Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов (эским. Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв.
Чукотская яранга
Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками горела, например, полоска меха, опущенная в жир и пропитанная им. Используется как переносное жилище некоторых кочевых народов чукчей, коряков, эвенов, юкагиров северо-востока Сибири. Каркас собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами.
В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение - иоронгу - и кладовую, разделённые вертикальным пологом, образующим в плане квадрат. Слайд 8 Рама яранги Сначала ставятся восемь-двенадцать треног, треноги связываются горизонтальными жердями, потом к ним крепятся основные наклонные — скатные — жерди. Изнутри всё это укрепляется несколькими «швабрами»-распорками.
Самый венец подпирают ещё две-три жерди, играющие роль мебели: на них вешают вещи, поперечные перекладины и т. Как правило, яранга разделяется перегородками из шкур на несколько отсеков. Иногда внутри яранги ставят дополнительный, в форме прямоугольного параллелепипеда, каркас, который также накрывают шкурами.
Это холодная часть жилища. Полог — теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением. В ярангах двери закрываются только в пургу. Свет в чоттагин проходит через покрышку из кожи. В чоттагине стоят ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей.
Рядом стояли бочки с квашениями. Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками горела, например, полоска меха, опущенная в жир и пропитанная им.
Такой скорости удаётся достичь не только за счёт техники, но и за счёт небольшого веса шестов и шкур в разобранном виде. Позади чума обыкновенно держат священные нарты, куда кладут фигурки идолов, оберегающих семью. Устройство традиционного чума довольно простое: Каркас основа чума, которую делают из шестов, количество которых может достигать пятидесяти.
При переезде их брали с собой, оставляя остов на месте. Но там, где леса было мало, жилище перевозили полностью. Постройка эта на первый взгляд очень проста, но настолько же она и «умна». После розжига очага, который традиционно располагался в центре дома, дым и тепло по стенкам поднимались вверх, до дымового отверстия. Там создавалась зона повышенного давления, и холодный воздух не мог проникнуть внутрь. Летом такая «пробка» защищала от насекомых. Дождь и снег скатывались с крутых стенок чума, поэтому покрытия не промокали.
Всевозможные шалаши тоже напоминали чумы, правда, конструкция иных делала их более похожими на небольшие стационарные домики. У орочей, нанайцев и удэгейцев шалаш напоминал двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Сверху ее покрывали еловой корой и берестой, боковые стены закладывали землей. Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке. Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными. Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле.
Зачем солить юрту-часы? Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу. Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти. Решетки были подвижными, что позволяло растягивать их или сдвигать, регулируя высоту постройки. Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса. Ее образовывали жерди из гибких пород дерева, одним концом воткнутые в решетки, а другим — в специальный круг диаметром до 1 м.
Получившееся сверху отверстие служило источником света и дымоходом. Снаружи юрту покрывали войлоком, не пропускавшим дождь, ветер и холод. Для лучшего сбережения войлок пропитывали раствором из кислого молока, табака и соли и хорошо просушивали. В жаркую погоду его края поднимали, и юрта проветривалась сквозь решетчатые стенки. Стягивая войлок на вершине купола, регулировали температуру внутри. Зимой юрту ставили на дощатый пол и накрывали двумя слоями войлока.
Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов
На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Яранга – совсем иной вид северного жилища, который используют народы Чукотки. Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки?
Значение слова «Яранга»
Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв ответ
Полное отделение стен от крыши видим в камышевом шалаше, «кэпэ» в Средней Азии. Тут кругом поставлены связки камыша, так что они образуют цилиндрическую стену. На её верхний край накладывают такую же цилиндрическую стену из связок камыша, но связывают вместе их верхние концы; таким образом получается отдельная от цилиндрической стены надетая на неё конусообразная крыша. Развитые типы жилищ Наиболее развитый тип шалаша — это войлочная юрта или кибитка у народов Центральной и Средней Азии. Здесь не только произошло полное отделение стен от крыши, но обе части являются результатом самостоятельного развития. Цилиндрическая стена, как казахской, так и калмыцкой юрты, состоит из ряда связанных между собою решеток, а крыша — из деревянного круга и жердей, соединяющих его с верхним обходом цилиндрической стены жердей. Эти жерди, выгнутые в казахской юрте, придают крыше полусферическое очертание. В калмыцкой юрте они прямые, и потому крыша имеет конический вид. Выпрямление стен и отделение стен от крыши можно наблюдать и в бревенчатых юртах бурят и алтайских народностей. Стены тут не круглые, но 6- и 8-угольные.
Негнущийся материал — бревна сруба, при желании сохранить традиционную круглоту шалаша, дал многогранность. Более развитым типом жилищ следует считать четырехугольное строение. Такой тип жилья также встречается у сибирского коренного населения. Якутская юрта, четырехугольная в плане и трапецоидная в поперечном разрезе, со стенами из наклонно внутрь поставленных бревен, сохраняет ещё от примитивного нерасчлененного шалаша наклонно поставленные стены. В якутской юрте, подпавшей уже русскому влиянию, стены сложены срубом с горизонтально лежащими брёвнами. Нанайская гольдская фанза подверглась китайскому влиянию. Это четырехугольное здание характеризуется системой отопления посредством труб, проложенных под нарами, служащими для сиденья или спанья. В Средней Азии встречаем четырехугольные дома с плоской крышей. У русского крестьянина в Сибири наиболее развитый тип жилищ — жилой дом, изба.
Здесь можно отметить большое разнообразие: дома старожилов и новоселов — представителей разных губерний, занесших в Сибирь со своей родины тип постройки жилища. В соседних селениях, даже в одном и том же селении встречаются избы разной архитектуры и различного внутреннего устройства. На одном и том же дворе можно увидеть, на ряду с обширным, прочно и красиво построенным домом, отдельно стоящие срубы без крыши. В городах, особенно на окраинах, наблюдаются дома типа деревенского жилья и, обратно, в деревнях встречаются дома типа городского. На жилище сибирского крестьянина можно, кроме того, проследить этапы развития дома. Первую ячейку можно, пожалуй, видеть в бане, низком срубе, отапливаемом грубо сложенной каменкой. Такой сруб мог развиться в однокамерную клеть — сруб, не имеющий ещё крыши, покрытый одним накатником и землей, в дальнейшем развитии — односкатной крышей. Клеть отапливается уже русскую печью, сначала топящейся по-черному, в дальнейшем развитии — по-белому.
Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. Каркас данного сооружения собирается из достаточно маловесных деревянных прутьев, а сверху жилище покрывают шкурами животных.
Чум четко делится на две половины, и у каждой половины есть своя хозяйка. Кроме того, нужно знать, что установка чума, ее основа, это обязанность женщины. Поэтому при перекочевке шесты и доски для пола везут в женском оленьем аргише-обозе. Если хозяек было две, то каждая везла шесты и доски той половины жилища, где живет ее семья. Справа и слева от печи укладываются по три доски пола - каждая хозяйка на своей половине. Затем по другую сторону от досок на каждой половине чума расстилают норы-спальные места. Зимой кладут деревянную решетку тахар , сплетенную из березовых прутьев и связанную веревками с трех сторон. Летом для предотвращения сырости вниз кладут бересту или куски толя, полиэтилена, а затем уже тахар из прутьев. Циновки изготавливали из тонких пучков вейника или осоки, и укладывали их поверх тахар. Поверх подстилок из травы кладут оленьи шкуры. К изголовью подкладывают большие пучки травы. Потом кладут длинную подушку сверху обшитую сукном, с лицевой стороны украшенную орнаментом из суконной аппликации. В длинных узорных подушках летом хранятся и ненужные пока зимние шубы из оленьих шкур. По всей длине постелей натягивают полог, служащий защитой от комаров летом и дополнительным утеплением зимой.
Толковый словарь русского языка Ефремовой Т. У нек-рых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами.
Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля
Яранга – совсем иной вид северного жилища, который используют народы Чукотки. • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов. Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Яранга – совсем иной вид северного жилища, который используют народы Чукотки.
Как устроен чум у ненцев
Поэтому в хижине может поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, в результате чего в хижине достаточно сухо. Полярные путешественники долгое время не могли научиться строить хижину иглу. Однако, обладая некоторым строительным опытом, иглу можно возвести за один-два часа. Секрет строительства хижины-иглу заключается в особой форме плит разные плиты в хижине имеют разную форму , позволяющей складывать хижину в виде «улитки», постепенно сужающейся к своду. Важным является способ установки плит с опорой на предыдущие в трёх точках. Для большей устойчивости конструкцию поливают водой с внешней стороны. В настоящее время хижины иглу применяются также в лыжном туризме как аварийное жилье на случай проблем с палаткой или долгого ожидания улучшения погоды. Большой вклад во внедрение хижин иглу в советский лыжный туризм внёс Александр Берман.
Сейчас при подготовке к лыжным походам иногда проводятся занятия по строительству хижин иглу. Крепостная башня — оборонительная постройка, составная часть крепостных стен в Средние века. Крепостные башни сооружались из кирпича, камня и дерева в углах стен и на длинных прямолинейных участках. Несколько выступая за плоскость стены, имели круглую, полукруглую, прямоугольную, многоугольную и другие формы, с поперечником до 20 м, высотой иногда в 1,5—2 раза выше стен. Башни предназначались для наблюдения, обеспечения продольного обстрела крепостной стены, подступов к ним и защиты ворот, служили укрытием для войск и опорным пунктом обороны. С развитием артиллерии башни стали заменяться бастионами. Избушка Бабы Яги макет из фанеры Баба-Яга со своей избушкой уникальный персонаж, пришедший прямо из славянского фольклора. Избушка Бабы-Яги выглядит как маленькое, шестиугольное жилище с соломенной крышей.
На крыше торчит шаткая дымовая труба. Издали избушку можно принять за стоящую на ходулях, но вблизи становится ясно, что это — гигантские курьи ножки. Имеется одна дверь и два окошка. Избушка почти всегда пребывает в глубоких лесах, окруженная частоколом. Избушка редко стоит спокойно — часто она кружится и подпрыгивает, приседает, раскачивается из стороны в сторону, или вертится, оглядываясь по сторонам. Не менее удивительны, чем их хозяйка, были и волшебные предметы Бабы-Яги. Говорят, что она летала по небу в железной ступе, управляя пестиком.
Куваксу называют исконным типом саамского жилища, которое существовало до появления у саамов срубных построек. Последние записи:.
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов 22 фото. Сидячие, либо оседлые, имели зимнее и летнее жилища. Зимой жили в полуземлянках, тип и конструкция которых были заимствованы от эскимосов. Наиболее подробные данные об устройстве полуземлянок оседлых чукчей уведомляет Мерк: Снаружи юрты покрыты дерном, закруглены и возвышаются над ярусом почвы на несколько футов. Сбоку расположено четырехугольное отверстие, через которое дозволено войти вовнутрь. Вокруг входа поставлены стоймя по каждой окружности землянок, помимо только места для прохода, китовые челюсти... Сверху они прикрыты китовыми ребрами, а поверх того -дерном. Через упомянутый вход попадаешь сперва в коридор, длиной во всю землянку, высотой около 6 футов, шириной около сажени либо огромнее и немножко углубленной по сопоставлению с ярусом пола землянки. Сама землянка имеет неизменно четырехугольную форму, ширина и длина ее составляет 10-14 футов, а высота 8 футов и огромнее. Ближе к стенам высота помещения в итоге изгиба потолка уменьшается. Землянка углублена в землю на 5 футов, а сверх того на три фута высоты уложена земляная стенка, поверх китовые челюсти, установленные по каждым сторонам. На упомянутых китовых челюстях покоятся четыре отдельных идентичных китовых челюсти, уложенные по от самих входа на некотором расстоянии друг от друга и образующие потолок юрты. Поперек них по каждому потолку уложены китовые ребра. На высоте 3 футов от яруса пола по четырем углам юрты прикреплено по одному ребру, которые посередине своего изгиба покоятся на подпорках, а на них по всех четырех стен уложены доски. Они и представляют собой нары, на которых спят и сидят чукчи. Пол также покрыт досками, а под нарами вместо настила положены моржовые шкуры. Возле входа в потолке имеется решетчатое отверстие, затянутое пузырем китовой печени. Около окна имеется в потолке еще одно малое отверстие в виде вдавленного в крышу позвонка, оно предуготовлено для выпуска наружу дыма от ламп, расположенных по четырем углам юрты. Сени освещаются таким же окном, вделанным в потолок возле самой землянки Архив МАЭ. При сравнении этого изложения с материалами археологических раскопок обнаруживается удивительное сходство с землянками пунукского времени VII- XVII в. Совпадает также и материал, из которого строились землянки. У современного населения Чукотки сохранилась память о том, что прежде было два типа полуземлянок: валкаран жилище из челюстей и клерган мужское жилище. Клерган, невзирая на такое наименование, была примитивно зимним жилищем, в котором селилось несколько семей ближайших родственников. Валкаран тоже зимнее жилище, но для одной семьи. По свидетельству информаторов, в валкаран жили сироты либо сторонние, которых могла поселить около себя огромная семья. По примечанию К. Мерка, на одну зимнюю юрту доводилось несколько летних яранг. Скажем, в Уэлене было 26 летних юрт и 7 зимних Этнографические материалы, 1978. Приблизительно такое соотношение зимних и летних жилищ свойственно для всех оседлых селений чукчей. Яранги прибрежных чукчей по внешнему виду и внутреннему устройству напоминали яранги оленных чукчей2. Сберегая конструктивную основу яранги оленеводов, летнее жилище оседлых чукчей имело и некоторые различия. Оно не имело дымового отверстия. В безлесной местности чукчи не устраивали даже очага. Пищу готовили на жировых лампах либо в намеренно устроенных кухнях около яранги, где жгли кости морских звериных, обливая их жиром. В плаваниях при необходимости укрыться от непогоды под временное жилье применялись байдары. Их вытягивали на берег, опрокидывали вверх дном и располагались под их укрытием. Позднее А. Лазарев подметил: Зимних юрт мы у чукчей не видели; летние же делаются книзу достаточно круглыми, в диаметре от 2 с половиной до 4 сажен, а кверху выпуклыми, почему издалека походят на стог сена. Нам говорили, что чукчи живут и зимой в сих юртах, чему мы вначале не верили, но нас уверяли, что зимой в них не холодно Записки о плавании, 1950. В XIX в. Взамен них в зимнее время применяются яранги со спальными пологами из шкур оленя. Врангель, проехавший на собаках от м. Шелагского до Колючинской губы, видел лишь развалины ветхих землянок, но нигде не говорит о том, что чукчи живут в них. Оседлые чукчи живут малыми селениями, - писал он. Оленные чукчи жили в ярангах и зимой, и летом. Различие их заключалось лишь в качестве шкур, из которых были сделаны покрышка и полог. В ярангах объединяются в летнее время, а также зимой, при долгих стоянках на одном месте, все связанные правда бы далеким родством. Такие яранги вмещают по несколько пологов из оленьих шкур и имеют следственно существенные размеры Архив МАЭ. Общинные яранги оленных чукчей бытовали кое-где и в первой четверти XIX в. К 40-м и 50-м годам XIX в. В этой связи коллективное жилище потеряло свое значение. В книге З. Соколовой Жилище народов Сибири Навык типологии дается подробное изложение устройства чукотской яранги: яран. У оленеводов она была переносной, у морских зверобоев - стационарной. Каркас яранги состоит из вертикальных шестов, поставленных по кругу. В переносной яранге эти шесты стоят в виде треног, связанных ремнями, в стационарной они чередуются по одиночке, либо объединены парами диагональными перекладинами. Верхние части вертикальных жердей либо треног объединены вертикальными жердями, образующими обруч, к которому прикреплены жерди конического покрытия, перекрещивающиеся вершинами друг с ином и опирающиеся в стационарном жилище на центральную опорную с перекладиной наверху жердь либо на три шеста в виде треноги три шеста, объединенные вершинами. Жерди конического покрытия изредка скрепляют изнутри обручем, покрывают наклонными шестами. В некоторых ярангах вершина несколько смещена от центра к северу... Поверх каркаса яранга покрывается покрышками из оленьих либо моржовых шкур, летом - брезентом, Снаружи ярангу от ветра обвязывают ремнями, к которым прикрепляют камни. Нижнюю часть остова стационарной яранги в основании и вход приморские чукчи обкладывают дерном либо камнями в виде низкой стенки. Входное отверстие закрыто куском кожи либо дощатой дверью только во время буранов. Внутренее пространство делится на отдельные помещения для брачных пар либо родителей и детей тремя-четырьмя меховыми пологами в виде прямоугольного ящика , отапливаемыми каменными лампами с тюленьим жиром жирники. Пологи привязывают с подмогой шестов к горизонтальной жерди у задней стены жилища. В полог вползают, приподнимая его переднюю стену. Вдовин, Е. Составленный из них круг, меньший по диаметру, чем основание, укреплял каркас яранги в средщней ее части. В верху, ближе к дымовому отверстию, еще одинряд перечных перекладин. Деревянный остов яранги покрывали мехом наружу шкурами оленей, сшитыми традиционно в 2 полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Для 2 половин наружного покрытия требовалось около 40 - 50больших оленьих шкур. В ярангу входили между 2 половин покрытия, откидывая в стороны их края. Для зимы применяли новые покрытия, для лета - прежние в употреблении в минувшем году. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом вовнутрь. Пастухи, перегонявшие стадо на нов. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Наоборот входа, у задней стены, устанавливали спальное помещение - полог - в виде параллелепипеда, сшитого из шкур. Они традиционно располагались один за иным в линию по степени зажиточности владельцев с востока на запад. Первой с востока ставилась яранга владельца стойбища, последней - бедняка. Селения приморских чукчей состояли традиционно из 2-20 изредка и больше яранг, разбросанных на некотором расстоянии друг от друга. Размеры поселения определялись промысловыми вероятностями того либо другого района. Чукотская яранга представляла собой крупной шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части. Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей, на верхние концы кото рых клались горизонтально перекладины; к ним привязывались наклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразную верхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которую опирались верхние жерди остова. Остов покрывался особыми покрышками. Оленные чукчи сшивали покрышку из ветхих оленьих шкур со срезанной шерстью; приморские покрывали ярангу брезентом либо шкурами моржа. Дабы неистовствующие на Чукотке ветры не разломали и не опрокинули ярангу, ее снаружи обвязывали ремнями с прикрепленными к ним огромными камнями, а оленеводы приставляли к ней грузовые нарты. Яранги оленных чукчей, в итоге необходимости перекочевок, были поменьше размерами и легче, чем у приморских. Внутри яранги к одной из горизонтальных перекладин традиционно у задней стенки ее с подмогой дополнительных шестов привязывался меховой полог. Полог являлся специфической спецификой жилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов. По форме он напоминал ящик, опрокинутый дном кверху. Обыкновенно в яранге имелось 1-3, редко 4 полога. В пологе могли поместиться несколько человек. В него проникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Тут бывало так горячо, что сидели раздевшись до пояса, а изредка и донага. Для отопления и освещения полога служил жирник-каменная, глиняная либо деревянная чашка с фитилем из мха, плавающим в тюленьем жиру. На этом огне приморские чукчи варили пищу, подвешивая котелок на колышек либо на крюк. При наличии древесного топлива в холодной части яранги раскладывали для варки пищи маленький костер. В яранге сидели на разостланных шкурах. Употребляли также низкие стулья либо древесные корни. Для этой же цели приноравливали рога, срезанные совместно с теменной костью. До половины XIX в. Развалины их сохранились до наших дней. Круглый каркас полуземлянки делали из челюстей и ребер кита отсель ее чукотское наименование валкаран - «дом из челюстей кита» , после этого покрывали его дерном и засыпали сверху землей. Изредка костяной каркас устраивали в углублении, тогда получалось полуподземное жилище с выступающей на поверхность крышей. Полуземлянка имела два выхода: длинный коридор, которым пользовались только зимой, потому что летом его заливало водой, и круглое отверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнее время. Пол полуземлянки либо, по крайней мере, середину его устилали большими костями; в центре помещался крупной жирник, горевший круглые сутки. По каждому четырем сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар и на них сооружали 2-4 по числу семей полога обыкновенного типа. В итоге замены полуземлянки ярангой жилищные данные приморских чукчей гораздо улучшились. Но неимение окон, исключительная скученность в пологе, непрерывная копоть от жирника, наличие в ярангах собак и т. В пологах чукчей-оленеводов, как водится, было чище, чем у приморских: в итоге частых перекочевок пологи разбирались и выколачивались, приморские же чукчи делали это лишь два раза в год - весной и осенью. Выколачивание покрышек яранги и полога - одна из сложных работ чукотских женщин. Для этого имелись в особые обивалки. Обивалка делалась из рога оленя либо дерева представляла собой слегка изогнутую с одного конца палку длиной от 50 до 70 см. Летом часть приморских чукчей в период разъездов по берега моря и некоторые оленеводы при перекочевках в тундре жили в палатках. При отсутствии палатки приморские чукчи сооружали из 3 весел и паруса жилище подобно шатра либо ночевали под опрокинутой байдарой. Все лишние вещи и резерв продуктов они хранили внутри яранги, а в летнее время непотребные вещи укладывали на грузовые нарты, установленные неподалеку от жилища, и покрывали их сверху ровдугой для предохрани от ливня. Приморские чукчи около яранг традиционно устанавливали 4 китовых ребра с поперечинами на высоте около 2 м от земли. Летом на них ставили нарты, а зимой байдары, дабы собаки не съели ремни, скрепляющие нарты, и кожаные покрышки байдары. Остальное собственность приморские чукчи хранили внутри яранги.
Как её установить? Вот так устроена яранга Вот так устроена яранга Это относится и к яранге чукотской. Поэтому нам, непривычным людям, лучше посмотреть видео, как устанавливают ярангу люди привычные. Тогда и устройство станет понятным. Остов яранги очень прочен и способен выдержать сильнейший ветер. После установки каркаса натягивают покрышку из сшитых вместе оленьих шкур шерстью наружу. Несколько раз в год кочевники-оленеводы перевозили свой дом на новое место. Традиционно устанавливали и разбирали жилище женщины. Работа нелёгкая. Установка яранги. Фото А. Кинга Установка яранги. Кинга Вспоминает Лилия Аслапова — она родилась в яранге и в детстве кочевала с родителями — оленеводами: «Особенно тяжело зимой. Помню, как мы с мамой ставили юрту.
Слово «Яранга»
Ответ на вопрос "Переносной домик у народов Севера ", 6 (шесть) букв: яранга. 13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен. мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом.
Переносное жилище некоторых народов Севера
Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов. у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Ответ на вопрос: «Переносное жилище некоторых народов Севера.» Слово состоит из 6 букв Поиск среди 775 тысяч вопросов. ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами.