Новости кто прорвал блокаду ленинграда

В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Вопреки распространенному мнению, первая попытка прорвать блокаду состоялась уже на третий ее день. Операция по прорыву блокады Ленинграда под названием «Искра» началась 12 января 1943 года.

Ротенберг после победы над "Северсталью": произошёл прорыв блокады Ленинграда

Советские войска должны были освободить Ленинград от кольца блокады, выдавить оккупантов из Ленинградской области и создать условия для успешного наступления в Прибалтике. 18 января 2024 года исполнится 81 год со Дня прорыва блокады Ленинграда. В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника.

Решение одного человека

  • 18 января - День прорыва блокады Ленинграда!
  • В смертельном кольце
  • Блокада Ленинграда
  • 18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
  • Как советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда в 1943 году
  • Читайте также:

Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда

Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву.

Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным.

Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было.

Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса.

Бывший белый: как Леонид Говоров заслужил у Сталина принятие в коммунистическую партию Тихвинская наступательная операция в ноябре-декабре 1941 года стала первой победой под Ленинградом. Успех этой операции позволил наладить работу Дороги жизни и хоть немного улучшить снабжение города. Неудачными были Любанская и Синявинская операции 1942 года, но результатом Синявинской стал срыв вражеского плана штурма Ленинграда в августе.

Сразу после ее завершения началась разработка зимнего наступления под Ленинградом. С июня 1942-го до конца войны он был командующим Ленинградским фронтом. После полного завершения битвы под Ленинградом летом 1944 года Говоров стал маршалом. Современные историки сходятся во мнении, что по сравнению с генералами начального периода Великой Отечественной войны он был командующим нового типа — способным решать задачи при ограниченных ресурсах, продвигать достойных и наладить обратную связь с подразделениями на местах. Говоров превратил Ленинград в город-крепость, создал новые укрепрайоны на подступах и фронтовой резерв, сделал более эффективной контрбатарейную борьбу ярким ее примером стала операция "Шквал" в августе 1942 года, благодаря которой в осажденном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича. И нужна стратегия боя для того, чтобы эти ресурсы использовать, — отмечает историк Ломагин. Это налаживание обратной связи с офицерами, контроль за их деятельностью. Мало отдать приказ — надо проследить, как он выполняется". По его словам, Говоров "летал на Ораниенбаумский плацдарм на У-2, ночью, рискуя быть сбитым, чтобы поговорить там с офицерами, с солдатами, узнать, как обстоят дела". Внук маршала вспоминает рассказы о том, каким образом готовились к первой победной операции под Ленинградом советские войска под руководством Леонида Говорова.

Немецкие укрепления в районе, где предстояло наступать, называли Невским Измаилом, вспоминая о легендарной победе войск Суворова. Слово "Измаил", как сообщает Алексей Говоров, впервые применил генерал Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта, разглядывая в бинокль вражеские укрепления, а конкретно — Восьмую Дубровскую ГЭС, которая была захвачена немцами и превращена в натуральную крепость. С его подачи это как-то разлетелось по войскам, и слово "Измаил" стало применяться по отношению к вражескому берегу в общем. Солдатам надо было за семь минут преодолеть Неву, забраться на противоположный берег высотой от 6 до 12 м, который немцы к тому же облили водой, чтобы он заледенел. Затем подняться, отработать с приставными лестницами, с "кошками" подъем на такую высоту, преодолеть проволочные заграждения, минные поля, три линии обороны противника — все это скрупулезно, с секундомером в руках проверял сам Говоров. Музыка против нацизма. Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича "Очень интересные технические решения были, — отмечает внук маршала.

Говоров и Волховского генерал армии К.

Мерецков фронтов в районе Шлиссельбурга прорвана блокада Ленинграда. Летчики ПВО совершили 917 боевых вылетов, провели 89 воздушных боев, в результате которых уничтожили 54 вражеских самолета. Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога.

С особой тщательностью готовили войска к преодолению насыщенной обороны, ведь гитлеровцы каждую высоту превратили в крепость. Войска Ленинградского и Волховского фронтов должны были пробиваться навстречу друг другу, отвоевывая полоску земли, связывавшую Ленинград со страной.

Важную роль в разработке операции сыграли командующие фронтами Леонид Говоров и Кирилл Мерецков. Координировали действия войск представители Ставки маршал Климент Ворошилов и генерал армии Георгий Жуков. Наибольшим доверием Верховного главнокомандующего пользовался в то время именно Жуков, сразу доложивший в Москву о многих недочетах в подготовке и обеспечении операции. Немцы соорудили там несколько линий обороны. Наступление готовили в строжайшей секретности.

Сначала его наметили на 1 января 1943 года, но в планы полководцев вмешалась оттепель. Дороги размыло, морозец ударил только через неделю. Вскоре и началась операция «Искра». В ночь на 12-е по немецким позициям ударила артиллерия и начала работать авиация РККА. Русская артиллерия била великолепно: я никогда не слышал, чтобы немецкая артиллерия стреляла так здорово», — вспоминал один из немецких пленных.

Удивили врага и бомбардировщики: геббельсовская пропаганда утверждала, что советская авиация совершенно обескровлена. Обращение военного совета Ленинградского фронта к бойцам и командирам вышло на редкость эмоциональным: «Дерзайте в бою, равняйтесь только по передним, проявляйте инициативу, хитрость, сноровку! Слава храбрым и отважным воинам, не знающим страха в борьбе! Смело идите в бой, товарищи! Помните: вам вверены жизнь и свобода Ленинграда!

Пусть победа над врагом овеет неувядаемой славой ваши боевые знамена! В бой, в беспощадный бой с врагом, мужественные воины! Неделю шли упорные кровопролитные бои. В сражениях отличилась 136-я дивизия генерал-майора Николая Симоняка. Забирались на крутые ледяные откосы с помощью кошек и багров, закрепляли там лестницы.

В тяжелых боях под Ленинградом бойцы 2-й ударной армии захватили новейший немецкий танк «Тигр», который незамедлительно отправили в Москву для изучения. А сколько подвигов совершили в те дни защитники Ленинграда! Вспомним лишь несколько эпизодов из многих. Герои прорыва Штурмовая группа, в которую входил красноармеец-стрелок Дмитрий Молодцов, 13 января должна была обойти тяжелую артиллерийскую батарею немцев с фланга и захватить ее. Бойцы ползли по глубокому снегу.

Оборона Ленинграда

Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. А спустя два года в его левобережном пандусе открылся Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Этот план был сорван благодаря еще одной попытке прорыва блокады, известной как Синявинская операция. Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве.

80 лет назад погибла героическая группа на "Невском пятачке" Ленинграда

Как рассказывал впоследствии Жуков поэту Константину Симонову, Сталин оценивал сложившееся под Ленинградом положение как катастрофическое и даже употребил слово «безнадежное», считая, что через несколько дней город придется считать потерянным Больше всего верховного главнокомандующего беспокоило объединение немцев с финнами, что неминуемо произошло бы после захвата Ленинграда, и формирование крайне опасной группировки к северу от Москвы. Назначение Жукова на пост командующего Ленинградским фронтом прошло буднично: Сталин передал ему записку для Ворошилова, которому предписывалось сдать фронт и возвращаться тем же самолетом. Жизнь в блокаде Немецкое наступление развивалось успешно, к 18 сентября нацисты захватили Пушкин и Слуцк Павловск , вышли к Финскому заливу в районе Петергофа. При своем максимальном продвижении агрессор остановился в пригородах Ленинграда: линия фронта проходила в 4 километрах от Кировского завода и в 16 километрах от Зимнего дворца. По ее свидетельству, нацисты прибыли в Сиверский на мотоциклах. Мешающую и лаявшую на них собаку застрелили. Пса было очень жалко, потом немцы забрали у нас всех кур и запас яиц. Часть картошки нам все же оставили, и это помогло выжить». Движение снайперов До конца сентября в блокадном Ленинграде и области провели 11 партийных мобилизаций. Гитлер был так уверен в скором триумфе, что 7 октября 1941 года отдал приказ не принимать капитуляцию Ленинграда. Тем не менее героическое сопротивление города продолжалось.

Командующему группой армий «Север» Вильгельму фон Леебу не удалось взять город штурмом, от штурмов вообще пришлось отказаться. В условиях блокады оно имело огромное значение, так как заметно активизировало оборону. Успехи самых метких стрелков потом были отмечены руководством СССР: 6 февраля 1942-го Президиум Верховного Совета присвоил десяти снайперам звание Героя Советского Союза, еще 130 человек были награждены орденами и медалями. В критический момент корабли Ладожской военной флотилии смогли перебросить с северо-западного побережья Ладожского озера в южные районы Карельского перешейка три стрелковые дивизии, отрезанные от основных сил фронта. Значительный вклад в оборону Ленинграда внесли и пограничные войска. Провалившаяся попытка прорыва блокады В первой половине октября на подмогу Леебу прибыли испанская «Голубая дивизия», две пехотные дивизии из Франции , авиаполевая дивизия из Греции и бригада СС из Германии. Таким образом, к середине месяца в группе армий «Север» значилось 33 дивизии, в том числе две танковые и три моторизованные, и две бригады. Войска Ленинградского фронта продолжали укреплять оборону на южных рубежах, на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаума.

В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией. В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота.

Были выдвинуты вперед позиции тяжёлой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причём во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Были выделены специальные самолёты-корректировщики и аэростаты наблюдения. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз 1943 год. Операция "Искра". Духанов, с 24 января по конец февраля — генерал-майор А. Черепанов, затем снова М. Свиридов 13-я воздушная армия — командующий: генерал-полковник авиации С. Рыбальченко Волховский фронт — командующий: генерал армии К. Мерецков , заместитель ком.

В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин. Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку. Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем. Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы. Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы. Награды за освобождение Ленинграда В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Ею награждены полтора миллиона человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении Ленинградский, Волховский и Карельский фронты звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек из них восемь человек — дважды. Факты о блокадном Ленинграде Вот еще несколько фактов о блокаде города-героя. В блокадном Ленинграде были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. Почти полностью отсутствовали водопровод, канализация и отопление, но это не привело к крупным эпидемиям. В декабре 1941-го в Ленинграде умерли 53 тысячи человек, в январе, феврале и марте 1942-го — больше 100 тысяч, в мае — 50 тысяч, в июле — 25 тысяч, в сентябре — 7 тысяч. В мирное время смертность в городе составляла около 3 тысяч человек в месяц. Тяжелейшие бои в 1941—1942 годах происходили на "Невском пятачке" — узкой полосе земли на левом берегу Невы шириной по фронту 2—4 км и глубиной всего 500—800 метров. Этот плацдарм, который советское командование намеревалось использовать для прорыва блокады, части Красной армии удерживали около 400 дней. Он был в одно время чуть ли не единственной надеждой на спасение города и стал одним из символов героизма советских воинов, отстоявших Ленинград. Бои за "Невский пятачок" унесли, по некоторым данным, жизни 50 000 советских воинов. Мероприятия в день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Петербурге по традиции проводятся памятные мероприятия.

Говорят, в хорошую погоду кое-где до сих пор можно видеть сквозь толщу ладожской воды лежащие на дне полуторки. Они сотнями уходили под лёд — сколь ни были суровы морозы 1941-го, даже они не могли проморозить Ладогу настолько, чтобы по ней беспрепятственно прошли тысячи тонн грузов, необходимых городу. Периодически трасса менялась: льду давали схватиться по новой, щели заливали водой. Вообще на Дороге жизни работали десятки тысяч людей, в том числе тех, кто буквально жил на льду. Тем не менее вовсе исключить трагедии не удавалось. Но самые страшные из них связаны со временем рождения Дороги жизни — летней и осенней навигацией 1941 года. На борту баржи кроме 408 курсантов Дзержинки находилось ещё около 800 человек — из Военно-морской медицинской академии и Главного гидрографического управления, Военно-инженерного, Гидрографического и нескольких ремесленных училищ. Некоторые ехали с семьями — жёнами, детьми и стариками. Ничто не предвещало беды. Но около трёх часов ночи разразился шторм, доходящий до девяти баллов. Деревянная посудина не выдержала напора стихии, её корпус треснул, в трюм, где находились люди, хлынула вода. Несколько часов, наполненных ужасом гибнущих людей, открытыми навстречу смерти глазами тонущих женщин, мужчин, детей. Каждый час ознаменовывался новой трагедией. Множество женщин и детей, чтобы защитить их от волн, собрали в шкиперскую рубку баржи, по сути — в сруб, установленный на палубе. Но в какой-то момент всю рубку целиком просто смыло за борт, она камнем ушла в воду. Отдавший буксирный трос "Орёл" постоянно слал сигналы SOS, но первыми на них среагировала немецкая авиация. К неистовству волн добавились бомбы, сброшенные с немецких штурмовиков. Всего капитану "Орла" удалось спасти 162 человека. Позже пришла на помощь канонерская лодка "Селемджа", которая подняла из воды и спасла ещё 26 человек. Остальные погибли в неверных волнах бушующей Ладоги. Никакой современный мегаполис не может выживать без электричества, топлива и связи с внешним миром. Со связью сложности у Ленинграда создались, когда 30 августа немецко-фашистские войска захватили станцию Мга и проводная связь по самой современной в СССР постоянной воздушной линии, построенной от Ленинграда через Волхов и Лодейное поле перед самой войной, оказалась прерванной. По воспоминаниям наркома связи СССР, начальника Главного управления связи Красной армии Ивана Терентьевича Пересыпкина, к началу сентября единственным направлением проводной связи от Ленинграда к левому берегу Невы, а следовательно, к Москве, оставался подводный кабель, проложенный в районе Шлиссельбурга. Но 8 сентября прервалась и эта линия. Попытки отбить Шлиссельбург у противника не увенчались успехом, и в дальнейшем связь блокированного нацистами города с "большой землёй" осуществлялась исключительно по кабелям, проложенным по дну Ладожского озера. Однако полевые кабели не всегда пропускали силу тока, достаточную для связи по аппарату Бодо — на тот момент основному средству связи Ставки ВГК с фронтами. Проблема вскрылась при назначении Георгия Константиновича Жукова в качестве представителя ставки на Резервный фронт. К этому времени ситуация под Ленинградом стабилизировалась, и воля и решимость "главного пожарного" Сталина потребовались под Москвой. Директива об отзыве Жукова с Ленинградского фронта была подписана 6 октября, но передать её по аппарату Бодо удалось только 7-го: проблема была в тех самых полевых кабелях, проложенных по дну Ладоги. Получив серьёзный нагоняй от Сталина за проволочку, нарком связи приказал решить проблему кардинально — прокладкой специального подводного кабеля. Однако его ещё предстояло найти, поскольку на балансе наркомата он не значился, хотя до войны в Ленинграде такой кабель производился и не мог быть весь израсходован. В результате нужное количество действительно было найдено в Ленинградском торговом порту. После этого началась подготовка к прокладке кабеля, которая велась непрерывно днём и ночью. Специалисты завода "Севкабель" спаяли и смонтировали кабель в четыре конца, длиною по 10—11 км. Затем кабель доставили к берегу Ладожского озера, окончательно смонтировали и погрузили на баржу. Общая длина его составляла свыше 40 километров. При этом авиация противника неоднократно бомбила район погрузки кабеля. Работа по прокладке проходила в крайне тяжёлых условиях: при шторме, доходившем временами до 8—9 баллов, и непрекращающихся налётах авиации противника. Однако несмотря на все трудности связисты, моряки и водолазы успешно выполнили эту важную задачу за восемь часов напряжённейшей работы. Ещё более героической и сложной была прокладка по дну озера трубопровода для нефтепродуктов — первого, кстати, в мире подводного трубопровода. Строительство, которое началось 5 мая и было закончено уже 16 июня — то есть на семь дней раньше отведённого правительством срока, — велось в непосредственной близости от линии фронта 2—2,5 км , под непрерывным огнём противника. Стальной трубопровод длиной 29 километров в том числе — 21 километр под водой проходил на глубине до 13 м. Для его сооружения были привлечены водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения ЭПРОН , которые стыковали секции труб прямо на дне.

Решение одного человека

  • Прорыв блокады Ленинграда
  • 18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)
  • Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) : Министерство обороны Российской Федерации
  • Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда - Новости
  • Дорога сквозь смерть. Как спасали блокадный Ленинград

Юлия Кантор: Правды о блокаде советские власти боялись всегда

Как советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда в 1943 году | РЕН ТВ | Дзен Назад к списку новостей.
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника.
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом.

Петербург — город решений. День прорыва блокады Ленинграда. 18 января 2024

У фашистов были отвоёваны Синявинские высоты, а в феврале и Пулковские, но полного освобождения от блокады не произошло. Кровопролитные бои за эти опорные пункты шли в течение семи суток. Романенко все эти дни находился на поле боя и твёрдо управлял подразделениями. Враг потерял только убитыми около 600 фашистов, бросил много техники и боеприпасов», — говорится в документе. Отвести войска не позволил Гитлер Однако войска фашистов продолжали удерживать позиции вокруг Ленинграда, 18-я немецкая армия находились в непосредственной близости от города и продолжала обстрелы Северной столицы. В руководстве СССР готовили новую операцию по снятию блокады. Узнав об этом от разведки, немецкий генерал-фельдмаршал Георг фон Кюхлер, который руководил группой армий «Север» просил Гитлера дать возможность отвести войска от Ленинграда на новые оборонительные рубежи, чтобы защитить от ненужной гибели, но фюрер решил что подразделения вермахта способны отразить удары русских и приказал продолжать осаду. Тем временем в Ставке Верховного Главнокомандования разработали план операции под кодовым названием «Январский гром». Советские войска должны были освободить Ленинград от кольца блокады, выдавить оккупантов из Ленинградской области и создать условия для успешного наступления в Прибалтике. Части дивизии стремительно атаковали противника и прорвали фронт. После трёх дней непрерывных боёв дивизия вышла к посёлку Ропша, где 2-я ударная армия соединилась с 42-й армией.

Здесь бойцы Красной армии завершили разгром Петергофско-Стрельнинской группировки немецких войск. За пять дней 131-я дивизия продвинулась на 20 км, освободив несколько населённых пунктов.

Мы видели сегодня и как Ледовый выдохнул, и как ребята завелись. Такой прорыв блокады Ленинграда произошёл сегодня.

И прорвал эту блокаду Али. Это дорогого стоит, важно, что ребята берут на себя ответственность в таких тяжёлых ситуациях. А дальше другие подтянулись, он повёл команду за собой. Ребята выполнили установку, нам оставалось только реализовать моменты, сегодня это удалось.

И фюрер, считавший, что с захватом Москвы война на Восточном фронте будет выиграна, 6 сентября 1941 года приказал командующему группой армий "Север" фельдмаршалу Вильгельму фон Леебу к концу месяца перебросить на московское направление наиболее боеспособные танковые и пехотные дивизии. На штурм Ленинграда у Лееба оставались считанные недели. Он немедленно бросил в бой свою 4-ю танковую группу армию генерала Эриха Гёпнера, стремясь проломить советскую оборону.

В ходе невероятно кровопролитных и упорных боев 17 сентября части вермахта вышли к Финскому заливу, от Ленинграда в районе Ораниенбаума отрезав 8-ю советскую армию, где она продолжала удерживать небольшой плацдарм. К 18 сентября немцы заняли Пушкин, Красное Село и Слуцк. Но дальше Лееб не продвинулся: наступление было остановлено во многих местах, в частности, у подножия Пулковских высот, с которых просматривался город.

Заслуга в создании столь стойкой обороны принадлежит командующему Балтийским флотом Владимиру Трибуцу, члену военного совета Ленинградского фронта Андрею Жданову, командующему войсками Ленинградского фронта Клименту Ворошилову и сменившему его 14 сентября Георгию Жукову. Лееб доложил в Ставку, что без подкрепления взять Ленинград он не сможет. Но в ответ получил приказ фюрера немедленно перебросить часть войск к Москве.

А без своей главной силы Лееб был вынужден перейти к позиционным боям и к концу сентября 1941 года фронт на подступах к Ленинграду надолго стабилизировался. Ключ к блокадному кольцу никак не могли подобрать Немецкие солдаты на захваченных позициях под Ленинградом Им стали захваченные немцами Синявинские высоты на востоке области, где войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяло всего 10-12 километров. Обладание этой местностью позволяло врагу мешать поставкам продовольствия и боеприпасов в Ленинград по Ладожскому озеру.

Немцы прекрасно понимали стратегическое значение данного плацдарма, поэтому, как только его заняли, принялись укреплять окрестности, в частности, деревню Синявино. С 10 сентября 1941 года здесь начались жесточайшие бои. В 1941-43 годах советское командование многократно пыталось отбить злополучную гряду.

Войска Ленинградского фронта ведут бой за освобождение Красного Села. Источник: Архив Lesta Games. На первом этапе наступления войсками Ленинградского фронта планировалось нанести два сходящихся удара в направлении Ропши с ораниенбаумского плацдарма силами 2-й ударной армии генерал-лейтенанта И. Федюнинского и с Пулковских высот частями и соединениями 42-й армии генерал-полковника И.

Предполагалось уничтожение противника в районе Красное село — Ропша — Стрельня, а затем развитие наступление в двух направлениях: Кингисепп — Нарва и Красногвардейск Гатчина — Луга. Задачей 67-й армии генерал-лейтенанта В. Свиридова было сковывание врага в направлении Мги и подготовка собственного удара на Мгу, Ульяновку, Красногвардейск, чтобы вместе с 8-й армией командующий — генерал-лейтенант Ф. Стариков Волховского фронта окружить и уничтожить там немецкие войска.

И грянул гром Подготовка операции велась в строжайшем секрете, советское командование всеми силами старалось дезинформировать противника о планах и основных направлениях действий. Передовые части выдвинулись на позиции менее, чем за сутки до начала наступления, а танки — в ходе артиллерийской подготовки, когда уже грянул гром. А он грянул не только в переносном смысле «Январский гром» — кодовое название Красносельско-Ропшинской операции , но и в прямом. В течение лета и осени 1943 года Ставка насыщала Ленинградский и Волховский фронты артиллерией — как противотанковой, так и дивизионной, и тяжёлой.

В декабре 1943 года он был равен 82,8 тонны против 29,8 тонн в декабре 1941 года, то есть вырос в 2,8 раза без учёта 50-мм минометов , — отмечает исследователь Б. На Волховском фронте к началу наступления имелось 3551 орудие и миномёт, а кроме того, 21 дивизион полевой реактивной артиллерии. Утром 14 января на противника обрушился огневой молот орудий 2-й ударной армии, береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота — более сотни тысяч снарядов и мин в течение 65 минут. Затем, под прикрытием морской авиации, в атаку пошли советские стрелки в белых маскхалатах.

Артиллерийская поддержка серьёзно упростила для красноармейцев выполнение боевых задач: из 251 цели огнём были поражены 169, а батареи противника отмалчивались более получаса. Однако вскоре руководство войсками 3-го танкового корпуса СС было восстановлено, и началась борьба, особенно ожесточённая в районе опорного пункта Гостилицы. Роль танков, самоходок и другой техники Войска 48, 90 и 131-й стрелковых дивизий 2-й ударной армии в наступлении поддерживали артиллеристы и танкисты: армии было придано 169 танков и два десятка самоходок. После занятия передовой траншеи противника пехотой свой ход сделали танкисты.

К концу дня войска Красной Армии углубились в неё на направлении главного удара — почти на 4 километра, а общая протяжённость фронта наступления 2-й ударной армии составила 10 км. Бой на северо-западе Гостилиц был особенно ожесточённым, противоборствующие войска неоднократно выбивали друг друга с этой полосы земли. Тем не менее, на исходе первого дня наступления верх в этой борьбе одержала советская армия. Итог дня — продвижение в районе Лиговского канала на 4,5 километра в центре и до полутора километров на флангах; ещё день спустя — прорыв на 8 км.

Симоняка достиг второй полосы вражеской обороны. Под Новгородом, на Волховском фронте, 14 января части 59-й армии незаметно достигли по льду западного берега озера Ильмень и закрепились на нём. Снегопады и метели не позволяли авиации 14-й воздушной армии поддержать войска, артиллерии же не удалось подавить все вражеские опорные пункты. Прорвать основную полосу немецкой обороны здесь удалось только на второй день.

Блокада Ленинграда

с подробным предисловием, посвященным драматической истории ее создания и запрета в городе, мученическому героизму которого она посвящена. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. Назад к списку новостей. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом.

Поиск по сайту

  • Герои прорыва
  • Начало блокады
  • День прорыва блокады Ленинграда | Победа РФ | Новость от 18.01.2023
  • Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) : Министерство обороны Российской Федерации
  • Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда - Новости

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий