ЗапускиПуск «Ангары-А5» перенесен на 10 апреля из-за сбоя системы наддува бака окислителя. Ранее запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» на космодроме Восточный отменяли два раза подряд – 9 и 10 апреля. Сегодняшний старт «Ангары» первый — с Восточного, но четвертый – в целом (ранее три раза она успешно стартовала с космодрома Плесецк). Это первый запуск тяжелой «Ангары» с Восточного Тяжелую ракету «Ангара-А5» запустили с Восточного с третьей попытки. Решение о разработке ракет «Ангара» приняли еще в 1990-е, но финансирование проекта началось в 2006 г. В него входят легкие ракеты-носители «Ангара-1.2», тяжелые «Ангара-А5».
Историческое событие: как запускали «Ангару» с Восточного
Ведь он открывает летно-конструкторские испытания первой очереди космического ракетного комплекса «Амур», построенной на космодроме «Восточный» в 2023 году. Конечная задача этого монументального сооружения — перевод российской космонавтики с заслуженного «Протона», который запускается с казахстанского космодрома «Байконур» на ракеты-носители семейства «Ангара», которые будут запускаться с «Восточного». В том числе — и пилотируемой космонавтики. И будущие полеты российских космонавтов на Луну и дальше — к планетам Солнечной системы, планируется осуществлять именно с использованием версии «Ангары» повышенной грузоподъемности — ракеты-носителя «Ангара-А5В», которая сможет поднимать на низкую опорную орбиту до 38 тонн полезного груза. Для этого в ней третью ступень заменят с кислородно-керосиновой на кислородно-водородную. Но это дело будущего, хотя и очень скорого. Пока же все причастные к успешному запуску — разработчики ракеты из центра имени Хруничева, разгонного блока из РКК «Энергия» имени Сергея Королева и сотрудники космодрома, готовившие этот непростой запуск, просто радуются своему заслуженному успеху. Как любой испытательный запуск, он не обошелся без сюрпризов.
Универсальные блоки носителя производятся на омском «Полете», входящем в Центр им.
Хруничева госкорпорации «Роскосмос». Первые два пуска тяжелой «Ангары» состоялись в 2014 и 2020 годах.
Александр Баулин подтверждает: «Байконур расположен на территории другого государства. А с Плесецка законы физики делают невыгодными запуски космических аппаратов на экваториальную орбиту и на орбиты с таким наклонением как у МКС, а также к другим планетам и спутникам — Луна, Марс. Это безопасные вещества, тогда как гептил и амил в Протоне ядовитые и канцерогенные — в местах падения ступеней приходится проводить обеззараживание, могут пострадать флора, фауна и даже люди. Александр Баулин главный редактор медиа Pro Космос Сборка ракеты из огромных модулей сама по себе является сложной задачей Источник: Roscosmoc Преимущества «Ангары» У этой ракеты-носителя есть сразу несколько важных достоинств. Ракета собирается из универсальных модулей словно из конструктора. В перспективе это позволит готовить ракеты, показатель грузоподъемности которых будет оптимальным для нужд конкретной миссии.
Меньший вред для окружающей среды. На смену горючему на основе гептила приходит топливо из кислорода и керосина. Да, нельзя сказать, что оно полностью безопасно для экологии, но вред для природы и человека сильно меньше, чем в случае с «Протоном». Запуск с российского космодрома. Специально для этой цели «Ростех» уже установил на Восточном стартовый комплекс. Наладив успешные запуски, России больше не придется полагаться на Казахстан и другие страны в вопросах пуска ракет. Использование полностью российских компонентов. Это отдельно подчеркивается «Роскосмосом» в числе достоинств ракеты.
Пример с российскими компонентами показателен. При этом, даже когда работа над программой буксовала, она была важна для сохранения кадров и конструкторского потенциала. Можно сказать, что работа над новым КРК во многом помогла отечественной космонавтике пережить смутные времена, недостаток финансирования и общую неопределенность после распада СССР. Главные причины следить за грядущим запуском На встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным глава «Роскосмоса» Юрий Борисов отметил высокую значимость грядущего запуска. Но почему за стартом стоит следить? Для этого есть несколько причин: Запуск будет проводиться с космодрома Восточный. Ранее все пуски осуществлялись с Плесецка. Это будет важный тест новой российской площадки, который позволит собрать много полезной информации о влиянии местности на взлет «Ангары» именно отсюда.
Последний запуск ракеты этого типа происходил в 2021 году. Такой разрыв между стартами всегда прибавляет волнения. Пуск станет проверкой построенного стартового комплекса. За его возведение отвечало монтажно-техническое управление «Альтаир».
Да, конечный облик сверхтяжа еще не определен. Видимо, проектирование идет своим ходом, это же не так быстро делается, как хочется нам. Вот несколько лаконичных сухих сведений о продвижении этого проекта. В настоящее время она еще до конца не согласована. Предпочтительным является вариант «Енисея» с шестью боковыми блоками с двигателями РД-171МВ первая ступень , центральным блоком с двигателем РД-180 вторая ступень и третья ступень ракеты «Ангара-А5» с кислородно-водородным двигателем. Участники научно-технического совета одобрили результаты разработки эскизного проекта ракеты-носителя сверхтяжёлого класса и её составных частей и подтвердили возможность создания ракеты-носителя с заданными в ТЗ требованиям. Скоро полетим! Вернемся к РН «Ангара». Что такое «УРМ»? УРМ — это универсальный ракетный модуль ракета. Из таких модулей, как из конструктора, собираются различные по грузоподъемности ракеты-носители «Ангара». От А-3 и А-7 в данный период времени отказались Чем хороша идея модульности? Количество универсальных модулей в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты- носителя. В составе ракет-носителей легкого класса «Ангара-1. Универсальный ракетный модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. Почему так долго? История РН «Ангара» началась в далеком 1992 г. Что это было за время? На оборонную промышленность, а тем более на «мирный космос» прекратили выделять деньги. От оборонных предприятий требовали переход на мирную продукцию, а от космоса — самоокупаемость. Коммерческая реклама в ЦУП В 2010 г. Нестеров «По поводу «Ангары» много говорят: например, что это «замороженная стройка века», что прошло 17 лет — а ракета до сих пор не вышла на испытания, — сказал он. Да, действительно, документы о создании комплекса были подписаны в 1993 г. Достичь стопроцентной готовности комплекса за такие деньги сложно… Когда наконец-то пошли нормальные деньги от государства и заказчика — Министерства обороны, значительно быстрее стали реализовываться все основные этапы опытно-конструкторской работы по проекту. В течение последних пяти лет, то есть к концу 2009 г. При наличии финансовых ресурсов и нормальном научно-техническом потенциале головного разработчика можно достаточно быстро сделать КРК большой сложности. Я думаю, что комплекс «Ангара» после «Энергии» и «Бурана» является самым большим и серьезным успехом России за последние 20 с лишним лет». Какие перспективы? По мнению разработчиков, «Ангара» обладает уникальными преимуществами, заложенными с самого начала создания КРК, которые делают ее самой современной машиной. Первое — наличие единого стартового комплекса, способного обеспечить пуск всех модификаций носителя: легкой А-1. Центр Хруничева предлагал и более тяжелый вариант А-7 — на 35—40 т. Таким образом, этим рядом полностью закрывается весь диапазон выводимых по состоянию на сегодняшний день полезных грузов, и имеются неплохие перспективы на будущее. Второе преимущество: все ракеты семейства собираются из двух элементов.
«Ангара А-5» вывела в небо сияющий «Гагаринец»
Максимальная грузоподъёмность — 37 тонн, а ещё разрабатывающаяся «Ангара-А5М» сможет вывести груз на близкую орбиту, массой до 27,5 тонны. Как и все аппараты серии «Ангара», ракета применяется на всех модульных конфигурациях, а от их числа и зависит масса груза, которую может поднять носитель. Стоимость одного полёта ещё не рассчитана, так как на этот фактор влияют многие составляющие, отмечают эксперты.
Эксклюзивный и интересный материал рассылаем по телеканалам, радио, а также отправляем в различные редакции средств массовой информации. Виртуальный мост «ANGARA-NEWS» объединяет различные средства массовой информации, редакции, студии, журналистов, блогеров и обычных граждан для независимого распространения контента в интернете, при этом максимально исключив возможность коррупционной составляющей, а также коммерческого сговора поисковых систем и социальных сетей.
Работы по модернизации и строительству новых объектов уже на финальной стадии. Он проверил комплекс подготовки к пуску универсальных ракетных модулей ракет-носителей космического ракетного комплекса «Ангара», а также залы сборки ракеты космического назначения тяжелого и легкого классов.
Новый комплекс, как отметили в Минобороны, предназначен для подготовки «космических аппаратов военного и социально-экономического назначения», а также разгонных блоков «Бриз-М» и космических головных частей для ракет-носителей семейства «Ангара». Все его типовые базовые комплекты механо-технологического оборудования, системы пожаротушения, связи, контроля содержания кислорода, пневмоиспытаний и электроиспытаний — полностью отечественные.
Причем с третьей попытки — 9 и 10 апреля старты пришлось переносить по техническим причинам. В чем преимущества новой ракеты, долетит ли она до Луны и почему важно было запуститься именно с Восточного?
Для вас что-то изменится с запуском «Ангары»? Я ведь не ракетчик, я астроном, мне главное, чтобы кто-то довез мой прибор до космоса. Мне, вообще говоря, все равно: до «Ангары» использовалась такая же мощная ракета «Протон», она неплохо работала и была довольно дешевая, потому что ее делали на потоке многие десятилетия. В этом смысле — была бы ракета.
Для меня главное — что на ней полетит. А вот для ракетчиков, по-моему, наступили серьезные изменения. Во-первых, «Ангара» — ракета чистая, экологически безопасная в смысле топлива. Насколько неприятные?
Ядовитые, можно сказать: горючее — это гептил несимметричный диметигидразин , а окислитель — амил тетраоксид диазота. Королев называл такое топливо «чертовой отравой». Люди страдали от этого на космодромах, на производстве самого топлива и ракеты. Страдали те, на кого падали отработавшие ступени ракет.
Люди собирали эти железяки, чтобы сдавать в металлолом, а там все было пропитано гептилом. А новая ракета на чем летает? Летает на керосине и жидком кислороде, и то и другое совершенно безопасно. Это хорошо, это замечательно.
Еще одно важное отличие «Ангары» от «Протона» заключается в том, что на «Протоне» человека не запускали, боялись. Боялись из-за токсичности топлива?
Пуск тяжёлой ракеты "Ангара-А5" с космодрома Восточный отменили во второй раз
В составе ракет-носителей легкого класса «Ангара-1. Универсальный ракетный модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. Почему так долго? История РН «Ангара» началась в далеком 1992 г. Что это было за время? На оборонную промышленность, а тем более на «мирный космос» прекратили выделять деньги. От оборонных предприятий требовали переход на мирную продукцию, а от космоса — самоокупаемость. Коммерческая реклама в ЦУП В 2010 г. Нестеров «По поводу «Ангары» много говорят: например, что это «замороженная стройка века», что прошло 17 лет — а ракета до сих пор не вышла на испытания, — сказал он. Да, действительно, документы о создании комплекса были подписаны в 1993 г. Достичь стопроцентной готовности комплекса за такие деньги сложно… Когда наконец-то пошли нормальные деньги от государства и заказчика — Министерства обороны, значительно быстрее стали реализовываться все основные этапы опытно-конструкторской работы по проекту.
В течение последних пяти лет, то есть к концу 2009 г. При наличии финансовых ресурсов и нормальном научно-техническом потенциале головного разработчика можно достаточно быстро сделать КРК большой сложности. Я думаю, что комплекс «Ангара» после «Энергии» и «Бурана» является самым большим и серьезным успехом России за последние 20 с лишним лет». Какие перспективы? По мнению разработчиков, «Ангара» обладает уникальными преимуществами, заложенными с самого начала создания КРК, которые делают ее самой современной машиной. Первое — наличие единого стартового комплекса, способного обеспечить пуск всех модификаций носителя: легкой А-1. Центр Хруничева предлагал и более тяжелый вариант А-7 — на 35—40 т. Таким образом, этим рядом полностью закрывается весь диапазон выводимых по состоянию на сегодняшний день полезных грузов, и имеются неплохие перспективы на будущее. Второе преимущество: все ракеты семейства собираются из двух элементов. Достигается высокая степень унификации, и, как следствие, дешевизны и надежности комплекса.
В 2010 г. Нестеров говорил и о необходимости технического перевооружения предприятий, производящих все элементы космического ракетного комплекса: «С 1990 по 2009 г. Центр Хруничева не получал на техническое перевооружение ни копейки. У нас огромное количество оборудования выработало все возможные и невозможные сроки и требования. Фактически стали падать производительность и качество. Техническое перевооружение стало вопросом жизни или смерти. Несмотря на все трудности, связанные с интеграцией предприятий и оплатой долгов, мы с 2006 г. Их удалось закупить, истратив за этот период 2. Но это, естественно, капля в море. В течение двух лет мы убеждали правительство, что «Ангару» делать на старом оборудовании нельзя, необходимо начинать подготовку к серийному производству.
По программе перевооружения оборонной промышленного комплекса нам было выделено 9. В результате, истратив почти 6 млрд руб собственных и государственных средств, нам удалось приобрести 4147 единиц оборудования, которое достаточно равномерно распределено между всеми предприятиями, входящими в состав ГКНПЦ, а не пошло, как планировалось, только на наш Центр».
В 2019-2023 годах на космодроме Восточный был построен КРК "Амур", с которого будут запускаться космические носители этого типа. В частности, с него при помощи тяжелой версии ракеты планируется выводить в космос перспективный многоразовый пилотируемый космический корабль "Орел". Первый пуск тяжелой "Ангары-А5" состоялся 23 декабря 2014 года с космодрома Плесецк. В расчетное время от ракеты отделился разгонный блок "Бриз-М" с макетом космического аппарата. Полезная нагрузка была выведена на целевую орбиту. Всего по состоянию на 8 апреля 2024 года было проведено три пуска "Ангары-А5", из них один был частично успешным. Предыдущий пуск состоялся 27 декабря 2021 года с Плесецка с разгонным блоком "Персей".
Как сообщило тогда Минобороны РФ, орбитальный блок в составе "Персея" и макета космического аппарата отделился от третьей ступени "Ангары-А5" через 12 минут после старта. По данным Роскосмоса, этот пуск тяжелой ракеты был частично успешным. Другие подробности пуска официальные ведомства не приводили. Первый пуск с Восточного 23 декабря 2023 года Роскосмос сообщил об отправке первой летной "Ангары-А5" на Восточный для проведения испытательных пусков с этого космодрома. В 2023 году готовность и работоспособность систем стартового комплекса была подтверждена испытаниями полноразмерного наземного жидкостного макета ракеты-носителя - "Ангара-НЖ". Ранее Роскосмос сообщил, что старт ракеты-носителя планируется в период с 6 по 10 апреля 2024 года. Серийное производство ракет "Ангара" В апреле 2011 года было принято совместное решение Минобороны РФ и Космического центра им. К концу 2024 года планируется завершить реконструкцию и техническое перевооружение предприятия для обеспечения серийного изготовления носителей этого семейства.
Астроном, кандидат физико-математических наук, доцент МГУ Владимир Сурдин: — Одним из плюсов этого проекта является модульность ракеты. Из отдельных модулей можно собрать лёгкий, средний или более мощный варианты «Ангары» в зависимости от потребности тех, кто заказывает запуск. Это также удешевляет производство и облегчает работу. Одним словом, это шаг вперёд, и очень хорошо, что он был сделан. Кроме того, «Ангара-А5» — экологически безопасная ракета. До сих пор в нашей космонавтике была одна столь мощная ракета — «Протон-М». Она летала на очень опасном и ядовитом топливе гептиле. А ведь у ракеты ступени после отделения падают на чью-то территорию. Теперь у нас будет мощная и безопасная ракета. Ведущий программы «Российский радиоуниверситет» на Радио России Дмитрий Конаныхин: — «Ангара-А5» — это новая ракета, которая будет в ближайшее время выводить на орбиту блоки для строящейся российской орбитальной станции. Этот процесс может начаться через три года и продолжится до 2030 года. То есть эта ракета — рабочая лошадка российской орбитальной станции. Кроме того, «Ангара-А5» будет использоваться для пилотируемой программы — космонавты будут летать с космодрома Восточный на этой ракете. Также она станет основным носителем для выведения тяжёлых спутников на орбиту, в том числе в интересах Министерства обороны России. Иными словами, это основная ракета нашей космонавтики на ближайшие лет 20. Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН и научно-исследовательской лаборатории космических исследований, технологий, систем и процессов Натан Эйсмонт: — Спрос очень большой: пусковые услуги востребованы сейчас и будут востребованы дальше. Можно обратиться к опыту «Протона»: во времена, которые мы все с вами ещё помним, он совершал до 12 запусков в год. По-видимому, этот запрос останется и для «Ангары». При этом планируется не только обслуживать наши заказы, но, я думаю, есть заказчики и за рубежом.
Но это лишь предварительная дата — ещё стоит разобраться с причинами неполадок. А мы пока разберёмся с тем, что «Ангара» значит для «России». Зачем нужна «Ангара»? Блогер и популяризатор космонавтики Виталий Егоров в интервью «НИ» рассказал , что «Ангара» должна прийти на смену «Протону». Эксплуатация последних связана с рядом проблем. Стартовая площадка под «Протоны» есть только на космодроме Байконур в Казахстане. Но где гарантия, что завтра США в очередной раз не усилят давление на власти Казахстана и не вынудят их отказаться от сотрудничества с Россией? К тому же «Протон» создавался во времена, когда об экологии особо не задумывались — в нём применяется чрезвычайно токсичное топливо. В случае аварии ракеты произойдёт экологическая катастрофа. Последняя авария «Протона» с токсичным топливом произошла в 2013 году из-за перевёрнутых датчиков Фото: militaryarms. Тяжёлые спутники «Союзами» не отправить, не говоря уже о строительстве новой орбитальной станции. Но главное, что «Ангара» даёт выход на геостационарную орбиту, где находятся спутники связи. Телевизионный сигнал на домашние тарелки тоже, кстати, приходит с геостационарной орбиты. Виталий Егоров отмечает , что мы как были на третьем месте по совокупности различных показателей количество пусков, количество спутников на орбите, технический и научный потенциал после США и Китая, которые далеко впереди, так на третьем месте и останемся.
Владимир Сурдин: «Ангара» получилась чистая, летает на керосине
↑ Эскизный проект «Ангары-А5В» начнут разрабатывать в 2017 году (неопр.). первая полностью новая ракета-носитель, разработанная после распада Советского Союза. Ракета "Ангара-А5В" с водородной третьей ступенью сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 27 тонн полезной нагрузки.
«Ангара А-5» вывела в небо сияющий «Гагаринец»
Ракета семейства «Ангара» на космодроме «Плесецк» Сколько будут стоить ракеты «Ангара»? Летом 2020 года появились сообщения о том, что стоимость одной ракеты Ангара-А5 составит около 7 миллиардов рублей. Позже появились сведения о том, что цена одного экземпляра составит 5 миллиардов рублей. Более того, в 2024 году производство ракет начнет проводиться не в Москве, а Омске, их стоимость может опуститься до 4 миллиардов рублей. Сказать точно, будут ли российские ракеты дешевле, чем зарубежные, на данный момент невозможно. В 2020 году главный конструктор КБ «Салют» Центра имени Хруничева Сергей Кузнецов поделился , что запуск ракеты Ангара-А5 сначала будет обходиться в 100 миллионов долларов, но потом цена может снизиться. При всем этом, некоторые эксперты заранее критикуют ракеты из-за их дороговизны. Макеты разных модификаций ракет «Ангара» Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!
Успешные запуски ракет «Ангара» Разработка ракет семейства «Ангара» ведется с 1990-х годов.
При всем этом, некоторые эксперты заранее критикуют ракеты из-за их дороговизны. Макеты разных модификаций ракет «Ангара» Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта! Успешные запуски ракет «Ангара» Разработка ракет семейства «Ангара» ведется с 1990-х годов. Первый испытательный полет одного из новых ракет был назначен на 2005 год, но потом это событие переносилось на 2011, 2012 и 2014 год.
Наконец, в июле 2014 года ракета «Ангара-1. В ходе испытательной миссии была проверена работоспособность ракетного комплекса и бортовых систем ракеты-носителя, а также отработана эксплуатационная документация. Запуск ракеты «Ангара 1. Годом позже были совершены успешные испытания этой же ракеты с разгонным блоком «Персей». Ожидается, что в 2023 году состоится выпуск первой «Ангары-А5», полностью собранной в омском Производственном объединении «Полет».
Проект реализован в рамках соглашения Роскосмоса и МАЕР, подписанного генеральным директором Роскосмоса Юрием Борисовым и основателем, генеральным директором медиахолдинга Константином Майором 5 апреля. Это действительно незабываемое зрелище, и мы рады, что благодаря сотрудничеству Роскосмоса с МАЕР аудитория расширится до миллионов и россияне смогут увидеть пуски в режиме реального времени прямо на улицах городов», — отметил после пуска «Ангары-А5» Юрий Борисов. Получив от Роскосмоса видеосигнал с космодрома «Восточный», медиахолдинг МАЕР распространил его с помощью единой централизованной системы управления экранами и собственной запатентованной технологии Lightborn. Только представьте: космодром Восточный находится в Амурской области, в 180 км от Благовещенска и в 8000 км от Москвы.
И благодаря современным технологиям мы переносимся прямо на стартовую площадку, чтобы оказаться на расстоянии взгляда от стартующей в космос ракеты.
С учетом не полного достижения целевых показателей проекта у предприятия потребовали возврата субсидии и выплаты штрафа. Однако суд встал на сторону разработчиков, отказав в удовлетворении иска.
Дело рассматривалось в Арбитражном суде Москвы , в которое министерство со своим иском к Центру обратилось 18 июля 2022 г. В указанной сумме 335,8 млн руб. Просубсидированный Минпромторгом в конце 2016 г.
Бизнес-план семилетней давности предполагал, что целевыми потребителями новой продукции станут промышленные предприятия, операторы центров обработки и хранения данных, Минобороны , предприятия оборонно-промышленного комплекса , госкорпорация «Росатом» и др. Он признан добросовестным Вынося свое решение, судьи исходили из того, что НИЦЭВТ в рамках проекта действовал «добросовестно», в то время как ему пришлось столкнуться с не зависящими от него обстоятельствами. Из публичных судебных документов можно заключить, что в конечном итоге изделия были разработаны и подготовлены к производству, однако НИЦЭВТ не смог вовремя наладить непосредственный их выпуск заранее обговоренного объема.
В этой связи, с учетом действующего законодательства обращение в суд для Минпромторга было обязанностью.
Что означает успешный старт с Восточного тяжелой ракеты «Ангара-А5»
Пуск ракеты «Ангара» с космодрома Восточный отменили за 2 минуты до старта. «Ангара-А5» подхватит эстафету у уходящего в историю «Протона» и обеспечит выполнение основных для России задач в космосе. Сергей Шойгу проинспектировал готовность Плесецка к запускам "Ангары".
Шойгу рассказал о планах по запуску ракет «Ангара» в 2024 году
Ситуация в стране на старте проекта была отчаянной, но уже через 9 месяцев после Беловежских соглашений был объявлен конкурс на проектирование и создание нового КРК. Проект и финансирование утвердили довольно споро, но работа застопорилась, не начавшись: пару лет совершенствовали конструкцию будущей «Ангары» на бумаге. Эта задержка, однако, оказалась самой незначительной в череде всех последующих. О чем речь?
Хруничева Владимиром Нестеровым. Никогда еще за более чем 60 лет существования отрасли «космическая кухня» России не открывалась настолько стороннему наблюдателю: в книге собраны сотни документов не только по проекту «Ангара», но и по смежным отраслям за почти два десятилетия. Их изучение позволяет понять, в каком состоянии сегодня находится не только сам проект, но и вся некогда ведущая отрасль страны.
Дорогое удовольствие Как и в любом другом секторе экономики, в космической отрасли существует прямая зависимость между инвестициями и отдачей. Разница только в порядке цифр — тут счет идет на миллиарды. При этом сбой финансирования чреват не только срывом графиков, но и потерей места на рынке, а то и исчезновением целых технологических линий или научных бюро.
Лидерство СССР в космической гонке во многом объяснялось щедростью советского руководства, отводившего на реализацию космических программ изрядную долю имевшихся тогда государственных средств. Даже в уже непростом с финансовой точки зрения 1989 году «на космос» выделили 6,9 млрд рублей свыше 10 млрд долларов. Россия такие расходы не потянула сразу и в начале — середине 1990-х финансирование упало почти до нуля.
Выправить крен в финансировании отрасли удалось только к 2010-м годам. Бюджетный максимум Роскосмоса был зафиксирован в 2013—2014 годах. По мнению специалистов, если бы такой уровень удалось сохранить лет пять, а лучше — десять, Россия обзавелась бы полноценной орбитальной группировкой, достроенным космодромом Восточный и активно летающей в космос «Ангарой».
Но вышло иначе: Федеральная космическая программа была урезана. Вместо планировавшихся на 10 лет 2,7 трлн рублей осталось только 1,4 трлн рублей. Еще хуже поступили с Федеральной программой развития космодромов.
Первоначально на нее планировалось выделить 750 млрд рублей 50 — на Байконур, 180 — на Плесецк и 530 — на Восточный. Позднее они превратились в 550 млрд, а потом и вовсе в 340 млрд рублей. Это был тяжелейший удар по космической отрасли.
Одновременно усилилась конкуренция на рынке коммерческих запусков из-за появления новых игроков, и, как следствие, обмелел приток валютных поступлений. Но вернемся к созданию «Ангары». В книге Нестерова приведены цифры: в 1995—1996 годах деньги дало только Минобороны, в 1997 году — МО и Российское космическое агентство РКА — предшественник Роскосмоса.
С 1998 года перебои с финансированием пошли уже с двух сторон: военные вместо 99 млн выделили 6,5 млн рублей, РКА — ни копейки. В 2000 году военные оказались щедрее 48,3 млн вместо 115 млн , РКА — снова ноль… Всего до 2005 года, когда началось нормальное финансирование, было выделено 4 процента от всех необходимых бюджетных средств. Но чистая арифметика тут не работает: в кризис 2008 года потребовались дополнительные ассигнования на проект — из-за роста цен на энергоносители, материалы и зарплаты, а также из-за уточнения цифр смет после проведенных испытаний и в результате уточнения конструкторской документации.
По книге Нестерова можно проследить, как менялось финансирование проекта «Ангара» с годами и как от этого сдвигались графики и планы подготовки узлов, агрегатов. Однако испытания удалось провести только в 2014-м. Казалось бы, вот она, заветная черта — с конца 2014 года «легкая» и «тяжелая» «Ангара» у России формально есть.
Почему же эти носители не используют? Тому две основные причины. Хруничева из-за перевода производств из Москвы в Омск, вторая — неготовность космодрома Восточный для старта «Ангары».
Куда уехал цирк Русская пословица гласит, что один переезд равен двум пожарам. То есть на такие риски и затраты, когда речь идет о переводе в другое место налаженного производства, рекомендуется идти в крайнем случае и очень продуманно. Острой же необходимости в быстрой переброске производства «Ангары» из Москвы в Омск специалисты не видят до сих пор.
Официальная версия переезда, озвученная несколько лет назад, гласила, что проблема в сварке: на омском «Полете» используется фрикционная сварка, необходимая при создании «Ангары», тогда как на московском заводе, где долгие годы делают «Протон», аргонно-дуговая.
Летом 2020 года появились сообщения о том, что стоимость одной ракеты Ангара-А5 составит около 7 миллиардов рублей. Позже появились сведения о том, что цена одного экземпляра составит 5 миллиардов рублей.
Более того, в 2024 году производство ракет начнет проводиться не в Москве, а Омске, их стоимость может опуститься до 4 миллиардов рублей. Сказать точно, будут ли российские ракеты дешевле, чем зарубежные, на данный момент невозможно. В 2020 году главный конструктор КБ «Салют» Центра имени Хруничева Сергей Кузнецов поделился , что запуск ракеты Ангара-А5 сначала будет обходиться в 100 миллионов долларов, но потом цена может снизиться.
При всем этом, некоторые эксперты заранее критикуют ракеты из-за их дороговизны. Макеты разных модификаций ракет «Ангара» Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!
Успешные запуски ракет «Ангара» Разработка ракет семейства «Ангара» ведется с 1990-х годов. Первый испытательный полет одного из новых ракет был назначен на 2005 год, но потом это событие переносилось на 2011, 2012 и 2014 год.
Поскольку Европа сама разорвала все космические связи с Россией, то и пуск российских ракет среднего класса «Союз» в интересах европейских заказчиков с космодрома Кура невозможен. C легкой ракетой Vega у ЕС тоже много проблем — высокая аварийность, а также невозможность поставки четвертой ступени украинским «Южмашем». Несмотря на то, что общий космический бюджет ЕС превышает российский в несколько раз, собственного носителя у Европы фактически на данный момент нет. В отличие от России.
Брюсселю даже со спутниками Gallileo пришлось идти на поклон к Илону Маску. И среди всех трех классов ракет тяжелые — самые важные. Они способны на то, что не под силу другим: вывести на орбиту тяжелые спутники связи, метеоспутники, модули орбитальной станции и т. Причем не просто на орбиту, а на геостационарную, необходимую именно для обеспечения космической связи. А космическая связь в текущих условиях имеет принципиальное значение и для торговли, и для гражданской промышленности, и для обороны, и для бытового комфорта.
Павел Львов Ввод космического ракетного комплекса КРК "Ангара" в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит независимый гарантированный доступ в космос. Ракету-носитель "Ангара А5В" предполагалось использовать в том числе и для лунной программы. Правда, доставку человека на Луну с помощью ракет "Ангара" без учета полезной нагрузки оценили в 400 млрд рублей. Какой двигатель у ракеты, сколько весит "Ангара" и какой вес может поднять? По данным "Роскосмоса", в ракетах-носителях семейства "Ангара" нет агрессивного и токсичного ракетного топлива на основе гептила, что позволяет существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса, как в прилегающих к космодрому регионах, так и в районах падения отработавших ступеней ракет-носителей.
Количество УРМ в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя. Универсальный ракетный модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из двигательного отсека и баков окислителя и горючего, соединенных проставкой. Универсальные ракетные модули позволяют создавать ракеты-носители разных классов: двухступенчатая "Ангара-1. Для перспективной сверхтяжелой ракеты-носителя "Роскосмос" разрабатывает многоразовые двигатели. Обозреватель Анастасия Николаева.
РН Ангара - почему так долго? Какие перспективы?
«Ангара-А5» подхватит эстафету у уходящего в историю «Протона» и обеспечит выполнение основных для России задач в космосе. 11 апреля 2024 года с новой стартовой площадки на космодроме Восточный успешно стартовала тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5» с разгонным блоком «Орион» и испытательной. Самое время подводить итоги космической недели! первый российский выход в 2024: космонавты установили научную аппаратуру на модуле «Поиск»; Алексей Вар. Пуск ракеты «Ангара» с космодрома Восточный отменили за 2 минуты до старта. Пуск ракеты «Ангара» с космодрома Восточный отменили за 2 минуты до старта.
Правда о "Ангаре": Россия впереди, но американцы наступают на пятки
Пуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» в космос не произвели в запланированное время. ракета "Ангара" ета тяжелого класса «Ангара-А5», которой предстоит заменить советские «Протоны», летающие с Байконура, впервые стартовала с космодрома. Власти пытались отобрать у создателей суперкомпьтерного «железа» «Ангара» 400 миллионов, но не получили ничего. При создании ракет проекта «Ангара» впервые применили модульный принцип сборки. «Ангара-А5» и «Ангара-А7» должны заменить «Протон», который ещё и работает на крайне токсичном топливе. «Ангара́» — семейство российских унифицированных ракет-носителей (РН) с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители от лёгкого до тяжёлого классов.