Уровни зрелости культуры безопасности можно разделить на несколько категорий. 1. Проведение многофакторной диагностики персонала, включающей кластерный анализ поведения сотрудников, измерение индекса культуры безопасности, оценку уровня зрелости процессов и законодательной безопасности. Такая система уровней зрелости культуры безопасности позволяет организации самостоятельно оценивать уровень безопасности и принимать меры для его улучшения.
Уровни развития культуры безопасности
Только преодолевая все эти уровни зрелости культуры безопасности, компания сможет достичь устойчивого успеха и обеспечить надежную защиту своей информации и активов. Уровни развития культуры безопасности Брэдли. Культура безопасности организации делится на пять уровней: патологический, реактивный, расчётливый, инициативный и созидательный. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. Уровни зрелости культуры безопасности Пять уровней зрелости культуры безопасности: 1."Начальный", при котором деятельность осуществляется хаотично, от случая к случаю без единого подхода.
Сколько существует уровней зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха
Эксперты МАГАТЭ выделили ряд универсальных черт культуры безопасности: личное осознание важности безопасности; знания и компетентность, обеспечиваемые через подготовку и инструкции для персонала, а также его самоподготовку; приверженность, требующую демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне старших руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами; мотивацию посредством методов руководства, постановки целей и создания системы поощрений и наказаний и посредством формирования внутренней позиции отдельных лиц; надзор, включающий практику ревизий и экспертиз, и готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц; ответственность через формальное установление и описание должностных обязанностей и понимание их отдельными лицами. Как видим «культура безопасности» — это не приказал и выполнил, или захотел руководитель министерство, исполком … и все стало культурно и безопасно. Это долгий долгосрочный процесс, требующий планирования, стратегии, а главное участие всего коллектива. Для того чтобы прийти в какую-то точку нужно иметь ориентиры и критерии. Такие критерии в 1995 году предложил президент компании «Дюпон» Эд Вулард. Он сформировал исследовательскую команду из 30 человек по улучшению показателей безопасности на предприятиях компании. Исследование обнаружило прямую зависимость между уровнем культуры безопасности и показателями травматизма.
Для визуального изображения этой зависимости команда представила график, который назвала «Кривая безопасности Брэдли».
Также есть вопросы о том, что тормозит развитие культуры безопасности в подразделении, насколько сотрудники обеспечены СИЗ и другими ресурсами. Как отметила заместитель начальника отдела контроля грузовой и коммерческой работы службы грузовой и коммерческой работы Октябрьского ТЦФТО Лилия Коноплёва, шесть лет назад, когда проходили первые такие мероприятия по оцениванию, средний показатель по подразделению составлял три балла из пяти. Сейчас подразделение со средним баллом 4,28 относится к уровню зрелости «Управляемый и измеримый».
Это означает, что руководство контролирует и измеряет процесс и принимает меры, если процесс неэффективен. В ТЦФТО отмечают, что уровень вовлечённости работников подразделений в процедуру оценки состояния уровня зрелости культуры безопасности растёт.
Технический уровень. На этом уровне организация имеет некоторые технические меры безопасности, однако они не полностью интегрированы в систему безопасности. Необходимо продолжать работу над развитием и усовершенствованием системы. Фундаментальный уровень. На этом уровне организация имеет полноценную систему безопасности, которая включает в себя все необходимые компоненты: технику безопасности, процедуры, обучение и контроль. Система безопасности находится в постоянной стадии обновления и улучшения. Интегрированный уровень. На этом уровне система безопасности полностью интегрирована в основные процессы организации.
Культура безопасности является неотъемлемой частью рабочего процесса и заложена во все аспекты деятельности. Стратегический уровень. На этом уровне культура безопасности является стратегическим приоритетом организации и определяется высшим руководством. Она пронизывает все уровни управления и активно поддерживается и развивается на всех уровнях организационной структуры. Такая система уровней зрелости культуры безопасности позволяет организации самостоятельно оценивать уровень безопасности и принимать меры для его улучшения. Первый уровень: обеспечение базовых требований Данный уровень предполагает выполнение следующих задач: 1. Определение структуры и ответственности в области безопасности. Разработка и внедрение стандартов и процедур безопасности. Обучение сотрудников основам безопасности и процедурам работы в экстремальных ситуациях. Проведение регулярных проверок и аудитов для выявления нарушений безопасности.
Безопасность производственного процесса. Культура производственной безопасности. Уровни культуры производственной безопасности.
Формирование культуры безопасности труда. Культура безопасности на Железнодорожном транспорте. Культура безопасности на АЭС определение.
Принципы культуры безопасности АЭС. Цель формирования культуры безопасности. Критерии оценки культуры безопасности.
Анализ и оценка состояния безопасности. Инструменты культуры безопасности. Модель зрелости Хадсона.
Социальная безопасность основные элементы. Характеристика уровня безопасности. Социальная безопасность жизнедеятельности.
Перечислите составляющие социальной безопасности.. Культура безопасности определение. Формирование культуры безопасности.
Принципы формирования культуры безопасности. Культура безопасности на АЭС. Основные принципы культуры безопасности труда.
Культура безопасности Росатом. Этапы развития культуры безопасности. Стадии развития культуры безопасности в организации.
Этапы становления культуры безопасности. Пути формирования культуры безопасности. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности это ОБЖ. Приверженность культуре безопасности.
Лестница культуры безопасности. Лестница безопасности Хадсона. Культура безопасности жизнедеятельности.
Формирование культуры БЖД. Способы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Уровни безопасности движения.
Этапы управления рисками в области безопасности движения.
Металлоинвест вышел на лидерский уровень зрелости культуры безопасности труда
Постепенное развитие и совершенствование культуры безопасности способствует созданию мощной и эффективной системы защиты от угроз и инцидентов. Кроме того, культура безопасности содействует формированию осознанного отношения к безопасности у всех сотрудников и позволяет строить доверие со стороны клиентов и партнеров. Уровни зрелости культуры безопасности Отсутствие ясной стратегии по безопасности Недостаток осведомленности и обучения о безопасности Необходимость четкого определения ответственности за безопасность 2. Развитый уровень Организационная стратегия безопасности на уровне топ-менеджмента Проведение регулярных аудитов безопасности Наличие программы обучения сотрудников по вопросам безопасности 3. Уровень осознанной культуры безопасности Знание и понимание рисков безопасности во всей организации Измерение и отслеживание показателей безопасности Участие всех сотрудников в создании безопасной среды 4. Прогрессивный уровень Инновационный подход к безопасности, включая использование новых технологий Активное участие организации в сообществе безопасности Систематический анализ и улучшение процессов безопасности 5. Уровень образцовой культуры безопасности Совершенствование безопасности является неотъемлемой частью бизнес-процессов Интеграция практик безопасности во всех аспектах организации Стремление к непрерывному улучшению и лидерству в области безопасности Раскрытие понятия и значимость Понятие «уровни зрелости» отражает степень взаимосвязи и взаимозависимости между различными аспектами безопасности, как техническими, так и организационными.
Оно помогает оценить и измерить состояние безопасности в организации, а также определить необходимые шаги для улучшения защитных механизмов и процессов. Значимость уровней зрелости культуры безопасности не может быть переоценена.
Например, в одном из блоков представлен список признаков, которые соответствуют высокому уровню развития культуры безопасности в подразделении. Признаки: управляемость, где подразумеваются заинтересованность в результате и самоотдача руководителей, двусторонний обмен информацией — кто и как доводит её до линейных сотрудников, вовлечённость персонала, культура изучения проблем, отношение к возложению вины — о расследовании нарушений, его справедливости и честном признании вины. Каждый признак оценивался по пятибалльной шкале, где «единица» — это «совсем не присуще», а «пять» — «присуще в полной мере». Также есть вопросы о том, что тормозит развитие культуры безопасности в подразделении, насколько сотрудники обеспечены СИЗ и другими ресурсами. Как отметила заместитель начальника отдела контроля грузовой и коммерческой работы службы грузовой и коммерческой работы Октябрьского ТЦФТО Лилия Коноплёва, шесть лет назад, когда проходили первые такие мероприятия по оцениванию, средний показатель по подразделению составлял три балла из пяти.
И, конечно, необходимо поддерживать и развивать культуру безопасности на протяжении всего времени. Важно организовывать регулярные тренировки и проверки знаний, проводить анализ происшедших инцидентов и предпринимать меры для предотвращения их повторения.
Таким образом, первые шаги к успеху в области безопасности — это осознание, обучение, разработка системы управления и поддержка культуры безопасности. Начиная с этих шагов, организация может достичь стабильности и защитить себя от возможных угроз. Определение целей и стратегии Определение целей должно быть основано на анализе существующих проблем и слабых мест в системе безопасности, а также на изучении лучших практик в данной области. Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени. Стратегия разработки культуры безопасности должна определять основные подходы и методы, которые будут использоваться для достижения поставленных целей. Она должна учитывать особенности организации, ее бизнес-процессы и персонал, а также учитывать внешние факторы, такие как законодательство и требования рынка. Стратегия разработки культуры безопасности может включать такие компоненты как образование и обучение персонала, создание эффективной системы контроля и анализа безопасности, внедрение технических средств защиты, а также совершенствование организационной культуры и стимулирование сотрудников к безопасному поведению.
На этом этапе руководство и сотрудники начинают осознавать, что безопасность информации требует постоянного внимания и усилий. Они понимают, что необходимо учиться новым методам защиты, следить за последними трендами в области кибербезопасности и применять соответствующие меры. Этот этап также включает осознание важности культуры безопасности и осознание роли каждого сотрудника в обеспечении безопасности информации. На этом этапе начинается процесс формирования у сотрудников навыков и компетенций, необходимых для безопасной работы с информацией. Осознание руководством важности безопасности информации Понимание угроз и возможностей, связанных с безопасностью информации Узнавание о необходимости непрерывного обучения и совершенствования в области кибербезопасности Формирование понимания роли каждого сотрудника в обеспечении безопасности информации Первые шаги в области культуры безопасности Первый шаг — это осознание рисков и угроз, которые могут возникнуть в организации. Необходимо провести анализ и определить потенциальные уязвимости, чтобы принять меры по предотвращению возможных инцидентов. Далее, необходимо организовать обучение сотрудников по вопросам безопасности. Это включает в себя информирование о правилах использования компьютерных систем, защите информации, профилактике физических рисков и других аспектах безопасности. Также важно разработать и реализовать политику безопасности, которая будет определять основные принципы и правила, соблюдение которых обязательно для всех работников организации.
Степени зрелости культуры безопасности
- Комментарии
- Культура безопасности прежде всего
- Степени зрелости культуры безопасности в поиске устойчивого успеха
- Уровни зрелости культуры безопасности на пути к устойчивому успеху
- Как зарождалась культура безопасности
- Сколько уровней зрелости культуры безопасности
Подход к внедрению практик развития культуры безопасности
- Подход к внедрению практик развития культуры безопасности
- Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД: важность и особенности
- К орпоративные стандарты в формировании культуры безопасности презентация, доклад
- Уровни зрелости культуры безопасности: оттачивая путь к устойчивому успеху
- Металлоинвест вышел на лидерский уровень зрелости культуры безопасности труда -
- Роль культуры безопасности в холдинге РЖД
Уровни зрелости культуры безопасности: оттачивая путь к устойчивому успеху
Рост доверия является не результатом зрелости культуры безопасности, а, напротив, важным фактором ее формирования. Компания демонстрирует устойчивый системный уровень культуры безопасности и является безусловным лидером в горно-металлургической индустрии, – считает партнер консалтинговой компании «Экопси» Михаил Балакшин. Уровень зрелости культуры безопасности по элементам СМБД (группа 2). Популярной моделью зрелости культуры безопасности, признанной на международном уровне, являются «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится ваша организация. Особое внимание в ходе лекции было уделено понятию «уровень зрелости культуры безопасности». Генеральный директор SRG-ECO представил проект по оценке культуры безопасности и оценке персонала, который реализовывается в ОК «РУСАЛ».
Культура и приверженность производственной безопасности
Опыт Shell Работа в «Сахалинской Энергии» подарила мне колоссальный опыт, знание различных корпоративных культур и практик не только собственной компании, где я в общей сложности проработала более 14 лет, но и всех компаний, входящих в группу Shell, а также их многочисленных подрядных организаций. Компания «Сахалинская Энергия» — это оператор проекта «Сахалин 2». Большинство сопутствующих активностей от бурения скважин до клининга было передано в руки подрядных организаций. Поэтому у сотрудников компании всегда была возможность напрямую взаимодействовать с работниками различных организаций со всего мира. Это здорово прокачивало даже у младших специалистов навыки постановки задач, проведения переговоров, установления межкомандных взаимоотношений. В «Сахалинскую энергию» я пришла на последних курсах университета. Моя задача заключалась в том, чтобы обеспечить функционирование команды, которая состояла из иностранных и российских специалистов. Постепенно я перешла на позицию HSE-аудитора, потом инженера по качеству.
Это один из самых значимых сертификатов в отрасли. В то время занятия проходили на английском языке и делились на тематические модули. Мы изучали глобальные подходы к вопросам, связанным с международными нормами, управлением рисками и риск-ориентированным поведением , нам рассказывали про ключевые аспекты культуры безопасности и культуры поведения в целом, вопросы здоровья сотрудников профгигиена и медицина. Часть занятий также была посвящена промышленной безопасности Technical, Process Safety , где мы изучали производство, оборудование, различные технологии. Особенность европейского подхода в том, что безопасность рассматривается в контексте ценности человеческой жизни и уважения к каждому отдельному человеку. Поэтому на занятиях мы также много времени посвящали вопросам безопасности человека Personal safety и окружающей среды Environment , где речь шла не только про экологию, но и про окружение человека, заботу о нём. Всё обучение проходило очно и продлилось несколько лет, после чего оставалось преодолеть два важнейших этапа — написать и защитить дипломную работу.
Инициатива подразумевает участие всех сотрудников в ежедневном выявлении и устранении опасных факторов. Информация о выявленной опасной ситуации направляется ответственному лицу через специальную программу, что позволяет устранить любое выявленное нарушение в кратчайшие сроки. Проект «Посмотри вокруг» планируется тиражировать на предприятия других дивизионов.
На предприятии СКАД в Дивногорске реализованы проекты по оснащению мостовых кранов и погрузчиков световыми маркерами опасных зон. Самосвалы Компании оснащаются звуковой сигнализацией поднятого кузова.
Этап 2: Изучение и тренинги На втором этапе организация проводит обучение и тренинги по безопасности. Сотрудники изучают методы предотвращения несчастных случаев, получают навыки работы с безопасным оборудованием и обучаются правильным техникам выполнения работы. Этап 3: Интеграция безопасности в рабочие процессы На третьем этапе безопасность интегрируется во все рабочие процессы. Организация создает политику безопасности, разрабатывает стандарты и процедуры, которые должны быть соблюдены всеми сотрудниками. Все рабочие процессы пересматриваются с позиции безопасности и вносятся изменения для минимизации рисков. Этап 4: Постоянное обучение и повышение зрелости На четвертом этапе уровень зрелости культуры безопасности постоянно повышается.
Организация проводит регулярные тренинги и обучение, оценивает эффективность своих мер по безопасности и вносит необходимые изменения. Также сотрудникам предоставляется возможность делиться своими идеями и предложениями по улучшению безопасности. Этап 5: Развитие культуры безопасности На пятом этапе организация достигает высокого уровня культуры безопасности, когда все сотрудники понимают важность безопасности и стремятся к ее соблюдению. Безопасность становится неотъемлемой частью рабочей жизни, и все работники становятся активными участниками процесса обеспечения безопасности. Достижение устойчивого успеха в области культуры безопасности требует времени, усилий и постоянного совершенствования. Но благодаря последовательной работы по достижению каждого этапа, организация может создать безопасную и надежную среду для своих сотрудников, а также минимизировать риски и повысить эффективность работы. Формирование осознания угроз и рисков Формирование осознания угроз и рисков начинается с обучения людей основным принципам безопасности.
Элементы СМБД и связь с ними культуры безопасности движения 9 10. Культура безопасности движения как показатель качества СМБД и составная часть корпоративной культуры Формирование культуры.
Формирование осознания угроз и рисков
- Лестница культуры безопасности патрика хадсона
- Культура безопасности прежде всего
- Влияние уровней зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД
- Смотрите также
- Telegram: Contact @hse_promprofi
- SRG-ECO и ОК «РУСАЛ» запустили проект культуры безопасности
Лестница культуры безопасности патрика хадсона
Выводы Проанализировав практики, применяемые российскими компаниями для повышения текущего уровня зрелости культуры безопасности, мы выделили нижеследующие наиболее распространенные решения. Политики и процедуры Наиболее часто респонденты называли инициативы, направленные на соблюдение работниками требований в области ОТиПБ. Среди таких решений, например, внесение в должностные инструкции ответственных лиц обязанностей в области ОТиПБ, а также контроль соблюдения требований ОТиПБ на рабочих местах. Кроме того, среди респондентов из горнодобывающего и нефтегазового сектора, а также транспортной отрасли и машиностроения оказались актуальными более зрелые практики управления практики и процедуры, учитывающие человеческий фактор в области безопасности. Применение подобных инструментов свидетельствует о большей зрелости культуры безопасности в указанных секторах.
Лидирующая роль руководителей, вовлечение работников Большинство респондентов отметили применение практик, направленных на повышение осведомленности работников в вопросах безопасности, к примеру, использование инструмента «Минутки безопасности» или наглядной визуализации отчетности о внедренных инициативах. В ответ на низкую значимость службы ОТиПБ в глазах работников компании внедряют инициативы, направленные на повышение ее авторитета, к примеру, привлекая в организацию квалифицированных экспертов в области ОТиПБ. Обучение и развитие персонала Среди всех практик по повышению зрелости культуры безопасности наиболее распространенной оказалось проведение обучения. Стоит отметить, что компании стремятся проводить обучение как для высшего руководства, так и для линейных руководителей и работников.
Отраслевая специфика В части различий в практиках повышения зрелости культуры безопасности среди всех рассмотренных секторов следует выделить строительную отрасль. По сравнению с горнодобывающей отраслью, где большинство респондентов применяли схожие практики развития культуры безопасности, строительный сектор выделился отсутствием унифицированного подхода в этой сфере. Причина таких различий может крыться в том, что в строительной отрасли внедрение лучших международных практик является повесткой последних лет, в то время как в горнодобывающей и нефтегазовой отраслях такие решения имеют продолжительную историю внедрения. Кроме того, более низкий уровень внедрения практик в области повышения зрелости культуры безопасности может быть следствием влияния таких факторов, как большая текучесть кадров, характерная для строительного сектора, относительно небольшой масштаб строительных компаний, широкое привлечение подрядных организаций с более низким уровнем зрелости управления вопросами ОТиПБ.
Подход к внедрению практик развития культуры безопасности Выводы Сложности внедрения изменений Большинство респондентов запланировали или внедрили практики по повышению зрелости культуры безопасности в период до одного года. Изменение культуры безопасности — это длительный процесс, поэтому ожидания компаниями быстрых результатов можно назвать нереалистичными. Изменение мышления Проблема изменения мышления работников была выделена респондентами как основное препятствие при реализации программ повышения зрелости культуры безопасности при этом такое же число респондентов не выделили никаких препятствий. Хотя с трудностями при изменении поведения и мышления работников сталкиваются многие компании, зачастую при планировании руководители не уделяют этому аспекту должного внимания.
Также неожиданным оказалось отношение руководства к повышению зрелости культуры безопасности: ни один участник исследования не выделил низкую вовлеченность высшего руководства в качестве препятствия. Привлечение внешних экспертов По результатам опроса становится понятно, что многие компании привлекают сторонние организации для внедрения практик развития культуры безопасности. Сюда относится также обучение работников и руководителей в области культуры безопасности и разработка документации в рамках системы управления ОТиПБ. Это может свидетельствовать об отсутствии у компаний достаточных ресурсов для самостоятельного внедрения изменений, в том числе необходимого опыта.
При этом треть респондентов отметили, что инициативы в области культуры безопасности их компании реализовали своими силами. Источник лучших практик Развитие культуры безопасности — это повестка большинства крупнейших мировых производственных компаний, а также ряда ведущих российских компаний, применяющих международные практики для повышения уровня зрелости культуры безопасности. Несмотря на это, для значительной части респондентов основным источником лучших практик является не мировой опыт, а требования законодательства Российской Федерации. Наша практика показывает, что для появления значительных и устойчивых перемен в культуре безопасности требуется время.
Понимая это, одна из австралийских горнодобывающих компаний разработала долгосрочную программу развития зрелости культуры безопасности. Эта программа была запущена в 2013 году и продолжается до сих пор. Стремясь к нулевому смертельному травматизму, компания заложила в основу стратегии развития в области ОТ, ПБ и ООС четыре ключевые ценности: заботу, доверие, сплоченность и совершенство в работе. Следуя за своими ценностями, компания внесла изменения в организационную структуру, наделяя работников полномочиями проводить оценку рисков до начала выполнения работ и внедрять дополнительные меры по их снижению, что, в свою очередь, привело к переработке подхода к планированию работ.
Совершенствуя подход к управлению вопросами безопасности, компании удалось последовательно продемонстрировать работникам, что ее ключевые ценности действительно являются основой ее функционирования. Перспективные направления развития культуры безопасности для российских компаний Проанализировав особенности текущего состояния и практики повышения уровня зрелости культуры безопасности в российских производственных компаниях, мы выявили несколько основных зон для развития, оказывающих наибольшее влияние на переход к более зрелой культуре безопасности. Лидерство в сфере производственной безопасности По мнению большинства международных экспертов, лидерство является решающим фактором при внедрении изменений в культуре безопасности организации. Именно лидерство необходимо для изменения мышления работников, являющегося основной преградой для развития культуры безопасности.
Для дальнейшего совершенствования культуры безопасности компании должны сосредоточиться на усилении роли своих руководителей в формировании приверженного отношения работников к вопросам безопасности. При этом ключевым моментом является демонстрация лидерства не только высшим руководством, но и руководителями линейного уровня ежедневно и повсеместно. В каждой организации руководители несут ответственность за разработку и реализацию политик и стратегий в области безопасности, установление целевых показателей эффективности и распределение ресурсов. Таким образом руководство контролирует практические механизмы формирования климата в области ОТиПБ.
Это означает, что лидеры обладают способностью влиять на восприятие работниками вопросов безопасности, которое, в свою очередь, создает почву для реализации изменений.
Уровень 1: Базовый уровень На базовом уровне все сотрудники должны знать и соблюдать основные принципы безопасности, такие как: Соблюдение инструкций и правил безопасности. Каждый сотрудник должен быть проинформирован о необходимости соблюдения правил безопасности и инструкций, связанных с его работой. Он должен знать, как правильно использовать оборудование и инструменты, а также как предотвращать возможные опасности. Определение и устранение угроз безопасности. Все сотрудники должны быть внимательны к потенциальным опасностям на рабочем месте и знать, как предотвратить возможные аварии или травмы.
Если они обнаружат угрозу безопасности, они должны немедленно сообщить об этом своим непосредственным руководителям. Обучение в области безопасности. Сотрудникам должны предоставляться необходимые знания и навыки в области безопасности. Они должны регулярно проходить обучение и периодическую аттестацию, чтобы быть уверенными в своих знаниях и умениях. Кроме того, на базовом уровне необходимо осуществлять систематический контроль и анализ состояния безопасности на предприятии. На основе анализа результатов можно определить проблемные области и принять меры по их устранению.
Уровень 1 является основой для дальнейшего развития культуры безопасности в холдинге РЖД.
Но бланк отчета плохо перевели, вопросы трудны для понимания, непонятно, как заполнять форму. К тому же выясняется, что по каждому незначительному порезу нужно составить несколько документов. На отработку самого мелкого происшествия уходит очень много времени, поэтому сотрудники приходят к выводу, что «овчинка выделки не стоит» и начинают саботировать распоряжение руководства. Отдельный вопрос — а готова ли компания в принципе к работе с микротравмами?
Способны ли руководители выстраивать диалог в рамках ПАБов? Ве-ят ли сотрудники, что компании сегодня действительно нужны коренные причины происшествий? Как внедряем. Недостаточно издать приказ о внедрении новых стандартов безопасности — изменениями нужно управлять. Необходимо разъяснить сотрудникам всех уровней суть изменений, провести обучение, привить навыки работы с новыми форматами.
По нашему опыту, внедрение новых практик часто сводится к общей для всех сотрудников «лекции» или инструктажу со сбором подписей, то есть по сути — к процедуре ради процедуры. Где внедряем. Чтобы ситуация изменилась, нужно учитывать специфику корпоративной культуры. Часто принять новые стандарты мешают неправильные установки: «как я, новичок, буду делать замечания опытному рабочему? Эти ограничения гораздо более серьезны, чем кажутся на первый взгляд.
И если с проблемами адаптации практик и управления изменениями в компании разобраться не так сложно, то установки людей одними тренингами не изменить. Поговорим об этом подробнее. Как корпоративная культура влияет на уровень культуры безопасности Наш опыт говорит, что изменение поведения людей — это длительная и кропотливая, но отнюдь не бесполезная работа. У нас немало примеров компаний, которым удалось измениться — за счёт внедрения новых инструментов, в том числе управленческих, и работы с персоналом на всех уровнях. Отвечая на вопрос «почему лучшие практики HSE не работают в российских компаниях», мы решили посмотреть, как влияет на это корпоративная культура.
И провели экспресс- исследование, в котором приняли участие шесть предприятий разных отраслей: нефтесервис, металлургия, связь, ритейл, IT. Это породило с одной стороны способность к мобилизации всех ресурсов, когда забрасывалось домашнее хозяйство и дети, и с другой — созерцательность, способность подолгу ничего не делать. Интегрально это сформировало пренебрежительное отношение к ценности жизни. Приоритет русских — решение задачи. Такая установка формировалась веками и поменять ее практически невозможно.
Никакие лучшие практики не работают.
Эксперты МАГАТЭ выделили ряд универсальных черт культуры безопасности: личное осознание важности безопасности; знания и компетентность, обеспечиваемые через подготовку и инструкции для персонала, а также его самоподготовку; приверженность, требующую демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне старших руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами; мотивацию посредством методов руководства, постановки целей и создания системы поощрений и наказаний и посредством формирования внутренней позиции отдельных лиц; надзор, включающий практику ревизий и экспертиз, и готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц; ответственность через формальное установление и описание должностных обязанностей и понимание их отдельными лицами. Как видим «культура безопасности» — это не приказал и выполнил, или захотел руководитель министерство, исполком … и все стало культурно и безопасно. Это долгий долгосрочный процесс, требующий планирования, стратегии, а главное участие всего коллектива.
Для того чтобы прийти в какую-то точку нужно иметь ориентиры и критерии. Такие критерии в 1995 году предложил президент компании «Дюпон» Эд Вулард. Он сформировал исследовательскую команду из 30 человек по улучшению показателей безопасности на предприятиях компании.
Культура и приверженность производственной безопасности
Только преодолевая все эти уровни зрелости культуры безопасности, компания сможет достичь устойчивого успеха и обеспечить надежную защиту своей информации и активов. Предприятия и дивизионы с большей степенью такой зрелости, с более частыми проявлениями «независимого» либо «взаимозависимого» уровней культуры безопасности уверенно демонстрировали более низкие показатели частоты производственного травматизма. Уровни зрелости культуры безопасности Пять уровней зрелости культуры безопасности: 1."Начальный", при котором деятельность осуществляется хаотично, от случая к случаю без единого подхода. Уровни зрелости культуры безопасности — это система показателей, которые оценивают степень готовности сотрудников и организации к соблюдению правил безопасности. Респонденты выделили нижеследующие недостатки, присущие текущему уровню зрелости культуры безопасности в их компаниях.
Сколько существует уровней зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха?
В случае, когда руководитель подразделения организовывает анкетирование подчиненных ему работников по вопросам, связанным с деятельностью возглавляемого им подразделения, либо когда анкетирование проводится формально независимым подразделением например ИБП или служба качества , но в компании прослеживаются устойчивые горизонтальные связи между руководителями среднего звена и существует вероятность несоблюдения гарантий анонимности, - объективность оценок, отраженных в анкетах, будет стремиться к нулю, практически во всех анкетах будет отражена только та информация, которая угодна руководству, а текущие проблемы так и останутся неозвученными. Худший вариант — когда эксплуатационному персоналу становится известно о нарушениях анонимности, допущенных руководством при прошлых опросах или анкетировании, в этом случае — работники, из-за опасения за свои рабочие места, уже никогда не озвучат проблемные вопросы, связанные с их непосредственной деятельностью. При возникновении сомнений в возможности обеспечения должной объективности, ICAO напрямую рекомендует руководителям авиационных предприятий рассматривать возможность привлечения сторонних независимых организаций к процедурам проверки состояния СУБП и оценке уровня зрелости культуры безопасности в организации. Сторонние организации могут обеспечивать стопроцентное соблюдение анонимности, выдавая руководству компании только конечный, обработанный результат опросов, без указания каких-либо персональных данных. Понимая это, при взаимодействии с внешними консультантами, рядовые работники больше раскрываются, свободнее говорят о проблемах в подразделении, о трудностях взаимоотношений с руководством, о всем том, что не озвучивается в обычной жизни своим руководителям из-за опасения отрицательной реакции и негативных последствий для себя. Доверие участников к исследованию, проводимому независимыми экспертами на порядок выше, так как приглашенный консультант не смотрит на ситуацию через призму внутрикорпоративных установок и взаимоотношений, не зависит от топ-менеджмента компании и способен донести до высшего руководства истинную картину о здоровье компании.
Обычно, озвучивая в своих публикациях ту или иную проблему, мы также предлагаем полный комплекс услуг по ее устранению или минимизации ее влияния, но в данном случае было бы некорректно говорить о том, что позитивную культуру в компании можно построить только лишь силами привлеченных экспертов. Это продолжительная совместная работа, как с руководителями высшего и среднего звена, так и с эксплуатационным персоналом организации.
Стадия независимости. Сотрудники берут на себя ответственности и осознают, что могут изменить ситуацию своими действиями. Количество происшествий значительно снижается. Стадия взаимозависимости. Команды проявляют реальную заинтересованность и чувствуют ответственность за культуру безопасности. Они убеждены, что любое происшествие можно предотвратить.
Эксперты DSS оценивают уровень зрелости руководителей по 17 ключевым навыкам, которые, в конечном итоге, влияют на безопасность и поведение на рабочих местах. Развитие этих управленческих навыков помогает компании перейти на более высокий уровень культуры безопасности.
В своем выступлении Дмитрий рассказал о компетенциях будущего устойчивого развития — Safety Skills — навыках безопасного поведения, которые включают в себя надпрофессиональные soft skills, включая когнитивные способности и узкопрофессиональные hard skills , включая цифровые и корпоративные навыки. Эксперт отметил, что Safety Skills позволяют развивать КБ через вовлеченность персонала в основные процессы компании, опираясь на одну из главных жизненных потребностей, — безопасность. Для решения этой задачи SRG-ECO разработала процессно-поведенческую модель управления культурой безопасности, которая позволяет: быстро и без необходимости профильных знаний в психометрии произвести анализ личностных характеристик сотрудников в формате онлайн-тестирования; получить детальный отчет об уровне зрелости КБ в компании, риск-профили по каждому работнику и матрицу Safety Skills; разработать для предприятия план развития культуры безопасности и обучения персонала необходимым компетенциям. В рамках проекта проводится анализ личностных черт и процессов безопасности по десяти элементам культуры безопасности и по трем глобальным категориям персонала — от топ-менеджмента до рабочих.
Деятельности в области охраны труда направлена на то, чтобы избежать лишнего внимания со стороны государственных органов и не получить штрафные санкции. Реактивный уровень - "Решаем проблемы по мере их поступления": Охрана труда нацелена на расследование несчастных случаев, а не на их предотвращение. В компании к безопасности относятся серьезно, но только после происшествий.
Несчастные случаи имеют повторяющих характер, поскольку мероприятии направлены только на устранение непосредственных причин происшествия. Уровень травматизма соответствует среднему показателю по отрасли. Руководство прилагает усилия по предотвращению происшествий и убеждено, что причиной большинства происшествий является небезопасное поведение линейного персонала.
Безопасность является целью и задачей наряду с другими производственными показателями. Организация начинает применять некоторые методы и средства, благодаря которым безопасность достигает определенного уровня, и стремится использовать опыт других организаций. Расчетливый уровень - "Думаем о безопасности": Много статистики, систем и аудитов, но собранные данные малоэффективны.
В компании собирается и анализируется большое количество данных, проводятся проверки, однако эти действия не всегда эффективны. Уровень травматизма невысокий, но существенный прогресс не наблюдается. Большая часть персонала берет на себя ответственность за собственную безопасность и готова работать с руководством над улучшением охрану труда.
Руководство осознает, что многие первопричины происшествий часто вытекают из его решений, верит в необходимость системного подхода при управлении показателями безопасности, использует для этого различные методы и средства, проводит обучение персонала. Организация выполняет правильные, действия, но делает это механически, в основном следуя процедурам. Инициативный уровень - "Предотвращаем несчастные случаи": Активный поиск опасностей, их устранение.
Октябрьская магистраль
Существует несколько степеней зрелости культуры безопасности, каждая из которых характеризует различные уровни подготовки и понимания безопасности в организации. Такая система уровней зрелости культуры безопасности позволяет организации самостоятельно оценивать уровень безопасности и принимать меры для его улучшения. Культура безопасности организации делится на пять уровней: патологический, реактивный, расчётливый, инициативный и созидательный.