Страстная пятница считается одним из самых тяжелых дней Великого поста. Страстная пятница: история и традиции самого скорбного дня для верующих. Новости. Смотрите на Первом. Пятый день Страстной седмицы — Страстная пятница, является самым скорбным на предпасхальной неделе.
Великая Пятница в 2024 году – 3 мая
Также на Страстную пятницу перед иконой Богородицы зажигают лампаду или свечу, произносят молитву. Страстная пятница считается одним из самых тяжелых дней Великого поста. Страстная пятница является днем траура и печали для всех верующих. самый скорбный день в году. Страстную пятницу необходимо посвятить только богослужению, а любая работа и заботы будут отвлекать от мыслей о страданиях Христа.
Какого числа будет Страстная пятница в 2024 году
В Страстную пятницу нужно говорить о том, как центральную фигуру христианства распяли и погребли. Эта пятница называется «Страстной» потому, что этот день был наполнен страстями (страданиями) Иисуса Христа. Великая Пятница как особый день богослужебного года появляется уже в середине II века; по факту этот день – древнейший праздник годичного круга в Церкви.
Страстная Пятница: что можно и нельзя делать 14 апреля
В этот день верующие вспоминают о страданиях Спасителя. Когда наступит Страстная пятница в 2024 году Страстной, или Великой, называется пятница последней, шестой недели Великого поста, непосредственно перед Пасхой. В 2024 году Светлое Христово воскресенье в православии выпадает на 5 мая. Соответственно, Страстной будет пятница накануне него, то есть 3 мая.
Католическая Пасха в 2024 году отмечается 31 марта. Таким образом, датой Страстной пятницы в этом году в католичестве станет 29 марта. Кстати, иногда даты Пасхи, а следовательно, и Страстной пятницы, в православии и католичестве совпадают.
Такое произошло, например, в 2017 году, когда Светлое Христово воскресенье выпало на 16 апреля. Вспомним Евангелие: Страстная пятница в христианстве Согласно Евангелию, в пятницу преданный своим учеником Иудой Христос предстал перед судом прокуратора Иудеи Понтия Пилата по обвинению в бунте и подстрекательстве. Пилат, осознавая несправедливость этих наветов, тем не менее приговорил Христа к казни через распятие на кресте.
Рассказываем об истории этого дня и в чем суть запретов, которые принято соблюдать. История: в чем суть Страстной пятницы Именно в этот день Христа судили, истязали, приговорили к смерти и распяли на кресте. Как повествует Евангелие, во время смерти Спасителя скрылось солнце, наступила тьма и сотряслась земля. Свершилось то, ради чего Сын Божий пришел на землю — Он искупил грехи людей. Но это произошло посредством самой позорной казни.
По краям плащаницы вышит или написан текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи» «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе». По сути, Плащаница представляет собой живописную копию полотна, в которое было завернуто тело Иисуса и на котором чудесным образом оказалось запечатлено Его изображение. Как совершается обряд выноса плащаницы? Во время совершаемого в этот день обряда плащаницу поднимают с престола — как бы с Голгофы — и переносят на заранее приготовленный стол — «гробницу».
Прежде чем поднять, священник трижды совершает земной поклон. Затем в присутствии диакона со свечой и кадилом, а также свещеносцев ее выносят через Царские врата. Плащаницу возлагают в специальном месте на возвышенности, которое украшают цветами и умащают благовониями. В центр плащаницы кладут Евангелие. Эта святыня является главной на службе Великой пятницы. В этом богослужении ей отводится роль, которую в других случаях выполняет икона праздника. Вечером в Страстную пятницу, после выноса плащаницы, в православных храмах совершается утреня с Чином погребения, которая относится уже ко дню Великой Страстной субботы. Во время церковной службы поются погребальные тропари, священники совершают каждение. После того, как исполняется 118-й псалом и прославляется Святая Троица, храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу.
После этого начинается крестный ход вокруг храма с плащаницей, которую несут священнослужители или старшие прихожане за четыре угла. Верующие поют «Святый Боже», звучит погребальный звон колоколов.
На последней стихире на «слава и ныне» открываются Царские врата , и предстоятель совершает каждение алтаря, на котором возложена плащаница — плат с изображением Христа, снятого с креста. Перевод Иосиф с Никодимом снял с древа Тебя, одевающегося светом, как ризою, и, видя Тебя, мёртвого, нагого и непогребенного, начал плакать и рыдать, говоря: увы мне, сладчайший Иисусе! Солнце, увидев Тебя, висящего на кресте, покрылось мраком; земля в страхе поколебалась; завеса во Храме разодралась. И вот, я ныне вижу Тебя, принявшего добровольную смерть за меня. Как погребу Тебя, Боже мой, или какой плащаницею обовью? Какими руками прикоснусь к Твоему нетленному Телу? Какой песнью воспою Твой исход, Щедрый?
Далее, согласно Типикону, следует обычное последование Великой вечерни и отпуст. Тем не менее, уже с конца XVI века в вечерню включается, а с XVII века становится общепринятым чин изнесения в просторечии выноса плащаницы из алтаря на середину храма, где плащаница остаётся до пасхальной полунощницы. При пении тропаря Великой субботы «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» открываются Царские врата, и священник, совершив три земных поклона, поднимает плащаницу с престола и через северные врата выносит её на середину храма и полагает на приготовленной «гробнице». Вынос совершается в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом при архиерейской службе первыми идёт иподиакон , несущий архиерейскую митру , далее — два иподиакона с дикирием и трикирием , далее — свещеносцы, с четырёх сторон от плащаницы при этом идут четверо иподиаконов, держащих над плащаницей рипиды. Процессия обходит престол с правой стороны и через Горнее место направляется к северной двери. При соборном служении настоятель идёт под плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несёт в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несёт Евангелие, завёрнутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Плащаницы священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы [14]. Схожий чин существует и в греческих Церквах, только там плащаница выносится уже во время пения стихир на стиховне.
Великая пятница: что нельзя и что можно делать в этот день Страстной недели
Затем последовала последняя попытка Пилата отвратить смертную казнь, но он вновь был вынужден уступить иудеям… Осужденный на смерть, Иисус оказывается в руках римских воинов, которые, по-видимому, чтобы скрасить досуг, начинают издеваться над Ним. Христу надевают на голову терновый венец — вероятно, в форме шапочки. Длиной в палец, острые и крепкие колючки напоминали «лучи» царского венка императора Тиберия. Сухой терновник был всегда под рукой, им топили казарменные печи. Уже на кресте шипы венка будут вонзаться глубже и глубже в голову, до черепной кости, всякий раз, когда Спаситель будет касаться затылком дерева. Багряница, надетая на Христа, скорее всего, была заношенным порфировым плащом одного из солдат и напоминала пурпурные одеяния императора. Далее воины как бы участвовали в собственном спектакле: кланяясь «императору» Христу, они приветственно говорили: «Радуйся, Царь Иудейский! Но зачастую забывается то, что стоит за этим знамением. Римский ритор Цицерон говорил, что распятие — самый жестокий и страшный вид казни, который придумало человечество.
Считается, что этот жуткий способ умерщвления древние римляне заимствовали у карфагенян, а первое в истории распятие, вероятно, совершили персы. В Древнем Риме казнь через распятие совершалась публично, в том числе в назидание другим, чтобы, видя мучения распятого, люди боялись преступать закон. Голгофа Распятие в Римской империи отменил в IV веке святой равноапостольный император Константин, чтобы казнь, через которую прошел Господь, больше не повторялась. Вероятно, прервавшаяся практика такой казни привела к тому, что средневековые авторы изображали ее в меру собственного представления: человек с пробитыми гвоздями ладонями и ступнями на «классическом», «латинском» кресте. Исторические источники и свидетельства сообщают, что распинаемого могли за руки привязывать к кресту обычно Т- или Х-образному , могли прибивать гвоздями, но не через ладони, а сквозь запястья, между лучевыми костями; могли прибивать и дополнительно привязывать, чтобы тело не оборвалось под собственным весом, причем положение распятого часто зависело от фантазии исполнителя приговора. Итак, рано утром Иисуса ведут на лобное место — Голгофу. Он несет горизонтальную перекладину креста, Его руки привязаны к ней.
Нужно помочь нуждающимся. Простить всех обидчиков и самому просить прощения. Можно навестить человека, с которым давно не виделись.
Благодарить Господа за страдания. Можно грустить и плакать. Что можно есть в Великую пятницу В Пятники нельзя есть до конца второго богослужения. После едят хлеб и пьют воду. Также можно фрукты и овощи. Под строжайшим запретом все продукты животного происхождения и спиртные напитки. Никакие блюда не готовятся. Больным и беременным можно не поститься. Какие молитвы читать в Страстную пятницу дома Молитвы, которые можно читать дома: Акафист Страстям Христовым Кондак 1 Взбранный Воеводо и Господи Небесе и земли, Тебе, Царя Безсмертнаго, зрящи на Кресте висяща, вся тварь изменися, небо ужасеся, основания земли восколебашася. Мы же, недостойнии, благодарственное поклонение Твоему нас ради страданию приносяще, с разбойником вопием Ти: Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Икос 1 Ангелов ликостояния восполняя, не от Ангел восприял еси, но мене ради, Бог сый, человек быв, человека умерша грехми животворящим Телом и Кровию Твоею оживил еси; темже, толицей любви Твоей благодарни суще, вопием Ти: Иисусе Боже, Любы Предвечная, тако о нас, земнородных, возблаговоливый; Иисусе, милосте безмерная, к человеком падшим долу низшедый. Иисусе, в плоть нашу оболкийся, и смертию Своею смерти державу разрушивый; Иисусе, Божественными Твоими Тайнами нас обоживый. Кондак 2 Видев Тя Ангел в вертограде Гефсиманстем до пота кровава в молитве подвизающаяся, представ укрепляше Тя, егда яко бремя тяжкое грехи наши отяготеша на Тебе: ты бо, Адама погибшаго на рамо восприим, Отцу представил еси, преклонь колена моляся. О сем убо с верою и любовию пою Тебе: Аллилуиа. Икос 2 Разума неуразуменна вольнаго Твоего страдания не уразумеша иудее: сего ради егда в нощи со светильники ищущим Тя рекл еси: Аз есмь, аще и падоша на земли, но по сем связавше Тя, ведоша на судище; мы же на сем пути, припадающе к Тебе, с любовию зовем: Иисусе, Свете мира, от мира лукаваго возненавиденный; Иисусе, живый во Свете Неприступнем, от области темныя ятый. Иисусе, Сыне Божий Безсмертный, от сына погибели на смерть указанный; Иисусе, в Немже льсти несть, от предателя лестию лобзанный. Иисусе, туне Себе всем подаваяй, за сребреники проданный; Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем. Кондак 3 Силою Божества Твоего прорекл еси трикратное отвержение ученику. Он же посем, аще и отречеся Тебе с клятвою, обаче, егда узре Тя во дворе архиерейстем, Господа своего и Учителя, умилився сердцем, изшед вон плакася горько: «Призри убо и на мя, Господи, и порази жестокое сердце мое, да слезами моими омыю грехи моя, поя Тебе: Аллилуиа». Икос 3 Имеяй воистинну власть по чину Мелхиседекову, яко Архиерей во веки, стал еси пред беззаконным первосвященником Каиафою, Владыка и Господь всех; от Твоих убо рабов приявый мучение, приими от нас сицевая: Иисусе безценный, ценою купленный, стяжи мя в Твое вечное наследие; Иисусе, желание всех, от Петра страха ради отверженный, не отвержи мя, грешнаго.
Иисусе, Агнче незлобиве, от лютых вепрей терзаемый, изми мя от враг моих; Иисусе, Архиерею, Своею Кровию вшедый во Святая Святых, очисти мя от скверн плотских.
Страстная пятница — это единственный день в году, когда в храмах проводят сразу три богослужения. Утром священники читают все четыре Евангелия, днем из алтаря выносят плащаницу, которая символизирует снятое с креста тело Спасителя. Полотно устанавливают в центре храма, чтобы верующие могли подойти и поклониться ему. Вечером проводится обряд погребения плащаницы. После этого прихожане совершают крестный ход в память о траурной процессии в день распятия Иисуса Христа.
На Великих часах отдельно читают о случившемся от каждого из четырех евангелистов.
Во время вечерни о событиях Страстной пятницы повествуют в одном продолжительном составном Евангелии. Литургия в праздник не проводится. Исключение — когда Благовещение совпадает со Страстной пятницей. В таком случае совершают литургию Иоанна Златоуста. Вынос плащаницы На вечерне выносят плащаницу из алтаря, размещают ее в середине храма и поют особый канон о распятии Господа. Плащаница располагается в центре храма три неполных дня. Она напоминает верующим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
Страстная пятница у западных христиан (Великая пятница)
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. изучил церковные традиции Страстной седмицы и народные приметы. Страстную пятницу стоит посвятить молитвам и размышлениям о событиях, произошедших с Иисусом в этот день. Празднование Страстной недели достигает своего пика в Страстную пятницу, когда Римско-католическая церковь празднует страсти Иисуса. Страстная пятница в 2024 году выпадает на 3 мая.
Страстная пятница перед Пасхой
Что нельзя делать в Страстную пятницу В этот день не принято устраивать шумные застолья, особенно с алкоголем, и вообще как-либо веселиться. Есть даже примета, по которой человек, веселящийся в Страстную пятницу, будет страдать весь оставшийся год. Поэтому дни рождения и свадьбы тоже лучше перенести с этого дня на более подходящую дату. В Страстную пятницу нельзя заниматься домашними делами: убираться дома, работать на огороде, стирать вещи. А еще не рекомендуется мыться. Всё это нужно успеть сделать в Чистый четверг.
Запрет распространяется и на приготовление куличей, пасхальных яиц, других блюд. Есть мнение, что готовить куличи лучше как можно ближе к Пасхе, чтобы вкусный аромат выпечки не соблазнял аппетит во время соблюдения Поста. Другие же считают, что каноны Церкви не запрещают печь в пятницу перед Пасхой пасхальные куличи. Больше того, согласно традициям и приметам, хлеб или кулич, приготовленные в эту пятницу, никогда не испортятся, не заплесневеют, могут излечить от различных болезней. Кусочек от пасхального кулича, который был испечён в Страстную Пятницу, хранят за иконами до следующей Страстной недели — весь год будет крепкое здоровье. Печь или не печь куличи в Пятницу Страстной недели — решать только вам. Одно можно сказать точно — в этот день главные свои помыслы необходимо направить именно на религиозный смысл праздника, а земное исполнять по мере необходимости. Народный календарь Название праздника «Марья Пустые щи» произошло от совмещения христианского дня памяти преподобной Марии Египетской и народных представлений. Пустыми щами этот день назвали по той причине, что к этому времени подходил к концу запас капусты, который заготавливался ещё с осени. Таким образом густые щи уже не варились, данное блюдо готовилось более жидким, с меньшим количеством капусты. Нередко щи с этого времени готовили из крапивы или щавеля. Вернуться домой рекомендуется до заката и не выходить после захода солнца на улицу.
Для верующих это считается великим грехом, способным навлечь гнев Бога. Даже участие в дружеских посиделках не пройдёт безнаказанно в Страстную пятницу. Минимум, чем придётся рассчитаться — тяжёлым похмельем, максимум — стремительным развитием алкоголизма со всеми вытекающими согласно народной примете, кто выпивает в Страстную пятницу хоть бокал вина, будет страдать от алкогольной зависимости всю оставшуюся жизнь. Даже петь песни и слушать музыку нежелательно в такой день, уверяю священники российских храмов. Кроме того, категорически запрещается заниматься рукоделием, тяжелой работой по дому и ремонтом. В этот день также не нужно ругаться и желать кому-то зла.
И преклонив главу, предал дух". Бесспорно, что слово "совершилось" здесь не просто констатирует смерть. И даже не только фиксирует то, что наконец-то во всей полноте и последовательности свершились, исполнились пророчества, за многие века до произошедшего точно предсказавшие приход в наш мир Спасителя. Нет, дело не только в этом. Греческое слово "совершилось", которое Иоанн Богослов выбрал для описания момента смерти Иисуса в своем Евангелии а оно было написано на греческом , одного корня со словом, обозначающим предел совершенства. А это значит, что последний миг земной жизни Иисуса, миг Его смерти, был уже заревом Его победы. Победы над смертью. Принявший по Своему человеческому естеству всю полноту страданий и даже смерть, по Своей Божественной природе Он эту смерть победил. Только не надо воспринимать таинство Крестной смерти и последующее Воскресение из мертвых упрощенно, механистически. Одна деталь. Евангелие сообщает, что страдания Христа на Кресте длились около шести часов. Кстати, это удивило Пилата: обычно мучения несчастных тянулись несколько дней, пока не наступала смерть - чаще от асфиксии удушья , хотя стражники, стремясь поскорее освободиться, иногда ускоряли казнь, перебивая распятому голени. Казненный терял точку опоры и задыхался - уже мгновенно. В этот раз, когда римский сотник перебивал мечом голени двум еще живым разбойникам, распятым рядом с Христом, Спаситель уже был мертв. Чтобы убедиться в этом, сотник ударом копья пронзил Иисусу ребра, и оттуда тотчас истекла кровь и вода. Некоторые богословы, исходя из этого свидетельствования евангелиста Иоанна и опираясь на опыт медиков, делают вывод: у Спасителя не выдержало сердце. Не выдержало страданий? Рембрандт Харменс ван Рейн, около 1635 г. И знаком всему этому является Крест, потому что в конечном итоге любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой". Шесть долгих часов Господь мучительно страдал на Кресте, искупая Своими страданиями все человечество от рабства греху. Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в девятый час около трех часов в Великую пятницу по нашему времени. Поэтому именно в это время в храмах совершается вынос плащаницы - шитого изображения снятого с Креста распятого Тела Спасителя. Плащаницу выносят из алтаря и возлагают на специально приготовленный стол в центре храма - гробницу, а затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение неполных трех дней, напоминая нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе. В Великую пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.