Надежда Крупская в детстве, 1879 год. После революции 1917 года Надежда Константиновна занялась, в первую очередь, организацией образования в Выборгском районе Петрограда.
Крупская Надежда Константиновна
Надежда Константиновна Крупская участвовала в работе агитпарохода в качестве представителя Народного комиссариата просвещения. В 1937 году Крупскую избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва и Надежда Константиновна проработала там до конца своих дней. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931).
Поход на молодежь
Автор трудов по педагогике и истории партии большевиков. Крупская Надежда Константиновна 1869—1939 — профессиональная революционерка, один из создателей советской системы народного образования, доктор педагогических наук, почётный член АН СССР. Надежда Крупская происходила из дворянской семьи. В 14 лет потеряла отца. С 1890 года входила в марксистские студенческие кружки. Была известна под партийными кличками Минога и Рыба.
В 1896-м за антиправительственную пропаганду её выслали в Уфимскую губернию, однако Крупская решила, что лучше отбывать ссылку с женихом Ульяновым. Поэтому она попросила отправить её в село Шушенское Минусинского уезда, где уже находился будущий муж, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником. Путь в ссылку лежал через наш город. Я, конечно, согласилась. Исследователи-краеведы установили нынешний адрес усадьбы: улица Лебедевой, 55.
Началась долгая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичом. Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака… Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой.
Крупская родилась в Петербурге в семье демократически настроенного офицера. После смерти отца, в 1883 году четырнадцатилетней девочке пришлось давать платные уроки во время учения в гимназии Оболенской. Педагогический совет 20 мая 1889 года выдал Крупской удостоверение, в котором отметил, что «успехи ее учениц свидетельствуют о выдающихся педагогических способностях ее, основательности ее познаний и крайне добросовестном отношении к делу». Будучи слушательницей Высших женских курсов в Петербурге, с 1890 года входила в марксистские студенческие кружки, вскоре сама стала руководить марксистским кружком студентов, затем была учительницей вечерней школы для рабочих в Петербурге, вела революционную пропаганду среди рабочих. В 1911 году — преподаватель партийной школы в Лонжюмо. В 1915 году Н. Крупская написала книгу «Народное образование и демократия». Это был первый марксистский труд по истории педагогики.
Крупская подчеркивала, что «пока организация школьного дела будет находиться в руках буржуазии, школа труда будет орудием, направленным против интересов рабочего класса. Лишь рабочий класс может сделать школу труда «орудием преобразования современного общества»». В докладе были намечены пути подъема культурного уровня трудящихся на такую высоту, которая необходима, чтобы они стали умелыми, знающими стойкими работниками нового общества. Первоочередными задачами Надежда Константиновна считала: предоставление взрослым возможности заниматься в вечерне-воскресных школах и на курсах; разработку для них программы, создание новых учебников и методических пособий. Особое внимание в докладе обращалось на библиотеки, которым Ленин придавал огромное значение. Их главная задача — продвижение книги в народ. Создавались клубы и избы-читальни, по железнодорожным магистралям и рекам шли агитпоезда и пароходы с походными типографиями, с бригадами лекторов и инструкторами по делам сельского хозяйства и промышленности. В таких поездках принимали участие и крупные партийные работники центральных учреждений. Полтора месяца ездила Н. Крупская по Волге и Каме инструктором Наркомпроса на пароходе «Красная звезда».
Крупская в своих воспоминаниях писала, что «задачей «Красной звезды» было ехать по следам белых, вести агитацию, проводить линию, принятую на VIII съезде партии, закреплять всюду Советскую власть». Работа на пароходе требовала много сил, энергии, выдержки, умения подойти к людям Надежда Константиновна так умела расположить к себе, что люди с полной откровенностью рассказывали ей обо всем, что их печалило и радовало. Прибыв в Галево, на поезде поехала в Воткинск. В Воткинске члены агитбригады находились 3-5 августа. За эти дни ими проведена была большая работа с населением.
Вскоре Ульянов по-настоящему сблизился с Надей Крупской, хотя та была старше его на год. Но их роману помешал арест Надежды. В 1897 году вместе с несколькими другими членами союза ее на три года выслали из Петербурга.
В конце концов оба — и Владимир, и Надежда — очутились в ссылке в сибирском селе Шушенском. Там в июле 1898 года и сыграли скромную свадьбу. Несмотря на атеистические взгляды, молодые венчались в церкви, обменявшись кольцами, изготовленными из переплавленных медных пятаков — на венчании настояла мать Крупской. Поначалу родные Ульянова отнеслись к невестке не слишком тепло. Она казалась им некрасивой и слишком сухой, «бесчувственной». Тем более ее здоровье было подорвано сырой петербургской погодой и тюрьмами, а еще базедовой болезнью, которую в то время не умели лечить и которая, по-видимому, лишила ее возможности стать матерью. Но Крупская очень любила Ленина и всячески заботилась о нем, так что и отношения с его семьей постепенно стали налаживаться. Правда, особой хозяйственностью Наденька не отличалась, кулинарными способностями не блистала, и все хозяйство в доме вела Елизавета Васильевна, в помощь которой наняли 15-летнюю девочку-подростка.
Был ли Ленин единственным мужчиной в жизни Крупской? Рассказывают, что в юности за ней ухаживал член революционного кружка, который она вела — Иван Бабушкин.
Специально для изучения марксизма вызубрила немецкий.
Страсть к марксизму быстро приобрела в ней черты фанатизма. С Владимиром Ульяновым она познакомилась благодаря подруге Аполлинарии Якубовой, которая привела Надю на марксистскую сходку, организованную под благовидным предлогом блинов. Уже не очень молодой Ульянов ему тогда перевалило за двадцать шесть сватался к Якубовой, однако встретил вежливый, но твердый отказ.
Судя по ряду косвенных признаков, неудачное сватовство не стало заметной драмой будущего вождя российских якобинцев…» Владимир Ильич сразу поразил Надежду своими лидерскими задатками. Девушка попыталась заинтересовать будущего вождя — во-первых, марксистскими разговорами, которые обожал Ульянов, а во-вторых, стряпней своей матушки. Елизавета Васильевна, увидев его у себя дома, была счастлива.
Она считала дочь непривлекательной и счастья в личной жизни ей не пророчила. Можно предположить, как обрадовалась она за свою Наденьку, когда увидела в своем доме приятного молодого человека из хорошей семьи! С другой стороны, став невестой Ульянова, Надя не вызывала большого восторга у его семейства: там находили, что у нее уж очень «селедочный вид».
Под этим утверждением подразумевалось прежде всего то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, — один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: Рыба и Минога. Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой.
Будучи сосланной на три года в Уфу за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее. Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником. Крупская в детстве, 1876 год Первое, что будущая теща сказала Ленину при встрече: «Как вас разнесло-то!
Жил будущий вождь в избе крестьянина Зырянова, но после приезда невесты стал приискивать другое жилье — с комнатой для тещи. Приехав в Шушенское, Елизавета Васильевна настояла, чтобы брак был заключен без промедления, причем «по полной православной форме». Ульянов, которому было уже двадцать восемь, и Крупская, старше его на один год, подчинились.
Началась долгая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичем. Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака… Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Венчание происходило в Петропавловской церкви, на невесте были белая блузка и черная юбка, на женихе — обычный, весьма потертый коричневый костюм.
Следующий свой костюм Ленин сшил только в Европе… На свадьбе веселились многие ссыльные из окрестных деревень, причем пели так громко, что хозяева избы заходили попросить утихомириться… «Мы ведь молодоженами были, — вспоминала Надежда Константиновна о жизни в Шушенском, — и это скрашивало ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…» Н. Крупская, 1890 год Мужем Ильич оказался заботливым.
Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин
Надежда Крупская - биография, личная жизнь, политические взгляды, фото и последние новости | революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. |
Надежда Крупская. Женой так женой | по приказу а, который вообще с женщинами не церемонился, как и с мужчинами. |
ИЗ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА - Методисты Национальной библиотеки | OK | Надежда Крупская — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. |
Подписаться
- Газета «Суть времени»
- Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
- Неизвестная история Надежды Крупской - Экспресс газета
- Надежда Константиновна Крупская
Путь Надежды
- После Октября
- Красивая и образованная
- Navigation menu
- Факты из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали в СССР »
Клинический случай. Единственная Надежда
История болезни Надежды Константиновны до сих пор засекречена - должно пройти 90 лет после ее кончины. Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет. Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием.
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина
В одиночестве она и испытывала потребность в Боге: «Он, по тогдашним моим понятиям, должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом. Марксизм оказался проще и доступнее веры. Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге.
Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было».
Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу. И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм.
Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник.
Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение.
Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов».
Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение.
Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность.
В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике.
Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей.
Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека».
Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую.
Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания.
Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями.
За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.
С ранних снимков супруги вождя мирового пролетариата на нас смотрит симпатичная юная особа с чуть вздернутым носиком и пухлыми губами. Сегодня многие говорят, что Крупская была похожа на актрису Скарлетт Йоханссон и это на самом деле так. У Надежды были пронзительные зелено-голубые глаза и длинная русая коса. Сама она себя любила называть «дамой с петербургской внешностью», но красавицей себя не считала. Внешность Крупской позднее испортили гормональные нарушения, связанные с заболеванием щитовидной железы. Надежда была не только миловидной, но и образованной девушкой.
Она закончила с медалью гимназию княгини Оболенской, а потом без труда поступила на Бестужевские женские курсы. Правда, окончить их она не смогла — помешало увлечение марксизмом и бунтарский дух. Мало кто знает, что Крупская зарабатывала на жизнь репетиторством. В свободное же время она бесплатно учила писать и читать взрослых в воскресной школе. Венчание с Лениным С Владимиром Ильичем, известным в революционной тусовке под кличкой «Старик», Крупская встретилась в 1894 году. Судьбоносная встреча состоялась на конспиративной квартире, где собирались революционно-настроенные молодые люди. В тот раз с 24-летним юношей Володей ушла не Надя, а другая девушка — Аполлинария Якубова. Они даже какое-то время встречались, пока революционера не арестовали. А вот в тюрьму к Ильичу ходила уже не Якубова, а Крупская.
Надежда стала настоящей революционной подругой — нетребовательной, заботливой и идейной. На отношения пары не повлияли ни аресты Ленина, ни трехлетняя ссылка самой Крупской. Любящие сердца воссоединились тоже в ссылке, в сибирской деревне Шушенское в 1898 году. Чтобы отбывать наказание вместе, Владимиру и Надежде пришлось венчаться в церкви. По законам Российской империи, политзаключенные могли жить под одной крышей, только если были супругами. Администрации поселений охотно шла навстречу пожеланиям ссыльных связать себя узами брака. Тогда считалось, что женатые люди быстрее остепенятся и забросят свои революционные глупости. Как же власти ошибались!
Доктор педагогических наук. Жена В. Ульянова Ленина с 1898 года. Долгое время ее воспринимали только как супругу В. Ленина , но она была самодостаточной личностью, и отдельные факты её жизненного пути могут удивить современного читателя. В советское время её биографию постоянно правили, идеализировали, чтобы она полностью соответствовала политическому моменту, а на рубеже 1990-х годов злопыхатели, поливающие грязью всё советское, добрались и до неё. Мы постараемся рассказать о ней объективно. Путь в революцию Надежда Константиновна родилась в Петербурге в обедневшей дворянской семье. Отец её, Константин Игнатьевич, отставной офицер, умер в 44 года от туберкулёза. Вся тяжесть воспитания дочери легли на мать, Елизавету Васильевну, которая, несмотря на финансовые сложности, определила дочь в частную женскую гимназию княгини А. Оболенской в Петербурге. По некоторым источникам, Надежда окончила её с золотой медалью, правда, эту медаль никто не видел. Крупская, 1890-е гг.
Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями. Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых. Их стартовый уровень был практически нулевой. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической. Бабушка Надежда Крупская стала примером для многих молоденьких девушек, решивших посвятить свою жизнь педагогике. Честно скажу, о прошлом своём, особенно о детстве и самой ранней юности, бабушка распространяться не любила. Это не от неё, а от мамы я узнал, что моя Мария Борисовна рано стала сиротой. Так или иначе, но ее маленькой девочкой взял к себе в семью некий архангелогородский священник, наградил своей фамилией настоящую я не знаю до сих пор и потом устроил в церковно-учительскую школу. Были и такие в Российской Империи. Принимались в них на основании вступительных экзаменов молодые люди и девушки в возрасте от 15 до 17 лет, окончившие второклассную школу или иное учебное заведение, курс которого был не ниже. Срок обучения там, как и во второклассной школе, составлял три года. В церковно- учительской школе преподавали церковные и общеобразовательные предметы: Закон Божий, церковную историю, церковное пение с обучением регентованию и музыке, церковно-славянский язык, «русский язык, словесность и историю литературы», всеобщую и русскую историю, всеобщую и русскую географию, математику арифметику, главные основания геометрии и землемерие , «сведения о природе, ее силах и явлениях», черчение и рисование, гигиену. Освоение азов профессиональной педагогической деятельности осуществлялось в ходе изучения «дидактики и главных оснований педагогики». Для практической подготовки при церковно-учительских школах существовали двухклассные церковно-приходские школы, где будущие учителя давали свои пробные уроки. В церковно-учительской школе преподавали дополнительные курсы, например, иконописание, ремесло, рукоделие, сельское хозяйство. Факультативные занятия проводились в педагогических учебных заведениях при наличии квалифицированных специалистов. Воспитанникам, окончившим высшие учительские школы с отличием, выдавались аттестаты, а остальным — свидетельства, которые давали «право на звание учителя или учительницы начального училища». Бабушка окончила школу с отличием и была отправлена учить детей в Подмосковье. Там и встретила Октябрьскую революцию. Потом попала в МГУ... С этим вузом, расположенным в Ленинских горах столицы очевидно, у бабушки было связано многое, и не только встречи с Крупской. И опять-таки скрытный её характер и моё нелюбопытство не позволили прояснить что именно. Помню только неизменные слёзы у неё на глазах, когда изредка по радио начинала звучать старая советская песня: Когда взойдешь на Ленинские горы, Во всей красе предстанет нашим взорам Великий город сбывшейся мечты. Шумит над нами юная листва. Надежда мира, сердце всей России, Москва — столица, моя Москва... Но Москва была лишь отправным пунктом долгого педагогического пути Марии Борисовны. На котором были и такие полярные пункты назначения, как северная русская Вологда, где, кстати, родилась моя мама. Или далёкий среднеазиатский Ташкент, в котором эвакуированная во время войны бабушка преподавала русский язык и литературу русским и узбекским детям... Война со временем покатилась на запад, а вслед за ней отправились из эвакуационной ссылки миллионы людей.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
- Путь Надежды
- Биография Крупской
- Кто на завалинке
- Надежда Крупская: неудавшаяся гувернантка, создатель пионеров и новой системы образования
- Содержание
Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
Надежда Крупская: биография, политическая карьера, фото, личная жизнь с Лениным | Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. |
Крупская Надежда Константиновна: биография, фото | Надежда Крупская родилась в знатной, но бедной семье. |
Надежда. Трудное счастье революционерки | На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская. |
155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской
Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. умерла 27 февраля 1939 года в Москве. 70 лет назад, 27 февраля 1939 года, в день своего 70-летия, скончалась Надежда Константиновна Крупская, чье имя связано с созданием советской атеистической системы образования. После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека.
ИЗ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
Надежда Константиновна признавалась: после смерти ее матери «еще более студенческой стала наша семейная жизнь». Во время ссылки Крупская была единственным помощником Ленина в его огромной теоретической деятельности. Однако кое-кто из Ленинского окружения намекал, что Владимиру Ильичу нередко попадает от супруги. Вот такой у Ленина был помощник! Петровский, один из его соратников, вспоминал: «Мне приходилось наблюдать, как Надежда Константиновна в ходе дискуссии по разным вопросам не соглашалась с мнением Владимира Ильича.
Это было очень интересно. Возражать Владимиру Ильичу было очень трудно, так как у него все продумано и логично. Когда Надежда Константиновна выступала со своими замечаниями, Владимир Ильич посмеивался и затылок почесывал. Весь его вид говорил, что и ему иногда попадает».
В 1899 году Н. Крупская написала свою первую книгу — «Женщина-работница». В ней она с исключительно ярко раскрыла условия жизни трудящихся женщин в России и с марксистских позиций осветила вопросы воспитания пролетарских детей. Это была первая книга о положении трудящихся женщин в России, основанная на марксистских позициях.
После окончания срока своей ссылки Н. Крупская выехала за границу, где в это время уже жил Владимир Ильич, и приняла активнейшее участие в работе по созданию Коммунистической партии и подготовке будущей революции. Возвратившись с В. Лениным в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевистской партии вела огромную партийную работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с В.
Лениным в 1907 году. В конце 1909 года супруги после долгих колебаний переехали в Париж, где Ульянову было суждено встретиться с Инессой Арманд. О красавице Арманд среди революционеров ходила шутка: ее следовало бы включить в учебник по диамату как образец единства формы и содержания. Прелестная француженка, очаровательная жена богача Арманда, одинокая ссыльная, пламенная революционерка, истая большевичка, верная ученица Ленина, многодетная мать.
Судя по переписке Владимира и Инессы значительная часть которой сохранилась , можно сделать вывод, что отношения этих людей были озарены не только светлыми чувствами, а чем-то большим. Как рассказывала А. Коллонтай, «вообще Крупская была в курсе. Она знала, что Ленин был очень привязан к Инессе, и не раз выражала намерение уйти.
Но Ленин удержал ее». Надежда Константиновна считала, что в Париже пришлось провести самые тяжелые годы эмиграции. Но она не устраивала сцен ревности и смогла установить с красивой француженкой внешне ровные, даже дружеские отношения. Та отвечала Крупской тем же.
Супруги сохранили между собой теплые отношения. Надежда Константиновна волнуется за мужа: «С самого начала съезда нервы Ильича были напряжены до крайности. Бельгийская работница, у которой мы поселились в Брюсселе, очень огорчалась, что Владимир Ильич не ест той чудесной редиски и голландского сыру, которые она подавала ему по утрам, а ему было и тогда уже не до еды. В Лондоне же он дошел до точки, совершенно перестал спать, волновался ужасно».
Они возвратились в феврале 1917 году в Россию, мыслями о которой жили повседневно и в которой не были много лет. В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел. А он, видя ее способности, все больше нагружает Крупскую делами. Осенью семнадцатого года стремительно нарастают события.
Днем 24 октября Надежду Константиновну находят в Выборгской районной думе и передают записку. Она раскрывает ее. Ленин пишет в ЦК большевиков: «Промедление в восстании смерти подобно». Крупская понимает — час настал.
Она бежит в Смольный. С этой минуты она неразлучна с Лениным, но эйфория счастья и успеха прошла быстро. Жестокие будни съели радость. Летом 1918 года Крупская поселилась в Кремле в скромной, специально оборудованной для нее с Лениным маленькой квартирке.
А потом была Гражданская война. Борьба с контрреволюцией. Болезни Надежды Константиновны. Выстрел эсерки Фани Каплан в Ленина.
Смерть от тифа Инессы Арманд, которая явилась предвестником тяжелого заболевания мозга у Ленина. Болезнь прогрессировала так быстро, что Крупская не только забыла все старые обиды на мужа, но и выполнила его волю: в 1922 году в Горки были привезены из Франции дети Инессы Арманд. Однако они не были допущены к вождю. Ухудшение самочувствия и ярко выраженные признаки заболевания появились у Ленина весной 1922 года.
Поначалу симптомы указывали на обыкновенное умственное переутомление: сильные головные боли, ослабление памяти, бессонница, раздражительность, повышенная чувствительность к шуму. Однако доктора разошлись в определении диагноза. Немецкий профессор Клемперер считал главной причиной головных болей отравление организма свинцовыми пулями, которые не были извлечены из тела вождя после ранения в 1918 году.
Деревня — это вместе живущие, но внутренне ничем не объединенные мелкие производители.
Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян — мелких производителей». И через несколько лет добивается ее реализации во всей стране. И все это в условиях послевоенной разрухи гражданской войны. Крупская — чрезвычайно образованная женщина, имеющая свою собственную точку зрения.
Цитата: «Я видела детские сады в Швейцарии и Франции. Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные задачи.
А практика подразумевалась, в первую очередь, трудовая. Фото: музей-заповедник «Шушенское» Грубо говоря, Крупская была уверена: каждого советского ребёнка необходимо со школьных лет знакомить со всеми видами народного хозяйства. Таким образом, человек, становясь взрослым, должен понимать устройство всей экономики страны с самых первых ступеней.
Крупская против оценок и наказаний Интересный факт: супруга Ильича выступала против оценок в школах. Надежда Константиновна была уверена, что оценки разъединяют учеников, расслаивают школьное общество на успевающих и отстающих. А это, по её мнению, было исключительным злом. Крупская была уверена: дети должны всё делать вместе и привыкать быть частью коллектива. Надежда Константиновна была также резко против телесных наказаний. В одной из своих статей как вопиющий случай «буржуазных пережитков» она приводила пример некой школы, в которой действовала «целая система наказаний».
За наиболее нехорошие проступки школьников даже били — а такого, резко заявляла Крупская, быть в демократической школе не должно категорически. Надежда Константиновна занималась и дошкольным образованием. В своё время она жила во Франции и Германии, и в своих статьях резко критиковала французские и немецкие системы в детсадах. Особенно доставалось системе Монтессори, которую Крупская не любила. Она была уверена, что эта система разъединяет детей, практически «с горшка» приучая их действовать в одиночку. В советских же школах было необходимо сближать детей самыми разными коллективными действиями: от хорового пения и совместного прослушивания рассказов до всеобщего участия в праздниках.
И здесь Надежда Константиновна жирно подчёркивала: все детали не только школьного, но и дошкольного образования остаются в памяти человека навсегда. И продолжают влиять на его поведение и действия из подсознания.
Подготовка к октябрьской революции. Педагогическая и партийная деятельность Крупской принадлежит идея создания советской системы образования. Основная задача народного образования заключалась в обучении и быть основой коммунистического воспитания юных умов. Подвергала критике гуманистическую педагогику А.
Макаренко, считала коммунистическое воспитание идеалом для советского ребенка. После ее выступления на съезде комсомола в мае 1928 Макаренко был снят с занимаемой должности руководителя колонии им. Активно участвовала в антирелигиозной пропаганде.
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
В окружении Надежды Константиновны заподорили отравление. Ходили слухи, что яд якобы был в торте, который прислал в подарок Иосиф Сталин. По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти.
Крупская подчеркивала, что «пока организация школьного дела будет находиться в руках буржуазии, школа труда будет орудием, направленным против интересов рабочего класса. Лишь рабочий класс может сделать школу труда «орудием преобразования современного общества»». В докладе были намечены пути подъема культурного уровня трудящихся на такую высоту, которая необходима, чтобы они стали умелыми, знающими стойкими работниками нового общества. Первоочередными задачами Надежда Константиновна считала: предоставление взрослым возможности заниматься в вечерне-воскресных школах и на курсах; разработку для них программы, создание новых учебников и методических пособий. Особое внимание в докладе обращалось на библиотеки, которым Ленин придавал огромное значение. Их главная задача — продвижение книги в народ.
Создавались клубы и избы-читальни, по железнодорожным магистралям и рекам шли агитпоезда и пароходы с походными типографиями, с бригадами лекторов и инструкторами по делам сельского хозяйства и промышленности. В таких поездках принимали участие и крупные партийные работники центральных учреждений. Полтора месяца ездила Н. Крупская по Волге и Каме инструктором Наркомпроса на пароходе «Красная звезда». Крупская в своих воспоминаниях писала, что «задачей «Красной звезды» было ехать по следам белых, вести агитацию, проводить линию, принятую на VIII съезде партии, закреплять всюду Советскую власть». Работа на пароходе требовала много сил, энергии, выдержки, умения подойти к людям Надежда Константиновна так умела расположить к себе, что люди с полной откровенностью рассказывали ей обо всем, что их печалило и радовало. Прибыв в Галево, на поезде поехала в Воткинск. В Воткинске члены агитбригады находились 3-5 августа.
За эти дни ими проведена была большая работа с населением. Крупская пишет, что «во время поездки приходилось без конца митинговать, выступать на многотысячных собраниях на Бондюжском заводе, на Воткинском, на Мотовилихе, в Казане, в Перми, в Чистополе, в Верхних Полянах и пр. Он произвел глубокое впечатление на всех присутствовавших, один из которых, А. Шикалов, впоследствии писал: «Спокойно, но очень убедительно говорила Надежда Константиновна о Советской власти, о необходимости оказания ей всяческой поддержки, о роли женщины в строительстве нового государства, о детях, о народном образовании. Для нас, видевших тов. Крупскую близко в лицо, ее образ, ее убедительные слова запечатлились в памяти на всю жизнь». После митинга Надежде Константиновне дети понесли букет цветов. Крупская уделила много времени ознакомлению с постановкой воспитательной работы среди детей в Воткинске.
Луначарским и М.
Двое молодых людей, имевших схожие взгляды, продолжительное время шли через лес и через поле. Они наслаждались летними пейзажами.
Об этой чудной поре Надежда Константиновна впоследствии написала: По прошествии многих лет, когда супруга Ильича находилась вместе с ним в эмиграции, снова произошла их встреча с Виктором Курнатовским. Это случилось в Париже. Теперь мужчина был тяжело болен.
На его здоровье сказались годы каторжных работ. Крупская часто бывала у Курнатовского, ведя с ним долгие задушевные беседы. Как видим, жизнь Надежды Константиновны тем или иным образом была связана с талантливыми и смелыми людьми.
Из них каждый оставил в истории весьма заметный след. Николай Утин О том, какой была личная жизнь Крупской до того, как она встретилась с Владимиром Ульяновым, имеется немного информации. Но все же известно, что рядом с ней в юности был человек, который заметно повлиял на ее мировоззрение.
Это революционер Николай Утин — друг отца Надежды. После того как тот ушел из жизни, Николай стал заботиться о его семействе. Но проникнуться идеями революции девушка могла лишь вследствие доверительного общения с ним.
Он снабжал Надежду запрещенной литературой, в которой говорилось о равенстве и свободе. Жизненный путь В 1889 году пошла на Бестужевские высшие женские курсы один из первых вузов для женщин в России , но вскоре попала в марксистский кружок, и работа в нем оказалась для нее важнее учебы. Спустя год она совсем оставила курсы.
Марксизм захватил девушку, и она полностью погрузилась в социальную и политическую деятельность. С 1891 и до 1896 года она преподает в вечерней школе для рабочих, одновременно занимаясь пропагандой социалистических идей. В 1894 году через знакомых по кружку узнала молодого и рьяного марксиста Владимира Ульянова.
Общность взглядов и приверженность делу сразу сблизили молодых людей. Владимир хотел объединить разрозненную деятельность марксистских кружков в одну организацию. В результате совместной работы с Крупской в 1895 г.
В 1896 году участие в «Союзе борьбы» привело к аресту Надежды и еще нескольких сот членов организации, а спустя семь месяцев заключения она отправлена в ссылку в Уфимскую губернию. В следующем году сослан был и Ульянов — в село Шушенское. В это время в переписке пара решила пожениться.
Тогда Надежда обратилась к властям с просьбой переместить ее к возлюбленному, ссылаясь на запланированную свадьбу. Разрешение было получено, и остаток срока она отбывала с Лениным. В 1898 году состоялось венчание.
Молодые к этому времени уже не были верующими, но на церковном браке настояла мать девушки. В том же году была основана Российская социал-демократическая рабочая партия, и Крупская стала ее членом. Соратники уважали девушку и считали ее самой умной и преданной делу женщиной в партии.
В 1899 году Надежда Константиновна написала книгу о положении женщин рабочего класса в России «Женщина-работница». В ней девушка показывает плачевное состояние трудящихся представительниц прекрасного пола и говорит о необходимости их присоединения к классовой борьбе. Издать книгу удалось только за границей и под псевдонимом.
Вскоре снова начались аресты, и в 1901 году вместе с мужем Крупская уехала за границу. В Германии они организовали выпуск революционной газеты «Искра», и Надежда стала секретарем этого издания, а также партийных газет «Вперед» и «Пролетарий». В 1905 году супруги возвращаются в Россию и принимают участие в Первой русской революции, Крупская становится секретарем Центрального комитета.
Когда восстание было подавлено и не привело к желаемым результатам, она снова покинула страну. Во второй эмиграции она продолжает работать в революционных изданиях и налаживает контакты зарубежных активистов с российскими. На ней же лежит и забота о политических беженцах, которым она искала работу и проживание.
Одновременно Надежда не оставляла и собственные интеллектуальные поиски и занялась изучением педагогики. Бывшую учительницу волновала проблема образования в России, и она искала пути его эффективного устройства, обращаясь к литературе просветителей и опыту европейских государств. В 1915 г.
Весной 1917 года возвращается на родину и помогает Ленину в организации Октябрьской революции. После победы большевиков взяла на себя социальную работу и вопросы просвещения. Именно под ее руководством был создан комсомол и движение пионеров, а в стране появилась система детских садов и площадок Важной задачей школьного образования считала коммунистическое воспитание и поддерживала внедрение цензуры и антирелигиозной пропаганды.
После смерти мужа в 1924 году потеряла свою политическую волю. Она не соглашалась с решениями Сталина и даже поначалу поддерживала его противников Зиновьева и Каменева, но бороться за свою позицию не стала, хотя имела значительное влияние в партии. Оставив политику, Крупская продолжала заниматься просвещением и много работала с детьми В 1937 году стала доктором педагогических наук.
Делать нечего — они подчинились. Свадьба также получилась незаурядная: накануне венчания, когда все документы были наконец готовы, оказалось, что в церкви не будет ни поручителей, ни шаферов — выбранные Лениным соратники в то время также находились в ссылке. Кроме того, у молодых не было обручальных колец, а ведь без этого важного атрибута, как вы понимаете, не обходится ни одно бракосочетание. Но Владимир Ильич нашел выход из ситуации: в качестве поручителей и шаферов он пригласил знакомых шушенских крестьян. А один из его ссыльных приятелей, Оскар Энгберг, собственноручно выпилил жениху и невесте обручальные кольца — из медного пятака. После того, как в России произошел государственный переворот, все мысли Ленина поглотила революция. Ни о чем другом он тогда думать не мог. Другим путем: жизнь без Ленина Сложно сказать, до какой степени Ленин был смыслом жизни для Крупской. Безусловно, она всю жизнь искренне любила его и была верной опорой, сумела внести значимый вклад в развитие советского государства и общества.
Активно помогая мужу в подготовке и проведении Октябрьской революции, она также занималась организацией пролетарского юношеского движения. Именно благодаря Крупской в Советском Союзе долгие годы существовали такие организации, как Социалистический союз рабочей молодежи, комсомол и пионерское движение. С 1917 года Надежда Константиновна являлась членом Государственной комиссии по просвещению. Она очень много сделала для развития женского движения, советской журналистики и литературы. Кроме того, Крупская является одним из создателей советской системы народного образования. В свое время она сформулировала основную задачу нового просвещения, которая звучала так: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». За эти и другие заслуги ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук. После смерти Ленина в январе 1924 года все, что осталось у бездетной Надежды Константиновны — это работа. К сожалению, многие в Советском Союзе в последующие годы воспринимали ее исключительно как «жену Ленина».
С одной стороны, это вызывало некий трепет и уважение, а с другой — пренебрежение к личной политической позиции этой умной, волевой и независимой женщины. Надежда Крупская дожила до преклонных лет и все это время продолжала активно трудиться. Последним днем ее жизни стало 27 февраля 1939 года. По горькой иронии судьбы, свою гибель Надежда Константиновна встретила на следующий день после дня рождения. Праздник по случаю 70-летия был устроен пышно: Сталин лично прислал имениннице торт. Однако, судя по всему, обилие лакомств сыграло с Крупской злую шутку. Через несколько часов после празднования она почувствовала, что ей нездоровится. Врачи диагностировали у вдовы Ленина аппендицит, который перешел в перитонит. Надежда Крупская оставила после себя поистине великое наследие.
И плоды многолетних трудов этой женщины невозможно стереть, как нельзя стереть и ее всеобъемлющую любовь, бесконечную верность и преданность. Соратница вождя Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Она сыграла видную роль в истории Октябрьской социалистической революции и Советской России в целом. По воспоминаниям самой Крупской, она с раннего детства слышала в семье критику существующих порядков и царского правительства.