Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I. Мазепе удалось объединить под своей властью Левобережную и Правобережную Украину, ограничить политическую автономию Запорожской Сечи. Панихиду по гетману Мазепе, предавшего русского царя Петра I во время Северной войны, отслужат в Киево-Печерской лавре 11 июня 2023 года. В какой-то мере Мазепа сослужил России службу своим предательством – ибо Карл рассчитывал на казаков, как на довольно-таки мощную силу против русской армии.
Изменника Мазепу превзошёл Кравчук
На предательство Мазепу толкала, наряду с личной обидой, боязнь оказаться на стороне побеждённого. Например, она всячески подчёркивает, будто склонности к предательству в характере Мазепы никогда не было. Представители Константинопольского патриархата квалифицировали анафему, наложенную Русской церковью на гетмана Ивана Мазепу за предательство.
«История гетмана Мазепы: мифология предательства»
Но поддержала его в этом лишь меньшая часть казаков, а были среди них и те, кто предупредил Петра и поплатился за это жизнью — 315 лет назад Мазепой был казнён полковник Василий Кочубей. Случилось это 26 июля по новому стилю 15 июля по старому 1708 года в местечке Борщаговка недалеко от Белой Церкви, где в тот момент стоял лагерем Мазепа. Помимо Кочубея с ним был обезглавлен и сподвижник — Иван Искра.
Не зря говорят: делай, что должно, и будь, что будет. Иными словами, он сделал это, т. Ну а если еще учесть патриотические чувства «мазепинцев», то надо сказать, что изменить Петру I и России — это самое малое, что мог сделать настоящий украинский патриот. Понятно, что логика данного объяснения исходит из того, что «Украина — не Россия» и никакого отношения к ней не имеет. Как известно, украинские профессиональные патриоты пытаются всячески доказать эту очевидную для них мысль последние 150 лет. И если это так, утверждают они, то «решение Мазепы касалось только Украины. При чем здесь Россия? Это — не ее дело».
Грубо говоря, у Украины — своя планета. Правда, после измены Мазепы выяснилось, что на Украине подавляющее большинство населения тоже было против предательства гетмана и поддержало ту Россию, от которой «мазепинцы» все время открещивались. Но это, как говорится, другой вопрос: еще не хватало, чтобы настоящие патриоты считались со своим народом… Ну а тем, кто заявляет, что это неправильно и нелогично, можно напомнить об особой логике «мазепинцев»: «Вам не понять мотивов великой и свободной украинской души, и объяснять это мы вам не будем». Особую группу аргументации составляет обоснование измены «исторической необходимостью», т. В рамках этой версии появляются и такие суждения «мазепинцев»: — «имперское» коварство России, с которым можно было еще мириться во время мира, но оно становилось совершенно нестерпимым во время войны; — феноменальные победы шведов на полях сражений и слабость русских; — козни коварного царя Петра, «по слухам», пытавшегося убрать Мазепу с поста гетмана и лишить автономии Украину. Иными словами, Петр I своей политикой не оставил Мазепе выбора, вынудив его предать, спровоцировав на подлость своей слабостью и коварством. Обращаем внимание на то, что исходным тезисом этой версии является мысль, что в предательстве в первую очередь виновен не сам предатель, а тот, кого предали. Ну что ж, в этом случае нельзя отказать «мазепинцам» в логике. Только в логике предателей. Еще один вариант объяснений включает в себя две совершенно разные, более того, противоположные версии, где измена гетмана объясняется желанием Мазепы спасти либо Украину, либо Россию.
В первом случае он, дабы не допустить поругания Украины, решил сам отдаться шведам. В более драматичной форме это обоснование подчеркивает: заранее понимая, что ему грозит, Мазепа тем не менее делает свой исторический выбор и сознательно жертвует собой, дабы если и не спасти страну, то хотя бы показать украинцам пример самопожертвования во имя светлого украинского будущего. Во втором случае измена была лишь видимостью, т. Мазепа на деле не предавал Петра I. Его поступок был вызван необходимостью спасти Россию. И он перешел на сторону Карла XII, чтобы: — заманить шведскую армию на Украину и здесь ее прикончить; — войдя в доверие к Карлу XII, выкрасть шведского короля при удобном случае и тем самым покончить с войной раз и навсегда; — своим открытым и показательным предательством консолидировать противников шведов вокруг Петра I и оправдать его жесткие действия по искоренению внутренней измены. Жаль только, Петр этого самопожертвования гетмана не оценил. Точнее, оценил, но… не понял, приказав наградить изменника 5-килограммовым серебряным Орденом Иуды: «Треклят сын погибельный Иуда, ежели за сребролюбие давится». Однако следует сказать, что сторонников этого совсем парадоксального варианта обоснования измены среди «мазепинцев» совсем немного, т.
Снятие анафемы с Мазепы будет истолковано, причем, с максимальным использованием украинской государственной пропагандистской машины, как признание священноначалием нашей Церкви того, что Русская Православная Церковь — это политический инструмент в руках «московских поработителей украинского народа». На все попытки разъяснить, что случаи с Мазепой и Филаретом несопоставимы, нам будут просто смеяться в лицо. Нам будут говорить: «С Мазепой триста лет назад вы точно так же горячились, как сегодня с Филаретом. Но ничего, пройдет лет …надцать, вы и с Филарета снимите анафему, точно так же, как сейчас сняли ее с Мазепы. Вы ведь сами признали, что московская Церковь может анафематствовать только за любовь к Украине». Лучшего подарка автору книги «Неправда московских анафем» и худшего удара по канонической Православной Церкви трудно представить. Подтверждением сказанному является статья некоего А. Стародуба в украинской газете «Зеркало недели», в которой, в частности, говорится: «Параллели между отлучением Филарета и отлучением гетмана Мазепы проводились, без преувеличения, в десятках статей в периодике того периода конца 1990-х годовю. Кроме того, таким шагом который, уверен, не состоится священноначалие УПЦ МП признало бы справедливость действий Денисенко, который в 1990-е годы торжественно снял с Мазепы анафему, показало бы, что оно с большим опозданием следует в фарватере «прогрессивного» «патриарха» Филарета. Теперь перейдем к тем аргументам, которые выдвигают в качестве доказательства неканоничности анафемы Мазепе. Разобрав их, мы убедимся в полной состоятельности указанной анафемы и невозможности ее снятия. Первый аргумент. Анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а, следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 годов признал незаконность церковных прещений за политические преступления. Из текста анафемы видно, что она была наложена на Мазепу, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана. Первое преступление Мазепы. Он нарушил клятву помазаннику Божию, данному на святом кресте и Евангелии. Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление. То, что речь здесь идет не только о священнической присяге, но и о всякой клятве, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментария авторитетного толкователя канонов сербского епископа Никодима Милаша : «Если какое-либо духовное лицо, нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога…» [4]. Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» 82-е правило святителя Василия Великого , подвергается десятилетнему 64-е правило святителя Василия Великого или одиннадцатилетнему 82-е правило святителя Василия Великого отлучению от святого причастия [5]. Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам — таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия [6]. Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа. Хотя, кто знает, может быть, некоторые «национально свидомые» священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе… Второе преступление Мазепы. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни историк Е. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам [7]. Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь. Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся врагу Божию и святых Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил» [8]. Следующие факты подтверждают слова анафемы. В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр Великий сообщает: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили » [9]. В «Показаниях о шведах священника Андрея Александрова. И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такожде стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли» [10]. Процитируем статью В. Шестакова «Как шведы украинцам независимость несли».
Собственно говоря, именно так случилось в истории нашей страны с князем Олегом Рязанским, гетманом Мазепой и генералом Власовым. У каждого из них была неутоленная жажда власти и какая-то затаенная мстительность. Удивительно, но у всех троих, даже у изменившего присяге и своим боевым товарищам командующего 2-й ударной армией Волховского фронта, находятся защитники, которые так или иначе пытаются их обелить. Уж слишком много времени прошло со времен его предательства перед битвой на Куликовом поле. Олег Иванович не только не присоединился к русскому войску, но был готов сражаться против своих в составе объединенной армии, бок о бок с ордой Мамая и войском литовского князя Ягайло. Понятны, в принципе, и причины, почему он принял такое решение. Примерно за десять лет до битвы с Мамаем московское войско выступило против Рязани — Олегу пришлось бежать. И ту обиду он так и не простил. Олег Иванович явно оспаривал титул великого князя у Дмитрия Ивановича, ставшего позднее Донским. Тем не менее в минуту общей опасности для всей Руси нужно было встать выше своих эмоций и объединиться с другими княжествами. Олег Рязанский предпочел вместо этого выбрать враждебный Руси лагерь. Лишь по счастливому стечению обстоятельств его руки и руки его бойцов не оказались обагрены русской кровью — Ягайло несколько задержался, а влиться в орду Мамая Олегу было бы уж слишком позорным. Такого могли не понять и рядовые воины в его собственной дружине. Оправдывающие Олега часто ссылаются на предупреждение, которое он якобы направил Дмитрию. Но он скорее хотел не предупредить своего главного внутриполитического противника, а сломить его волю, дав понять, что сопротивление Мамаю бесполезно. Другое дело, что московский князь правильно оценил эту информацию и решил дать генеральное сражение войску Мамая, не дожидаясь, когда они соединятся с Олегом и Ягайло. И это был мудрый ход командования армии Руси, а не заслуга того, кто ей изменил. Второй довод связан с поведением Ягайло — мол, Олег сделал так, чтобы тот не успел к сражению. Но это, конечно, весьма вольная интерпретация мотивов поступка литовского князя. В действительности он, конечно, в самую последнюю очередь учитывал бы мнение руководителя одного из русских княжеств. Им больше двигало желание разгромить войска Дмитрия чужими руками, чтобы потом извлечь из этого максимальную пользу для себя с минимальными потерями. Проще говоря, безнаказанно похозяйничать на Руси. Не мог не учитывать Ягайло и проблем Мамая — его позиции были очень слабы.
Заговор гетмана Мазепы
Хотя Полтавская битва закончилась победой России, украинское предательство ослабило Российскую империю и затянуло войну, дав шведам больше времени на перегруппировку и выработку стратегии. Долгосрочные последствия для Украины После поражения шведов Украина вновь оказалась под властью России. Предательство шведов имело тяжелые последствия, поскольку Россия стремилась подавить всякое стремление к независимости. Мечта об автономии была подавлена на долгие годы. Заключение Решение украинцев предать Петра I и поддержать шведов во время русско-шведской войны стало поворотным моментом в истории. Оно определило ход войны и имело значительные последствия для Украины. Стремление к свободе и автономии двигало украинцами, но конечный результат оказался не тем, на который они рассчитывали. Хочу выразить глубокую благодарность всем моим читателям и подписчикам! Ваша поддержка и интерес к моим материалам - моя главная мотивация. Желаю Вам отличного настроения!
Шведскому королю Мазепа обещал привести 30-тысячную армию. Обманул и Карла XII: привел вместо 30 тысяч где-то от полутора до пяти тысяч. Но поскольку многие потом убежали обратно, можно остановиться на цифре 1500-2000 человек. Украина за Мазепой не пошла.
Что ж, этот посыл был услышан: как «специалиста по Донбассу» нынешний президент В. Зеленский назначил Кравчука председателем Контактной группы по урегулированию ситуации на юго-востоке страны. И мы все видим, что из этого вышло. От лицедейства к перерождению — Хитрецом он был от природы или научился этому? Наркотическая зависимость у него была от общественного внимания. Стремление ощущать себя реальной действующей силой украинской политики то и дело развязывало его болтливый нарциссичный язык, и грязные подробности биографии протекали наружу: вода дырочку найдёт.
Да как же это из сельского хлопчика получился президент Украины? Как идеолог коммунизма стал этническим националистом? В общем, чему нас и будущее поколение учит его история? Кравчук демонстративно открестился от КПСС аккурат перед развалом СССР, заявив, что «никогда не вступил бы в партию, если бы знал о голодоморе и репрессиях». Мол, не знал ничего, не ведал, архивы не изучал. Он успешно применял способ снимать с себя ответственность — и в этом тоже секрет его политического долголетия.
Потом ловко менял фракции, партии и лидеров, к которым поочерёдно присасывался, чтобы оставаться на слуху и на виду. Это его умение в полной мере оценил бывший спикер Верховной рады Владимир Литвин, заявив: «С Кравчуком всё понятно — патентованная политическая проститутка. И причём всегда». Оценка пришлась украинским политикам по вкусу, ибо когда президент Украины В. Янукович назначил Кравчука главой Конституционной ассамблеи, Леонида Макаровича стали за глаза называть «патентованной политической конституткой». Но они раз за разом всплывали.
То интeрвью дирeктoрa криминaльнoгo вeдoмcтвa Мюнxeнa Джoзeфa Гeйcдoрфeрa нeмeцкому журнaлу «Фoкуc», в котором говорилось o cвязяx Лeoнидa Крaвчукa c ОПГ, a тaкжe о том, чтo в 1995-м тoт прибыл в Изрaиль c 30 миллиoнaми нaличных дoллaров, упaкoвaнных в чeмoдaны. То «хатынка» дача — правда, не в Швейцарии, но в элитном киевском районе Конча-Заспа, стоимостью 2,5 миллиона долларов с полутора гектарами земли, предварительно оттяпанной у дома отдыха. Но какие, мол, к нему претензии: владельцем имения стал его внук Андрей, на тот момент ещё не растерявший молочных зубов. Вот к нему и все вопросы… — Одни говорят, что карьеру Кравчуку помогли сделать бандеровцы. Другие полагают, что он умел выслуживаться перед Москвой. А вы как считаете?
Он был крайне изворотлив, приспособнически гибок, многолик и при этом никогда не забывал о личных интересах. Обладал ценным для него качеством: умел казаться своим человеком тем, кто был ему выгоден. И это было высоко оценено теми, кто вёл страну к её разгрому и развалу. Потому он и стал в конце концов современным аналогом Мазепы, иллюстрацией аксиомы, что оловянные, стеклянные и деревянные глаза никакой дым не выест. Хорошо знавшие его утверждают, что от Кравчука всегда несло кислым протухшим политическим потом изменщика. Считаю, останется он в истории как одна из парадоксальных личностей своего времени.
Ведь, с одной стороны, стал воплощением советской мечты, когда при должном усердии и умении сельский мальчик смог превратиться в серьёзного власть имущего. С другой стороны, он же стал палачом этой советской мечты, развенчивая её до конца своих дней с ненасытностью шакала, обгладывающего поверженного оленя. Да, Советский Союз мог подарить и реализовать мечту, но он и погиб от рук таких, как Кравчук. Фантом современной политики — Придя к власти, он пестовал тех, кто позднее будет определять курс и политику антисоветской и антироссийской Украины? И любимой темой его стало то, как сильно коммунисты зажимали и притесняли Украину. Как будто и не было колоссального экономического и культурного роста УССР, имевшей в 1991 году потенциал одного из сильнейших государств Европы.
И добро бы, если бы Кравчук приумножил все те богатства, которые получил, хоть и незаконно, при разделе СССР. Или по крайней мере сберёг бы их. Но ведь нет, разграбление советского наследства приобрело широчайший размах именно при нём, «первом президенте незалежной». Достаточно вспомнить хотя бы дело концерна «Бласко», созданного по указу Кравчука указу, противоречащему действовавшей тогда Конституции, и принятым в 1992—1993 годах приватизационным законам. Это была подставная структура, при помощи которой «вся президентская рать» обобрала до нитки Черноморское морское пароходство и распродала почти весь торговопромысловый флот Украины. Подвижность умственных суставов Кравчука поразительна.
Теперь выяснилось, что в юности он имел-таки тайную поддержку украинского националистического движения, аж с младых ногтей. И опять-таки далеко не он один. В биографиях целого ряда одиозных украинских деятелей, ныне широко нациствующих и перебандеривающих самого Бандеру, появились упоминания о том, что они либо воевали в вооружённых формированиях УПА, как, скажем, бездарный, но злобный графоман Павлычко, либо оказывали им всемерную помощь. Как изворачивались! Руководимые им кадры боролись с отклонениями от линии партии, редакторствовали в идеологически выверенных журналах, заседали в партийных комиссиях и комитетах по награждению, тоннами писали сочинения о Ленине, партии и Москве. А наш пострел — на самом переднем крае борьбы с украинским национализмом и ревизионизмом.
Какой уж толк был от этого, теперь понятно. И так «боролся» Леонид Макарович до конца 1980-х, когда его чуткие ноздри уловили для кого-то сперва незначительный, а для него отчётливый запах идеологических перемен. Ныне мы знаем: он ещё не сносил все коротковатые и традиционно залоснённые брюки советского партработника, но стал уже готовить почву, чтобы перейти к политике дистанцирования, а потом и отречения от всего советского и далее — русского. Он делает очередной «тройной тулуп», переобуваясь прямо в полёте, и вот уже возглавляет новомодное течение — публичные дискуссии с опекаемыми националистами.
А сам он имел обширный список предательств, позволивших ему выдвинуться, включая ловкую «подставу» предшественника, Ивана Самойловича, при котором он дорос до второго человека в протекторате. Социальные сети Черниговский исторический музей, постановка местного театра Московской власти, отчаянно лавировавшей между постоянными войнами с соседями, нужна была стабильность на юге, и Мазепа обещал её обеспечить. В том числе предавая истинных борцов за Украину, как это случилось с полковником Семеном Палиём, поднявшим антипольское восстание на Правом берегу. Храбрец Палий вел за собой народ, хотел воссоединить оба берега и привести всех под московскую руку. А новый царь Петр I не желал ссориться с поляками.
Поэтому его любимец организовал провокацию: выступил на правобережье с войском, призвал к себе руководителей восстания, напоил и в кандалах сдал русским властям, погасив бунт и всё вернув полякам. Обвинительные показания были тут же сфабрикованы, как сообщает историк XIX века Николай Костомаров, «какой-то фастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич». Поэтому «изменник» по царскому приказанию был отправлен на вечную ссылку в Тобольск. Этот позорный эпизод современные украинские пропагандисты тщательно обходят стороной. Как и активные попытки Мазепы уничтожить Запорожскую Сечь, которую он считал опасной угрозой своей власти: «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити? По «Коломацким статьям» 1687 года, подписанным при его избрании, он обязался «быти… у их царского величества у их государских наследников в вечном подданстве верно и постоянно». И был, не помышляя ни о какой «независимости». Его казаки участвовали в петровских походах, а награды доставались руководителю: драгоценная сабля, золотой щит, соболя.
В 1700 году государь даже сделал гетмана кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. Щедро одаривали его и землями, в том числе за пределами Гетманщины. Так Петр подарил ему Крупицкую волость в Севском уезде, а в современном Рыльском районе Курской области есть села Ивановское, Степановское и Мазеповка — по имени хозяина. В каждом из них были построены каменные усадьбы, в которых гетман останавливался по дороге в Москву. А в целом он стал богатейшим человеком, ведь все налоги и сборы края шли через него.
Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы
Мазепа невиданно преуспел в решении подобных задач. К смертному часу он успел совершить с десяток предательств крупных и немереное количество злодеяний мелких. Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы. Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы.
Предательство Мазепы:Полтавская битва
Но ничего, пройдет лет …надцать, вы и с Филарета снимите анафему, точно так же, как сейчас сняли ее с Мазепы. Вы ведь сами признали, что московская Церковь может анафематствовать только за любовь к Украине». Лучшего подарка автору книги «Неправда московских анафем» и худшего удара по канонической Православной Церкви трудно представить. Подтверждением сказанному является статья некоего А. Стародуба в украинской газете «Зеркало недели», в которой, в частности, говорится: «Параллели между отлучением Филарета и отлучением гетмана Мазепы проводились, без преувеличения, в десятках статей в периодике того периода конца 1990-х годовю. Кроме того, таким шагом который, уверен, не состоится священноначалие УПЦ МП признало бы справедливость действий Денисенко, который в 1990-е годы торжественно снял с Мазепы анафему, показало бы, что оно с большим опозданием следует в фарватере «прогрессивного» «патриарха» Филарета.
Теперь перейдем к тем аргументам, которые выдвигают в качестве доказательства неканоничности анафемы Мазепе. Разобрав их, мы убедимся в полной состоятельности указанной анафемы и невозможности ее снятия. Первый аргумент. Анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а, следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 годов признал незаконность церковных прещений за политические преступления. Из текста анафемы видно, что она была наложена на Мазепу, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана.
Первое преступление Мазепы. Он нарушил клятву помазаннику Божию, данному на святом кресте и Евангелии. Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление. То, что речь здесь идет не только о священнической присяге, но и о всякой клятве, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментария авторитетного толкователя канонов сербского епископа Никодима Милаша : «Если какое-либо духовное лицо, нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога…» [4]. Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» 82-е правило святителя Василия Великого , подвергается десятилетнему 64-е правило святителя Василия Великого или одиннадцатилетнему 82-е правило святителя Василия Великого отлучению от святого причастия [5].
Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам — таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия [6]. Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа. Хотя, кто знает, может быть, некоторые «национально свидомые» священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе… Второе преступление Мазепы. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни историк Е. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам [7].
Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь. Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся врагу Божию и святых Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил» [8]. Следующие факты подтверждают слова анафемы. В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр Великий сообщает: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили » [9]. В «Показаниях о шведах священника Андрея Александрова.
И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такожде стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли» [10]. Процитируем статью В. Шестакова «Как шведы украинцам независимость несли».
Иконы эти вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения. Любопытно, что директор музея Полтавской битвы А. Янович прекрасно знает эту историю, но почему-то не спешит поведать ее своему президенту» [11].
Если говорить про нынешнее время, то в современной Украине Мазепа является национальным героем в этом государстве, подчеркнул он. И этот человек - на деньгах современной Украины. Это значит, что для украинских националистов представляет собой ценност», - констатировал парламентарий. Однако, отмечает Исаев, попытки украинских националистов тогда оказались бесплотными. Так будет и сейчас», - заключил он.
То есть сохранить автономное Гетманство под польско-шведским протекторатом. И только в далёком будущем, когда в польской державе «наступит единство мнений», начать разговоры об объединении в одну державу. Лещинский требует действовать В ноябре к Мазепе снова прибыл посланник Станислава Лещинского — Заленский. Он привёз гетману королевский универсал, в котором описывались милости польского короля жителям Гетманщины. Заленский настаивал, чтобы Мазепа объявил этот документ публично на Рождество, когда в Батурин должна была съехаться вся казачья верхушка. Поляк сообщил, что шведские части, а также полки, верные Станиславу, стоят на границе и уже готовы идти на Украину. Мазепа, не будучи дураком, публично объявлять об измене не стал. Иначе его жизнь закончилась бы самым скорым и бесславным образом. Благо русских войск поблизости было достаточно, а недоброжелателей у гетмана — хоть отбавляй к этому времени казачий генеральный судья Кочубей и полковник Искра уже сообщили Петру об измене, но их доносу не поверили. Это поставило Мазепу перед выбором: или открыто перейти на сторону врага, или отказаться от заговора. Гетман, до этого хитро выжидавший чья возьмёт, был вынужден открыто подчиниться шведам, которые вошли в его земли. Мазепа досадовал перед Орликом: «Диавол его сюда несёт»! Карл XII разрушил весь тщательно выстраиваемый план лавировать, дожидаясь победы одной из сторон. Хотя русские уже успешно били шведов , а марш на Украину был ничем иным, как отступлением, обаяние непобедимой армии оказалось столь сильно, что Мазепа решил открыто перейти на шведскую сторону. Двадцать четвёртого октября гетман скрылся из Батурина. Оборонять столицу от приближающихся русских войск князя Меншикова он оставил большой отряд казаков во главе с полковником Чечелем. Чечель вёл себя крайне надменно. Веря в крепость стен гетманской столицы и запасы пороха, он пообещал содрать с Меншикова кожу живьём. Меншиков такие шутки над собой категорически не одобрял и вместо ответа стремительным штурмом «на шведский манер» всего за два часа взял крепость. Полковник успел сбежать. Город в отместку за предательство был полностью сожжён, а уцелевшие при штурме жители переселены. Поражение Показательная расправа над гетманской резиденцией лишила Мазепу главной точки опоры. Седьмого ноября казаки, сохранившие верность царю, выбрали нового гетмана — Скоропадского. В тот же день Пётр объявил об амнистии всех участников заговора, включая самого бывшего гетмана. Мазепа, успевший увидеть, в каком плачевном состоянии пребывает шведская армия, решил провернуть последнюю комбинацию. Теперь он задумал сбежать от шведов, чтобы, пользуясь царским прощением, начать обсуждать условия возвращения на русскую службу. В качестве жеста доброй воли он обещал царю выдать Карла XII и тем самым закончить войну. Но бдительные шведы почуяли неладное, задержали беглеца и вернули в свой лагерь. Теперь Мазепа стал жить на положении почётного пленника. Шведский король был крайне разочарован результатами заговора.
Как совершенно не нужна была и война Петра со шведами. Сложная политическая конструкция того времени, когда в конфликт одновременно были включены все ведущие державы региона, угрожала бизнесу и власти. Особенно не зашли Ивану Степановичу директивы, предписывающие сжигать населенные пункты, которые могла занять шведская армия. Поэтому его решение перейти на сторону как ему на тот момент показалось более сильного было обычным шкурным вопросом. Просто очень большого масштаба. Итог же говорит сам за себя: военно-стратегический и политический результат такого решения оказался равен нулю. За гетманом пошло абсолютное меньшинство, сам он потерял всё хотя казну прихватил , а нанести урон коммуникациям русской армии не удалось. На русские редуты в Полтавской битве ходила в атаку кучка добровольцев, в то время как остальные силы изменника в 6—8 тыс. В то время как «пророссийские» казаки нового гетмана Ивана Скоропадского и принимали масштабное участие в сражении, и партизанили по тылам шведов. Так что после Полтавы Мазепе оставалось только поспешное бегство и бесславная смерть на чужбине. Что же касается «народа», то эстафету подхватил его преемник в изгнании Филипп Орлик, заложивший в своей «конституции» всё то же сословное неравенство и личные выгоды казацкой старшины. Для этих сынов своего времени мир был понятен и прост: надо урвать своё любой ценой. Так что в сухом остатке для самого Мазепы и его ближайшего круга никакого предательства не было, только бизнес. Как не было и «борьбы за независимость», поскольку правильная зависимость напрямую влияла на успех этого бизнеса. То, что такой финт не понравился Петру, — понятно. Но он своей рукой казнил людей, которые своевременно сообщали о предательстве вассала, так что обижаться ему нужно было только на себя. А что касается многочисленных попыток снять с гетмана анафему, наложенную по петровскому приказу, то она выглядит как настоящая ирония судьбы. В 2018 году Вселенский Патриарх провозгласил незаконным и неканоничным акт анафематствования ввиду того, что он является использованием религии в политических целях, а сам Мазепа умер как верующий Матери Церкви Вселенского патриархата. Однако же сам покойничек напрямую причастен к переходу в 1686 году Киевской митрополичьей кафедры под юрисдикцию Русской церкви.
Похожие материалы
- Обсуждение (4)
- Заговор гетмана Мазепы | Пикабу
- Петр и Мазепа: дружба с царем
- История предательства Украины. Жизнеописание коллективного Мазепы
4 ноября 1708 раскрылось предательство Мазепы.
Было принято постановление: "Так как в распоряжении Совещания епископов нет достаточных материалов для обстоятельных суждений по данному вопросу, решение... Но доклад из Киева, похоже, так и не поступил. Кто же Мазепа на самом деле - клятвопреступник или дальновидный политик, не жалевший живота для того, чтобы оторвать Украину от России и создать независимое государство? Конечно, во втором качестве гетман милее и Виктору Ющенко, и "оранжевым". Судя по историческим документам, он не был идейным борцом за независимость Малороссии и не выступал за ее отделение от России. И уж тем более не был предвестником движения современной Украины на Запад, когда заключил "политический союз" со Швецией. Имя Мазепы в России однозначно ассоциируется с предательством. Напомню: до того как изменить царю, он с такой же легкостью предал турецкого султана. А вот на Украине мнения разделились. Восток и юг страны считают его Иудой. На западе и в центре, а главное - у нынешнего политического руководства страны, его "подвиг" вызывает просто умиление.
Это, мол, пример для подражания. Принято даже решение поставить памятник гетману на месте Полтавской битвы, рядом со скульптурой Петра I.
Реформировать малороссийское войско в регулярное он не мог, зная казачество, которое стремилось, подобно русским стрельцам, сохранить свою консервативную корпоративность. Мазепа был заинтересован в распространении слухов, что царь якобы собирается перевести казаков в солдаты и учить их строевой подготовке, чтобы «скорей народ привести до шатости и измены».
Крестьянство и рядовое казачество не признавало «ляха» — гетмана своим. Прокопович в приватных и застольных разговорах открыто заявлял, что Гетманщине быть «под ляхами» или по доброй воле, или после завоевания. Его вирши о «вольности» пристёгивались не к национально-малороссийской, а к сословной шляхетской свободе. Мазепа не был ни ярким народным пассионарием, ни «батьком» для казачества, как Семён Палий.
Поднять восстание, как Палий и Кондратий Булавин, он не мог, не хотел и не был способен. Оценивая всех по своей мерке, он не доверял никому и говорил, что «никогда не имел уверенности в своей безопасности и всегда ждал удара, как вол обуха». Вся его жизнь прошла в страхе за должность, власть и богатство. Поэтому он такое внимание уделял своим десяти наёмным полкам, а в личной охране вместо «природных казаков» держал московских стрельцов, драгун и калмыков.
Хотя гетман и говорил в 1699 г. В нём не было ни капли героизма. Понимая, что не обладает даром полководца, Мазепа никогда не рвался в бой и за ним не числилось ни одного подвига. Малодушие гетман скрывал за напускной суровостью.
Моральных ограничений гетман не знал. Сильная похотливость, перекрывала в нём христианскую нравственность. Как указывалось, за блуд с замужней пани Фальбовской он был опозорен её мужем в 1663 г. Издатели, публикующие через 300 лет любовные записки опытного ловеласа, считают их образцом якобы возвышенно-искреннего чувства.
Вслед за шведским историком Енсеном можно повторить, что при своём вероломстве, хитрости и «ненасытном эгоизме эпохи Руины» он не был ни малороссийским державником, ни исторической личностью. Шведская сила выбила немало крупных фигур из Северного союза и нарушение верности малороссийским гетманом стояло в череде таких же перемен в Речи Посполитой, произошедших в 1706-1707 гг. Под угрозой штыков к марионеточному королю Станиславу I Лещинскому откачнулись магнаты Любомирские, великий канцлер литовский Кароль Станислав Радзивилл, воевода русский Ян Станислав Яблоновский, литовский подканцлер Станислав Щука. После отречения Августа II на шведскую сторону перешел командовавший саксонцами генерал-лейтенант М.
Генерал-майор Адам Шмигельский «польский Гектор» , уходя к шведам, пытался в качестве трофея захватить А. Меншикова, но вместо него пленил генерал-лейтенанта русской службы Г. Пфлюга тот позже сумел освободиться. Великий литовский гетман князь М.
Вишневецкий, который знал о намерениях Мазепы, с января 1707 г. Об этом в феврале 1707 г. Левенгаупта из Риги и одновременно уверял царя в своей верности. Русский резидент А.
Дашков, несмотря на то, что слышал антироссийские высказывания в окружении великого литовского гетмана и, зная, что в Вильно появлялись шведские офицеры, слепо верил Вишневецкому и убеждал русское правительство, что тот никогда не отойдет от союзных отношений с Россией. Приняв русские деньги на литовское войско, Вишневецкий переметнулся к шведам, однако в мае 1708 г. Следствием были бунты и выступления против царской власти в Астрахани, Башкирии, на Дону и Гетманщине. В июне 1708 г.
Также, как позже и Мазепа, они провоцировали против царя Османскую империю, сообщая, чтобы султан не верил великому государю, потому что он многие земли за мирным состоянием разорил и готовит корабли и каторги и иные воинские суды и всякой воинской снаряд. Молва о предстоящей измене Мазепы с 1707 г. Лещинский призвал Мазепу «скинуть чуждое ярмо и вернуться под опеку найяснейших польских королей», обещал «сыновьям одной нераздельной Отчизны», навечно сохранить все права и вольности и осведомлял, что Карл XII через Литву пойдёт на Москву, а он, Лещинский с татарской ордой на Киев, что казакам можно не опасаться шведов, которые не готовятся идти против них. Из-за этого здесь везде большое беспокойство, так как хорошо известно, что [казаки] тут с некоторого времени очень потерпели в своих правах и таким образом легко примут такие предложения»?
Об этом свидетельствуют два десятка доносов на него. Все изветы на гетмана русское правительство переправляло в его руки. В начале 1702 г. Военный потенциал Гетманщины в 1708 г.
Территория подвластная Мазепе была почти вдвое меньше той, на которую распространялась власть Богдана Хмельницкого к его смерти в 1657 г. Территориальные казачьи полки были национальными формированиями в составе вооружённых сил России. Их боеспособность была намного слабее, чем при Богдане Хмельницком, они стали «нестройными», и использовались в мелких стычках, для пикетов и почтовой службы, связи и охранения регулярных войск Русской армии. От него «ничего добра, разве худа есть, понеже, не имеючи определённого жалованья, только на грабёж и тот час домой уйдут».
Ещё ниже оценивали боеспособность мазепинских казаков шведы. Когда шведы готовились выйти из Саксонии на восток, царь указывал, чтобы Мазепа готовил к обороне Успенскую Печерскую крепость и всю Гетманщину и собрал в Полоном и Белой Церкви провианта на 1-2 года. Адлерфельд приписал к майским событиям. Мазепа обещал при содействии полка И.
Мазепа обещал шведам провиант доставлять с Гетманщины и Белгородчины. Пересказывая соглашение, Адлерфельд писал, что шведское оружие везде возьмёт верх, так как русские не способны стоять против шведов, не будучи втрое сильнее. Царь уйдёт к северу от Москвы к Волге, где земля не так плодоносна и не может кормить многочисленную армию. Пётр или подчинится победителю, или распустит охваченное недовольством воинство, или сгинет от голода.
Польской короне гетман Мазепа обещал во-первых, выполнить всё, чем обязался шведскому королю; во-вторых, по первому желанию польского короля идти со всем казацким войском в поход туда, куда тому будет нужно; в-третьих, привлечь белгородских и донских казаков, а также Аюку-хана с его калмыками, в-четвертых, вся Гетманщина, включая «герцогства» Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское, снова перейдут в польское подданство и будут включены в состав Короны. Взамен Мазепа получит Витебское и Полоцкое воеводства на тех же условиях, как у герцога курляндского и титул князя. Армия шведского короля была заинтересована в скорейшем восстании на Гетманщине, но Мазепа открыто поднимать бунт страшился и настоял на сохранении соглашения в тайне. И всё же шведская сторона оговорила пункт, по которому Мазепа должен будет определить день, когда он соберёт старшину и раскроет ей содержание договора.
Дефо, неприязненно относившегося к России — «Достоверная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии, написанная британским офицером царской службы». Была надежда поднять новую Смуту в центре России «возмущение народное» казаками. Мазепа не собирался выводить Гетманщину на уровень независимого и равноправного со Швецией и Речью Посполитой государства, но переходил под власть шведского сателлита Лещинского, предавая интересы украинского народа. Наступление поляков на казачество, подобное тому, что случилось на Правобережье, игнорировалось им.
Фактически Мазепа допускал появление панов и польской шляхты на малороссийских землях. В широко известном историкам письме Мазепы от 5 декабря 1708 г. Станиславу I «верный подданный и слуга нижайший Иван Мазепа гетман» обьявлял «наяснейшему милостивому королю…о подданной своей подлеглости» и нижайше просил «излиянным сердцем и общим всей Украины желанием… дабы на избавление достояния своего победителную благоволил подвигнуть руку. Чего ради мы, я ко отца, во аде суще, ожидаем приходу вашей королевской милости, яко спасителя нашего.
В конце послания Мазепа, целовал «тысячным целованием храбрую руку» своего государя. О нём поначалу не знала даже старшина, и тем более малороссы на Гетманщине, Запорожье, Правобережье, Слобожанщине и Западной Украине. Если Богдан Хмельницкий сознавал свою силу, будучи вождем великой Освободительной войны, то Мазепа понимал своё бессилие, видя стремление малороссийского народа к сближению с единоверной православной Россией. Верно учитывая слабость своего военного потенциала, Мазепа искал не независимости Гетманщины, стиснутой между Польшей, Крымским ханством и Россией, а шведского и польского протектората как гарантии против возможного реванша Москвы.
Идея политической независимости гетманства «независимой и соборной казацкой Гетманщины» ошибочно переносится современными украинскими историками в век восемнадцатый. Украинский академик П. Толочко справедливо пишет, что за время существования Гетманщины не было государственности, ни у одного из гетманов не было самостоятельной государственной программы с идеей полной независимости, все они ориентировались на «комплекс подданства». Имели некоторые основания расчёты на восставший Дон и хана Аюку, при котором калмыки обладали наивысшей боеспособностью в своей истории.
Однако уверенности в шведской победе и длительной оккупации ими Москвы и Восточной Европы у гетмана не было. Мазепа учитывал, что новая армия Петра сможет отстоять рубежи России по Днепру. Как раз на случай бегства с Гетманщины он и выговорил для себя Витебское и Полоцкое воеводство в Речи Посполитой, общая площадь которых была чуть меньше Гетманщины. Ещё раньше, просчитывая вероятность своей эмиграции, значительную часть своей казны он перебросил в Белую Церковь — город Короны Польской.
Вслед за Мазепой ныне повторяются причины «рации» его измены: 1. Меншикова по «ликвидации Гетманщины» «уничтожить казацкую старшину, а, следовательно, и всю административную структуру Гетманщины» ; 2. Да, из Малороссийского в Разрядный приказ под власть киевского воеводы Д. Голицына переводились «все замки в черкасских городех, в которых русские люди».
Царь Пётр не стал выделять особо боеспособные казацкие полки, которые могли бы служить в гетманском войске на постоянной основе. Территориальные казацкие полки были оставлены в покое. Точно также не собирались переводить в регулярные полки нерегулярные формирования — донцов, калмыков, башкир. Верно, «светлейший князь» был бы не прочь завладеть гетманской булавой, учитывая его желание стать курляндским герцогом в 1711, 1726 гг.
Но это были только его мечты — всех гетманов русское правительство намеренно выдвигало из малороссов. Казацкую старшину хотели не уничтожить, но слить с русским дворянством. Печерская крепость, хорошо вооруженная артиллерией, стала неприступным форпостом рядом с Киевом. Мазепа же с 1707 г.
Недаром летом 1708 г. Мазепа, после отправки на работы в Печерск всего двух сотен человек, «упинался» посылать больше. Поляки сообщали Е. Украинцеву, что часть гетманского казачества хотела высвободиться от бремени постоянных походов и бежала на Правобережье Днепра: «будто казаки нам нежелательны и держава наша учала им быть ненавидима и тягостна в волоките, и в службе повсягодно, и без жалованья, и в подводах, и в зборе провиантов.
И будто для того из-за Днепра от нас идут и бегут многие к ним на сю сторону к Лодыжину, и Умани, и на Днестр к волоской границе, и в Волоскую землю». В целом на Гетманщине не было ни языкового, ни этнического, ни государственного противостояния с Россией. Мазепа не только не искал«независимости», как все гетманы до него, и не только готовился к бегству с левого берега Днепра на правый, перебрасывая свою казну в Белую Церковь. В главном он рассчитывал остаться «под победителем».
Не в его интересах было отговаривать шведов от похода на Москву, указывать на огромные расстояния, плохие пути сообщения, на оборонительную «линию Петра», на низкую плотность населения и невозможность регулярного снабжения армии провиантом. Головкина «о повороте неприятельского походу к Окраине» застало гетмана врасплох: ни малороссийские города, ни его резиденция не были должным образом укреплены. Казаки в полках и гарнизонах не готовились к отложению от православного царя. Круг доверенных лиц состоял всего из горстки в 5-6 человек — это были миргородский, при-луцкий и лубенский полковники — Д.
Апостол, Д. Горленко, Д. Зеленский, генеральный обозный И. Ломиковский и генеральный писарь Ф.
Сторонником Мазепы был и стародубский полковник И. Царь Пётр ошибочно считал Д. Апостола «великим неприятелем» Мазепы. Неизвестно, был ли Мазепа уверен, что скандины после разгрома России смогут контролировать огромные пространства Речи Посполитой и «все осколки Московии».
Почти век малорусский народ и московские цари бились за освобождение древнерусских земель. Было нельзя не считаться с будущей борьбой православных малороссов против католиков и реваншем России после включения Гетманщины в состав Короны Польской. Втягивание народа в будущую тяжёлую войну с Русским государством было авантюрой. Чистой демагогией были слова Мазепы, что он «не желал и не хотел христианского кровопролития, но собрался, придя в Батурин с королем шведским, писать до Царского Величества благодарственное за его протекцию письмо и в нём выписать все наши обиды прежние … крайнее разорение и приготовленную всему народу пагубу, а наконец приложить, что мы… свободнее теперь отходим и под протекциею короля шведского совершенного нашего освобождения будем ожидать»56 Не «ожидать» призывал Мазепа, а идти казакам на Москву к Рождеству 1708 г..
Потратив немало собранных с малороссийсского народа средств на церковное строительство, он ни копейки не израсходовал на развитие промыслов, строительство оборонительных укреплений городов Гетманщины и батуринской резиденции. Конечно, царский протекторат исключал появление поляков и татар у гетманской столицы, специально поджатой на 35 км к русской границе у Путивля. Но с 1706-1707 г. Усиление исподволь гетманских «фортец» не вызвало бы никаких подозрений в Москве.
Города Гетманщины были оставлены в небрежении, «а особливо Батурин двадцать лет стоит без починки и того ради валы около него всюду осунулись и обвалились, так что и одного дня неприятельской осады выдержать невозможно» — писал В. Шведский король Карл XII, продвигаясь к Смоленску и давая Мазепе свободу рук, рассчитывал, что гетман расстроит коммуникации Русской армии. Однако путь на Смоленск и Москву был невозможен. Король приказал 6-тысячному отряду генерал-майора Лагеркруны опередить русских и захватить укрепленные города Стародуб, Мглин, Новгород-Северский и другие, которые должны быть заняты стародубским полковником И.
Скоропадским, как только скандинавские завоеватели покажутся в виду их. Но когда до него дошли известия о сражении с графом Левенгауптом при Лесной, из которых Скоропадский сделал соответствующие выводы, услышал, как плохо окончилось дело с генералом Любекером, и узнал особенно о бедственном состоянии армии шведского короля… от голода и мучительных и спешных ежедневных маршей… то счёл, что шведское дело может принять дурной оборот… и принял во все эти места русские войска». Осенью-зимой 1708 г. Шведская армия пережила четыре беды — изнурительный прорыв на Гетманщину, гибель арсенала Мазепы в Батурине, несчастный переход в лютую стужу из Ромен в Гадяч и злополучный штурм крепостцы Веприк.
Мазепа даже при отсутствии крупных сил Русской армии, так и не решился занять своими полками северские города. Перед вторжением шведов он сообщал русскому командованию, что собирается отступать с Гетманщины. В пунктах, составленных до 20 сентября, он спрашивал, куда ему отступать и куда эвакуировать батуринскую артиллерию, военные запасы и полки с Правобережья Днепра: «Артиллерию войсковую и аммуницыю, ради неудобства крепости Батуринской понеже оная веема обетшала и валы обалились , куда он гетман имеет вывести? Гонка через леса на Северщину окончилась в пользу русских, они прежде шведов заняли Стародуб, Новгород-Северский, Почеп, Погарь, и Мглин.
Комендант Стародуба Феленгейм, получивший приказ Шереметева «чинить отпор неприятелю до последнея меры», на 12 октября имел в распоряжении сборный батальон полковника Астафьева, 400 драгун и Стародубский и Черниговский казацкие полки.
Кстати, 12-й пункт заключенных новоиспеченным обладателем булавы соглашений с «ненавистной Москвой» звучал ну просто предельно патриотично с точки зрения современных бандеро-патриотов: «Гетман и старшины обязаны стараться о соединении малороссийского народа с великороссийским посредством супружеств и другими способами, для чего дозволяется малороссийским жителям вольный переход в города великороссийские». Меняем гетманство на полоцкое княжение! Перейдем теперь к самому главному этапу мазепинской карьеры — переходу на сторону шведов. В принципе, этот эпизод и так широко известен - что российской, что украинской аудитории. Разница лишь в оценках: первые считают это однозначным предательством, вторые в части националистов — «героической пусть и неудачной попыткой завоевать волю Украине». Самые ненасытные из последних представляют исход этой авантюры в случае успешного завершения в духе собственных современных «хотелок» относительно «близкого поражения России». Согласно ним, РФ после западных санкций просто обязана «распасться на 60 частей», значительную долю которых «ненька» после победного парада «вийска» на Красной площади, конечно получит «в управление» и кормление от щедрот «мирового гегемона». А в 17 веке, конечно же, шведы отдали бы Киеву власть над «львиной долей Московии» - тем самым сделав Украину «свободной, богатой и счастливой». В общем - «второй Францией», однозначно.
К сожалению, почитатели Бандеры, Шухевича и их «духовных праотцов», вроде того же Мазепы, не склонны читать труды собственных же историков. Например, Теодора Мацкива, украинского эмигранта, опубликовавшего в прошлом веке любопытнейшие мемуары секретаря походной королевской канцелярии Карла XII Петра Шоэнстрема, изданные в Амстердаме в 1740 году. Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089 А в них выясняются просто шокирующие для бандеровской аудитории вещи! Оказывается, одним из пунктов соглашений между «пламенным украинским патриотом» и Карлом XII было согласие передать под власть Речи Посполитой Киевское и Черниговское воеводства! То есть, практически всю территорию Гетманщины — ведь Правобережная Украина и так контролировалась Варшавой и Стамбулом. А в награду за «ревностную борьбу за украинские национальные интересы» Мазепе было обещано новосозданнное княжество на территории современной Белоруссии — из Витебского и Полоцкого воеводств. То есть, в случае даже победоносной для шведов войны с Россией, вся «вольность» и «свобода» горячо любимой Мазепой «неньки» должна была выразиться в виде передачи ее под полный контроль польского короля, союзника Швеции. То есть — роль даже не прямого вассала верховного сюзерена, а так — «вассала вассала».
В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию. В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям. Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему. Кочубей был в ярости и писал Мазепе гневные письма, но тот лишь отвечал, что поступал великодушно, 16 лет терпя их «поступки смерти годные». Тогда Кочубей принялся слать доносы на Мазепу в Москву, но царь не стал церемониться с клеветником на своего друга. По приказу Петра за ложный донос Кочубея казнили. Предполагаемый портрет Матрены Кочубей. В 1705 году он принимал участие в походе против шведского короля Карла XII , но уже через два года вступил с ним в переговоры за спиной Петра. Мазепа хотел иметь больше власти, однако после военного совета в 1707 году стало понятно, что государь настроен на ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана. Он надеялся, что шведский и польский короли помогут ему в отделении Украины от России. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу.
Конец гетманской столицы. Был ли штурм Батурина геноцидом украинцев?
Так вот предательство Мазепы произошло как раз в этот самый момент, когда Петр, сидя в Троице, собирал войска и копил силы для противоборства со старшей сводной сестрой. Мазепе удалось объединить под своей властью Левобережную и Правобережную Украину, ограничить политическую автономию Запорожской Сечи. Представители Константинопольского патриархата квалифицировали анафему, наложенную Русской церковью на гетмана Ивана Мазепу за предательство. Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. В русской же историографии принято рассуждать о Мазепе как об эталоне предательства, тщеславном эгоисте и недалеком авантюристе, ради личной выгоды, наоборот. Мазепе удалось склонить к предательству и привести в стан Карла максимум пять тысяч человек.
4 ноября 1708 раскрылось предательство Мазепы.
Молва о предстоящей измене Мазепы с 1707 г. широко распространилась не только по Гетманщине и Польше, но и во Франции и Швеции и это сильно тревожило гетмана. За свое предательство Мазепа был предан вечной Анафеме. За своё предательство Мазепа был предан церковной анафеме, а по поручению Петра специально для него был изготовлен орден Иуды.
История предательства Украины. Жизнеописание коллективного Мазепы
Мазепа сбежал с Карлом XII и сгинул в степях Бессарабии, а место его могилы до сих пор точно неизвестно. Он напомнил, что вместо обещанных "десятков тысяч" запорожских казаков Иван Мазепа смог предоставить Швеции только две тысячи бойцов, большинство из которых из-за низкой дисциплины и надежности так и не участвовали в Полтавской битве. Не выполнил Мазепа и обещание предоставить армии Швеции запасы продовольствия. Российское войско заранее разгромило его ставку в Батурине современная Черниговская область , не дав шведам воспользоваться собранными для них ресурсами. Российский царь не хотел верить часто приходившим на него доносам и даже велел казнить осведомителей за "клевету". Этим во многом и объясняется разочарование и эмоциональная реакция Петра I на предательство Мазепы — российский царь велел отлить из серебра пятикилограммовую "медаль Иуды" и вручить ее гетману.
Бантыш-Каменским с 1597 года, когда предок его, «будучи Полковником, [был] сожжён Поляками в медном быке вместе с несчастным Гетманом Наливайкою» итог неуспешного восстания казаков против польского владычества. Стараниями современных мазепинцев мятежному гетману добавили пять лет жизненного стажа, и твёрдо определили дату рождения: 20 марта 1639 года что не факт, однако необходимо для чествования «национального героя». Занятием отца, Адам-Степана, будто бы являлось исполнение должности подчашего Черниговского. Чин никчемный, нечто вроде второго официанта при старосте или воеводе, но суть в том, что ему удалось отправить своего отпрыска на учёбу, «где тот, воспитанный в Польше Езуитами, обучился совершенно Латинскому и Польскому языкам, узнал отчасти Немецкий и перенял у воспитателей своих искусство лицемерить, если не превзошел даже их в сей науке…». В относительно небольшой, размером чуть менее ста страниц, книге Бантыш-Каменскому удалось проследить полный жизненный цикл своего героя — начиная от скандала, устроенного им при дворе польского короля Яна Казимира, чуть не стоившего юному придворному жизни, шашней с пани Фальбовской, разъярённый муж которой приказал вывалять незадачливого любовника в смоле и перьях, привязать голым к спине необъезженной лошади и пустить обезумевшее животное в степь: в таком виде и прибыл будущий гетман в Малороссию, место своей славы и позора. Добрых две трети всей «мазепианы», включая одноименную поэму Байрона, живописные полотна Луи Булянже, Ораса Верне, Теодора Шассерио и прочих относятся именно к этому пикантному эпизоду, но никак не к деяним Мазепы на государственном поприще. Совращению несовершеннолетней дочери В. Кочубея, Мотроны в поэме «Полтава» - Марии , своей крестницы, что церковь приравнивала к инцесту, Бантыш-Каменский отдал немало места в своём исследовании. Оно логично завершало описание круга блудных похождений престарелого развратника, и подтверждало сюжет поэмы Пушкина. Мазепы, который считается наиболее достоверным изображением гетмана, который хранился в Галиции в с. Подгорцы в замке князей Сангушко» фото начала ХХ века. Справа — «Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади». Ротмистром надворной хоругви правобережного гетмана Дорошенко, союзника Турции и врага Польши, — два. Генеральным есаулом при левобережном гетмане Самойловиче, враге Дорошенко и вассале Москвы — три. Все пять — измены, измены, измены. Впервые об этом написал именно Бантыш-Каменский. Данное обстоятельство в корне разрушает упорно насаждаемый миф о Мазепе — борце против «московской тирании» за «свободу и независимость Украины» которой не было в принципе. Повергает в прах и домыслы относительно «украино-шведского военного союза»: ещё одну мифологему, не имеющую никаких документальных подтверждений, но постоянно навязываемую. Свежеиспечённый гетман Мазепа изображение 1690 года и его собственноручная присяга на верность русским царям РГАДА Для цельного восприятия сей персоны следует также помнить, что два года спустя после его «избрания» гетманом, 25 июля 1689 года, Мазепа дал свою письменную присягу на верность царям Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу и их соправительнице царевне Софье. Документ сохранился.
Естественно, этого не хотел ни простой народ, ни украинские шляхтичи. Мазепа мог писать чего угодно, обещать чего угодно, но его желанием было — себя наследственным государем. Повторяю до поворота шведов на Украину Мазепа верой и правдой служил царю Петру. Когда к гетману пришла весть, что Карл от Смоленска повернул на Украину, он воскликнул: «Дьявол его сюда несет! Все мои интересы перевернет, войска великороссийские за собою внутрь Украйны впровадит на последнюю ее руину и на погибель нашу! И он не без оснований предполагал, что война обратит Малороссию в руины. Был у него и личный мотив. Ведь разорение Малороссии припишут не королю или царю, а ему лично. Поэтому даже в случае победы Петру придется менять гетмана. А претендент уже был — Алексашка Меншиков давно метил в гетманы и всеми правдами и неправдами лез в малороссийские дела. Когда же Мазепа решил вступить в союз с неприятелем? Этот вопрос до сих пор вызывает споры историков. Как мы уже знаем, доносы на Мазепу с обвинениями в сношениях с королем Стасем и шведами шли уже как минимум два года. Историки говорят и об иных доказательствах измены Мазепы. Так, тот же Костомаров писал: «Неудовольствие против великороссиян в малороссийском народе все более и более разгоралось и было кстати для Мазепы, когда он намеревался ввести в Украину шведов как освободителей от московской власти. Но тут случилось событие, которое чуть было не открыло замысла Мазепы. Шведский генерал убеждал малороссиян не бояться шведов, жить спокойно в своих домах, а из Стародуба пусть выходит к нему навстречу бурмистр со знатнейшими обывателями и пусть везут к ним на продажу хлеб и всякое съестное. Жители не поддавались на эти прельщения, а бежали без оглядки, спасаясь как от шведов, так и от великороссиян. Письмо было к Мазепе. Понятовский просил малороссийского гетмана отпустить на свободу его пленного брата, в воспоминание доброго приема, оказанного когда-то Мазепе в Луцке. Почему-то этот господин показался подозрителен, и генерал Инфлянт 1 октября отправил его в походную канцелярию, бывшую тогда в Почепе. Улашина подвергли пытке огнем, и тот, не стерпя мучений, объявил, что Мазепа поколебался в верности царю, и Понятовский послал к нему передать словесно, чтобы, как шведы войдут в Украину, он отписал бы к Понятовскому и при Божией помощи со всем войском запорожским приставал к шведам. Улашина еще раз поджарили, но он более не открыл. Показанию Улашина не придали веры, и копию с него отправили к гетману. Не только все происходившие перед тем явления в таком роде настроили царя и его министров считать всякие обвинения на Мазепу лживыми, но в это самое время Мазепа заявлял свою преданность, сообщая Головкину весть, что Станислав с шведскими и польскими войсками направляется на Волынь, чтоб оттуда ворваться в Украину, просил скорейшей присылки регулярных войск, потому что малороссияне могут изменить и пристать к неприятелю. Вместе с тем снова звали гетмана на соединение с царскими силами. Мазепа [6 октября. Что касается до требования ехать самому к великороссийскому войску, то Мазепа отговаривался тем, что в малороссийском крае возникли беспорядки от пьяных бродяг, безобразничающих толпами в полках Полтавском, Гадяцком, Прилуцком, Миргородском, Лубенском и Переяславском, и это зло переходит уже в полки: Черниговский, Нежинский и Стародубский, где прежде велось смирнее. Гетман на основании присланных ему донесений сообщал, что появились две шайки разбойников: одна под начальством Перебийноса в числе 800 человек, другая — Молодца в числе 1 000. Если гетман с войском отдалится в Стародубский полк, то своевольники нападут на городы и встретят себе единомышленников в поспольстве. Полковники и полковые старшины ропщут и говорят, что если их поведут в Стародубщину, то на крайнюю погибель их семейств и на разорение их имуществ, потому что тогда простонародье захочет грабить и убивать честных и богатых людей. Кроме этих причин, гетман указывал на опасность скорого вторжения Станислава в Украину»48. На мой взгляд, показания шляхтича Улашина ни о чем не говорят. Его сильно «поджаривали», и тот сказал, чего от него требовали, а дальше, несмотря на продолжение пыток, молчал, потому что сам ничего не знал, да и допросчики не сумели ему подсказать ничего путного. Гетман должен послать к царю для той же цели казацкий отряд из разных полков своего регимента, а сам со всем остальным войском немедленно должен идти к Новгород-Северскому, расставить свое войско над рекой Десной и сам лично приехать в главную армию для совета с фельдмаршалом. Была и еще одна причина, вызвавшая необходимость его прибытия: в народе носились слухи, будто гетман покидает Малороссию во время неприятельского наступления, и гетману следует своим появлением при царском войске рассеять такие слухи. Насчет опасности вторжения Станислава царь успокаивал гетмана: слухи, полученные им о Станиславе, неверны, министрам же точно известно, что Станислав находится еще в Мариенбурге и ранее конца октября не выступит из Пруссии. Чтобы избавить себя от подозрений, гетман в октябре отправил к Петру войскового есаула Максимовича с «просьбою дать указ утвердить и отмежевать земли, скупленные им у помещиков Рыльского уезда, и дозволить населить их пришлыми вольными людьми. Кто бы мог после этого подумать, что этот человек намерен оторваться от царской державы, когда он в этой державе приобретает себе поземельную собственность! Максимович от имени гетмана поднес царю в дар 2 000 червонцев, а царь, вероятно, тогда в них нуждался. Царь после победы при Лесной находился в Смоленске и по обычаю своему, наблюдаемому после каждой военной удачи, праздновал победу, въезжал в город триумфально, при пушечной пальбе; за ним везли отнятые от неприятеля знамена и пушки; он посылал разные распоряжения на Дон, где князь Долгорукий добивал булавинцев, и на север, где Апраксин расправлялся с шведским генералом Либекером, а 20 октября выехал из Смоленска к войску в Малороссию»49. И вот наконец Мазепа решил вступить в переговоры с королем. Гонцом к шведам он выбрал своего управителя поляка Быстрицкого. Как писал Костомаров: «Тогда Мазепа велел [своему секретарю] Орлику составить инструкцию к графу Пиперу по-латыни, а своему аптекарю перевести ее на немецкий язык и вместе с латинским подлинником вручил Быстрицкому. Не было ни печати, ни подписи на этой инструкции. От себя лично Мазепа также не посылал никакого письма ни к королю, ни к графу Пиперу. Содержание этой инструкции было таково: гетман поручал Быстрицкому передать свою радость по поводу вступления шведского короля в Украину, просил Карла оказать протекцию гетману войска запорожского и всему народу малороссийскому в деле освобождения от тяжелого московского ига. Он предлагал шведским войскам безопасность и просил скорее прислать к нему наперед вспомогательный отряд для обороны, которому обещал устроить паромы для переправы на Десне у Макошинской пристани»50. Замечу, что Костомаров верит на слово изменнику Орлику, написавшему воспоминания уже после Полтавской битвы. Отправив Быстрицкого к шведам, Мазепа в тот же день послал графу Головкину письмо, в котором извещал, что он уже более десяти дней не ест и не спит и едва жив, «только надеется чудотворного облегчения от елеосвящения». Туда прибыл племянник гетмана Войнаровский и привез от дяди письмо. Мазепа извещал Меншикова, что он при последнем издыхании: «от подагры и хирагры приключилась ему эпилепсия». Извещая об этом царя, Меншиков изъявлял сожаление о болезни гетмана. Но вместе с тем Меншиков отзывался вообще неодобрительно о казаках, которых гетман по царскому приказанию отправил на службу против шведов. Действительно, отправленные гетманом в поход полковники, бывшие в сговоре с гетманом, докладывали ему рапортом, что казаки миргородские, прилуцкие и других полков заволновались и просят, чтоб их не посылали за Десну, потому что «великороссияне причиняют их братии всякие обиды и утеснения». Подобное настроение казаков, показывавшее неприязненное отношение к царским генералам, было тогда на руку Мазепе и позволяло надеяться, что Карл найдет себе в Малороссии союзников. Быстрицкий, отправившись вместе со шведским пленником, представился шведскому королю в селении Паноровке на реке Ревке в 26 верстах от Стародуба на пути к Десне. Быстрицкий был немедленно отпущен назад, но письма Мазепе не привез, зато устно сообщал, что король обещал быть к Десне 22 октября, то есть в тот же день, когда вернулся и Быстрицкий. Сам Войнаровский говорил, что убежал от Меншикова тайно, бросив и свои возы, и прислугу, потому что услыхал, как один офицер немецкого происхождения говорил другому офицеру: «Помилуй, Господи, этих людей! Завтра они будут в кандалах». Но из письма Меншикова к царю видно, что Меншиков действительно имел тогда намерение посетить Мазепу. Гетман, получив известие о приезде к нему Меншикова, тотчас «порвался как вихорь», по выражению современника, и поспешил в свой Батурин. За ним поехали бывшие при нем старшины.
Всё же Иван Степанович был человеком отнюдь не заурядным, раз смог выжить в весьма агрессивной среде украинской Руины. Насчёт "выжить" — это не гипербола. Становление Мазепы как политика происходило на фоне раздиравшей Гетьманщину гражданской войны, в условиях постоянной смены гетманов и периодического вмешательства в конфликт Польши, Турции и России не смотря на провозглашённое объединение фактически Украина оставалась отдельным государством. Платой за неправильно сделанный выбор на каждом этапе могла стать жизнь. В общем, именно эти два обстоятельства определили успех Мазепы при московском дворе, и они же определили его падение при дворе петербургском. Европейский лоск Принято считать, что моду на европейское завёз Пётр I из Голландии. На самом деле это не так. Эта мода появилась ещё при Михаиле Фёдоровиче точнее ещё раньше — во время гражданской войны начала XVII века и источником европейскости была "зацна та моцна Ржечь Посполита" о том, что "Польша — не заграница", тогда не знали. Придворный польского короля в Москве был просто обречён на успех. Особенно он понравился такому московскому европейцу как Василий Голицын, который и возвысил Мазепу после крымских походов. Повышенная выживаемость Мазепа, наученный горьким опытом многих других представителей казацкой старшины, умел ждать и умел делать правильные ставки. Достаточно вспомнить его поведение в Москве, куда он заехал на пике противостояния Петра и царевны Софьи. Он просто сидел себе на Маросейке название улицы — от "малороссийского двора", там ещё "палаты Мазепы" есть, к Мазепе, правда, отношения не имеющие и ждал, чем дело кончится. Но Софья ждала от него помощи ну понятно же — Мазепа ставленник её друга Голицына. А её не было. Тогда она бросила всё и побежала сдаваться, а Мазепу в Лавре встречали как спасителя. Гениальная стратегия. А вот в Петербурге всё было иначе. Во-первых, Петербург город европейский, причём гораздо более европейский, чем примерно все европейские города. Там уже был свой имперский стиль и лоск. Православный шляхтич в Петербурге выглядел уже несколько провинциально. Её сооружения и сейчас производят впечатление своим размахом, охватывая минимум три киевские «горы» Печерскую, Зверинецкую и Лысую. Объекты крепости разбросаны по площади более 1000 гектаров… Во-вторых, основой выживаемости на Украине было старинное право баронов менять сюзеренов. В России же ещё во времена Ивана Калиты к таким манёврам бояр относились с подозрением отца Св.