Так вот. На самом деле монашеская практика, особенно практика египетских монастырей, очень разная. Начнем с самых известных рассказов. В Египте был скитский устав.

Это когда люди строили себе маленькие кельи типа пещерок или домиков, и жили в них по двое, в лучшем случае, иногда поодиночке. Всю неделю они занимались рукоделием, а по воскресеньям они приходили в большой храм, причащались, и опять уходили, и это очень важно. То есть каждый монах, каждый старец имел, по сути, свой устав. Он мог есть то, что он хочет или не хочет, он мог поститься как он хочет, или не постится, и он мог сам определять качество пищи. Это очень важное предисловие к тому, что я сейчас зачитаю. Один из самых ранних патериков. Патерик — это сборник житий об отцах, живших в какой-то местности, Сейчас мы говорим о Египте. Один из самых первых патериков — это Алфавитный Патерик. Он назван так потому, что рассказы в нем помещены по алфавиту.

То есть сначала идут рассказы об анонимных браться, или о братьях по имени на букву «А», потом «Б», и так далее, греческий алфавит. У нас он известен, как Древний Патерик, это самый распространенный его перевод. Я пользуюсь научным изданием Явланской «Значение Египетских Отцов» и поэтому тут некоторые имена я буду передавать привычными традиции. Дело кого из них более угодно Богу? Вот это очень важный момент, который у нас часто забывают, о том, что в христианстве, даже в строгом монашестве, служение ближнему является подвигом более высокого уровня, чем отслеживание собственного холодильника или ледника. В этой истории мы видим практику поста шестидневного. То есть человек шесть дней ничего не ест, а потом ест как-то. Были еще случаи, когда люди не ели и более продолжительные период, например: «Говорили об авве Симеоне Сирийце, что он провел более шестидесяти лет, это Симеон Столпник, стоя на столпе, ничего не ел из пищи людей, так что люди не знали, каким образом он жив». И дальше идет история о том, что ему ангел приносит небесную пищу.

Это довольно редкий, но при этом распространенный мотив в житиях: о неком отшельнике, который практически не ест человеческую пищу, и которому прислуживает либо ангел, либо птица, и приносит ему небесные хлеба. Как вы понимаете, эту историю мы не можем применить к повседневной практике поста. Вот еще одна история про Макария Египетского, очень интересная. Если он встречался с братьями за трапезой, он поставил себе правило: если будет подано вино, то взамен одной выпитой чаши вина он проводил весь день без воды. Братья же для подкрепления давали ему вино. Старец пил с радостью, чтобы потом мучить себя. Его ученик, зная об этом, говорил: «Ради Бога, не давайте ему вина, иначе ему придется наказывать себя в келье». И тогда братья узнали об этом, то они больше ему не давали». Вот еще одна практика поста: человек разрешает себе вино, но за это он лишает себя воды.

И понятно, что это тоже практика очень радикальная, практика святых, которую мы не можем применять. Вот про другого человека рассказывается о посте: «Он не пил вина, не ел горячей пищи, ни мяса ни рыбы, не кичился богатым одеянием, не садился на лошадь или колесницу, не ел вместе со своим отцом, и не говорил в присутствии того, кто старше его». То есть смотрите: пост входит в комплекс: запрет на определенное качество продуктов, и запрет на определенное поведение, тоже очень важно. В житии Антония Великого можно найти историю про его ученика. Его учеником был Павел, он был уже очень пожилым человеком, он пришел к Антонию и сказал: «Я хочу, чтобы ты сделал меня монахом». Антоний его испытывал. И рассказывается, что этот пожилой человек по имени Павел четыре дня постился, не ел ни хлеба ни воды, сидел перед дверями кельи, поскольку Антоний не давал ему пищи, чтобы испытать его. Это — очень важный момент. В чем наша основная проблема практики поста?

Человек читает эти жития, очень хорошие средневековые тексты, кстати. И после этого он думает: «Мама дорогая! Да вот же как жили египетские монахи! Я же тоже так могу! А вот в пятницу, так и быть, у нас такая практика, коливо дают, вот в пятницу свари себе какую-нибудь кашку без масла, с изюмом. И будет тебе счастье». Если я увижу человека, который попробовал это соблюсти в современных условиях, хотя я знаю несколько историй, я поставлю ему памятник, потому что это действительно очень сложно. Когда мы говорим о посте, мы забываем о том, что монах, даже очень хороший, в средние века перемещался куда меньше, чем мы. То есть он трудился, он плел циновки, он носил воду, у него было больше физического труда, но при этом у него было меньше перемещений в пространстве, и меньше связи с другими людьми в том смысле, что ему нужно было бежать из дома в офис, из офиса домой.

Не нужно было ухаживать за детьми. И когда мы переносим монашескую практику поста на нашу современную жизнь, у нас часто получается довольно скверная вещь. Это еще один момент, который я говорю, что когда эти эталонные истории житий механически переносятся на современную действительность, и говорится о том, что так жили все христиане, мы получаем одну из самых больших проблем, связанных с постом. Мы получаем как раз легенду о том, что все строго-строго постились, молились и слушали батюшку. Хотя на самом деле это не так. И последнее, что я сейчас еще хочу сказать о житиях, прежде чем переходить дальше к уставу, я вам хочу сказать историю про одного из самых известных юродивых. Звали его Симеон Юродивый. Это не Симеон Столпник, это другой святой. Вот у него была такая практика: целую неделю он не ел хлеба, чтобы никто не знал, что он соблюдает пост, а мясо ел на глазах у всех, чтобы обмануть их.

То есть человек, условно, в воскресенье приходил на базарную площадь, покупал себе куски мяса и публично поедал. И из его же жития: он не ел сорок дней, до страстного четверга, а в четверг утром шел к пирожнику и наедался. То есть, опять же, сорок дней человек ничего не ест, после чего он приходит на рынок, покупает себе пирожные и публично ест, чтобы все видели, что он не соблюдает поста. И еще последнее, что скажу о житиях, это то, что все эти числа: сорок дней, двадцать дней, в средневековой литературе это часто не математическое, а символическое обозначение. То есть три, семь, девять, двенадцать, сорок — это такие красивые круглые числа, которые обозначают либо связанность со святой Троицей какую-то, либо как «сорок» обозначает некую полноту. То есть, когда мы читаем средневековый текст о том, что кто-то не ел сорок дней, мы при этом должны учитывать, что с одной стороны это может быть правда, поскольку мы знаем, что Бог может сотворить любые чудеса, а с другой стороны, мы должны помнить, что в средневековой литературе это — символизм, это как «хождение за три моря», или «снашивание трех железных сапог», «трех железных посохов» — это очень долгий, продолжительный период. Это по поводу сорокадневного поста. У нас появись на востоке такие сложные штуки. И, постепенно, начинает формироваться устав.

То есть когда монастыри стали более устойчивыми, более продолжительными, появилась необходимость в написании какого-то устава, чтобы человек, или монах мог себе позволить какие-то правила, чтобы все было единообразно. Это связано еще с появлением общежительного монастыря. У нас часто считают, что общежительный монастырь, это монастырь более легкий, чем скит. Так вот на самом деле это не так. Основная идея общежительного монастыря в том, что люди живут в нем, в буквальном смысле слова, практически не имея своих вещей. То есть, у него одежда не принадлежит ему, обувь не принадлежит ему, ест он только в трапезной, и только то, что дают ему на трапезе, кроме старых и больных людей, или людей, которые отсутствуют, в своей келье он не может ничего иметь. Здесь идея в том, чтобы подвиг был более или менее равномерный, но при этом более строгий. То есть если, допустим, мы едим только один раз в день вечером, то это делают все, кроме совсем уж больных и старых монахов. И, поэтому, общежительный устав более строгий в плане выполнения каких-то правил.

Кратко о различиях североевропейской и средиземноморской традиций. Студийский устав. А теперь я, наверное, уже вам скажу о том, какие же правила бывают, какие бывают кулинарные традиции. Собственно говоря, их две. Одна — средиземноморская, другая — назовем ее условно, русская, хотя на самом деле это северная Европа. В средиземноморский традиции очень большой упор на морепродукты, овощи, фрукты, больше овощи и оливковое масло. Рыба — основной источник еды и морепродукты. В Северной Европе основная пища — это мясо, это злаковые культуры, это репа какая-нибудь, то есть гораздо более бедный и скудный стол. Именно поэтому в католических монастырях варили пиво, и выдавалось монаху на день в средневековых европейских монастырях что-то около двух литров пива, потому что этот напиток был основным источником питания.

Это была несбалансированная диета, как бы мы сейчас сказали, там много болели. Но это был единственный способ дать какие-то питательные вещества человеку в Северной Германии зимой, когда ничего не колосится, не растет. Хоть какие-то витамины, хоть какие-то минералы и питательные вещества. Если мы с вами будем говорить о западных уставах, мы увидим, что там гораздо более либеральный подход к мясу. Во многих монастырях мясо разрешалось даже монахам, а уж о молочном и яйцах мы не говорим. Но зато там было меньше рыбы, меньше средиземноморских овощей, и меньше вещей, которые, например, в Болгарии растут, а у нас не растут. Как вы все прекрасно знаете, наши уставы взяты из Византии. Византия — это средиземноморская культура, и в ней, как раз, основной упор — это южные овощи, фрукты и морепродукты. Вот вам первый монашеский Студийский устав, который привез на Русь преподобный Феодосий Печерский.

Федор Студит жил в конце IX века. Что нам предлагает Студийский устав? Я его просто вчера переводил. Итак, переходим к Рождественскому посту. Вот традиционное представление Студийского устава. Монаху в день полагается два блюда. Точнее, две трапезы, а на трапезе два блюда. Обычно, что-то вареное, и то, что мы бы сейчас назвали салатом. Итак, первое, очень важно, никто не имеет права взять в келью даже маленького кусочка, кроме старых и больных людей, или тех, кто отсутствует.

Все едят в столовой, в трапезной, во время еды слушают священное Писание. Основная особенность — человек ест только в строго определенное время. На второй трапезе подается хлеб и остатки от первой. То есть, готовится один раз. Все, что не съели утром, доедают вечером. Очень важно: Студийский устав прямо запрещает обсуждать невкусную еду. То есть монахи не имеют права говорить: «Ой, вы знаете, сегодня у нас овощная похлебка особенно не удалась, давайте повара сварим». Здесь очень важный момент. Если из ряда в ряд, из жития в житие повторяется история о том, что нельзя осуждать невкусную еду, это значит, что во многих монастырях ее как раз и осуждали.

Никто же не запрещает прыгать без парашюта, потому что люди, которые это делали, они как-то больше не повторяют. Если практика уникальна, не выдаются специальные правила. Это важно. Во время недлинных постов, то есть между постами, можно выпить три чаши вина за обедом и две вечером. Чаша — это примерно 50 г, может, чуть больше, а вино разбавленное. То есть никаких сильных алкогольных напитков не было. А вот и Рождественский пост наш любимый. Три чаши вина монахам, когда одна трапеза, и пять — на выходных. Игумен имеет право по Студийскому уставу предложить рыбу или сыр.

Студийский устав запрещает чрезмерный пост для иноков. Потому что от этого рождается гордость. Идея очень простая, если на трапезе игумен выставляет, допустим, рыбу, которую не положено по уставу, все затыкаются и едят рыбу, потому что в данном случае, это — ответственность игумена. Итак, а вот это еще очень важно. В Рождественский Пост Студийский устав запрещает монахам сыр и яйца, потому что их в это время не едят многие миряне. Здесь важные слова: «многие миряне». То есть примерно до XI века, и в XI веке на Руси, и я об этом скажу чуть ниже, вне Великого Поста, во многодневные посты, миряне воздерживались только от мяса. И могли себе позволить сыр и яйца. Вот это важное наблюдение, и даже некоторые монахи восточные пытались этим питаться.

То есть пост — это отсутствие мяса, в этот момент. Теперь смотрите: трапеза в первое воскресенье Великого Поста монахам. По Студийскому уставу. Жареный горох, соленая капуста без масла, груши и пять смокв. Кто найдет в России на первой седмице Великого Поста пять смокв — тому памятник. Я это к тому, что этот средиземноморский пост, он не очень подходит для нас, и я потом покажу, как из этого выходят. Традиционная еда по Студийскому уставу монахам во время Великого Поста на неделе: гороховый суп, сливы, вино немощным; какая-то похлебка с луком и смоквами. Внимание, в Великий Пост на праздник преподобного Алексия Студита — рыба. То есть практика не двухразового вкушения рыбы, как сейчас Великим Постом: на Благовещение и Вербное Воскресенье, а как минимум трех Устав ничего не говорит ни о Петровском Посте, ни об Успенском.

Он просто обходит эти вещи. Итак, мы видим уже на этом, что по более древнему монашескому уставу, что трапеза более либеральная, чем сейчас по монашескому уставу. Теперь переходим к остальным постам. Как я уже сказал, Великий пост первый раз упоминается в середине IV века. А теперь мы поговорим о Петровском посте. Как вы знаете, он идет у нас в воскресенье со дня после Всех Святых — это через неделю после Троицы, до апостолов Петра и Павла. И понятно, что наш Петровский пост, может быть чуть короче и чуть длиннее, в зависимости от того, ранняя Пасха или поздняя Пасха. Это я просто напоминаю. Впервые об этом посте упоминается в III веке.

И этот пост считался компенсаторным. То есть, если человек, здесь имеется в виду, в основном, монах или клирик, не постился во время Великого поста, он постится после дня Всех Святых до Успения. Был длинный компенсаторный пост. От, условно говоря, июня, до конца августа. То есть Петровский пост изначально предназначался как наказание, как епитимия только для тех, кто не соблюдал Великий. Никто не говорил, что нужно соблюдать и тот пост и тот пост, для монахов. Постепенно, около 1000-го года, первая часть поста, вот этого компенсаторного, заканчивалась, как я сказал, на день Петра и Павла, а вторая часть — это был Успенский пост с 1 по 14 августа по старому стилю. Следующий пост у нас Успенский. Он появился около 1000-го года.

Причем, он всегда почти, был две недели, был довольно строгим, здесь, в общем, никаких проблем, за исключением того, что в первом тысячелетии его не было. Ну и, наконец, последний, наш любимый, сегодняшний Рождественский пост. Он упоминается с IV века. Первоначально он длился всего семь дней. А после 1166 года по решению Константинопольской Церкви при императоре Мануиле он стал сорокадневным. То есть смотрите, как интересно. Примерно в XII веке у нас появляется практика этих больших многодневных постов. И появляются эти четыре больших поста, которые мы сейчас знаем. Если мы считаем, по календарю, начинается все с Великого, потом идет Петровский, потом идет Успенский, потом идет Рождественский.

Эта практика складывается не раньше XII века, поэтому, когда вам начинают рассказывать о том, что в древности христиане круглосуточно постились, вы можете честно сказать, что история не подтверждает этого. Русь начинает поститься Теперь мы идем дальше, и мы посмотрим уже на то, собственно, а как постились в Древней Руси? Все-таки нам это интересно. И здесь у нас есть счастливая вещь. Один из первых основателей русского монашества, преп. Феодосий Печерский, который умер в 1073 году, оставил послание, тоже относящееся к концу XI века. Его спрашивал князь Изяслав, как нужно поститься? Внимание: как нужно поститься в среду и пятницу? Цитирую: «Еще ты спрашивал, благородный князь, хорошо ли, чтобы люди не ели мяса в среду и пятницу?

Это очень хорошо. И этому не я научаю, но святые божественные апостолы так законоположили» - внимание — «Всяк христианин постится в среду я пяток. Смотрите, практика конца XI века. Священники и миряне воздерживаются только от мяса, монахи от мяса и молочного по средам и пятницам. Теперь дальше. И вот еще важный момент. И Бог мира будет с тобой». Смотрите, это опять очень важный момент, который отличается от нас. У нас пост в среду и пятницу упраздняется, по-моему, только если у нас праздник Рождества Христова и Крещения.

Во всех остальных случаях двунадесятый праздник не перебивает постный день. Это тоже очень поздняя практика. Итак, подведем такой предварительный итог, и потом мы перейдем уже к более поздним вещам. Здесь важно зафиксировать раннюю практику: до XII века пост для монахов был в воздержании от мясных и молочных продуктов, включая яйца, для мирян на востоке — от мяса. За исключением Великого Поста. То есть это очень важный момент, мы на нем зафиксировались. Пост по Домострою Теперь, мы переходим к самому известному древнерусскому памятнику — это «Домострой». В Домострое есть поучение о том, как кормить людей в пост. В ужин капустные щи, толокно», — то есть густая каша, — «рассольник, ботвинья.

По воскресеньям и праздникам, к обеду какие-нибудь пироги или густые или овощи или селедочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлет. Да и на ужин все, как прежде сказано». Напоминаю, что до Петра у нас не было картошки, помидоров. И макарон, тоже, кстати, не было, макароны — изобретение позднее. То есть основной пост в Древней Руси — это овощи, это рыба, причем очень разная рыба, и все. Но очень разнообразно. И грибы. Домострой также предупреждает людей, чтобы они в гостях не напивались до состояния невменяемости, потому что их могут ограбить, и они могут быть свиньями в прямом смысле этого слова. Это тоже очень важная вещь.

Что люди преспокойно напивались даже в пост. Вырождение традиции поста А теперь я перехожу к самому страшному: к литературе XIX века. Иван Шмелев «Лето Господне». Я надеюсь, что вы это выдержите. Это — впечатления шестилетнего мальчика, то есть это впечатления Ивана Шмелева, который рассказывает о том, как в средней купеческой семье готовились встретить Великий Пост. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтиками укропа, с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я ее хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь Великий пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно?

Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а великая кулебяка на Благовещение, с вязигой вязига — это хрящики осетра, вот эта длинная тонкая полоска в осетрине , с осетринкой! А калья, необыкновенная калья калья это рыбный или мясной суп, сваренный на огуречном рассоле , с кусочками грибной икры, с маринованными огурчиками... Мы только что прослушали меню Великого Поста. Посмотрите, очень разнообразный стол, стол очень прихотливый. Мне вчера написали в комментариях: Что вы придираетесь к шестилетнему ребенку? Это же воспоминания!

Да, это Шмелев писал в эмиграции, ему уже было довольно тяжело в плане еды, это может быть, прежде всего, восприниматься, как булгаковская история о литературе, но мы видим, что эта практика поста московского XIX — начала XX века, совершенно выходит из традиционной монашеской традиции, то есть мы видим такой прихотливый набор пищи, что нарушается сама идея поста. Опять же, могу сказать о том, что примерно с XIX века можно четко говорить о том, что есть традиция заговения. Чехов «накануне поста» Весь рассказ построен на том, что в последнее прощеное воскресение люди постоянно едят. Вот только финал: Через пять минут стол уже накрыт. Кошки опять, задрав вверх хвосты, выгибая спины и потягиваясь, сходятся в столовую... Семья начинает ужинать. Есть никому не хочется, у всех желудки переполнены, но есть все-таки нужно.

На самом деле уже мало кто знает, почему существует запрет, но все уверенно утверждают, что нельзя. Свадьба в пост — грех, который не прощается. За нарушение церковных традиций жизнь молодоженов не сложится, брак не будет счастливым. Даже те, кто ни разу не был в церкви, стараются придерживаться общепринятых стандартов. И только самые смелые решаются жениться в пост. Откуда взялись суеверия, придерживаться ли запретов, стоит разобраться. Все важные события происходили с разрешения священников. В определенные дни нельзя было свататься, заключать брак. Влюбленные становились мужем и женой после венчания в церкви. Когда это можно было сделать, говорили церковнослужители. Однозначно не проводили свадебных церемоний в дни поста. Другими словами, если человек не ест жирного и сладкого, значит, он просто на диете. Если молится, общается с Богом, посещает церковь, тогда постится. Понятно, что никакая свадьба не может быть тогда, когда человек находится в глубоких размышлениях о смысле своей жизни, умоляет о прощении. Когда запрещается венчание В церковном календаре есть 4 многодневных поста и 3 однодневных, а также нужно поститься каждую среду и пятницу. Нельзя играть свадьбу в следующие дни: Рождественский пост.

Уборку нужно закончить в Чистый четверг. Ни шить, ни прясть в Страстную пятницу нельзя. Большой грех рубить дрова или что-либо тесать топором. Любую работу на земле старались не делать, потому что считалось, что все что посажено в этот день не даст урожая. По народным верованиям, в Страстную пятницу нельзя петь — грех. Также в Страстную пятницу необходимо воздержаться от алкоголя и плотских утех. Люди, которые напиваются в этот день, рискуют стать алкоголиками. А зачатые в Страстную пятницу дети, по поверию, рождаются больными или становятся преступниками. Для сохранения здоровья в этот день необходимо отказаться от стрижки, окрашивания волос и других косметических процедур. Вторник — холодная пища без масла и холодные напитки. Среда — воздержитесь от термически обработанной пищи, можно есть сырые фрукты и овощи, пить холодные напитки. Четверг — можно есть теплую пищу, но только растительную. Можно употреблять небольшое количество вина. Суббота — горячая пища, но без масла Пища во время Великого поста должна быть сытной, но не потакать чревоугодию Соцсети Что можно делать в Страстную пятницу Великого поста В Страстную пятницу христианам стоит посетить богослужение на время карантина онлайн , и помолиться. Хотя в Страстную пятницу нельзя работать, но разрешено выпекать куличи. В народе говорят, что выпечка, приготовленная в Великую пятницу, не испортится и не покроется плесенью, а также будет обладать целебной силой.

Молитва считается одной из самых известных молитв Поста. Текст молитвы необходимо читать дословно. Вначале можно читать, подглядывая в текст, но лучше всего сразу же заучить эту молитву наизусть. Эта молитва обладает очень большой силой, к ней необходимо относиться искренне и с почтением. Эта молитва читается дважды после великопостного служения с понедельника до пятницы. Она не читается в последние два дня недели, так как в эти дни богослужения проходят не так, как обычно. В первое прочтение молитвы Ефрема Сирина необходимо класть земной поклон после каждого отдельно произнесенного прошения. После этого двенадцать раз мысленно читают молитву «Боже, очисти мя, грешнаго» и кланяются в пояс. Затем опять читают всю молитву и кладут один земной поклон. Многие миряне задаются вопросом, почему этой молитве придается такое огромное значение во время великопостного богослужения. Все дело в том, что в ней особым удивительным способом идет перечисление всех негативных и положительных элементов покаяния. Этим, если можно так выразиться, определятся список подвигов каждого верующего. В первую неделю Великого поста возносятся особые молитвы, идет строгое воздержание. Почти во всех храмах и церквах с понедельника по четверг читают покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Молитвы в великий пост на каждый день — что читать дома во время поста

Святитель Иоанн Златоуст называет Великий пост десятиной всего лета, то есть десятой частью года и это время мы должны отдать Богу, каждый в меру своих сил совершая христианский духовный подвиг. В чем он состоит? Во дни Великого поста в храме совершаются богослужения с земными поклонами и особыми молитвами и песнопениями, которые установлены для этого времени. Устав домашней молитвы тоже изменяется.

А вот когда дело касается здоровья, например, реабилитации после операции или травмы, то физические нагрузки не запрещены. Нет, курение - это зависимость, потакание своим слабостям. Если вы заядлый курильщик, то начало Великого поста — самое время раз и навсегда отказаться от табакокурения. Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет. Церковью отведены особые дни поминовения усопших, они называются "Родительские субботы". Они нужны также для того, чтобы живые не забывали о мертвых. У наших предков мясо не подавалось на стол каждый день. Это блюдо готовили по праздникам. Поэтому отказ от продуктов животного происхождения был для людей равен отказу от потакания своим слабостям. Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь. К противопоказаниям для соблюдения поста относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, гастрит, холецистит, панкреатит, энтерит и многие другие заболевания. Также не рекомендовано воздерживаться от животных продуктов кормящим матерям и беременным женщинам. Да, путешественники могут отступать от правил, им разрешена еда животного происхождения. Однако исторически поблажка давалась странникам из-за того, что в дороге было сложно найти пищу.

Многие в Великий пост занимаются благотворительностью, всеми силами помогают нуждающимся, обязательно подают милостыню. И, конечно же, не забывают заботиться и о родных людях: помогать по дому, поддерживать словом и делом, проводить больше времени с семье, вместе ходить в церковь. Существует ряд запретов, которые ни в коем случае нельзя нарушать: Нельзя завидовать, быть высокомерным, включать гордыню и относиться к людям эгоистично; Ругаться матом, создавать конфликтные ситуации, отвечать злом на зло; Запрещено курить, употреблять горячительные напитки, иметь половые связи; Нельзя лениться, грустить, погружаться в депрессию, мыслить негативно; Обманывать, осуждать, поучать тоже нельзя. Отец Дмитрий Лескин рассказал, что поможет очистить тело и душу во время Великого поста. Многие верующие выбирают неправильный подход к посту и делают акценты не тех вещах.

Имена переписываются в специальную тетрадь синодик и читаются в положенное время. В будни Великого поста с понедельника по пятницу не положено совершение проскомидии, тогда как в субботу и воскресенье она совершается. Записки, поданные на проскомидию сорокоусты или годовые , все равно прочитываются в этот период во время утреннего богослужения в качестве простых поминовений, а по субботам и воскресеньям, как и полагается, — во время совершения проскомидии. Это значит, что имена, поданные Великим постом, например, на сорокоуст, будут поминаться в течении сорока дней, — частично на будничном утреннем богослужении, частично за проскомидией в субботу и воскресенье. Разовые поминовения за богослужением о здравии и о упокоении в этот период совершаются ежедневно.

Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней

Молитвы, читаемые в Великий пост — открытые двери к очищению от грехов, прощению и получению благодати от Творца, Сына и Святого Духа. Существуют специальные молитвы в Великий пост 2024 года, которые важно читать дома регулярно, ежедневно. Во время Великого поста каждый верующий должен покаяться за совершенные грехи — это важная часть духовного очищения.

Великий пост 2024: что категорически нельзя делать

Поэтому время поста нужно быть готовыми провести в духовной борьбе, это период, когда не нужно расслабляться. Понедельник шестой седмицы Великого поста Вторник шестой седмицы Великого поста Об осуждении Осуждать – значит губить свою душу Среда шестой седмицы Великого поста О незлобии Как научиться беззлобию Четверг шестой седмицы Великого поста О познании. В Великий пост нужно посещать церковь, исповедоваться и причащаться, читать Библию и рассказывать детям о Боге. Как называется первая неделя Великого поста, какие службы проводят в эти дни в храмах, что можно и нельзя делать в 1-ю седмицу, ограничения в питании и другие запреты — в материале РИА Новости. Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно).

Можно ли читать книги в пост?

Это основное ограничение. Многие также отказываются от рыбы и в некоторые дни — от растительного масла. Однако решать, насколько строгим должен быть пост, человек должен, учитывая особенности своего здоровья. Категорически запрещено держать пост беременным и кормящим женщинам, а также военным на службе. Кроме этого, не стоит отказываться от запрещенных продуктов, если вас позвали на праздник, выразил уверенность священнослужитель. Если ты откажешься, ты соблюдешь заповедь о посте, но нарушишь заповедь о любви.

Федор Бородин протоиерей С тем, что подход к посту должен быть рассудительным, согласны и врачи. Во время его соблюдения нужно постараться не только не навредить здоровью, но и извлечь из этого пользу. Ограничения в еде должны создать определенное эмоциональное состояние, которое позволит человеку пройти путь аскезы, освободившись от пристрастий и мыслей негативного характера. Но вместе с духовным очищением человек во время поста очищает и свой организм. Но в ситуации пресыщения ими в обычной современной жизни, особенно при наличии большого количества рафинированных продуктов: колбасных изделий, сыров и всего, что делает наша пищевая промышленность, человек будет поддерживать естественную детоксикацию организма, помогая выводить накопленные метаболические шлаки, токсины, снижать массу тела, регулировать процесс выведения отработанных метаболитов», — рассказала «360» диетолог.

Freepik Пост может стать одной из возможностей оздоровить свой организм, заверила Королева. Такое питание включает в себя большое количества зерновых, в которых много важных для человека растительной клетчатки и минеральных комплексов. Это прекрасный субстрат для поддержания кишечной флоры, всех представителей микрофлоры кишечника.

На какие даты выпадает первая неделя Великого поста в 2024 году По православному календарю в 2024 году Святая или Великая Четыредесятница начинается в феврале. Первая неделя поста стартует в понедельник, 18 марта, и заканчивается в воскресенье, 24 марта. Особенности первой недели Великого поста Анафематствование До 1919 года Церковь проводила обряд отлучения — анафематствование ересей и проклятие преступников. Сегодня его проводят только в соборных храмах. Как правильно питаться в первую неделю поста Ешьте дробными порциями 5-6 раз в день. Включайте в меню каши , бобовые и грибы. Пейте больше воды.

Кто определяет меру поста Строгим канонам следуют монахи. Миряне решают, какие ограничения будут соблюдать, с помощью духовника или исповедующего священника. Кому не рекомендован отказ от пищи Отказываться от еды не стоит беременным и кормящим , пожилым, детям, всем, кто имеет диабет , онкологию и проблемы с ЖКТ. Посоветуйтесь с лечащим врачом. Как называется первая неделя Великого поста Первую седмицу поста называют Торжеством или Праздником Православия. В современной Русской Православной Церкви она посвящена всем умершим последователям православной веры, а также тем, кто продолжает их дело сегодня и следует канонам религии. Установление этих традиций произошло в 843 году. Во время Константинопольского собора, который созвала византийская императрица Феодора, иерархи церкви восстановили иконопочитание в Византийской империи. Интересно Сохраните себе: календарь питания на Великий пост Что можно делать на первой неделе Великого поста Помимо суровых ограничений в еде, в первую седмицу поста верующим рекомендуется усердно молиться — читать самим и слушать в храмах Великий Покаянный канон Святителя Андрея Критского, жившего в VIII веке. Первый понедельник Великого поста называют «Чистым».

В этот день принято делать уборку в доме после Масленицы. Лучше вообще воздержаться от приема пищи. Пить можно, но только свежую, родниковую или очищенную воду, компоты, соки, кофе и чаи. Во вторник и четверг разрешается горячая пища без подсолнечного масла. Среда и пятница — дни «сухоядения». Можно есть только блюда без тепловой обработки, фрукты , овощи и орехи.

Не забывайте произносить молитву каждый день. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Ее произносят по будням, в конце каждого великопостного богослужения. С ее помощью вы сможете покаяться, избавить свою душу от грехов, а также защитить себя и своих близких от недугов и совершения зла. Дух бездействия, грусти, самолюбия не допускай ко мне. Дух здравомыслия и покорности, любви и терпения подари же мне, рабу е Твоему ей имя. Господи Боже, накажи меня за грехи мои, но не наказывай за них ближнего моего. В это время необходимо питаться правильно, исключая запрещенные продукты, а поможет вам в этом календарь питания. Желаем вам счастья и здоровья, 18.

Она может читаться не только в храме, но также дома, и имеет предназначение подготовить человека к исповеди, покаяться и очиститься. Перед сном можно молиться ангелу-хранителю: «Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Можно читать молитву: «Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец». А также произносить: «В руки Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же меня благослови, помилуй и живот вечный даруй. Приведем другие молитвы в Великий пост, которые читаются дома каждый день. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Молитва перед вкушением пищи: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения» строки из Пс. Перед тем как приступить к еде вы можете прочесть «Отче наш»: «Oтче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Молитва на благословение еды и пития мирянам: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. И перекрестите пищу и питие.

Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста

Но к посту нужно подходить разумно. Если мы соблюдаем пост и прочитали все необходимые молитвы, можно и нужно приступать к Святым Тайнам. Как называется первая неделя Великого поста, какие службы проводят в эти дни в храмах, что можно и нельзя делать в 1-ю седмицу, ограничения в питании и другие запреты — в материале РИА Новости.

«Великий пост – это выход из зоны комфорта»: монахи рассказали, что можно, а чего нельзя

Рассказываем, нужно ли детям держать пост, как приучить себя к воздержанию и как быть, если в семье хотят поститься не все. Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть. Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. Великий пост самый строгий, поэтому некоторые молитвы в это время читать нельзя. молитва Ефрема Сирина. Что читать в Великий пост, можно выбрать из специальной подборки или самостоятельно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий