Новости полет чкалова

Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. Кроме того, незадолго до полета, придя в ангар, Громов обнаружил, что мотор с его самолета сняли и переставили на машину Чкалова. Новости. О партии. Устав КПРФ. Биографический фильм «Валерий Чкалов» Михаила Калатозова вышел на экраны 12 марта 1941 года и стал для нескольких поколений кинозрителей примером мужества и героизма. Среди достижений отечественной науки и техники перелет экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку находится в одном ряду с полетом Юрия Гагарина.

Последний полет Чкалова: кто на самом деле был виновен в его гибели

Гибель Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. «Самый важный и знаменательный полет в истории советской авиации был совершен экипажем Чкалова и 37-м году. Полет будет проходить на тренажере самолета. Приборная доска, динамика полета, скорости и маршрут полета будут соответствовать условиям полета экипажа Валерия Чкалова. : «[В наш рацион] входили бутерброды с ветчиной (по 100 граммов на человека в день), сливочным маслом (50 граммов), говядиной (50 граммов), телятиной (50 граммов).

Нашлась «свидетельница» полета Чкалова под мостом!

А он пролетел под мостом. Она так и застыла от страха. Ей помог дойти до дома прохожий. В этот же вечер Чкалов пришел к ней домой — сказал, что его выгнали из авиаэскадрильи. И что ей надо выбирать прямо сейчас — быть с ним или нет. Она выбрала второе…». Точно, в каком году это случилось, Надежда Николаевна не помнит.

Потом Оля вышла замуж за своего военного, и они переехали. Всю жизнь Ольга проработала на «Ленфильме», шила шляпки, например, все дамы в фильме «Дама с собачкой» — это ее работы, утверждает Надежда Николаевна. Остальных красавиц-сестер жизнь тоже не обласкала. Старшая Шура, известная модистка, умерла в годы войны. Но не от голода — от любви. Ее муж написал ей с фронта, что полюбил медсестру.

У женщины не выдержало сердце. У Аси был гражданский брак, но вдруг выяснилось, что муж помолвлен. Его отец запретил ему жить с Асей. Он ушел от нее под давлением отца. Ася чуть не покончила с собой, выстрелив себе в грудь из пистолета Олиного мужа-военного.

У летчиков того времени было немного другое представление о происходящем, для них любое испытание могло оказаться последним. Такая у людей была работа, на земле просто невозможно проверить все системы. Действительно, гибель Валерия Чкалова окутана тайной.

Много на тот момент произошло и политических событий, много вопросов до сих пор осталось без ответов. Действительно, многие люди завидовали прадеду. Ведь не случайно ему предлагали вообще перейти на политическую работу после перелетов. Чтобы был в безопасности! Этот трагический полет не был случайностью, хотя нельзя точно сказать ничего, ведь ничего не доказано. Дочь Чкалова Валерия Валерьевна много занималась архивами, искала материалы. Ее книжка собрана по документам и сухим фактам. Так вот, на текущий момент, хотя прошло уже более 80 лет с момента гибели Валерия Чкалова и, казалось бы, должны рассекретить его дело, до сих пор есть часть документов по истории Валерия Павловича, которые находятся под грифом «секретно» без срока давности.

Насколько мне известно, Валерии Валерьевне удалось почитать некоторые документы, но получить их копии и указать их в книге она не могла. В информации, полученной семьей, многое не сходится: было 3 комиссии по гибели Чкалова, и там расходится все — полетные задания, нанесенные маршруты, сведения, с какой стороны он упал. Комиссии написали совершенно разные вещи! К тому же в СССР на тот момент не было гражданской авиации, вся авиация была военной, но несмотря на это в 1938 году не было заключения Минобороны по факту гибели летчика Чкалова. Есть заключения отдельных комиссий. А официального заключения Минобороны по данной ситуации нет и не было. Сейчас по просьбе семьи Министерство обороны рассматривает возможность спустя столько лет написать заключение по имеющимся у них документам. Единственным человеком, который знал правду, как мне кажется, была Ольга Эразмовна.

Если не всю правду, то что-то она точно знала. Дело в том, что Валерия Павловича многие любили, и очень влиятельные люди после его гибели помогали семье. Многие документы подписаны Молотовым, он приезжал к прабабушке, есть этому документальное подтверждение. Я предполагаю, что Ольге Эразмовне должны были рассказать что-то, что она не могла себе позволить раскрыть. Есть книга воспоминаний, написанная прабабушкой. Фильм о Чкалове снят Калатозовым, а он был с прадедом лично знаком. О нем рассказывали и писали люди, которые его знали. Но есть также современный сериал, с которым категорически не согласна семья по ряду причин.

Авторы ни с кем из родственников не консультировались, хотя было объявлено, что фильм создан при поддержке семьи. В сериале летчиков показали так, как в реальности быть не могло. На аэродроме никто бы никогда никому не позволил пить. Никто не поставит стол на взлетно-посадочной полосе. В сериале много таких нюансов, они с художественной точки зрения, может, и привлекают внимание, но это то, чего не могло быть никогда. И это показывает людей, которые жизнь посвятили авиации — работе, связанной с прямым риском, не с лучшей стороны. Как будто все они были алкоголиками, тунеядцами и иногда творили чудеса.

Отправлявшихся в дальний и рискованный рейс летчиков провожала масса людей. Как вспоминал позднее Георгий Байдуков, один из троих авиаторов, находившихся тогда в кабине алого самолета: "Среди провожающих были все, кроме родных и близких. Этого требовали врачи, штаб перелета, и с этим согласился экипаж…" Слишком рискованным для той эпохи был задуманный полет — на одномоторном самолете без единой посадки от Москвы вдоль полярных берегов России до Камчатки и затем через Охотское море к берегам Амура.

Риск был высок. Высока была и вероятность, что покинувший аэродром в Щелково самолет больше не увидят никогда. Летчики — их было трое — командир экипажа Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков шли на риск сознательно, готовились установить мировой рекорд по дальности беспосадочного полета в самых сложных климатических и географических условиях Крайнего Севера. Авиация той эпохи, стремительно развиваясь, фактически породила "гонку рекордов", в которой вольно и невольно участвовали все страны, имевшие свою авиапромышленность. Но полет, начавшийся 20 июля 1936 года, задумывался не только ради рекорда — его главной, хотя так никогда и не озвученной вслух целью была безопасность страны. Безопасность наших дальневосточных границ. Опытные авиаторы Чкалов и Байдуков, задумавшие беспосадочный перелет, изначально собирались лететь через Северный Полюс в Америку. Годом ранее другой экипаж с участием Георгия Байдукова уже пытался через ледовую "крышу мира" пролететь от Москвы до Сан-Франциско. Но тогда, в августе 1935 года, новейший самолет АНТ-25, созданный конструкторами Туполевым и Сухим любой, кто хотя бы чуть- чуть знает историю отечественной авиации, сразу поймет эпохальное значение этих фамилий , вынужден был прервать рекордный рейс из-за проблем с моторным маслом. Руководители того полета сочли, что АНТ-25 ненадежен.

Но Георгий Байдуков решил доказать, что при должном управлении эта крылатая машина способна на мировой рекорд. Он уговорил на новую попытку полярного перелета своего старого друга, Валерия Чкалов. Оба приятеля были опытнейшими авиаторами, имея за плечами много лет экстремальных полетов. Оба знали друг друга давно и близко — Чкалов звал приятеля Байдуком, а Байдуков всегда в шутку обращался к Валерию Чкалову не иначе, как Валериан. И вот в июне 1936 года Байдук и Валериан оказались в кабинете Сталина. Здесь они были не впервые, но вождь СССР их удивил. Летчикам все кажется нестрашным, рисковать привыкли. Зачем рисковать без надобности?.. Сталин вдруг предложил совсем иной маршрут — не через полюс в Америку, а вдоль северных границ России на Камчатку и затем к Приморью и Приамурью с финальной посадкой в Хабаровске. Такой маршрут ранее никогда не обсуждался и был внове.

Удачный перелет в Америку имел бы большой пропагандистский эффект, но вождь СССР — как к нему ни относись — умел мыслить хитро и политиком был ловким. Именно в тот момент ему потребовался еще один явный, но не озвучиваемый вслух эффект от демонстрации небывалого уровня советской авиации — военный. Байдук и Валериан против самураев Мы сегодня привыкли, что Хабаровск соседствует с Китаем, что Сахалин вообще не имеет сухопутных границ с иными государствам, а Камчатка отделена от других держав минимум тысячей километров океанской воды. Но тогда, 85 лет назад, все было не так. Хабаровск тогда граничил с… Японией. Точнее — с Японской империей, чьи войска в 1932 году захватили весь прилегающий к России северо-восток Китая.

Чкалов был командиром, под его руководством находился второй пилот и штурман. Их первой задачей было преодоление расстояния в 9 тысяч километров и приземление на песчаной косе под названием Удд, это находится в Охотском море.

Данная задача была выполнена великолепно и без особых осложнений. Именно после этого высшим руководством был составлен план о перелете на данном самолете до Америки. Но постановлением самого Сталина было принято решение произвести перелет через Северный полюс. Вылет по этому маршруту осуществлялся 18. Полет окончился успехом, за счет этого Чкалов и его команда стала первыми людьми в мире, которые смогли преодолеть расстояние между материками по воздуху на самолете. После их достижения начали проектировать и создавать самолеты для безопасных перелетов через океан. Но самолет Чкалова поистине может считаться первопроходцем в данном направлении авиации. Особенности самолета Чкалова Все достижения данного самолета были получены, в первую очередь, за счет кропотливого и многолетнего труда конструкторов, которым и удалось достичь высоких летных показателей и очень большой на то время дальности полета.

Самой главной деталью аппарата поистине считается очень надежный двигатель, который не подвел Чкалова и его команду при перелете. Что касается самой силовой установки, то она была создана гениальным конструктором А.

В нижегородском аэропорту пассажиров поздравили с 85-й годовщиной полета Чкалова

Эта версия дискредитировала погибшего пилота и вызвала вопросы у тех, кто знал Чкалова лично. Возможно ли, что пилота «убрали» специально? В докладе спецкомиссии от 17 декабря 1938 года крушение объяснили отказом мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом. Вторая комиссия, работа которой началась лишь в 1955 году, в целом согласилась с выводами предыдущей, но внесла и свои коррективы. Специалисты под руководством генерал-полковника авиации Громова посчитали, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, а также в самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день было опасно. Наиболее вероятной причиной катастрофы назвали отказ мотора из-за переохлаждения. Но вот что странно: 2 декабря 1938 Чкалов сам осматривал И-180 и заметил, что у самолета неисправны шасси, однако все равно настоял на полете через две недели. Возможно, не холод, а именно заблокированное шасси привело Чкалова к гибели. Если бы его можно было убрать, пилот посадил бы машину на брюхо.

Кроме того, известно об отсутствии защищавших мотор от холода жалюзи. Чкалов даже уточнил, как так вышло, на что ему ответили: «Жалюзи не предусмотрены». По другой версии, кто-то срезал жалюзи накануне полета, и об этой неприятности пилот узнал уже в воздухе. Охота на самого известного летчика Небывалая популярность Чкалова породила массу слухов относительно его гибели, опровергнуть которые не удалось по сей день.

Штурман Беляков вел подробный бортовой журнал, и нам известны все перипетии, через которые пришлось пройти участникам полета. Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля. Сменяя друг друга, летчики старались отдыхать, выкраивая по 1,5-2 часа для сна. Несмотря на большие запасы еды, экипаж практически не ел, согреваясь горячим чаем и кофе из термосов. Лед на замерзших окнах срезали ножом-финкой.

На крыле, стабилизаторе и антеннах также образовалась ледяная корка. Схема перелета Облачность оказалась выше, чем планировалось, и часть маршрута пришлось идти в слепом полете, благо второй пилот Байдуков был признанным в стране мастером полетов вслепую, и около двух третьих всего пути он уверенно вел самолет в облаках по приборам, не сбиваясь с маршрута. Второй причиной, по которой последние 13 часов перед посадкой за штурвалом был не Чкалов, а Байдуков, стало кислородное голодание. Для экономии веса в трансконтинентальном перелете запасы кислорода на борту были ужаты до минимума. Кроме того, часто приходилось лететь выше запланированной высоты, и расход кислорода увеличивался. Экипаж страдал от гипоксии, больше всего досталось Чкалову, у которого шла носом кровь, поэтому на финише его подменил второй пилот Байдуков. Советский экипаж преодолел расстояние 9130 км из них 8504 по прямой за 63 часа 16 минут. Американцы восторженно встретили летчиков. Среди встречающих были советский посол в США А.

Трояновский и генерал Дж. Маршалл, будущий министр обороны и госсекретарь США. Американский президент Ф. Рузвельт принял советский экипаж в Овальном кабинете Белого дома. Воздушный мост дружбы Политические итоги полета были впечатляющими.

Полет проходил в очень сложных условиях: обледенение машины над полюсом, сплошная облачность. Фото советских летчиков появились на первых полосах ведущих западных газет, их принял в Белом доме президент Рузвельт. В честь Чкалова назвали улицу в Ванкувере. Валерий Павлович стал мировой знаменитостью. И любимцем Сталина. Вождь часто приглашал аса на кремлевские мероприятия, застолья. Ему было всего 34. Популярна версия, что любимца угробил... Руками Берии. Та отвергла притязания, зато ежедневно встречалась с Чкаловым. Сталин позвонил к ней и произнес лишь одно слово: «Ну? Он очень любил свою супругу Ольгу Эразмовну. Тот отказался. Сталин отказа не простил. Берия в начале 1938-го назначил своего секретного агента Усачева директором московского авиазавода и поручил убрать строптивца. Что тот и сделал, отправив в полет на неисправной машине. Берия тогда был далеко от Москвы, Грузией руководил. НКВД возглавил только 25 ноября, за три недели до трагедии. Вообще я крайне отрицательно отношусь к Лаврентию Палычу. Но тут вынужден признать: именно Берия пытался спасти знаменитого летчика - удержать от рокового полета. Это подтверждают найденные мной в архивах документы под грифом «совершенно секретно». Но его срочно отозвали в Москву на испытания истребителя, назначенные на 12 декабря. Секретный агент сообщил в НКВД, что у самолета много неисправностей. На машине нет ни одного паспорта, так как начальник технического контроля завода Яковлев их не подписывает до устранения всех дефектов. Однако, под нажимом директора Усачева, Яковлев подписал паспорт на крылья самолета, отметив, что разрешает полет на ограниченной скорости. Сегодня 12. Машину поведет Герой Советского Союза - комбриг В. Имеющиеся дефекты могут грозить катастрофой самолета в воздухе».

Помимо героев революции, соратников великих Ленина и Сталина, чтились Герои Труда, лучшие представители пролетарского искусства и культуры, полярники и летчики. Чкалов был летчиком и полярником одновременно. Всенародную славу ему принес беспосадочный перелет на специально созданном для дальних полетов самолете «РД» АНТ-25, «РД» означает «рекорд дальности» по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд, стартовавший 20 июля 1936 года и продолжавшийся 56 часов 20 минут до посадки на песчаной косе острова Удд в Сахалинском заливе Охотского моря. Протяженность маршрута — 9374 километра — превышала тогдашний мировой рекорд беспосадочных полетов 9105 километров , однако в качестве официального рекорд засчитан не был, так как в то время учитывалось лишь расстояние по прямой. Для советского народа подобные буржуазные формальности значения не имели, тем более что значительная часть полета проходила за Полярным кругом, в исключительно суровых условиях. За этот подвиг Валерий Чкалов и члены его экипажа были удостоены званий Героя Советского Союза Однако перелет из Москвы на Камчатку был лишь репетицией и прологом к главному событию — беспосадочному перелету из Москвы в США через Северный полюс на том же самом самолете АНТ-25, который состоялся 18-20 июня 1937 года. После этого имя Чкалова стало известно во всем мире. Молодой Советской России были нужны настоящие, молодые, красивые и отважные герои. Летом 1938 года Чкалов превратился в главного супергероя Страны Советов, обожаемого народом и обласканного властью. Вряд ли он понимал, что тяга к самолетам и станет причиной его смерти. На календаре 15 декабря 1938 года. Стоял яркий морозный и ветреный зимний день. Чкалову предстояло испытание нового истребителя И-180. Это был первый полет перспективного боевого самолета. Конструктор Николай Поликарпов и испытатель Валерий Чкалов очень хотели сделать подарок родине к 7 ноября. Спешили, но к сроку самолет готов не был. Первый испытательный полет несколько раз откладывали. На их устранение отвели всего десять дней. Тем не менее 15 декабря Чкалов продавил разрешение на первый полет. Препятствовать герою никто не решился. Полетное задание включало круг над аэродромом и посадку. Но Чкалов, сделав круг, и не подумал садиться, вместо этого он ушел на второй круг, более того — ушел за пределы аэродрома. В тот день был мороз около 25 градусов. На втором круге мотор отказал. Планируя, Чкалов пытался дотянуть до посадочной полосы, но расстояние оказалось слишком большим. Примерно в километре от аэродрома И-180 упал. Сталину и В. Молотову «Самолет обнаружен на территории дровяного склада Магистральная ул. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут». Усачев и Беляйкин получили по 15 лет, Порай — 10. Последний сгинул в лагерях. Беляйкин освободился в 1945-м и вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах. Томашевича и Усачева вернули в 1943 году: советскому авиапрому были нужны опытные специалисты. Комиссии, занимавшиеся разбором катастрофы в 1938 и 1955 годах, пришли к заключению, что ее причиной стал «отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом». В конце 1980-х — начале 1990-х в перестроечной прессе появились публикации, авторы которых придерживались версии умышленного устранения знаменитого летчика. По версии дочери, «отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина». Впрочем, никаких убедительных доказательств убийства никто предъявить не смог. Торжественное прощание прошло в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на сильные морозы люди выстаивали многие часы, чтобы подойти к гробу прославленного авиатора.

Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова

Полет будет проходить на тренажере самолета. Приборная доска, динамика полета, скорости и маршрут полета будут соответствовать условиям полета экипажа Валерия Чкалова. Весной 1936 года экипаж Чкалова просит разрешить полет через Северный полюс в Америку. За свою жизнь Чкалов совершил более 800 испытательных полетов и освоил около 70 самолетов. Почему Сталина подозревают в гибели легендарного лётчика Чкалова. Легендарный полёт Чкаловского экипажа 10 лет назад наши лётчики повторили на военном самолёте конструкции Сухого – Су-30. Это – связь поколений в единой истории России. В другой раз у самолета Чкалова во время тренировочного полета порвался стальной трос системы уборки шасси. Одну из стоек удалось вытянуть в посадочное положение вручную.

Летная школа "Авиатор" организует первый виртуальный перелет по маршруту экипажа Валерия Чкалова

Он заложил в том числе те традиции, которые и сегодня наши летчики, наши Воздушно-космические силы выполняют с гордостью, в том числе в ходе специальной военной операции. Одной из них является традиция побеждать, так что, несомненно, мы обязательно победим», — подчеркнул в свое выступлении начальник Центра координации и контроля полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации — заместитель начальника Национального центра управления обороны Российской Федерации генерал-майор Андрей Торощин. Ведь для его свершения было решено очень много технических проблем. И, даже несмотря на то, что была сделана кабина с подогревом, внутри все равно была минусовая температура», — рассказала дочь Валерия Чкалова Ольга. В завершении торжественного собрания состоялся праздничный концерт с участием артистов Центрального офицерского клуба Воздушно-космических сил.

Впереди еще много тяжелых невзгод. Нужно сохранить силы". Однако хоть члены экипажа и сменяли друг друга, все равно толком отдохнуть не удавалось: то и дело возникали непредвиденные трудности. Технические неполадки устраняли прямо в воздухе.

Мотор затрясся, стал вибрировать. Давай скорее давление на антиобледенитель! Северный Полюс преодолели в ясную, солнечную погоду. Перед ними раскинулось бескрайнее ледяное поле. Летчики вспомнили, что внизу работают в это время советские полярники. Здесь еще не было самолетов.

Чкалова выбросило вперед на 10—15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут». На самом деле Чкалов жил еще, по разным данным, от 40 минут до двух часов. Так, по свидетельству бортмеханика А. Захарченко: «Валерий Павлович после падения жил еще два часа, и последними его словами были: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам». И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д. Порай и др. В заключении указывалось, что Томашевич, Усачев, Беляйкин и Порай, являясь «выходцами из социально-чуждой среды», признались в том, что «будучи связаны между собой по работе, они знали о том, что нередко самолеты выпускались на испытания с серьезными дефектами и несмотря на это допускали их к опытным полетам, систематически покрывали преступную деятельность друг друга, граничащую с вредительством». Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя, наряду с материалами дела, подробно установлена и описана Г. Байдуковым,[31] а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы,[32] старшей дочерью летчика В. Чкаловой, в написанной ею книге «Чкалов без грифа «секретно» и других публикациях. Каганович подписал приказ, предписывающий закончить постройку самолета И-180 с мотором М-88 к 20 ноября того же года. Из документа также следовало, что в макете отсутствуют многие узлы, в частности мотора М-88, задерживается выпуск винта и др. Поликарпов, его заместитель Д. Томашевич[34] и Яровицкий составили служебную записку, из которой следовало, что на самолет поставили «нелетные» макетные крылья. Через день тягу заменили на другую, — «усиленную», и тогда же опробовали. О каком запрещении идет речь? Берия составил секретную депешу в 3-х экземплярах и направил ее Сталину, Ворошилову и Молотову. Однако под натиском директора Усачева Яковлев подписал паспорт на крылья самолета, где отметил, что он разрешает полет на ограниченной скорости…». Однако начальник Главка Беляйкин, как отмечалось в материалах дела, покрывая Усачева, Томашевича и Порая, обвинял «отдел технического контроля в необоснованной задержке допуска самолетов в опытные полеты» и «получив правительственное сообщение о запрещении полета, предложил нач. ОТК Яковлеву пропустить самолет с дефектами в опытный полет». Байдуков, входивший в состав первой комиссии, работавшей сразу после трагедии, а затем долгие годы занимавшийся исследованием обстоятельств и причин катастрофы, утверждал, что 10 декабря на летно-испытательной станции ЛИС еще не было программы испытаний, акта об устранении дефектов, и даже акта о приемке опытного образца И-180 от сборочных цехов завода его летно-испытательной станцией. Программа и новая дефектная ведомость появились только 11 декабря. В ней насчитывалось 45 пунктов! Поликарпова Н. Лазаревым, заместителем главного конструктора Д. Яковлевым, старшим контрольным мастером завода Д. Кобзевым, в частности, говорилось: «…Дефекты, указанные в прилагаемой дефектной ведомости от 11 декабря 1938 года, не могут служить препятствием для первого вылета. Тяга нормального газа, сломавшаяся во время рулежки 12. Порай и его заместитель по испытаниям А. Соловьев положили на стол директора завода Усачева официальную докладную о том, что«…программа земных испытаний самолет заказа «318» в большинстве своих пунктов к первому полету не выполнена, так как получена в 20 часов 13. Этот документ, позже обнаруженный Г. Байдуковым, от членов комиссии скрыли. Как, впрочем, и некоторые другие документы. А летные испытания так и не отложили. В этой связи уместно поставить вопрос — кто же так спешил? Многочисленными свидетельствами, документами, актами комиссий и материалами уголовного дела однозначно установлено, что прежде всего это был директор завода М. И сразу же издал свой собственный приказ о проведении первого испытательного полета 15 декабря. Оценка действиям М. В акте, в частности, говорилось: «Подготовка самолета к полету с момента вывода на аэродром 7. Клембовский пишет: «Кое-кто считает, что акт о готовности самолета к первому вылету подписали инженеры под давлением Усачева. Но где документальные доказательства этому мнению? Мы приведем лишь некоторые из тех, которые собраны в материалах уголовного дела. Эти материалы, безусловно, следует оценивать, в силу известных методов ведения следствия,[41] с большой долей осторожности. Вместе с тем, многочисленные жалобы, написанные осужденными из мест лишения свободы, не могут не представлять для исследователей интерес. И прежде всего — жалобы и письма В. Порая, — которому нет оснований не доверять, поскольку он дружил с В. Чкаловым с 1921 года,[42] и перешел на работу в ЛИС по его рекомендации всего за четыре месяца до трагедии. Всего В. Порай написал в 1939—1941 годах несколько десятков таких жалоб на имя И. Сталина, наркома обороны К. Тогда он закричал во все горло при всем инженерно-техническом персонале человек 15—20 — «не будешь принимать, подавай заявление на увольнение, а вместо тебя найдут того, кто примет эти паспорта. Я ему ответил, что служить в таких условиях не буду…». Но не успел. Усачев действительно спешил и всех торопил. А себя подстраховал — получил устное разрешение на полет М. Кагановича, которому доложил по телефону о готовности самолета к испытаниям. Причины понятны. Над ним висел дамоклов меч. Томашевич вскоре был арестован. Ни один из полетных листов, от 10, 12 и 15 декабря, Поликарпов тоже не подписывал. Поэтому вполне закономерен следующий вопрос — почему? Предположений на сей счет несколько. Известно, что Усачев сам сочинил приказ, подписанный М. Кагановичем 16 августа. А приказы в то время надо было выполнять. На дворе стоял 1938 год. Поскольку в установленные сроки не укладывались, постоянно обнаруживались все новые недостатки и некачественные узлы, Усачев, естественно нервничал и торопился. К тому же, он, видимо, знал, что в отношении него сослуживцы уже дают показания. Например, 31 октября это сделал летчик-испытатель Алексеев. В постановлении на арест Усачева от 15 декабря 1938 года, констатировалось, что «в результате его преступной деятельности на заводе…в период с мая по август месяц 1938 года произошло 9 катастроф и аварий, из которых два случая повлекли за собой человеческие жертвы». С одной стороны, он являлся недавно назначенным директором, и стремился проявить себя, продемонстрировать свои организаторские способности. А с другой — на него уже давали показания и, кроме того, давили сверху. В том же постановлении, например, утверждалось, что Усачев, «проводя антигосударственную политику в деле выполнения заводом производственной программы и отменяя по существу правительственные планы,… ввел так называемые заниженные «директорские» задания». Порай, рисуя, с приведением конкретных примеров, атмосферу «штурмовщины и очковтирательства» на заводе, и характеризуя Усачева как карьериста и хвастливого человека, во всех своих жалобах намекает, что в те дни на заводе «еще не были ликвидированы последствия вредительства», и что «все время парторганизация была занята борьбой с директором завода Усачевым и Поликарповым и дело дошло до специального постановления МК ВКПб».

На этапе подготовке вновь стал вопрос — кто полетит первым? Леваневский был автором плана перелета, за спиной у Чкалова был полет на остров Удд, а Громов лучше всех знал АНТ-25, на котором установил рекорд дальности перелета по замкнутому маршруту. Леваневский вновь подтвердил — на машинах Туполева он летать не будет. Что касается Чкалова и Громова, то было принято решение отправить два экипажа на двух АНТ-25 с разницей в полчаса. Предосторожность товарища Алксниса. Экипажу было заявлено, что его необходимо было переставить на самолет Чкалова, где обнаружились неполадки. На самолет Громова взамен должны были установить новый двигатель, заказанный на заводе. Это означало, что Громов вместе с Чкаловым не полетит. Специалисты сомневаются, что двигатель с самолета Громова действительно могли переставить на машину Чкалова. Скорее, это был повод задержать экипаж Громова. По мнению самого Громова, решение об этом мог принять курировавший перелет заместитель наркома обороны по авиации Яков Алкснис. Его беспокоила возможная конкуренция между двумя экипажами, грозившая привести к чрезмерному риску во время перелета. В итоге стало окончательно ясно — новую попытку перелета предпримет экипаж Валерия Чкалова. Полет на грани. Полет проходил в очень тяжелых условиях. Самолет часто входил в зону циклонов, облачности, вследствие чего покрывался слоем льда. Пока один пилот находился за штурвалом, второму приходилось почти непрерывно качать антиобледенительную жидкость. Помимо сильнейшего мороза температура в кабине опускалась ниже минус 20 , экипажу пришлось столкнуться с кислородным голоданием. Ученые считали, что высота облаков в районе полюса не превысит 3500 — 4000 метров, а значит, летчикам не нужно будет подниматься выше. На практике все оказалось иначе, и пилотировать приходилось на высотах, где не обойтись без кислородной маски. Это привело к дефициту кислорода, который стал остро сказываться во второй части перелета. Не удалось получить и сводку погоды со станции «Северный полюс-1». Как раз во время прохождения этого района на АНТ-25 отказала антенна рации.

Николай Стариков

  • Крылья Чкалова
  • От поломки к поломке
  • 85 лет назад состоялся легендарный полет Байдукова-Чкалова-Белякова | Новости –
  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • "Храбрейший из храбрых": как Валерий Чкалов на американский военный аэродром слетал - Мнения ТАСС

Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск

Существует такая легенда, что русские летчики возвращались из Америки домой на теплоходе, на котором присутствовала и кинодива Марлен Дитрих. Пассажиры, высадившись во французском порту, пересели на поезд и отправились в Париж. Там, на перроне, столпилось огромное количество народа с цветами. Дитрих полагала, что это поклонники встречают ее, но, когда букет вручили Чкалову, она растерялась. После этого случая и поползли слухи о романе русского летчика с немецкой актрисой. Однако родственники Валерия Павловича уверены, что об этом не могло быть и речи.

К 1937 году популярность Чкалова была невообразимой. Сразу от нескольких областей его кандидатуру выдвинули в депутаты. Говорят, что, став депутатом, он каждую неделю встречался со Сталиным. Они были друг с другом на «ты», и вождь безмерно доверял комбригу, что не нравилось окружению генсека. Занимавшиеся расследованием гибели Чкалова приводят еще два факта его биографии, которые могли «подписать» ему смертельный приговор.

На брудершафт с вождем В 1937 году начались массовые репрессии, которые коснулись и близких знакомых Чкалова. И за всех Чкалов ходил просить, доказывал их невиновность. Говорят, что после одного из таких разговоров летчик вышел из кабинета Сталина и так хлопнул дверью, что у сидящего в приемной посетителя с коленей слетела папка с документами. Такого своеволия вождь не любил. Другая история связана с одним из кремлевских приемов, на котором Чкалов подошел к Сталину и, подав ему рюмку водки, предложил выпить на брудершафт.

Иосиф Виссарионович лишь пригубил напиток. Он не любил таких душевных порывов, тем более при подчиненных. Валерий Чкалов Существует еще одна версия, по которой якобы было решено «устранить» Чкалова. Ее выдвинул в своем романе «Отчаяние» Юлиан Семенов. Ходили слухи, что Сталин якобы симпатизировал супруге наркома внутренних дел Николая Ежова Евгении.

Но она предпочла общаться с Валерием Чкаловым. И когда Сталин узнал об этом, то летчик чуть ли ни через неделю разбился. Но на тот момент катастрофа случилась 15 декабря 1938 года Евгении Ежовой уже не было в живых.

Впоследствии выяснилось, что выпустить шасси мешала отвертка, которую кто-то вставил в механизм. Кому же мог «перейти дорогу» герой СССР и народный любимец? Родные Чкалова догадывались, что у него назрел конфликт со Сталиным.

Жена пилота, Ольга Орехова, вспоминала, что супруг старался держать при себе револьвер «на всякий случай». Проблемы начались после того, как Сталин предложил Чкалову пост наркома внутренних дел, а тот отказался, памятуя о судьбах людей, занимавших этот пост ранее. Была и другая, более личная причина, расправиться с легендарным пилотом. По слухам, она предпочла Сталину роман с Чкаловым, чего «отец народов» простить не мог. Евгения Хаютина покончила с собой в 1938 году за месяц до гибели Валерия Чкалова. По официальной версии, она страдала от тревожного расстройства.

По воспоминаниям современников Валерия Чкалова, его гибель оказалась для многих советских людей личной трагедией. Он был кумиром всей страны — храбрый, мужественный и слегка грубоватый. Юрий Гагарин и Герман Титов так писали о нем: «Каждый советский летчик любит и знает Валерия Павловича Чкалова, помнит его заветы и хочет быть похожим на него».

Оля испугалась ужасно — решила, что Чкалов хочет покончить с собой, а заодно убить и ее. Она потом рассказывала, что от страха так вцепилась в перила, что не могла даже кричать, только дрожала. Когда самолет по одной из версий, это был одноместный истребитель Fokker D. А Чкалов нырнул под мост и полетел дальше. У Ольги руки просто приклеились к перилам — к ней подошел какой-то мужчина, чтобы помочь, и даже он не сразу смог их оторвать.

Он проводил ее до дома. Олю трясло. А когда впоследствии состоялась их встреча с Чкаловым, он ей сказал: «Ты хотела подвига? Я его совершил». Расстались они не очень хорошо, со взаимными обвинениями: Ольга обвинила Чкалова в том, что он мог ее убить, а он сказал, что из-за нее его отстранили от полетов. Чкалов стал народным героем после того, как совершил два беспосадочных перелета из Москвы на Дальний Восток и из Москвы в Ванкувер. Сталин лично встречал возвращающиеся самолеты и очень благоволил дерзкому летчику. В браке с Ольгой Эразмовной у Чкалова родились трое детей. А Ольга Александрова, по рассказам Надежды Николаевны, так и не нашла в браке свое счастье.

Ее муж рано умер — упал с лестницы и разбил голову. Замуж она больше не вышла. Всю жизнь проработала портнихой на швейной фабрике. Когда Надежда Николаевна вошла в их семью, Ольга Ивановна была уже на пенсии. Жила отдельно, но часто заходила к брату Георгию в гости. Чкалова вспоминала редко и лишь однажды рассказала своей невестке о его полете под мостом.

Алкснис и др. Вскоре экипаж перегнал машину на Щелковский аэродром, где началась непосредственная подготовка к перелету. За своевременную и тщательную подготовку самолета отвечал Е. Для обеспечения перелета были привлечены радиостанции Северного морского пути. Пароходы и ледоколы Северного флота готовились, чтобы, в случае чего, оказать немедленную помощь. В Канаде и в США была подготовлена сеть радиостанций для приема радиограмм с борта и передачи информации на борт. Инженерной группой ЦАГИ были рассчитаны и составлены для экипажа графики режима полета. Особое внимание и экипаж, и наземные службы обращали на двигатель М-34Р на АНТ-25 при температуре выше плюс пятнадцать градусов на повышенных оборотах начинал перегреваться. Когда принималось решение о полете, Сталин поинтересовался: "... Так вы говорите, что выбор самолета сделан правильно? Все-таки один мотор... Этого не надо забывать. Вместе с мотористами Чкалов занимался регулировкой М-34Р, добиваясь получения оптимальных параметров. В начале июня было решено форсировать сроки перелета. Причина была следующая: перед экипажем стояла задача первыми определить возможность этого перелета, а затем передать информацию об особенностях работы, наблюдения и рекомендации по доработке отдельных элементов самолета, двигателя и оборудования на самолете М. Громова, который должен был лететь вслед за ними. Оба перелета необходимо было уложить в летние месяцы и желательно в период июнь-июль, когда обстановка по маршруту более или менее благоприятная.

"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах

Экипаж Чкалова долетел всего за 63 часа 16 минут, побив собственный рекорд беспосадочного полета, покрыв за это время расстояние в 11 340 километров. Национальный герой Валерий Чкалов, проживший всего 34 года, настолько любим и популярен в народе, что возникли легенды не только о его жизни, но и о его гибели. Вместе с участниками автопробега НижнийНовгород — Москва они возложили цветы к Кремлевской стене у местазахоронения урны с прахом В. П. Чкалова. Новости СМИ2. ВИДЕО – Тема дня. В следующем году во время тренировочных полетов Чкалов угробил два новеньких самолета, купленных за границей. Среди достижений отечественной науки и техники перелет экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку находится в одном ряду с полетом Юрия Гагарина.

Самый дерзкий полет Чкалова

Полёт из Москвы на Камчатку посвящён 85-летию беспосадочного перелёта экипажа Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Валерия Чкалова. Авторитет Чкалова, его лётное мастерство благоприятствовали возобновлению подготовки рекордного полёта через Северный полюс в США. Историки авиации утверждают, что полет Чкалова под Троицким мостом — легенда без доказательств.

Торжественная встреча самолета сегодня посвящена героическому полету Валерия Чкалова

А в июле маршрут повторил экипаж Громова. Какую выдержку нужно иметь! Сильной женщиной была Ольга Эразмовна? Помимо того, что она вырастила своих детей, она еще была народным депутатом и занималась проблемами детей-сирот после Великой Отечественной войны. Ею достаточно много сделано в этом направлении. Она прекратила свою общественную и патриотическую деятельность уже в очень пожилом возрасте. Что можно сказать о ее характере, если во время войны, когда она уезжала с детьми в эвакуацию, ей удалось собрать детей у всех родственников и друзей и забрать их с собой? Прабабушка добилась того, чтобы вывезти не только детей, но и женщин в Уфу. Она старалась пользоваться возможностями не для себя, а для решения задач крупного масштаба. Внезапно отказавший двигатель — роковая случайность?

Какая версия у семьи? Тогда, в ходе первичных этапов, было обнаружено большое количество дефектов. Самолет строили на замену, его нужно было получить очень быстро, уже было известно, что предстоит война, и шла подготовка к ней. Нужна была замена истребителя, его частично разрабатывали, частично он был собран, в нем использовались компоненты от других самолетов. Это была такая сборная солянка И-180 под руководством авиаконструктора Поликарпова, там действительно были недостатки. Но все очень спешили, задача партии была завершить работу как можно быстрее. И Валерий Павлович, как человек фанатичный, участвовал в этой гонке. Он говорил, что несет ответственность за весь завод. Фактически от него зависело, пойдет ли дальше эта машина, что в ней надо доделать.

Для него это была серьезная нагрузка, он с большой ответственностью относился к работе испытателя. У летчиков того времени было немного другое представление о происходящем, для них любое испытание могло оказаться последним. Такая у людей была работа, на земле просто невозможно проверить все системы. Действительно, гибель Валерия Чкалова окутана тайной. Много на тот момент произошло и политических событий, много вопросов до сих пор осталось без ответов. Действительно, многие люди завидовали прадеду. Ведь не случайно ему предлагали вообще перейти на политическую работу после перелетов. Чтобы был в безопасности! Этот трагический полет не был случайностью, хотя нельзя точно сказать ничего, ведь ничего не доказано.

Дочь Чкалова Валерия Валерьевна много занималась архивами, искала материалы. Ее книжка собрана по документам и сухим фактам. Так вот, на текущий момент, хотя прошло уже более 80 лет с момента гибели Валерия Чкалова и, казалось бы, должны рассекретить его дело, до сих пор есть часть документов по истории Валерия Павловича, которые находятся под грифом «секретно» без срока давности. Насколько мне известно, Валерии Валерьевне удалось почитать некоторые документы, но получить их копии и указать их в книге она не могла. В информации, полученной семьей, многое не сходится: было 3 комиссии по гибели Чкалова, и там расходится все — полетные задания, нанесенные маршруты, сведения, с какой стороны он упал. Комиссии написали совершенно разные вещи!

Несмотря на то что летчики были снабжены большими аварийными запасами: едой, лодкой, палатками и оружием — «главный полярник» СССР Отто Шмидт выступал против полета.

В случае катастрофы шансов выжить у экипажа практически не было, тем не менее Северный флот СССР находился в режиме готовности оказать помощь авиаторам. Штурман Беляков вел подробный бортовой журнал, и нам известны все перипетии, через которые пришлось пройти участникам полета. Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля. Сменяя друг друга, летчики старались отдыхать, выкраивая по 1,5-2 часа для сна. Несмотря на большие запасы еды, экипаж практически не ел, согреваясь горячим чаем и кофе из термосов. Лед на замерзших окнах срезали ножом-финкой. На крыле, стабилизаторе и антеннах также образовалась ледяная корка.

Схема перелета Облачность оказалась выше, чем планировалось, и часть маршрута пришлось идти в слепом полете, благо второй пилот Байдуков был признанным в стране мастером полетов вслепую, и около двух третьих всего пути он уверенно вел самолет в облаках по приборам, не сбиваясь с маршрута. Второй причиной, по которой последние 13 часов перед посадкой за штурвалом был не Чкалов, а Байдуков, стало кислородное голодание. Для экономии веса в трансконтинентальном перелете запасы кислорода на борту были ужаты до минимума. Кроме того, часто приходилось лететь выше запланированной высоты, и расход кислорода увеличивался. Экипаж страдал от гипоксии, больше всего досталось Чкалову, у которого шла носом кровь, поэтому на финише его подменил второй пилот Байдуков. Советский экипаж преодолел расстояние 9130 км из них 8504 по прямой за 63 часа 16 минут. Американцы восторженно встретили летчиков.

Среди встречающих были советский посол в США А. Трояновский и генерал Дж. Маршалл, будущий министр обороны и госсекретарь США. Американский президент Ф.

Летчик погиб в декабре 1938 года при проведении испытательного полёта на самолёте И-180 конструкции Николая Поликарпова. Куйбышевцы приходили к родным Чкалова, чтобы лично выразить соболезнования. Сын Валерия Чкалова Игорь продолжил карьеру знаменитого отца, стал авиационным инженером, много раз бывал в Самарской области. Выступал перед курсантами самарского аэроклуба и Сызранского вертолетного училища, а также дарил книги о своем героическом отце.

Согласно легенде именно Игорь Чкалов впервые озвучил выводы, к которым, видимо, пришёл Лаврентий Берия: отца погубили люди из окружения Иосифа Сталина, которым не нравилась дружба вождя и лётчика, а также влияние последнего на главу страны. Фото: mixyfotos. Где, кроме авиационной техники Поликарпов занимался и ракетной тематикой. И-180, на котором разбился лётчик, признали ненадёжным. Группу конструкторов, инженеров и авиатехников, готовивших самолет Чкалова к вылету, отправили в лагеря и расстреляли по-быстрому, обрезав все нити, ведущие к реальным заказчикам преступления. Позже «гадкий утенок И-180» вырос до легендарной серии истребителей Ла-5 и Ла-7. Новейший истребитель Поликарпова И-180 был «сбит» конкурентами Фото: gunsfriend. Именно самолёт Поликарпова нужно было дискредитировать громкой авиакатастрофой.

Николай Поликарпов стал главным инженером авиационного завода в Куйбышеве. А его самолёты доделывали уже другие люди. Фото: nosoldat. До последнего момента лётчик оставался профессионалом. Пытался спасти новейший самолет. В акте следственной комиссии указано: при заходе на посадку двигатель М-88 неожиданно заглох. Чкалов «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть, и сел вне площади, занятой жилыми домами», но сам при этом погиб. Валерий Чкалов погиб при посадке.

Фото: prajt.

Всем вылетающим пассажирам вручали памятные открытки, выпущенные специально к этой дате, а в зале прилета гостей встречали сотрудники аэропорта и дарили юным пассажирам воздушные шары.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий