Новости банки будут возвращать деньги украденные мошенниками

За девять месяцев 2023 года банкам удалось отразить более 20 млн руб. попыток похитить деньги со счетов их клиентов и спасти тем самым от кражи 3,3 трлн руб. Но скоро они должны будут компенсировать средства, которые мошенникам все же удалось вывести.

Банки обяжут возвращать украденные мошенниками деньги: новая схема заработает в 2024 году

Согласно нему, банки будут обязаны проверять переводы россиян на предмет мошенничества, и, если такая проверка была пропущена и клиент стал жертвой мошенничества, банк будет обязан вернуть пострадавшему украденные деньги. Вернуть средства пострадавшим при этом удалось всего в 4,4% случаев. Государственная Дума РФ приняла во втором и третьем чтении закон, который обязывает банки в течение 30 дней возмещать россиянам деньги, похищенные с их счетов мошенниками. Возместить клиенту деньги придется в том случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России.

Банки будут возвращать клиентам украденные деньги по новой схеме

Вернуть средства пострадавшим удалось всего в 4,4% случаев. Если мошенники списали деньги без согласия клиента, кредитные организации обязаны их вернуть в полном объеме. За последние девять месяцев 2023-го банки отбили свыше 20 млн попыток похитить деньги клиентов и спасли от кражи 3,3 трлн рублей, но вскоре им придется компенсировать средства, которые всё же удалось увести. В 2024 году банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками денежные средства по новой схеме: в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента и в случаях, установленных законом. Город - 12 июля 2023 - Новости Волгограда -

«Многие в таких случаях махнули рукой»: клиент отсудил у банка украденные жуликами деньги

По словам представителя Центробанка, цель изменений заключается в противодействии мошенническим схемам, которые основываются на методах социальной инженерии. Клиенты смогут рассчитывать на полный возврат похищенных средств в том случае, если банк допустил отправку денег на занесенный в специальную базу ЦБ мошеннический счет, или в том случае, если банк не уведомил клиента о транзакции без его согласия. Помимо этого, как указывается, кредитные организации обязаны будут вернуть деньги в том случае, если человек потерял карту или ее использовали без его ведома, при условии, что о пропаже он сообщил заранее.

Как это будет работать и когда начнет действовать?

За последние девять месяцев 2023-го банки отбили свыше 20 млн попыток похитить деньги клиентов и спасли от кражи 3,3 трлн рублей, но вскоре им придется компенсировать средства, которые всё же удалось увести. Еще летом уже были приняты мер по борьбе с мошенниками, подписан закон, который обязывает банки проверять подозрительные транзакции и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физлиц, даже если имеется согласие клиента. Теперь же кредитные организации смогут замораживать такие операции на два дня.

Как объяснял автор законопроекта, в этот период клиент обычно осознает, что деньги перечисляются мошеннику. Если средства все же переведут, клиенту возместят сумму операции, о которой он не знал и которую совершили без его добровольного согласия. То есть впервые вводится механизм возмещения банком похищенных денег, если его антифрод-системы некачественно сработали и допустили перевод.

Клиенты смогут рассчитывать на полный возврат похищенных средств в том случае, если банк допустил отправку денег на занесенный в специальную базу ЦБ мошеннический счет, или в том случае, если банк не уведомил клиента о транзакции без его согласия. Помимо этого, как указывается, кредитные организации обязаны будут вернуть деньги в том случае, если человек потерял карту или ее использовали без его ведома, при условии, что о пропаже он сообщил заранее. Также с июля кредитные организации смогут блокировать переводы на подозрительные счета сроком на два дня и уведомлять клиентов.

Все кредитные организации берут информацию из нее. Возврат предусмотрен также в том случае, если финансовая организация не отправила своему клиенту уведомление о переводе, который был совершен без его согласия, или если гражданин потерял свою карту, а третьи лица ею воспользовались. При этом, если человек сообщил в банк об утере карты с последующим снятием с нее денег, то финансовая организация пойдет навстречу. При мошеннической транзакции за границу на возврат средств уйдет 60 дней. Кроме этого, по новому закону банки на 2 дня могут заморозить переводы клиентов на подозрительные счета и оправят об этом уведомления. Предполагается, что двух дней хватит, чтобы клиент принял решение о подтверждении или отказе от операции, если поймет, что может стать жертвой мошенников.

Банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками деньги по новой схеме

Из пяти предложений ЦБ вполне логичны третье, четвертое и пятое — по сути, они не потребуют от банка чего-то сверхъестественного только настроить свои информационные системы и отладить антифрод-защиту. Но вот предложение заставить банки возмещать сумму украденных денег выглядит вовсе не так однозначно. Заставить банки платить? Идея Центробанка заключается в том, что банки должны будут за свой счет возмещать своим клиентам украденные мошенниками суммы — в пределах определенного лимита. Такая формулировка поставила слишком много вопросов: что в данном случае считать мошенничеством — несанкционированный доступ к счету или использование методов социальной инженерии?

Другими словами, не до конца понятно, какие случаи мошенничества подпадут под планируемый механизм компенсаций, а какие — нет. Ведь формально, если клиент отправляет деньги со своего счета или диктует кому-то код из смс, он соглашается с транзакцией, а значит банк не виноват в краже. Опрошенные нами эксперты соглашаются, что предложение выглядит не очень хорошо проработанным. Так, по словам доцента Финансового университета Оксаны Васильевой, стоит различать мошенничество, произошедшее по вине банка и кражи, в которых виноват сам клиент: У меня двоякая точка зрения по данному конкретному вопросу.

С одной стороны, если персональные данные лица действительно оказались в руках злоумышленников по причине уязвимости систем банка или он иным образом повлиял на это, то, разумеется, банк должен быть как минимум тоже привлечен к ответственности за подобный казус. И тем самым он обязан возместить ущерб, нанесенный его клиенту. Однако, при условии, что данные личности оказались на руках у мошенников не по вине банка, то никакой обязанности о возмещении денег на него возложено быть не может. Ибо банк может привести в довод главное основание — это договор, который подписывает держатель банковской карты.

Там четко прописано, что он не имеет права передавать кому-либо данные по своей карте. Если договор нарушен, банк снимает с себя всякую ответственность за последствия. Банки сообщают, что деньги клиентам они вернут лишь в том, случае, если человек докажет свою непричастность к мошеннической операции. Но в большинстве случаев человек сам оказывается виноват в том, что случайно сообщил данные мошенникам.

Оксана Васильева, к. Поэтому, считает эксперт, возмещать ущерб должны сами мошенники по решению суда, а вычислять и привлекать их к ответственности — работа полиции. Другие эксперты тоже посчитали идею неоднозначной. Например, финансовый аналитик Николай Неплюев указывает на то, что не до конца понятен механизм компенсаций клиентам с низкой финансовой грамотностью и тем, кто инсценировал кражу своих денег — банки просто будут не в состоянии распознать и отделить друг от друга такие случаи.

А когда в дело вступает социальная инженерия, предотвратить мошенничество становится практически невозможно.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть В Госдуме приняли закон, который защитит граждан от финансовых мошенников.

Всё больше и больше граждан становятся жертвами мошенников. В целом совершаемых информационных преступлений в крае, их доля только растёт». Едва ли не каждый забайкалец может рассказать свою историю, когда приходилось общаться с мошенниками. Елена Агафонова, жительница Читы: «Звонят представляются сотрудниками полиции и прочих разных органов, говорят о том, что ваши средства попали в какую-то блокировку и необходимо срочно сообщить номер карты, СVC-код трехзначный, то есть вот таких вариантов очень много».

Мошенники стали активнее, в ход идёт жёсткое психологическое давление. В зоне риска — пожилые. Татьяна Катасонова, жительница Читы: «Звонят каждый день, вот сейчас было два звонка, я их отключила и всё, я на них не отвечаю или говорю отделение полиции». Часто поймать преступника, а уж тем более доказать, что средства были переведены с помощью обмана было непросто.

Ранее аферисты обманули супружескую пару на четыре миллиона. Изначально злоумышленники звонили только пенсионеру, но жена вмешалась в разговор. Они сообщили паре, что с их счетов осуществлялись переводы в другую страну. Пожилым людям нужно было доказать свою невиновность. Источник — lenta.

Похищенные мошенниками деньги банки возместят клиентам

Теперь, если мошенники смогут перевести деньги без ведома россиянина, то за это действие нести ответственность будет банк, клиентом которого является потерпевший. Организация должна будет вернуть абсолютно все украденные средства в течение 30 дней. Банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками деньги по новой схеме. Вернуть средства пострадавшим удалось всего в 4,4% случаев. Через год после опубликования вступит в силу закон, обязывающий банки возвращать клиентам деньги, которые похитили мошенники.

Банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками деньги по новой схеме

Что им остается? Помочь им уполномочен только Банк России, который, как закреплено в законопроекте, устанавливает признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента» Узнать подробнее Главный признак мошеннической транзакции — это нахождение счета получателя в черном списке ЦБ — поясняет Ольга Дайнеко. Каким же образом банк будет противодействовать злоупотреблению доверием? Ведь большинство мошеннических действий осуществляются с использованием социальной инженерии — вводят в заблуждение, убеждают и запугивают человека, который фактически сам делает непоправимое и отдает деньги мошенникам. Два дня — срок для того, чтобы здравомыслие победило, а перевод мог быть отменен. Однако, если человек спустя это время будет настаивать на переводе, банк уже не будет нести ответственность за потерянные деньги» Узнать подробнее Если банк видит, что получатель находится в списке недобросовестных клиентов, то перевод будет заблокирован. Если банк замечает что-то сомнительное, то просто предупредит своего клиента и даст 2 дня на отмену операции.

А если не обнаруживает ничего подозрительного, то деньги будут отправлены. И ничего здесь нельзя изменить — отмечает Олег Матюнин. Это означает, что будет существовать риск того, что через фильтр смогут проскакивать новые способы мошеннического отъёма денег, не подпадающие под признаки подозрительности на текущий момент» Узнать подробнее Кроме того, возможна ситуация, когда банки будут относиться с недоверием к заявлениям о возврате средств. Эксперты предупреждают о возможном риске, что люди, осуществившие законный перевод оплатившие за товар или услугу, одолжившие деньги знакомому , могут злоупотребить этим законом и требовать компенсацию от банков. Такое мнение разделяет Руслан Захаркин. Банк-отправитель должен устанавливать контакт с банком-получателем для проведения проверок и усложнять свои процедуры.

Помимо этого, кредитные организации смогут на два дня блокировать переводы на подозрительные счета. В течение 48 часов клиент должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймёт, что находится под влиянием мошенников. Кстати, лишь за третий квартал 2023 года российские банки смогли вырвать из лап мошенников космическую сумму на клиентских счетах. Речь идёт о почти 1,7 трлн рублей.

Парламентарий добавил, что Центробанк в ближайшие полгода будет активно формировать базу данных о случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента на основе информации, полученной от всех банков и различных операторов платежных систем. Сведения из базы также направляются во все банки", - разъяснил Гаврилов. Гаврилов также напомнил самый популярный метод "отъема" денег у клиентов банков: это когда мошенники звонят под видом "службы безопасности банка" или "службы финансового мониторинга" и сообщают о том, что по карте якобы совершена подозрительная операция. Под предлогом спасения денежных средств они заставляют клиента совершить ряд действий, чтобы украсть деньги с его счета.

Соответствующий закон подписал Президент страны. Алексей Позолотин, заместитель управляющего Отделением Чита Банка России: «Государственная Дума приняла закон о том, что банки будут обязаны возвращать своим клиентам деньги, которые они перевели мошенникам, в случае если банк допустил перевод мошенникам. Эти счета есть в специальной базе Банка России. Соответственно сделать это банк должен в течение 30 календарных дней с момента поступления пострадавшего с заявлением. Кроме того, законом установлен специальный двух-дневный период охлаждения, в течение которого банк будет блокировать все переводы на подозрительные счета, о каждой сомнительной операции он должен уведомить клиента. И это время для того, чтобы одуматься и отменить перевод». Главное бдительность собственников счетов, если в период охлаждения всё-таки допущен перевод, то банк ответственности за транзакцию не несёт. Закон вступит в силу через год после его подписания, банкам необходимо решить все технические вопросы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий