Президент Владимир Путин 2 июля выразил соболезнования в связи с гибелью 14 членов экипажа подводной лодки. Об этом говорит инструкция по выходу из затонувшей подводной лодки, которую обнаружили в руках у одного из погибших моряков. Хочется вспомнить еще про одну затонувшую подводную лодку, на которой служил мой дядя.
Все моряки затонувшей индонезийской подлодки мертвы
Здесь уже приходила на помощь та база данных, которую создали. И идентификационная карта — ее завели на каждого моряка. К концу марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Двух матросов и главного специалиста "Дагдизеля" не нашли. Позже комиссия подтвердила: все находившиеся в девятом отсеке люди погибли от отравления угарным газом.
В течение 7-8 часов после катастрофы". Записка капитана Колесникова Благодаря предсмертной записке капитан-лейтенанта ВМФ Дмитрия Колесникова, можно сказать, что 12 августа в 15:15 двадцать три человека на борту были еще живы. Оценив свои шансы, капитан-лейтенант написал несколько строчек и своей жене: "Олечка, люблю тебя и прошу сильно не переживать. Передай моим привет.
Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов, похоже, нет, процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Всем привет, отчаиваться не надо.
Позже эти строчки назвали посланием для всей России. Само же письмо нашли только в октябре 2000 года. Водолазы достали его из левого нагрудного кармана подводника. Свернутые вчетверо два листа бумаги были повреждены морской водой, но прочитать текст все же удалось.
Увековечивание памяти "Курск" подняли со дна моря в октябре 2001-го. Фрагмент рубки 15 июня 2009 года был установлен в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах, а 26 июля состоялось открытие памятника, ставшего частью мемориала "Морякам, погибшим в мирное время". Памятник на Аллее подводников изготовлен из фрагментов корпуса подлодки. В Видяево установлен мемориальный комплекс "Подводникам, погибшим в океане", там проходят ежегодные памятные мероприятия.
В Сестрорецке в память о моряках "Курска" построили часовню святителя Николая Чудотворца. Она была освящена 16 сентября 2001 года. В Москве Мемориал экипажу атомного подводного крейсера "Курск" находится напротив Музея Вооруженных сил.
Я подарил её маме и сказал: «Это вот гроб вашего сына». Я не буду рассказывать всю ядерную физику, попытаюсь объяснить просто. У ядерного реактора есть аварийная защита — четыре стержня, которые в аварийной ситуации просто вбрасываются в сам реактор и поглощающими своими свойствами моментально гасят ядерную реакцию. Но это не на бесконечно. Потому что объёма стержней этой аварийной защиты не хватает. Потом надо опустить компенсирующие решётки, которые полностью заполняют реактор и не дают ни при каких условиях развиваться ядерной реакции.
И тогда аварийная защита упала, но питание на лодке пропало, и эти компенсирующие решётки не опустились, их надо было вручную опускать. А Коля Беликов, командир группы, старший лейтенант — здоровый такой, с меня ростом. Но, видимо, силы организма разные. И когда они вернулись после первого захода в восьмой отсек отдохнуть, Беликов просто упал в обморок, и всё — не смог идти дальше. Преминина спросили: «Что осталось? И вот он пошёл. А пошли бы двое — там бы двое остались. Беликов остался жив и умер четыре года назад. Когда там поднялось давление, то дверь прижало — и открыть её было невозможно.
Пытались и раздвижным упором, который давление в 3 тонны давит. И оттуда не смогли открыть. Тут одно на другое всё наложилось. На лодке есть система снятия давления с коридоров, правого и левого бортов. В море она закрыта напрочь, на чеку, и на чеке ещё замок висит. Чтобы никто случайно не нажал и не открыл, потому что это забортное отверстие, оттуда вода польётся. Я дал команду стравить по этой системе воздух. И там он не смог вытащить эту чеку. То есть сам замок, который преграждал к ней доступ, сломали, но как-то закусило её так, что он не смог её вытащить.
Поэтому так и не смогли снять давление. Писали, что вы успешно судились с голливудской кинокомпанией, которая сняла фильм «Враждебные воды», и даже получили от неё какие-то хорошие деньги. Просто когда мы с частью экипажа рассказали всю эту историю американским сценаристам, они, не знаю, чем они мотивировали, может, достоверностью, они включили в фильм всех нас под реальными фамилиями в этот фильм. Капитан Британов, Капитульский, Петрачков, Пшеничный. А у них там с этим жёстко. Для того чтобы вот это в таком виде куда-то запускать и использовать, нужно письменное разрешение на право использования. Они мне прислали письмо. Я, естественно, не стал. Я им написал: «Давайте вы или платите нормальные деньги, или разговора на эту тему не будет никакого».
Денег у меня не было ему платить, и мы договорились, что он поработает за процент от того, что удастся с них получить. Я ему кучу документов отправил. Он там делал какие-то телодвижения, общался и с судьей, и с этой кинокомпанией. Долго они там обсуждали всё, и в итоге, когда они поняли, что в суде шансов у них меньше, чем у нас, и суммы после судебного решения будут совсем другие уже, не десятки тысяч долларов, а, возможно, миллионы, то предложили выплатить нам уже нормальную сумму. Мы подумали и согласились. Половина мне, а половина — этому адвокату. У нас просто никто этим не занимается. И по факту они нашли и рассказали о героических вещах в нашем случае. И хотя я далеко не совсем согласен с этой лентой, но я горжусь, что это первый фильм, где советские моряки не идиоты, не сволочи, не кровожадные какие-то персонажи.
Мне обидно то, что экипаж не награждён. Вот это действительно обидно. Потому что у меня вот такая пачка бумаг где-то здесь в столах лежит. Мои запросы и их ответы. И везде писали, что это нецелесообразно и так далее. Когда были трагедии с «Комсомольцем» и «Курском», где было много погибших, то там награждали всех, по спискам, даже не разбираясь особо, кто был прав, кто нет. А у меня 115 человек живых, и нашли в итоге возможность всё на экипаж спихнуть. Потому что у меня папа военный моряк. Десять лет жизни в Полярном, на севере.
Ещё пять лет — в Поти, это Грузия, Чёрное море. А после этого я пошёл в Нахимовское училище и самостоятельно стал служить. Поэтому у меня как таковой малой родины нет. На момент увольнения у меня никакой жилплощади не было. Ехать к родителям в Грузию — глупость. К тёще в Фергану — такая же глупость, зачем на шею садиться? А по закону через три месяца офицер запаса должен быть обеспечен жильём. Я женился в Свердловске, говорю жене: всё, давай поедем в Свердловск. Квартиру не сразу, почти через год, но получил.
Это общественная организация, которая объединяет в том числе моряков запаса. Здесь уже 20 лет нахожусь. Это помещение предоставлено НПО автоматики в порядке как бы шефской помощи Военно-морскому флоту, ветеранам.
Именно руководство компании - Столтон Раш - поручило проверку нового экспериментального глубоководного аппарата «Титан». В документе отмечено, что корпус был сделан не из металла, а из углеродного волокна. Однако Лохриджу отказались предоставить документы на конструкцию.
Как пишет Forbes со ссылкой на документ, квалифицированный подводный инспектор постарался донести до Раша свои опасения относительно надежности батискафа, указывал недостатки. Так, в частности, он писал о том, что при сборке использовали клей, но не было тестов на проверку «расслоений, пористости и пустот». От специалиста отмахнулись, заявив, что об опасности предупредит специальный сигнал. Лохридж ответил, что тот раздастся за доли секунды до взрыва, но так и не был понят. Команда OceanGate проводит ежегодную техническую проверку подводного аппарата "Титан". Фото: страница компании OceanGate Также специалист придрался к иллюминатору, выяснив, что тот не предназначен для погружения на 4-километровую глубину.
Максимум стекла иллюминатора выдержат только 1300 метров для сравнения - останки «Титаника» лежат на глубине 3800 м. И снова - игнор. А потом Лохриджа и вовсе уволили, дав 10 минут на сбор манаток. Но как добросовестный и ответственный человек тот обратился в суд в 2018 году, благодаря чему и стали известны недостатки подводного аппарата. Но в 2022 году Раш уверенно заявил журналистам CBS, что никаких сомнений в безопасности его судна нет.
На атомной подлодке К-27 в мае 1968 года произошла радиационная авария. Лодку вывели из эксплуатации и поставили на прикол в губе Гремихе город Островной. В 1982 году затоплена в Карском море, она находится на глубине 75 метров. Сейчас с европейским банком мы готовим контракт на проведение обследования", - сказал Григорьев. По его словам, по итогам технико-экономического исследования, проведенного иностранными партнерами, стоимость подъема "ориентировочно где-то 24,4 млрд рублей на подъем двух подводных лодок". Отвечая на вопрос об исполнителе работ, Григорьев отметил: "не могу сказать, слухи ходят, что "Атомфлот".
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"
Объединенный спасательно-координационный центр в канадском Галифаксе сообщил , что связь с судном была потеряна в 21:13 в воскресенье 05:13 мск в понедельник примерно в 700 км к югу от Сент-Джонса в канадском Ньюфаундленде через час и 45 минут пути. Эксперты, мнение которых приводит The Guardian, предлагают несколько наиболее вероятных сценариев. Во-первых, «Титан» мог запутаться в обломках «Титаника» или в мусоре. По словам отставного чиновника Королевских военно-морских сил Австралии и руководителя проекта по спасению подводных лодок Фрэнка Оуэна, связь была потеряна через 45 минут после начала спуска «Титана», что позволяет предположить, что экипаж мог находиться близко или на дне.
Батискаф данного типа развивает максимальную скорость в три узла, но чем глубже он идет, тем медленнее. На случай застревания или сбоя связи «Титан» оснащен грузами, которые можно сбросить в экстренной ситуации, чтобы поднять его на поверхность. У «Титана» есть множество сигналов, освещения, отражателей и другого оборудования, которое он может использовать, оказавшись на поверхности, чтобы привлечь внимание.
Другая версия заключается в том, что корпус батискафа дал течь, и в этом случае прогноз неблагоприятный, сказал Алистер Грейг, профессор морской инженерии в Университетском колледже Лондона. Если аппарат остается на морском дне Атлантики, то найти его среди обломков и мусора будет крайне тяжело, считает Грейг. Одним из основных рисков является отключение электроэнергии, которое могло привести к потере связи, сказал Эрик Фузил, эксперт по подводным лодкам и доцент университета Аделаиды.
У некоторых подводных аппаратов есть второй источник энергии на случай, если основная электрическая система выйдет из строя, но неясно, были ли у «Титана» резервные источники питания, когда он пропал без вести. Также рассматривается версия пожара, который мог образоваться в результате короткого замыкания. Пожар может не только повредить системы судна, но и создать токсичные пары в небольшом замкнутом пространстве, что представляет серьезную опасность для находящихся на борту.
Запас кислорода Дэвид Конкэннон, советник компании OceanGate, которая занималась отправкой и погружением судна с экипажем из пяти человек, подтвердил, что у аппарата был запас кислорода на 96 часов. Таким образом, его хватит до 12 часов дня по лондонскому времени 14 мск в четверг.
Но если есть спасённые, значит, подводная лодка вместе с экипажем не погибла. Кроме того, никто не сообщает о взрыве и разрушениях.
Если, как пишут СМИ, она и угодила в «ловушку», это ещё ни чем не говорит. Напомню эпизод с российским военным батискафом АС-28. В августе 2005 года на глубине 190 метров он попал в рыболовные сети по другой версии — запутался в кабелях гидроакустической системы наблюдения за подводной обстановкой в бухте Берёзовая в Беринговом море. Ну и что?
Кабели обрезали, батискаф подняли, экипаж спасли. А потому считаю: не надо хоронить китайских подводников раньше времени.
Он также опубликовал фотографии, на которых запечатлен вместе с Долонским. В 2015 году блог 7 Feet Beneath the Keel опубликовал снимок памятного свидетельства от сентября 2012 года, в котором командиром ПЛ БН-220 был назван капитан первого ранга Д. На «Лошарике» погиб испытатель глубоководной военной техники Николай Филин. Он — капитан первого ранга, офицер подразделения Главного управления глубоководных исследований Минобороны, следует из данных портала «Герои страны». Ему было 57 лет. Звание Героя ему присуждено президентским указом в 2018 году.
Также награжден орденами Мужества и «За военные заслуги».
Еще столько же членов экипажа умерли немного позже. Подлодку было решено отбуксировать в мурманский порт.
На этапе буксирования трос не выдержал и оборвался. Вода постоянно пребывала внутрь отсеков субмарины. Днем, 6 октября 1986 года, К-219 на ровном киле пошла на дно Антарктики.
Сегодня останки ракетного подводного крейсера стратегического назначения покоятся на глубине 5 с половиной километров. При постройке «Комсомольца» советские инженеры использовали уникальные титановые сплавы, из-за чего корпус субмарины получился особенно устойчивым к высокому давлению океанских глубин. В августе 1985 года «Комсомолец» смог уйти на глубину в 1 километр и 27 метров и благополучно всплыть на поверхность.
Однако уже меньше чем через 4 года субмарина-рекордсмен выйдет в свой последний боевой поход — 7 апреля 1989 года К-278 затонет в Норвежском море. На борту «Комсомольца», который в то время нес боевое дежурство и двигался со скоростью 8 узлов на глубине в 380 метров, начался пожар. До настоящего времени причины его возникновения так и не установлены.
Все попытки экипажа ликвидировать огонь не увенчались успехом, однако лодке удалось благополучно всплыть на поверхность. Все это время пожар усиливался, превращаясь из локального в объемный. Ванин, отдал приказ об эвакуации экипажа.
Буквально через несколько минут после этого подводная лодка, полностью утратив остойчивость, начала стремительно погружаться в холодные воды Норвежского моря. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. В том числе и капитан субмарины.
В настоящее время «Комсомолец» покоится на глубине примерно 1,7 километра. Место нахождения затонувшей подлодки известно ученым и исследователям. Как норвежские, так и российские специалисты ведут постоянный мониторинг загрязнения радиоактивными изотопами на всей прилегающей акватории Норвежского моря.
Американские «субмарины-Чернобыли» Кроме четырех советских атомных подлодок на дне мирового океана находятся и две американские военные субмарины. Весной 1963 года в водах северной Атлантики в период испытательных маневров затонула подлодка USS Thresher.
Гибель "Ската"
В Желтом море затонула китайская подводная лодка, экипаж из 55 человек погиб, сообщила британская Daily Mail. На борту подлодки находились пять человек. Это британский миллиардер Хэмиш Хардинг, который является председателем частной авиастроительной компании Action Aviation. OceanGate, которая успешно совершила погружение к затонувшему Титанику в 2021 и 2022 годах, согласно Forbes, также опубликовала заявление в четверг днем, подтверждающее, что она потеряла пять своих путешественников. Найдена затонувшая индонезийская подводная лодка Nanggala. Лодка могла затонуть из-за отказа рулей управления.
Гибель "Ската"
После трагедии с подводной лодкой «Лошарик» корреспондент РБК побывала в Мурманской области, чтобы разобраться в деталях засекреченного инцидента в Баренцевом море. Экипаж подводной лодки должен был проходить учения, однако субмарина неожиданно исчезла с радаров. Рядом с затонувшим «Титаником» нашли обломки подлодки, на которой находились пять человек. Страна и мир - 4 июля 2018 - Новости Екатеринбурга - Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами К-429 проекта 670А "Скат" из состава 2-й флотилии ПЛ Тихоокеанского флота затонула 24 июня 1983 года. «Такие устройства могут быть использованы для отвлечения внимания иностранных подводных лодок, когда российские субмарины покидают Кольский полуостров и уходят в Северную Атлантику.
Спасение с затонувшей подлодки С-11
Поисковая команда нашла на дне возле индонезийского острова Бали пропавшую в Балийском море подводную лодку KRI Nanggala 402. OceanGate, которая успешно совершила погружение к затонувшему Титанику в 2021 и 2022 годах, согласно Forbes, также опубликовала заявление в четверг днем, подтверждающее, что она потеряла пять своих путешественников. Подводная лодка отправилась в Северную Атлантику, чтобы исследовать обломки «Титаника». В тот день ей не удалось всплыть на поверхность, и ее последний «пинг» к кораблю-базе «Полярный принц» локализовал подводную лодку прямо над руинами затонувшего корабля.