По традиции верующие с утра надевают подготовленные наряды и отправляются в мечеть на праздничную утреннюю молитву (Ид-намаз). Обычаи и традиции в исламе тесно переплетены с предписаниями Корана и Сунной (высказываниями и действиями пророка Мухаммада). Ураза-байрам: особенности и традиции главного праздника мусульман на окончание Рамадана. Главной личностью в истории Ислама является Пророк Мухаммад Мустафа, который донес до нас свет и знание Ислама в деле воспитания духовно-нравственной личности.
Обряды и традиции
Принимать гостей, угощать их сладостями и выпечкой. Отдыхать, проводить время с близкими. Чего нельзя делать Отказывать в помощи бедным и не подавать милостыню, так как один из основных принципов праздника — благотворительность. Одеваться небрежно или носить грязную одежду. Заниматься тяжелым физическим трудом, так как работа отвлекает от совершения праздничных обрядов и молитв. Скандалить и сквернословить.
Блюдо восточной кухни, основу которого составляет рис и мясная, рыбная или овощная заправка. Из специй используют куркуму, зиру, красный перец, кардамон барбарис, чеснок, изюм, курагу, айву. У индийских мусульман и пакистанцев это называется бирияни. Казахское второе блюдо, представляющее собой тушеное большими кусками мясо с гарниром из лапши. Едят бешбармак руками. Жижиг галнаш. Национальное чеченское блюдо, которое готовят из отварной говядины, баранины или курятины и подают с мясным бульоном, клецками из пшеничной или кукурузной муки и сметанным соусом. Национальное блюдо башкиров и татар, дрожжевые пирожки с картофелем или любым мясом, кроме свинины. Треугольные пирожки из слоеного теста с начинкой из рубленого мяса или фарша и большого количества лука. Блюдо казахской и башкирской кухни. Тонкие жареные пирожки с мясным фаршем или рубленым мясом. Татарский вариант беляшей, круглые пирожки с говядиной. Закусочное таджикское блюдо. Кусочки лепешки, приготовленной из слоеного теста катламы заливают семью перетертого с молоком и сметаной творога, и добавляют мелко порезанный репчатый лук, зелень, кусочки свежих помидоров и огурцов. Праздничная похлебка, популярная у тюркских мусульман. Представляет собой крепкий обычно двойной мясной бульон с овощами и зеленью. В виде приправы используются черный перец и карри. Азербайджанский заправочный суп с бараньей или говяжьей грудинкой, нутом турецкий горох и овощами. Вариант блюда, приготовленного с мясными фрикадельками, называется кюфта-бозбаш. Мусульмане, особенно проживающие в странах Востока, с особой любовью относятся к сладким десертным блюдам. Среди самых известных восточных сладостей: Пахлава.
В тюркских языках он получил название от персидского слова «Руза» — «пост» и турецкого слова «Байрам» — «праздник». Поздравления Стихи и проза к Ураза-байраму для самых близких Традиция отмечать Уразу-байрам распространялась вместе с продвижением Ислама, со времен Арабского халифата. Праздничные столы на Ид-аль-Фитр накрывали в Османской империи, Египте, странах северной Африки, Афганистане, Пакистане и других странах. При этом праздник разговения одинаково важен как для суннитов, так и для шиитов. Традиции праздника Вокруг Ураза-байрама сложилось множество традиций. Так, верующие поздравляют друг друга знаменитым выражением «Ид мубарак! Очень важной традицией является выплата специальной милостыни — Закят-аль-Фитр. Это могут быть как продукты питания, так и деньги, которые мусульманская община отправляет самым обделенным людям той же местности — больным, бедным, а также тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Больше праздников Курбан-байрам: что это за праздник и когда его отметят в этом году Пожалуй, самым главным символом Ураза-байрама является переполненный стол. После длительного и очень сложного поста, во время которого мусульмане отказывались от еды и воды, они получают шанс есть и пить что угодно и когда угодно. Конечно же, исключая запрещенные в Исламе нехаляльные продукты и алкоголь.
Название торжества дословно переводится как «праздник жертвы ». Дело в том, что традиция связана с преданием о пророке Ибрахиме, которому Аллах повелел принести в жертву сына Исмаила. Ибрахим был готов исполнить волю Аллаха, однако тот в последний момент выбрал в качестве жертвы барана, а Исмаилу даровал жизнь за преданность и душевную чистоту его отца. Отсюда и пошла традиция на Курбан-байрам резать барана. Также дозволяется забивать верблюда, корову или козу. Главное, чтобы жертвенному животному было не менее полугода, кроме того, оно должно быть здоровым и не иметь никаких физических недостатков. Хромых, слепых и больных в жертву приносить нельзя.
Традиции и обычаи мусульман
Это быстрее, чем православное крещение. Новоявленный мусульманин должен вслух произнести Шахаду. Но при этом рядом должно присутствовать два правоверных мусульманина и три неправоверных. Только тогда Свидетельство веры вступит в силу. С моральной точки зрения рекомендуется хотя бы попытаться поговорить с членами семьи о том, что человек хочет сменить веру. Если они поймут и примут это решение, не лишним будет посвятить их в основы религиозного учения. Ведь принятие ислама под полным запретом родителей и при условии ненависти других членов семьи к этой религии нежелательно. Тем не менее, даже если весь мир против его выбора, человек может стать мусульманином исходя только их своего желания, если на то воля Аллаха. Речь идет о дееспособных, совершеннолетних людях. С детьми ситуация несколько иная. Ведь до определенного возраста за них делают выбор родители.
Именно поэтому, если несовершеннолетний хочет стать мусульманином вопреки воле родителей, есть два пути: убедить их, что это желание являет взвешенным, разумным, необходимым и добиться их благословения либо же дождаться совершеннолетия. В общем, для того, чтобы принять ислам, согласие родителей является необязательным. Но с моральной точки зрения их одобрение или хотя бы снисходительное отношение к выбору новоиспеченного мусульманина желательно. Процедура принятия ислама очень проста. Сама по себе Шахада также не вызывает трудностей в произношении. Однако она должна быть сказана с чистым сердцем, благими помыслами и уверенностью в том, что отныне человек будет исповедовать эту религию до конца своих дней. Коран о браке Шахада для принятия Ислама: слова Свидетельство веры Шахада для принятия Ислама звучит следующим образом — слова: «Я свидетельствую, что нет истинного бога, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Бога» — «Ашхаду алля иляха илля-Ллах, ва ашхаду анна Мухаммад расулю-Ллах». Но смысл этих слов нужно пропустить через свою душу, а не просто произнести. Человеку нужно верить в то, что он говорит. Только при наличии полной убежденности в своем свидетельстве, можно считать, что на свет появился новый мусульманин.
Шахаду нужно заучить наизусть, а также обязательно поинтересоваться правильным произношением. Шахада утверждает, что Бог един. И это есть Аллах. У него нет апостолов, сыновей, сотоварищей. И только он достоин поклонения. Мухаммад же является пророком и посланником его. Он был направлен Аллахом для того, чтобы принести людям божье руководство. Разрешения интимной близости в Исламе: правила Красивая пара мусульман Вопрос взаимоотношения полов является достаточно острым во всех существующих религиях. С одной стороны, это грех. С другой — единственная возможность продолжения рода.
В исламе также существует ряд дозволенного и недозволенного. Ниже описаны разрешения интимной близости у мусульман. Человек вступает в интимную связь не ради своих низменных желаний, а ради Аллаха. Он делает это для того, чтобы защитить от запретных действий себя и супругу. Вознаграждение от Всевышнего возможно только в том случае, если все будет происходить по правилам: В комнате, где будет происходить половой акт, должен быть запах шафрана или мускуса. Постель обязательно должна быть чиста. Также супруги обязаны пребывать в хорошем расположении духа. Использование благовоний считается сунной. Желательно несколько дней воздерживаться, чтобы семя было более активным, а удовольствие — полноценным. Но не следует воздерживаться слишком долго — это негативно скажется на здоровье.
Также сунной считается прелюдия. Приступать нужно тогда, когда женщина готова к процессу. Возможны поцелуи и ласковые слова. Ислам считает, что жена — это своеобразная нива для мужа, на которую нужно ходить, когда он пожелает. Также мусульмане уверены, что ребенок, зачатый в результате полового акта с прелюдией, будет более красивым, здоровым и счастливым. В процессе полового акта с женой, мусульманин должен прислушиваться в первую очередь к ее желаниям и потребностям. Запретом считается эгоизм и доставление удовольствия только себе. Считается, что если мужчина думает только о своем удовольствии при интиме, то это негативно скажется на браке, на последующей жизни пары. Перед интимом можно сказать следующие слова: «Во имя Аллаха.
В топ-9 шокирующих традиций стран ислама входит соблюдение поста Рамадан, распространенная профессия бача-бази, обычай торжественной дефлорации, бросание младенцев, траур Мухаррама, намаз, суннат, погребальный и свадебный обряды. Ислам — это очень богатая и необычная религия. Некоторые обычаи и традиции русским и западным народам кажутся просто шокирующими: Во время Рамадана обязательный пост мусульманам запрещается употреблять какую-либо пищу в течение светового дня. Кроме того, люди, придерживающиеся этого вероисповедания, не имеют права даже сделать глоток воды в дневное время суток. Запрещается проглатывать собственную слюну, поскольку это считается прямым нарушением обязательств и карается дополнительными днями строгих ограничений. Явление бача-бази. В Афганистане специфические выступления мальчиков-подростков появились еще в начале IX века. Дети переодеваются в женскую одежду и исполняют эротические танцы перед богатой публикой.
В этот день принято приветствовать друг друга особенным образом, желая милости Аллаха и благодатных молитв. Кстати, утренняя праздничная молитва — непременный атрибут Ураза-байрама. В первый день праздника произносится много общих молитв. Обычно их читают в мечети или на специально отведенных для этого площадках. Молитву предваряет рассказ об истории и корнях праздника. Закятуль фитр-это особая плата милостыня за то, чем владеет человек свыше того, что необходимо для жизни. Милостыню выплачивает старший в семье, причем не только за себя, но и за других членов семьи или рода , а также за слуг, если таковые имеются. Назначение этой милостыни — обеспечение нужд нищих, которым она передается непосредственно или через исламские фонды взаимопомощи. После окончания молитвы, следуют многочисленные взаимные поздравления и обильная трапеза. Для каждого верующего праздник Ураза-байрам — это причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта. Праздник разговения для мусульманина — это, в первую очередь, прощание с благословенными днями месяца Рамадан, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность вырасти духовно, усмирить страсти посредством соблюдения поста, большего стремления к благочестию, оказания помощь нуждающимся. Когда начинается праздник Ураза-байрам? Празднование разговения приходится на завершение великого поста Рамадан. Начало праздника Ураза-байрам приходится на первый день следующего за Рамаданом месяца.
Ежегодно к Мекке стекаются мусульмане со всего мира, совершая паломничество, называемое хаджем. По его окончанию и наступает торжественный праздник Курбан-байрам, посвященный памяти о жертвоприношении и любви пророка Ибрахима к Господу. Оно проявляется через любовь ко всем Его творениям, а также материальное поклонение в виде жертвоприношения. В этот день каждый мусульманин, имеющий возможность, обязан принести в жертву животное и разделить его с ближними и нуждающимися, независимо от их вероисповедания и национальности. Считается, что обряд жертвоприношения или заклания жертвенного животного регулирует социальные отношения в обществе. Курбан обязателен для мусульман, разумных, совершеннолетних, свободных от рабства, не находящихся в путешествии и владеющих имуществом в размере нисаба минимальный достаток мусульманина, при котором он считается богатым — прим. Ежегодно имущие мусульмане могут направить деньги на счет специального фонда — от их имени будет заколото жертвенное животное, мясо которого раздадут нуждающимся, а часть передадут в медресе. Забой жертвенных животных в Крыму проводится в специально отведенных местах.
Обряды и традиции
Поминальные обычаи у различных мусульманских народов. У народов, исповедующих ислам, существуют национальные правила и обычаи, связанные с проводами усопшего. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении. Традиции Ураза-байрама. В этот день мусульмане поздравляют друг друга выражением: «Ид мубарак!». Поэтому разница в устоях общества и обычаях народа всегда сильно влияло на решения мусульманских богословов насчет дозволенности чего-либо или запретности.
Новости по теме: мусульманские традиции
Он символизирует любовь, уважение и учтивость по отношению к женщине. Как правило, это что-то ценное, что она может оставить себе в случае развода: золото, имущество, автомобиль и прочее. Все начинается с того, что отец невесты провожает свою дочь к жениху. За ними следует труппа барабанщиков, которые играют традиционную жизнерадостную арабскую музыку. Во время этого ритуала влюбленные переодевают кольца с правой руки на левую. В это время присутствующие женщины издают пронзительное улюлюканье при помощи своего языка, которое называется загрута. Такие звуки означают радость и веселье.
Эта традиция очень древняя — раньше девушки так молились богам, прося их о дожде во время засухи. Сейчас загрута не всегда звучит только на праздниках, иногда она может быть выражением скорби и печали. Популярный народный танец под названием дабка сначала исполняют профессиональные артисты, а затем и гости торжества.
Мухлинский — видный тюрколог-османист, на тот момент ординарный профессор на кафедре турецко-татарской словесности историко-филологического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета, впоследствии 1859 г. Фаизханова, получившего тогда, наконец, официальное трудоустройство в штате Университета. Одной из самых распространенных форм салавата являются слова: 28 июля 14:12 Опубликованная Р. Мардановым «Краткая история татар», представляющая своего рода конспект, была в некотором смысле «пробой пера».
В Казани праздничные мероприятия состоятся в Старо-Татарской слободе в центре города. Здесь идут халяль-ярмарки, кулинарные мастер-классы, выставка народных ремесел и концерт звезд татарской эстрады. Что дарят Подарки являются обязательным атрибутом праздника. Как правило, в качестве подарков выбираются Коран, религиозные предметы, посуда, декор для дома, сладости, сухофрукты и десерты. При этом важно подобрать подарок таким образом, чтобы он подчеркивал уважение к исламу, вере и традициям конкретного человека. Интикаф Некоторые верующие мужчины перед Ураза-байрамом совершают итикаф. Это уединение в мечети на десять дней ради молитв. При этом оставлять мечеть можно исключительно ради еды и гигиенических процедур. Все остальное время мусульманин десять суток молится, читает священные писания и проводит духовные беседы с верующими. Считается, что итикаф помогает укрепить веру. И тем, кто прошел интикаф легче получить от имама благословление на хадж - паломничество по святым местам в Мекку и Медину.
Считается, что обряд жертвоприношения или заклания жертвенного животного регулирует социальные отношения в обществе. Курбан обязателен для мусульман, разумных, совершеннолетних, свободных от рабства, не находящихся в путешествии и владеющих имуществом в размере нисаба минимальный достаток мусульманина, при котором он считается богатым — прим. Ежегодно имущие мусульмане могут направить деньги на счет специального фонда — от их имени будет заколото жертвенное животное, мясо которого раздадут нуждающимся, а часть передадут в медресе. Забой жертвенных животных в Крыму проводится в специально отведенных местах. Фонд мусульман Крыма ежегодно договаривается с организациями и обряд проводится по всем правилам — не только религиозным, но и санитарным. Посещение кладбища — является обязательным ритуалом в этот день, который напоминает о цикличности жизни и связи поколений. После этого младшие идут к старшим, целуют руки матерей и отцов в знак уважения, любви и благодарности к ним. С другой стороны, принято радовать и баловать детей и не только своих , которые являются одной из важнейших ценностей, переданной человеку Господом.
Ураза-байрам в 2024 году: суть праздника, история и традиции
Один из главных мусульманских праздников Ураза-Байрам имеет давнюю традицию. Мусульманские обычаи — все новости по теме на сайте издания Мусульманские обычаи — все новости по теме на сайте издания
Дата Ураза-байрама и выходные
- 28 июля - День Ашура 2023: как отмечают мусульманский праздник в традициях и запретах
- Традиции мусульман: религиозные, семейные, кулинарные
- Мусульманские традиции,обычаи и обряды и праздники
- Приемы гостей и угощения: как мусульмане празднуют окончание строгого поста // Новости НТВ
Женщины и правила поведения...
По данным Духовного управления мусульман России, в стране проживает 25 млн мусульман [1]. РБК Life рассказывает, когда и как в 2024-м отметят Курбан-байрам. Традиции и обычаи мусульманской свадьбы разительно отличаются от славянских торжеств. История и традиции мусульманских кие праздники,мусульманский обряд бракосочетания никах,имянаречение,священный месяц Рамадан соблюдение поста. Поэтому обычаи, традиции и Ислам не могут быть объединены или слиты в единое учение. Раджаб является одним из четырех священных месяцев в исламе, и мусульмане отмечают его в соответствии с религиозными обычаями и традициями.
Похороны у мусульман: традиции и обычаи, этапы похорон
Свое начало он берет со времен пророка Мухаммеда — считается, что именно он был основателем торжества. Он уступает по значимости только Курбан-байраму , празднику жертвоприношения. Его отмечают через 70 дней после Ураза-байрама — на десятый день месяца Зуль-хиджа. Ураза-байрам знаменует окончание обязательного поста в месяц Рамадан Суть торжества понятна из его названия. На арабском языке Ураза-байрам называется Ид-аль-Фитр, что буквально означает «праздник прекращения поста». А тюркское название Ураза-байрам пошло от персидского слова «руза», которое означает пост, а также от турецкого слова «байрам», которое переводится как праздник. Мусульмане считают Ураза-байрам символом возрождения: в этот день человек очищается от плохих желаний — это стимул, чтобы в будущем он совершал исключительно угодные Аллаху поступки. Подготовка к Ураза-байраму Уборка. Мусульмане начинают готовиться к празднику разговения заранее.
За несколько дней до торжества они тщательно убирают дом и двор, а также чистят хлев и моют скот. При этом некоторые даже приобретают новую мебель. Накануне готовят праздничные блюда. Специального меню для праздника нет, поэтому чаще всего на столы подают национальные блюда, в том числе бешбармак, манты, суджук, плов, беляши, пахлаву и сухофрукты. В честь окончания поста, который они держали весь месяц, мусульмане наслаждаются разнообразной едой и напитками. Исключение составляют запрещенные исламом продукты например, свинина и алкоголь Кроме того, на стол подают сладости. Ими принято угощать детей, которые в этот день приходят в гости.
Начало праздника Ураза-байрам приходится на первый день следующего за Рамаданом месяца. Празднование длится в течении трех дней. Праздник мусульман Ураза-байрам: как к нему готовятся? Вечером каждая хозяйка начинает приготовления блюд восточной кухни. Потом детки разносят эти угощения своим родственникам и получают взамен другие вкусности. Такая традиция носит название «чтобы в доме пахло едой». Перед началом праздника Ураза-байрам каждая семья старается закупить продукты, подарки для родственников и украсить дом. Кроме подготовки непосредственно к празднованию, в каждой семье принято заблаговременно откладывать деньги для милостыни. Эти средства необходимы для пожертвований, чтобы бедные тоже могли подготовиться к празднику. Празднование исламского праздника Ураза-байрам Есть несколько ритуалов, которые должен соблюдать каждый мусульманин. К примеру, ранним утром необходимо встать и совершить омовение. Затем надевают чистую праздничную одежду и пользуются благовониями. Очень важно проявлять уважение и быть приветливым со всеми в этот день. Каждый при встрече произносит слова пожеланий : «Да примет Аллах от нас и от вас!
Также считается обязательным посещение мечети в эти дни для общественной молитвы. Иногда же молитвы проходят на специальных площадках — намазгах. Мулла читает проповедь хутбу , в которой объявляет о действительности прохождения поста и дает другие наставления. После этого люди посещают кладбища и поминают усопших родственников. Мужчины же, собравшись группами, навещают дома недавно умерших и выражают их родным свои соболезнования. А семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких. Традиционное приветствие звучит так: «Таккабаль Алла мина ва минкум» Да одобрит Господь старания наши во имя Его. В дни разговения устраиваются ярмарки и гулянья, на которых народные певцы, кукольники, танцоры, жонглеры и др. На базарах ведется оживленная торговля, устраивают игры для детей, разжигают костры и прыгают через них. Несмотря на то, что праздник ид аль — фитра именуется «малым», реально отмечается он массово, радостно и оживленно, с болышим энтузиазмом. Существует несколько хадисов, в которых рассказывается о том, как относился основатель ислама к праздничным торжествам. Посланник Аллаха спросил меня: «Хочешь посмотреть? Передают также со слов Айши да будет доволен ею Аллах , что однажды во время праздника у нее находились две девушки, певшие песню и игравшие на бубне, а также пророк СААС , прикрывшийся своей одеждой. Поскольку сунна, то есть личный пример Мухаммеда для любого мусульманина является образцом и критерием истины, то и отношение к праздникам в исламе должно быть таким, какое оно было у «пророка». Допускается привлечение к этим торжествам и немусульман, то есть распространение и на них гастрономической составляющей праздника. Однако, как и закят милостыня , который, кроме реальных мусульман, можно давать только потенциальным мусульманам, этот благотворительный жест имеет скрытый от невооруженного глаза подтекст и представляет собой своеобразную форму миссионерства джихад , по принципу — путь к сердцу «неверного» лежит через желудок. Угощайте их, зовите в гости, расскажите о том, что мы празднуем! Подлежит сомнению также классификация этого события как «праздника», поскольку праздновать, собственно, нечего. Если в христианской практике торжество после поста это и есть тот праздник, к которому готовится христианин в течение и с помощью поста Пасха, Рождество Христово, Успение, первоверховных апостолов Петра и Павла , то в исламе после поста рамадан не установлено никакого специального праздника, к которому мусульмане готовили бы себя в течение и с помощью поста. То есть пост установлен ради самого разговения. Также если в христианской традиции, то есть применительно к христианскому посту, корректно употреблять термин «разговение», то в контексте мусульманского «поста» это представляется совершенно неуместным. Непонятно, о каком «разговении» идет речь, когда каждую ночь рамадана у мусульман совершается обильное «разговение» — в начале ночи, вечером «постного» дня, и «заговение» — в конце ночи, перед наступлением «постного» дня. Единственным по — настоящему значимым для мусульман аспектом этого повода, называемого в исламе «праздником разговения», является его гастрономическая сторона. Более того, не имея никакого религиозного содержания и духовного стимула, который привлекал бы к себе внимание и располагал к воспоминаниям и желанию этого праздника, мусульмане компенсируют эту духовную пустоту вкусными ароматизированными блюдами. Это делается для того, чтобы создать прочную ассоциативную связь между запахом блюда и празднуемым событием. То, что само по себе обладает изумительным ароматом во время Ид — это завтрак Ид. Тем не менее, устраивая запоминающееся событие, необходимо создавать ощущение аромата, стойко ассоциирующегося с данным событием. Поэтому во время празднеств Ид следует постараться подготовить аппетитные, приятно благоухающие блюда, используя такие ароматические пряности, как корица, гвоздика, кардамон или тмин... Бергамот и щепотка лимона, мандарина идеально подходят для создания праздничного настроения... То есть праздничное настроение возникает не в результате запоминающегося религиозного события, повлиявшего и изменившего судьбу всего человечества и твою собственную судьбу, а при помощи запахов бергамота и мандарина. Именно поэтому такое большое внимание на праздничных трапезах уделяется сервировке стола, так как это единственный реальный стимул способный вызвать у «правоверного» в течение года ностальгические воспоминания об этом событии. Таким образом, в традиции празднования мусульманами этих двух самых значимых для ислама праздников, в очередной раз становится очевидным не только стремление Мухаммеда воздвигнуть свои обряды на уже существующем фундаменте Православного Предания, но и исказить это Предание, трансформировав его в адаптированное «мусульманское». Попытка слепого копирования чужих религиозных практик, естественно, выливается в отсутствие духовного наполнения событий особенно ид аль — фитра , из которых мусульмане сделали праздники. Ущербность и крайняя бедность исламской эортологии — науки о праздниках по существу она в исламе вообще отсутствует , открывается даже в ее количественной составляющей. Мусульмане, празднующие всего два общепринятых праздника в году, не хотят понять, что та строгость в вопросе контингентирования их праздничных традиций, это не повод для похвальбы, но показатель духовной бедности и безрадостности религии ислам. Христианская же практика ежедневного 365 дней в году празднования памяти того или иного святого или религиозного события, которая мусульманским не понимающим сути дела сознанием трактуется как «баловство», это не только следование двухтысячелетним традициям Церкви, но и отголосок, земной прообраз вечной радости и торжества, которые наступят в день оный для всех возлюбивших явление Сына Божия 2Тим. Эти два праздника идайн — два праздника жертвоприношения и разговения считаются каноническими и общеупотребительными в исламе. Причем характерной их особенностью является то, что они представляют собой неотъемлемую часть паломничества хадж и поста саум и независимо от них не существуют. Поэтому представление об исламских праздниках, как отдельно существующих и независимых образованиях, с мусульманской точки зрения, является ошибочным. Ввиду этого такие праздники, как мирадж, мавлюд, той и др. Праздник мирадж вознесение тюрк, раджаб — байрам установлен в память «вознесения» Мухаммеда на небо. Исламское предание гласит, что однажды Мухаммед верхом на некоем бесоподобном существе аль — бурак , обладающим человеческой речью, с хвостом как у кометы, орлиными крыльями и звездами вместо глаз, был чудесным образом перенесен аль — исра из Мекки в Иерусалим, а оттуда вознесен мирадж на небо. При этом аль — бурак не сразу позволил Мухаммеду сесть на себя, но только с условием, что ему будет обеспечено место в раю. То есть получается, что это существо было не из рая. Возникает уместный вопрос, тогда откуда же? Догадаться несложно. Во время этого путешествия его сопровождал ангел Джабриил. Предание передает, что сначала Мухаммед побывал на Сионе Сина , затем в Вифлееме Бейт — Лахм , а после этого оказался у мечети Аль — Акса в Иерусалиме которой на самом деле тогда еще не было. Зайдя в несуществующую мечеть, Мухаммед сотворил в ней два раката молитвы. При этом оказалось, что это была коллективная молитва, так как за спиной Мухаммеда и вместе с ним совершали намаз Ибрагим, Муса, Дауд, Иса и другие пророки, о чем Мухаммед узнал потом от Джабриила. Мухаммед же был для них имамом. После этого Джабриил преподнес Мухаммеду два по другому источнику три бокала — с молоком, вином и водой. Мухаммед выбрал бокал с молоком. Так в исламе появился запрет на алкогольные напитки, хотя термин аль — кохоль спирт — является арабским. При этом непонятно, почему на том же основании в исламе не существует запрета на воду. Один из хадисов передает, что по пути в Иерусалим Мухаммед почувствовал приятный запах. Джабриил объяснил ему, что это запах духов жены и дочери фараона. Считается, что «кентавр», на котором путешествовал Мухаммед, во время приземления в Иерусалиме копытом оставил на камне вмятину. Мусульмане, посещающие Иерусалим, обязательно проходят мимо этого «священного» места. То, что существо, на котором якобы катался Мухаммед, имеет копыта, определенно свидетельствующие о его бесоподобном облике природе , мусульман совершенно не смущает. Египетский богослов Мухаммед Раджа Ханаби, опираясь на некоторые хадисы, открывает любопытные детали мираджа. Джабраил крикнул хранителю ворот: «Открой! Да, со мной посланник Бога Мухаммед. Его пригласили? Когда раскрылись небесные ворота, Пророка встретил Адам. Справа и слева от Адама стояло по одному человеку. Стоящий справа смеялся, слева — плакал. Джабраил объяснил, что правая сторона — место обитателей рая, левая — обитателей ада. Наконец, Мухаммед и Джабраил поднялись на Седьмое небо, где восседал праотец — патриарх всех пророков Ибрахим Авраам. Здесь предание достигает своей кульминационной точки, ибо Седьмое небо — «потолок небес"» 206. На третьем небе они также встретили одного ангела, у которого расстояние между глазами равняется семидесяти тысячам дней пути. Расстояние между каждым из небес было так велико, что потребовалось бы пять столетий, чтобы пройти его обычным шагом. После этого Мухаммед восшел на восьмое небо, где у него состоялся разговор с Аллахом, здесь же он получил свое легендарное «молитвенное правило» в количестве пяти ежедневных намазов. Разговаривая с Мухаммедом, Аллах положил одну свою руку ему на плечо, а другую на грудь. При этом Мухаммед почувствовал ледяной холод, проникающий до мозга костей позвоночника. Передается также, что во время этого разговора Мухаммед произнес 99 тысяч слов. Здесь Мухаммеду были показаны различные виды наказаний грешников, некоторые из которых на тот момент были еще живы. Здесь же Мухаммед видел гурий — молодых дев, предназначенных для праведников. Они были такой неописуемой красоты, что если одна из них показывалась на небе или в воздушном пространстве, то вселенная наполнялась светом, превосходящим солнечный; когда же она роняла в море каплю слюны, то горечь вод тотчас заменялась сладостью меда. После этого он был опущен обратно в Иерусалим и отнесен в Мекку. Во время обратного пути Мухаммед захотел пить. Встретившись с купцами, ведущими караван, Мухаммед попросил у них воды и утолил жажду. По другим источникам Мухаммед даже указал точную дату прибытия этого каравана в пункт назначения, или описал сам караван, что якобы подтвердилось в действительности. Все это путешествие, длившееся для Мухаммеда несколько часов, по отношению к Земле заняло одно мгновение, так что его постель еще не успела остыть, а из кувшина, который бесплотный ангел Джабриил улетая, опрокинул своим крылом, не успела вытечь вода, и вернувшийся Мухаммед даже успел остановить полное падение кувшина. На вопрос одного курейшита, видел ли Мухаммед своего Бога — Аллаха, он ответил, что видел нур свет. Аллаха в Ночь Восхождения на небеса? Ответ: Нет, не видел» 207. В память об этом событии 17 сура Корана получила название «Аль — исра» — «ночной перенос»: «Это — Он Аллах — авт. Мнения относительно даты этого события в исламе расходятся. В одном хадисе говорится, что Мухаммед совершил свое путешествие за 16 месяцев до хиджры 622 год , в другом утверждается, что за 12 лет до нее. Считается, что это событие произошло в одном из трех запретных месяцев раби аль — аввал, джумад аль — ахир или раджаб. Позднее было решено совершать праздник «мирадж» 27 раджаба. Эту ночь мусульмане стараются провести в бдении, чтении Корана и пересказах чудесного вознесения Мухаммеда на небо. Некоторые исламские богословы пытаются дать объяснение этому событию, рассматривая его в свете современной кибернетической электрифицированной эпохи.
В дни разговения устраиваются ярмарки и гулянья, на которых народные певцы, кукольники, танцоры, жонглеры и др. На базарах ведется оживленная торговля, устраивают игры для детей, разжигают костры и прыгают через них. Несмотря на то, что праздник ид аль — фитра именуется «малым», реально отмечается он массово, радостно и оживленно, с болышим энтузиазмом. Существует несколько хадисов, в которых рассказывается о том, как относился основатель ислама к праздничным торжествам. Посланник Аллаха спросил меня: «Хочешь посмотреть? Передают также со слов Айши да будет доволен ею Аллах , что однажды во время праздника у нее находились две девушки, певшие песню и игравшие на бубне, а также пророк СААС , прикрывшийся своей одеждой. Поскольку сунна, то есть личный пример Мухаммеда для любого мусульманина является образцом и критерием истины, то и отношение к праздникам в исламе должно быть таким, какое оно было у «пророка». Допускается привлечение к этим торжествам и немусульман, то есть распространение и на них гастрономической составляющей праздника. Однако, как и закят милостыня , который, кроме реальных мусульман, можно давать только потенциальным мусульманам, этот благотворительный жест имеет скрытый от невооруженного глаза подтекст и представляет собой своеобразную форму миссионерства джихад , по принципу — путь к сердцу «неверного» лежит через желудок. Угощайте их, зовите в гости, расскажите о том, что мы празднуем! Подлежит сомнению также классификация этого события как «праздника», поскольку праздновать, собственно, нечего. Если в христианской практике торжество после поста это и есть тот праздник, к которому готовится христианин в течение и с помощью поста Пасха, Рождество Христово, Успение, первоверховных апостолов Петра и Павла , то в исламе после поста рамадан не установлено никакого специального праздника, к которому мусульмане готовили бы себя в течение и с помощью поста. То есть пост установлен ради самого разговения. Также если в христианской традиции, то есть применительно к христианскому посту, корректно употреблять термин «разговение», то в контексте мусульманского «поста» это представляется совершенно неуместным. Непонятно, о каком «разговении» идет речь, когда каждую ночь рамадана у мусульман совершается обильное «разговение» — в начале ночи, вечером «постного» дня, и «заговение» — в конце ночи, перед наступлением «постного» дня. Единственным по — настоящему значимым для мусульман аспектом этого повода, называемого в исламе «праздником разговения», является его гастрономическая сторона. Более того, не имея никакого религиозного содержания и духовного стимула, который привлекал бы к себе внимание и располагал к воспоминаниям и желанию этого праздника, мусульмане компенсируют эту духовную пустоту вкусными ароматизированными блюдами. Это делается для того, чтобы создать прочную ассоциативную связь между запахом блюда и празднуемым событием. То, что само по себе обладает изумительным ароматом во время Ид — это завтрак Ид. Тем не менее, устраивая запоминающееся событие, необходимо создавать ощущение аромата, стойко ассоциирующегося с данным событием. Поэтому во время празднеств Ид следует постараться подготовить аппетитные, приятно благоухающие блюда, используя такие ароматические пряности, как корица, гвоздика, кардамон или тмин... Бергамот и щепотка лимона, мандарина идеально подходят для создания праздничного настроения... То есть праздничное настроение возникает не в результате запоминающегося религиозного события, повлиявшего и изменившего судьбу всего человечества и твою собственную судьбу, а при помощи запахов бергамота и мандарина. Именно поэтому такое большое внимание на праздничных трапезах уделяется сервировке стола, так как это единственный реальный стимул способный вызвать у «правоверного» в течение года ностальгические воспоминания об этом событии. Таким образом, в традиции празднования мусульманами этих двух самых значимых для ислама праздников, в очередной раз становится очевидным не только стремление Мухаммеда воздвигнуть свои обряды на уже существующем фундаменте Православного Предания, но и исказить это Предание, трансформировав его в адаптированное «мусульманское». Попытка слепого копирования чужих религиозных практик, естественно, выливается в отсутствие духовного наполнения событий особенно ид аль — фитра , из которых мусульмане сделали праздники. Ущербность и крайняя бедность исламской эортологии — науки о праздниках по существу она в исламе вообще отсутствует , открывается даже в ее количественной составляющей. Мусульмане, празднующие всего два общепринятых праздника в году, не хотят понять, что та строгость в вопросе контингентирования их праздничных традиций, это не повод для похвальбы, но показатель духовной бедности и безрадостности религии ислам. Христианская же практика ежедневного 365 дней в году празднования памяти того или иного святого или религиозного события, которая мусульманским не понимающим сути дела сознанием трактуется как «баловство», это не только следование двухтысячелетним традициям Церкви, но и отголосок, земной прообраз вечной радости и торжества, которые наступят в день оный для всех возлюбивших явление Сына Божия 2Тим. Эти два праздника идайн — два праздника жертвоприношения и разговения считаются каноническими и общеупотребительными в исламе. Причем характерной их особенностью является то, что они представляют собой неотъемлемую часть паломничества хадж и поста саум и независимо от них не существуют. Поэтому представление об исламских праздниках, как отдельно существующих и независимых образованиях, с мусульманской точки зрения, является ошибочным. Ввиду этого такие праздники, как мирадж, мавлюд, той и др. Праздник мирадж вознесение тюрк, раджаб — байрам установлен в память «вознесения» Мухаммеда на небо. Исламское предание гласит, что однажды Мухаммед верхом на некоем бесоподобном существе аль — бурак , обладающим человеческой речью, с хвостом как у кометы, орлиными крыльями и звездами вместо глаз, был чудесным образом перенесен аль — исра из Мекки в Иерусалим, а оттуда вознесен мирадж на небо. При этом аль — бурак не сразу позволил Мухаммеду сесть на себя, но только с условием, что ему будет обеспечено место в раю. То есть получается, что это существо было не из рая. Возникает уместный вопрос, тогда откуда же? Догадаться несложно. Во время этого путешествия его сопровождал ангел Джабриил. Предание передает, что сначала Мухаммед побывал на Сионе Сина , затем в Вифлееме Бейт — Лахм , а после этого оказался у мечети Аль — Акса в Иерусалиме которой на самом деле тогда еще не было. Зайдя в несуществующую мечеть, Мухаммед сотворил в ней два раката молитвы. При этом оказалось, что это была коллективная молитва, так как за спиной Мухаммеда и вместе с ним совершали намаз Ибрагим, Муса, Дауд, Иса и другие пророки, о чем Мухаммед узнал потом от Джабриила. Мухаммед же был для них имамом. После этого Джабриил преподнес Мухаммеду два по другому источнику три бокала — с молоком, вином и водой. Мухаммед выбрал бокал с молоком. Так в исламе появился запрет на алкогольные напитки, хотя термин аль — кохоль спирт — является арабским. При этом непонятно, почему на том же основании в исламе не существует запрета на воду. Один из хадисов передает, что по пути в Иерусалим Мухаммед почувствовал приятный запах. Джабриил объяснил ему, что это запах духов жены и дочери фараона. Считается, что «кентавр», на котором путешествовал Мухаммед, во время приземления в Иерусалиме копытом оставил на камне вмятину. Мусульмане, посещающие Иерусалим, обязательно проходят мимо этого «священного» места. То, что существо, на котором якобы катался Мухаммед, имеет копыта, определенно свидетельствующие о его бесоподобном облике природе , мусульман совершенно не смущает. Египетский богослов Мухаммед Раджа Ханаби, опираясь на некоторые хадисы, открывает любопытные детали мираджа. Джабраил крикнул хранителю ворот: «Открой! Да, со мной посланник Бога Мухаммед. Его пригласили? Когда раскрылись небесные ворота, Пророка встретил Адам. Справа и слева от Адама стояло по одному человеку. Стоящий справа смеялся, слева — плакал. Джабраил объяснил, что правая сторона — место обитателей рая, левая — обитателей ада. Наконец, Мухаммед и Джабраил поднялись на Седьмое небо, где восседал праотец — патриарх всех пророков Ибрахим Авраам. Здесь предание достигает своей кульминационной точки, ибо Седьмое небо — «потолок небес"» 206. На третьем небе они также встретили одного ангела, у которого расстояние между глазами равняется семидесяти тысячам дней пути. Расстояние между каждым из небес было так велико, что потребовалось бы пять столетий, чтобы пройти его обычным шагом. После этого Мухаммед восшел на восьмое небо, где у него состоялся разговор с Аллахом, здесь же он получил свое легендарное «молитвенное правило» в количестве пяти ежедневных намазов. Разговаривая с Мухаммедом, Аллах положил одну свою руку ему на плечо, а другую на грудь. При этом Мухаммед почувствовал ледяной холод, проникающий до мозга костей позвоночника. Передается также, что во время этого разговора Мухаммед произнес 99 тысяч слов. Здесь Мухаммеду были показаны различные виды наказаний грешников, некоторые из которых на тот момент были еще живы. Здесь же Мухаммед видел гурий — молодых дев, предназначенных для праведников. Они были такой неописуемой красоты, что если одна из них показывалась на небе или в воздушном пространстве, то вселенная наполнялась светом, превосходящим солнечный; когда же она роняла в море каплю слюны, то горечь вод тотчас заменялась сладостью меда. После этого он был опущен обратно в Иерусалим и отнесен в Мекку. Во время обратного пути Мухаммед захотел пить. Встретившись с купцами, ведущими караван, Мухаммед попросил у них воды и утолил жажду. По другим источникам Мухаммед даже указал точную дату прибытия этого каравана в пункт назначения, или описал сам караван, что якобы подтвердилось в действительности. Все это путешествие, длившееся для Мухаммеда несколько часов, по отношению к Земле заняло одно мгновение, так что его постель еще не успела остыть, а из кувшина, который бесплотный ангел Джабриил улетая, опрокинул своим крылом, не успела вытечь вода, и вернувшийся Мухаммед даже успел остановить полное падение кувшина. На вопрос одного курейшита, видел ли Мухаммед своего Бога — Аллаха, он ответил, что видел нур свет. Аллаха в Ночь Восхождения на небеса? Ответ: Нет, не видел» 207. В память об этом событии 17 сура Корана получила название «Аль — исра» — «ночной перенос»: «Это — Он Аллах — авт. Мнения относительно даты этого события в исламе расходятся. В одном хадисе говорится, что Мухаммед совершил свое путешествие за 16 месяцев до хиджры 622 год , в другом утверждается, что за 12 лет до нее. Считается, что это событие произошло в одном из трех запретных месяцев раби аль — аввал, джумад аль — ахир или раджаб. Позднее было решено совершать праздник «мирадж» 27 раджаба. Эту ночь мусульмане стараются провести в бдении, чтении Корана и пересказах чудесного вознесения Мухаммеда на небо. Некоторые исламские богословы пытаются дать объяснение этому событию, рассматривая его в свете современной кибернетической электрифицированной эпохи. Поскольку арабское слово «бурак» происходит от корня «барк», что означает «молния», египетский шейх Абдулмунсиф Абдулфаттах, указывая на то, что современная наука не отрицает превращение материи в свет, предполагает, «что в современном толковании мираджа животное Бурак, на котором Мухаммед совершил свое небесное путешествие, превращается в молнию или электричество, а тело Мухаммеда — в свет, затем снова принимая человеческий образ» 208. Эта история о чудесном приключении Мухаммеда обращает на себя внимание некоторыми фактическими несостыковками, которыми, впрочем, богаты все истории Мухаммеда. Во — первых, как уже говорилось в главе «Мечеть» , не подозревая, что иерусалимского храма не существует, Мухаммед упомянул о нем как о существующем. Мечеть же Аль — Акса удаленная , упоминаемая в Коране К. Поздние мусульманские богословы, пытаясь выйти из неудобного положения, указывали на аллегорическое понимание этого эпизода и предлагали видеть в этой несуществующей мечети некий «небесный храм». Во — вторых, будучи неграмотным и взявшись оперировать с пространственными величинами астрономического порядка, Мухаммед, естественно, допускает колоссальное несоответствие и в этом аспекте. Согласно повествованию, расстояние между каждым небом занимает пространство в пять столетий пути семь небес один миллион двести пятьдесят один день пути.