Один из основных: почему единственный НПЗ, который обеспечивает топливом практически всю укровоенную технику, не был уничтожен в первые же дни? Усиливающиеся удары украинскими беспилотниками по российским НПЗ требовали громкой ответной реакции. Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, крупнейшее предприятие Украины, продолжает работать на полную мощность.
Сообщают, что ранее обсуждавшийся НПЗ в Кременчуге подвергся ударам и получил повреждения
Одним НПЗ не обошлось: российские ракеты, по данным военных обозревателей, долетели также до полтавского военного аэродрома «Миргород», где базируется 831-я бригада тактической авиации ВСУ. Сообщается опять же об ударе по складам с ГС и топливом на аэродроме. Кроме того, российскими дронами нанесены повреждения инфраструктурным объектам в Запорожье и Днепропетровской области. Не оставляют без внимания и Харьковскую область.
Предположительно, удар опять пришелся по расположениям ВСУ. К Харькову в последние недели активно сгоняют бойцов ТРО и нацбаты. Готовят город к обороне.
Этому есть объяснение. И это не только поставки российских нефтепродуктов. Причём работает на полную мощность. Некоторое время назад, после 2 апреля 2022, собственники завода распространяли по всем каналам информацию, что завод выведен из строя благодаря массированным обстрелам со стороны Российской Федерации и стоит.
На некоторых предприятиях страны удалось относительно быстро отремонтировать поврежденное оборудование. Только Туапсинский нефтеперерабатывающий завод ПАО «НК «Роснефть», расположенный недалеко от Черного моря, подвергшийся нападению в конце января, по-прежнему не работает, но неясно, связано ли это с ударом беспилотника или с первоначальным плановым техническим обслуживанием. Скорее всего, он возобновит свою работу в середине мая, сообщило МЭА со ссылкой на отчеты. Подготовлено Profinance.
Для параллельного проектирования с французской компанией достигнуты договорённости по лицензионному соглашению на использованию технологий Axens, включая обучение персонала и соглашение на разработку пакета проектной документации, которая займёт около 5,5 месяцев. Потенциальным генеральным подрядчиком проекта является китайская China National Petroleum Corporation, которая будет модернизировать Бухарский НПЗ в течение двух лет. Её также хотят привлечь к строительству подземных хранилищ газа. Трёхэтапная модернизация завода стоимостью 553 млн долларов была начата в 2019 году.
Проект, разработанный южнокорейской SK Engineering, предусматривал до конца 2025 года выход на проектную мощность по переработке 2,5 миллиона тонн нефти и газового конденсата и производства 1,2 миллиона тонн бензина стандарта Евро-5, 200 тысяч тонн авиакеросина, 750 тысяч тонн дизельного топлива и 30 тысяч тонн мазута ежегодно.
«Развод по-украински»: как «Татнефть» приобрела и потеряла Кременчугский НПЗ
Но на самом деле он никогда не останавливался. Просто некоторое время работал на малой мощности - без факелов в трубах, а готовые нефтепродукты доставлялись потребителям по ночам автотранспортом. Но так продолжалось недолго. Вскоре прятаться перестали: факел снова стал гореть круглосуточно, а готовые нефтепродукты вывозили по железной дороге эшелонами. Даже в публичном украинском пространстве появилась информация о работе Кременчугского НПЗ. И только на днях завод вновь стал целью для российских крылатых ракет. Кроме того, у командования ВСУ по-прежнему сохраняются возможности переброски топлива по железной дороге. И в этом нет ничего удивительного, поскольку железнодорожные мосты через Днепр не выведены из строя, сортировочные станции в основном целы, пункты хранения и перекачки ГСМ по большей части в исправном состоянии. И это притом, что объекты хранения и транспортировки ГСМ чрезвычайно уязвимы по причине их высокой пожароопасности, и даже удар обычного дрона-камикадзе способен вызвать масштабный пожар. Но и это ещё не всё.
Дело в том, что после поражения основных объектов электроэнергетики вся система функционирования Украины держится именно на ГСМ - тысячи электрогенераторов на дизельном топливе и бензине поддерживают функционирование государственной и военной инфраструктуры страны. По всей видимости, хватает топлива и для украинской боевой техники.
В 2024 году атакам украинских беспилотников подверглись 7 российских нефтеперерабатывающих заводов, обеспечивающих до трети производства нефтепродуктов в стране. Мощность атакованных заводов превышает треть всего производства нефтепродуктов в стране. Хотя уровень повреждений атакованных предприятий неизвестен, равно как и динамика объемов нефтепераработки, цены на топливо уже начали расти С начала года беспилотные летательные аппараты БПЛА совершили минимум 11 атак на предприятия по переработке, хранению и транспортировке российских нефтепродуктов. Атаке подверглись уже семь нефтеперерабатывающих заводов НПЗ , общая мощность которых составляет 102,5 млн т. Ранее вице-премьер Александр Новак оценивал объем переработки нефти в 2023 году в 275 млн т. Таким образом, атаке украинских дронов подверглась уже треть всех перерабатывающих мощностей. Впрочем, актуальных данных о производстве российских НПЗ в открытом доступе нет. Хронология атак Первая в 2024 году атака беспилотных летательных аппаратов БПЛА на российскую нефтяную инфраструктуру произошла 18 января.
Беспилотник при попытке удара по Петербургскому нефтяному терминалу ПНТ был подавлен средствами радиоэлектронной борьбы РЭБ , его обломки рухнули в районе терминала. ПНТ — один из крупнейших российских терминалов по перевалке нефтепродуктов в Балтийском регионе, его пропускная способность составляет 12,5 млн т нефтепродуктов в год. Дрон также был подавлен средствами РЭБ, однако успел сбросить боеприпас на территорию Клинцовской нефтебазы «Роснефти», вызвав возгорание резервуаров. На перевалочной нефтебазе хранятся бензины марок АИ-92 и АИ-95, а также дизельное топливо.
Когда такая установка выходит и строя, это значит, что завод останавливает выпуск бензина, переходит или продолжает выпускать уже темные нефтепродукты, такие как дизель, битумы. Все атаки в первую очередь нацелены на то, чтобы вывести инфраструктуру по производству бензинов. Эта установка достаточно сложная, если посмотреть такие проекты, которые делал «Лукойл» в свое время, компания вложила в установку каталитического крекинга более ста миллиардов рублей, сроки по реализации такого проекта составляют до трех лет.
Безусловно, надо смотреть на характер соответствующих повреждений, потому что именно от него будет зависеть стоимость ремонта и сроки этого ремонта. В моем представлении, если установка повреждена незначительно, то ее, наверное, можно в течение квартала — двух кварталов отремонтировать и запустить». В России сегодня есть около 30 крупных НПЗ, каждое из которых перерабатывает свыше 1 млн тонн нефти в год.
В 2010-е годы у Татарстана еще теплилась надежда на то, что международный суд разберется в конфликте беспристрастно и вынесет приговор в пользу «Татнефти». Тем более что украинский штурвал перехватил тогда пророссийский президент Виктор Янукович. Ведь изначально спор, объясняли «татары» судьям, носил не политический, а хозяйственный характер. Увы, но конфликт между «двумя хозяйствующими субъектами» перерос в «горячую» и очень даже политическую фазу после фактически разрыва отношений России и Украины из-за событий в Крыму и на Донбассе в 2014 году. Международный арбитраж оказался в нелегком положении. Впрочем, примерно в те же 2010-е годы был довольно показательный пример беспристрастного суда, когда лондонский суд в «деле «Сибнефти» скандально принял сторону не опального российского олигарха Бориса Березовского, а пропутинского олигарха Романа Абрамовича.
Украинцы не хотели отдавать долги В суде татарстанская компания настаивала на том, что не отказывалась от поставок нефти на Кременчугский НПЗ, а ее к тому вынудили. Игорь Коломойский отказался в полном объеме расплачиваться за поставки татарстанской нефти. Не желая оплачивать остальную часть поставки, доказывали в «Татнефти», и зная о крупном долге «Укртатнафты» перед Татарстаном, Коломойский с партнерами отстранили от управления ПАО «Укртатнафта» российских менеджеров и акционеров. Обращали внимание и на то, что самого Коломойского даже сами украинцы разного политического спектра называли не иначе как «крупнейшим рейдером Украины». Кременчугский НПЗ у нас украли, так верните хотя бы деньги за нефть, которую мы поставили вам на этот украденный завод — такова, если коротко, была позиция татарстанских нефтяников. Украинцам отдавать Кременчугский НПЗ, конечно, не хотелось, и они давно считали его «своим», пусть Коломойского как «олигарха» и недолюбливали. Тем более что НПЗ этот к 2020 году оказался единственным в полной мере работающим нефтеперерабатывающим заводом. К тому же в 2000-х годах, справедливо или нет, украинцы считали Кременчугский НПЗ, как и зависимость от поставок нефти и газа из России в целом, — «рычагом влияния Москвы». Как и почему Киев опасался победы «Татнефти» В своем заявлении еще в 2008 году в международный арбитраж представители «Татнефти» отмечали, что хотя «ряд украинских чиновников назвали это поглощение «незаконными рейдерскими действиями» — «Украина не предприняла никаких шагов для восстановления должным образом назначенного руководства Кременчугского НПЗ и защиты инвестиций «Татнефти».
С тех самых пор, то есть вот уже почти 15 лет подряд, татарстанская компания безуспешно пыталась вернуть через суд контроль над украинским НПЗ. И хотя вероятность возвращения хотя бы части этого пирога после известных событий 2014 года стала стремиться к нулю, какие-то шаги можно было бы назвать даже успешными. Причем власти Украины забили тревогу еще за год до решения суда, при премьер-министре Николае Азарове, благоволившем татарам. Также есть риск относительно требований по неоплаченным поставкам нефти», писали в СМИ. Правда, украинской защите все же удалось отбить «претензии «Татнефти» в части компенсации стоимости товарных остатков на НПЗ на момент захвата, а также существенно скорректировать оценочную стоимость татарского пакета акций. Впрочем, уже тогда эксперты и наблюдатели отнеслись к практическому воплощению этого шага скептически, отметив, что Киев, вероятно, откажется исполнять судебное решение. И призывали «Татнефть» выждать, ведь предприятие было захвачено группой «Приват» Игоря Коломойского, который после 2013 года стал резко терять свое влияние на принятие решений украинскими властями.
МЭА: атаки Украины на российские НПЗ могут подорвать мировой рынок нефтепродуктов
Происшествия Спецоперация на Украине проблема «По бензину мы оказываемся на грани»: эксперты — о последствиях атак украинских дронов на НПЗ в России. Кременчугский НПЗ оставался крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом Украины, который мог перерабатывать почти 19 млн тонн высокосернистой нефти, то есть той, которая и добывается в России. Масштабные удары по военной и нефтеперерабатывающей промышленности Украины значительно ухудшают положение украинской армии.
МЭА: атаки Украины на российские НПЗ могут подорвать мировой рынок нефтепродуктов
Вроде принадлежит Коломойскому. Я не пойму, его что, решили не трогать, Коломойского жалеют? Но ведь этим топливом заправляют технику ВСУ! Экс-нардеп прокомментировал: «Даже не знаю, что ему ответить. Но если честно, я уже ничему не удивляюсь».
Она отметила, что все разговоры Киева с союзниками и штаб-квартирой альянса сводятся к просьбам "вести себя спокойно", а украинской стороне пока не удалось найти партнера для настоящего диалога по этому вопросу. В отношении атак на российские нефтеперерабатывающие заводы, Стефанишина сообщила, что Киев продолжит использовать свои возможности и ресурсы.
Происшествия" Пожар на нефтеперерабатывающем заводе в Рязани после атаки 13 марта Украинские беспилотники настойчиво атакуют российские нефтеперерабатывающие заводы и нефтебазы. При этом все последние атаки СБУ уже приписала себе. Речь идёт, как минимум, о нападениях на нефтеперерабатывающие заводы и топливохранилища, произошедшие 12 и 13 марта. В СБУ, по данным источников украинского агентства Укринформ, эти атаки названы спецоперацией, целью которой является «уменьшение экономического потенциала РФ». Хронология событий Отметим, украинские беспилотники давно и регулярно атакуют самые разные объекты на территории РФ, и объекты нефтепереработки и нефтехранения — не исключение. Например, только за январь этого года можно вспомнить три атаки: 10 января украинские БПЛА ударили по нефтебазе в Орле, тогда произошёл пожар и пострадало три человека; 21 января удар был нанесён по нефтеперерабатывающему заводу компании НОВАТЭК в Усть-Луге Ленинградской области, никто не пострадал; 25 января горела нефтебаза в Туапсе, тоже обошлось без жертв. Но вернёмся к последним событиям 12-13 марта: Атаку на НПЗ «Лукойла» в Нижнем Новгороде 12 марта, пожалуй, можно назвать самой результативной : она привела к остановке крупнейшей установки первичной переработки, снизив мощности завода вдвое. БПЛА попал в резервуар с топливом, вызвав пожар, а жителей близлежащих домов пришлось эвакуировать; 13 января был атакован НПЗ «Роснефти» в Рязани, два человека попали в больницу; В этот же день, 13 января, была совершена неудачная попытка атаковать НПЗ «Кинеф», принадлежащий компании «Сургутнефтегаз» в Киришском районе Ленинградской области. Тогда же и тоже неудачно был атакован НПЗ в Новошахтинске Ростовской области, последствий эта атака не повлекла, однако сообщалось о приостановке работы завода. Впрочем, и без этого цели Украины тут очевидны. Цель понятна Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ForPost отметил, что пока рано говорить о конкретных последствиях последних атак на объекты нефтяной отрасли РФ — нужно дождаться экспертных выводов об этом. Ровно с 2024 года это всё началось, и они бьют и по системе хранения нефти и нефтепродуктов, то есть по резервуарам многочисленных топливных баз, которые довольно сложно прикрыть. Но это меньшее из зол, поскольку это просто ёмкости, которые легко восстановить или построить заново.
Хронология атак Первая в 2024 году атака беспилотных летательных аппаратов БПЛА на российскую нефтяную инфраструктуру произошла 18 января. Беспилотник при попытке удара по Петербургскому нефтяному терминалу ПНТ был подавлен средствами радиоэлектронной борьбы РЭБ , его обломки рухнули в районе терминала. ПНТ — один из крупнейших российских терминалов по перевалке нефтепродуктов в Балтийском регионе, его пропускная способность составляет 12,5 млн т нефтепродуктов в год. Дрон также был подавлен средствами РЭБ, однако успел сбросить боеприпас на территорию Клинцовской нефтебазы «Роснефти», вызвав возгорание резервуаров. На перевалочной нефтебазе хранятся бензины марок АИ-92 и АИ-95, а также дизельное топливо. Объем парка нефтебазы из 11 резервуаров составляет 8500 куб. В ночь на 21 января атака дрона привела к пожару на морском нефтепродуктовом терминале «Новатэка» в Усть-Луге. Пропускная способность терминала составляет 30 млн т в год, емкость резервуарного парка — 960 000 куб. Мощности предприятия позволяют перерабатывать 12 млн т нефти в год. По сведениям Reuters, после атаки завод был остановлен на неопределенный срок. На ремонт Туапсинского нефтеперерабатывающего завода «Роснефти» потребуется не менее трех месяцев, сказал 20 февраля министр энергетики Николай Шульгинов журналистам на международной выставке-форуме «Россия». Установленная мощность предприятия — 15 млн т нефти в год.
«Развод по-украински»: как «Татнефть» приобрела и потеряла Кременчугский НПЗ
Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, крупнейшее предприятие Украины, продолжает работать, причём, как отметил Царёв, на полную мощность. Кременчугский нефтеперерабатывающий завод до СВО считался крупнейшим предприятием по производству нефтепродуктов на Украине, перерабатывая около 3 млн тонн нефти в год. Атаки украинских беспилотников повредили некоторые российские нефтеперерабатывающие заводы, однако Россия сумела быстро отремонтировать ключевые объекты, сообщает Reuters. Нефтеперерабатывающие заводы Украины. Организации. Отзывы. Российское руководство оставило нетронутым Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. Один из двух ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов в Украине остановлен по соображениям безопасности, сообщает пресс-служба НАК «Нафтогаз-Украина».
Объекты, продолжающие работу
- El Pais: Киев атакует нефтяную промышленность РФ, игнорируя предупреждения США
- Telegram: Contact @r_antonov
- Новости партнеров
- На Украине пропал дефицит нефтепродуктов. Да и был ли он?: sokolov9686 — LiveJournal
Украина возобновила атаки на российские НПЗ
Посол Украины в США Макарова утверждает, что официальных сигналов от Вашингтона не атаковать российские НПЗ по дипломатическим каналам не было. Французская компания Axens поможет «Узбекнефтегазу» с модернизацией Бухарского нефтеперерабатывающего завода (БНПЗ), сообщает пресс-служба госкомпании. В результате ракетного удара Российской армии были уничтожены топливные хранилища Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Полтавской области. Снижение нефтеперерабатывающих мощностей, превышающее запланированные показатели, – в первую очередь из-за атак БПЛА и сезонного технического обслуживания НПЗ – может быть ключевой причиной, по которой Россия сосредоточится на сокращении добычи нефти, а не на. Украина не прекращает атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) вопреки требованиям США, так как Вашингтон не дает Киеву системы противовоздушной обороны (ПВО) Patriot. Сколько всего нефти потребуется России из Беларуси, будет зависеть от сроков ремонта НПЗ, пострадавших от атак беспилотников, рассказал собеседник Reuters.
Олег Царев: масштабы производства дронов ВСУ ощущают на себе российские НПЗ
Танки работают на дизеле, а на бензине ездят в основном гражданские автомобили, — отмечает он. Однако рост цен на российских АЗС эксперт не считает реалистичным сценарием в ближайшей перспективе: — Дефицит бензина, если он случится, вызовет сначала рост цены на бирже, а не в рознице. То есть люди этого сначала не увидят, а в дальнейшем всё будет зависеть от государства, как оно будет договариваться с нефтяными компаниями, как обеспечит нужный импорт из той же Белоруссии. Поэтому здесь и сейчас подорожания топлива на АЗС ждать не нужно. Главное — быстро восстанавливать и защищать НПЗ. Поэтому пока я всё-таки оцениваю масштаб технологических проблем как не слишком значительный. Источник: городские порталы Парализовать отрасль такими нападениями, по мнению Константина Симонова, непросто: — У нас много перерабатывающих мощностей, и нанести реальный чувствительный удар нашей переработке всё-таки сложно. Да, у нас основные НПЗ в европейской части России. Если мы говорим про зону поражения 1000—1100 километров, туда попадает большое количество объектов нефтепереработки, нефтехранения.
К этому нельзя относиться легкомысленно. Но говорить о том, что Украина сможет нанести серьезный удар по переработке, что это вызовет дефицит бензина, что в стране вырастут цены на топливо — это явное преувеличение. На это, кстати, и рассчитано.
Татарстанцы выразили протест: они напомнили, что «Укртатнефть» или по-украински «Укртатнафта» является предприятием в форме ЗАО и преимущественное право выкупа ее акций имеют мажоритарные акционеры, а значит, правительство Татарстана. Но 4 сентября 2007 года президент Украины Виктор Ющенко своим указом остановил действие этого постановления. В этот момент миноритарный акционер «Укртатнафты» и сделал свой хищный прыжок, внезапно став акционером мажоритарным. Что в точности произошло — стороны обсуждали и судились по этому поводу годами. Передачу этих акций в офшоры украинская сторона вяло оспаривала, а украинский олигарх этим просто воспользовался.
Группа «Приват» поставила на завод своего командира Павла Овчеренко, сместив прежнего руководителя. Нефть заводу отказался поставлять и монопольный оператор российских нефтепроводов «Транснефть», а все переговоры новых командиров «Укртатнафты» с другими российскими нефтяными компаниями о закупке сырья закончились ничем. Не исключено, что на отказ российских нефтяных компаний, включая «Татнефть», — поставлять на Кременчугский НПЗ сырье — повлияла рука Москвы. Поступок Коломойского в Кремле не оценили. И это лишь укрепило позиции Коломойского: так как «Укртатнафта» стала целиком зависеть от украинской нефти, которая добывается его же «Укрнафтой», «полностью подконтрольной «Привату» с превалирующим госпакетом акций». Транспортировка этой нефти на завод шла по системе государственной «Укртранснафты», возглавляемой ставленником «Привата» Александром Лазорко. Весь производимый «Укртатнафтой» нефтепродукт реализовался через 1 600 автозаправок: «Укрнафта», ANP, «Авиас» и других, контролируемых тем же «Приватом» Коломойского. И лишь многие годы спустя в Татарстане найдут замену утерянному украинскому активу, построив для «Татнефти» свой НПЗ — «ТАНЕКО» и тем самым создав и у себя вертикально-интегрированную нефтяную компанию.
Жаль было потерянных инвестиций. Так, в ЗАО «Укртатнафта» татарстанский нефтяной гигант вложил 863,5 млн рублей, и еще 2 млрд рублей в аффилированные с ней компании Amruz Trading и SeaGroup International. В 2012 году сумма требований к Украине выросла до 2,4 млрд рублей. Примерно во столько же оценивал Роман Абрамович долю Бориса Березовского в «Сибнефти» на момент скандального «развода» с ним. В 2010-е годы у Татарстана еще теплилась надежда на то, что международный суд разберется в конфликте беспристрастно и вынесет приговор в пользу «Татнефти». Тем более что украинский штурвал перехватил тогда пророссийский президент Виктор Янукович. Ведь изначально спор, объясняли «татары» судьям, носил не политический, а хозяйственный характер. Увы, но конфликт между «двумя хозяйствующими субъектами» перерос в «горячую» и очень даже политическую фазу после фактически разрыва отношений России и Украины из-за событий в Крыму и на Донбассе в 2014 году.
Международный арбитраж оказался в нелегком положении.
За 2007 год выработка АО «Укртатнафта» основных товарных нефтепродуктов составила: бензины — 1 182,9 тыс. На украинский НПЗ нефть поступала по трем магистральным трубопроводам не только с нефтяных месторождений Западной Сибири, но и Поволжья и, частично, с Восточной Украины. Из месторождений Западной Сибири, Татарстана, Казахстана — нефть текла по нефтепроводам Самара — Головашевка — Кременчуг, Самара — Лисичанск — Кременчуг не считая железнодорожных поставок.
Оранжевая революция и Игорь Коломойский Чего не могли предсказать в 1994 году создатели «Укртатнафты», так это двух вещей. Во-первых, случилась «оранжевая революция», и Украина на годы отшатнулась от России, повернувшись в сторону Запада. Почти одновременно ельцинская либеральная Россия сменилась путинской вертикалью. Во-вторых, татаро-украинский менеджмент Кременчугского НПЗ проворонили тихое «первоначальное накопление капитала» со стороны Игоря Коломойского, которого связывают с президентом Украины Владимиром Зеленским.
Днепропетровскому уроженцу Коломойскому с начала 1990-х принадлежала крупнейшая финансово-промышленная группа Украины — «Приват». По сути он был «украинским Борисом Березовским», который, как известно, став оппонентом Владимира Путина, в эмиграции активно финансировал ту самую «оранжевую революцию» деньгами, что характерно, тоже нефтяными. Пока Березовский не разругался с Романом Абрамовичем, он мог оперировать огромными деньгами «Сибнефти» долю в которой Абрамович потом выкупил у него за 1,2 млрд долларов. В отличие от Березовского, Коломойский, однако, долгое время активно не лез в большую политику, накапливая «жирок».
Наконец, «Укртатнафта», даже в разгар «оранжевой революции», занимала более трети украинского рынка нефтепродуктов. Татарстанцы выразили протест: они напомнили, что «Укртатнефть» или по-украински «Укртатнафта» является предприятием в форме ЗАО и преимущественное право выкупа ее акций имеют мажоритарные акционеры, а значит, правительство Татарстана. Но 4 сентября 2007 года президент Украины Виктор Ющенко своим указом остановил действие этого постановления. В этот момент миноритарный акционер «Укртатнафты» и сделал свой хищный прыжок, внезапно став акционером мажоритарным.
Что в точности произошло — стороны обсуждали и судились по этому поводу годами. Передачу этих акций в офшоры украинская сторона вяло оспаривала, а украинский олигарх этим просто воспользовался. Группа «Приват» поставила на завод своего командира Павла Овчеренко, сместив прежнего руководителя. Нефть заводу отказался поставлять и монопольный оператор российских нефтепроводов «Транснефть», а все переговоры новых командиров «Укртатнафты» с другими российскими нефтяными компаниями о закупке сырья закончились ничем.
Не исключено, что на отказ российских нефтяных компаний, включая «Татнефть», — поставлять на Кременчугский НПЗ сырье — повлияла рука Москвы. Поступок Коломойского в Кремле не оценили. И это лишь укрепило позиции Коломойского: так как «Укртатнафта» стала целиком зависеть от украинской нефти, которая добывается его же «Укрнафтой», «полностью подконтрольной «Привату» с превалирующим госпакетом акций».
Для внутреннего потребления его тоже хватает. Жумагулов приводит в пример аэропорт Алматы, где керосина с избытком. Но после начала полномасштабной войны в Украине самолёты из многих стран стали облетать Россию стороной. И садятся на дозаправку они в том числе в Казахстане, в частности, в Алматы. При этом, как говорит эксперт, РК производит только две трети от необходимого объёма керосина, а треть импортирует. Как минимум, пока из России. Фото: Almaty Spotting Club Но если вдруг окажется, что на фоне атак Россия не сможет экспортировать в Казахстан авиакеросин, потенциально покупать его можно у другого соседа. Хотя, может быть, это не так уж и потенциально: «Министр транспорта не раз заявлял о намерениях импортировать авиатопливо из Китая, что наши аэропорты будут готовить к устойчивому топливу Jet-A1», — рассказал Жумагулов. Китай же, по мнению эксперта, может стать возможным источником импорта нефтепродуктов, если вдруг Россия не сможет продолжать поставки. Например, по механизму толлинга, когда собственное сырьё отправляется за рубеж, там перерабатывается, а возвращается уже в виде готовой продукции. Ранее Казахстан и Китай по такой схеме уже работали. Но, по мнению эксперта, пока удары беспилотников по НПЗ не особо сказываются и на самой России. Атаки наносят незначительный урон.