Первый раз женский праздник отметили в 1911 году, но не восьмого марта, а девятнадцатого — в честь победы берлинских рабочих в революционных боях 1848 года. Георгий, в России уже сложилась традиция праздновать 8 марта как женский день. 8 марта 2023 года исполняется 25 лет с того дня, когда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.
Иванов день: что можно и чего нельзя делать 8 марта, в праздник Обретения главы Иоанна Предтечи
А на кого еще? Если с мужчинами они борются, а в Бога не верят. Верующие женщины, рискну предположить, с радостью согласились бы перенести праздник весны на более позднее время весны. Это связано и с тем, что на март месяц, как правило, выпадает Великий пост, в который утраивать празднества православным не по душе. Сразу возникает вопрос: зачем что-то переносить, если у православных есть женский праздник? Вторая неделя после Пасхи — праздник жен-мироносиц. Проблема только в том, что происходит деление женщин на светских и православных, а так хочется общего праздника. Конечно, придя в Храм на службу в этот день, мы мысленно прикоснемся к событиям, произошедшим более двух тысяч лет назад. А те, кто причащался Христовых Тайн, те и не только мысленно.
Но это будет только в Храме. Более смелые из нас расскажут о женах-мироносицах своим подругам или женщинам-коллегам. А кто-то постесняется или подумает, что все равно не поймут. Я, например, даже про то, что стараюсь поститься, уже лишний раз не говорю, потому что чаще всего это приводит к спорам. Меня начинают уверять, что без мяса и кефира я свое здоровье потеряю. Начинаешь уверять, используя услышанные на проповеди слова что пост — не диета и так далее, но спорщикам вовсе оказывается не нужно узнать, что такое пост, им просто хочется поспорить, доказать свою точку зрения. Так как же быть с праздником, который возвышает женщин? Женщин, которые оказались смелее, добрее, чистосердечнее мужчин?
Может быть, она бы не была, как ее братья, атеисткой, безбожницей, может быть, она бы сохранила веру, но святой праведной Матроны Московской бы не было. Ведь для того чтобы воссияла такая звезда, нужно было пройти через особую скорбь и особый опыт жизни, который открыл перед ней, никогда не видевшей окружающий мир, видение мира иного. Про таких людей говорят: «Они не верят — они знают». Матрона действительно знала, действительно видела тот мир своими невидящими глазами, и можно себе представить, какой же силы была ее молитва, ведь она обладала не верой, а знанием — знанием Божественного присутствия в человеческой жизни. Жизнь святой праведной Матроны Московской должна нас многому научить.
Мы должны научиться правильно воспринимать скорби. Скорбь не должна нас разрушать, не должна надрывать наши силы, — она должна лишь укреплять нашу веру и обострять наше религиозное чувство. Так и происходит, ведь очень многие, кто стоит сегодня в храме и за его пределами, вряд ли стали бы глубоко верующими, если бы не их собственные скорби, которые им помогла разрешить и преодолеть святая страдалица праведная Матрона Московская.
Матрона действительно знала, действительно видела тот мир своими невидящими глазами, и можно себе представить, какой же силы была ее молитва, ведь она обладала не верой, а знанием — знанием Божественного присутствия в человеческой жизни. Жизнь святой праведной Матроны Московской должна нас многому научить. Мы должны научиться правильно воспринимать скорби. Скорбь не должна нас разрушать, не должна надрывать наши силы, — она должна лишь укреплять нашу веру и обострять наше религиозное чувство.
Так и происходит, ведь очень многие, кто стоит сегодня в храме и за его пределами, вряд ли стали бы глубоко верующими, если бы не их собственные скорби, которые им помогла разрешить и преодолеть святая страдалица праведная Матрона Московская. Пусть же всякий раз, когда Господь проводит нас через трудности, мы будем вспоминать Матрону Московскую, старицу праведную, и дай Бог, чтобы ее пример помогал нам обратить скорбь в духовную силу и внутреннюю радость — радость соприкосновения с горним, высшим миром. Ее молитвами да хранит Господь землю Русскую и всех, кто с верой, надеждой и любовью обращается к ее святому имени.
Если относиться к 8 марту как к способу продемонстрировать искренние и чистые чувства по отношению к близким людям, то в православии это только приветствуется. Однако многие женщины и мужчины ждут выходного дня, чтобы «оторваться»: напиться, шумно отметить, вступить в интимную связь. Поэтому многие православные деятели яро протестуют против праздника, требуют его упразднить. Хотя большинство священнослужителей относятся к 8 марта нейтрально, считают его непримечательной датой, обычным весенним днем. Для поздравления женщин в православии есть неделя Жен-мироносиц, в дни которой прославляются матери, приветствовавшие Христа, провожавшие его на Голгофу. Эти женщины первыми разнесли чудесную весть о том, что Сын Божий воскрес. В эту неделю православные христиане вспоминают милосердных и добродетельных христианских женщин, жертвовавших собой, выполнявших тяжелую миссию. Речь идет об истории Вавилонских блудниц. Город Вавилон ныне территория Ирака 4000 лет до н. Вавилоняне поклонялись множеству божеств. Один из главных богов Мардук был страстным любителем женских ласк. В храме божества в специальном помещении всегда находилась жрица, призванная по первому требованию Мардука отправляться к нему и утолять его сладострастные желания. В день наступления нового года в тех широтах это март, начало посевной к божеству отводили самую красивую и страстную жрицу.
Клин православный
Как надо относиться к постулату, что женщины — это немощнейший сосуд? И при этом русские коня на скаку остановят, где золотая середина? Правда, что православная женщина не должна пользоваться косметикой или это не так важно?
Хотя большинство священнослужителей относятся к 8 марта нейтрально, считают его непримечательной датой, обычным весенним днем. Для поздравления женщин в православии есть неделя Жен-мироносиц, в дни которой прославляются матери, приветствовавшие Христа, провожавшие его на Голгофу. Эти женщины первыми разнесли чудесную весть о том, что Сын Божий воскрес.
В эту неделю православные христиане вспоминают милосердных и добродетельных христианских женщин, жертвовавших собой, выполнявших тяжелую миссию. Речь идет об истории Вавилонских блудниц. Город Вавилон ныне территория Ирака 4000 лет до н. Вавилоняне поклонялись множеству божеств. Один из главных богов Мардук был страстным любителем женских ласк.
В храме божества в специальном помещении всегда находилась жрица, призванная по первому требованию Мардука отправляться к нему и утолять его сладострастные желания. В день наступления нового года в тех широтах это март, начало посевной к божеству отводили самую красивую и страстную жрицу. Простые вавилоняне тоже праздновали, отдаваясь утехам в Домах Любви. С течением времени культы месопотамских божеств менялись. Чтобы прославить богиню плодородия Иштар, каждую вавилонянку обязали хоть раз в храме предложить себя первому встречному мужчине, какую бы сумму он ни предложил за услугу.
Они следовали за ним везде. В то время, когда ближайшие ученики от страха и отчаяния не знали, что дальше делать, женщины не оставили Сына Божьего после того, как его схватили иудеи. Хрупкие и беззащитные, они мужественно стояли у креста, и стража не могла их отогнать.
Они поддерживали Богородицу, сопровождали тело Господа до гробницы. Именно они затемно пришли ко гробу, чтобы совершить ритуал, и первыми стали свидетелями чуда воскресения.
Второй аргумент, к сожалению, становится все более актуальным. Церковь не считает неприемлемым, если христианин поздравит жену и дочь, навестит мать и бабушку, уделит им внимание, выкажет свою любовь. Если относиться к 8 марту как к способу продемонстрировать искренние и чистые чувства по отношению к близким людям, то в православии это только приветствуется.
Однако многие женщины и мужчины ждут выходного дня, чтобы «оторваться»: напиться, шумно отметить, вступить в интимную связь. Поэтому многие православные деятели яро протестуют против праздника, требуют его упразднить. Хотя большинство священнослужителей относятся к 8 марта нейтрально, считают его непримечательной датой, обычным весенним днем. Для поздравления женщин в православии есть неделя Жен-мироносиц, в дни которой прославляются матери, приветствовавшие Христа, провожавшие его на Голгофу. Эти женщины первыми разнесли чудесную весть о том, что Сын Божий воскрес.
В эту неделю православные христиане вспоминают милосердных и добродетельных христианских женщин, жертвовавших собой, выполнявших тяжелую миссию. Речь идет об истории Вавилонских блудниц. Город Вавилон ныне территория Ирака 4000 лет до н. Вавилоняне поклонялись множеству божеств. Один из главных богов Мардук был страстным любителем женских ласк.
В храме божества в специальном помещении всегда находилась жрица, призванная по первому требованию Мардука отправляться к нему и утолять его сладострастные желания. В день наступления нового года в тех широтах это март, начало посевной к божеству отводили самую красивую и страстную жрицу. Простые вавилоняне тоже праздновали, отдаваясь утехам в Домах Любви. С течением времени культы месопотамских божеств менялись. Чтобы прославить богиню плодородия Иштар, каждую вавилонянку обязали хоть раз в храме предложить себя первому встречному мужчине, какую бы сумму он ни предложил за услугу.
Торжество Православия
В пятницу, в девятом часу по иудейскому исчислению, Господь испускает дух. Ночью тайные ученики Иисуса Никодим и Иосиф также тайно снимают тело Христа с Креста, обвивают Его плащаницей и относят в гробовую пещеру. Погребение Иисуса было поспешным - надо было успеть до начала праздника еврейской пасхи, а потому тело распятого Иисуса не было умащено миром: положили в пещере, привалили вход большим камнем. На следующий день после субботы покоя, рано утром, женщины решаются отдать последний долг умершему Учителю и умастить Его тело миром. Темно и тихо, и не рассвело. И женщины, бредущие ко гробу... Они идут, не зная, как отвалят камень.
Идут, не рассуждая, что могут быть задержаны. Идут, не думая о себе, поддавшись порыву сострадания и любви. Идут, не помышляя о том, что их скорбный путь первым лучом солнца пронзит тьму тысячелетий. Они идут - сбивая ноги о камни, едва разбирая дорогу из-за слез, застилающих глаза. То, что они увидели, трудно осознать и через века. Камень отвален.
Гроб пуст. Первая мысль, как воробышек, - быстрая, пугливая, по-женски понятная: "Унесли тело Господа! Кто-то - способностью "чистым сердцем узреть Истину". Кто-то, иронично, - верой "белых платочков". Верой в Ангелов в Благую Весть, верой, далекой от богословских мудростей и глубокомысленных сомнений. Верой, сфокусированной на главном: "Христос Воскресе!
Отбросить фарисейское осуждение и, помочь любимым: маме, жене, сестре, бабушке или даже случайной прохожей улыбнуться. Ведь так мало поводов для улыбки в современном мире. Не стоит забывать и о том, что не все наши соотечественники, коллеги, друзья, а иногда даже и члены наших семей являются воцерковленными людьми. Поэтому, не поздравив их с 8 марта, мы можем обидеть или даже причинить им боль. Все, что в нашей жизни происходит, мы должны стараться обращать в проповедь о Христе.
A Как верующим относиться к 8 Марта? Объяснил священник Протоиерей Первозванский: с 8 Марта нужно поздравлять тех, кто его отмечает.
Аналогично нужно поступать в любой другой праздник, считает священнослужитель. Например, православные могут поздравить мусульман с важным для них Курбан-байрамом, а мусульмане православных — с Пасхой. При этом верующие к Международному женскому дню относятся по-разному: кто-то отмечает этот светский праздник, кто-то считает его торжеством распущенности. Он объяснил, что на официальном уровне Русская православная церковь Международный женский день, «если можно так сказать, не замечает». Молебнов 8 марта в храмах не служат.
Мы не можем насильно заставлять их верить так, как сами начали верить только с возрастом. Поэтому мы просто дарим цветы своим мамам, дочерям, сёстрам и говорим им о том, как мы их любим.
Молитвами св.
Как относиться к 8 марта православным христианам?
Протоиерей Андрей Ефанов отметил, что Международный женский день, который является исключительно светским праздником, в церковном календаре не значится. Мнение православных священносулжителей о международном женском дне: можно ли поздравлять женщин, дарить подарки? Церковные православные праздники 8 марта.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- На Святой Земле встретили праздник Торжества Православия
- 8 Марта — праздник рабынь, матрон и революционерок /
- Правила комментирования
- Как относиться к 8 марта православным христианам?
- 8 марта: история праздника
- Приметы на Поликарпов день: что нельзя делать 8 марта 2023 года - Новости
8 марта. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.
Праздник 8 марта был задуман не как день прославления женщин вообще, но женщин с определенными качествами. Международный женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником. Во многих странах мира 8 марта отмечается Международный женский день или День борьбы за права женщин. 30 марта - Дни православной книги. 8 марта 2023 года исполняется 25 лет с того дня, когда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны. Георгий, в России уже сложилась традиция праздновать 8 марта как женский день.
8 марта или как гражданский праздник превратить в христианскую добродетель.
Что касается отношения к Международному женскому дню в Русской православной церкви РПЦ , оно разное: кто-то хорошо относится к празднику, а кто-то считает его негативным. У каждой из сторон есть те, кто ее поддерживают, добавил священник. В этот день в храмах не бывает молебнов, что Первозванский объяснил «революционным» происхождением Международного женского дня. При этом он добавил, что большинство верующих не вспоминает о таком прошлом праздника и относится к нему нейтрально.
Молебнов 8 марта в храмах не служат. А, например, в Новый год, День Победы и День знаний они проходят. По мнению протоиерея, это связано с «революционным» происхождением Женского дня. Как верующие воспринимают 8 Марта Отношение к Международному женскому дню разное и у верующих, и у священнослужителей.
Есть три позиции: 1. По словам протоиерея, так к 8 Марта относится большая часть верующих. Они не вкладывают в этот праздник религиозный и духовный смысл, а просто поздравляют своих родных и дарят им подарки.
У святого можно попросить помощи в сохранении мира и покоя, в воспитании детей, в избавлении от головной боли.
Считается, что Иоанн Предтеча помогает людям, страдающим алкоголизмом, избавиться от пагубной привычки. Сон в ночь на 8 марта поможет открыть глаза на те дела, которые люди воспринимают неверно, показать истинную цену окружающих, подсказать, как избавиться о неурядиц и проблем. Святого называют покровителем рыбаков. Поэтому в старину в Иванов день мужчины обязательно ходили на рыбалку, а женщины делали уху из свежего улова.
Чтобы следующий год был удачным во всех отношениях, каждый член семьи непременно должен был съесть кушанье, приготовленное из рыбы. Да и Пасха будет холодной. Если 8 марта за окнами тепло и солнечно, они знали — апрель тоже будет теплым. Если вдруг в Иванов день начинают петь синицы — это к теплу.
Однако если они поют жалобно и протяжно — птицы жалуются на голод. В этом случае пичужкам старились помочь, устраивая кормушки. Если в Иванов день прилетят жаворонки и аисты — летом можно ждать знатного урожая. Кстати, увидеть аиста считалось одной из очень хороших примет.
Это означает, что в семье появится ребенок. Эти люди отличаются сильным, по-настоящему мужским характером, честностью, надежностью, порядочностью. Это верные друзья и мужья. Они не обидят женщин, детей и стариков, которых стараются всячески баловать.
Браузер Дорогие друзья Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим?
Народные приметы 8 марта
Этому «раскрепощению» женщины должен был послужить и «Международный женский день» 8 марта, придуманный богоборцами и христоненавистниками. Связь дня 8 марта с праздником пурим проводится совершенно искусственно. — Женщинам день 8 марта не стоит проводить только в женском кругу.
8 марта — обретение мощей святой праведной блаженной Матроны Московской
И подобные праздники пробуждают в их часто сухих и грустных сердцах что-то теплое и светлое. Бог да пребудет со всеми читателями! Священник Константин Пархоменко Вдогонку: Иногда спрашивают: «Стоит ли верующему христианину отмечать этот праздник? Ведь это время приходится на время Великого поста?..
Но желательно перенести праздник на послепостные дни. Но если перенести невозможно — например, у вас на работе собираются устроить корпоративный праздник, — лучше, если христианин… туда пойдет. Если дистанцироваться, обособляться от невоцерковленных коллег, тогда незаметно пробежит в отношениях трещина: ах вот они какие, эти святоши, считают себя лучше нас...
И вместо того, чтобы быть другом и примером для остальных, вы незаметно станете в оппозицию. Надо пойти на праздник, но участвовать в нем, не забывая, что вы — христианин и что все смотрят на вас. А Христос сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» Мф.
Знаете, сколько раз епископу митрополиту, Патриарху или простому священнику приходится бывать на светских мероприятиях и в дни Поста — тоже? Дни рождения высоких лиц, юбилеи организаций и многое другое… Всегда надо идти к людям. Но вести себя даже в самом нецерковном обществе — по-христиански.
Как конкретно? Я даю прихожанам такие рекомендации: Лучше всего: воздержаться от алкоголя или выпить лишь один бокал шампанского , воздержаться от мясного. Остальное — умеренно.
Одна прихожанка говорит в прошлый Великий пост: «Так наплясалась на корпоративе, что ногу вывихнула…» Говорю: «А зачем вы так плясали? Благочинно и умеренно.
Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по предшествовавшим освобождению плачам и требованиям из проклинаемой «тюрьмы народов» — России — при открытии ее границ также уехало гораздо меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения. У многих в столице мировой империи каковым был тогда Вавилон дела пошли совсем неплохо, и немалое число евреев не пожелало покидать дома, обжитые за столетие, разрывать привычные связи, торговые контакты, терять устоявшуюся клиентуру. Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в положении отнюдь не рабском. Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситуациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются «силовые структуры».
И вот подобно Крючкову, докладывавшему Горбачеву об «агентах влияния», персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу события происходят около 480 г. Как только что было отмечено, времена были еще далеко не евангельские, а нравы — отнюдь не христианские. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания: ты любишь меня? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев… В итоге в день 13 Адара этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля — начало марта во все города империи приходит царское повеление относительно погромов.
Но готовилось-то все к избиению евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ. Оказалось, что царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею составить указ о предстоящих погромах: «напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем… И позваны были царские писцы, и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя — о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» Есф. И в течение двух дней «все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле» Есф. Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами.
Участь персидской империи была предрешена. Я не пишу сейчас богословское исследование, не занимаюсь истолкованием и апологией Ветхого Завета. Я не скажу ни слова осуждения в адрес персонажей Священной Истории. Замечу лишь, что в еврейском тексте книги Эсфирь ни разу не упоминается слово Божие. Это историческое сказание, а не откровение Божие. Мое недоумение о другом: как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня… Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы — это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома?
Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о «веселом празднике Пурим»? А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: «После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами «проклят Аман» и «благословен Мардохей» Сидур. Врата молитвы шаарей тфила на будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием «уши Амана» Еврейская Энциклопедия. Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: «милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?
И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов «существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать» там же, стб. Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим? У Интернационала и цели были интернациональные, планетарные. Им было, что сказать всем народам. Пурим — праздник избиения врагов. А кто такие враги для иудеев? Только ли соплеменники несчастного Амана? В средневековом «Диспуте Нахманида» иудей толкует псалом «Рече Господь Господу моему седи одесную Мене дондеже положу враги твои к подножию ног Твоих».
Иудей соглашается, что речь идет о Мессии. И поясняет: «Бог и будет помогать мессии, доколе положит все народы в подножие ног его, ибо все они враги его — они порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые из них создали себе другого мессию» Диспут Нахманида. Иерусалим-Москва, 1992, с.
Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму». Новый сайт с актуальной информацией: правклин. Автор: Священник Александр Союзов Начнем с того, что этот праздник был установлен в советское время идеологами большевизма, которые активно пытались продвигать феминистические настроения в широкие массы, считая, что в традиционном быту, традиционной нашей отечественной культуре недостаточно благоговейно относятся к женскому полу. Праздник прочно вошел в быт нашей страны, потому что если 70 лет говорить людям одно и тоже, то, разумеется, это становится некой истиной, аксиомой, не нуждающейся в доказательствах. Некоторые богословы пытаются свести этот праздник к чисто еврейским традициям, в частности, к еврейскому весеннему празднику Пурим, но надо здесь помнить, что лунный календарь, по которому живут многие народы, и календарь солнечный имеют разное исчисление дней и поэтому Пурим, в отличие от праздника 8 Марта, - праздник подвижный. Поэтому, наверное, правильнее будет принимать 8 Марта как некую данность, которая имеется уже в нашем календаре.
Здесь, правда, появляется серьезное внутреннее противоречие: с одной стороны, все общество празднует 8 Марта, радуется, накрывает праздничный стол, с другой - этот день по церковному календарю является днем строгого поста, ведь идет Великий пост.
Земля никому не нужна будет. Помещику из их села Себино Янькову Матрона советовала перед революцией всё продать и уехать за границу.
Если бы он послушал блаженную, то не видел бы разграбления своего имения и избежал ранней, преждевременной смерти, а дочь его — скитаний. Односельчанка Матроны, Евгения Ивановна Калачкова, рассказывала, что перед самой революцией одна барыня купила дом в Себино, пришла к Матроне и говорит: «Я хочу строить колокольню». Барыня удивилась: «Как же не сбудется, когда всё у меня есть — и деньги, и материалы?
Для церкви Успения Божией Матери по настоянию Матроны которая приобрела известность в округе и просьба которой воспринималась как благословение была написана икона Божией Матери «Взыскание погибших». Вот как это произошло. Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы «Взыскание погибших».
Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матронушка и говорит: «Мама, я выпишу такую икону». Мать опечалилась — чем же платить за неё?
Потом Матрона говорит матери: «Мама, мне всё время снится икона «Взыскание погибших». Божия Матерь к нам в церковь просится! Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням.
Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат — одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят». Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани.
Имя его осталось неизвестно. Матрона спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное.
Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону? Прошло много времени, наконец, он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается.
А она отвечает ему: «Иди, раскайся в своих грехах» духовным зрением она видела, что есть грех, который он не исповедал. Он был потрясён, откуда она про это знает. Потом снова пошёл к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения.
Она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной! На собранные по деревням деньги по благословению Матроны была заказана в Богородицке и другая икона Божией Матери «Взыскание погибших». Когда икона была готова, её понесли крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино.
Матрона ходила встречать икону за четыре километра, её вели под руки. Вдруг она сказала: «Не ходите дальше, теперь скоро, они идут, они близко». Слепая от рождения говорила как зрячая: «Через полчаса придут, принесут икону!
Действительно, через полчаса показался крестный ход. Отслужили молебен, и крестный ход направился в Себино. Матрона то держалась за икону, то её вели под руки рядом с ней.
Этот образ Божией Матери «Взыскание погибших» стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями. Когда бывала засуха, его выносили на луг посреди села и служили молебен. После него люди не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь.
На протяжении всей жизни блаженную Матрону окружали иконы. В комнате, где она прожила впоследствии особенно долго, было целых три красных угла, а в них — иконы сверху донизу, с горящими перед ними лампадами. Одна женщина, работавшая в Московском храме «Ризоположения», часто ходила к Матроне и вспоминала потом, как та ей говорила: «Я в вашей церкви все иконы знаю, какая где стоит».
Удивляло людей и то, что Матрона имела и обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира! И солнышко видела, и звёзды на небе и всё, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зелёную, цветы, птичек…» Но есть ещё более удивительное свидетельство прозорливости блаженной.
Жданова вспоминает: «Матушка была совершенно неграмотная, а всё знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный проект «Министерство военно-морского флота» я тогда училась в архитектурном институте в Москве. Мой руководитель, непонятно за что, всё время меня преследовал.
За пять месяцев он ни разу не проконсультировал меня, решив «завалить» мой диплом. За две недели до защиты он объявил мне: «Завтра придёт комиссия и утвердит несостоятельность вашей работы! Матушка выслушала меня и говорит: «Ничего, ничего, защитишься!
Вот вечером будем пить чай, поговорим! Остановилась: «Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там — три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда». Я была потрясена её ведением.
Утром прибежала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: «А что, ведь проект получился, отлично выглядит — защищайтесь!
В четырёх километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Мaтрона сказала: «Пусть с утра идёт ко мне, ползёт. Часам к трём доползет, доползёт».
Он полз эти четыре километра, а от неё пошёл на своих ногах, исцелённый. Однажды к Матроне на Пасхальной седмице пришли женщины из деревни Орловки. Матрона принимала, сидя у окна.
Одной она дала просфору, другой — воду, третьей — красное яйцо и сказала, чтобы она это яйцо съела, когда выйдет за огороды, на гумно. Женщина эта положила яйцо за пазуху, и они пошли. Когда вышли за гумно, женщина, как велела ей Матрона, разбила яйцо, а там — мышь.
Они испугались и решили вернуться обратно. Подошли к окну, а Матрона говорит: «Что, гадко мыша-то есть? Мышь была в молоке, ты её вытаскивала, а молоко давала людям».
Женщина говорит: «Матронушка, да ведь они не видели мышь-то и не знали, я ж её выбрасывала оттуда». Имея предстательство пред Богом, она помогала многим. Выборнова, отца которой крестили вместе с Матроной, рассказывает подробности одного из таких исцелений: «Мать моя родом из села Устье, и там у неё был брат.
Однажды встаёт он — ни руки, ни ноги не двигаются, сделались как плети. А он в целительные способности Матроны не верил. За мамой в село Себино поехала дочь брата: «Крёстная, поедем скорее, с отцом плохо, сделался как глупый: руки опустил, глаза не смотрят, язык еле шевелится».
Тогда моя мать запрягла лошадь и они с отцом поехали в Устье. Приехали к брату, а он на маму посмотрел и еле выговорил «сестра». Собрала она брата и привезла к нам в деревню.
Оставила его дома, а сама пошла к Матрюше спросить, можно ли его привезти. Приходит, а Матрюша ей говорит: «Ну что, говорил твой брат, что я ничего не могу, а сам сделался, как плетень». А она его ещё даже и не видела!
Потом сказала: «Веди его ко мне, помогу». Почитала над ним, дала ему воды, и на него напал сон. Он уснул как убитый и утром встал совсем здоровым.
Помощь, которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых «целитель» входит в связь с тёмной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно, поэтому праведную Матрону, так ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чём свидетельствуют люди, близко знавшие её в московский период жизни. Прежде всего, Матрона молилась за людей.
Будучи угодницей Божией, богато наделённая свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. История Православной Церкви знает много примеров, когда не только священнослужители или монахи-аскеты, но и жившие в миру праведники молитвой врачевали нуждающихся в помощи. Матрона читала молитву над водой и давала её приходившим к ней.
Пившие воду и окроплявшиеся ею избавлялись от различных напастей. Содержание этих молитв неизвестно, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает не только святая вода, но и вода некоторых водоёмов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей, явлением чудотворных икон.
В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой проживёт до конца своих дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с отравленным сознанием. Живя около трёх десятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело к спасению.
Москву блаженная очень любила, говорила, что «это святой город, сердце России». Оба брата Матроны, Михаил и Иван, вступили в партию, Михаил стал сельским активистом. Понятно, что присутствие в их доме блаженной, которая целыми днями принимала народ, делом и примером учила хранить веру православную, становилось для братьев невыносимым.
Они опасались репрессий. Жалея их, а также стариков родителей мать Матроны скончалась в 1945 году , матушка и переехала в Москву. Начались скитания по родным и знакомым, по домикам, квартирам, подвалам.
Почти везде Матрона жила без прописки, несколько раз чудом избежала ареста. Вместе с ней жили и ухаживали за ней послушницы — хожалки. Это был новый период её подвижнической жизни.
Она становится бездомной странницей. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. С жильем в Москве было трудно, выбирать не приходилось.
Жданова рассказывала, какие лишения порой приходилось претерпевать блаженной: «Я приехала в Сокольники, где матушка часто жила в маленьком фанерном домике, отданном ей на время. Была глубокая осень. Я вошла в домик, а в домике — густой, сырой и промозглый пар, топится железная печка-буржуйка.
Я подошла к матушке, а она лежит на кровати лицом к стене, повернуться ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле отодрали. Я в ужасе сказала: «Матушка, да как же это? Ведь вы же знаете, что мы живем вдвоём с мамой, брат на фронте, отец в тюрьме и что с ним — неизвестно, а у нас — две комнаты в тёплом доме, сорок восемь квадратных метров, отдельный вход; почему же вы не попросились к нам?
Жила Матрона до войны на Ульяновской улице у священника Василия, мужа её послушницы Пелагеи, пока он был на свободе. Жила на Пятницкой улице, в Сокольниках в летней фанерной постройке , в Вишняковском переулке в подвале у племянницы , жила также у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде Загорске , в Царицыно. Дольше всего с 1942 по 1949 год она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке.
Здесь в старинном деревянном особняке, в 48-метровой комнате, жила односельчанка Матроны, Е.