ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Народы Севера любят принимать много гостей, и все они должны уместиться в теплом доме. У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. Жилища народов Севера, народностей Западной и Восточной Сибири весьма разнообразны, к ним относятся такое жильё как землянка, шалаш, чум, ураса, юрта или кибитка, земляной дом, фанза, сруб и другая обитель.
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов
Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет. В горных районах Карпат пастухи и лесорубы строили временные летние жилища, которые назывались «колыба». Это сруб из бревен, у которого не было окон. Крыша была двускатая, и покрывалась плоскими щепками. Вдоль стен внутри устанавливали деревянные лежаки и полки для вещей. Посередине жилища размещался очаг. Это традиционный вид жилища у белорусов, украинцев, южных русских народов и поляков. Крыша была четырехскатной, из камыша или соломы.
Стены строились из полубревен, обмазывались смесью конского навоза и глины. Белилась хата как снаружи, так и изнутри. На окнах были ставни. Дом окружала завалинка широкая лавка, заполненная глиной. Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная. Жилища кочевников Юрта Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага.
Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками. Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах. Кот на «цепи» У женщин-чумработниц каждый день также расписан по минутам. Забот у них, пожалуй, больше, чем у мужчин. Утром нужно собрать мужчин, накормить, одеть, вечером встретить, одежду обсушить. А помимо этого еще снег растопить, дров натаскать, печь затопить».
Зимой работы чуть поменьше, поэтому женщины могут уехать в отпуск на квартиру в город. Семья Ного свое благоустроенное жилье ждала больше десяти лет. Сейчас там живет старенькая мама Василия, а остальные члены семьи приезжают «в отпуск». Центральное место в чуме занимает печь: и еду приготовить, и жилище обогреть. Так как тумб и шкафов нет, то вещи либо в коробках на полу, либо, как, например, умывальник, радио, перекидной календарь. Не обходится здесь и без домашних животных. Только если лайки бегают на улице сами по себе, то кот в чуме сидит на привязи — чтобы под ногами не путался. Кстати, живет он там не ради красоты, а для отлова мышей, которые в жилье коренных народов Севера тоже наведываются. Кот и собака — лучшие друзья. Чум на несколько часов превращается в баню», — отвечает она.
Постепенно небольшой чум начал наполняться гостями. За небольшой, но богатый стол садиться пришлось в два захода. Для гостей — все то, чем славится север: мясо оленины, строганина из щекура, морошка и национальная выпечка. Такой стол готовится преимущественно по праздникам. В будни в меню блюда попроще, даже лапша быстрого приготовления. Опасения ученых по поводу того, что вредная еда плохо сказывается на здоровье коренных жителей, сами аборигены не подтверждают. Особенно летом: затарились лапшой быстрого приготовления — и быстро, и удобно. Те же самые огурцы, помидоры, яблоки едим. Это в моем детстве ничего такого не было, а сейчас хоть арбузы зимой покупай. Снимем деньги с карты в банкомате и идем за покупками в магазин — не бестолковые же, — смеется Василий.
Иглу — эскимосское жилище из снега и льда Соседи чукчей — эскимосы жили куда беднее и яранги у них появились значительно позже. Изначально же бедные эскимосы зимовали в самых настоящих «ледяных избушках», которые назывались иглу и представляли собой жилище, построенное из снежных или ледяных блоков. Такие куполообразные постройки существуют и сегодня: обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3-4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных снежных блоков. При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло. Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены — полностью или частично Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.
Павел Кузьмичев Перекочевку называют «кастлание». Все маршруты не меняются веками: бригады ходят по следам своих предков, которые остаются в тундре. И оленеводы могут заранее рассчитать, когда они будут вблизи поселков, чтобы пополнить запасы продуктов и других необходимых вещей. Павел Кузьмичев У них сегодня есть и снегоходы, и автомобили, и ноутбуки, и мобильные телефоны, и рации, и бензиновые генераторы. Но главное, говорят северные жители, у них есть чувство свободы. А у нас не нужно вставать по часам и бежать на автобус. Не опоздаешь к начальству. Живешь, как тебе велит твоя судьба», — говорит Галина. Павел Кузьмичев Сегодня семьи оленеводов на Ямале кроме чумов имеют свои дома или самые обычные квартиры. Например, кто-то из семьи работает в поселке, а кто-то переезжает туда на пенсии, а родственники продолжают кочевать с оленями, но все приезжают друг к другу в гости. И все вспоминают лес и тундру с большим теплом. Поехали покастлаем?
Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур: Вопрос: Переносное жилище некоторых народов Севера.
Исторически чум является одной из наиболее ранних форм созданного человеком жилья. Схожие формы можно найти даже на другом континенте — к примеру, некоторые варианты вигвамов и типи, встречавшихся в Северной Америке. Конструкция чума, напоминающая шалаш, за тысячелетия практически не подвергалась изменениям. Вносились лишь незначительные инженерные корректировки, благодаря которым чумы становились более практичными. Типи — жилище индейцев племени Сиу Главным преимуществом чума является его запланированная простота, которая проявляется в устройстве, процессе сборки-разборки и конструктивных элементах. Прежде всего это продиктовано характером жизни ненцев и ареалом их расселения. Установка чума, под конусом которого могут жить несколько семей, занимает не больше полутора часов. Исторически возведением жилища занимаются женщины, но в случае оказания помощи со стороны мужчин этот процесс может длиться около часа. В теплое время возведение чума занимает еще меньше времени, чем в зимнее — до получаса. Процесс возведения чума в зимнее время Коническая форма чума не является случайной. Именно такая форма делает жилище устойчивым даже при сильных арктических ветрах, а покатые стены не позволяют снегу скапливаться на них. Кроме того, тепло от очага внутри чума эффективнее и равномернее скапливается и сохраняется благодаря отсутствию у стен углов. Все конструктивные элементы чума перевозились на нартах — санях, в которые запрягались собаки или олени. Прибыв на место, одна или несколько семей начинают приготовления к установке чума. Для этого выбирается ровная поверхность, как можно менее продуваемая зимой и более продуваемая летом. Нарты — грузовой и пассажирский транспорт ненцев Возведение жилища начинается с установки очага. Раньше в качестве очага использовали кострище из легких камней. В современных чумах используют дровяные печи-буржуйки, которые устанавливают на плоский лист металла. Дождавшись таяния снега, хозяйки стелют пол из досок и ставят на него мебель. Для экономии свободного пространства и облегчения перекочевок ненцы имеют небольшой набор мебели — обязательно лишь присутствие маленьких столиков и ларя для вещей.
Значение слова «Яранга»
Павел Кузьмичев Перекочевку называют «кастлание». Все маршруты не меняются веками: бригады ходят по следам своих предков, которые остаются в тундре. И оленеводы могут заранее рассчитать, когда они будут вблизи поселков, чтобы пополнить запасы продуктов и других необходимых вещей. Павел Кузьмичев У них сегодня есть и снегоходы, и автомобили, и ноутбуки, и мобильные телефоны, и рации, и бензиновые генераторы. Но главное, говорят северные жители, у них есть чувство свободы. А у нас не нужно вставать по часам и бежать на автобус. Не опоздаешь к начальству. Живешь, как тебе велит твоя судьба», — говорит Галина. Павел Кузьмичев Сегодня семьи оленеводов на Ямале кроме чумов имеют свои дома или самые обычные квартиры. Например, кто-то из семьи работает в поселке, а кто-то переезжает туда на пенсии, а родственники продолжают кочевать с оленями, но все приезжают друг к другу в гости. И все вспоминают лес и тундру с большим теплом.
Поехали покастлаем?
Сама землянка имеет всегда четырехугольную форму, ширина и длина ее составляет 10-14 футов, а высота 8 футов и больше. Ближе к стенам высота помещения вследствие изгиба потолка уменьшается. Землянка углублена в землю на 5 футов, а сверх того на три фута высоты уложена земляная стенка, поверх китовые челюсти, установленные по всем сторонам. На упомянутых китовых челюстях покоятся четыре отдельных одинаковых китовых челюсти, уложенные вдоль от самих входа на некотором расстоянии друг от друга и образующие потолок юрты. Поперек них по всему потолку уложены китовые ребра. На высоте трех футов от уровня пола по четырем углам юрты прикреплено по одному ребру, которые посередине своего изгиба покоятся на подпорках, а на них вдоль всех четырех стен уложены доски. Они и представляют собой нары, на которых спят и сидят чукчи. Пол также покрыт досками, а под нарами взамен настила положены моржовые шкуры.
Близ входа в потолке имеется решетчатое отверстие, затянутое пузырем китовой печени. Около окна имеется в потолке еще одно небольшое отверстие в виде вдавленного в крышу позвонка, оно предназначено для выпуска наружу дыма от ламп, расположенных по четырем углам юрты. Сени освещаются таким же окном, вделанным в потолок близ самой землянки" Архив МАЭ. При сопоставлении этого описания с материалами археологических раскопок обнаруживается поразительное сходство с землянками пунукского времени VII- XVII в. Совпадает также и материал, из которого строились землянки. У современного населения Чукотки сохранилась память о том, что раньше было два типа полуземлянок: валкаран "жилище из челюстей" и клерган "мужское жилище". Клерган , несмотря на такое название, была просто зимним жилищем, в котором селилось несколько семей ближайших родственников. Валкаран тоже зимнее жилище , но для одной семьи. По свидетельству информаторов, в валкаран жили сироты или посторонние, которых могла поселить около себя большая семья.
По замечанию К. Мерка, на одну зимнюю юрту приходилось несколько летних яранг. Например, в Уэлене было 26 летних юрт и 7 зимних Этнографические материалы, 1978. Примерно такое соотношение зимних и летних жилищ характерно для всех оседлых поселений чукчей. Яранги прибрежных чукчей по внешнему виду и внутреннему устройству напоминали яранги оленных чукчей2. Сохраняя конструктивную основу яранги оленеводов, летнее жилище оседлых чукчей имело и некоторые отличия. Оно не имело дымового отверстия. В безлесной местности чукчи не устраивали даже очага. Пищу готовили на жировых лампах или в специально устроенных "кухнях" около яранги, где жгли кости морских животных, обливая их жиром.
В плаваниях при необходимости укрыться от непогоды под временное жилье использовались байдары. Их вытаскивали на берег, опрокидывали вверх дном и располагались под их укрытием. Позже А. Лазарев отметил: "Зимних юрт мы у чукчей не видели; летние же делаются книзу довольно круглыми, в диаметре от 2 с половиной до 4 сажен, а кверху выпуклыми, отчего издали походят на стог сена. Нам говорили, что чукчи живут и зимой в сих юртах, чему мы сначала не верили, но нас уверяли, что зимой в них не холодно " Записки о плавании, 1950. В XIX в. Вместо них в зимнее время используются яранги со спальными пологами из шкур оленя. Врангель , проехавший на собаках от м. Шелагского до Колючинской губы, видел лишь развалины старых землянок, но нигде не говорит о том, что чукчи живут в них.
Оленные чукчи жили в ярангах и зимой, и летом. Отличие их заключалось лишь в качестве шкур, из которых были сделаны покрышка и полог. Такие яранги вмещают по несколько пологов из оленьих шкур и имеют поэтому значительные размеры" Архив МАЭ. Общинные яранги оленных чукчей бытовали кое-где и в первой четверти XIX в. К 40-м и 50-м годам XIX в. В этой связи коллективное жилище утратило свое значение. В книге З. Соколовой "Жилище народов Сибири Опыт типологии " дается подробное описание устройства чукотской яранги: " яран. У оленеводов она была переносной, у морских зверобоев - стационарной.
Каркас яранги состоит из вертикальных шестов, поставленных по кругу. В переносной яранге эти шесты стоят в виде треног, связанных ремнями, в стационарной они чередуются по одиночке, либо соединены парами диагональными перекладинами. Верхние части вертикальных жердей или треног соединены вертикальными жердями, образующими обруч, к которому прикреплены жерди конического покрытия, перекрещивающиеся вершинами друг с другом и опирающиеся в стационарном жилище на центральную опорную с перекладиной наверху жердь или на три шеста в виде треноги три шеста, соединенные вершинами. Жерди конического покрытия иногда скрепляют изнутри обручем, покрывают наклонными шестами. В некоторых ярангах вершина несколько смещена от центра к северу... Поверх каркаса яранга покрывается покрышками из оленьих или моржовых шкур, летом - брезентом, Снаружи ярангу от ветра обвязывают ремнями, к которым прикрепляют камни. Нижнюю часть остова стационарной яранги в основании и вход приморские чукчи обкладывают дерном или камнями в виде низкой стенки. Входное отверстие закрыто куском кожи или дощатой дверью только во время буранов. Внутренее пространство делится на отдельные помещения для брачных пар или родителей и детей тремя-четырьмя меховыми пологами в виде прямоугольного ящика , отапливаемыми каменными лампами с тюленьим жиром жирники.
Пологи привязывают с помощью шестов к горизонтальной жерди у задней стены жилища. В полог вползают, приподнимая его переднюю стену. Вдовин, Е. Составленный из них круг, меньший по диаметру, чем основание, укреплял каркас яранги в средщней ее части. В верху, ближе к дымовому отверстию, еще один ряд перечных перекладин. Деревянный остов яранги покрывали мехом наружу шкурами оленей, сшитыми обычно в 2 полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Для 2 половин наружного покрытия требовалось около 40 - 50 больших оленьих шкур. В ярангу входили между 2 половин покрытия, откидывая в стороны их края.
Чем их больше, тем чум просторнее и выше. Самые большие чумы могут состоять из 50 жердей, что позволяет им иметь обширный, более 8 метров, диаметр. Среднее количество жердей чаще всего составляет от 30 до 40. Их количество влияет и на форму жилища — чем жердей меньше, тем более заостренным является треугольник чума.
По остроте угла крыши можно было определить благосостояние семьи. Ненцы долгое время используют одни и те же жерди, срезая с них отсыревшие после длительного использования концы. Из-за этого чум с годами становится короче, и в какой-то момент жерди приходится обновлять. Первыми ставят два связанных друг с другом опорных шеста, между которыми образуется крестовина.
В нее по кругу встраиваются остальные шесты. За очагом внутри чума устанавливают последний, священный шест — симзы. На нем размещаются родовые обереги, окуриваемые дымом очага. Место за симзы является священным, в него может заходить лишь глава семьи.
По этой причине женщина, чья половина чума располагается ближе к выходу, не может обходить очаг сзади. Установка каркаса чума Получившийся каркас обтягивается сшитыми в единое полотно оленьими шкурами — нюки. Зимой на чум надевают две пары нюков — внутренние, шерстью внутрь, и внешние, шерстью наружу, которую необходимо было подстригать, чтобы на ней не скапливался снег. Воздушная прослойка между двумя слоями шкур позволяет сохранять тепло внутри жилища.
Летом покрытием служила береста, но в современности ненцами принято использовать брезент. Чум, покрытый нюками Как было сказано выше, чаще всего в одном чуме располагались две близкие семьи. Тем не менее ни одни хозяева не могли отказать одинокому заблудившемуся путнику в ночлеге, если тот об этом попросит. Как правило, просить даже не приходилось — в светлое время одинокого путника в белой пустыне было видно издалека.
Локалова, 2019 г. Диаметр большой корякской яранги 8-9 метров. Огонь разводился в середине наружной части яранги прямо под дымовым отверстием. К стенам яранги с трех сторон подвешивали спальные пологи 1-2 по информации Л. Аслаповой; 3—4 по книге С.
Стебницкого «Очерки этнографии коряков». Их освещали и отапливали светильниками-жирниками; пол устилали ветвями ивы, карликовой берёзы и кедровым стлаником, покрывали оленьими шкурами. Ночью, когда опускалась передняя стенка, полог оказывался плотно закрытым. После того, как в полог забирались члены семьи, в нём быстро становилось тепло даже при очень сильном морозе. Одеялом служили шкуры оленей.
Каждое стойбище — это несколько жилищ-яранг. Стойбище оленных коряк. Леопольд Немировский. Из книги «Путешествие по Восточной Сибири» И.
Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал!
Значение слова «Яранга» | Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. |
На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов | Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. |
«Чумовой» быт. Почему коренные жители Севера не хотят уезжать из тундры
Народы Севера называют традиционное жилище по-разному. Ответ на вопрос "Переносной домик у народов Севера ", 6 (шесть) букв: яранга. констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример. Решения для определения ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова.
Как устроено иглу – зимнее жилище эскимосов
На этот конический каркас натягивали чехол, сшитый из оленьих шкур. Куваксу называют исконным типом саамского жилища, которое существовало до появления у саамов срубных построек. Последние записи:.
Установка чума, доски для пола и печка - базовые элементы чума Только после этого начинают возводить стены.
Сначала устанавливают два основных шеста, которые связывают между собой, а потом и все остальные их обычно от 20 до 50 штук. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум. В центре у ненцев особняком стоит священный шест симзы.
Установка чума в тундре Когда каркас жилища готов, его накрывают нюками - покрытием из оленьих шкур. Зимой нюки укладывают в два слоя, первый слой мехом внутрь, а верхний - мехом наружу. На один чум уходит до 80 шкур.
Основание присыпают снегом, вход также прикрывают шкурой, а место, где сходятся края нюков, прижимают нартами. Сейчас обычно используют брезент или другой прочный материал.
У нек-рых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Большой толковый словарь русского языка Кузнецова С.
Летом — вываренной берестой или корой, иногда парусиной или мешковиной.
Вход завешивался шкурами, летом — грубой тканью. В центре чума находился очаг, по обе стороны от входа — места для спанья: на пол клали бересту, циновки из ивовых прутьев и сухой травы, сверху — оленьи шкуры. Яранга Переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога.
Чоттагин представляет собой подобие сеней. Это холодная часть жилища.
Переносное жилище некоторых народов Севера
Раньше в качестве очага использовали кострище из легких камней. В современных чумах используют дровяные печи-буржуйки, которые устанавливают на плоский лист металла. Дождавшись таяния снега, хозяйки стелют пол из досок и ставят на него мебель. Для экономии свободного пространства и облегчения перекочевок ненцы имеют небольшой набор мебели — обязательно лишь присутствие маленьких столиков и ларя для вещей. Тем не менее в чумах богатых семей сегодня можно увидеть даже телевизор со спутниковой тарелкой. Чум изнутри. Схема Размер чума также зависит от уровня достатка семьи. Каркас жилья состоит из длинных тонких жердей.
Чем их больше, тем чум просторнее и выше. Самые большие чумы могут состоять из 50 жердей, что позволяет им иметь обширный, более 8 метров, диаметр. Среднее количество жердей чаще всего составляет от 30 до 40. Их количество влияет и на форму жилища — чем жердей меньше, тем более заостренным является треугольник чума. По остроте угла крыши можно было определить благосостояние семьи. Ненцы долгое время используют одни и те же жерди, срезая с них отсыревшие после длительного использования концы. Из-за этого чум с годами становится короче, и в какой-то момент жерди приходится обновлять.
Первыми ставят два связанных друг с другом опорных шеста, между которыми образуется крестовина. В нее по кругу встраиваются остальные шесты. За очагом внутри чума устанавливают последний, священный шест — симзы. На нем размещаются родовые обереги, окуриваемые дымом очага. Место за симзы является священным, в него может заходить лишь глава семьи.
Справа и слева от печи укладываются по три доски пола - каждая хозяйка на своей половине. Затем по другую сторону от досок на каждой половине чума расстилают норы-спальные места. Зимой кладут деревянную решетку тахар , сплетенную из березовых прутьев и связанную веревками с трех сторон. Летом для предотвращения сырости вниз кладут бересту или куски толя, полиэтилена, а затем уже тахар из прутьев.
Циновки изготавливали из тонких пучков вейника или осоки, и укладывали их поверх тахар. Поверх подстилок из травы кладут оленьи шкуры. К изголовью подкладывают большие пучки травы. Потом кладут длинную подушку сверху обшитую сукном, с лицевой стороны украшенную орнаментом из суконной аппликации. В длинных узорных подушках летом хранятся и ненужные пока зимние шубы из оленьих шкур. По всей длине постелей натягивают полог, служащий защитой от комаров летом и дополнительным утеплением зимой. В дневное время полог сворачивают. У дверей находится мешок с женскими кисами, тут же лежит крыло утки служащее в качестве веника , запас топлива летом хворост, зимой дрова , а также доска у входа — овхар сохл. Каждый человек, живущий в чуме, поддерживает установленный веками порядок и предписания, у каждой вещи есть свое место.
Сверху чум покрывают брезентовым полотнищем в форме трапеции, с «ушами» и веревками по углам.
На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм. Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, но пожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников. Сходства и различия жилищ северных народов. Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся традиционные виды хозяйственной деятельности, бытовой уклад, национальная одежда, жилище, язык, социальная организация и др.
Каждая из перечисленных особенностей имеет своё значение для жизни этноса. Традиционное жилище — чум, яранга, иглу, балаган и юра занимает в этом ряду особое место, для многих северных народов эти жилища являются единственным видом жилища в прошлом, а для некоторых и по сей день. Это обусловлено их конструкцией и мобильностью. Вид жилища Отличие Чум Является мобильным. Собирается и разбирается за 1-2 часа. Отапливается очагом. Окон не имеется. Одно общее помещение.
Яранга Является мобильным. Два помещения, одно жилое отапливаемое, а второе — холодная кладовая. Юрта Является мобильным. Конструкция состоит из деревянных жердей, поставленных в виде решетки, покрывается шкурами или чаще всего войлоком. Иглу Быстровозводимое не мобильное жилище, для постоянного проживания. Конструкция состоит из снега и льда. Имеется коридор, само помещение для жилья строиться на фундаменте, коридор расположен ниже уровня пола жилой комнаты. Не отапливается, тепло поддерживают плошки-жиринки.
Балаган Капитальное жилище для проживания в зимнее время. Конструкция состоит из бревен обмазанных глиной, крыша из бересты и земли, пол — утоптанный песок. Имеются окна. Выводы: Жилые постройки народов Севера как по архитектурным формам, так и по конструкциям различны и тесно связаны с климатическими условиями и окружающей географической средой, доставляющей строительные материалы. В зависимости от географической среды применялись различные материалы: дерево, кость, дерн, камень. Каркасные жилища покрывались берестой, корой, землей, шкурами животных. Специфика хозяйства народов Севера привела к возникновению сезонных жилищ, которые в одних случаях имели существенные конструктивные отличия от постоянных, в других - отличались только внешним покровом. Так, например, у большинства народов Севера зимние и летние конические шалаши имели совершенно одинаковую конструкцию, но только зимой покрывались покрышками, сшитыми из меховых шкур оленей; летом - полотнищами из ровдуги или полос, сшитыми из отдельных кусков бересты.
Конические жилища в некоторых природных зонах, изобилующей жесткими пургами, благодаря своей обтекаемой форме не подвергался снежным заносам. Во время сильной пурги вокруг жилища образовывался глубокий ров, предохраняющий от заносов, в то время как прямоугольные срубные жилища заметало снегом до самой крыши. Проблема сохранения тепла внутри жилища также разрешалась различно. Наиболее распространенным как у кочевников, так и у оседлых народов являлся очаг, начиная от простейшей формы - костра, раскладываемого на земле, до шестка в виде заполненных глиной прямоугольника, пятиугольника, треугольник из досок или тонких кругляков. Камелёк, чувалы, глинобитные, обмазанные глиной, связанные с оседлыми типами жилищ, имели ограниченное распространение. Там, где отсутствовало древесное топливо, очаг заменялся жировой лампой из камня или из кости морских животных топливом служил китовый, тюлений жир, костный мозг оленей. Меня настолько увлекло мое исследование, что я решил сделать макеты некоторых северных жилищ своими руками Приложение 1. Дом — это жилая постройка, но дом — это и родина, семья, родня.
В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. Проводя исследование по изучению традиционных жилищ народов Севера, мы познакомились с историей возникновения жилищ разных народов, узнали интересные факты о строительстве жилья, приметах, обычаях народов севера. Традиционное жилище северных народов — это наследие их предков, которое делится опытом, хранит историю и напоминает людям об их корнях. В них многое достойно восхищения и благоговения. Зная их особенности и судьбу, можно понять, как непросто было человеку построить прочное жилье и защитить его от непогоды, и как неизменно вековая мудрость и природная интуиция помогали ему в этом. Список литературы: Лезова С. Жилище северных селькупов.
Тобольск,1991, вып. Молодин, З. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Слепцов Ю. Ун-та, 2011. Южаков А.
Зинаида Павловна признается, когда она поставила в селе чум, у местной ребятни глаза загорелись: оказалось, что многие никогда раньше там и не бывали. Вакуева часто принимает туристов. Многие просятся переночевать в чуме. У меня как-то в чуме ночевали школьники из Печоры, на улице было минус 25. Никто не замерз, - говорит Зинаида Павловна. Девушка возглавляет небольшую артель по пошиву национальной одежды, сувениров и чумов. Типовой чум обходится в миллион рублей, что сопоставимо с ценой полноценного дома в поселке Рядовые оленеводы к Тайбарей не обращаются. Предпринимательница говорит, что люди предпочитают шить чумы сами, постепенно. Например, нюк можно делать несколько лет, пуская новые шкуры на продолжение накидки. Традиционные ненецкие чумы долговечные, могут служить 50 и более лет, единственное, жерди надо периодически менять. Чумы "под ключ" обычно заказывают оленеводческие хозяйства, госструктуры и базы отдыха. Представительский чум больше, на него требуется 130-150 оленьих шкур, - рассказывает Лилия Тайбарей. Типовой чум без изысков стоит около миллиона рублей. Это сопоставимо с ценой полноценного дома в поселках НАО. Предпринимательница говорит, что дешевле никак. Традиционный ненецкий чум состоит из трех слоев - нюка, накидки из стриженого меха и брезента, чтобы конструкция не промокала. Некоторые заказывают у мастеров только нюки. Раньше, признается Лилия Тайбарей, самой большой проблемой для оленеводов было даже не собрать шкуры на нюк, а найти жерди. Так мы набирали древесины и для чума, и для нарт. Потом был период - люди ездили по зимнику в Коми, доставали жерди там. А сейчас у нас в селе Красное например, растут вполне подходящие деревья, - говорит Лилия Тайбарей. Предпринимательница с горечью констатирует: несмотря на рост интереса к культуре ненцев, традиция уходит.
Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу
ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.
Шатер народов Севера - слово из 6 букв
Переносной домик у народов Севера | Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников. |
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв ответ | У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. |
Переносной домик у народов Севера, 6 (шесть) букв - Кроссворды и сканворды | Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта. |
Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу. — Бит Жизни! | Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. |
Слово «Яранга» | Переносное жилище у некоторых народностей северо-восточной Сибири. |
Значение слова «Яранга»
Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов 06 марта 2018 20:47 Один день без горячей воды или душа вызывает в нас бурю гнева и ненависти. После прочтения этого материала вы поймете, что мы с вами c жиру бесимся в своих роскошных условиях. Представьте себе жизнь без электричества, водопровода, отопления и всех остальных, казалось, обычных для любого человека повседневных условий. В этот список необходимо добавить еще и климат - суровый и морозный. Посмотрим, как живут обитатели крайнего севера. Чум Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. Речь идет о хантах, жителях коми, энцах и ненцах. Что же такое чум?
Представьте себе палатку в виде конуса, перенести которую с одного места на другое не составляет труда. Такая форма выбрана неслучайно, она позволят конструкции противостоять ветрам, снегопадам и метелям. К тому же, шкуры животных очень плотные, они немало весят и также помогают не отрываться чуму от земли.
В соседних селениях, даже в одном и том же селении встречаются избы разной архитектуры и различного внутреннего устройства.
На одном и том же дворе можно увидеть, на ряду с обширным, прочно и красиво построенным домом, отдельно стоящие срубы без крыши. В городах, особенно на окраинах, наблюдаются дома типа деревенского жилья и, обратно, в деревнях встречаются дома типа городского. На жилище сибирского крестьянина можно, кроме того, проследить этапы развития дома. Первую ячейку можно, пожалуй, видеть в бане, низком срубе, отапливаемом грубо сложенной каменкой.
Такой сруб мог развиться в однокамерную клеть — сруб, не имеющий ещё крыши, покрытый одним накатником и землей, в дальнейшем развитии — односкатной крышей. Клеть отапливается уже русскую печью, сначала топящейся по-черному, в дальнейшем развитии — по-белому. Далее жилое строение развивается посредством умножения его частей, посредством пристройки и надстройки новых частей жилья. К срубу-клети пристраивают сени и получается двучленный дом.
К сеням пристраивают вторую клеть, и дом становится трехчленным, и т. Эволюция дома происходит также и путем внутреннего расчленения: создаются новые помещения посредством отгораживания некоторого пространства занавесью, перегородкой и прочим. Внутреннее расчленение жилища на отдельные части можно наблюдать и у коренных народностей. Расчленение здесь проведено бывает даже мысленными линиями, но оно тем не менее строго соблюдается: различается мужская и женская половина жилья, место для почетных и менее почетных гостей в кибитке казахов, в якутской и бурятской юрте, в урасе тунгусов и др.
Эволюция заключается в действительном разгораживании жилья на части и тем самым в усложнении его. Так, в коряцкой землянке, в чукотском шалаше для отдельных семей имеются отдельные помещения — полога. В якутской юрте занавеской отгораживается место для девушки - невесты. Три типа жилища якутов слева направо : русский дом, ураса, земляной дом.
У одной и той же народности в Сибири можно встретить наличие нескольких типов жилья. Это явление стоит в зависимости от хозяйственной жизни. Разнятся между собой: зимнее и летнее жилище; переносное жилище, удобное при перекочевках и передвижениях, и прочное жилое сооружение, воздвигаемое на более длительный срок. Юрта, или кибитка Кибитка — это название укрепилось в разговорном и литературном языке за переносным жилищем казахов и калмыков юртой.
Казахи называют её — уй. Остов юрты состоит из низкой цилиндрической стенки, слегка выпуклой снаружи, составленной из нескольких дугообразно выгнутых решеток. Решетки образуются из узких деревянных планок, подвижно скрепленных друг с другом крестообразно. Над этой стенкой устанавливают на выгнутых жердях деревянный круг, служащий дымовым отверстием.
Выгнутость жердей придаёт верхней части юры округлое очертание. У калмыков жерди, поддерживающие на высоте круг,— прямые, оттого и верх юрты конусообразен.
Яранга - жилище кочевников северо-востока Сибири 13 мая 2015 Ярангой называют традиционное транспортируемое жилище, которые имеет купольную форму и высоту от 3,5 до 4,7 метров.
Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности.
Большой крытый сарай для сушки снопов и обмолота. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной - имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. СТАВ [1] м. Устройство рама, коробка и т. Крестьянский ткацкий стан. СТАВ [2] м.
То же, что: ставок. САРИ ср. Индийская одежда из куска материи, обертываемой вокруг тела и одним концом переброшенной через плечо.
Традиционные жилища народов российской Арктики
Переносной домик у народов Севера | Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. |
Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал! | Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников. |
Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов
В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,5 до 8,5 метров. Жилище кочевых народов России!
Слово «Яранга»
Чум является универсальным жилищем северных народов. мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Жилища народов Севера, народностей Западной и Восточной Сибири весьма разнообразны, к ним относятся такое жильё как землянка, шалаш, чум, ураса, юрта или кибитка, земляной дом, фанза, сруб и другая обитель. Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время. Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов. Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях.
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов
Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв.