Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговремен-ную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной. разнообразные болезни, связанные с нарушением памяти (Паркинсона, Пика, Альцгеймера, Гентингтона, старческое слабоумие, психотические формы сенильной деменции). «Деменция» означает, что нарушения затрагивают не только память, но и внимание, речь и другие психические функции. Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа.
И это не проблемы с памятью. Профессор-невролог назвал первый симптом болезни Альцгеймера
Рассказывает, что неожиданно «вспомнил», как он несколько лет назад в качестве хозяина компании вел важные переговоры, связанные с приобретением тех или иных предприятий, земельных участков в самом центре Санкт-Петербурга под застройку торговыми комплексами и пр. Предполагает, что он «просто забыл» об этой жизни, так как иногда употреблял алкоголь, а теперь просит врача помочь ему вспомнить все подробности происходившего с ним и вернуться к своей «настоящей жизни». В ходе обследования выясняется, что проблем с запоминанием нет, события общественной жизни последних лет помнит хорошо. По словам матери никаких проблем с памятью она не замечала, с работой и домашними делами справляется хорошо, но никакой "второй" жизнью в качестве бизнесмена никогда не жил. Чтобы увидеть комментарии Вы должны зарегистрироваться Календарь событий Информация, представленная на данном сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации врача. Мнение авторов сообщений может отличаться от официальной позиции Российского Общества Психиатров. Использование перепечатка материалов сайта возможна только после согласования с администрацией сайта и авторами материалов.
Она направлена на оптимизацию мозгового кровообращения, нормализацию сосудистого тонуса, улучшение микроциркуляции и профилактику образования тромбов. При наличии сосудистых нарушений головной мозг страдает от гипоксии, для предотвращения повреждения нейронов нужно восстановить кровообращение с помощью лекарственных препаратов. При большинстве когнитивных расстройств используется нейрометаболическая терапия цитаминами Церебрамин. Она направлена на улучшение обмена веществ в нервных клетках, выполняет антиоксидантную функцию, насыщает организм необходимыми для нормальной работы головного мозга веществами, останавливает процесс гибели нейронов, способствует восстановлению поврежденных клеток. Отзывы об этих препаратах подтверждают их эффективность. Прием препаратов, оказывающих антихолинергическое и глутаматергическое действие, дает хороший результат при деменции различной природы, в том числе и болезни Альцгеймера, а также при снижении памяти и концентрации внимания другого генеза. Также используются препараты, влияющие на дофаминовые рецепторы. Этот вид терапии актуален при нарушениях памяти, связанных с выраженной недостаточностью дофаминэргической системы, например, при болезни Паркинсона. Для коррекции когнитивных расстройств широко используются немедикаментозные методы: Тренировка памяти путем усвоения новых навыков изучение иностранных языков, игра на музыкальных инструментах, игра в шахматы. Правильный режим сна и отдыха. Дозированные физические нагрузки. Отказ от курения и алкоголя. Полноценный рацион, богатый свежими фруктами и овощами. Предотвращение стрессовых ситуаций. Стимуляция социальной активности. Если нарушения памяти вторичны, следует заняться терапией заболевания, вызвавшего когнитивные нарушения. При черепно-мозговых травмах и опухолях часто прибегают к хирургическому вмешательству, при недостаточной функции щитовидной железы необходима заместительная терапия тиреоидными гормонами, при токсических поражениях — дезинтоксикационная терапия. Следует не выпускать из виду такой параметр, как окружающая среда и безопасность пациента. При тяжелых нарушениях нужно предотвратить возможность самостоятельного выхода больного из дома, держать в недоступных местах опасные предметы, при возможности обеспечить постоянное присутствие человека, который будет обеспечивать уход. Следует учитывать, что пациенты с когнитивными нарушениями наиболее комфортно чувствуют себя в знакомой обстановке, в присутствии знакомых людей. Создание оптимальной среды позволит избежать стресса и значительно повысить эффективность лечебного процесса. Церебрамин: отзывы врачей и пациентов Один из препаратов группы цитаминов, активно применяющихся у пациентов, у которых ухудшились память и внимание — Церебрамин. Как уже говорилось выше, его назначают в рамках нейрометаболической терапии как препарат с доказанной эффективностью и положительными отзывами. Препарат содержит нуклеиновые кислоты и полипептиды, которые необходимы для нормальной работы нейронов. Кроме того, он обеспечивает трансцитоз — межклеточный транспорт молекул белков и других веществ. Этот препарат служит источником питания для нервных клеток, что позволяет заставить их работать более активно, а также предотвратить истощение и гибель. Препарат используется при нарушениях памяти и внимания, связанных с травмами, сосудистыми нарушениями, перенесенным менингитом, энцефалитом, коронавирусом, стрессом и другими факторами, а также после операций на головном мозге. Церебрамин используют для терапии пожилых пациентов, что позволяет значительно улучшить когнитивную функцию, а также предотвратить развитие выраженных нарушений, которые сильно снижают качество жизни пациента и его близких. По отзывам врачей и пациентов после курса лечения Церебрамином значительно улучшается память, возвращается способность ориентироваться в окружающем мире, повышается работоспособность. Многие пациенты смогли вернуться к выполнению своих профессиональных обязанностей. По данным электроэнцефалографии электрическая активность головного мозга после приема препарата стабилизируется, что значительно улучшает когнитивные функции. Препарат хорошо переносится, подходит для пожилых пациентов. Перечень противопоказаний минимален, среди них индивидуальная непереносимость, беременность и кормление грудью. Средний курс лечения составляет 2 недели. Повторять курсы рекомендуется каждые 3-6 месяцев.
Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты за счет хронической алкоголизации или нарушения усвоения витаминов синдром мальабсорбции, аутоиммунный гастрит. В таком случае происходит нарушение питания гиппокампа хранилища краткосрочной памяти, откуда потом информация перемещается в долгосрочное хранилище. Такое нарушение обратимо даже при частичной потере памяти, пока живы и функционируют клетки гиппокампа лечение нужно начинать как можно раньше. Нарушения эндокринной системы, такие, как снижение функции щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов, повышение продукции пролактина, инсулинорезистентность. Мы обладаем достаточным набором диагностических средств для выявления причины снижения, расстройства или потери памяти и продуктивного лечения. Диагностика снижения памяти Обследование на предмет снижения памяти начинается с неврологического осмотра, который и дает большую часть нужной информации. Если необходимо уточнить детали, мы можем рекомендовать некоторые исследования из этого списка: Электроэнцефалография ЭЭГ. С помощью ЭЭГ мы регистрируем биотоки мозга. Это позволяет выяснить, как работает каждый участок головного мозга.
У молодых Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Забывчивость возникает из-за перегрузки мозга информацией, явление часто встречается среди студентов. Когда парень или девушка старается выучить много за один раз, мозг отказывается что-либо запоминать и воспроизводить. Частые болезни, черепно-мозговые травмы и стрессы одинаково негативно влияют на память 40-летнего мужчины и 20-летнего парня. У детей Если ухудшилась детская память, причинами тому могут быть ослабление иммунитета, анемия, частые простудные заболевания. Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление. Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать. Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию. Особенно это касается детей в возрасте до 13 лет. Проблемы с памятью возникают у малышей с врожденными проблемами головного мозга. Девочка думает за столом Муж не хочет близости с женой — причины проблемы и советы психолога Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти: Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается; Курение. Головной мозг насыщается кислородом вперемешку с табачным дымом и ядовитыми веществами, которые в нем содержатся. Даже в минимальном количестве сигареты будут ухудшать работу мозга; Недобор тиамина — вещества, необходимого для работы центральной нервной системы, метаболических процессов. Его недостаток провоцирует проблемы с кратковременной и долговременной памятью; Недостаток сна. Когда человек спит, организм создает мозговые потоки и волны, которые отвечают за сохранность информации. Волны передают воспоминания и мысли в кору головного мозга, где собирается и хранится долгосрочная информация. Если человек спит мало, волны не успевают вырабатываться, информация не откладывается. Недостаток сна ведет к провалам в памяти и кратковременной её потере; Привычка делать несколько дел сразу. Некоторые ошибочно думают, что таким образом тренируют свою память и повышают производительность. На самом деле мозг не может нормально работать в нескольких направлениях, в результате снижается внимательность. Некоторые лекарства провоцируют временные провалы в памяти, к ним относятся обезболивающие и снотворные препараты. Частично такими же свойствами обладают антидепрессанты и средства от аллергии.
Провалы в памяти
Нарушение памяти у людей с ПРЛ в контексте взаимодействия с другими. | Исследования показывают, что ложная память может быть вызвана различными факторами, включая контекстуальные подсказки и социальное влияние. |
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать | Мы часто жалуемся на то, что память нас подводит, потому что принимаем некоторые особенности её работы за нарушения. |
Вот как живут люди с болезнью, заставляющей помнить каждый момент своей жизни | Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. |
Виды нарушений (расстройств) памяти | С ней мы поговорим об ошибках памяти; как устроена человеческая память? |
Нарушения памяти и деменции | нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. |
Врач-токсиколог рассказал, как сохранить память до самой старости
С ней мы поговорим об ошибках памяти; как устроена человеческая память? Так что синдромы нарушения памяти представлены в психологии достаточно широко. Эти нарушения памяти характерны для травматических поражений мозга и описаны в клинической литературе как ретроградная и антероградная амнезия, сопровождающая травму.
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать
Психолог Корнельского Университета Chuck Brainerd (2015) проводил исследование памяти детей и подростков, перенесших тяжелые нервные потрясения. — Очень часто нарушение памяти — не первый симптом. Зачастую, слабость нарушение памяти указывает на многочисленные эндокринные заболевания.
Нарушение памяти
Хроническая интоксикация например солями тяжелых металлов Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество. Признаки развития нарушений памяти Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно. То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики. Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты. По количеству выделяют такие симптомы: Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти. Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти: Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени. Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации. Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний: Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события. Удаление событий, компрометирующих человека. Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное.
В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему. Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей: Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени. Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными.
К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии. Моторная экспрессивная афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Типичным является телеграфный стиль речи как и в ранней речи детей состоящей из коротких, в два, три слова фраз, составленных из имен существительных и глаголов , аграмматизмы, замена одних букв, слогов и слов другими литеральные и вербальные парафазии , их пропуски, смешения контаминации — «палалет» — составлено из «палата» и «туалет» , застревания персеверации. Страдает произвольная письменная речь, в то время как при списывании она сохранена лучше. В более тяжелых случаях моторной афазии нарушается письмо под диктовку.
Сенсорная афазия проявляется непониманием устной и письменной речи, поскольку нарушен фонематический слух — различение фонем, сходных по звучанию. Особенно плохо различаются близкие фонемы б-п, д-т и др. Больные многоречивы, их высказывания непонятны из-за аграмматизмов, парафазии. Нарушаются чтение, письмо. Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов, например, названий предметов. Вместо этого пациенты показывают или описывают назначение и свойства предметов, действия, которые совершаются с ними. Многоречивость сочетается с вербальными парафазиями, персеверациями. Письмо при списывании не нарушается.
Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы, которые выражают отношения между понятиями. Например, пациент не видит различия между отцом брата и братом отца. Нарушения развития речи у детей обусловлены генетическими и в меньшей степени средовыми факторами. Нарушения речевого развития выявляется на этапах раннего детства и не связаны с неврологическими, сенсорными, умственными отклонениями, повреждениями артикуляционного аппарата. Речевым расстройствам сопутствуют трудности в овладении чтением, письмом, сложности в общении, эмоциональные и поведенческие проблемы. Эйнштейн почти не говорил до трех лет. Специфическое расстройство развития речи может затрагивать разные ее стороны: во-первых, расстройство артикуляции речи, при котором затруднено использование звуков речи в норме оно достигается к 11 —12 годам : пропуски, искажения, подмены фонем, что приводит к сложностям в понимании речи детей окружающими, хотя невербальный интеллект детей остается в пределах нормы. К данному расстройству относят нарушения артикуляции, лепетную речь, дислалию, отклонения фонологического развития; во-вторых, это расстройство экспрессивной речи.
Понимание речи не нарушено, не обязательны нарушения артикуляции, типично снижение уровня использования выразительной разговорной речи ограничение лексикона, замедление развития фразовой речи, трудности в подборе синонимов, синтаксические ошибки и др. Использование невербальных средств коммуникации не нарушено. Возможны тем не менее затруднения в контактах, эмоциональные и поведенческие проблемы, иногда избирательная потеря слуха. Наконец, это могут быть расстройства рецептивной речи: неспособность реагировать на знакомые названия, следовать простым инструкциям, понимать грамматические конструкции. Нарушение узнавания предметов. При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, из-за выпадения адекватных программ исследовательских действий ощупывающих движений глаз. Зрение и цветовосприятие не страдают. Нарушение узнавания может касаться символов букв, цифр , рисунков, геометрических фигур.
О симультанной агнозии упоминалось нами ранее. Агнозия в отношении собственного тела определяется как соматоагнозия. Соматоагнозия выражается в неузнавании частей своего тела. Пациент не знает, например, где у него нога, рука, где левая и правая, верхняя или нижняя половина тела аутотопагнозия. Соматоагнозия у неврологических пациентов проявляется отрицанием факта паралича. Так, при синдроме анозогнозии Антона-Бабинского больной не осознает левостороннего паралича и обнаруживает «слепоту на свою слепоту» очаг поражения в правой гемисфере. Мнимое ощущение дополнительных частей тела лишняя рука, голова и т. Бехтерева и П.
Останкова — описана при поражении коры субдоминантного полушария. Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Выпадение моторных навыков действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне. При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания. При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру составить фигуру, орнамент и др. Нарушения развития школьных навыков чаще встречается у мальчиков. Предполагают, что они связаны с биологической дисфункцией и присутствуют с первых лет обучения.
Различают нарушения развития навыков чтения, письма, счета, смешанное расстройство школьных навыков, двигательных функций. При дислексии нарушены навыки чтения и понимание прочитанного На ранних этапах это трудности в пересказывании алфавита, в распределении по категориям звуков. Позднее становятся очевидными пропуски, искажения и замены слов их частей , медленный темп речи, запинки и потери места в тексте, литеральные и вербальные парафазии, чтение в обратном порядке. Нарушаются также способности вспомнить факты и делать выводы из прочитанного, а чтобы это делать, дети используют скорее общие знания, чем то, что они узнали из конкретного рассказа. Позднее трудности спеллингования составление слов из букв становятся более глубокими, чем недостаточность чтения. Нарушениям развития чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. При расстройстве спеллингования нарушена способность произносить слова по буквам и правильно писать слова. Предшествующее расстройство навыков чтения отсутствует.
При нарушении развития навыков счета дефект касается вычислительных операций прибавления, вычитания, умножения и деления иногда лишь отдельных операций. Нарушен счет пальцев синдром Гертсмана. Более абстрактные математические операции в геометрии и т. Нарушения развития двигательных функций проявляется угловатостью, медленным обучением ходьбе, бегу, — прыжкам, подъему и спуску по лестнице, трудностями в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, бросании предметов, плохом подчерке и мн. Часто выявляются симптомы стриарной недостаточности. Явления афазии, агнозии, апраксии и другие нарушения корковых функций алексия, акалькулия и др. В психиатрической практике они встречаются при атрофических процессах болезнь Пика, Альцгеймера, сенильная деменция, травматические поражения. Мотивированная амнезия.
Выпадение памяти на отдельные психотравмирующие события. Так, после неприятной сцены с Бабинским пациентка забыла его имя, внешность и все, что так или иначе было с ним связано. Пробелы возникают по механизмам вытеснения. В состоянии гипнотического сна, по преодолении сопротивления утраченные воспоминания могут быть восстановлены. Наблюдается у лиц с истерическими чертами характера, при неврозах. Вытеснение психотравмирующих воспоминаний — явление чрезвычайно распространенное и среди здоровых индивидуумов; рассматривается как один из механизмов психологической защиты. Аффектогенная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, происшедших во время бурной эмоциональной реакции — аффекта.
Выявляется по выходе из состояния патологического аффекта, обусловлена сужением сознания. Фактически является вариантом конградной амнезии. Считать ее кататимической, то есть связывать с действием механизмом вытеснения, очевидно, не следует. Постгипнотическая амнезия. Наблюдается после пробуждения из глубокого гипнотического сна, в сущности возникает вследствие нарушения сознания. Амнезия может быть внушена в состоянии неглубокого гипнотического транса. Периодическая амнезия. Сопровождает описанные Рибо состояния двойного или альтернирующего сознания, при которых в одном болезненном состоянии сознания отсутствуют воспоминания о пережитом в другом.
По выходе в нормальное состояние больной не помнит происшедшего как в первом, так и во втором патологическом состоянии, или только смутно вспоминает отдельные впечатления. Наблюдается при истерии. Переходу из одного состояния в другое может предшествовать глубокий сон. Скотомизация памяти. Близка к мотивированной амнезии. Отличается от последней тем, что возникает у лиц, не обнаруживающих истерических черт характера. Амнезии наблюдаются при нарушении сознания кома, сопор, оглушенность, делириозное, сумеречное, аментивное помрачение сознания, психогенно обусловленные расстройства сознания, состояния патологического аффекта и патологического опьянения , при интоксикациях, уремии, алкогольной энцефалопатии, атрофических процессах болезни Пика, Альцгеймера, сенильная деменция , сосудистых заболеваниях головного мозга, после черепно-мозговой травмы, электросудорожных припадков, в клинической картине эпилептических расстройств. Детская амнезия.
Проявляется забыванием событий первых трех, четырех лет жизни. Причины неизвестны. Ослабление памяти. Чаще всего проявляется в виде дисмнезии — неравномерного поражения различных функций памяти, в первую очередь ретенции и репродукции. Одним из ранних признаков дисмнезии является нарушение избирательной репродукции в виде невозможности вспомнить какой-либо факт, необходимый в данный момент, хотя позже этот факт всплывает в памяти сам по себе. Признаком сравнительно легкого ослабления памяти является также забывание того, что о каком-либо факте больной уже сообщал ранее данному лицу. Наступающее ослабление памяти более заметно в отношении механической памяти, чем словесно-логической. Нарушается, прежде всего, запоминание и воспроизведение справочного материала — дат, имен, цифр, названий, терминов, лиц и т.
Быстрее забываются также свежие и менее закрепленные впечатления. Ухудшается ориентировка во времени, страдает хронологическая память, нарушается чувство времени. Гипомнезия может проявляться анэкфорией — нарушением памяти, при котором теряется способность вспомнить о хорошо известном факте без напоминания. Приведем соответствующее наблюдение. Больная, перенесшая менингоэнцефалит, жаловалась, что не помнит многих фактов и событий последних лет: забылись имена, внешность сослуживцев, адрес нового места работы, номера служебных телефонов, имя родившейся дочери и многое другое. Осознает, что прекрасно знала все это до болезни. Казалось, нужное воспоминание вот-вот появится, «вертится на языке», чувствовала, что оно не исчезло навсегда и упорно не прекращала попыток припомнить забытое. Мысль о дефекте памяти стала навязчивой, остро переживалась, появились опасения «сойти с ума».
Воспоминания возвращались постепенно, но лишь после напоминания о соответствующем факте. В последующем они сохранялись, возникая с прежней быстротой и легкостью. Нарушения памяти распространились только на события прошлого, происходившие до болезни, память на настоящее не пострадала. Сходное с анэкфорией нарушение памяти описывалось под названием «отрицательные галлюцинации памяти» Блейлер, 1920. При более тяжелой гипомнезии из памяти выпадает множество подробностей и значительных событий, касающихся личной и общественной жизни. Вместе с тем никогда не наблюдается столь значительного опустошения памяти, как это бывает при прогрессирующей амнезии. Критическое отношение к ослаблению памяти у больных с гипомнезией обычно сохраняется,— это отражается в соответствующих жалобах, в попытках компенсировать возникшую несостоятельность ведение записей, вязание узелков, использование мнемотехники, стремление класть предметы на одно и то же или видное место, привычка перепроверять себя и др. Типичны острые эмоциональные реакции на снижение памяти, депрессии.
Ухудшение памяти, обусловленное различными органическими заболеваниями головного мозга, следует отличать от внешне сходных, но обратимых расстройств, возникающих на фоне различных психопатологических нарушений астении, депрессии и др. Патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые носят яркий чувственно-образный характер, всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и мельчайшие его подробности.
У лиц, страдающих алкоголизмом, развивается тяжелая форма когнитивной дисфункции — синдром Корсакова. При этом заболевании возможность запоминать текущие события практически отсутствует, а долговременная память сохраняется лишь частично. Ухудшением функции мозга страдают и курильщики с большим стажем. Это касается не только активных, но и пассивных курильщиков. Любой удар в область головы может стать причиной когнитивных нарушений. Даже если повреждение кажется незначительным и не сопровождалось потерей сознания человека, последствия могут быть крайне серьезными.
После сотрясения мозга часто возникает такой феномен, как ретроградная амнезия. В этом случае человек помнит свое прошлое, но обстоятельства, при которых была получена травма, забываются. Проблемы с памятью после ковида На сегодняшний день известно, что тяжелые формы ковид могут привести к серьезным когнитивным расстройствам. Ухудшение когнитивной функции актуально как для молодых, так и для пожилых людей. Почему после коронавируса память ухудшилась? Всем известно, что вирус поражает легкие и вызывает порой очень тяжелую дыхательную недостаточность. При недостатке кислорода в организме гипоксии в первую очередь страдает самый чувствительный к этому фактору орган — головной мозг. Но когнитивная функция может пострадать даже у тех, кто перенес заболевание легко или бессимптомно.
Это связано со стрессом, который испытывает организм во время борьбы с инфекцией. Кроме того, ученые выяснили, что вирус обладает токсическим действием на нервные клетки, приводит к затруднению их работы, а в Германии установили, что коронавирус у больных людей может из носоглотки напрямую проникать в головной мозг и поражать его клетки. Еще один механизм, который приводит к нарушениям функции мозга при ковид — это так называемый «цитокиновый шторм» при коронавирусе, являющийся иммунной реакцией организма в ответ на проникновение возбудителя. Во время этой реакции может возникать агрессия антител к собственным клеткам организма. Вследствие этого еще недостаточно изученного феномена страдают нервные клетки нейроны. Жалобы на проблемы с памятью у человека, перенесшего ковид, обычно возникают в течение полугода после перенесенного заболевания. При своевременно начатой терапии осложнений коронавируса удается восстановить функцию головного мозга. Что делать, если ухудшается память В первую очередь, когнитивную дисфункцию у человека нужно своевременно заметить и сразу что-то делать с этой проблемой.
Все мы иногда замечаем за собой забывчивость, в какие-то дни ощущаем снижение работоспособности, но это не значит, что в каждом случае нужна медицинская помощь. Что делать, чтобы не пропустить серьезные отклонения? Когда проблема с памятью возникает остро, необходимость в обращении к врачу не вызывает сомнений. Человек, который еще совсем недавно был здоров, ярко демонстрирует признаки полной или частичной потери памяти. Не всегда он замечает это сам, обратить внимание на изменения должны его близкие. При постепенном развитии заболевания его признаки видят тогда, когда она мешает выполнять профессиональную деятельность, вызывает дезориентацию даже в привычной среде. Если проследить процесс во времени, можно отметить прогрессирование нарушений. Рассмотрим основные симптомы, которые могут отмечаться при когнитивной дисфункции: Амнезия — это отсутствие воспоминаний, связанных с определенным временным промежутком.
Он может быть коротким, например, момент до или после получения травмы, и довольно продолжительным, вплоть до того, что человек забывает свое имя, домашний адрес, близких и другую важную информацию. Гипомнезия — это частичное снижение памяти. События, которые хранятся в голове, забываются не полностью. Фиксационная амнезия — это затруднения при запоминании новой информации. Этот вид нарушений не только делает невозможным процесс обучения, но и затрудняет коммуникацию, поскольку человек может забыть то, что ему сказали минуту назад.
Со временем человеку всё сложнее ориентироваться в пространстве и планировать свой день, что ограничивает его социальную активность вне дома. При выраженных нарушениях памяти снижается качество жизни, утрачиваются профессиональные навыки и способность к обучению. Постепенно пациент утрачивает речь и практические навыки, он не может самостоятельно обслуживать себя. Длительное течение, отсутствие грамотной терапии и необходимой реабилитации приводит к выраженному снижению интеллекта [2] [12]. Диагностика нарушения памяти Диагностикой заболеваний с нарушениями памяти занимается врач-психиатр и врач-невролог. В первую очередь специалист тщательно собирает анамнез историю жизни пациента с помощью родственников или проживающих рядом людей. Врача интересует: когда начались проблемы с памятью; принимал ли пациент лекарства и пищевые добавки; не начал ли недавно применять новый препарат; какие действия кажутся пациенту трудными; что пациент предпринимал для улучшения памяти; принимает ли алкоголь и в каких количествах; попадал ли в аварию, падал или повреждал голову; болел ли чем-то недавно; чувствует ли пациент грусть, депрессию или тревогу; переживал ли он недавно крупную потерю, серьёзные изменения или стрессовое событие в жизни [15]. Лечение нарушения памяти Тактику лечения подбирают индивидуально в зависимости от причины — основной болезни [1]. Первичное заболевание, которые привело к нарушению памяти, влияет на выбор медицинского препарата. Например, в комплексном лечении нарушений мозгового кровообращения используют ноотропные препараты, в том числе Фезам. Но не все ноотропы обладают доказанной эффективностью, поэтому правильно подобрать препарат может только врач [16]. Методы психокоррекции облегчают запоминание и постепенно увеличивают объём памяти: Метод Цицерона — пациент мысленно расставляет необходимые для запоминания объекты в знакомом пространстве в квартире, по пути на работу и т. Важно «помещать» объекты в ярко освещённые места. Если объекты слишком маленькие, их можно увеличить и наоборот. В качестве объектов выступает что угодно: мысли, идеи, даты. Главное, чтобы связка была яркой, необычной и динамичной. Затем человек детально воспроизводит в воображении эту комнату или улицу и вспоминает то, что зафиксировано в памяти. Метод Цицерона Метод Айвазовского — пациент несколько секунд смотрит на предмет или пейзаж, а затем закрывает глаза и перебирает в голове детали увиденного: форму предметов, цвет и расположение. Этот метод направлен на развитие фотографической памяти. Существует много других техник для запоминания в зависимости от того, какой компонент памяти поражён более сильно. Важно, чтобы пациент постоянно гулял на свежем воздухе, активно общался с людьми, высыпался, придерживался сбалансированной диеты с низким содержанием жиров, ел много фруктов и овощей. Врачи также рекомендуют ежедневно проводить тренировки памяти и интеллекта [6] [7] [8]. Профилактика Чтобы достичь максимального результата при лечении, необходимо вовремя обратиться к врачу-психиатру или неврологу, провести диагностику и подобрать комплексную терапию, которая также будет направлена на устранение основного заболевания [8] [13]. Профилактика нарушения памяти Чтобы снизить риск развития деменции, следует вести правильный образ жизни, причём это касается не только физического состояния. Например, люди, которые в детстве хорошо учились, реже страдают от нарушения памяти. Во взрослом возрасте на память негативно влияет снижение слуха, гипертоническая болезнь , сахарный диабет и другие хронические болезни. Поэтому для предупреждения проблем с памятью важно лечить и контролировать эти заболевания. В качестве профилактики врачи также рекомендуют постоянно повторять усвоенные навыки. В пожилом возрасте многое зависит от гиподинамии, курения, алкоголизма и социальной изоляции. В этот период очень важна физическая активность, она поддерживает работу гиппокампа и влияет на его увеличение. Прогулки, занятия физкультурой и водные процедуры прекрасно влияют на работу мозга, поэтому физической активности необходимо уделять не менее 30 минут в день. Пожилые люди также должны ежедневно решать математические и логические задачи. Также благотворно влияет на интеллект чтение, настольные игры и социальная активность встречи с друзьями и родственниками, посещение различных мероприятий и путешествия [19]. Наиболее частые причины снижения памяти — это болезни сосудов головного мозга и болезнь Альцгеймера, поэтому профилактикой также является исключение алкоголя и других веществ, ухудшающих кровоснабжение. Доказано, что болезнь Альцгеймера связана с курением: более двух пачек выкуренных сигарет в день кратно увеличивают шансы деменции [17].
И это не проблемы с памятью. Профессор-невролог назвал первый симптом болезни Альцгеймера
Клинический психолог, сомнолог Алексей Мелехин рассказал, что проблемы с памятью могут быть вызваны переутомлением, а могут возникать из-за серьезных психических расстройств и опасных заболеваний. Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. Начальные проявления нарушения памяти всегда связываются с поведенческими расстройствами. Исследования показывают, что ложная память может быть вызвана различными факторами, включая контекстуальные подсказки и социальное влияние. В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти. энергетического.
Лекция 7 Нарушения памяти
Человек испытывает не только проблемы с памятью, но и трудности с коммуникацией, так как из-за хронического отравления мозг работает хуже», — предупредил Толоконин. Вторая причина забывчивости связана не с заболеваниями мозга, а с эмоциональными нарушениями. Психотерапевт отметил, что некоторые люди сами себя неосознанно программируют на плохую память и отсутствие концентрации. Они забывают, куда и что положили, плохо усваивают новую информацию. При этом вместо того чтобы поднапрячь мозг и вспомнить, они говорят себе: «Ой, вообще память потерял! Забыл и не вспомню».
К проблемам с памятью также относится снижение внимания. Признаки: Невнимательность. Человек не может вникнуть в суть разговора, воспринимает информацию раздробленно. Прочитав несколько предложений в книге, не помнит, о чем шла речь; Замедленное восприятие.
Тяжело переключаться с одной темы на другую, работать с техникой и компьютерными программами. Резкая смена темы разговора приводит в ступор; Плохая концентрация. Человек постоянно отвлекается во время важной работы, не может довести дело до конца. Мужчина за компьютером Причины проблемы внимания и памяти Нельзя дать точный ответ на вопрос «почему портится память? Человек может терять память в результате травмы головы, неврозов, частых стрессовых ситуаций. Если одни проблемы с памятью решаются, когда уходят стрессы и нервное напряжение, другие могут стать симптомом начала болезни. У взрослых В осознанном возрасте провалы в памяти возникают в результате проблем со здоровьем или из-за возрастных изменений. Основные причины резкого ухудшения памяти: Стрессовые ситуации, частые переживания и перегрузы на работе; Последствия черепно-мозговых травм, сотрясений; Дисбаланс вегетативной нервной системы. Нарушения работы дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем; Гормональные сбои; Опухоли мозга, в том числе доброкачественные; Перенесенные инсульты и инфаркты; Нарушение кровообращения головного мозга.
Зачастую возникает в результате атеросклеротического заболевания сосудов, когда мозг не получает необходимое количество кислорода; Психические расстройства депрессия, шизофрения ; Развитие болезни Альцгеймера; Сахарный диабет. Обратите внимание! Память может частично пропадать в результате физической и психологической усталости организма. Проблема носит временный характер и проходит после отдыха. У молодых Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Забывчивость возникает из-за перегрузки мозга информацией, явление часто встречается среди студентов. Когда парень или девушка старается выучить много за один раз, мозг отказывается что-либо запоминать и воспроизводить. Частые болезни, черепно-мозговые травмы и стрессы одинаково негативно влияют на память 40-летнего мужчины и 20-летнего парня. У детей Если ухудшилась детская память, причинами тому могут быть ослабление иммунитета, анемия, частые простудные заболевания.
Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление. Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать. Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию.
Соответственно, дисфункциональное поведение или попытки суицида накапливаются в ходе проблемных взаимодействий. Улучшения в социальном функционировании бывают сравнительно незначительные у пациентов с ПРЛ и даже такие пациенты в ремиссии характеризуются низким социальным функционированием.
Недавние исследования социального взаимодействия при ПРЛ показывают, что нарушения в межличностных отношениях могут быть связаны со снижением доверия, дефицитом сотрудничества и изменениями в социальном познании. Важно отметить, что искажения в социальном познании были зарегистрированы при многих психических расстройствах, помимо ПРЛ, включая депрессию, расстройства пищевого поведения и тревожное расстройство. В дополнение к изменениям в социальном познании, избирательная память на негативную социальную информацию может быть важным фактором, разжигающим межличностные проблемы при ПРЛ.
Тем не менее, некоторые виды расстройства памяти изначально основываются на более серьезных причинах — психических нарушениях или тяжелых поражениях головного мозга. В медицине выделяются следующие существенные причины, которые вызывают ощутимые нарушения памяти.
Переживания, стрессовое состояние, навязчивое чувство тревоги — делают человека рассеянным, потому что его мозг концентрируется на той проблеме, которая является причиной его беспокойства. Серьезный недостаток сна и хроническая усталость — мешают сосредоточиться, закономерный итог — плохая память. Нарушения в системе кровообращения головного мозга человека — острого или хронического характера, среди них инсульт, атеросклероз или спазм сосудов мозга, а также иные возрастные проблемы. Замедление процессов мышления — чаще всего из-за токсического влияния на организм алкоголя, курения и сопутствующего им гиповитаминоза. Аналогичное действие оказывают некоторые успокоительные лекарственные средства или антидепрессанты, также ослабляющие кратковременную и визуальную виды памяти.
Различные черепно-мозговые травмы, опухоли и новообразования головного мозга. Генетически обусловленные проблемы с памятью. Болезнь Альцгеймера. Нарушение памяти вследствии неправильного питания, ведь безупречная работа головного мозга и важнейших биохимических процессов напрямую зависят от качественного рациона и наличия в нем витаминов. Стойкое ощущение проблем с памятью иногда связано с отсутствием свежего воздуха, поскольку организм, в достаточной степени насыщенный кислородом, способствует качественной и активной работе головного мозга.
Типы нарушения памяти Гипомнезия — временное или постоянное частичное снижение процессов памяти. Амнезия — полнейшее отсутствие каких-либо воспоминаний о событиях, которые уже произошли в конкретный период времени.