в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Именно так историки назвали реакцию крестьян Спасского уезда Казанской губерни на крестьянскую реформу 1861 года. Главная» Новости» Усиление крестьянских выступлений в середине xix в побудило александра ii.
Определение слова «БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 1861»
Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана). Выступление крестьян в селе бездна. Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна. Им стал Антон Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездны Спасского уезда Казанской губернии.
Вы точно человек?
Положение крепостных в этой губернии было исключительно тяжелым. Даже свитский генерал-майор Дренякин, командированный царем в эту губернию, в своем рапорте указывал, что «Пензенская же губерния по многоземелью своему легкостью барщины и подводною повинностью в пользу помещика похвалиться не может». Один из участников карательной экспедиции Дренякина, подпоручик Худеков, в своих воспоминаниях оценивая обстановку, сложившуюся в Пензенской губернии, писал: «Нужна была только одна искра; почва для пожара была уже давно готова». И такой искрой явилось опубликование манифеста. Движение крестьян в Пензенской губернии отличалось как своей массовостью, так и активными формами борьбы.
Крестьяне, как и в других губерниях, либо не хотели верить в подлинность манифеста и «Положений», либо пытались найти в них иное содержание, объявлявшее настоящую волю. Волнения начались 1 апреля в селе Студенки Чембарского уезда, где демократически настроенный священник Федор Померанцев, толкуя «Положения», заявил крестьянам, что работать им на помещика не следует. Вполне естественно, что подобная интерпретация манифеста, отражавшая чаяния крестьян, получила сразу же широкую известность. В соседнем селе Высоком 2 апреля состоялась большая сходка, на которой толкование манифеста не имело ничего общего с его подлинным содержанием.
Как сообщал священник села Покровского, крестьяне тут же начали реализовать свою программу, разобрав с «господского двора» весь рогатый скот. Несколько позднее, с 9 апреля, центром крестьянского движения становится село Черногай того же Чембарского уезда, в котором собрались крестьяне 26 деревень, общей численностью до 3000 человек. Крестьяне захватили чембарского исправника и управляющего имением графа Уварова, били их и, заковав в цепи, посадили под охрану своего караула. Вызванная в Черногай рота Тарутинского пехотного полка была атакована восставшими, вооруженными кольями и вилами, и принуждена была отступить.
При этом один унтер-офицер и рядовой были взяты в плен. Узнав, что в Черногай направлены две роты пехоты, восставшие переходят в село Кандеевку Керенского уезда, куда и переносится центр восстания. Восстание получает все большее и большее распространение. В Кандеевке собирается до 10000 крестьян из четырех соседних уездов Пензенской и Тамбовской губерний.
Имея в своем распоряжении девять рот пехоты, Дренякин, окружив Кандеевку, 18 апреля начал свою кровавую расправу Все попытки Дренякина успокоить и уговорить при помощи угроз крестьян подчиниться помещичьей власти и отбывать барщину ни к чему не привели. После этого Дренякин отдал приказ о расстреле крестьян. После трехкратного залпа Дренякин предпринял внезапную атаку, в результате которой было захвачено 410 человек. После этого крестьяне отступили в деревню, часть же побежала в поле.
Ночью значительная часть восставших разошлась по своим селениям. В результате было убито 8 крестьян, ранено 27, большинство которых вскоре умерло. Над захваченными крестьянами была учинена расправа. Согласно ведомости, составленной самим Дренякиным, наказанию подверглось 172 человека, из них 28 человек были наказаны шпицрутенами, прогнаны сквозь строй в 100 человек от 4 до 7 раз и затем сосланы на каторжные работы сроком от 4 до 15 лет; 80 человек прогнаны сквозь строй от 2 до 4 раз и сосланы на поселение в Сибирь, 3 человека наказаны шпицрутенами и направлены на службу в линейные батальоны, 3 человека заключены в тюрьму от 1 года до 2 лет, 58 человек наказаны розгами с последующим освобождением.
Кроме того, к различным наказаниям также были приговорены 7 человек отставных и отпускных солдат, участвовавших в восстании, в числе которых 72-летний старик Елизаров был сослан в Сибирь.
Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду»2. Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами.
События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козля-нинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями1. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс.
Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран — 41 и раненых — 71 человек. Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3. Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям. Эта расправа, учиненная Апраксиным, была настолько дикой и к тому же лишенной каких-либо оснований, что встретила порицание даже со стороны губернатора Козлянинова.
В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «... По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. События в Бездне оказали большое влияние на рост крестьянских волнений не только в Казанской губернии, но и на всем Среднем Поволжье. Бездненские события характеризовали собой силу и слабость крестьянского движения. Они продемонстрировали неудержимое стремление крестьян к борьбе за волю и землю, что и определило массовость движения. Вместе с тем обнаружилась стихийность и неорганизованность этого движения, его царистский характер, вера крестьян в «доброго» царя.
Казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. Радости их,— писал в письме адъютант казанского губернатора Половцов,— при получении известия о стрельбе не было конца,— те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина —дурака, человека без сердца, ни к чему не способного— провозглашают усмирителем и спасителем края»2. Если дворянство всячески восторгалось кровавыми подвигами Апраксина, то передовая часть казанского общества отнеслась к событиям в Бездне иначе. Панихиде предшествовал сбор студентами денег по подписке в пользу осиротевших крестьянских семейств. На панихиде, являвшейся открытой демонстрацией протеста, присутствовало до 150 студентов, причем служили ее, помимо кладбищенского причта, двое монахов — студентов Казанской духовной академии.
Преподаватель истории Казанского университета А. П, Щапов произнес волнующую речь.
Личное крепостное право навсегда отменяется и не может существовать ни под какой формою. Крестьяне крепки земле, на которой они теперь поселены… 4. Платеж за земли назначаются по особой оценке, устанавливаемой всегда на 20 лет, и производится работою, а в некоторых случаях и деньгами… А вот Н. Чернышевский писал, …что национальное чувство …непреклонно хочет сохранения земли за крестьянином. Какую же землю хочет сохранить оно за крестьянином?
Ту, которой он теперь владеет,- ту самую землю, в том самом объеме, те самые участки… Признается ли национальным чувством, хотя какой — нибудь выкуп? И заметьте, о выкупе не бывает в этих спорах и помин Реформа 19 февраля 1861г. Это понимали и люди, проводившие реформу. Один из видных ее участников Юрий Самарин писал: «Новое положение ни в коем случае не сможет удовлетворить их; в минуту его обнародования наступит критический момент». Правящие круги предвидели взрыв крестьянского недовольства, поэтому к моменту объявления «воли» на места были командированы войска; генералы получили самые широкие полномочия в деле усмирения «всяких между крестьянами беспокойств, неповиновения или ослушания»! Правительство Александра Второго верно оценила обстановку. Крестьяне, разобравшись в положениях, поняли, что ожидаемой «воли» они не получили.
Выход на барщину, плата оброка - все это явно не входило в представление народа о «воле». Появились слухи о «новой воле», которая должна была появиться, по мнению крестьян, в феврале 63 г. Сам император Александр в своем обращении к народу писал: «Трудитесь, работайте, будьте послушны властям и помещикам». Эти слова были малоэффективны в условиях тотальной подчиненности крестьян местным чиновникам. Объявление манифеста, по селам и деревням Казанской губернии, не вызвало значительных волнений. Двадцать четвертого марта, то есть через 13 дней после обнародования манифеста, губернатор доносил в Министерство внутренних дел, что в одном из имений, после прочтения манифеста, крестьяне отказались ехать с поводами, а в другом имении крестьяне не выходили на барщину два дня. Крестьяне просто не могли поверить, что именно император инициировал такую реформу.
За тем, чтобы крестьяне, освобожденные из крепостной зависимости, повиновались поставленным властям и исполняли все справедливые требования; 2. Чтобы приняты были все меры к предупреждению неправильных превратных толкований; 3. Чтобы в случае беспорядков и неповиновения, не согласного со смыслом высочайше утвержденных положений, принимаемы были быстрые и действительные меры к прекращению оных в самом начале» Крестьяне были глубоко убеждены, что земля, сотворенная Богом, должна принадлежать тем, кто трудится. Помещики не трудятся на земле и никого права на владение ей не имеют. Труженик — крестьян — вот ее настоящий владелец. Поэтому и манифест воспринимался ими ненастоящая воля. И одним из ответов народа на результаты «свободы» стало движение Антона Петрова.
Село Бездна расположено в семи километрах от моего родного села Иж-Борискино. Бездна — это река, по обоим берегам - сельские дома и сады. В нескольких местах речку запруживают плотины, которые были сооружены дворовыми крестьянами по приказу помещика в прошлом веке. В название реки Бездна местные жители делают ударение на последнем слоге. Река и дала название самому селу, ставшему Антоновкой только в советские времена, но снискавшему славу гораздо раньше, ведь редко кто не знает, что именно здесь произошло знаменитое бездненское восстание под предводительством Антона Петрова, скромная могила которого находится за околицей, на самом выезде. Когда-то при въезде в Бездну установлена виселица. Она была из числа тех, что сооружались в тех селах, жители которых принимали участие в пугачевском бунте.
Так что побунтовать здешние крестьяне любили еще задолго до александровских реформ. Есть даже предание, что жители участвовали и в разинском бунте. Таким образом, у крестьян реформа вызвала отрицательную реакцию, начались волнения и содержание объявленной «воли» глубоко разочаровало крестьян. Крестьяне села Болховки, которое находился вблизи села Бездна, получив «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», оказались в затруднении, так как среди них не было грамотного человека. Поэтому они отправились в бездну и просили управляющего Павла Родионова отпустить к ним Антона. Ничего утешительного для себя крестьяне с. Болховки из « Положения» не вычитали.
Антон Петров им разъяснил о необходимости работать на помещика сорок дней в год; о воле ничего не говорил. Такие же споры происходили в самой Бездне. Вот, что пишет очевидец восстания дворянин Н. Крылов: «…В селе Бездне какой-то старовер Антон Петров в «Положении» доискался истинной воли, которую до него, хотя и немногие видели, но никто не мог понять. Именно, в « Положении», где напечатано « образец уставной грамоты», написано: « дворовых 00, крестьян 00, земли 00»и т. Эти нули Антона не привели в смущение, он растолковал, что это есть истинная воля и запечатана она крестом св.
В источниках приводятся разные цифры жертв расстрела в с.
Бездне 12 апреля 1861 г. По докладу министра внутренних дел С. Ланского, число убитых показано 71 человек; казанский военный губернатор доносил, что было убито и умерло от ран 91 человек; раненых 87; жандармский офицер полковник Ларионов телеграфировал шефу жандармов В. Долгорукову о 60-и убитых; земский исправник Р. Шишкин в рапорте губернатору указывал, что всего убитых и раненых насчитывается 150 человек, в том числе убитых 61 человек; адъютант казанского губернатора Ф. Половцев называет убитых 71 человек и раненых 115, но добавляет: «В действительности же их было гораздо больше, так как много и раненых и убитых крестьяне вынесли из толпы и увезли по деревням; по счету доктора, приехавшего на другой день и лечившего пострадавших в течение с лишком 2 месяца, всех жертв было более 350 человек» Исторический вестник. Принимавший участие в подавлении восстания в с.
Бездне капитан Лепинский приводит те же данные о числе убитых и раненых, что и Апраксин в своем рапорте. Он сообщает и некоторые другие подробности расстрела, не указанные в рапорте Апраксина. По свидетельству Лепинского, вокруг избы Антона Петрова собралось до 6 тысяч крестьян. По ним сделано «четыре ружейных залпа вводными шеренгами». После четвертого залпа крестьяне бросились бежать, но каратели восприняли это так, как будто еще четыре залпа, после чего «толпа подала знак покорности, и пальба прекратилась». Крестьянское движение в России в 1857 - мае 1861 г. Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России документы, письма, мемуары, статьи.
Командующие убиты 51, ранены 77 неизвестно Бездненские волнения - волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии ныне - село Антоновка Спасского района Татарстана и окрестных деревень в апреле 1861 года в ответ на крестьянскую реформу отмену крепостного права. Волнения В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков. Известия об этом быстро распространились и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишевского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний - крестьяне отказывались работать на барщине , делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды. Подавление 12 апреля в село вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек.
Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича ». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям - 87. Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол » А.
Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Казанское же дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина. Опубликование манифеста и Положений 19 февраля вызвало разочарование и возмущение обманутых и своих надеждах крестьян. Недовольство обнаружилось почти повсеместно. Весной в ряде уездов произошли крестьянские волнения. В нём вместе с 2 соседними селениями было крепостных. Бездненские крестьяне не поверили в подлинность оглашённого текста Положений, будучи убеждены, что помещики и начальство скрывают настоящие манифест и Положения.
Движение возглавил молодой бездненский крестьянин Антон Петров. Он умел читать, и после усердного изучения Положений объявил своим односельчанам, что нашёл «настоящую полю». Крестьяне соседних селений, прослышав об этом, массами стали приходить в Бездну к Петрову, чтобы узнать про «волю». Вскоре волнение охватило Спасский уезд , соседние Чистопольский и Лаипшвский, а потом смежные уезды Самарской и Симбирской губерний. По призыву Петрова крестьяне отказались ходить на барщину , вносить оброк помещикам, отказывались от подписания «уставных грамот», которыми должны были быть определены размеры наделай повинностей, забирали из помещичьих амбаров хлеб. Волнениями было охвачено свыше 75 селений. Крестьяне, окружив избу своего руководителя, не пропускали к ней солдат.
По приказу Апраксина солдаты открыли огонь по безоружной толпе, численность которой достигала 4 тысяч человек. Согласно официальному донесению военного губернатора министру внутренних дел, было убито вместе с умершими от ран 91 чел. Телеграфным распоряжением царя в ответ на донесение Апраксина было велено «Антона Петрова судить по полевому уголовному уложению и привести приговор в исполнение немедленно». Петров был расстрелян.
Определение слова «БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 1861»
Крестьянство в гражданской войне 1918-1920. Крестьянство в гражданской войне. Российское крестьянство в гражданской войне. Крестьяне в гражданской войне. Крестьянские Восстания после 1861. Крестьянские выступления. Крестьянская война в Германии 1524-1525. Крестьянские война 1524-1526. Чёрный отряд Гайера. Акрамовское восстание крестьян в 1842 Чувашии. Картофельный бунт 1842 года.
Картофельные бунты крестьяне 19 века. Крестьянское восстание крестьян в Чувашии. Восстание крепостных художник Баранов. Восстания и бунты в России в 19 веке. Восстания крестьян в 19 веке. Раскулачивание крестьян 1918. Изъятие излишков хлеба у крестьян. Продотряд в деревне. Крестьяне против белых. Почему крестьяне были против красных.
Почему крестьяне были против белых. Белый против. Реформа крепостного права 1861 года. Ответ крестьян на реформу 19 февраля 1861. Крестьянские волнения после опубликования манифеста 1861 г.. Разочарование крестьянин. Крестьяне после на фабрике. Горести крестьян. Эксплуатация крестьян картинки. Плакаты времен гражданской войны 1918-1922.
Плакаты крестьяне в гражданской войне. Карикатуры времен гражданской войны в России. Карикатура времен гражданской войны. Иван Алексеевич Владимиров. Иван Владимиров «разгром помещичьей усадьбы» 1926. Иван Владимиров, 1917. Крестьянское восстание в селе бездна. Массовые крестьянские волнения. Восстание в бездне. Владимиров продразверстка.
Продразверстка комбеды. Крестьянская продразверстка. Недовольство крестьян. Восстания крестьян в коллективизацию. Коллективизация трагедия крестьянина труженика. Бунты крестьян против коллективизации. Картина Ивана Владимирова. Жизнь крестьян. Крестьянская жизнь. Счастливые крестьяне.
Повседневная жизнь крестьян. Белый террор в России 1917-1922. В России белый террор. Казаки против Большевиков. Иван Владимиров "разгром помещичьей усадьбы", 1926 год. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии 1920-1921.
Возглавил Антон Петров Сидоров А. Активные участники: А. Андреев, Д. Гаврилов, В. Григорьев, Н. Иванов, Р. Кондратьев, Г. Михайлов, Н. Никитин, А. Никифоров, И. Николаев, Л.
По приказу Апраксина солдаты открыли огонь по безоружной толпе, включая 91 убитого и более 350 раненых. На телеграфное распоряжение царя по донесению Апраксина Петрова приговорили к суду по полевому уголовному уложению, а приговор был исполнен 19 апреля 1861 года — Петрова расстреляли. Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых кругах русского общества. Студенты Казанского университета и Духовной академии провели панихиду по убитым. Профессор А. Щапов, выступивший с речью, полной ненависти к царизму, и А. Герцен в «Колоколе» подробно описали трагедию в Бездне.
Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил русский этнограф и антрополог, публицист, историк освоения Сибири А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Безненские волнения.
Бездненское выступление 1861
Бездненские волнения — Энциклопедия | Восстание крестьян в селе бездна. из бездны — в колхоз, из колхоза — в рыночную бездну. На волжском дне. После революции 1917 года судоремонтный завод был национализирован. |
Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР» | Бездненское выступление 1861 — выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. |
Восстание крестьян в селе бездна. Из Бездны — в колхоз, из колхоза — в… рыночную бездну | Главная» Новости» Усиление крестьянских выступлений в середине xix в побудило александра ii. |
Землю крестьянам?
- Смотрите также
- 4 выступление крестьян в селе бездна. крестьянские волнения и восстания
- Против крестьян
- Бездненское восстание 1861 года
Отмена крепостного права
Антикрепостнические выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 года в ответ на Крестьянскую реформу 1861 года. Бездненское выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). Крестьяне соседних селений, прослышав об этом, массами стали приходить в Бездну к Петрову, чтобы узнать про «волю».
Значение слова "Бездненское выступление 1861"
В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. Бездненские волнения, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года. в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Восстание крестьян в селе бездна. из бездны — в колхоз, из колхоза — в рыночную бездну. На волжском дне. После революции 1917 года судоремонтный завод был национализирован.
Содержание
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Оставляйте реакции
- БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 1861, выступление крестьян Казанской губ. в ответ на
- Бездненское восстание 1861 г. - Мое Семейное Древо
- День в истории. Бездна | Александр Майсурян. Исторические хроники | Дзен
Волнение в селе бездна участники. Бездненская трагедия. Вопросы и задания
Апр 19, 2022 Бездненское восстание Одно из значительных и выдающихся выступлений русских крестьян в ответ на крестьянскую реформу, отражавшее революционную обстановку в России в конце 50-х и начале 60-х годов. Публикация манифеста и Положений 19 февраля 1861 года вызвала разочарование и возмущение обманутых крестьян, чьи надежды были подорваны. Недовольство проявилось почти повсеместно. Весной 1861 года в ряде уездов начались крестьянские волнения. В Казанской губернии центром этого движения стало село Бездна Спасского уезда, принадлежащее графу Мусину-Пушкину. Здесь насчитывалось 1021 крепостных. Бездненские крестьяне не поверили в подлинность оглашенных положений, считая, что помещики и власть скрывают настоящий манифест и положения.
Они жили в специально отведенной для них пристройке. Сейчас там размещена начальная школа , которая по старой памяти называется «татарской», хотя учатся там в основном русские ребятишки. В бывших конюшнях в годы советской власти разместили больницу. Вот такие гримасы истории: там, где обихаживали лошадей, стали лечить людей. Но и этой возможности жители Антоновки недавно лишились. Приехали министерские чиновники, увидели это «безобразие» и распорядились: «Немедленно закрыть! В Антоновке быстренько перестроились и переоборудовали старые конюшни под дневную амбулаторию и пункт «Скорой помощи». Хоть какая-то медицинская забота о людях будет. Но не могут пока найти главврача, хотя есть для него и вакансия, и жилье. Главная усадьба графа была отдана под школу. Другой такой в республике, наверное, не найти. Дети каждый день ходят учиться в настоящий замок, где все дышит неувядающей стариной. Двухэтажный особняк, выстроенный в стиле пышного барокко, сохранил свои характерные черты — возводили его приезжие мастера. Здание имеет два входа, заканчивающихся витыми дубовыми лестницами. Одна лестница — парадная — предназначалась для гостей и хозяев, сейчас ею пользуются ученики. Вторая называлась «черной», она более узкая, почти без украшений, по ней поднималась на второй этаж прислуга, а сегодня — учителя. Несколько лет назад, готовясь к юбилею школы, решили подлатать лестницы. Выглядели они вроде бы ничего, но поверхность досок казалась сильно истертой. Ничего из этой затеи не вышло! Смогли разобрать лишь половину лестницы, а другая так крепко была прихвачена дубовыми шпунтами, что никак не смогли отодрать. Да, строили раньше на совесть, на века. На верхнем этаже, в гостиной зале, до сих пор стоят два старинных зеркала в деревянной оправе, увитой причудливой резьбой. Учащиеся равнодушно проходят мимо, редкая девчушка поправит на ходу прическу, бросив мимолетный взгляд на антикварную редкость, — для нее это давно стало предметом обихода. А в старину перед этими зеркалами прихорашивались местные красавицы, готовясь к очередному балу. Граф навещал свое имение редко: будучи сенатором, он большую часть времени проводил в Петербурге. Но когда уж вырывался в Бездну, то закатывал пир на весь мир. Как-то, проезжая мимо, заглянул к Мусину-Пушкину, бывшему к тому же и попечителем Казанского учебного округа, знаменитый уже в ту пору математик Лобачевский. И застрял тут на неделю. Хлебосольный хозяин ни за что не хотел отпускать, устроив настоящее гулянье с лошадиными бегами и хоровым пением. Правда, цыган не было, они могли отдыхать, когда за дело брался крепостной хор из Кутырки, что в 30 верстах от Бездны. Жители этой деревушки — староверы — отличались необычайно певучими голосами. Они и поныне такие. Реформа 1861 г. Недовольство крестьян обнаружилось почти повсеместно. Резкое противоречие между характером реформы и представлениями крестьянских масс о действительной «воле» привело к тому, что крестьяне часто не верили даже в подлинность «Положений 19 февраля» или по крайней мере решительно отвергали то истолкование «Положений», которое давалось начальством. Крестьяне искали и находили своих толкователей, которые «вычитывали» из «Положений» именно то, что отвечало крестьянским чаяниям и требованиям. Поскольку жестокая действительность убеждала в реальности крепостнической реформы, среди крестьян стало широчайшим образом распространяться мнение, что реформа не является окончательной, что надобно ожидать «второй воли», «настоящей воли» по истечении двухгодичного срока, установленного для введения в дествие «Положений 19 февраля». Этим в значительной степени была обусловлена такая массовая форма крестьянского протеста, как отказ от подписания «уставных грамот». Распространено было убеждение, что соглашение с помещиком ведёт к лишению права на ту новую, «истинную» волю, которая ожидалась к 1863 г. С самого же начала осуществления реформы крестьяне во многих местах стали проводить полный либо частичный отказ от исполнения повинностей в пользу помещиков. Случалось, что крестьяне принимали решения выходить на барщину не более одного или двух дней в неделю. Нарочито нерадивое выполнение барщинных работ сделалось бытовым явлением. Положение в этом отношении являлось одно время настолько напряжённым, что Чернышевский в «Письмах без адреса» мог утверждать в начале 1862 г. В ряде случаев крестьянский протест принимал форму открытых возмущений. Это преимущественно относится к первым месяцам после издания «Положений 19 февраля». Власти своими грубейшими насилиями над «освобождённым» народом увеличивали раздражение и негодование масс. К моменту объявления «воли» на места были командированы генерал-майоры и флигель-адъютанты царской свиты с самыми широкими полномочиями по части прекращения всяких «беспокойств, неповиновения или ослушания». Розгами, штыками и пулями царские посланцы подавляли все попытки уклонения крестьян от выполнения «Положений 19 февраля». Наиболее крупные столкновения произошли в Пензенской и Казанской губерниях. В Пензенской губернии волнения охватили главным образом уезды Керенский и Чембарскии, откуда движение распространилось также на соседние уезды Тамбовской губернии - Кирсановский и Моршанский. Центрами волнений были селения Кандеевка и Черногай. Из окружающих сёл в Кандеевку собралось до 10 тыс. С красным знаменем, с криками «Воля, воля! На оброк не хотим и работать на помещика не станем». Видную роль в этих волнениях сыграл крестьянин Леонтий Егорцев, «разъяснявший» в духе крестьянских требований манифест 19 февраля, призывавший не верить начальству и грозивший смертью как усмирителям, так и «ослушникам» из крестьян. Когда в Черногай была введена рота солдат, крестьяне, вооружённые кольями, напали на войска. При столкновении 10 апреля 1861 г. Исключительные упорство и неустрашимость проявили крестьяне в Кандеевке. Сюда были направлены войска, которые 18 апреля открыли огонь по крестьянам. Несмотря на это, крестьяне продолжали стоять на своём: «Все до одного умрём, но не покоримся». Только после ареста более 400 человек и наказания многих шпицрутенами сопротивление было сломлено, хотя отдельные лица из наказанных всё же продолжали твердить: «Хоть убей, но на работу не пойдём и на оброк не хотим». В Кандеевке было убито 8 и ранено 27 человек. Одновременно с событиями в Пензенской губернии разыгралась известная безднинская трагедия. Село Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, сделалось центром крестьянских волнений, охвативших три уезда этой губернии Спасский, Чистопольский и Лаишевский и смежные местности Самарской и Симбирской губерний. Здесь особенно ярким выразителем народных стремлений оказался безднинский крестьянин Антон Петров. Убеждённый в том, что свобода была объявлена царём ещё при десятой ревизии переписи населения, в 1858 г. По сообщению одного из наблюдателей событий, Петров в своих толкованиях «Положений» шёл и ещё дальше, говоря крестьянам: «Помещичьи земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг с своей земли - гони добрым словом , не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду». Со всех сторон к Петрову стекались толпы, чтобы послушать «истинную волю». Послушный исполнитель указаний не только царя, но и непосредственно казанского дворянства, чрезвычайно напуганного волнениями крестьян и требовавшего скорейшего их подавления, Апраксин приказал крестьянам немедленно выдать Антона Петрова, а после отказа крестьян распорядился открыть по толпе огонь. По официальным данным, при расстреле в Бездне был убит с умершими от ранений 91 человек, ранено - 87. Согласно подсчёту лечившего крестьян врача, всего пострадало более 350 человек. Александр II по телеграфу предписал: «Антона Петрова судить по полевому уголовному положению и привести приговор в исполнение немедленно», иными словами, смертный приговор был вполне предрешён. Антон Петров был расстрелян 19 апреля 1861 г. Характерно признание членов военно-полевого суда, что Антон Петров «перетолковывал смысл «Положений», сообразуясь с общим настроением крестьян, мечтавших о совершенной свободе». Зверское усмирение народных волнений в Кандеевке и Бездне вызвало глубокое возмущение в передовых общественных кругах и способствовало обострению настроений активной борьбы и протеста среди демократической интеллигенции. Волнениями в ответ на реформу 19 февраля были охвачены крестьяне как в великорусских губерниях, так и на Украине, в Белоруссии, Литве и других национальных районах. В одной из украинских губерний - Подольской - в течение апреля - мая 1861 г. В Черниговской губернии весною 1861 г. С большой остротой крестьянское движение, вызванное реформой, проявилось в Гродненской Белоруссия , Ковенской и Виленской Литва губерниях, в Латгалии и др.
Главные моменты в ходе работ по крестьянской реформе, ее порядок и этапы проведения. Крестьянское движение в Смоленской губернии после отмены крепостного права. Проведение реформы в разных регионах России. Система выкупных платежей. Основные принципы воспитания Александра II. Центральные и местные учреждения, образованные по его инициативе для разработки крестьянской реформы. Редакционные комиссии, их функции и задачи. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия. После реформ 1861 года, среди крестьян начали распространяться слухи, что господа «украли» истую волю,которую им даровал царь. Некоторые говорили, что «волю» ложно трактуют. Начались поиски «своих» чтецов из окружения крестьян. Особое недовольство замечалось в Спасском, Лаишевском, Чистопольском уездах Казанской губернии. Волнения загорелись во многих поместьях. Наиболее значимое из них случилось в селе Бездна Спасского уезда в имении М. Сам помещик с семьей жил в Петербурге, а дела вел его управляющий П. В этом крупном селе проживало более 700 человек. Ему было 31 год он был человеком трезвого образа жизни. Единственный в селе грамотный крестьянин был весьма почитаем односельчанами. Ему и возложили отыскать в «Положении» «настоящую волю». Он прекрасно понимал чаяния крестьян и начал толковать документы в духе крестьянских пожеланий. Слух о том, что в селе Бездна найдена «настоящая воля», моментально разнесся по округе и даже дошел до соседних губерний - Симбирской и Самарской. Со всех краев в село двинулись толпы крестьян, которые желали послушать «истинную волю». К 12 апреля их собралось здесь более 4 ООО человек. Крестьяне отказывались выполнять господские работы, кое-где начался самовольный захват помещичьих земель. Помещики были в смятении. Они поспешно покинули «дворянские гнезда» и уезжали в Казань в поисках защиты у губернской администрации. Губернские власти решили с помощью военной силы прекратить беспорядки. В Бездну с войсками направился генерал-майор граф А. Утром 12 апреля 1861 года он прибыл в село и потребовал выдать Петрова. Все усилия уговорить крестьян расходиться по домам успеха не имели. После чего по приказу Апраксина был дан ружейный залп, и только вслед за четвертым залпом толпа дрогнула и начала разбегаться. В рапорте Александру II генерал ратифицировал, что «без употребления решительных мер, предпринятых мною, мог бы произойти общий мятеж по всей Казанской губернии». Антон Петров был схвачен и предан военно-полевому суду. В телеграмме, полученной из Петербурга на имя губернатора Козлянинова, говорилось: «Высочайше повелено А. Петрова судить по полевому уложению и привести приговор в исполнение немедленно». Сведения о жертвах бездненской трагедии противоречивы. По подтверждению доктора, который лечил пострадавших крестьян, всех жертв убитых и раненых было 350 человек. Тем не менее можно предположить, что не все крестьяне обращались за врачебной помощью, боясь наказания.
Духовная драма Герцена была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала в Европе , а революционность социалистического пролетариата еще не созрела. Этого не поняли и не могли понять рыцари либерального российского языкоблудия, которые прикрывают теперь свою контрреволюционность цветистыми фразами о скептицизме Герцена. У этих рыцарей, которые предали русскую революцию 1905 года, которые забыли и думать о великом звании революционера, скептицизм есть форма перехода от демократии к либерализму, - к тому холуйскому, подлому, грязному и зверскому либерализму, который расстреливал рабочих в 48 году, который восстановлял разрушенные троны, который рукоплескал Наполеону III и который проклинал, не умея понять его классовой природы, Герцен. Герцен рвет с анархистом Бакуниным. Правда, Герцен видит еще в этом разрыве только разногласие в тактике, а не пропасть между миросозерцанием уверенного в победе своего класса пролетария и отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа. Не поняв буржуазно-демократической сущности всего движения 1848 года и всех форм домарксовского социализма, Герцен, тем более не мог понять буржуазной природы русской революций. Свои излюбленные мысли на эту тему он развивал бесчисленное количество раз. Чем больше земли получили бы крестьяне в 1861 году и чем дешевле бы они ее получили, тем сильнее была бы подорвана власть крепостников-помещиков, тем быстрее, свободнее и шире шло бы развитие капитализма в России. Герцен создал вольную русскую прессу за границей - в этом его великая заслуга. Рабье молчание было нарушено. Но Герцен принадлежал к помещичьей, барской среде. Он покинул Россию в 1847 г. Чернышевский, Добролюбов, Серно-Соловьевич, представлявшие новое поколение революционеров-разночинцев, были тысячу раз правы, когда упрекали Герцена за эти отступления от демократизма к либерализму. Однако справедливость требует сказать, что, при всех колебаниях Герцена между демократизмом и либерализмом, демократ все же брал в нем верх. Кавелин сразу узнал себя в этом портрете. И Тургенев сразу узнал себя. Он продолжал отстаивать свободу Польши и бичевать усмирителей, палачей, вешателей Александра II.
Дали вольную – крестьяне недовольные
Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. ч. Волнение охватило св. 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губ., ряд уездов Симбирской и Самарской губ. Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито. Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна. Ночевал я в Гусихе, 3 версты от Бездны, Антона считают святым, мертвых — мучениками. Текст научной работы на тему «Участие студентов Казанской духовной академии в панихиде по крестьянам С. Бездна».
Восстание крестьян в селе бездна. Из Бездны — в колхоз, из колхоза — в… рыночную бездну
Позже она преобразовалась в губернское присутствие по крестьянским делам, которое и занималось реализацией реформы. Осуществление крестьянской реформы на местах началось с обнародования в кафедральных соборах губернских городов императорского Манифеста об освобождении крестьян. В Вятке он был оглашен в воскресенье 12 марта 1861 г. Газета «Вятские губернские ведомости» сообщала читателям, что «город встрепенулся и оживился», когда до него дошла весть о манифесте, и 12 марта «городские площади почти до самого вечера были полны народом, тогда как в обыкновенные дни они к полудню значительно пустеют». При этом газета не уточняла, что конкретно обсуждали вятчане, как прошла церемония и не объясняла содержание реформы.
О настроениях помещиков также ничего не говорилось, хотя в Вятке их почти не было, а местные имущие слои купечества, как и большинство населения города — мещан, крестьян и ремесленников, новая реформа напрямую не касалась. Первое время никакой явной реакции со стороны вятского крестьянства не возникло: люди просто плохо понимали сложные тексты Манифеста и Положений, в которых прописывались конкретные условия реформы. Большинство поняло, только что «даётся воля». Волнения начались с реализацией реформы, дело доходило до стихийных неповиновений и бунтов.
Чаще всего помещичьи крестьяне отказывались подписывать уставные грамоты, в которых фиксировались размеры и расположение земельных наделов и повинности временнообязанных крестьян. Наиболее ожесточённые протесты прошли в феврале 1862 года в Яранском уезде. Крестьян дважды собирали на сход и уговаривали подписать грамоты, но они отказывались. Семерых зачинщиков арестовали, но толпа их отбила.
После этого в уезд прибыли войска: крестьян арестовывали, били розгами, держали на улице под дождём в холодную погоду, а наиболее активных заковывали в кандалы. Но даже после этого они не подписывали грамоты. Перспектива Московской улицы на восток от перекрестка с улицей Никитской ныне — Володарского.
Но он хотел как лучше, но получилось только хуже.
Антон Петров и окружавшие его безднинские крестьяне стремились придать движению массовый характер. Из воспоминаний: « Чтобы больше привлечь крестьян к себе, показал он суде Антон Петров, я предложил миру избрать новых сотских и посылал их с другими крестьянами по разным деревням собирать крестьян слушать свободу». Однако, весть о том, что в Бездне получена « настоящая воля» быстро распространилась по округе и помимо посланцев Антона Петрова, как обычно распространяются всевозможные слухи среди народа. Волнения крестьян быстро разрасталось.
Спасскому земскому исправнику Шишкину стали поступать от помещиков и их управляющих сообщения о массовых движениях крестьян. Из донесения начальника штаба резервной дивизии 4-го армейского корпуса подполковника Молостова казанскому губернатору Козлянину П. Крестьяне находятся в паническом страхе». А вот в Юрткулях недалеко от Бездны, было уже неспокойно об этом писал помещик М.
Горелов исправнику Шишкину Р. Волосниковки в « Бунтующие выселки деревни Юркули, для усмирения крестьян, потому что крестьяне отказались от работы. А вот донесения старшего непременного заседателя Спасского суда Адамова Спасскому земскому исправнику Шишкину Р. Стрелкова, а самовольно вырубленный ими лес из господской дачи свезти по принадлежности, причем г.
Стрелков от взыскания с этих крестьян за срубленный лес отказался, прося только меня, одного из главных виновников наказать, что мною исполнено…». Такие же события происходили в селе Кузнечихе, имении Немирович - Данченко, Кольецкого и князей Дадиани. Кузнечихинские крестьяне заявили Адамову « что они в настоящее время совершенно свободны от всяких услуг помещиками, а двое из них: Степан Куркульцев и Михаил Якимов, объявили, что в селе Бездна есть крестьянин Антон Петров, который объявил им настоящую волю. Попытка арестовать Куркульцева и Якимова также не удалось Адамову — обывателями своими допущены к тому не были».
Крестьяне села Бездны и деревни Болховки своим поведениям подавали пример другим крестьянам; они решительно отказались подчиниться своему помещику Мусину - Пушкину и местным властям. На заявления исправника о том, что Антон Петров толкует « Положение» превратно, крестьяне начали кричать, что, они больше никого не хотят слушать. Исправник потребовал, чтобы Антон Петров вышел к нему, на это крестьяне ответили, что Антона они не выдадут. С наступлением темноты исправник приказал народу разойтись, но его никто не послушал, « крестьяне целую ночь оставались на том же месте».
На следующий день исправнику, после долгих переговоров, удалось заняться чтением « Положения» крестьянам. Вначале читал Антон Петров, затем исправник. Когда исправник дочитал до параграфа 33, где упоминается слово: «воля», Антон Петров закричал: « Баста». Вслед за этим толпа начала кричать, что более нечего слушать, что довольно читать.
Крестьяне почувствовали себя свободными и, как видно из архивных материалов, они не боялись исправника, не слушались бывшего с ним священника, признавая лишь авторитет Антона Петрова. Свое бессилие уездный исправник должен признать в рапорте губернатору. Затем шум и крик без всякого воздержания, и я, при всей своей настойчивости, более не мог ничего сделать как о всем происшедшим тороплюсь донести вашему превосходительству». Крылов в письме Ермоловой в 1861 г писал: « Некоторые мужики представляли мне в лицах, как из Бездны прогнали исправника и предводителя, говорили что предводителя сожгут, царь велел дворян не миловать, а головы рубить» [ 6] Из приведенного свидетельства очевидца, записанного под свежим впечатлением, видно, видно крестьянское движение разрасталось и стало принимать боевой характер.
Из просмотренных документов, я установила, что постоянным помощником Антона Петрова был из соседней деревни Кузнечиха Василий Михайлов, из сельца Катюшино Василия Павлова — Лохина Крестьяне называли во время допроса также Л. Титова, Н. Никитского, А. Андреева, Л.
Гаврилова… «Все более смущал нас, говорили крестьяне, Щербетский Николай: он был грамотный, выйдет, бывало к народу, что нам дана чистая воля» Не все крестьяне принимали участие в волнении. Те из крестьян, которые выступали против восставших, встречали решительный отпор со стороны масс. Староста с. Бездны Павел Михайлов показывал на суде, что «крестьяне прибили его за то, что не принимал участия в их деле, что избранные Антоном Петровым сотские ездили по деревням и запрещали ходить в церковь».
Другой крестьянин Иван Исаев также заявлял суду, что крестьяне избили его за поддержку помещиков, и он болел до приезда Апраксина. Меня всегда волновал вопрос, почему же крестьяне нашего села тоже не принимали участия в волнении Антона Петрова. Ни в одних документах не встречается об их участии. В селе Иж - Борискино жили чуваши.
В нашем селе, никогда не было помещика. Жили общиной, общинное самоуправление, хотя и обязанностями были: рекрутские повинности, уплата налогов. Тяжело им жилось. Просто, что изучаемый период 1861-1866гг реформа не была распространена на государственных крестьян.
Официальные данные относительно сел и деревень, якобы не участвовавших в движении, не заслуживают полного доверия.
Система выкупных платежей. Основные принципы воспитания Александра II.
Центральные и местные учреждения, образованные по его инициативе для разработки крестьянской реформы. Редакционные комиссии, их функции и задачи. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы.
Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия. После реформ 1861 года, среди крестьян начали распространяться слухи, что господа «украли» истую волю,которую им даровал царь.
Некоторые говорили, что «волю» ложно трактуют. Начались поиски «своих» чтецов из окружения крестьян. Особое недовольство замечалось в Спасском, Лаишевском, Чистопольском уездах Казанской губернии.
Волнения загорелись во многих поместьях. Наиболее значимое из них случилось в селе Бездна Спасского уезда в имении М. Сам помещик с семьей жил в Петербурге, а дела вел его управляющий П.
В этом крупном селе проживало более 700 человек. Ему было 31 год он был человеком трезвого образа жизни. Единственный в селе грамотный крестьянин был весьма почитаем односельчанами.
Ему и возложили отыскать в «Положении» «настоящую волю». Он прекрасно понимал чаяния крестьян и начал толковать документы в духе крестьянских пожеланий. Слух о том, что в селе Бездна найдена «настоящая воля», моментально разнесся по округе и даже дошел до соседних губерний - Симбирской и Самарской.
Со всех краев в село двинулись толпы крестьян, которые желали послушать «истинную волю». К 12 апреля их собралось здесь более 4 ООО человек. Крестьяне отказывались выполнять господские работы, кое-где начался самовольный захват помещичьих земель.
Помещики были в смятении. Они поспешно покинули «дворянские гнезда» и уезжали в Казань в поисках защиты у губернской администрации. Губернские власти решили с помощью военной силы прекратить беспорядки.
В Бездну с войсками направился генерал-майор граф А. Утром 12 апреля 1861 года он прибыл в село и потребовал выдать Петрова. Все усилия уговорить крестьян расходиться по домам успеха не имели.
После чего по приказу Апраксина был дан ружейный залп, и только вслед за четвертым залпом толпа дрогнула и начала разбегаться. В рапорте Александру II генерал ратифицировал, что «без употребления решительных мер, предпринятых мною, мог бы произойти общий мятеж по всей Казанской губернии». Антон Петров был схвачен и предан военно-полевому суду.
В телеграмме, полученной из Петербурга на имя губернатора Козлянинова, говорилось: «Высочайше повелено А. Петрова судить по полевому уложению и привести приговор в исполнение немедленно». Сведения о жертвах бездненской трагедии противоречивы.
По подтверждению доктора, который лечил пострадавших крестьян, всех жертв убитых и раненых было 350 человек. Тем не менее можно предположить, что не все крестьяне обращались за врачебной помощью, боясь наказания. Первым русским печатным органом, который заговорил о Бездне и событиях, связанных с ней, стала издававшаяся в Лондоне бесцензурная газета «Колокол».
Уже 15 мая 1861 года под выразительным названием «Русская кровь льется» здесь публикуются письма о происшедшем в Казанской губернии, а через несколько месяцев в статье «Сказание о Безднинском побоище в Казанской губернии по случаю освобождения крестьян» автор утверждал, что в рапорте Апраксина число убитых и раненых преуменьшено, а подлинное их число следующее: 1. Убитых на месте51 человек 2.
Реакция на события Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России и за границей. Даже казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны». Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил « Колокол » А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862.
Аресты, розги и кандалы. Как проходила отмена крепостного права в Вятке.
волнения крестьян села Бездна (ныне - Антоновка) Спасского уезда (ныне - Спасский район) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. В неспокойном селе Юркули грамотный дворовый человек Николай Михайлов еще до того, как начались события в Бездне, был приглашен своими крестьянами читать «Положения». Главная» Новости» Крестьянские выступления. В неспокойном селе Юркули грамотный дворовый человек Николай Михайлов еще до того, как начались события в Бездне, был приглашен своими крестьянами читать «Положения». в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна.