Сегодня протоиерей Максим Козлов — один из виднейших деятелей нашей страны в области религиозного образования, член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви и.
Начальник службы пожаротушения Главного управления МЧС России по Томской области Максим Козлов
15 марта 2012 года протоиерей Максим Козлов, назначен первым заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви в ходе заседания Священного Синода. Сержант Максим Козлов ранее воевал в Сирии, на Украине ценой своей жизни остановил врага на переднем крае обороны Последние новости Липецка: происшествия, ДТП, события. последние главные новости в Липецке и области на сегодня - Филиал ВГТРК "ГТРК"Липецк". Об этом рассказал член рабочей группы Московского патриархата по координации деятельности церковных учреждений в условиях пандемии коронавируса протоиерей Максим Козлов. Об этом состоянии Богородицы на Успение рассказал священнослужитель Максим Козлов.
«Преодоление разделений внутри Церкви». Прот. Максим Козлов
Таджикистан. Новости. Сегодня гостем программы «Антонимы» стал протоиерей Максим Козлов — богослов, педагог, председатель учебного комитета Русской Православной Церкви и ректор об. На эти и многие другие вопросы ответил Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов в интервью порталу«Пастырь».
протоиерей Максим Козлов, профессор
Опасаться ужесточения ковидных ограничений в храмах не стоит. Об этом рассказал член рабочей группы Московского патриархата по координации деятельности церковных учреждений в условиях пандемии коронавируса протоиерей Максим Козлов. Конечно, есть новые случаи заболевания, но они значительно меньше», — приводит РИА «Новости» слова Козлова.
А если обратиться к прикладным вещам. Вот человек первой четверти 21-го века.
У него в голове полная каша. Если человек молодой, лет до тридцати, уже формировался и получал образование в школе и даже в институте в 21-м веке, когда, я так полагаю, критериев, что есть необходимая сумма знаний, никто не предложил таких абсолютных, чтобы все приняли и держались. Программа очень разнятся в разных учебных заведениях, когда молодые люди не знают очень элементарных вещей, известных старшему поколению со школьных времен. Я могу привести в качестве примера постоянные опросы выборочные, в связи с какими-то историческими датами.
Сплошь и рядом у людей перепутаны карты истории и человечества и собственной страны. Но это самый первый пример, который приходит на ум. Что касается других знаний, то я полагаю, такая же каша в головах у многих и по физике, и по естественным наукам, и по математике. Тут не понятно, от чего человек должен стартовать.
В древности было понятно, есть люди образованные, они объяснят. Но когда человек взрослый, предположим, приходил в церковь в Советском Союзе, ему тоже было понятно, что он вступает на почву, абсолютно ему не ведомую. Но там есть авторитетные люди, которые подскажут, как двигаться, где там какие тропинки, и где стоят вешки, от которых можно начинать отсчет собственного пути на этой территории. А сейчас, когда человек крещен с младенчества, когда в детстве его водили в церковь, потом ему это надоело, он окунулся в абсолютно светскую, подростковую, юношескую жизнь, в голове у него полная каша.
Что делать, за какие вешки хвататься и как выстраивать свое познание даже собственной веры? Итак, вопрос был задан. Протоиерей Максим Козлов: — Да, как-то про кашу много. Что же?
Во-первых, я бы не драматизировал ситуацию нынешней эпохи в сравнении с эпохами предыдущими. Людей, фундаментально образованных, тем более сумевших выработать целостное монистическое мировоззрение, то есть единый взгляд на феномены окружающего нас мира, исходя из неких посылов, будь то веры, будь то какого-то внутреннего мировоззрения, всегда было не так много, и вряд ли они когда-либо составляли большинство. Я не очень думаю, что выпускники Московского университета осьмнадцатого века после Ломоносова и Шувалова обладали каким-то целостным мировоззрением и что у них картина мира однозначная выстраивалась. Мы так очень далеко уйдем в поисках образовательной системы, которая когда-то давала некое целостное видение мира.
Даже не знаю, куда нужно уходить: в какие-нибудь золотые века Византии, вероятно, и то по отношению к крупным городам и очень нешироким слоям населения. И, во-вторых, мне кажется, не нужно соединять необходимое получение знаний просто для того, чтобы полноценно жить в своей эпохе, в своем мире с тем, что связано с нашей верой и нашим мировоззрением. Но таблицу умножения всегда было полезно знать. Оно и сейчас не вредно, потому что вдруг интернет отключат и калькулятор перестанет работать, с электричеством будут перебои, а нужно будет дрова пересчитать для того, чтобы сделать какой-то подсчет, как на зиму их распределить в случае отсутствия электричества, к примеру.
Это как минимум полезно. Равно хорошо бы представлять температуру кипения воды, принципы расширения веществ, парообразования и прочее — это в чисто практической жизни может пригодиться. Я не очень уверен, что для тех, кто во всей эпохе потом не специализировался в точных или естественных науках, воспоминания о них сохранились на каком-то более глубоком уровне. Я откровенно исповедаю перед слушателями собственное убожество.
Я учился в советской школе не самой плохой, но если меня сейчас спросить, что такое интеграл, функция, что-то более основных физических законов, деление химии на органическую и неорганическую практического приложения, боюсь, что я по старости лет уже с трудом извлеку какие-то знания без подсказок, без википедии и интернета. Но что-то мне кажется, что я не одинок в своем невежестве и в слабых знаниях. То, что нужно, то в значительной мере и осталось. Если человек в этом специализируется, если это его работа, если это его профессия, тогда это другое дело.
Скажем, сейчас школьники сдают две математики: базовую и такую более основательную в зависимости от того, где они предполагают специализироваться. Мне кажется, как минимум правильно, к старшей школе уже какие-то определения у юношества происходят. Все же с мировоззрением больше связаны не таблица умножения и знание основных физических законов, хотя они связаны, но не так в лоб, а сумма гуманитарного знания. И когда мы говорим о смутности оценки окружающей действительности, мы, наверное, исходим из смутности гуманитарного знания.
Тут действительно, сон разума рождает историософию Фоменко, отрицающую продолжительность человеческого бытия, и тут никакие звания академиков и докторов наук не помогают. Ну, вот человек убежден, что в средние века выдумали античность и нарисовали все так, как не было. И что Александр Невский и Александр Македонский это одно лицо. Ну что ж ты тут поделаешь, тут хоть кол на голове теши, это уже безнадежно.
Никакой академик Зализняк с берестяными грамотами из Новгорода не убедил академика Фоменко в том, что это подлинные артефакты исторические. Сейчас мы выходим на совокупность гуманитарного знания. Тут действительно есть очевидные провалы в современной системе образования, в отношении каких-то фундаментальных исторических вех, которые часто представляются очень смутно. Или знание отечественной словесности или памятников культуры отечественно и мировой культуры, тем более, мировой культуры, о которой вообще часто представления нет.
Опять же скажем прямо, и до того оно у нас было достаточно ограниченным. Европоцентризм изучения истории, вынесение Азии, Африки и Латинской Америки фактически либо на периферию, либо в какие-то необязательные второстепенные темы тоже формировало своеобразную картину восприятия разхвития истории. Это было всегда, сейчас нет ничего нового. Я просто хочу сказать, что не нужно думать, что сейчас какое-то особенное смешение.
Информационный поток чрезвычайный, он на нас обрушивается. Поэтому создается такое впечатление. Но нет ничего нового под солнцем. В этом смысле ситуация прежняя.
Но тем более во все века и, в том числе и ныне, христианину для сознательности мировоззрения нужны некоторые опоры в том, что он должен знать, как сознательный верующий человек. Может быть, об этих опорах сейчас несколько можно и сказать. Константин Мацан: — Давайте. Протоиерей Максим Козлов: — Скажем так, некий круг знаний, круг чтений православного христианина, весьма полезный для того, чтобы вера его была тверда, не колебалась, как трость на ветру.
Первое, и тут уже мы безотносительно средней школы должны сказать, в чем у нас часто бывает очень слабая тяга, парадоксально слабая — это, конечно, чтение Священного Писания. Если Новый Завет еще православные христиане мы как-то читаем, слушаем на радио, слушаем умных комментаторов, слушаем в храме, в конце концов. Хотя и здесь есть вопросы с восприятием и усваяемостью. Если сейчас бы у нас была возможность викторины, и задать вопрос нашим слушателям, которые исповедают себя православными христианами, может, после эфира пусть напишут, кто из вас хоть раз в жизни прочитал целиком Библию?
Казалось бы, естественно для христианина. Мы все чисто теоретически постулируем Божественное Откровение, Священное Писание, Основы веры, религия Книги с большой буквы, нет ничего важнее Слова Божия. Если нет ничего важнее, что не читаешь? Первое — это Священное Писание, которое полезно читать в традиции его понимания в Церкви, то есть экзегезы, то есть истолкования Священного Писания от святоотеческой традиции, внутренней, не противоречивой в главном, хотя и разнящейся в деталях, и не всегда тождественной в оценках тех или иных стихов, глав Библии, в творениях разных святых отцов, но не противоречивой в главных, до научной библейской критики современности, которая тоже полезна для того, чтобы представлять хронологию Священного Писания.
Вас спросить, любого из здесь сидящих, и не давать ответов на этот трагический вопрос. Все знают про исход евреев из Египта при Моисее. Это когда примерно было? А это при каких фараонах было?
А почему не интересно? А почему не интересно поместить библейскую хронологию для себя в контекст человеческой истории? Это ведь реальная история, это не совокупность античных мифов про олимпийских богов. Христианство, Ветхий Завет предельно исторично, и соотнесение с реалиями очень важно для точности понимания Божественного Откровения.
Это несомненно то, к чему можно и нужно каждому из нас и всем вместе друг друга призывать, делать, не только говорить на исповеди: опять не читал Священное Писание или читаю редко. Что часто означает — прочитал перед тем, как идти на исповедь, один раз и твердо решил потом это делать всегда.
Таким образом власти рассчитывают стимулировать выпуск продуктов глубокой переработки. Перечень рыбопродукции, предложенный Минсельхозом России, по итогам совещания у вице-премьера Виктории Абрамченко поручено доработать. В проект, который рассматривался, была включена мука из минтая. Однако сейчас эта востребованная продукция производится и из других видов рыб, например сардины-иваси. Наука ориентировала промышленность на хорошие ресурсы иваси и ценные свойства этого объекта для выпуска муки.
Также входит как член в комиссии по вопросам богословия, по вопросам приходской жизни и приходской практики, по вопросам организации церковной миссии, по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ. С 2010 года входит как член в Коллегию по рецензированию и экспертной оценке Издательского совета Русской Православной Церкви. Награды: медаль преп.
Сергия Радонежского II степени 1986 г. Сергия Радонежского III степени 2008 г. Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники» 1991 г. Православие и западное христианство в соавторстве с Д. Огицким 1996 г.
В Липецком районе простились с погибшим на Украине сержантом Максимом Козловым
Но вопросы, тем не менее, есть. На обложке заявлено, что их ровно двести. Они разделены на 13 групп: о господе, вере, науке, других верованиях, в т.
Марина Борисова: — Аскетическая литература нужна? Протоиерей Максим Козлов: — Аскетическая литература — это ведь тоже о прекрасном. Напомню, что известнейший сборник аскетических творений получил в итоге название «Филокалия», что на церковно-славянско-русский было переведено как «Добротолюбие» в силу паронимичности воспринимается по-русски неправильно. Потому что «доброто» это не доброта, и добротолюбие это не любовь к доброте. Доброто — это красота, и филокалия — это любовь к прекрасному, это то, как душу человека сделать прекрасной. В этом смысле аскетика, конечно, нужна, потому что без аскетики нет христианина в собственном смысле слова.
Сам Господь говорит, что «Царство Небесное нудится», то есть усилием восхищается, и «употребляющие усилие достигают его». Это «усилием восхищается, нудится» и есть то указание на аскетику в Евангелии, без которого христианство превратится в бла-бла-бла — в разговор о... Это то, чего мы более всего должны избегать. И это, кстати, очень правильный вопрос, потому что в отличие от математики, физики или химии приобщение к совокупности знаний о вере подразумевает и собственные усилия в том направлении, о чем ты узнал. Иначе это может превратиться в игру ума, игру «Бисер», которая, скорей, только отдалит человека от спасения. Неверующий богослов, прекрасно знающий Предание, это трагическая фигура, но такие встречались трагедии в истории Церкви и в древние и новые времена. В этом смысле именно аскетические усилия, то есть побуждение себя жить в соответствии с тем, что ты узнал, конечно, подразумевается. Другое дело, что есть именно по отношению аскетики важное условие, которое нужно иметь в виду.
Аскетика в каких-то моментах становится как высшая математика, то есть циферки ты можешь видеть, а ничего не понимать, или понимать совсем не так, о чем идет речь. Поэтому здесь очень важно наличие учителя, хотя бы до какой-то высоты тебя должны довести за руку. Тебя сначала должны научить ходить. А когда ты сам научишься двигаться, тогда может оказаться полезно и дальше идти. По апостолу Павлу, сначала молочную пищу для молочных зубов нужно давать мягонькую, а потом уже переходить к твердой. Не нужно начинать с пятого или четвертого тома «Добротолюбия». Есть какие-то сложившиеся традиции. Авва Дорофей — хорошее очень первое аскетическое чтение, «Лествица» в очень многих своих частях применима не только к монашеской жизни, но и к жизни в целом христианина.
Мне всегда казалась очень полезной «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца. Да, известно, там не без западных влияний написано, но как раз систематизирующая опыт аскетического усилия. Есть творения наших русских подвижников, близкого к нам времени. Тут каждый должен найти. Вот что по отношению к аскетике хотелось бы сказать. Важно именно в аскетике, в отличие от других областей знания, читать не столько много книг по аскетике, сколько найти то, на что душа твоя отзовется, и того святого отца, подвижника благочестия, которого ты полюбишь и которого захочешь слушаться. Захочешь слушаться, пойдешь за ним, будет отзываться у тебя и то, что он говорит. Может быть разное, и святые отцы разные, и аскетики учат достаточно по-разному.
Там вектор один — в горнее, а дороги могут быть различные, одному ближе святитель Игнатий Кавказский, а другому Оптинские старцы, вовсе не тождественно говорящие о многих вещах. Одним ближе современные Афонские подвижники благочестия: преподобный Паисий Святогорец или его современники, а другим игумен Никон Воробьев. И не страшно. Одним Симеон Новый Богослов, другим какие-то современные авторы. Найдите того святого отца, творения которого ты полюбишь, и перечитывай их постоянно, и будешь всю жизнь находить то, что тебе будет полезно. Константин Мацан: — Вы упомянули Западное влияние, и кого, как не вас, человека, который много лет преподавал сравнительное богословие, спросить: а ведь есть еще момент конфессиональный. Существенно ли обращать внимание на конфессиональную принадлежность? Где здесь грань между недоверием, которое у многих православных возникает просто по факту того, что это автор другой конфессии, и каким-то здравым смыслом, чтобы отделять одно от другого?
Протоиерей Максим Козлов: — Мне кажется, когда речь идет о инославных авторах, здесь несколько обстоятельств нужно учитывать. Во-первых, что касается собственно богословия, как науки, то отнюдь не всегда конфессиональная принадлежность должна быть сдерживающим началом. Известно, что во второй половине 20-го века православная литургика значительной мере наиболее глубоко была описана, исследована западными авторами. Отец Мигель Арранц или отец Роберт Тафт — католики, но, тем не менее, их исследования по восточной христианской литургике, если вы хотите заниматься литургикой, как исторической дисциплиной, просто не могут быть проигнорированы никем, кто обращается к истории богослужения. Это даже может относиться к описанию христианского искусства, безусловно. История Византии, Византийского богословия, патрологии, библеистики и других областей. Есть, конечно, области, где конфессиональные воззрения специфически могут сильно проявляться. Это более всего может проявляться в аскетике.
Мне представляется затруднительным пользоваться не для образования, а для внутреннего устроения души произведениями протестантов-пиетистов Арнта и других позднейших, которые исходят из вероучительных посылов, нетождественных православию. Ключевой вероучительный посыл о спасении приобретается верующим человеком тогда, когда он уверовал, а не по совокупности жизненного пути, когда эта вера воплотилась в его жизни. С другой стороны, читать произведения средневековых католических мистиков, на специфичность которых указывали многие подвижники благочестия, тот же святитель Игнатий, или богословы и философы, Алексей Федорович Лосев, с точки зрения устроения внутреннего мира тоже для православного христианина более чем парадоксально. Но среди авторов Западного христианства есть те, у которых мы видим то, что является, как это прекрасно сказано Льюисом, в первую очередь, просто христианством. Не отражением специфических конфессиональных воззрений того или иного человека, а нашим общим депозитом веры. Объем такового в произведениях того же Льюиса и Честертона, других писателей 20-го столетия, Мортона, к примеру, весьма и весьма велик. И странно было бы отказываться, потому что они в значительной мере почувствовали и выразили состояние христианина в близкую к нам эпоху 20-го столетия. А Льюиса еще и в эпоху, тоже теперь особенно отзывающуюся в нас, Второй мировой войны, военных катаклизмов.
Если какое-то время назад мы читали «Письма баламута» в одних ракурсах, то теперь, конечно, и то, что переживает герой в связи с страхованиями Второй мировой войны и решениями, которые должен принять в связи с Второй мировой войной и его личными выборами, становятся весьма и весьма актуальными для нас теперь. Не будем бояться, но будем проявлять трезвомыслие в этом отношении. Константин Мацан: — Протоиерей Максим Козлов, председатель учебного комитета Русской Православной Церкви сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Марина Борисова: — Отец Максим, хотелось еще спросить о двух пластах литературы духовной, которая чаще всего на первых порах попадает в руки. Это, с одной стороны, всевозможные сборники притч и житий святых, прологи, лавсаики, Четьи Минеи, масса житийной литературы, которая достаточно архаична и крайне условна, и воспринимается, прямо скажем, неоднозначно современным человеком. И второй пласт, который тоже на первых порах чаще всего попадает в руки, это русская религиозная философия, конец 19 — начало 20 века. Причем, она очень противоречивая, и человек, плохо ее ориентирующийся, ступающий на зыбкую почву, очень быстро может там заблудиться. Протоиерей Максим Козлов: — Так с каких разных пластов мы одновременно копнули.
Ну, давайте начнем с агиографий тогда, с житий святых. Это такого рода массив огромный руды, я бы сказал, в котором просто нужно уметь искать бриллианты. С другой стороны, понимать, что сама по себе руда, даже когда она алмазами не светится, тоже есть субстанция полезная. Бриллианты в эту руду вкраплены во множестве. Если мы посмотрим жития, сохранившиеся на основании Римских следственных дел первых мучеников, то мы найдем много ярчайших примеров, и трогательных и вдохновляющих одновременно. Отошлю к мученичеству Филициаты. Продолжим все эти жизненные, яркие картины, когда разделение проходит в семье. Когда отец или мать уговаривают дочь или сына-христианина отречься, пожалеть их старость.
Когда приносят твоего ребенка-младенца и говорят: ну ради него сделай вид, собственно, не приноси ты жертву идолам, обо всем договоримся, бумажку только подпиши, что это сделали. Как же это не жизненно? Когда мы читаем жития таких подвижников благочестия, как преподобный Сергий или преподобный Серафим или другие преподобные, что русские, что восточно- или западно-христианские, там столько примеров настоящей борьбы за святость. Когда мы читаем дневники Иоанна Кронштадтского, для меня в какой-то мере более открывших как святого, чем «Моя жизнь во Христе», видим как человек с очевидной для всех нас удобопреклонностью ко греху не соглашался с грехом в себе и воевал за то, чтобы быть настоящим священником и настоящим христианином, то это очень укрепляет душу. Я уж не буду говорить о жизнеописаниях новомучеников и исповедников нашей Церкви. Вы имеете в виду то, что относится к так называемой золотой легенде, к тому огромному блоку житийных текстов, который вошел в некий риторический стандарт в эпоху Византии и средневековья.
Директор по продукту RuStore Олег Афанасьев отметил, что в настоящее время возможностями магазина приложений пользуются около 1 тысячи российских компаний-разработчиков. Последнее было создано в 2021 году для консолидации компаний группы.
Реорганизация проводилась в 2021-2022 годах и была завершена в декабре 2022 года. Выручка "Группы Астра" по итогам 2023 года составила 9,5 млрд рублей, чистая прибыль - 3,6 млрд рублей.
Нравится К 60-летию председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова 25 июля свой 60-летний юбилей отмечает протоиерей Максим Козлов , Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, настоятель храма Мучеников Михаила и Феодора Черниговских г. Протоиерей Максим Козлов Дорогой отец Максим! Шестьдесят лет необычайно богатой на события жизни, из которых главное и определяющее — выбор пути славного священства! Благословенных и многих лет в радости, в ревностном служении Церкви Христовой, во все новых и новых благодарениях и удивлениях спасительному и всеблагому Промыслу Божиему! Ru Священник, богослов, профессор, преподаватель, публицист, проповедник, наставник, глава важнейшего для Церкви Учебного комитета — сложно перечислить все грани замечательной личности нынешнего юбиляра. Ещё сложнее подсчитать, сколько сотен молодых людей пришли к Богу, оказавшись на приходе знаменитого московского храма святой мученицы Татианы, где отец Максим настоятельствовал без малого 20 лет.
И сколько тысяч нынешних и будущих священников смогли разобраться в сложнейших хитросплетенных богословских вопросах, пройдя курс сравнительного богословия и других дисциплин, которые протоиерей Максим более 30 лет преподавал и продолжает успешно преподавать в московских духовных школах. Лекции его, в частности, в Сретенской духовной семинарии, были незабываемы. Вообще, в дорогом и глубокоуважаемом отце Максиме мы всегда удивлялись сочетанию широчайшей образованности и фантастической памяти c деликатностью в суждениях. В нашем мире, где принято по любому поводу громогласно, orbi et urbi, выражать свое мнение, взвешенность в суждениях от такого по-настоящему компетентного богослова, патролога, переводчика и знатока древних языков свидетельствует о «единой на потребу» работе христианина — над своим сердцем. Мы искренне, от лица тысяч воспитанников отца Максима, а также сотен тысяч читателей портала Православие. Ru, поздравляем пастыря и профессора с 60-летием и желаем дорогому батюшке помощи Божией в несении возложенного на него сложнейшего послушания, крепости душевных и телесных сил. Искренне надеемся, что при всей своей занятости отец Максим продолжит радовать и наставлять нас своими проповедями, статьями и книгами. Почему вообще человек верит, что Бог есть?
Я думаю, каждый верующий на этот вопрос даст свой ответ. И тот, кто после некоторого первоначального толчка, переживания, переступания порога приходит от безверия к вере, и тот, кто обретает свою веру уже не как завещание родителей, а как личную веру, и укрепляется в ней через внутренний духовный опыт богообщения, который есть у каждого подлинного христианина. Именно поэтому нельзя разувериться, если ты по-настоящему уверовал. Когда говорят, что бывают люди, которые перестают верить, становятся атеистами, — это ложь. Атеистом из верующего стать нельзя, из верующего можно стать только богоборцем. Ведь атеист должен быть равнодушен и спокоен по отношению к тому, от чего отошел. Но сколько всегда энергии, пафоса, чтобы не сказать злобы, обретается у людей, отказавшихся от своих религиозных убеждений. Это всегда восстание против Бога.
Душа-то знает, что дело не в сомнении в бытии Божием, а в нежелании воспринять то, чему Христос учит в Евангелии. И именно отталкивание от этого учения побуждает человека к богоборчеству. А вот внутренний духовный опыт верующего многообразен. Это и та радость, которую ощущаешь, причастившись после серьезной и искренней Исповеди; и то утешение, которое имеешь от заупокойных служб по нашим почившим близким; и тот трепет сердечный, который испытываешь, когда Христос говорит с тобой в Евангелии; наконец, то, что каждый из нас знает: будешь молиться, просить и стараться жить в соответствии с заповедями, и Господь сразу выходит навстречу. Это известно каждому верующему человеку. Чем объясняется то, что мы ничего не знаем о земной жизни Иисуса Христа до времени начала евангельских событий? Потому что Евангелие — это не биография Христа Спасителя, а донесение миру из Его земного пути того, что необходимо знать человеку для собственного спасения. И то благовестие, которое дано в Новом Завете, по сути — это апостольское свидетельство, что Сын Божий подлинно воплотился, искупил человеческий род Своим страданием и воскрес.
И соответственно этому мы знаем что-то о земной жизни Иисуса Христа, доносимое нам Евангелием. Что такое истина в евангельском значении этого слова? Когда в Евангелии мы читаем слова Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь» Ин. Опыт Церкви говорит нам, что истина познается всецелым человеческим естеством — всем человеком. Душой, разумом, усилием воли, чистотой сердца. К истине человек приобщается. Не узнает о ней только как о некоем внешнем знании, но приобщается к ней всем своим бытием. Не узнает о ней только как о некоем внешнем знании, но приобщается к ней всем своим бытием Истину можно и нужно любить, и тогда она будет действенна в нашей жизни, ибо этой истиной является Сам Бог.
И путь к ней открыт для каждого: и для мудрого, и — даже прежде мудрецов — для младенца в вере, который распахнет ей свое сердце и вдруг станет исполненным самой глубокой мудрости. Мы знаем, что некоторые святые начинали свой путь к вершинам духовной жизни, по мирским меркам, с весьма средними человеческими дарованиями, и ничем не отличались и даже отставали от своих сверстников. Так было с отроком Варфоломеем, впоследствии преподобным Сергием Радонежским, так было с Иоанном Кронштадтским. И вот этим сереньким, с точки зрения мира, людям приобщение к Божественной истине дало такую глубину мудрости и знания, что они стали теми светильниками, которых ныне почитает вся Церковь. Считается, что Бог везде и во всем. Значит, и во всех людях, и в самых грешных? Еще Ефрем Сирин говорил о том, что подлинный подвижник веры простирает свою любовь, которая есть любовь-жалость, на всю тварь, на всю вселенную, и объемлет ею не только благих и добрых, но и врагов истины. Такая любовь означает твердое желание спасения для каждого человека, и именно она должна быть мерой нашего уподобления Иисусу Христу.
Ведь Бог послал Своего единородного Сына в мир, дабы всякий верующий в Него не погиб, а имел жизнь вечную. Этот Божественный план Пресвятой Троицы — спасение мира — предполагает и наше участие в нем молитвами, делами, сердечным расположением к окружающим людям. Но этот план не подразумевает духовного диктата, насилия. Просто есть те, которые его принимают, и те, кто его сознательно, свободным волеизъявлением отвергают. В Псково-Печерский монастыре Наша молитва за усопших может помочь им избежать вечного осуждения? Может, вплоть до Страшного суда. И к необходимости такой молитвенной помощи нашим близким нельзя относиться сухо и рационально. Хотя большинство протестантов, к примеру, утверждает, что за умерших молиться просто нелогично, так как они уже предстоят перед Судией, Который и так о них все знает, а потому бессмысленно о них Ему предстательствовать.
Быть может, в таком убеждении был бы резон, если бы мы были существами без души и любви. Но закон жизни в Церкви — это закон жертвенной любви одного ради другого. И как Сам Христос шел этим путем, принеся Себя в жертву на Голгофе за тех, кто этой жертвы не был достоин, так и христиане должны идти тем же путем — путем молитвы и предстательства за тех, кто, быть может, по жизни или по ее внешней видимости не заслужил лучшей участи, чем та, на которую был обречен после смерти. Какие животные будут в раю? Указание на то, что в Царствии Небесном животный тварный мир будет разнообразно представлен, не противоречит тому, что у животных нет бессмертной души. И, несмотря на ее отсутствие у каждой конкретной живой твари, у каждого котенка, лягушонка или индейки, съеденной на рождественской трапезе, рай будет населен известными нам животными. Мы не знаем, каким образом все это осуществится, понятно только, что нельзя просто механически перенести эту нашу земную жизнь туда, где кошке не нужно будет ловить мышку, чтобы порадовать своего хозяина. Ведь теперешнее состояние мира — это состояние мира после грехопадения, когда нарушена изначальная целостность творения, так что и убийство, и жизнь за счет другого вошли в бытие во вселенной.
Апостол Павел говорил, что после грехопадения Адама «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» Рим. В Царствии Небесном, как говорил пророк Исайя, «волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» Ис. Ангел-Хранитель дается человеку при рождении или при Крещении? И имеет ли некрещеный Ангела-Хранителя, который защищает его от бесов? Господь желает каждому человеку спастись и преуспеть в познании истины. И в этом смысле каждый — и крещеный, и некрещеный — есть возлюбленное чадо Божие, которое, конечно же, не отдано на откуп духам злобы поднебесной и не находится исключительно в их распоряжении. Но Ангел-Хранитель пребывает с человеком преимущественно после восприятия благодати Крещения, в котором, как верит Церковь, человек действительно умирает для жизни греховной и плотской и возрождается во Христе для жизни святой и праведной. И в этом смысле причастность, открытость миру духовному, в том числе миру ангельскому, совершенно иная у человека, который входит в ограду Церкви, где правда Божия, истина и свет, чем у человека, этого лишенного или, тем более, сознательно от этого мира себя отвергшего.
Некоторые из отцов Церкви считают, что есть ангелы, которые несут попечение о тех или иных человеческих сообществах, о тех или иных даже и нехристианских народах. Но личная, индивидуальная связь между человеком и его небесным покровителем возможна лишь после того, как он входит в ограду Церкви. Страх Божий и память смертная — это одно и то же? Страхом Божиим, памятью смертной, то есть памятованием о Боге, святые отцы называют такое наше внутреннее состояние, когда мы стремимся жить в идеале и живем, не деля свою жизнь на мирскую и сакральную и помня о том, что мы христиане не только во время утренних и вечерних молитв, во время посещения богослужений или в каких-то особых обстоятельствах, но всегда, во всем и везде. Едем ли мы на работу, чистим ли мы картошку, беседуем ли мы с друзьями, находимся ли мы в обществе дорогих нам людей или наедине со своими думами, мы не должны забывать о том, что мы православные христиане. Нельзя отдохнуть от этого, нельзя уйти в отпуск от собственной христианской совести, нельзя, как Адам, начать прятаться между деревьями Быт. Нельзя уйти в отпуск от собственной христианской совести Как сказал один нехристианский, но очень точно почувствовавший это философ: «Сладкая стрела христианства навсегда дрожит в нашем сердце».
В Челябинской области пройдут похороны 22-летнего мобилизованного, погибшего в ходе спецоперации
Детский катехизис: священник Максим Козлов отвечает на вопросы детей о Боге, о Церкви, о вере в современном мире. В разные годы протоиерей Максим Козлов принимал участие в работе различных церковных учреждений, прежде всего, связанных с образовательной деятельностью. Вертолет Ми-8, в котором летел лейтенант ВКС Максим Козлов и еще пять членов экипажа, был сбит националистами, никто не выжил. Об этом рассказал член рабочей группы Московского патриархата по координации деятельности церковных учреждений в условиях пандемии коронавируса протоиерей Максим Козлов. В ходе проведения СВО 31 января на территории ДНР в поселке Ягодное от проникающего осколочного ранения в затылок погиб Максим Козлов.
Уроженец Брянска Максим Козлов погиб на территории Украины при выполнении воинского долга
Главные новости о персоне Максим Козлов на В ходе спецоперации погиб 31-летний курянин Максим Козлов. Председатель Учебного комитета, ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов выражает соболезнование родным, близким, сотрудникам, учащим и учащимся в связи с кончиной. Протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной.