В политическом плане князья удельные в XIV веке при всех внутренних противоречиях в целом укрепляли военный потенциал и в определённой. То есть «удел» в Древней Руси – это та территория, которая полностью зависит от талантов удельного князя. Лю син чуй (молот-костяк).
Кого называли удельными князьями когда на руси появились удельные княжества кратко
Князь | Средневековье вики | Fandom | Удельный князь — это термин, который использовался на Древней Руси для описания отдельного княжества, контролируемого определенным князем. |
Удельный князь: что это значит? | Что означает слово князь в Историческом словаре? КНЯЗЬ, 1) вождь племени или союза племён у восточных славян, правитель государства или государственного образования, удельного княжества. |
Удельный строй в XII-XIII веках: что это такое и как он изменил Россию | правители обособленных территорий (княжеств) на Руси периода феодальной раздробленности (XII-XVI века). Возникло в связи с тем, что в то время на Руси было правило: наделы получали все сыновья умершего князя. |
Удельный строй в XII-XIII веках: что это такое и как он изменил Россию | В 1103 году объединённые дружины Святополка киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников. |
Удельные князья что значит? 🤓 [Есть ответ] | В историографии к удельным князьям порой относят владетельных князей, младших родственников старейших князей в княжествах и землях Древней Руси 12–13 вв. |
Почему происходило деление княжеств на уделы?
Столица эта состояла из одинокого княжеского двора, недалеко от впадения реки Кубены в озеро. Близ этой княжеской усадьбы стояла церковь во имя Димитрия Солунского, очевидно, этим же князем и построенная в честь своего ангела, а поодаль раскинуто было село Чирково, которое служило приходом к этой церкви: «…весь же зовома Чиркова к нему прихожаше». Вот и вся резиденция удельного «державца» начала XV в. Их взаимное отчуждение Удельный порядок княжеского владения по самому существу своему вносил взаимное отчуждение в среду князей, какого не существовало среди князей старой Киевской Руси. Счёты и споры о старшинстве, о порядке владения по очереди старшинства поддерживали тесную солидарность между теми князьями: все их отношения держались на том, как один князь доводился другому. Отсюда их привычка действовать сообща; даже вражда из-за чести старшинства, из-за Киева, больше сближала их между собою, чем отчуждала друг от друга. Среди удельных князей северной Руси, напротив, никому не было дела до другого. При раздельности владения между ними не могло существовать и сильных общих интересов: каждый князь, замкнувшись в своей вотчине, привыкал действовать особняком, во имя личных выгод, вспоминая о соседе-родиче лишь тогда, когда тот угрожал ему или когда представлялся случай поживиться на его счёт. Это взаимное разобщение удельных князей делало их неспособными к дружным и плотным политическим союзам; княжеские съезды, столь частые в XII в. Удельный князь Вместе с этой владельческой замкнутостью князей падает и их политическое значение.
Политическое значение государя определяется степенью, в какой он пользуется своими верховными правами для достижения целей общего блага, для охраны общих интересов и общественного порядка. Значение князя в старой Киевской Руси определялось преимущественно тем, что он был прежде всего охранителем внешней безопасности Русской земли, вооружённым стражем её границ. Достаточно бросить беглый взгляд на общественные отношения в удельных княжествах, чтобы видеть, что удельный князь имел иное значение. Как скоро в обществе исчезает понятие об общем благе, в умах гаснет и мысль о государе, как общеобязательной власти, а в уделе такому понятию даже не к чему было прикрепиться. Это не был ни родовой, ни поземельный союз; это даже совсем было не общество, а случайное сборище людей, которым сказали, что они находятся в пределах пространства, принадлежащего такому-то князю. При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах. К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем. Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей. Служилые люди Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним.
Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому. Это не считалось изменой князю. Уделы не были замкнутыми политическими мирами с устойчивыми, неприкосновенными границами, суживались и расширялись, представлялись случайными частями какого-то разбитого, но ещё не забытого целого: бродя по ним, население мало затруднялось их пределами, потому что оставалось в Русской земле, среди своих, под властью всё тех же русских князей. Князья в своих взаимных договорах долго не решались посягать на этот бытовой остаток единства Русской земли, которое, перестав быть политическим фактом, всё ещё оставалось народным воспоминанием или ощущением. Покинув князя, вольные слуги его сохраняли даже свои права на земли, приобретённые ими в покинутом княжестве. Чёрные люди Таковы же были отношения и чёрных, то есть податных людей к удельному князю. Как отношения служилых людей были лично-служебные, так и отношения чёрных были лично-поземельные. Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землёй, но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землёй неудобными, и тогда разрывались все его связи с прежним князем. Значит, как служилый человек был военно-наёмным слугой князя, так чёрный человек был тяглым съёмщиком его земли.
Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В своём уделе он был, собственно, не правитель, а владелец; его княжество было для него не обществом, а хозяйством; он не правил им, а эксплуатировал, разрабатывал его. Он считал себя собственником всей территории княжества, но только территории с её хозяйственными угодьями. Лица, свободные люди, не входили юридически в состав этой собственности: свободный человек, служилый или чёрный, приходил в княжество, служил или работал и уходил, был не политической единицей в составе местного общества, а экономической случайностью в княжестве. Князь не видел в нём своего подданного в нашем смысле слова, потому что и себя не считал государем в этом смысле. В удельном порядке не существовало этих понятий, не существовало и отношений, из них вытекающих. Словом государь выражалась тогда личная власть свободного человека над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев. Характер державных прав Не будучи государем в настоящем смысле этого слова, удельный князь не был однако и простым частным землевладельцем даже в тогдашнем смысле. Он отличался от последнего державными правами, только пользовался ими по-удельному.
Они не вытекали из его права собственности на удел, как и не были источником этого права. Они достались удельному князю по наследству от неудельных предков того времени, когда каждый князь, не считая себя собственником временно владеемого им княжения, был участником в принадлежавшей Ярославичам верховной власти над Русской землёй. Когда единство княжеского рода разрушилось, державные права удельных князей не утратили прежней династической опоры, уже вошедшей в состав политического обычая, получившей народное признание; только изменились их значение и народный взгляд на них. Удельного князя признавали носителем верховной власти по происхождению, потому что он князь, но он владел известным уделом, именно тем, а не этим, не как дольщик всеземской верховной власти, принадлежавшей всему княжескому роду, а по личной воле отца, брата или другого родственника. Наследственная власть его не могла найти новой, чисто политической основы в мысли о государе, блюстителе общего блага как цели государства: такая мысль не могла установиться в удельном княжестве, где общественный порядок строился на частном интересе князя-собственника, а отношения свободных лиц к нему определялись не общим обязательным законом, а личным добровольным соглашением. Потому, как скоро утвердилась мысль о принадлежности удела князю на праве собственности, его державная власть оперлась на это право и слилась с ним, вошла в состав его удельного хозяйства. Тогда и получилось сочетание отношений, возможное только там, где не проводят границы между частым и публичным правом. Верховные права князя-вотчинника рассматривались как доходные статьи его вотчинного хозяйства, и к ним применяли одинаковые приемы пользования, дробили их, отчуждали, завещали; правительственные должности отдавались во временное владение, в кормление или на откуп, продавались; в этом отношении должность судьи сельской волости не отличалась от дворцовой рыбной ловли, там находившейся. Так частное право собственности на удел стало политической основой державной власти удельного князя, а договор являлся юридическим посредником, связывавшим эту власть с вольными обывателями удела.
Князь-родич XII в.. Удельный князь-вотчинник XIV в. Три разряда земель Характер личного хозяина удела с державными правами выражался в отношениях князя к трём разрядам земель, из которых состояла его удельная вотчина. Это были земли дворцовые, чёрные и боярские; под последними разумеются вообще земли частных собственников, светских и церковных. Различие между этими разрядами происходило от чисто хозяйственной причины, от того, что к разным частям своей удельной собственности владелец прилагал различные приёмы хозяйственной эксплуатации. Дворцовые земли в княжеском поземельном хозяйстве похожи на то, чем была барская запашка в хозяйстве частного землевладельца: доходы с них натурой шли непосредственно на содержание княжеского дворца. Эти земли эксплуатировались обязательным трудом несвободных людей князя, дворовых холопов, посаженных на пашню, страдников, или отдавались в пользование вольным людям, крестьянам, с обязательством ставить на дворец известное количество хлеба, сена, рыбы, подвод и т. Первоначальной и отличительной чертой этого разряда земель было издолье, натуральная работа на князя, поставка на дворец за пользование дворцовой землёй.
В древнерусских источниках он иногда называется засельем, но, по мнению некоторых специалистов, это звучит не очень изящно. Конечно, в период своего правления князь мог присоединить к себе значительные завоеванные земли, таким образом увеличив часть наследства каждому из сынов, но все равно это был процесс дробления государства. Хозяин, князь, боярин, сеньор, получив свой удел это, как правило, в те времена были дикие земли с небольшим укрепленным городом , вынуждены были иметь свое войско, свою дружину. Оно не могло быть настолько значительным, чтобы в одиночку противостоять крупной армии. Раздробленность и междоусобные войны были основной причиной завоевания Руси Золотой Ордой. Понятие удел как вотчина существовал до 1917 года Однако во всем этом были и положительные моменты — князья укрепляли свои вотчины, отстраивали свои столицы, возводили храмы. То есть «удел» в Древней Руси — это та территория, которая полностью зависит от талантов удельного князя. Будет он таким, как Ярослав Мудрый, вотчина прирастет и землями, и новыми городами, и многочисленными храмами. Интересно, что в царской России вплоть до 1917 года существовало понятие удел, и обозначал он земельное имущество или недвижимость, находящуюся во владении одного из членов царской фамилии.
Слово это заимствовано из терминологии частного гражданского права : уделом назывался раздел имущества движимого или недвижимого завещателем-отцом между детьми-наследниками. Так, в новгородских купчих XIV—XV веков покупатель пишет, что он купил у продавца «отчину», чем владел отец его — «по уделу отьча своего», то есть по разделу. Потом уделом стала называться доля, по разделу доставшаяся каждому наследнику, всё равно, состояла ли она из движимого или недвижимого имущества. Терминология русской истории. Ключевский , Сочинения: В 8 т.
К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем. Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей. Данный текст является ознакомительным фрагментом. И на пути в Переяславль был вскоре у Волок. Постригся и монахом стал, молил грехи у Бога.
Киркоров купить билеты на концерт
Кроме того, князь мог предоставлять землю в аренду, получая за это дополнительные доходы. Развитие ремесел и торговли. Удельный князь осуществлял контроль над ремесленными мастерскими и торговыми предприятиями на своих владениях. Он мог создавать и поддерживать специальные мастерские, привлекать мастеров из других городов для развития определенных отраслей промышленности. Кроме того, князь контролировал торговлю на своих территориях и вводил специальные правила для предпринимателей и ремесленников. Заключение договоров и ведение внешнеэкономических связей. Удельный князь мог заключать торговые и политические договоры с другими княжествами и государствами. Он регулировал внешнеэкономические связи, определяя условия провоза товаров через свои земли, взимание таможенных пошлин и контроль за иностранными купцами. Таким образом, экономические обязанности удельного князя включали сбор налогов, управление землей, развитие ремесел и торговли, а также ведение внешнеэкономических связей.
Эти функции позволяли князю обеспечить свою власть, поддерживать экономическое развитие своих владений и управлять жизнью своих подданных. Управление землей и налоговой системой Удельный князь имел основную функцию управления землей и налоговой системой в своем княжестве. Он следил за распределением земельных участков между боярами и крестьянами, а также определял размеры налоговых сборов. Удельный князь назначал и снимал с должностей официальных лиц, которые занимались сбором налогов и отчитывались перед ним о их использовании. Он также заботился о защите земли и принимал меры по укреплению княжеского власти. Уплата налогов играла важную роль в экономике княжества. Удельный князь распределял налоги между своими подданными, учитывая размеры их земельных участков и доходы. В свою очередь, крестьяне обязаны были уплатить налоги в назначенные сроки и суммы.
Удельный князь контролировал эффективное использование земельных ресурсов и развитие сельского хозяйства. Он вводил новые технологии и методы возделывания земли, повышая ее плодородие и уровень производства. Таким образом, управление землей и налоговой системой позволяло удельному князю обеспечивать стабильность и процветание своего княжества. Развитие торговли и ремесел Удельный князь имел основной интерес в развитии торговли и ремесел на своих владениях.
Они также сыграли важную роль в формировании российского государства и наследовали великую княжескую традицию. Удельные князья: роль в формировании государственности Однако, в борьбе за власть удельные князья сталкивались друг с другом и часто вели войны за расширение своих территорий. Эта соперничающая деятельность, хотя и мешала образованию единого государства, способствовала его развитию и укреплению. Взаимодействие удельных князей вело к формированию региональных образований, которые впоследствии стали основой для создания и установления центральной власти. Основными центрами таких образований были города, которые играли роль не только экономических, но и политических и культурных центров.
Князья нуждались в этих городах для управления своими владениями и получения доходов от торговли и ремесел. Таким образом, удельные князья не только укрепляли свои позиции, но и способствовали развитию государственности, созданию основ государственного устройства и формированию русской идентичности. Они стали одним из важных звеньев в цепи формирования единого и централизованного государства Руси. Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно.
Для наглядности пересчитаю вам части, на какие последовательно дробилось старшее из первоначальных удельных княжеств — остовское.
Из этого княжества сначала, как я сказал, выделились уделы Ярославский и Углицкий, но потом и остальное Ростовское княжество распалось ещё на две половины, ростовскую, собственно, и белозёрскую. Как вы можете видеть по названиям этих уделов, большая часть их состояла из небольших округов заволжских речек Сити, Суды, Мологи, Кемы, Ухтомы, Андоги, Бохтюги и т. Обеднение князей С этим следствием тесно связано было и другое — обеднение большей части измельчавших удельных князей северной Руси. По мере размножения некоторых линий Всеволодова племени наследники получали от своих отцов всё более мелкие части своих фамильных вотчин. К числу ярославских уделов принадлежало княжество Заозёрское по северо-восточному берегу Кубенского озера. В начале XV в. Один из сыновей этого князя ушёл в Каменный монастырь на острове Кубенского озера и постригся там под именем Иоасафа.
В старинном житии этого князя-инока мы находим изобразительную картину резиденции его отца, заозёрского князя. Столица эта состояла из одинокого княжеского двора, недалеко от впадения реки Кубены в озеро. Близ этой княжеской усадьбы стояла церковь во имя Димитрия Солунского, очевидно, этим же князем и построенная в честь своего ангела, а поодаль раскинуто было село Чирково, которое служило приходом к этой церкви: «…весь же зовома Чиркова к нему прихожаше». Вот и вся резиденция удельного «державца» начала XV в. Их взаимное отчуждение Удельный порядок княжеского владения по самому существу своему вносил взаимное отчуждение в среду князей, какого не существовало среди князей старой Киевской Руси. Счёты и споры о старшинстве, о порядке владения по очереди старшинства поддерживали тесную солидарность между теми князьями: все их отношения держались на том, как один князь доводился другому. Отсюда их привычка действовать сообща; даже вражда из-за чести старшинства, из-за Киева, больше сближала их между собою, чем отчуждала друг от друга.
Среди удельных князей северной Руси, напротив, никому не было дела до другого. При раздельности владения между ними не могло существовать и сильных общих интересов: каждый князь, замкнувшись в своей вотчине, привыкал действовать особняком, во имя личных выгод, вспоминая о соседе-родиче лишь тогда, когда тот угрожал ему или когда представлялся случай поживиться на его счёт. Это взаимное разобщение удельных князей делало их неспособными к дружным и плотным политическим союзам; княжеские съезды, столь частые в XII в. Удельный князь Вместе с этой владельческой замкнутостью князей падает и их политическое значение. Политическое значение государя определяется степенью, в какой он пользуется своими верховными правами для достижения целей общего блага, для охраны общих интересов и общественного порядка. Значение князя в старой Киевской Руси определялось преимущественно тем, что он был прежде всего охранителем внешней безопасности Русской земли, вооружённым стражем её границ. Достаточно бросить беглый взгляд на общественные отношения в удельных княжествах, чтобы видеть, что удельный князь имел иное значение.
Как скоро в обществе исчезает понятие об общем благе, в умах гаснет и мысль о государе, как общеобязательной власти, а в уделе такому понятию даже не к чему было прикрепиться. Это не был ни родовой, ни поземельный союз; это даже совсем было не общество, а случайное сборище людей, которым сказали, что они находятся в пределах пространства, принадлежащего такому-то князю. При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах. К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем. Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей. Служилые люди Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому.
Это не считалось изменой князю. Уделы не были замкнутыми политическими мирами с устойчивыми, неприкосновенными границами, суживались и расширялись, представлялись случайными частями какого-то разбитого, но ещё не забытого целого: бродя по ним, население мало затруднялось их пределами, потому что оставалось в Русской земле, среди своих, под властью всё тех же русских князей. Князья в своих взаимных договорах долго не решались посягать на этот бытовой остаток единства Русской земли, которое, перестав быть политическим фактом, всё ещё оставалось народным воспоминанием или ощущением. Покинув князя, вольные слуги его сохраняли даже свои права на земли, приобретённые ими в покинутом княжестве. Чёрные люди Таковы же были отношения и чёрных, т. Как отношения служилых людей были лично-служебные, так и отношения чёрных были лично-поземельные. Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землёй, но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землёй неудобными, и тогда разрывались все его связи с прежним князем.
Значит, как служилый человек был военно-наёмным слугой князя, так чёрный человек был тяглым съёмщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В своём уделе он был, собственно, не правитель, а владелец; его княжество было для него не обществом, а хозяйством; он не правил им, а эксплуатировал, разрабатывал его. Он считал себя собственником всей территории княжества, но только территории с её хозяйственными угодьями. Лица, свободные люди, не входили юридически в состав этой собственности: свободный человек, служилый или чёрный, приходил в княжество, служил или работал и уходил, был не политической единицей в составе местного общества, а экономической случайностью в княжестве. Князь не видел в нём своего подданного в нашем смысле слова, потому что и себя не считал государем в этом смысле. В удельном порядке не существовало этих понятий, не существовало и отношений, из них вытекающих.
Словом государь выражалась тогда личная власть свободного человека над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев. Характер державных прав Не будучи государем в настоящем смысле этого слова, удельный князь не был однако и простым частным землевладельцем даже в тогдашнем смысле. Он отличался от последнего державными правами, только пользовался ими по-удельному. Они не вытекали из его права собственности на удел, как и не были источником этого права. Они достались удельному князю по наследству от неудельных предков того времени, когда каждый князь, не считая себя собственником временно владеемого им княжения, был участником в принадлежавшей Ярославичам верховной власти над Русской землёй. Когда единство княжеского рода разрушилось, державные права удельных князей не утратили прежней династической опоры, уже вошедшей в состав политического обычая, получившей народное признание; только изменились их значение и народный взгляд на них. Удельного князя признавали носителем верховной власти по происхождению, потому что он князь, но он владел известным уделом, именно тем, а не этим, не как дольщик всеземской верховной власти, принадлежавшей всему княжескому роду, а по личной воле отца, брата или другого родственника.
Наследственная власть его не могла найти новой, чисто политической основы в мысли о государе, блюстителе общего блага как цели государства: такая мысль не могла установиться в удельном княжестве, где общественный порядок строился на частном интересе князя-собственника, а отношения свободных лиц к нему определялись не общим обязательным законом, а личным добровольным соглашением. Потому, как скоро утвердилась мысль о принадлежности удела князю на праве собственности, его державная власть оперлась на это право и слилась с ним, вошла в состав его удельного хозяйства.
При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах. К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем. Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей. Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому.
Политическая раздробленность Руси
Удельные князья – это правители территорий, образованных при разделе государства на уделы между наследниками одного князя. XV вв. можно называть удельными только в очень условном смысле, за недостатком термина, точнее выражающего своеобразные отношения, какие там складывались. Удельный князь: происхождение, значение и функции в средневековой Руси.
Смотрите также
- Политическая раздробленность Руси
- Кого называли удельными князьями когда на руси появились удельные княжества кратко
- Вопрос-ответ
- 1125-1157 годы – правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве
- Удельный князь - Википедия
Удельные князья
Термин «удельный» происходит от слова «удел», что означает долю или часть, то есть князь получал в удел определенные земли с сопутствующими правами и обязанностями. Удельный князь: что это значит и какие функции он выполнял? Удельный князь в Древней Руси: значения и особенности. Русское тысячелетие. Единственный в Сети цикл тысячелетней русской истории от профессионального историка Сергея Цветкова. Территория удельного княжества являлась территориальным владением под управлением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Русское тысячелетие. Единственный в Сети цикл тысячелетней русской истории от профессионального историка Сергея Цветкова.
Первый удельный князь
Сам Владимир Андреевич принес ее, когда царь назначил его опекуном своего сына, главой регентства. Долгий худой мир Царь выздоровел, но этот случай показал ему силу и сплоченность тех, кто не хотел передачи трону его наследникам. Иван IV долго был лишен возможности отомстить им. Похоже было, что в Старице вновь гнездилась измена. В довершение бед, в том же году, во время поездки царя на богомолье, умер его единственный пока сын. Правда, царь обязал удельного князя жить не в уделах, а в Москве, чтобы быть на виду. Годы шли.
Царь удовлетворился согласием Евфросиньи постричься в монастырь, а Владимира не тронул. Удельный князь по-прежнему был одним из видных царских военачальников и правительственных деятелей. Массовые казни уже начались, и тучи сгущались над головой Владимира Андреевича. В 1569 году он был отослан якобы на войну, но по дороге был арестован, оговорен в намерении отравить царя и убит. Судьба князя и его родни О смерти Владимира Андреевича сохранились противоречивые известия. Его то ли отравили, то ли он сам принял яд, то ли ему отрубили голову, то ли зарезали его исподтишка.
Разобраться в этом нет ни малейшей возможности. Смутна и судьба его родни. Обычно указывают, что его жену и большинство детей убили вместе с ним. Дочерей опоили ядом, а жену и двух сыновей-младенцев якобы расстреляли из пищалей.
Важно отметить, что процесс разделения княжеств начался в XI веке и продолжался на протяжении следующих столетий. Удельные княжества были значимыми политическими и административными единицами, которые играли ключевую роль в формировании российской территории. Удельные князья были самостоятельными правителями своих территорий, которые имели юридическую, экономическую и военную власть над своими вассалами. В то же время, они признавали верховную власть киевского князя или более могущественного княжества. Создание удельных княжеств стимулировало появление отдельных национальных и региональных особенностей, институтов власти и администрации.
Также это способствовало развитию торговли, ремесел и культуры в каждом княжестве, усиливая дифференциацию в разных регионах страны. Со временем удельные княжества стали объединяться в единые государства, формируя сильные феодальные княжества и, в конечном итоге, привели к образованию Московского государства. Значение удельных князей в средневековой Руси Удельные князья играли важную роль в средневековой Руси. Они представляли собой местных правителей, которые получали часть земельного владения от князя-великого князя и управляли ею, несущим ответственность за благополучие своего удела. Удельное правление позволяло удельным князьям развивать свои владения независимо от остальных территорий Руси. Они имели право собирать налоги, регулировать экономическую и социальную жизнь своих подданных, а также создавать свои армии для защиты своих земель. Удельные князья участвовали в династических борьбах и войнах за власть на Руси. Их территории часто были предметом споров между разными удельными княжествами. В таких ситуациях удельные князья могли искать союзников, заключать союзы и вести переговоры с другими правителями.
Удельные князья также вносили свой вклад в развитие культуры и образования. Они строили храмы, приглашали мастеров и ученых из других стран, основывали школы и монастыри, собирали библиотеки и хранили древние писания. Однако, удельное правление не было безопасным.
Достаточно бросить беглый взгляд на общественные отношения в удельных княжествах, чтобы видеть, что удельный князь имел иное значение. Как скоро в обществе исчезает понятие об общем благе, в умах гаснет и мысль о государе, как общеобязательной власти, а в уделе такому понятию даже не к чему было прикрепиться.
Это не был ни родовой, ни поземельный союз; это даже совсем было не общество, а случайное сборище людей, которым сказали, что они находятся в пределах пространства, принадлежащего такому-то князю. При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах. К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем. Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей.
Поговорка: «В Русской земле путь чист, без рубежа». Князья долго не решались посягать на этот обычай переезда. Покинув князя, вольные слуги сохраняли даже свои права на земли, приобретенные ими в покинутом княжестве. В таком же положении к удельному князю стояли и черные люди — податное население. Только вместо лично-служебных они вступали в лично-поземельные отношения с князем. Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землей.
Но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землей неудобными, и тогда разрывались все его прежние связи с прежним князем. Значит, как служилой человек был военно-наемным слугой князя, так черный человек был тяглым съемщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В своем уделе он был собственно не правитель, а владелец: его княжество было для него не обществом, а хозяйством. Он не правил им, а эксплуатировал, разрабатывал его. Он считал себя собственником только территории с ее хозяйственными угодьями.
Свободные люди не входили юридически в состав этой собственности. Служилой и черный человек не был политической единицей в обществе, а лишь экономической случайностью. Князь не видел в нем своего подданного в нашем смысле слова и себя не считал государем в этом отношении. Словом государь выражалось тогда личная власть свободного человека в том числе князя над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев, бояр. Политический, государственный дух управления в удельных княжествах почти выветрился или почти полностью слился с частным правом. Но удельный князь все-таки не был простым землевладельцем.
Державные права так или иначе оставались за удельным князем, только он пользовался ими по-удельному. Они не вытекали из его права собственности на удел, они достались удельному князю по наследству от прежних князей. Династические права князей уже получили значение политического обычая, вошли в народное сознание. Изменилось только их значение и народный взгляд на них. Удельного князя признавали носителем верховной власти по происхождению, потому что он князь. Но его право на удельный стол опиралось исключительно на право частного владения, а не принадлежности к княжескому роду, как прежде.
Верховные права удельного князя рассматривались как доходные статьи его вотчинного хозяйства. Правительственные должности отдавались во временное владение, в кормление или на откуп, продавались. В этом отношении должность судьи сельской волости ничем не отличалась от должности заведующего дворцовой рыбной ловлей. В удельных княжествах возникали отношения, напоминающие феодальные порядки. Но это — явления не сходные, а только параллельные.
Что такое удельные князья
Картина Васнецова двор удельного князя. Удельный князь это в древней Руси. ОДИЧАНИЕ КНЯЗЕЙ. Наконец, политическому значению удельного князя соответствовал и уровень его гражданского развития. Бывшие удельные князья получают служебное положение при великом князе московском. Территория удельного княжества являлась территориальным владением под управлением князя.
Политическая раздробленность Руси
Удельный князь: происхождение, значение и функции в средневековой Руси. Удельное княжество (или удел) – княжество зависимое от великого князя – не самостоятельное образование, полностью ему подчиненное. Старший князь в роде назывался великим, был «в отца место» (вместо отца) удельным князьям и владел стольным городом Киевом. Вам может быть интересно. Значение князя в старой Киевской Руси определялось преимущественно тем, что он был прежде всего охранителем внешней безопасности Русской земли, вооружённым стражем её границ.