Михаил Александрович Врубель. Демон летящий. Над картиной «Летящий Демон» Врубель трудился уже в декабре 1898 года, но работа не заладилась.
Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
Полное описание картины Михаила Врубеля Демон летящий, написанной им в 1899 году. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона». Картина Михаила Врубеля "Летящий Демон" (1899 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. Видел наброски «Демона» и отец Врубеля, который приехал в Киев навестить сына в момент его страданий. Полное описание картины Михаила Врубеля Демон летящий, написанной им в 1899 году.
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ - ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ
Последнюю из них он продолжал "улучшать" даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику. К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Но, как говорил сам Врубель, Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе". Михаил Врубель. Галерея живописи, картины. О духовных братьях.
В процессе трансформации мотивов художественные техники обогащают звучание друг друга, на их пересечении рождаются неожиданные приемы и пластические решения, предвосхищающие искусство будущего, отмечают организаторы выставочного проекта. Наталья Стрельцова.
Однако в прессе иллюстрации нещадно критикуют за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость». В Москве Врубель создает свою собственную сказочную вселенную: с русалками, птицами-сиринами, былинными героями и принцессами-грезами — в самых разных техниках, включая керамику, фрески, витражи. Но в 1894 году он снова возвращается к «Демону» — в образе скульптуры и с испуганным страдающим выражением. Голова демона. Это были предвестники нейросифилиса — тяжелого бактериального поражения головного и спинного мозга. Сифилисом Врубель заразился в 1892 году, накануне своей женитьбы на оперной певице Надежде Забеле. Он был так поглощен семьей и работой, что не обратил внимание на первые симптомы заболевания и не начал лечение. Сестра его жены, Екатерина Ге, вспоминает: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку».
С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Одновременно с этим художник снова размышляет над «Демонами»: «летящим» и «поверженным». В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее», — вспоминает художник Александр Бенуа процесс работы над «Демоном поверженным». У художника только что появился сын Савва — мальчик родился с заячьей губой. Художник написал его портрет: глаза ребенка печальны и тревожны. Жена вынуждена прервать выступления, чтобы заботиться о ребенке, и ответственность за содержание семьи полностью ложится на Врубеля. Его психологическое состояние ухудшается, а количество рабочих часов увеличивается. Художник стоит, не отрываясь от холста, порой дольше 14 часов при искусственном свете.
Раз в день он надевает пальто, открывает форточку и 15 минут вдыхает холодный воздух — это и есть вся «прогулка». Но работа над «Демоном» не заканчивается, Врубель никак не переходит к его глазам — их он всегда пишет последними.
Новый этап в жизни художника начался в Москве. Здесь он познакомился с главным свои благодетелем, меценатом Саввой Мамонтовым. Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды» Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона». Его поражением и его триумфом. Многие считают серию полотен и скульптур своеобразной иллюстрацией к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова.
Но это не совсем так. Произведение Лермонтова — первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все. Демон у художника — не дух зла. Он — душа самой природы и самого мастера. У Врубеля всегда был свой взгляд на мир. Он считал природу не просто живой, а населённой духами! Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие. Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова. Это история о смерти этого мира.
В серии три картины, как три этапа сюжета. Размышление — «Демон сидящий», битва — «Демон летящий» и поражение — «Демон поверженный». Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась. Публика впервые увидит её на выставке 1902 года.
Демоны Михаила Врубеля
По обе стороны от этого невинного существа — Мефистофель и Фауст с учеником. Фауст близок образу демона, каким его ощущал Михаил Врубель. В поэме Гете Мефистофель говорит, что «в нем ничто — ни близкое, ни даль — не может утолить грызущую печаль». Здесь у Мефистофеля лицо выдает эмоции, страсть. А летящему рядом Фаусту скучно, поражает его безучастность к окружающему миру. Изображенное на холсте выглядит мистично и зловеще. Усиливают это чувство колючки чертополоха на переднем плане, пытающиеся задержать всадников. Созданы произведения для украшения особняка А. Сейчас они находятся в Третьяковской галерее. Демон третий: безумная техника и странная эстетика Роза в стакане, 1904.
Бумага на картоне, акварель Мне нравится1 Не нравится1 Демоническое начало прослеживается в самой технике художника, поэтому картины Михаила Врубеля выглядят так необычно. В мастерской Павла Чистякова молодой художник научился создавать объем, разделяя пространство на грани. Фигуры на холсте прорисованы дробно. Краска ложилась кристаллами, а излишки Врубель убирал специальным инструментом — мастихином. Художник-модернист обладал замечательным умением создавать неповторимый колорит картины. Ощущение цветного создавалось с помощью сочетания тончайших оттенков серого. В изображении представителя иного мира хоть и прослеживается смесь трех цветов, синего, желтого и красного, но их оттенки необычны. Отсюда и кажущаяся топорность изображения. Это была страстная любовь к Эмилии Праховой, женщине замужней, имеющей троих детей.
Врубель был одержим, он страдал. Он резал картины, свое тело — только тогда страдания уменьшались.
Это не удивительно, ведь именно в это время живописец занимался иллюстрированием юбилейного книжного издания Лермонтова. С этого момента «Демон» всегда присутствовал в жизни и творчестве Врубеля. В результате художнику удалось создать отличные иллюстрации к сборнику стихов и прозы М. Лермонтова, а также создать три живописных полотна, оказавших огромное влияние на ход развития российской и мировой живописи. Кроме сидящего Демона, живописец изобразил летящего и поверженного героя.
Описание картины Полотно имеет горизонтальную ориентацию. В центре картины располагается основной персонаж в полу обнаженном виде. При этом часть головы и ног персонажа отсечены, так как не поместились на полотне. Крепкий торс героя обнажен и рельеф тела подробно отображен вплоть до мельчайших деталей, его массивные плечи выведены вперед и ярко выражены. Пальцы рук крепко сцеплены между собой и вывернуты на внешнюю сторону. Ноги по визуальному ощущению скрещены и покрыты синей тканью. Таково видение Демона Врубеля.
Задумчивый и мрачный вид персонажа изображен в профиль и написан с выразительными чертами лица. Длинные, пышные каштановые волосы героя величественно откинуты назад. Сидящую мрачную фигуру озаряет свет уходящего солнца, выделяя задумчивый взгляд и правильные черты лица, освещая мускулистое тело воина. На заднем плане произведения располагаются последние лучи угасающего солнца на фоне скалистых гор и легких вечерних облаков. Блики засыпающего солнца пытаются играть на цветочной поляне, на которой разместился угрюмый персонаж. Опечаленный демон бросает свой задумчивый взор вдаль, его вид навеивает мысли об отчаянии, глубоком разочаровании и безысходности. Картина наполнена множеством противоречивых элементов — одухотворенный лик и мощное тело героя, расслабленная спина и напряженные, готовые разорвать оковы руки, сгущающаяся тьма и яркая мозаика солнечных бликов среди цветов.
Картина написана в мрачном стиле, присущем этому художнику. Многие мазки сделаны при помощи мастихина — крошечного мастерка из металла, художественного шпателя.
Краски на картине становились всё ярче, но взгляд Демона тускнел и принимал все более и более гневное выражение.
Демон был повержен, но повержен в блеске своего триумфа. Картина буквально светилась. Розовый венец на голове героя пылал ярким огнем, павлиньи перья мерцали и переливались.
Но художник не рассчитал. Яркость красок была феноменальной, но они оказались недолговечны. В день закрытия выставки они уже начали темнеть.
Картина и сейчас эффектна. Но это только бледная тень того, что было раньше. Сразу после выставки он попал в психиатрическую больницу.
Было небольшое улучшение после года лечения, но потеря единственного сына окончательно сломила живописца. Он все реже бывал в ясном сознании, а к концу 1906 года полностью ослеп. Но до этого, уже лежа в больнице, он создал ещё два шедевра.
Это «Шестикрылый серафим» и «Видение пророка Иезекииля». Врубель снова вернулся к христианству, но теперь работы его пугали. Художнику казалось, что религиозность и соблюдение строгого поста помогут ему исцелиться.
Не помогли. А в обществе слава живописца все росла. В 1905 году его сделали академиком живописи.
Ни на одном заседании Врубель не был, но в почетном статусе в Академии все-таки появился. В день смерти художник поднялся с кровати и сказал своему слуге, опекавшему его в больнице: «Собирайся, Николай, поедем в Академию! На следующий день там был выставлен гроб с телом Врубеля.
Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Удивительно, в Киеве художник занимался рисованием Богоматери, а в Москве ему предложили рисовать демона. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. История "Демона" Врубеля начинается с неразделенной любви. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову — жену своего заказчика. Его возлюбленная была замужней дамой, поэтому ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной.
Этот набросок художник уничтожил. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается, и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий». Описание картины "Демон" Врубеля написан в очень интересной технике. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. При взгляде на полотно кажется, что перед глазами находится не живопись, а качественно сделанная аппликация. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана. Юноша, изображенный на картине, принял задумчивую позу. Он сидит, обхватив ноги руками, и смотрит вдаль.
Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Его оголенный торс смотрится очень внушительно. Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится очень непривычно. Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Художник взял нижний ракурс, чтобы умышленно сделать своего и так большого демона еще больше. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно.
Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим. Его угрюмое выражение лица, вопросительные складки на лбу и печальные глаза скорее вызывают сочувствие, чем отвращение. Цветовая гамма "Демон" Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката. Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах. Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной. Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает.
Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону. Анализ картины На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Такая аналогия неслучайна.
Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Врубель писал, что демон — это состояние его души. Сегодня можно услышать мнение критиков о том, что художник сошел с ума именно потому, что выбрал главным героем своих картин потустороннее существо из ада.
Что смотреть?
- Летящий демон. 1899
- Continue Reading
- Continue Reading
- «Демоны» Михаила Врубеля : НОВЫЙ МИР
- Telegram: Contact @pic_history
- Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
Continue Reading
- Русский музей и Третьяковка выпустили демонов. Что смотреть на выставке Врубеля
- File history
- Демон как мятежный дух: философские представления
- Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия : lyarder — LiveJournal
Печальный демон
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. Разбираем знаменитую картину Михаила Александровича Врубеля "Демон сядищий". Летящий Демон Михаил Александрович Врубель 1899. У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья. русский художник, скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства. Михаил Врубель впервые почувствовал себя печальным Демоном, «духом изгнания», о котором так пронзительно писал любимый им Михаил Лермонтов.
«Демон сидящий» Врубеля
Летящего демона Михаил Врубель писал, как часть из серии иллюстраций для поэмы Михаила Лермонтова «Демон». Картина Врубеля "Летящий демон. Картине Врубеля «Демон летящий» не было суждено предстать перед публикой: художник не закончил полотно из-за сложных семейных обстоятельств. ручная работа, handmade. Одной из самых противоречивых картин за всю историю русской живописи является «Демон» Врубеля.
Курсы валюты:
- На границе миров: «даймоны» у Даниила Андреева и «Демон сидящий»
- Врубель, Михаил. Все картины художника
- Самое интересное в виде мозаики
- Должен был стать не художником, а юристом
- Другие картины Михаила Врубеля
Врубель Михаил Александрович
Работа над картиной шла тяжело. Художник не находил удовлетворения в созданных образах. Он постоянно что-то менял, переделывал. Даже после выставки готового полотна в 1902 году Врубель продолжал вносить правки.
Описание картины «Демон поверженный» Композиция картины построена вокруг центральной фигуры поверженного Демона. Его обнаженное тело лежит на собственных перьях. Крылья Демона, некогда величественные, теперь бессильно распластались под ним.
Фоном для этой фигуры служат закатные горы, выдержанные в холодных бело-голубых тонах. На их фоне выделяется «трупная» бледно-голубая кожа Демона. Единственным теплым пятном картины остается алый закат неба.
Врубель писал эту картину в своей фирменной «кристаллической» манере. Мазки четкие, рубленые, они создают эффект витража. Благодаря этому образ Демона обретает особую выразительность.
Сам Демон, несмотря на поверженное состояние, сохраняет взгляд полный гнева и протеста. Его поза - защитная, он все еще сжимает незримое оружие. Художник запечатлел последний момент борьбы Демона перед окончательным падением.
На днях обедали делегаты Венского Сецессиона, очень милые венские художники, они в восторге от Миши и все хотят забрать на выставку; к сожалению, с «Демоном» он не поспеет на эту выставку. Так писала в 1901 году жена художника Н. Забела о растущей славе мужа и его работе над «Демоном».
Премьера полотна действительно произвела фурор. Трактовки образа Демона в картине Врубеля Образ Демона в картине Врубеля допускает различные трактовки: Демон как символ упадка человеческой морали. Демон как отражение внутреннего мира самого Врубеля.
Демон как олицетворение темных демонических сил.
Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья.
К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. Пророчества вскоре сбылись. Через две недели после написания Врубелем портрета своего обожаемого сына Саввы у малыша поднимается высокая температура, вот уже несколько часов врачи немогут ее сбить, они беспомощно разводят руками и ставят диагноз минингит. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку.
Он вновь захвачен навязчивыми идеями, но теперь уже иного характера. Он мнит себя злодеем, врагом, падшим человеком, он ожидает скорого наказания. Кажется, что Врубель в точности повторяет судьбу своего рисованного демона, зрительный образ стал частью его собственной жизни. Спустя еще какое-то время художник слепнет. Свою последнюю картину "Портрет поэта Брюсова" Врубель так и не успел дописать.
Еще четыре года он будет жить слепым и никогда не узнает, что стал Академиком искусств, что его картины получили мировую славу и путешествуют по всей Европе. Газеты пишут, что его «Демон», уничтожил своего творца.
Однажды на выставке он увидел фреску Микеланджело «Страшный суд» и был так очарован ей, что, придя домой, восстановил всю картину по памяти. Автопортрет художника, 1882 год Первые несчастья С годами Михаил становился все активнее, а его красота, веселость и нестандартное мышление привлекали окружающих. Учеба на юридическом факультете в Петербурге давалась легко.
Но, несмотря на это, с восемнадцати лет окружение начало замечать у Михаила перепады настроения. В период активности к нему приходило много идей, было достаточно сил, чтобы творить днями напролет. Но в периоды плохого настроения художник уходил в глубочайшие раздумья, откладывал холст и краски в долгий ящик и не хотел ни с кем общаться. Такое поведение привело к тому, что ряд картин Врубель просто не закончил, например «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом» 1881 года. На последнем курсе университета Адриан Прахов приглашает Врубеля поработать над росписью церквей в Киеве, на что тот с удовольствием соглашается.
Там художник влюбляется в жену своего преподавателя Эмилию. Безответная любовь кружит голову молодому человеку, и по возвращению из Италии Михаил прямо в доме Праховых добавляет Богородице черты желанной женщины. А придя домой, он ножом оставляет шрамы на своей груди, чтобы заглушить боль сердца. В этом же году художника навещает отец и ужасается двум вещам. Во-первых, сердце отца, военного человека, разрывается от нищеты, что он увидел в квартире сына.
Во-вторых, «Демон» кажется отцу не менее страшным, чем обстановка в жилище своего чада. Под влиянием такого негативного отзыва Михаил уничтожает набросок. Врубель возвращается к картине в 1889 году, когда приезжает в Москву, а в 1890 году заканчивает ее. Художник, сам того еще не понимая, в некоторой мере отобразил в «Демоне» себя. Вечно больной, страдающий от неразделенной любви и тяжелых мыслей о смысле жизни, но при этом стойкий к критике публики, считающий себя достойным того, чтобы его работы увидели свет.
Однако публика не приняла новые работы, выполненные в черных тонах. Врубеля критиковали за излишнюю уродливость картин.
Михаил Врубель, "Портрет Н. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы.
С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве. Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой.
Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан — веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента — свирели. Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели.
Для художника Пан — воплощение чуткой, поэтической души. Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы.
Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. Римского-Корсакова 1900.
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
В большинстве биографий Михаила Александровича Врубеля пишут, что рассудок художника не выдержал переживаний из-за болезни Саввочки. И тут Михаил Александрович проявил свой необыкновенный дар графической черты и формы»,— восторгался мемуарист. Картина Врубеля "Летящий демон.
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
В Москве, по отзывам СМИ, «целый зал» выставки Врубеля — просторной, наполненной воздухом, со специально под нее созданной архитектурой — отдали под произведения, созданные художником в клиниках в периоды ремиссии. В Петербурге выбрали иной подход. Показав ряд рисунков больничного окружения, сделанных Врубелем, когда болезнь его отпускала, и три работы периода тяжелого расстройства, на словах пояснили, что эту тему педалировать не хотели. Говоря о концепции петербургской выставки, она подчеркнула, что та не носит ни хронологический, ни тематический характер. А показать хотели — «идеального художника» и его произведения «в лучшем виде». Впрочем, выставка оставляет ощущение, что с этим желанием перестарались: ярко-фиолетовые и ярко-зеленые стены забивают работы, делая их невзрачными. Но, может, есть вина и освещения: с этим Врубелю в Петербурге уже однажды не повезло, что, собственно, и свело художника с ума, когда один из его демонов поверженный упорно смотрелся совсем иначе, чем в его мастерской, в которой был направленный свет.
Строго говоря, показать всё, что хотелось, не удалось и в Москве — хотя там выставка собиралась еще до февральских событий, фактически перекрывших музеям возможности международного сотрудничества. Не выдали Третьяковке акварельные этюды и эскизы из Киева, а также эскиз костюма Волховы из Казахстана. Но с последним Петербург в теории мог бы справиться самостоятельно: сам костюм хранится в Театральном музее. Однако вещь ждет реставрации. Отчасти — для серьезно настроенной публики к тому же небедной — проблему компенсирует качественный иллюстрированный каталог. Но ощущения приключения, путешествия в мир Врубеля, он, конечно, не заменит.
Интересны также различия трактовок картин — в Москве и Петербурге. Например, одно из крупных полотен в зале с «Демоном сидящим» — «Сирень», так красиво «срифмовавшаяся» с цветущими в эти дни кустами на площадях Петербурга. Над нею возвышается, словно выходя из нее, фигура. В Москве же трактуют определенно: Демон. И апеллируют к строкам Василия Розанова, писавшего, что «Демон Врубеля вытекает из сирени и завершает лицом человеческим минеральную громаду». Тем не менее выставка Врубеля к 165-летию художника в Корпусе Бенуа — все равно событие: Врубеля из Третьяковской галереи не возили в Петербург свыше 60 лет.
Что смотреть? Эскиз академической программы.
В Москве судьбоносным для художника стало знакомство с Саввой Мамонтовым, предпринимателем и меценатом, первым поверившим в талант Врубеля. Он вводит художника в свой дом и Абрамцевский кружок, привлекает художника к целому ряду проектов. С 1892 г. Врубель возглавил Абрамцевскую гончарную мастерскую, из которой выйдет множество изразцов, ваз, скульптур его авторства.
Всего в разное время он выполнил около 150 моделей и эскизов майоликовых изделий. Врубелевский камин «Микула Селянинович и Вольга» получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Известность Врубеля началась с неожиданно скандального эпизода, связанного с двумя панно, написанными по инициативе Мамонтова для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 — «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Работы не были приняты жюри Академии художеств. Отвергнутые панно Мамонтов выкупил и выставил в отдельном павильоне рядом с входом на выставку. Слухи об этой истории дошли до императорской семьи.
Несколько лет спустя майоликовая версия «Принцессы Грезы» вознесется над Москвой, украсив главный фронтон гостиницы «Метрополь». Врубель был влюблен в мир театра, с которым были связаны многие его оформительские работы. Его женой стала настоящая оперная дива и красавица — Надежда Ивановна Забела, любимая певица Н. Римского-Корсакова, писавшего партии для ее голоса. Художник увидел ее в впервые на сцене в спектакле «Гензель и Гретель» и сразу сделал предложение. Свадьба состоялась в Женеве в 1896 году.
Надежда Ивановна оставалась верной спутницей и музой художника до его последних дней; много раз он воплощал ее образ в живописных и графических портретах. В «Царевне-Лебедь» 1900 , одной из самых знаковых картин Серебряного века, Забела представлена в своей заглавной роли в опере «Сказка о царе Салтане». Сочувствие, а затем и признание искусство Врубеля найдет благодаря деятельности объединения «Мир искусства», на выставках и в журналах которого начнут появляться его произведения. Бенуа посвятит отдельную главу творчеству художника в своей «Истории русской живописи в XIX веке». В 1905 г. Врубель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств «за известность на художественном поприще».
В начале 1906 года художник окончательно потерял зрение. Его последняя работа -оставшийся незавершенным портрет В. На похоронах Александр Блок произнес надгробную речь: «…перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, — я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим, и это заставляет нас произнести бедное, невыразительное слово: «гениальность». Ангелы и демоны, а поле битвы — сердце человека Демон сидящий. Реставратор Адриан Прахов пригласил его, подающего надежды студента Академии, поновить фрески XII века в Кирилловской церкви — прописать контуры, восполнить утраты.
При этом отдельные фигуры и даже целые композиции художник создал сам по византийским образцам, стилизуя древнюю живопись. Одна из таких фигур — Ангел с лабарами. Дописал Врубель ангелов и в куполе Софии Киевской — на месте утраченных древних мозаик. Затем художник разработал целый ряд эскизов к композиции «Воскресение Христово» для самой ответственной стройки того времени — Владимирского собора в Киеве. На этих акварельных листах, отвергнутых комиссией как «несвоевременные», — восстание Христа из белых пелен созерцают Ангелы — безмолвные свидетели Чуда, свершающегося в мистической синеве Великой ночи.
Полотно осталось незавершенным. Начата осенью 1898. На V выставке Нового общества художников в Петербурге экспонировалась под названием «Демон». СПб, 2006. Этим объясняется наличие большого количества непрописанных участков и отсутствие покрывного слоя лака. Авторский красочный слой за прошедшее время пересох из-за того, что грунт на картине вытянул из него масляное связующее. В результате живопись структурно ослабла, потеряла плотность и монолитность.
Окончил юридический факультет Петербургского университета 1880. Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" 1903. Художник Русской частной оперы С. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви 1884-1885 и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок 1887, не осуществлены , писал орнаменты 1888-1889. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских с 1890.
Демоны Михаила Врубеля
Летящего демона Михаил Врубель писал, как часть из серии иллюстраций для поэмы Михаила Лермонтова «Демон». Видел наброски «Демона» и отец Врубеля, который приехал в Киев навестить сына в момент его страданий. Царевна с полотна Михаила Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году в небогатой, но порядочной дворянской семье. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве.