Блокада Ленинграда началась спустя два месяца после нападения Германии на СССР. Блокада Ленинграда и его освобождение словно вписано в генетический код народов России – и останется там навсегда.
«Эта память – наша совесть». Россия не забудет подвиг защитников и жителей блокадного Ленинграда
Блокада Ленинграда одна из самых трагичных страниц в Великой Отечественной войне и всей истории России: о том, как город переживал эти тяжелейшие годы, читайте в материале ФедералПресс. Однако полностью снять с Ленинграда блокаду им все же не удалось. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня – до 27 января 1944-го. Была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. О том, почему Ленинград оказался в блокаде, как её пытались прорвать, как жили люди в голоде и под обстрелами, а также как будут праздновать снятие блокады в 2024 году, — в материале 78. Блокада Ленинграда одна из самых трагичных страниц в Великой Отечественной войне и всей истории России: о том, как город переживал эти тяжелейшие годы, читайте в материале ФедералПресс.
Архивные документы рассказали, что происходило в городе после освобождения от осады 27 января
- Поиск по сайту
- Чем питались и как выживали в блокадном Ленинграде
- Первые дни блокады Ленинграда
- Накануне блокады
- 80 фактов о блокаде Ленинграда - Архивы Санкт-Петербурга
- Ответы : Краткий конспект Блокада Ленинград
Основные события и даты блокадного Ленинграда
Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. дата, в которую наша страна вспоминает о снятии фашистской блокады Ленинграда советскими войсками. 18 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда – ее бабушка встретила в больнице. На момент начала осады Ленинграда город имел недостаточное количество продуктов и топлива для длительной блокады. Именно столько длилась фашистская блокада Ленинграда, причем 611 дней город находился под артобстрелами.
Рассказ о блокаде Ленинграда для детей начальной школы, 2-4 класс
27 января в ознаменование окончательного снятия блокады Ленинграда, которая продлилась 872 дня, прогремел праздничный салют. Блокада Ленинграда — это военная блокада города Ленинграда (в настоящее время — Санкт-Петербург) фашистскими войсками с участием финской армии во время Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда — это период осады города Ленинграда в Великую отечественную войну, которая продолжалась почти 900 дней (872, если точнее). Нина Сахарнова, житель блокадного Ленинграда: «Когда положили папин гроб, подошли две женщины с маленьким ребенком. Предпосылки блокады Ленинграда, начало осады, первая блокадная зима: самое страшное время для ленинградцев, социальная жизнь осажденного города, решающий 1942 год, прорыв блокады, окончательное освобождение, итоги.
Почему важно помнить о блокаде Ленинграда: историческая память и уроки для будущего
Ленинград был вторым по значению город СССР с населением 3. К началу блокады в городе не имелось необходимого количества продовольствия и топлива Единственный путь сообщения с городом - Ладожское озеро. Его называли «Дорогой жизни» С начала блокады хлеб стали выдавать по карточкам. Суточная норма: для работников 400 гр. К ноябрю 19 41 норма была уменьшена до 250 и 125 гр.
От Шлиссельбургской было принято решение отказаться, а Урицкую потом переименовали в операцию "Искра". Она была назначена на начало января 1943 года и результатом проведения стал прорыв кольца немецких войск. Подготовка к операции велась в течение всего декабря 1942 года и закончилась 1 января 1943-го, но наступление было отложено из-за неблагоприятных погодных условий. Необходимость отсрочки объяснялась затянувшейся оттепелью, из-за которой лед на Неве был неустойчив, болота недостаточно промерзли, а колебания температуры от 0 до -15 создавали туманы. В результате старт назначили на 12 января 1943 года. Прорыв блокады планировался на участке южного берега Ладожского озера в районе Шлиссельбург-Синявино.
Наступление началось утром, в тот день температура воздуха опустилась ниже - 23 градусов, поэтому от массового использования авиации пришлось отказаться, но вылеты совершали небольшие группы штурмовиков. Всего по немецким позициям вели огонь 4,5 тысячи орудий и 12 отдельных дивизионов "Катюш". После массированной артподготовки в наступление перешли 11 советских дивизий. На участке 136 стрелковой дивизии в этот момент оркестр играл гимн Советского Союза. Немцы ответили шквальным огнем, но не смогли остановить продвижение красноармейцев и к обеду расстояние между шедшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта сократилось до 8 км. Долгожданное соединение произошло через 6 суток на окраине Рабочего поселка, а вечером 18 января стало известно о прорыве блокады Ленинграда. В результате операции был пробит коридор шириной 11 км. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.
Строительство Дороги жизни стало грандиозным проектом, помогающим решить множество задач. Через Ладожское озеро были проложены телефонно-телеграфный, электрический кабели, которые обеспечивали связь с Большой землей и электроснабжение Ленинграда. На дне озера построен трубопровод для снабжения топливом, Ладожская военная флотилия защищала коммуникации, а Северо-Западное речное пароходство перевозило грузы в то время, когда льда на озере не было. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Осенью 1941 года советские войска предприняли две Синявинские операции, но успеха они не принесли. Войска Невской оперативной группы захватили и удерживали небольшую территорию, которая известна как "Невский пятачок". С него во время второй Синявинской операции предпринимались особенно ожесточенные попытки прорвать блокаду. Еще две операции были проведены в 1942 году, но и они не принесли результата. В конце 1942 года совет Ленинградского фронта подготовил план еще двух наступательных операций: Шлиссельбургскую задача - снятие блокады и постройка железной дороги и Урицкую для восстановления сухопутной связи с Ораниенбаумским плацдармом. От Шлиссельбургской было принято решение отказаться, а Урицкую потом переименовали в операцию "Искра". Она была назначена на начало января 1943 года и результатом проведения стал прорыв кольца немецких войск. Подготовка к операции велась в течение всего декабря 1942 года и закончилась 1 января 1943-го, но наступление было отложено из-за неблагоприятных погодных условий. Необходимость отсрочки объяснялась затянувшейся оттепелью, из-за которой лед на Неве был неустойчив, болота недостаточно промерзли, а колебания температуры от 0 до -15 создавали туманы. В результате старт назначили на 12 января 1943 года. Прорыв блокады планировался на участке южного берега Ладожского озера в районе Шлиссельбург-Синявино.
Этого хватало только на 15—20 суток блокадного существования. При этом более-менее приемлемые хотя и незначительные темпы доставки появились только начиная со второй половины октября, когда действительно были брошены все усилия на снабжение города. Но почему этого не произошло ещё в сентябре? Можно было бы объяснить это отсутствием оборудованного порта для быстрой разгрузки, плохой организацией, недостатком экипажей и плохим состоянием судов. Но в октябре в значительно более неблагоприятных для навигации условиях количество перевезённых грузов удалось увеличить почти вдвое. К тому же в первые три дня навигации удалось доставить более трети от всех доставленных за первый месяц грузов. Но почему дальше не удалось сохранить эти темпы? Ответ, по всей видимости, надо искать в обстановке на фронте. В сентябре судьба Ленинграда висела на волоске. И это не преувеличение, угроза потери города осознавалась всеми, в том числе и в Ставке. Жуков вспоминал: "Сталин заговорил о Ленинграде и Ленинградском фронте. Положение, сложившееся под Ленинградом в тот момент, он оценивал как катастрофическое. Помню, он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придётся считать потерянным". Положение действительно было критическим, началась кадровая чехарда. За половину месяца сменилось три командующих Ленинградским фронтом. Однако он трезво оценивает обстановку и не желает участвовать в операции, которая с высокой долей вероятности обернётся поражением и потерей города. Ворошилову удалось добиться от Сталина своей замены. И уже через несколько дней во главе Ленинградского фронта был поставлен Жуков. На следующий день после начала блокады началась подготовка к уничтожению важных городских объектов. Во всех райкомах, а также на крупных предприятиях были созданы специальные партийные "тройки". Их задачей было составить список объектов, подлежащих уничтожению в случае захвата города немцами. Также планировалось уничтожить корабли Балтфлота, чтобы они не достались врагу. Таким образом в сентябре 1941 года вероятность потери Ленинграда оценивалась как очень высокая. Кроме того, в городе хватало запасов продовольствия на месяц. Поэтому в сентябре масштабы его поставок в Ленинград оказались такими незначительными. В первую очередь в город перебрасывали боеприпасы и оружие для его защитников. Либо город падёт под натиском нацистов, либо его удастся деблокировать. Отчаянные попытки прорвать сухопутную блокаду предпринимались дважды в первые месяцы. Однако она провалилась. Вторая последовала уже в октябре и также не достигла своих целей. По всей видимости, Сталин не стал бросать все силы на снабжение Ленинграда из-за того, что не был уверен, что город удастся удержать. И выжидал до тех пор, пока обстановка на ленинградском направлении не стабилизировалась. Только в конце сентября стало окончательно ясно, что немцы отказались от попыток взять штурмом город. Они стали перебрасывать основные ударные силы на Москву. Примерно в это же время происходит увеличение поставок продовольствия в город.
Посетить музей
- Блокада Ленинграда. Стоило ли защищать город ценой таких потерь?
- Библиотека
- Поделиться
- Начало блокады
История Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки. Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. А это дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны.
Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г. Ленинград продолжал жить и работать На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники.
Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец.
Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали. Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.
В честь памятной даты, 27 января, в музее организуют экскурсии для школьников, причем некоторые из них проведут старшеклассники для ребят из младших классов. В школе также пройдут классные часы в честь празднования полного снятия блокады города. В рамках внеурочной деятельности ребята сняли тематические видеоролики и подготовили творческие работы для выставки, посвященной блокаде.
Раньше в петербургской гимназии ежегодно проводились встречи с ветеранами, но в период пандемии от этой традиции пришлось отказаться. И пока ветеран говорит а он может рассказывать очень долго, ему хочется многое рассказать , внимание со стороны детей колоссальное. Даже как учитель я могу отметить, что ученики не всегда внимательны. Но как только речь заходит о Великой Отечественной войне, внимание и интерес увеличивается. Значит, у них есть та самая память сердца. Мы воспитываем в детях память и уважение к прошлому. И иногда эти уроки могут дать свои плоды только спустя годы.
Поэтому мы формируем не только детский, но и будущий, взрослый характер», — считает директор. Он также отмечает, что, рассказывая ребятам о Великой Отечественной войне, он включает в рассказ свои истории, ведь его родители прошли через войну и блокаду. И детям это очень интересно, ведь он говорит не только о войне, но и о себе. Но если обращаться к школьной программе по истории, то времени на разговор о блокаде почти не остается. На Великую Отечественную войну выделяется около 15 уроков. А сама блокада лишь упоминается двумя-тремя строчками в учебнике. Игорь Карачевцев, преподавая в Санкт-Петербурге, безусловно, выделяет хотя бы урок на то, чтобы рассказать о блокадном Ленинграде.
Но даже 45 минут урока будет недостаточно, чтобы понять, что происходило в блокадном городе. Сегодня не только школы заинтересованы в том, чтобы сохранить эту память сердца.
Немецким войскам так и не удалось вступить в Ленинград, сломить сопротивление и дух его защитников. Каждый день в этом аду ленинградцы стойко переносили холод и голод, постоянные обстрелы. Но несмотря на это, жители поддерживали жизнь города, продолжая трудиться. Пережить те события помогли отвага, самоотверженность и вера в Победу, которая была сильнее голода и массовой гибели. Вечная память и слава всем тем, кто с достоинством прошел это испытание и открыл дорогу для будущих поколений!
В мировой истории не было другого примера, чтобы такой большой город на протяжении почти 900 дней и ночей мог сопротивляться врагу в условиях полного окружения. Главный подвиг защитников Ленинграда связан не с боевыми действиями. В условиях блокады героем стал каждый его житель. Блокада Ленинграда — это героический и одновременно страшный пример нашей истории. Достаточно сказать, что точное количество погибших жителей города до сих пор неизвестно, историки называют от 600 тыс.
К концу лета к городу также был переброшен Балтийский флот из Таллина.
Это позволило к началу сентября создать плотную систему ПВО. Организацией обороны города руководили адмирал Трибуц, маршал Ворошилов, генерал Жуков и первый секретарь обкома и горкома Жданов. Впервые Ленинград был обстрелян немцами 4 сентября 1941 года со стороны занятого ими города Тосно. Кольцо блокады площадью в 5 тыс. В этом кольце оказалось четыре армии Ленинградского фронта и Балтийский флот, 500 тыс. С сентября 1941 года с внешним миром Ленинград связывала только «дорога жизни» по Ладожскому озеру и воздушное сообщение.
Несмотря на трудные условия, в городе работали предприятия, например, Кировский завод, часть населения и промышленности была эвакуирована. Ленинград в 1942—1944 годах Первая зима была самой тяжёлой, но с весны 1942 года произошло увеличение пайков, в город прибыл партизанский обоз и ситуация стала постепенно улучшаться, в том числе и на фронте.
Память сердца: как рассказывают о блокаде Ленинграда современным школьникам
Рассказываем, сколько длилась блокада Ленинграда, как ее сняли, какую роль для осаждённого города сыграла дорога жизни, а также сколько жизней унесла эта страшная страница истории. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда на Нюрнбергском процессе была приравнена к геноциду.
«Эта память – наша совесть». Россия не забудет подвиг защитников и жителей блокадного Ленинграда
Блокада Ленинграда – продолжавшаяся более двух с половиной лет осада одного из крупнейших российских городов, которую вела германская группа армий «Север» пр. Однако полностью снять с Ленинграда блокаду им все же не удалось. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной. С февраля 1943 года, после прорыва блокады, для снабжения Ленинграда стала использоваться железная дорога – «Дорога Победы: Поляны – Шлиссельбург», построенная через на освобожденном побережье Ладоги. В докладе или сообщении для 11 класса можно кратко подать основную информацию о блокаде Ленинграда. Блокада Ленинграда — это военная блокада города Ленинграда (в настоящее время — Санкт-Петербург) фашистскими войсками с участием финской армии во время Великой Отечественной войны.
Блокада Ленинграда. Стоило ли защищать город ценой таких потерь?
Они отчаянно боролись за свою жизнь и свой родной город. Ленинградцы изо всех сил помогали Красной Армии. Продолжали работать заводы для выпуска военной техники. Театры и музеи возобновили свою работу. Композитор Шостакович, находясь в эвакуации, закончил писать симфонию «Ленинградская».
Она стала символом продолжения жизни и стремления помочь своей Родине в победе над врагом. Дорога Жизни Невероятно трудным, рискованным и по-настоящему героическим делом считается работа, проделанная людьми на Дороге Жизни. Она началась с начала блокады Ленинграда и спасла тысячи жизней, привозя продукты питания и все необходимое в окруженный город. Моряки привозили грузы по Ладожскому озеру, и каждый рейс можно считать подвигом.
Они понимали, что без их помощи множество людей может погибнуть. Баржи шли, несмотря на немецкие налеты, погодные условия и состояние озера. Летом довозили по воде, а зимой на грузовиках уже по льду, который мог быть совсем тонким и хрупким.
Было только слово «надо». Калери Антонина Петровна.
Не задумываясь, ехали на рытье окопов. Полуголодные дети, с 5-го по 10-й классы. Никто никого не заставлял. Это было святое — для Родины. Залесская Валентина Михайловна.
В домах создавались детские бригады, которые помогали взрослым гасить зажигалки. Мы были в брезентовых рукавицах и в защитных касках на голове, так как зажигательные бомбы пробивали крыши, падали на чердак и крутились, как волчок, исторгая из себя море искр, вызывая пожар и освещая огнем все вокруг. Мы — дети с 10 лет и старше — брали в рукавицах бомбы и выбрасывали их в окна чердака на брусчатку двора тогда асфальтированных дворов еще не было , где они тухли. Блюмина Галина Евгеньевна. Несмотря на бомбежки и артобстрелы, стали восстанавливать производство.
В цехах было холодно, на полу лежал лед, к машинам невозможно было притронуться, но комсомольцы взяли обязательство отработать внеурочно не менее 20 часов. Доценко Анна Михайловна. Снаряд весил 23-24 килограмма. А я маленькая, худенькая, бывало, чтобы снаряд поднять, сначала укладывала его на живот, потом вставала на цыпочки, на фрезерный станок ставила, потом заверну, проработаю, потом опять на живот и обратно. Норма за смену была 240 снарядов.
Вся куртка на животе у меня была рваная. Сначала, конечно, было очень тяжело, а потом я их швыряла как картошку и делала тысячу снарядов за смену. Смена была 12 часов. Жиронкина Кира Владимировна. Очень запомнился на всю жизнь «тракторный» Дворец Кирова.
Там был ожоговый госпиталь. Мы ходили туда в 1942 и 1943 году, поили, кормили раненых, читали им письма, газеты. Был там летчик Саша, ему перестала писать его девушка. Чтобы его поддержать, мы каждую неделю писали ему письма — якобы от нее. И он всегда ждал это письмо — оно было для него как лекарство.
Богданов Юрий Иванович. Еще одно из немногих исключений — моя учительница Екатерина Степановна Рыжова. До конца, не побоюсь сказать — до последнего вздоха, исполняла она то, что почитала своим долгом, в чем видела свое призвание умерла в середине декабря 41 года... Калинин Георгий Юрий Михайлович. Мы дежурили на крышах, обходили квартиры и сообщали, где есть люди, где уже нет.
Все ленинградцы жили надеждой! Помогали друг другу кто чем мог. На руке у каждого был записан адрес родных и близких. Однажды я тоже упала, идя на работу или с работы , только получив карточку. Все документы и карточка, конечно, исчезли.
Как только я пришла в себя, то услышала, как кто-то рядом кричит: «Прорвали блокаду! Кто плакал, кто смеялся. Ильина Валентина Алексеевна. Радости Ольга Берггольц читала свои стихи жителям города по радио в перерывах между бомбежками и артобстрелами простуженным голосом, вселяющим бодрость, ненависть к оккупантам и веру в победу. Знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, транслируемая из концертного зала Государственной филармонии, произвела «взрыв» в умах не только союзников, но и врагов.
Войска ПВО тщательно подготовились к этому концерту: ни одному вражескому самолету не удалось в этот день прорваться к городу. Работал и один театр — Театр музыкальной комедии. Спектакли проходили в Александринке, как любовно называли, да и сейчас называют ленинградцы театр имени А. Помню, был на спектакле «Давным-давно» «Гусарская баллада». В холодном зале голодные актеры пели и танцевали, как в мирное время.
Разве это не подвиг? Мы не играли в детские игры, мы не баловались и не хулиганили, как положено мальчишкам. Лозунг «Все для победы! Тем, у кого были самые большие осколки, очень завидовали остальные ребята — дети всегда остаются детьми, даже на войне. Перед тем как сжечь книги, я их читала.
Когда на заводе не было тока и останавливалось производство, я сидела и читала. Меня спрашивали: «Ну что ты сидишь, глаза портишь при этой коптилке? Когда я взяла книжку «Последний из могикан», я сказала: «Вот интересно — последняя из ленинградцев сжигает «Последнего из могикан». Я не очень жалела западную литературу, а немцев вообще сожгла первыми. Мы установили ее в нашей комнате и нарядили самодельными елочными игрушками, сохранившимися у нас с довоенных лет.
На ветвях елки укрепили маленькие свечи в специальных елочных подсвечниках, похожих на бельевые прищепки, — об электрических елочных гирляндах тогда еще не имели представления. На елку мы также повесили несколько маленьких кусочков хлеба и сахара. Ровно в полночь мать зажгла на елке свечи, и мы встретили Новый год, выпив горячего кипятка и съев свои порции хлеба и сахара, висевшие на елке. Свет горячих свечей разогнал сумрак от слабо горящей коптилки — привычного осветительного прибора блокадного времени. Эвакуация 26 июня нас эвакуировали по Ладоге в трюме парохода.
Три парохода с маленькими детьми затонули, подрываясь на минах. Но нам повезло. Гридюшко Сахарова Эдиль Николаевна. Через Ладогу нас на машине везли. Я смотрела на это все и твердила: «Прямо как Самсон».
На следующий день детей блокадного Ленинграда погрузили в машины и отправили в путь. По дороге число попутчиков заметно уменьшалось. На каждой станции выносили маленькие трупики. Вагон-изолятор был полон детьми, страдающими дистрофией. Рядом с нами сидела одна семья: папа, мама и двое детей — мальчик лет восьми и младенец.
Маленький ребенок рот открывает-закрывает, стали искать врача, нашли какую-то женщину, а ребенок уже умер. И эта женщина сказала, что, если бы нашли ему хоть немного водички, он бы выжил. Он пережил всю блокаду, а умер на Дороге жизни. Мы сидели с мамой в разных концах вагона, я написала ей записку, что надо им как-то помочь. И мама отрезала кусочек от нашего пайка на несколько дней и передала по вагону в наш конец.
Если бы я была режиссером, я бы сняла фильм: люди передавали этот кусочек ладонью кверху, и каждый говорил: «Я этот хлеб передаю» — и следующему. Несколько минут хлеб кочевал по вагону, и представляете — голодные умирающие люди, и никто не откусил, не утаил ни крошки! Я была счастлива, что мы могли помочь хотя бы старшему брату этого умершего младенца. Когда мне дали булку, мне казалось, что я ее сейчас всю проглочу. Я запихала ее в рот, а моя сестра со слезами на глазах говорит мне: «Нельзя есть все сразу».
Действительно после такого голода нельзя было съедать все сразу, надо было по чуть-чуть отламывать, жевать и потом проглатывать. Я помню, как сестра вырывала у меня изо рта эту булку. А я не могла понять, почему она плачет и делает это. Как только поезд подошел к платформе, женщины с ведрами, в которых был суп, тарелками и ложками стали заходить в вагоны, разливать нам суп и раздавать хлеб. Они плакали, смотря на нас.
Потом они раздали каждому по банке сгущенки и сделали в них дырочку, чтобы мы сразу могли сосать сгущенное молоко. Для нас это было что-то невероятное! На вокзале станции Жихарево нас накормили горячим обедом. Он состоял из ячневого супа, ячневой каши с бараниной и хлеба. К тому же каждому давали по одному куску сырокопченой колбасы и по одной плитке шоколада.
Люди съедали все это сразу и тут же умирали, так и не поняв причины страшных мучений.
Город замерзал, за водой ходили на Неву. Несмотря на трудности, город жил, выпускал военную продукцию.
В городе работали музеи и театры, деятели искусства поддерживали дух горожан Д. Шостакович написал «Седьмую симфонию», выступала со своими стихами по радио поэтесса Ольга Берггольц. К зиме 1942-1943 было восстановлено водоснабжение, работали заводы, школы, больницы, бани, общественный транспорт За годы блокады из города было эвакуировано 1.
С севера блокаду Ленинграда осуществляли финские войска. Не все смогли уехать заранее. Когда же немецкая артиллерия начала вести постоянные обстрелы, что произошло уже в первые дни блокады, покинуть город стало практически невозможно. Ввод продовольственных карточек был сделан сразу — в течение первых дней. Нормы продуктов были рассчитаны исходя из минимума, который не позволил бы человеку просто умереть. Школы продолжали работать, однако детей приходило все меньше. Учились при свечах.
Постоянные бомбежки мешали заниматься. На 2-е сентября 1941-го рабочие горячих цехов получали 800 гр. Служащие, иждивенцы и дети — 300-400 гр. С 1 октября паек был уменьшен вдвое. В декабре появилась возможность доставлять грузы в Ленинград по льду Ладожского озера.