Новости дмитрий иванович менделеев образование

Сначала Дмитрий Иванович Менделеев хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Биография Дмитрия Менделеева. Дмитрий Иванович — последний ребёнок в семье, семнадцатый, а не четырнадцатый, как иногда пишут биографы. Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907), российский химик, учёный-энциклопедист, педагог и общественный деятель; открыл один из фундаментальных. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по ст. ст.) 1834 г. последним, семнадцатым ребёнком в семье директора Тобольской гимназии и училищ. Биография Дмитрия Ивановича Менделеева: личная жизнь, отношения с женой Анной Поповой, зять Александр Блок.

Биография Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Менделеева, директора гимназии и училищ Тобольского округа. Мария Дмитриевна Менделеева (Корнильева), хоть и не имевшая образования, самостоятельно изучила гимназический курс вместе со своими братьями. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г. в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В 1867 году Дмитрий Иванович Менделеев возглавил в университете кафедру общей химии. эту личность наверняка знает каждый.

Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву

К сожалению, из 17-ти детей до 18-летия дожили только восемь. В год, когда родился Менделеев, его отец ослеп и все хлопоты о многодетной семье легли на плечи необразованной матери. Мария Дмитриевна Менделеева 3. Во время учёбы в педагогическом институте будущий химик был оставлен на второй год из-за плохой успеваемости.

В 1906 году эта престижная премия уже была присуждена Дмитрию Ивановичу, но Королевская академия наук Швеции выступила против этого награждения. Это обстоятельство никак не повлияло на тот признанный авторитет, которым обладал русский ученый. К тому времени он уже имел и ученые звания, и всевозможные награды, как российские, так и зарубежные, а также не раз избирался почетным членом различных научных обществ. Менделееву в Санкт-Петербурге В девяностых годах 19 столетия была открыта большая группа инертных газов. Несмотря на то, что ученый не предсказывал их появление, они также весьма успешно вписались в Периодическую систему. По этому поводу Д.

Менделеев впоследствии говорил: «По-видимости, Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает», что и подтвердилось дальнейшими открытиями в области химии и атомной физики. Немалое количество работ Д. Менделеева посвящены исследованиям атмосферы и воздухоплаванию, в частности разработке летательных аппаратов, с помощью которых можно было бы проводить различные наблюдения на большой высоте. С этой целью им в 1875 году был разработан проект стратостата большого объема, который мог бы исследовать стратосферу. Также ученым был предложен проект управляемого аэростата, снабженного двигателем. Не ограничиваясь теорией, Менделеев сам, в 1887 году совершил стокилометровый перелет на воздушном шаре на высоте более трех тысяч метров. За это смелое «путешествие» ученый был награжден медалью французской Академии аэростатической метеорологии. Большую научную ценность имела написанная в 1880 году монография «О сопротивлении жидкости и о воздухоплавании». Большой вклад внес ученый и в область кораблестроения. Его работы по сопротивлению воды движущимся телам сыграли неоценимую роль в разработках наилучшей модификации корпуса водных судов.

Менделеев выступил экспертом строительства первого ледокола «Ермак», автором проекта которого был адмирал С. Золотая медаль имени Д. Менделеева Д. Менделеевым совместно с С. Макаровым был разработан проект экспедиции для исследований Северного Ледовитого океана, и уже летом 1990 года «Ермак» отправился в свой первый экспедиционный рейс по льдам Арктики. В течение последующих двух лет Д. Менделеевым был спроектирован высокоширотный экспедиционный ледокол и определен высокоширотный промышленный морской путь для прохождения судов рядом с Северным полюсом. Менделеева есть ряд крупных работ, посвященных исследованиям в области метрологии. Его фундаментальная монография, посвященная явлениям колебания, была написана в 1898 году и называется «Опытное исследование колебания весов». Также ученому принадлежит целый ряд сконструированных им оригинальных приборов: маятник-метроном, дифференциальный маятник для нахождения твердости веществ, маятник-весы и др.

Менделеев считал, что глубокое изучение природы колебаний очень важно для лучшего понимания силы гравитации. Созданная им Главная палата мер и весов явилась базой для открытия в России школы русских метрологов, а сам ученый по праву считается основателем русской метрологии. Большое внимание Д. Менделеев уделял развитию в России промышленного производства. Он был уверен, что именно тяжелая промышленность фабрики, заводы, тяжелая индустрия способны обеспечить экономический рост и развитие государства. Особый акцент ученый делал на развитии двух направлений: средств производства и топливной базы и выдвигал конкретные проекты по осуществлению этой задачи. Памятник в Братиславе Учитывая высочайшую конкуренцию товаров на мировом рынке, Менделеев считал не менее важной задачей развитие транспортной системы России. Он выступал за необходимость строительства разветвленной сети железных дорог и настаивал на снижении тарифов при перевозке керосина. Именно Менделеев внес предложение министру финансов Ю. Витте ввести так называемый «золотой рубль».

Проведенная вслед за этим денежная реформа ощутимо укрепила экономическое положение России среди развитых стран Запада. Менделеев принимал участие во Всероссийском торгово-промышленном съезде 1896 года, на котором выступил с рядом предложений. В его работах: «К познанию России», «Учение о промышленности», «Уральская железная промышленность» и др. Менделеев также вносил предложения по рациональному использованию лесных массивов Урала, о плановом порядке геологоразведочных изысканий. Так, например, им впервые было предложено использование переносного магнитного теодолита для разведки железной руды. Труды Д. Менделеева, посвященные развитию сельского хозяйства, имеют непреходящее значение. В них ученый старался охватить разные отрасли: молочное хозяйство, животноводство, агрономию и т. В своем имении Боблово он проводил опыты, применяя многополье, удобрения на основе золы и костяной муки, использовал сельскохозяйственную технику, ввел травосеяние, комбинировал органические и минеральные удобрения, проводил анализы почв. Большой вклад внес ученый в решение проблемы переработки сельхозпродукции и в разработку технологии производства минеральных удобрений.

Дмитрий Иванович категорически был против этого. В связи с этим его научная деятельность включала в себя и теорию, и практическую часть. К его практическим достижениям можно отнести следующие: В 1860 году Менделеев занимался разработкой технологии производства машинных масел. А в 1879 году эти масла уже стали выпускать. В 1888 году ученый инспектировал в Донецком бассейне месторождение угля, и вместе с этим Дмитрий Иванович создал проект расчистки Дона. После того как Менделеев был вынужден уйти из университета, он занялся вопросами таможенно-тарифной политики страны. Дмитрий Иванович написал капитальный труд, который впоследствии стал экономической энциклопедией России того времени.

Также Дмитрий Иванович работал в Морском министерстве, а именно в научно-технической лаборатории. В ходе его деятельности им была разработана технология изготовления бездымного пороха. Написал десятки статей для знаменитого «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона». В свои 65 лет Дмитрий Иванович отправился на экспедицию на Урал, он был руководителем этой экспертизы. Основной целью было изучение промышленного развития края. Также на протяжении своей деятельности Менделеев создал аэростат, занимался изучением арктического мореплавания, именно Дмитрий Иванович сконструировал ледокол. Сорванная помолвка Первой любовью ученого была девушка Соня.

Дмитрий Иванович с ней был знаком с детства, долго ухаживал за ней. Именно с ней он и планировал связать свою судьбу. Но девушка была не готова к таким серьезным отношениям и к венцу так и не пошла. Это произошло буквально накануне свадебной церемонии. Шла активная подготовка, и в самый последний момент девушка отказалась. Разрыв со своей любимой Дмитрий Иванович очень тяжело и долго переживал. Это обстоятельство стало одной из причин его командировки за границу.

Первая жена ученого Потом великий ученый возобновил отношения с Лещевой Феозвой Никитичной. С этой девушкой его тоже когда-то связывали романтические отношения.

Из исследований ученого по физике важны указание на существование «температуры абсолютного кипения» жидкостей 1860-1861 , позднее названной критической температурой ; вывод уравнения состояния для одного моля идеального газа 1874, уравнение Клапейрона—Менделеева ; изучение отклонений реальных газов от закона Бойля — Мариотта при малых давлениях, для чего он разработал специальную аппаратуру. В 1887 году Д. Менделеев совершил самостоятельный, без пилота, подъем на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения и изучения верхних слоев атмосферы. Менделеев создал точную теорию весов, разработал конструкции коромысла и арретира , предложил приемы точного взвешивания. При его участии и под его руководством в Главной палате мер и весов были возобновлены прототипы фунта и аршина, произведено сравнение русских эталонов мер с английскими и метрическими эталонами 1893-1898. Менделееев считал необходимым введение в России метрической системы мер. По его настоянию с 1899 года метрическая система мер стала использоваться в России факультативно; в 1918 году стала обязательной. В своей научной деятельности Д.

Менделеев признавал объективность и познаваемость законов природы, возможность использования их в интересах человека. Его научная работа была тесно связана с потребностями экономического развития страны. Особое внимание ученый уделял нефтяной, угольной, металлургической, химической промышленности. С 1860-х годов он не раз приезжал для консультаций на Бакинские нефтепромыслы ; был инициатором устройства нефтепроводов и использования нефти как химического сырья. Менделеев предложил принцип непрерывной дробной перегонки нефти. В 1877 году он выдвинул гипотезу образования нефти в результате взаимодействия карбидов железа с глубинными водами при высоких температурах. В отчете о научной поездке по Южной России 1888 он указал мероприятия для освоения природных богатств Донбасса каменного угля, железных руд, каменной соли , впервые высказал идею подземной газификации углей. Расширение разработки угольных месторождений России Менделеев связывал с развитием производства чугуна, стали и меди; отмечал необходимость добычи хромовых и марганцевых руд на Урале и Кавказе. Первоочередными задачами химической промышленности Менделеев считал увеличение производства соды, серной кислоты, искусственных минеральных удобрений на базе отечественного сырья. В работах по вопросам сельского хозяйства Д.

Менделеев возражал против «теории убывающего плодородия почвы», считал возможным многократное повышение плодородия земли удобрениями. Основываясь на результатах полевых опытов 1867-1869 , ученый указывал на необходимость известкования кислых почв, применения размолотых фосфоритов, суперфосфата, азотных и калийных удобрений, совместного внесения минеральных и органических удобрений. Он поддерживал начинания В. Докучаева в сфере проведения почвенных обследований, организации кафедр почвоведения при университетах. Менделеев уделял внимание орошению земель Нижнего Поволжья, улучшению судоходства на реках России, постройке железных дорог, освоению Северного морского пути. Как общественный деятель, Д. Менделеев ратовал за скорейшее промышленное развитие и экономическую независимость России. Будучи членом Совета торговли и мануфактур он занимался разработкой нового таможенного тарифа 1889-1892. Однако процветание России ученый связывал не только с использованием ее природных богатств, но и с развитием творческих сил народа, с распространением просвещения и науки. По мысли Менделеева народное образование должно быть жизненным и реальным, а не классическим, доступным для всех сословий.

Особое значение он придавал подготовке учителей и профессоров, сам был талантливым лектором и воспитателем научной смены.

Биография Менделеева

Андрей Максимов на основе проекта Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео? А еще он умел и обожал делать чемоданы. В 2019 году именем Д. Менделеева назван аэропорт города Тюмени. История Дмитрий Менделеев был последним, семнадцатым ребенком в семье директора Тобольской гимназии. Но к моменту, когда его крестили, в живых осталось только пять сестер и два брата, остальные младенцы умерли, не дожив до крещения. В семье Менделеевых было два культа — книги и труд. Детство Дмитрий провел в Тобольске, здесь он окончил гимназию и увлекся естественными науками. Большая часть жизни Дмитрия Ивановича прошла в Санкт-Петербурге.

Здесь он с золотой медалью окончил институт, с 1957-1890 гг. В Петербурге он умер 20 января 2 февраля 1907 года и похоронен на Волковском кладбище. Вокруг Менделеева всегда ходило множество легенд. Вопреки одной из них, водку он вовсе не изобретал — она существовала задолго до него.

Истинное дело учителя делается исключительно нервами: надо, так сказать, зара-зить учеников трудолюбием, сознательным и разумным отношением к частностям жизни, мелькающим в глазах неуча в хаотическом беспорядке.

Одними сухими рассуждениями - даже при полной добросовестности - ничего не поделаешь в обучении, доброго следа не оставишь, необходима работа нервов, а ее без отдыха нельзя вести. Во-вторых, учителю гимназий или тому подобных заведений нельзя стоять на месте, необходимо упорно следить за всем движением своего предмета, если он не мертвый, а мертвых предметов в школах не должно бы и быть... Первейшею заботою стран, подобных России, видящих свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших учебных заведений; прочее все еще можно предоставить индивидуальности и случайности, а этого ни в коем случае не должно, т. К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. Учителю нельзя не принять во внимание прямо личные качества учеников.

Иной застенчив и легко сбивается, а между тем прекрасно учится, - к нему одно отношение, а другой боек и горазд на слова, - к нему надо отнестись иначе. Устные, массовые экзамены т. Не станем говорить о муках физических и нравственных, испытываемых во время экзаменов как отвечающими, так и спрашивающими; они всем известны по отношению к ученикам, а испытывающим я был 35 лет и всегда мучился совокупностью ответственности, лежащей на экзаменаторе, с необходимостью быстро решать, чтобы не задерживать весь ход испытаний. Приходилось прибегать к разным компромиссам.

Он проектировал ледокол и руководил Главной палатой мер и весов, а вот водку вопреки легендам не изобретал. Мать будущего ученого принадлежала к уважаемому в Сибири купеческому роду Корнильевых, а отец, сын священника, дослужился до чина надворного советника, дававшего право на наследное дворянство. История о том, как Иван Павлович получил фамилию Менделеев, весьма туманна. В то время была традиция присваивать выпускникам семинарии новые фамилии.

Лишь один из трех братьев Ивана остался Соколовым, то есть с фамилией отца-священника; другой стал Покровским в честь отцовского прихода , третий — Тихомандрицким в честь родного села. А вот отец нашего героя как бы позаимствовал фамилию у соседа-помещика, жившего рядом с Тихомандрицами, не существующим ныне селом на северной оконечности озера Удомля. Вроде бы изначально Ивана прозвали Менделеевым в шутку, потому что он очень любил меняться вещами, напоминая этим соседа. Но могло ли ироничное прозвище закрепиться в семинарских документах? И как, интересно, тот помещик отреагировал, когда Иван вернулся из семинарии на родину под его фамилией? Как бы то ни было, Иван Менделеев не пошел по духовной линии, но, окончив в столице Главный педагогический институт, был направлен учителем в Тобольск, где вскоре женился. Независимый нрав Менделеева-ученого, стоивший ему испорченных отношений со многими вельможами, возможно, достался ему от отца: будучи директором Саратовской гимназии, тот не поладил с попечителем Казанского учебного округа Магницким, из-за чего потерял работу. После нескольких лет неопределенности он вернулся в Тобольск, где стал директором местной гимназии.

Должность в своем городе уважаемая, но, если бы не та ссора, Иван Менделеев мог бы сделать более внушительную карьеру. Героическая женщина Мать ученого Мария Дмитриевна была очень неординарным человеком. Менделеев посвятил ее памяти одну из своих книг, написав: «Вы научили меня любить природу с ее правдою, науку с ее истиной, родину со всеми ее нераздельнейшими богатствами, дарами, больше всего — труд со всеми его горестями и радостями». Из 17 ее детей трое умерли до крещения, еще пятеро — в раннем возрасте. Вскоре после рождения Дмитрия отец семейства ослеп из-за катаракты и вышел на пенсию, которой не хватало на жизнь. Тогда Мария Дмитриевна получила у старшего брата разрешение поселиться за городом на принадлежавшей ему заброшенной стекольной фабрике. Она восстановила производство, сделала его доходным и смогла отвезти мужа в Москву на операцию к знаменитому окулисту Броссе, который вернул Ивану Павловичу зрение. Незадолго до того как Дмитрий окончил гимназию, его отец скончался, а стекольная фабрика сгорела.

Всю свою энергию Мария Дмитриевна вложила в устройство судьбы младшего сына, считая, что тот должен продолжить образование непременно в Московском университете, а не в Казанском, куда по зако ну полагалось поступать выпускникам Тобольской гимназии. Влиятельные друзья жившего в Москве ее старшего брата Василия не решились идти против циркуляров и не помогли; тогда деятельная сибирячка отправилась в столицу империи, где ей удалось-таки всеми правдами и неправдами устроить Дмитрия казеннокоштным то есть обучающимся за государственный счет студентом отделения естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, того самого, где учился Менделеев-старший. Обеспечив жизнь младшему сыну, Мария Дмитриевна умерла через месяц с небольшим вроде бы от простуды, явно истощенная многочисленными невзгодами и тревогами. Наука или жизнь Будущий великий ученый в юности не блистал познаниями, учился посредственно и даже добровольно остался на второй год, пройдя первый курс дважды. Но затем взялся за ум и окончил институт с золотой медалью. Вообще-то петербургские врачи не ожидали, что Менделеев доживет до выпускных экзаменов, считая его безнадежно больным туберкулезом. При этом упрямый студент отказывался переводиться в Киевский университет, в более теплые края, решив, видимо, хоть и умереть, но все же остаться в столичном институте. И только знаменитый хирург Иван Павлов, осмотрев молодого химика, поставил ему правильный диагноз: порок сердечного клапана, неопасный для жизни.

Проработав год учителем в Одессе и защитив сразу две диссертации: магистерскую и pro venia legendi — на право читать лекции, Менделеев с 1857 года начал преподавать химию в Санкт-Петербургском императорском университете. Со временем поле его педагогической деятельности расширилось: он читал курсы во Втором кадетском корпусе, Институте Корпуса инженеров путей сообщения, Николаевских инженерных академии и училище, руководил химической лабораторией Санкт-Петербургского практического технологического института. На склоне лет Дмитрий Иванович сформулировал три свои «службы Родине», которыми он гордился. Под первой службой Менделеев понимал научные открытия, а под второй — педагогику. Среди прочего он стал автором первых в России учебников «Органическая химия» и «Основы химии». О третьей «службе» речь пойдет ниже. Менделеев - второй справа во втором ряду Русские в Германии Будучи 25 лет от роду, Менделеев отправился в двухгодичную европейскую командировку «для усовершенствования в науках». Он выбрал университет Гейдельберга, где знаменитый немецкий химик Роберт Бунзен согласился стать его формальным руководителем, оценив способности Менделеева, но не разделяя его интереса к физической химии.

Менделеев любил подчеркивать, что в науке всегда действовал самостоятельно. В Гейдельберге он оборудовал собственную лабораторию, опыты в которой среди прочего привели его к открытию «температуры абсолютного кипения» — индивидуальной для каждого вещества характеристики, при которой жидкость превращается в пар. Оно прошло незамеченным, а по сути, предвосхитило понятие «критическая температура», введенное 10 лет спустя ирландцем Томасом Эндрюсом.

Первые научные работы Менделеева 1854—1856 посвящены исследованию изоморфизма и удельных объёмов. В 1860—1861 гг. В 1860 г. Канниццаро были разграничены понятия атома , молекулы и эквивалента.

В 1861 г. Менделеев опубликовал первый отечественный учебник по органической химии, за который был удостоен Демидовской премии Петербургской АН. Начав читать курс неорганической химии в Санкт-Петербургском университете, Менделеев Фрагмент рукописи «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» Дмитрия Менделеева. Фрагмент рукописи «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» Дмитрия Менделеева. В процессе работы над учебником Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Первый вариант таблицы элементов, выражавшей периодический закон, Менделеев опубликовал в виде отдельного листка под названием «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве» и разослал этот листок в марте 1869 г. Сообщение об открытом Менделеевым соотношении между свойствами элементов и их атомными весами было сделано на заседании Русского химического общества 6 18 марта 1869 г.

Меншуткиным от имени Менделеева. В 1870—1871 гг. Менделеев внёс в первоначальный вариант периодической системы ряд исправлений и уточнений и опубликовал две классические статьи — «Естественная система элементов и применение её к указанию свойств некоторых элементов» на русском языке и «Периодическая законность для химических элементов» на немецком языке — в Annalen der Chemie und Pharmacie Ю. Менделеев сформулировал периодический закон следующим образом: «... На основе своей системы Менделеев исправил общепринятые атомные массы некоторых элементов бериллия , индия , урана и др. Периодическая система, внесённые исправления и прогнозы Менделеева были встречены научным сообществом сдержанно. Однако после того как предсказанные Менделеевым «экаалюминий» галлий , «экабор» скандий и «экасилиций» германий были открыты соответственно в 1875 г.

Учение о периодичности Менделеев развивал до конца жизни. В 1900 г. Менделеев и У. Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в таблицу нулевой группы элементов, в которую вошли инертные газы. Открытие закона Мозли 1913 , позволяющего экспериментально определять порядковый номер элемента в периодической системе, создание учения об изотопах 1913—1914 и теории строения атома окончательно подтвердили правильность расположения элементов в таблице Менделеева. В начале 1870-х гг. Менделеев начал исследования упругости газов; в результате этих исследований предложил 1874 новый вывод обобщённого уравнения состояния идеального газа уравнение Клапейрона — Менделеева.

Изучал отклонения реальных газов от закона Бойля — Мариотта при малых давлениях, для чего разработал специальную аппаратуру. В 1870—1880-х гг. Менделеев провёл ряд исследований по вопросам метеорологии — измерению температуры верхних слоёв атмосферы, уточнению закономерностей зависимости атмосферного давления от высоты и т. Сконструировал чувствительный дифференциальный барометр , пригодный для практического нивелирования. Осуществил в 1887 г.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)

Мы все знаем, что Дмитрий Иванович Менделеев был отцом периодической таблицы, которая расставила по рангу все химические элементы. 02.02.1907 года) Россия (Russia) Русский химик. Когда Дмитрий Иванович был ребенком, у их семьи было довольно сложное материальное положение.

Д. И. Менделеев — учёный, педагог и гражданин

Был представлен на Международном географическом конгрессе в Париже в 1875 году. Управляемый аэростат. В 1887 году учёный путешествовал на этом аппарате, чтобы наблюдать солнечное затмение. В 1890 г. Менделеев ушёл из университета после ссоры с высокопоставленным чиновником.

Через два года учёный разработал метод получения бездымного пороха. Вскоре Дмитрия Ивановича назначают хранителем Депо образцовых гирь и весов. Сегодня оно называется Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологии им. С 1905 года учёного три раза выдвигали кандидатом на Нобелевскую премию.

В 1906 г. Личная жизнь В молодости Дмитрий встречался с девушкой по имени Соня. Они планировали пожениться, однако накануне свадьбы возлюбленная передумала выходить замуж. Менделеев долго переживал разрыв отношений.

Позже он начал встречаться с Феозвой Лещёвой, с которой был давно знаком. В 1862 году они поженились. В 1863 г. Через два года в семье появился сын Володя, а затем — дочь Оля.

Дмитрий Иванович очень любил детей, но к жене уже не испытывал чувств. В 1876 г. Менделеев познакомился с Анной Поповой, которая часто присутствовала на его молодёжных пятницах, посвящённых литературе. Учёный был намного старше девушки и старался бороться со своими чувствами, но всё-таки между ними возникли страстные отношения.

Когда Анна забеременела, он рассказал об этом Феозве, с которой затем развёлся. Дмитрий и Анна поженились в 1881 г. Этот брак Менделеева оказался счастливым. Анна родила супругу дочь Любовь, сына Ивана и близнецов Василия и Марию.

Дмитрий Менделеев приходился тестем русскому поэту Александру Блоку, женившемуся на его дочери Любови. Также учёный был дядей профессора М. Капустина и физика Ф. Капустина — сыновей его старшей сестры Екатерины.

Из Википедии известно, что во время работы в Гейдельберге Менделеев закрутил роман с актрисой Агнессой Войтманн, родившей от него девочку.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой Корнильевой. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком.

Дмитрий Менделеев - большой энтузиаст Первые достижения В 1859-м Менделеев работал в Германии в университете Гейдельберга, где обустроил лабораторию и изучал капиллярные жидкости. Там он открыл критическую температуру. В 1861-м Дмитрий вернулся в Петербург и написал учебник по органической химии, за что получил Демидовскую премию. Он не перестал преподавать, с 1864-го в звании профессора, а с 1866-го — имея собственную кафедру. В 1869 году представил миру периодическую систему. В 90-е повлиял на открытие радиоактивности. Лично расписал атомную массу девяти элементов из таблицы. В 1856-1887 занимается разработкой теории растворов. Изучает упругость газов. Менделеев создает схему дробной перегонки нефтепродуктов, указывает, как применять трубопровод и цистерны. Черное золото больше не сжигалось в топках. В 1875-м Дмитрий Иванович участвовал в Парижском географическом конгрессе. Он поехал во Францию с собственной наработкой — дифференциальным барометром-высотомером. А в 87-м году был причастен к наблюдениям за полным солнечным затмением. Событие состоялось в поездке на аэростате в верхние слои атмосферы. Он летал на воздушном шаре «Русский» три часа, наблюдая затмение и фиксируя давление, температуру. В 1890-м Менделеев ссорится с крупным чиновником, и ему запрещают преподавать. Химика назначают в Депо образцовых мер и весов. В 1892 году ученый придумывал способ получить бездымный порох. Он трижды был кандидатом на Нобелевскую премию. В 1906 году ему ее почти присудили, но Шведская академия наук опровергла решение комиссии. Главные открытия Дмитрий Иванович за свою продолжительную жизнь достиг многого сразу в нескольких сферах, что отражает глубину таланта и ума великого человека. Его главные открытия: Создатель пикнометра — прибора для определения плотности жидкости. Определил критическую температуру кипения жидкости. Основатель Главной палаты мер и весов — центрального учреждения Минфинансов. В нем занимались проверками торговой отрасли в Российской империи.

У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Дмитрий Иванович особенно подчеркивал воспитательную роль учителя: он должен «знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки». Отметим, что и сегодня педагогическое наследие Д. Менделеева не забыто, а актуализируется и применяется в образовании благодаря деятельности НО Благотворительного фонда наследия Менделеева, председателем правления которого является автор нашей рубрики, профессор М. Справка: На протяжении 25 лет фонд проводит Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.

Похожие новости

  • Краткая биография Дмитрия Ивановича Менделеева
  • Менделеев Дмитрий Иванович. Большая российская энциклопедия
  • 186 лет со дня рождения великого ученого из Тобольска Дмитрия Менделеева |
  • Дмитрий Менделеев

Биография Дмитрия Менделеева

Она задалась целью дать детям достойное образование и особенно ее заботил одаренный младший ребенок. Мария Менделеева хотела, чтобы Дмитрий учился в Московском университете, но он мог поступить лишь в Казанский, так как абитуриенты были «привязаны» к определенному региону. Тогда его решили отправить в Санкт-Петербург, где он стал студентом Главного педагогического университета. Юность Менделеева Словно выполнив свою миссию, в том же году Мария Менделеева скончалась. Дмитрий Менделеев всегда помнил мать, был благодарен, что она научила его любить природу и науку, дала достойное образование. Он окончил физико-математический факультет. Учеба давалась Менделееву не без трудностей: местный климат подорвал его здоровье. Однако он любил науку, его первые научные труды посвящены силикатам. Благодаря изучению силикатов Менделеев впервые стал задумываться об особенностях разных химических соединений. В 22 года молодой ученый уже защитил свою первую диссертацию «Удельные объемы», он также преподавал и активно занимался научной деятельностью. Путь в науке В 1895 году Менделеев отправился в Европу, чтобы совершенствовать свои знания в Гейдельбергском университете.

Работать в местной лаборатории ему оказалось тяжело, он искал уединения и сосредоточения, кроме того, по воспоминаниям его современников, отличался тяжелым характером. Свои химико-физические опыты в итоге Менделеев проводил на арендованной квартире. В Европе он впервые стал отцом, у него родилась и, хотя он не был в браке с ее матерью актрисой Агнессой Фойгтман, о ребенке Менделеев никогда не забывал, высылая средства на ее содержание. Спустя несколько лет ученый вернулся в Россию, где как раз нагрянули большие перемены — отмена крепостного права.

В этой же работе, посвященной донецким углям, Менделеев мечтал о межотраслевой организации единого хозяйства. Все чаще звучат в его трудах нотки разочарования в капитализме: «Сказав про Донец, что знаю и как думаю, я боюсь больше всего именно того, что при таком способе действия, какой здесь предполагается, интерес к нему будет мал. Вот если бы затеять и здесь проектец с миллионными расходами, да особенно с концессиями, тогда бы стали одни уличать в том, что хочу примазаться к этим миллионам, другие стали бы сами лакомиться на них, завязался бы разговор крупный, полемика, интерес. А то разве одни гидротехники, специальные инженеры вступятся, да скажут, что не за свою специальность берусь…» Он бы и этому был рад. Хуже всего, однако, если опять отправят собирать сведения, а дела не начнут…» От соображений о том, как хорошо было бы для содействия развитию донецкого горно-промышленного района устроить каналы по реке Донцу и его притокам, чтобы соединить район производства угля и железа с морем дешевым водным путем, от мыслей о необходимости тщательно продумать сеть подъездных дорог к новым шахтам для бесперебойной вывозки угля, Менделеев, естественно, переходил к мечте о разумном устройстве транспорта в масштабе всей страны. Он тут же рассказывал о том, как совсем недавно все хлеба и товары для заграничной отправки хлынули через один порт — Севастополь. А у севастопольской дороги испортились паровозы. Чинить их не поспевали, и на передаточных станциях вагоны скоплялись тысячами. Почему бы не прислать на время паровозы с тех дорог, где грузов нехватало? Менделеев подходил к задаче чисто логически, решал ее принципиально, с точки зрения здравого смысла науки. Но кто же стал бы в капиталистической действительности считаться с его благими пожеланиями? Тысячи соперничающих между собой мелких скупщиков зерна? Враждуюшие железнодорожные компании? От железных дорог его мысль переносилась к необходимости зачинать судостроение на русском юге. Ведь все звенья сцеплены друг с другом, образуют единую цепь хозяйства. Но кому же хлопотать об этом возбуждении судостроения?.. Тут и порты и речное судоходство вмешались ясно, а они у министра путей сообщения. Тут интересы торговли и промышленности, а они в министерстве финансов. Тут и морское дело, а оно в морском министерстве. Вот и боишься — начинать некому, в чужое ведомство зайдет каждый, а своего у нашей промышленности еще нет». Хозяев много — хозяина нет! Казалось бы, еще шаг, еще один — и действительность подскажет исследователю единственно правильный вывод из противоречий, в которых мечется его мысль, как птица, которая разбивает грудь о прутья клетки… Но нет! Видя столько противоречий в окружающем его обществе, Менделеев в то же время верил в возможность единения в рамках этого же общества науки, промышленности и труда. Пожалуй, наиболее ярко и сильные и слабые стороны Менделеева — зоркого провозвестника промышленного расцвета России и ограниченного социолога — воплотились в его работе «Толковый тариф»[69]. Какое странное название! Какая неожиданная тема для литературной работы ученого химика — таможенный тариф, то есть перечень пошлин, которыми облагаются ввозимые из-за границы товары! Он продолжал: «Мне желательно, по мере сил, истолковать, разъяснить новый русский тариф, потому и назвал свою книгу «Толковым тарифом». Правильно ли я понял тот смысл, который заключается в новом нашем тарифе, об этом судить бесстрастно будут только через десяток лет, то-есть уже в предстоящее столетие». С тех пор миновал не один десяток лет, и чтобы сейчас наш современный читатель, — кстати сказать, совсем не бесстрастный судья прошлого своей страны, — мог по достоинству оценить смысл менделеевской работы, нужно хотя бы кратко остановиться на ее содержании. К тому времени, когда друг Менделеева, профессор Петербургского технологического института Вышнеградский, сделался министром финансов, а это произошло в 1887 году, он уже перебрался из Технологического института в собственный особняк на Английской набережной и дважды в год задавал роскошные балы, впрочем исключительно для представительства, потому что сам к подобным развлечениям был совершенно равнодушен. Он работал по шестнадцати часов в день и ухитрялся пребывать в двух ипостасях: профессора института и ловкого биржевого дельца. Чтение технологам механики, преподавание которой он поднял на исключительную высоту, не было для него повинностью. Когда один из его деловых знакомых однажды спросил его, почему он не оставляет своей должности в университете, за которую он получает всего три тысячи рублей в год, тогда как за одно только составление устава нового акционерного общества брал сорок тысяч, он вполне серьезно отвечал: «Эх, батенька, здесь мое нравственное удовлетворение, чтение лекций доставляет мне удовольствие, поэтому по возможности занятия профессурой я не брошу». Занявшись государственными финансами, Вышнеградский обнаружил, что курс русского рубля, который был относительно хорошо обеспечен, испытывал наибольшие колебания на иностранных биржах. Он вскоре раскусил цели игры, объектом которой была русская валюта. Предложение рубля на биржах уменьшалось к тому моменту, когда начиналась кампания хлебного вывоза. Рубль дорожал, и, следовательно, хлеб уходил из России по более дешевой цене. Затем, к тому моменту, когда начинались закупки русских экспортеров за границей, предложение рублей на бирже, по мановению чьей-то дирижерской палочки, возрастало, рубль падал в цене, и экспортеры должны были переплачивать на иностранных товарах. Вышнеградскому вначале было неясно только одно: каким образом и в каком количестве проникают на иностранные биржи миллионные куши русской валюты. Чтобы проконтролировать эту утечку, он ввел пошлину в 0,1 копейки с каждого вывозимого рубля. Фискального [70] значения эта пошлина не имела, но зато она позволила точно установить, что помещики, знать, веселящиеся купчики ежегодно вывозили в виде наличности на фешенебельные курорты и в другие злачные места Европы до 50 миллионов рублей. От «прожигателей жизни» эти деньги попадали в руки биржевых маклеров. Конечно, Вышнеградский не собирался посягнуть на столь дорогие заграничные увеселения богачей. Вместо этого он сам включился в биржевую игру на русском рубле. Через посредство банкирского рода Ротшильдов Вышнеградский стал скупать кредитные рубли, когда предложение их на биржах возрастало, и, наоборот, продавал, когда на биржах обнаруживалась покупательная тенденция. Он выиграл эту игру и дополнительно обогатил этим крупных хлебных спекулянтов. Во всяком случае, это было дополнительным стимулом для развития хлебной торговли, и золотистая русская пшеница текла на международный рынок все более широкой струей. Это облегчалось еще и тем, что Вышнеград- ский добился снижения железнодорожных тарифов на хлебные грузы. Прижатое налогами крестьянство вынуждено было отдавать скупщикам весь свой хлеб, едва успев его убрать. Сами с рождества питались лепешками из лебеды и соломенной сечки. Неурожай 1891 года, который был бы тяжелым при всех условиях, в результате непосильных поборов и вывозной горячки оказался положительно погромом деревни. Даже официозные бюллетени министерства государственных имуществ, и те сообщали, что уже с июля толпы нищих потянулись по скорбным проселкам России. Скот распродавали по цене кожи. Поголовное разорение нависло над деревней. Но резервуар казны наполнялся. Ему угрожало течью лишь данничество загранице. Поэтому, наряду с укреплением курса рубля, Вышнеградский произвел конверсию иностранных займов, то есть переложил уплату дани по ним на следующие поколения. Доход от долговых обязательств был понижен с тем, чтобы свободные капиталы более охотно устремлялись в промышленность. Но прилив иностранного капитала в промышленные вложения — это тот же заем. Вышнеградский надеялся лишь на то, что рост богатства в стране опередит рост задолженности.

Дмитрий Иванович отдал преподаванию много лет, сам был потомственным педагогом — его отец служил директором тобольской гимназии. Кстати, Менделеев стал 17-м ребенком в семье! Примечательно, что Менделеев родился в городе Тобольске Тюменской области, а именно Тюмень в конце сентября примет финал всероссийского конкурса «Мастер года», а 2 октября станет центром празднования Дня среднего профессионального образования. Участники конкурса будут прибывать из разных регионов России, и для большинства из них Тюмень начнётся с аэропорта, названного в честь Менделеева. В заключение хотелось бы отметить слова самого Дмитрия Ивановича Менделеева, которые очень точно характеризуют этого выдающегося человека и истинного патриота: «Плоды моих трудов — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую...

Кроме жены Степаниды Евдокимовны семеро детей. Из них четыре сына — Василий, Тимофей, Александр и Иван, как вы, наверное, уже догадываетесь, отец будущего ученого. Все сыновья учились в Тверской духовной семинарии, которая также в феврале этого года справляет свой юбилей. Она была основана ровно 275 лет тому назад. Именно в семинарии сыновья священника Павла Соколова получили новые фамилии. Василий стал Покровским — по названию отцовского прихода, Александр — Тихомандрицким, по названию села и речки, откуда он был родом, а Иван — Менделеевым. Говорят, что он очень любил в семинарии «мену делать», то есть меняться чем-либо. Только Тимофею оставили его исконную фамилию. Так что отец Дмитрия Ивановича Менделеева родом из тверских краев, из деревни Тихомандрицы, учился он в Тверской семинарии, а уже оттуда уехал сначала в Петербург, в педагогический институт, а затем в Тобольск, где стал работать учителем. Там-то и родился его сын Дмитрий.

Биография Менделеева

02.02.1907 года) Россия (Russia) Русский химик. Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907), российский химик, учёный-энциклопедист, педагог и общественный деятель; открыл один из фундаментальных. Мы все знаем, что Дмитрий Иванович Менделеев был отцом периодической таблицы, которая расставила по рангу все химические элементы.

Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог

Дмитрий Иванович отдал преподаванию много лет, сам был потомственным педагогом – его отец служил директором тобольской гимназии. В редакционной почте появилась статья доктора исторических наук Юлии Викторовны Кудриной, посвященная Дмитрию Ивановичу Менделееву. Думается, что Дмитрий Иванович сумел бы дать достойный отпор любым хулиганам.

Тверские корни отца Периодической системы

Водочный поджигатель Пора положить конец этому вредному заблуждению. Дмитрий Иванович водкой брезговал. Его отношение к алкоголю ограничивалось тем, что утреннюю трапезу из бутербродов с паюсной икрой или с сёмгой на московском калаче он запивал свежезаваренным, очень крепким, почти смоляным чаем. А заканчивал парой-тройкой добрых глотков малаги креплёное вино.

И всё. К чему же тогда знаменитая диссертация Менделеева «О соединении спирта с водою»? К тому, чтобы найти ответ на вечный вопрос химиков: «Если смешать литр спирта и литр воды, то окажется, что объём полученной жидкости уменьшился.

Но почему? Гидрат спирта. Собственно, это и есть весь его вклад в сотворение нынешней «русской водки».

Даже не его, а тех фабрикантов, которые моментально поняли свою выгоду. И стали делать водку исходя из «менделеевской пропорции», сохраняющей объём вещества.

Иван Менделеев потерял зрение из-за катаракты, операция не принесла значимого облечение, а впоследствии он скончался, когда младшему сыну исполнилось всего 13 лет. Мария Менделеева, мать ученого, проявила решительность и стала управляющей стекольной фабрики, чтобы прокормить семью. Это был смелый шаг для матери и вдовы. Она задалась целью дать детям достойное образование и особенно ее заботил одаренный младший ребенок.

Мария Менделеева хотела, чтобы Дмитрий учился в Московском университете, но он мог поступить лишь в Казанский, так как абитуриенты были «привязаны» к определенному региону. Тогда его решили отправить в Санкт-Петербург, где он стал студентом Главного педагогического университета. Юность Менделеева Словно выполнив свою миссию, в том же году Мария Менделеева скончалась. Дмитрий Менделеев всегда помнил мать, был благодарен, что она научила его любить природу и науку, дала достойное образование. Он окончил физико-математический факультет. Учеба давалась Менделееву не без трудностей: местный климат подорвал его здоровье.

Однако он любил науку, его первые научные труды посвящены силикатам. Благодаря изучению силикатов Менделеев впервые стал задумываться об особенностях разных химических соединений. В 22 года молодой ученый уже защитил свою первую диссертацию «Удельные объемы», он также преподавал и активно занимался научной деятельностью. Путь в науке В 1895 году Менделеев отправился в Европу, чтобы совершенствовать свои знания в Гейдельбергском университете. Работать в местной лаборатории ему оказалось тяжело, он искал уединения и сосредоточения, кроме того, по воспоминаниям его современников, отличался тяжелым характером.

Отец Д. Успехами Дмитрий блистал только в первых классах гимназии. Потом учёба перестала его увлекать, и он хорошо учился только по тем предметам, которые ему нравились и легко давались - математике, физике, истории и литературе. В 1849 пытался поступить в Московский университет. Весной 1850 Мария Дмитриевна привезла Митю в Петербург.

Но в Петербурге действовали те же правила, что и в Москве: лица, окончившие гимназию, могли поступать только в университет того учебного округа, где находилась гимназия. Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашёл только в Главном Педагогическом институте. Здесь он встретил выдающихся учителей, умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к науке. Тобольская гимназия Слайд 4 Подъём на научный олимп В 1861 Менделеев возвращается в Санкт-Петербург, где возобновляет чтение лекций по органической химии в университете и издает замечательный по тому времени учебник: «Органическая химия» В 1864 Менделеев был избран профессором Петербургского технологического института. С этим периодом времени совпадает наиболее полный расцвет научного творчества и педагогической деятельности Менделеева.

Вывоз будет не меньше, а пожалуй и больше современного, да и ввоз также, потому, что разживутся люди, спросят всякой новинки и себе, и жене, и детям. Будущее столетие, с помощью нового тарифа и мер, ему долженствующих отвечать, увидит Россию в новом виде — страной нормальной комбинации сельского труда с заводско-фабричным. Мне не дожить до этого, но слова эти рано или поздно оправдаться должны». В этой идиллической картинке ближайшего бу- дущего России отсутствовали только такие подробности, как возрастание иностранного долга, как кризисы, ближайший из которых наступил не позже чем в 1896 году и положил начало широкому развитию монополистического капитала в России.

Отсутствовала здесь связанная с неравномерностью капиталистического развития нищета деревни, упадок внутреннего рынка. Через двадцать лет капиталистического развития России, за которыми Менделеев видел наступление всеобщего благоденствия, а именно в 1913 году, В. Ленин, за подписью В. Фрей, писал в газете «Северная правда» о некоем статистике, подсчитавшем, что если китайцы удлинят свою национальную одежду только на ширину пальца, это обеспечит работой все бумаго-ткацкие фабрики Англии на целый год. Сатрапы нашей промышленности отвечают пустой фразой: «общее культурное развитие страны», рост промышленности, городов, и пр. Пустое фразерство, жалкие отговорки! Более полвека происходит в России такое развитие, такой «подъем», происходит несомненно. За «куль- туру» распинаются все классы. На почву капитализма становятся даже черносотенцы и народники.

Вопрос стоит давно иначе: почему это развитие капитализма и культуры идет у нас с черепашьею медленностью? На этот вопрос, вполне ясный каждому сознательному рабочему, сатрапы нашей промышленности боятся ответить именно потому, что они — сатрапы»[72]. Менделеев мечтал о непрерывно, без пауз и передышек, без спадов и кризисов, по развертывающейся спирали нарастающем общественном производстве. Этой мечте нехватало только одного. Этим «только» было осуществление социалистического строя, при котором такое развитие единственно возможно. Но Менделеев не задумывался даже над тем, почему к разработке нового таможенного тарифа с таким подъемом устремились крупнейшие капиталистические воротилы: Мальцев, Бахрушин, Гужон, Кольчугин, Морозов, Прянишников, Четвериков, Торнтон, Крестовников, Мензелинцев и другие. В реальных условиях России защитительный тариф не содействовал, а задерживал экономическое развитие страны, так как, по меткому замечанию Ленина, служил не всем слоям буржуазии, а «лишь кучке олигархов-тузов»[73]. Им обеспечивались чудовищные сверхприбыли без всяких дополнительных хлопот. Но Менделеев видел в покровительственном тарифе не то, что из него на практике делали капиталистические монополии, то есть средство дополнительного ограбления российского потребителя, а то, что он сам хотел бы в нем видеть, — один из регуляторов, нечто вроде рычага, способного, во имя общих интересов, поворотить «дикую» предприимчивость к тем отраслям промышленности, которые в его глазах требовали особого поощрения.

Промышленникам же он как ученый был нужен ровно постольку, поскольку они сами не понимали, какая доля серной кислоты заключена в суперфосфате. Ведь среди них только 7 человек из 100 имело хоть какое-нибудь специальное образование. А как только дело было сделано, он со своими благими пожеланиями представлял лишь досадную помеху на пути к их беспрепятственному обогащению. Академик В. Тищенко, в своих рассказах о встречах с Менделеевым[74] приводил историю еще одного столкновения Менделеева с воинствующими монополистами. Недавний еще приятель Менделеева Рагозин объединился с Нобелем на почве общей конкурентной борьбы с мелкими нефтезаводчиками. Чтобы убить окончательно их сопротивление, Нобель и Рагозин во время нефтяного кризиса 1887 года обратились в правительство с докладной запиской, в которой доказывали необходимость поднять цену на нефть, обложив ее налогом по 15 копеек с пуда. Мелкие промышленники телеграфно просили Менделеева поддержать их интересы в правительственной комиссии. Менделеев выступил с резким возражением против налога.

Он составил алгебраические формулы, с помощью которых математически доказал, что введение налога невыгодно отразится на интересах потребителя. И тогда, на заседании комиссии, Рагозин, который разбогател на рецептах смазочных масел, подаренных ему Менделеевым, рявкнул с перекошенным от ненависти лицом: — Бросьте вы свои «альфа» и «фи»! Если к каждому аппарату поставить по профессору, то этого никакая промышленность не выдержит… Им не нужен был Менделеев! Их вполне устраивал предупредительный Лисенко. Но Менделеев был нужен России. И для России он писал свою книгу «Толковый тариф». Из ее строчек вырастал во весь рост великий ученый. Во весь голос он говорил о том, что «чем больше одарен природою человек, тем он больше обязан служить общему», о будущем, где труд станет «делом чистым и желанным, а не достоянием рабов или злою обязанностью бедняков». Не было в царской России ни одного научного публициста из числа немарксистов, который бы с такой глубиной, как Менделеев, понимал и с такой силой прославлял великую преобразующую роль труда.

Он безустали говорил: «Грядущее — труду». И еще: «Небывшее, действительно новое — делает лишь труд; его нет в природе, он в вольном, духовном сознании людей, живущих в обществе, и отдельное лицо труда может выдать неизмеримо много на целые поколения разработки, на беспредельную пользу», и т. Но он останавливался на полдороге. Буржуазная ограниченность его сознания попрежнему мешала ему постичь, что единственным условием освобождения этой великой преобразующей силы, единственным залогом действительного возрастания ее могущества является выдвижение на историческую арену общественных сил, способных сокрушить самодержавие, разбить твердыни капитализма и стать творцами нового общества. Менделеев мысленно корчевал устье Донца, планировал перевозки, создавал общественное межотраслевое управление промышленностью. Это делал Менделеев естествоиспытатель, технолог, химик, экономист, стоявший на твердой почве объективной науки, подчинявшийся логике ее требований. От научного анализа техники он приходил к пониманию того положения, которое впоследствии было выражено Лениным в простых словах: «Куда ни кинь — на каждом шагу встречаешь задачи, которые человечество вполне в состоянии разрешить немедленно». Но за этим у Ленина следовала коротенькая фраза, которая являлась ключом ко всему дальнейшему прогрессу человечества: «Мешает капитализм». Этого Менделеев повторить бы не мог.

Он был еще далек от того, чтобы ступить на почву научного социализма. Бесспорно, самый тяжелый момент в биографии Менделеева — его расставание со студентами университета в 1890 году. Попав однажды на одну из студенческих сходок, Менделеев убеждал студентов разойтись. Но волнение не утихало. Тогда он предложил собравшимся изложить их требования письменно, передать ему,- он обещал вручить петицию самому министру народного просвещения, — а самим спокойно приступить к занятиям. Студенты послушались. Менделеев надел вицмундир, что делал в исключительных случаях, и поехал к министру просвещения, графу Делянову, ознаменовавшему свой министерский путь обещанием отдавать «бунтовавших» студентов в солдаты и отказом Ульянову-Ленину в обратном приеме в Казанский университет. Деляно- ва не оказалось дома, и Менделеев оставил ему конверт с обращением студентов и своей запиской. Через несколько дней он получил обратно конверт с препроводительным отношением, в котором было написано: «По приказанию министра народного просвещения, прилагаемая бумага возвращается Действительному Статскому Советнику профессору Менделееву, так как ни министр и никто из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги».

Это было прямое указание «Действительному Статскому Советнику Менделееву» на несовместимость его «поступка» с государственной службой в университете. Ректор не хотел принимать у Менделеева прошения об отставке, но тот насильно, на глазах у студентов, всунул ему в карман эту бумагу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий