Валентин Ковальчук доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек. Он жил этой работой. Учёный был прав. В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку. Памятная доска историку блокады, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку появилась в Петербурге. Её установили в здании Санкт-Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице, где работал учёный. В Петербурге появилась мемориальная доска, посвященная советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку — специалисту по истории обороны и блокады Ленинграда.
Открыта памятная доска выдающемуся историку блокады Валентину Михайловичу Ковальчуку
Новости и события Российского исторического общества | В здании Санкт-Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице состоялась церемония открытия мемориальной доски советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку. |
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА | | Ковальчук Валентин Михайлович (1916 – 2013). Историк. Доктор исторических наук (1976). Полковник. |
В Петербурге открыли памятную доску историку блокады Валентину Ковальчуку | Мемориальная доска выдающемуся советскому и российскому историку Валентину Ковальчуку торжественно открыта в здании Санкт?Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице, в котором он работал более 50 лет. |
В Петербурге открыли мемориальную доску историку блокады Валентину Ковальчуку
В других его монографиях — «Дорога победы осаждённого Ленинграда: Железнодорожная магистраль Шлиссельбург—Поляны в 1943 г. Ленинград 1941—1944» и в коллективных трудах, подготовленных под его руководством и авторском участии, глубоко раскрыт подвиг защитников и жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. К 300-летию Санкт-Петербурга и 60-летию прорыва Ленинградской блокады Валентину Михайлович присудили за эти труды Литературную премию Законодательного собрания города, носящую имя знаменитого полководца Великой Отечественной — командующего войсками Ленинградского фронта маршала Л. Готовя второе издание книги «900 дней блокады. Ленинград 1941 — 1944» он отбирал по тематике газетные публикации, новые монографии и публикации документов… Все эти интересные материалы сохранились в его домашнем архиве с пометками на полях и с закладками между страницами книг.
Но очень важная работа, к сожалению, осталась неосуществленной... Архивные документы, воспоминания железнодорожников, солдат и офицеров, газеты и другие издания военных лет позволили Валентину Михайловичу достичь результатов, которые совпали с «окопной правдой» участников событий. На основе этих разнообразных источников он с позиций объективного исследователя освещает строительство Шлиссельбургской железной дороги, ход перевозок по ней при постоянных артиллерийских обстрелах и бомбардировках противника, защиту трассы, её роль в жизни и борьбе города на Неве, в подготовке разгрома фашистских войск под Ленинградом. Перелистаем страницы трудов Валентина Михайловича, вчитаемся в документы минувших героических лет, которые в них цитируются.
И в тот же самый день Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве на отвоеванной вдоль южного берега Ладожского озера узкой полосе суши шириной всего 8 — 11 километров небольшой, но очень важной железнодорожной ветки, способной обеспечить связь города с Большой землёй. Возглавил строительство И. Зубков, который до Великой Отечественной руководил постройкой ленинградского метро. И вот в январские морозы примерно пять тысяч человек приступили к осуществлению этого дерзкого плана.
Почти круглосуточно работали геодезисты, железнодорожники, военные… Задание казалось почти невыполнимым — ведь железная дорога должна была быть построена всего за 20 дней. В мирное время для подобной стройки понадобилось бы не меньше года. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, всевозможными сюрпризами и ловушками. Трудности усугублялись ещё и исключительно тяжёлыми условиями зимы — сильными морозами и буранами».
Примерно в 5-6 километрах от строящейся дороги, на Синявский высотах, засели немцы. Поначалу они не могли понять, что делают русские, но, когда поняли, стали обстреливать место стройки непрерывным артиллерийским огнём. При этом часто разрушались только что возведённые участки дороги. Советские зенитки как могли с земли прикрывали стройку от вражеских артобстрелов, с воздуха это делали истребители.
Чтобы ускорить работы, трассу строили по максимально упрощенным технологиям. На большей части пути шпалы и рельсы клали прямо на снег, без положенных земляной насыпи и балластной призмы. Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки — за 17 дней, на три дня раньше назначенного. Построена людьми, которые выживали в блокадном Ленинграде, подвергаемые непрерывным обстрелам фашистов.
Новая дорога протяженностью 33 километра пролегла между станцией Шлиссельбург ныне — Петрокрепость и платформой Поляны, находившейся на линии Ленинград — Волховстрой. Она соединила Ленинградский узел с общесоюзной сетью железных дорог. Для движения поездов по Шлиссельбургской трассе была создана 48-я паровозная колонна. Из особого резерва НКПС выделили тридцать мощных паровозов.
Им управляла бригада в составе старшего машиниста И. Пироженко, помощника машиниста В. Дятлева и кочегара И. Несмотря на артобстрел, 6 февраля в 16 часов он достиг станции Новая Деревня, а 7 февраля в 12:10 состав прибыл на Финляндский вокзал.
Люди плакали от радости, вверх взлетали шапки!
И вот в январские морозы примерно пять тысяч человек приступили к осуществлению этого дерзкого плана. Почти круглосуточно работали геодезисты, железнодорожники, военные… Задание казалось почти невыполнимым — ведь железная дорога должна была быть построена всего за 20 дней. В мирное время для подобной стройки понадобилось бы не меньше года. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, всевозможными сюрпризами и ловушками. Трудности усугублялись ещё и исключительно тяжёлыми условиями зимы — сильными морозами и буранами».
Примерно в 5-6 километрах от строящейся дороги, на Синявский высотах, засели немцы. Поначалу они не могли понять, что делают русские, но, когда поняли, стали обстреливать место стройки непрерывным артиллерийским огнём. При этом часто разрушались только что возведённые участки дороги. Советские зенитки как могли с земли прикрывали стройку от вражеских артобстрелов, с воздуха это делали истребители. Чтобы ускорить работы, трассу строили по максимально упрощенным технологиям. На большей части пути шпалы и рельсы клали прямо на снег, без положенных земляной насыпи и балластной призмы.
Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки — за 17 дней, на три дня раньше назначенного. Построена людьми, которые выживали в блокадном Ленинграде, подвергаемые непрерывным обстрелам фашистов. Новая дорога протяженностью 33 километра пролегла между станцией Шлиссельбург ныне — Петрокрепость и платформой Поляны, находившейся на линии Ленинград — Волховстрой. Она соединила Ленинградский узел с общесоюзной сетью железных дорог. Для движения поездов по Шлиссельбургской трассе была создана 48-я паровозная колонна. Из особого резерва НКПС выделили тридцать мощных паровозов.
Им управляла бригада в составе старшего машиниста И. Пироженко, помощника машиниста В. Дятлева и кочегара И. Несмотря на артобстрел, 6 февраля в 16 часов он достиг станции Новая Деревня, а 7 февраля в 12:10 состав прибыл на Финляндский вокзал. Люди плакали от радости, вверх взлетали шапки! Другой состав отправился из Ленинграда на Большую землю.
Его вёл паровоз Эм 721-83, которым управлял старший машинист П. Теперь в Ленинград регулярно стали привозить продовольствие и другие грузы. Но мало кто знал, какой ценой это даётся. Фюрер потребовал разбомбить трассу, по которой каждый день эшелоны, доставляли продовольствие и боеприпасы в блокированный город. Шлиссельбургскую магистраль железнодорожники называли «коридором смерти»: каждый день грозил гибелью работавшим на ней бригадам. В 48-й паровозной колонне из 600 человек погиб каждый третий.
А как подсчитать, сколько ещё погибло при строительстве, обороне и восстановлению магистрали мужества! Поезда водили машинисты, которых отозвали с фронта, многих доставляли в Ленинград на самолетах. Молодые девушки — вчерашние ленинградские школьницы, выжившие в блокаду, по направлению комсомола становились кочегарами, помощниками машинистов, кондукторами. Из-за постоянного обстрела фашистами поезда могли передвигаться только ночью с притушенными огнями. За ночь могли проходить только три поезда в Ленинград и столько же обратно.
Один из немногих, получил доступ к секретным материалам. Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», - сказал губернатор. Александр Беглов особо подчеркнул, что Валентин Ковальчук очень много сделал для установления правды о погибших в блокадном Ленинграде. Эта цифра намного больше, чем 600 тысяч, которая признавалась до исследований Валентина Ковальчука. По последним исследованиям, и это доказал суд, — в Ленинграде погибло более миллиона человек», - отметил губернатор.
До его исследований считалось, что их 600 тысяч, однако историк настаивал, что погибших в эти страшные дни было намного больше. По последним исследованиям, и это доказал суд, — в Ленинграде погибло более миллиона человек», — отметил губернатор. Беглов также напомнил о том, что Валентин Ковальчук добивался возрождения уничтоженного после войны Музея обороны и блокады Ленинграда.
Выдающемуся историку блокады Валентину Михайловичу Ковальчуку открыли памятную доску
Так бывает, когда встречаешь человека, у которого ты многому можешь научиться, чувствуя его отзывчивость и готовность поделиться своими знаниями и опытом. Валентин Михайлович стал моим наставником в теме блокады Ленинграда. Видимо, и я был ему интересен, так как наши встречи в его квартире стали регулярными и не проходили бесследно. В новых его книгах я находил темы, которые мы до этого обсуждали. В первую очередь его интересовали мои разработки, касавшиеся действий немецких войск под Ленинградом. Валентину Михайловичу, как человеку, ориентированному на все новое, что появлялось в печати, интересно было узнать, о чем писал бывший противник в своих мемуарах. Здесь я оказался ему полезен как переводчик с немецкого языка.
Первое мое посещение в 2005 году квартиры Валентина Михайловича на Васильевском острове запомнилось не столько содержанием нашей с ним беседы, а тем, что он достал и вручил мне комнатные тапочки. Они были абсолютно новые, еще в целлофане. Ковальчук вручил мне их со словами: «Они теперь ваши, будут стоять отдельно от других». Это был знак уважения питерского интеллигента к своему гостю. Так я это тогда воспринял, так считаю и по сей день. Валентину Михайловичу было уже около 80 лет, у него имелись серьезные проблемы с ногами, передвигался он с помощью ходунков, тем не менее обходился без посторонней помощи.
В этот день он предложил мне побеседовать с ним за ужином. Видимо, ему хотелось больше узнать о только что вышедшей моей книге «По обе стороны блокадного кольца». Пока готовилась форель, привезенная ему с Карельского перешейка, я просматривал одну из его статей. Валентин Михайлович в это время хозяйничал на кухне, решительно отвергая мои попытки помочь ему. Еще толком не зная собеседника как историка, я уже начал проникаться уважением к нему как к человеку.
Давай, будто бы сам город жительствовал, и роль Сталина или роль фокуса, она была обессилена.
Впоследствии всё было засекречено безотносительно. И нелегко представить, зачем папа этим занялся», — поделился сын историка и президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Сообразно официальным послевоенным настоящим, от голода, немочей и бомбежек в Ленинграде погибли 632 253 человека. Цензура пресекала любые попытки оспаривать это. Переломить ситуацию решился Валентин Ковальчук. Они вот взяли документы треста «похоронное дело», они взяли документы по эвакуации, по лозунгу, мобилизации в армии, и у них вышло, что таковских жертв было, верно, не менее 800 тыс.
Ковальчук опубликовал эти настоящие в научной статье в журнале «Спросы истории». Публикацию разгромили после бессчетных иеремиад. Ответственный за снабжение сильев Ленинградского фронта и народонаселения города Дмитрий Павлов обвинил ученого в «идеологической диверсии». Иной величавой темой для историка стала коммуникация осажденного города.
Ещё в детстве он мечтал стать летчиком. Мечты мечтами, а выбор будущей профессии во многом был определён, когда Валентин учился в школе имени 10-летия Октября. Учителя, как вспоминал Валентин Михайлович, видели, что ему больше подходят гуманитарные науки... И вот он — студент исторического факультета Ленинградского института философии, литературы и истории позже вошёл в состав Ленинградского государственного университета Одарённому выпускнику, успешно окончившему университет, предложили учиться дальше — в аспирантуре ЛГУ. Однако его ждал иной путь: Валентин Ковальчук стал адъюнктом командного факультета в Военно-морской академии имени К. Находился там до января 1942 года — пока меня не назначили в исторический отдел Морского Генерального штаба.
Работая в отделе, я на основе архивных документов писал хронику боевых действий Черноморского флота — впоследствии три тома этой хроники были изданы... Допущен я был и к несению оперативного дежурства на запасном флагманском командном пункте наркома Военно-морского флота адмирала Н. Кузнецова, находящемся в Куйбышеве». Его пригласили на преподавательскую работу в Военно-морскую академию имени К. Е Ворошилова. Кроме преподавательской работы он занимается здесь и наукой — подготовил и защитил кандидатскую диссертацию, посвященную защите морских коммуникаций осаждённого Севастополя. С этого момента вся моя исследовательская деятельность стала связана с историей Ленинградской битвы», — рассказывал Валентин Михайлович. Вот что вспоминает об этом периоде жизни Валентина Михайловича его друг — директор Российского научного центра радиологии и хирургических технологий, академик РАМН, почётный гражданин Санкт-Петербурга А. Он чувствовал, что его призвание — наука, и дорос до очень больших высот». Валентин Михайлович выбирает непроторенные пути — изучение истории битвы за Ленинград, блокады, Дороги жизни… Именно он стоял у истоков научного изучения этих вопросов, решение которых стало смыслом его жизни.
Много сил уделил Валентин Ковальчук глубокому и всестороннему изучению Дороги жизни. За книгу «Ленинград и Большая земля: История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг. В других его монографиях — «Дорога победы осаждённого Ленинграда: Железнодорожная магистраль Шлиссельбург—Поляны в 1943 г. Ленинград 1941—1944» и в коллективных трудах, подготовленных под его руководством и авторском участии, глубоко раскрыт подвиг защитников и жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. К 300-летию Санкт-Петербурга и 60-летию прорыва Ленинградской блокады Валентину Михайлович присудили за эти труды Литературную премию Законодательного собрания города, носящую имя знаменитого полководца Великой Отечественной — командующего войсками Ленинградского фронта маршала Л. Готовя второе издание книги «900 дней блокады. Ленинград 1941 — 1944» он отбирал по тематике газетные публикации, новые монографии и публикации документов… Все эти интересные материалы сохранились в его домашнем архиве с пометками на полях и с закладками между страницами книг. Но очень важная работа, к сожалению, осталась неосуществленной... Архивные документы, воспоминания железнодорожников, солдат и офицеров, газеты и другие издания военных лет позволили Валентину Михайловичу достичь результатов, которые совпали с «окопной правдой» участников событий. На основе этих разнообразных источников он с позиций объективного исследователя освещает строительство Шлиссельбургской железной дороги, ход перевозок по ней при постоянных артиллерийских обстрелах и бомбардировках противника, защиту трассы, её роль в жизни и борьбе города на Неве, в подготовке разгрома фашистских войск под Ленинградом.
Перелистаем страницы трудов Валентина Михайловича, вчитаемся в документы минувших героических лет, которые в них цитируются. И в тот же самый день Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве на отвоеванной вдоль южного берега Ладожского озера узкой полосе суши шириной всего 8 — 11 километров небольшой, но очень важной железнодорожной ветки, способной обеспечить связь города с Большой землёй. Возглавил строительство И. Зубков, который до Великой Отечественной руководил постройкой ленинградского метро. И вот в январские морозы примерно пять тысяч человек приступили к осуществлению этого дерзкого плана. Почти круглосуточно работали геодезисты, железнодорожники, военные… Задание казалось почти невыполнимым — ведь железная дорога должна была быть построена всего за 20 дней. В мирное время для подобной стройки понадобилось бы не меньше года. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, всевозможными сюрпризами и ловушками.
В свое время ему удалось убедительно доказать, что количество жертв блокады, озвучиваемое в ту пору, официально едва ли не на треть меньше реальных цифр", — председатель Российского исторического сообщества Сергей Нарышкин. Сейчас в это трудно поверить, но до середины 60-х годов тема блокады почти не поднималась в отечественной исторической науке. Она была табуирована партийной верхушкой, не желающей вспоминать о страданиях, что выпали на долю жителей города, рассказал наш корреспондент Игорь Максименко.
В Петербурге ушел из жизни историк Ленинградской блокады Валентин Ковальчук
В Санкт‑Петербургском институте истории РАН 27 января открыли мемориальную доску советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку. В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку. Губернатор Санкт-Петербурга посетил торжественную церемонию открытия памятной доски советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку. Член ПКО РГО – ОИАК края В.Н. Ковальчук во время проведения лекции.
На 98-м году жизни скончался петербургский историк Валентин Ковальчук
Валентин Михайлович Ковальчук - Виртуальный Pусский музей | В Санкт-Петербургском институте истории РАН открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку, известному своим вкладом в изучение Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда и новейшей истории России, сообщили «Известия». |
В Петербурге открыли памятную доску историку блокады Валентину Ковальчуку | Смотрите видео онлайн «В Петербурге открыли мемориальную доску историку блокады Валентину Ковальчуку» на канале «Пятый канал НОВОСТИ» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 28 января 2024 года в 9:30, длительностью 00:08:52, на видеохостинге RUTUBE. |
В Петербурге открыли мемориальную доску легендарному учёному Валентину Ковальчуку | Михаил Ковальчук: мир подошёл к развилке истории. Опасность децентрализации Верховной власти – не в делегировании полномочий по борьбе с короновирусной эпидемией в регионы, а в существующем федеративном устройстве России. |
Вспоминая Ковальчука
Губернатор Санкт-Петербурга посетил торжественную церемонию открытия памятной доски советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку. В Петербурге скончался известный историк, специалист по блокаде Ленинграда Валентин Михайлович Ковальчук. "Сегодня мы в день полного освобождения Ленинграда от немецко-фашисткой блокады отдаем дань памяти выдающемуся ученому, крупному военному историку, заслуженному деятелю науки Валентину Михайловичу Ковальчуку. Ковальчук Валентин Михайлович (1916 – 2013). Историк. Доктор исторических наук (1976). Полковник. На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Валентин Ковальчук в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). ↑ В Петербурге ушёл из жизни историк Ленинградской блокады Валентин Ковальчук (неопр.).
Борцу за историческую правду Ковальчуку открыли мемориальную доску
Только что мы открыли мемориальную доску Валентину Михайловичу Ковальчуку — символ нашей общей признательности за его огромный вклад в дело сохранения исторической памяти», — сказал Нарышкин. Председатель РИО добавил, что вечером в Ленинградской области откроют мемориальный комплекс мирным гражданам Советского Союза, ставшим жертвами геноцида со стороны немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. В церемонии участвовал и президент национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.
В общем, началась определенная травля. Это был такой очень тяжелый период на самом деле", — вспоминает Михаил Ковальчук. Другой темой, которой историк посвятил более 20 лет, стали коммуникации осажденного города. Валентин Ковальчук смог найти неизвестные данные о снабжении защитников Ленинграда и гражданского населения. О Дороге жизни тогда, в 60-е, еще помнили. Но совсем не знали о воздушном мосте, налаженном между Ленинградом и Большой землей.
О линии электропередачи с Волховской ГЭС — она питала током ленинградские предприятия и жилые дома. О ледовой железной дороге, проложенной военными строителями и мобилизованными горожанами. О трубопроводе, построенном через озеро всего за месяц: топливо, отправленное по нему, шло на боевые корабли, подводные лодки и в городские котельные. Не знал никто и о подвиге связистов, ценой невероятных усилий и потерь протянувших телефонный кабель по дну Ладоги. Именно Валентин Михайлович первым поведал еще об одной, менее известной ледовой трассе — Дороге победы. Это в три раза больше, чем по Ладоге было перевезено", — рассказывал Ковальчук. И каждый из них должен быть перепроверен. Только так делается настоящая историческая наука" — главный принцип, которого всегда придерживался Валентин Михайлович.
Чтобы это изучить. Чтобы люди все знали, как это делалось", — считал академик РАН и доктор исторических наук Юрий Поляков. Своими трудами Валентин Михайлович Ковальчук снискал уважение не только в среде историков.
Осенью 1941 г. В январе 1942 г. Участвуя в поддержании флагманского пункта «в рабочем состоянии, неся в нем оперативное дежурство», как отмечалось в одном из приказов, В. В течение последующих нескольких лет он занимал должности историографа, научного сотрудника и ученого секретаря Исторического отдела Морского генерального штаба.
В 1943 г. В первой, частично основанной на личном севастопольском опыте, научной статье «Некоторые вопросы обеспечения коммуникаций на Черном море 22 июня — 22 декабря 1941 г. В соавторстве с П. В своих воспоминаниях о работе в Историческом отделе В. Там же. Служба в годы Великой Отечественной войны была отмечена правительственными наградами: медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. После окончания войны В.
В 1954 г. В 1950-е гг. Мавродиным, который, оценив его труды, посоветовал устроиться на работу в ЛОИИ. Он был демобилизован в звании полковника. В институте В. С 1962 г. В 1965 г.
Соболевым В. Попытка уточнения количества погибших в блокадный период ленинградцев, предпринятая авторами в статье, привела к выводу о том, что официальные данные, озвученные на Нюрнбергском процессе, — 632 253 погибших от голода человека — занижены. Анализ статистических материалов вывел новую цифру — около 800 000 погибших, приведенную в статье. Публикация вызвала резонанс в общественной, научной и партийной среде. Многие, в т. Жуков, приветствовали открытие исследователей, но были и критические высказывания. Павлов, занимавший в 1941 г.
Суслову, отвечавшему за идеологию в стране. В результате Главлит по полученному партийному распоряжению обязал редакторов всех центральных издательств не публиковать какой-либо информации о численности погибших ленинградцев, за исключением официальных данных, оглашенных на Нюрнбергском процессе. Вплоть до 1980-х гг. В 1966 г.
Он также предлагал для изучения истории блокады Ленинграда создать особую структуру. По поручению Владимира Владимировича Путина была расширена его экспозиция и создан институт истории обороны и блокады Ленинграда, который продолжает исследования Валентина Ковальчука», — сказал Александр Беглов. Поделиться в соцсетях.
Ковальчук В.М.. Книги онлайн
Главная • Валентина Ковальчук. Выставка-ярмарка «Отдых» впервые собрала вместе все районы Беларуси. В Петербурге появилась мемориальная доска, посвященная советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку — специалисту по истории обороны и блокады Ленинграда. В Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску выдающемуся историку Валентину Ковальчуку Он ввел в научный оборот множество документов о жизни Ленинграда. Ковальчук Валентин Михайлович (1916 – 2013). Историк. Доктор исторических наук (1976). Полковник. В Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску выдающемуся историку Валентину Ковальчуку Он ввел в научный оборот множество документов о жизни Ленинграда. В Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску выдающемуся историку Валентину Ковальчуку Он ввел в научный оборот множество документов о жизни Ленинграда.
В Петербурге ушел из жизни историк Ленинградской блокады Валентин Ковальчук
Валентин Ковальчук — заслуженный деятель науки России, выдающийся историк, один из крупнейших специалистов по истории Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда. Автор более 200 научных работ, освещающих важнейшие вопросы новейшей истории России, особенно истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.
Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», — рассказал глава города. Губернатор напомнил, что до публикации исследований Валентина Ковальчука официальная статистика признавала лишь чуть больше 600 тысяч павших в период блокады. По последним исследованиям, и это доказал суд, — в Ленинграде погибло более миллиона человек», — подчеркнул Александр Беглов.
Губернатор с сожалением констатировал, что после войны был уничтожен Музей обороны и блокады Ленинграда. Много документов, материалов, свидетельств было утеряно. Он также предлагал для изучения истории блокады Ленинграда создать особую структуру.
А оттуда поехал на Пискарёвское мемориальное кладбище для возложения венка к монументу «Мать-Родина». Также Путин вместе с белорусским коллегой Александром Лукашенко открыл мемориал в память о Мемориала в память о мирных жителях СССР — жертвах нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны. Церемония состоялась в Гатчине. На Дворцовой площади выстроилась очередь из желающих увидеть, как выглядела пайка хлеба для жителей осаждённого города.
Но была ли их позиция ревизионизмом? Конечно, нет, потому что те цифры, которые были предоставлены в Нюрнберге, опирались именно на списки погибших. А Ковальчук и Соболев пошли по иному пути: они просто стали считать те данные, которые были доступны, — это количество жителей на начало блокады, количество эвакуированных, количество выданных карточек, — объяснил «Известиям» Никита Ломагин, доктор исторических наук, профессор, один из учеников и коллега Валентина Михайловича.
От Севастополя до Ленинграда Тема потерь во время блокады долго оставалась политизированной. Выходу первых исследований помешало Ленинградское дело — волна судебных процессов против руководства города в конце 1940-х — начале 1950-х. Но и спустя десятилетие требовалось немало смелости и упорства, чтобы решиться всерьез заняться исследованием этой сложнейшей темы. Валентин Ковальчук в детстве собирался стать летчиком, но не прошел медкомиссию. После школы он поступил на исторический факультет Ленинградского университета и окончил его в 1939 году. А вскоре началась Вторая мировая. Вместо аспирантуры родного вуза Валентин Михайлович пошел в адъюнктуру Военно-морской академии, а после начала Великой Отечественной стал преподавать в Черноморском высшем военно-морском училище в Севастополе. Дальше было назначение в Главный морской штаб, работа над хроникой боевых действий Черноморского флота, создание архива ВМФ периода войны… Параллельно с научной работой он нес и военное дежурство на флагманском командном пункте наркома ВМФ адмирала Кузнецова. Войну Ковальчук закончил в звании полковника, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и двадцатью различными медалями. После Победы он возвращается в Ленинград и становится сотрудником Военно-морской академии имени Ворошилова, в 1954-м защищает кандидатскую диссертацию по теме «Защита морских коммуникаций осажденного Севастополя».
А в начале 1960-х его допускают к засекреченным ранее документам о блокаде — и Валентин Михайлович, опираясь на уже имевшийся опыт, начал анализировать новые данные и создавать на их основе картину тех трагических событий. Уникальность его в том, что он и современник изучаемых событий, и исследователь. Как участник Великой Отечественной войны, он хорошо понимал эпоху и то, как события отражались в документах и свидетельствах, и именно при нём и с его активным участием началось собирание этих материалов, — отметил в беседе с «Известиями» Алексей Сиренов, директор Санкт-Петербургского института истории РАН. И это было только началом. По сей день поражает интенсивность научной работы Валентина Ковальчука: в 1967 году был опубликован пятый том «Очерков истории Ленинграда», в 1968-м — «Оборона Ленинграда 1941—1944. Воспоминания и дневники участников». Вот у нас дома, в коммунальной квартире на Театральной площади бывали все командующие Ленинградским фронтом. Следующим важным этапом для Валентина Михайловича стала работа над темой, непосредственно связанной с блокадой, но сфокусированной уже на событиях вне осажденного города.