Ходыкин называл себя бенефициаром «Риф» еще в 2014 году в интервью агентству Bloomberg.
Бизнесмен Ходыкин стал владельцем крупнейшего поставщика пшеницы из Ростова ТД «Риф»
Поводом для судебного разбирательства стало решение ФНС, принятое в сентябре 2018 года по итогам проверки ТД "Риф" в связи с совершением контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами за 2014 год. Это почти все поставки за рассматриваемый период - по данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", выручка от реализации составила 16,14 млрд рублей. При этом прибыль, аккумулирующаяся на "Рифе", была невелика. Выведенная в офшор прибыль ТД "Риф" в дальнейшем выплачивалась собственнику компаний П.
Это было начало нулевых.
Раньше никто не кредитовал физических лиц, а потом все резко пришли, наняли менеджеров и поставили перед ними задачу делать объемы. И если мы контролировали, кому даем кредит, то те работали со всеми подряд: наркоманами, убийцами… И мы стали неконкурентоспособными. Мы купили Ростовский универсальный банк — и получили новую проблему. Начали потребительское кредитование, но когда банк дает дает всего 1-2 млн руб.
А потом ЦБ ввел новое требование — увеличивать уставный капитал чуть ли не каждые три года. Зарабатываешь за год 40 млн руб. Остальные ты должен где-то украсть? Перспектив не было.
У нас в стране нет уголовного наказания за то, что ты не вернул деньги. А я должен создать стопроцентный резерв, получить убыток, сократить уставный капитал… — Кроме банка, у вас были и другие бизнесы. Но они тоже, что называется, не пошли? Такие бизнесы возникают, когда зерно остановилось, а люди сидят, зарплаты надо платить, расходы идут каждую секунду.
Казалось бы, ничего сложного — такая же торговля. Но у нас государство очень своеобразное, в нем существует серая растаможка. Все с ней борются, а побороть не могут. И ты начинаешь пробуксовывать.
Выбрал направление — например, цемент. Окей, пробуем. Где купить цемент? В Турции.
Продаем в России. Не знаешь кому, не знаешь у кого. Купил у посредника, продал посреднику, ничего не заработал. Потом упрощаешь доставку, ищешь самую дешевую покупку и потом самую дорогую продажу.
Начинаешь с нуля, без прибыли, и постепенно раздвигаешь этот логистический коридор. Но чтобы рынок раздвинуть, ты должен быть на рынке известен. Меня знали все турецкие заводы, потому что я много покупал. Моя компания стала крупнейшим импортером в России.
Вот есть американская мечта, а у меня русская мечта — быть номером один, хоть в чем-нибудь. Конкуренция была здоровая и более простая, чем с запчастями. В 2009 г. Спрос схлопнулся, ценники упали, местные заводы перестали постоянно поднимать цены.
В результате они разрешили импорт только нашей компании, потому что мы практически единственные, кто завозил легально. Времена, когда запчасти везут под видом тапочек, прошли. Теперь играют ценообразованием: занижают цены и т. А дальше все одно за другое цепляется: если ты «всерую» завез товар, то у тебя большая прибыль, от которой тебе нужно убежать, чтобы не показывать.
И вот продают этот товар на базаре за наличные. А у меня стратегия была простая: везем в лоб, легально, делаем маленькую наценку и продаем в лоб. В итоге мы потратили довольно-таки много сил на этот бизнес, но надо признать, что не получилось. Путь к зерну — Когда вы решили заняться зерном?
Впервые я вошел в зерновую тему в 2003 г. Американцы, которые были одной из сторон переговоров, в итоге не согласились строить, поэтому эту землю предложили купить мне. А я нашел инвесторов. Просто мне предложили купить землю и на ней строить терминал.
Я бы не взял землю, если бы ребята не захотели вложить деньги куда-нибудь. Я еще когда ездил в Турцию, покупал у них валюту в Москве, и завязались дружеские отношения. Им нужен был местный партнер, и они предложили мне контролировать этот бизнес. А я им говорю: я в этом ничего не соображаю, но вот есть такая история, может быть, это сделаем?
Полетел в Москву, договорились, что тема интересна и будем строить терминал. А когда он был построен, то мы попытались оказывать услуги другим сторонним компаниям — не только мелким российским, но и крупным мультинациональным. И я понял, что это будет топтание на месте: в лучшем случае мы бы покрыли все расходы и получили небольшие деньги. А инвестировано в терминал было много денег.
Я не считаю. Просыпаюсь, у меня плохое настроение — значит, плохо идет бизнес. Просыпаюсь в хорошем настроении — значит, бизнес у меня пошел хорошо. Но бизнес отражается на моем настроении.
К тому времени мы как раз пришли к пониманию, что осталось сделать шаг, и мы войдем в высшую лигу. А партнеры говорят: закрыли экспорт, надо бежать отсюда. Я провел с Louis Dreyfus переговоры о продаже на всех уровнях, начиная с московского и кончая женевским офисом. Louis Dreyfus тогда хотел воспользоваться ситуацией на российском рынке и дисконтировать цену на актив.
Я только тогда узнал, сколько реально стоит терминал. Все это время я делал бизнес, а мои партнеры считали. Я занимался бизнесом полностью сам: контракты, строительство, операционное управление. А партнеры все контролировали, у них был прямой доступ ко всем бухгалтерским документам.
А на какие средства? Потом, в 2010 г. Я понимал, что мне ничего не останется, если я продам свою долю. Это не те деньги, с которыми можно прожить всю жизнь, ни в чем себе не отказывая.
И, самое главное, не было будущего. Если у ребят были еще какие-то бизнесы, то я отдался ему полностью: выстроил бизнес, клиенты были, было, куда продавать. Когда все научился делать, не хочется бросать. Вот вы не бизнесмены, поэтому вам не понять.
Это на интуиции. Если пытаетесь делать бизнес-план — вам никогда не стать бизнесменом. Повезет или не повезет. Если ты работаешь, не спишь, не ешь и болеешь этим, у тебя все получается и к тебе подтягиваются люди.
Я не считаю, а просто чувствую, есть прибыль или нет. Считать мне неинтересно. Моя голова делает все за меня, и я не понимаю, как она это делает. Меня хоть ночью может осенить, и я могу проснуться и пойти работать.
Сажусь, беру лист, пишу-пишу, строю планы. А сейчас у вас есть понимание, что будет через пять лет, через пятнадцать? Молодые тебя будут подпирать, это нормально, а корпорации будут пытаться тебя купить или ждать, когда ты умрешь, чтобы тогда купить. Перспектив великих нет.
В любом случае это все сложно. Корпорации по всему миру поглощают, поглощают [частные активы]. В результате остальные будут платить больше, а зарабатывать меньше. Я говорю о простом фермере, о бабушках-дедушках — все они переплачивают много за счет того, что корпорации все поглощают и становятся монополиями.
Может такое быть, что вы вообще не будете в зерновой теме, начнете какой-то другой бизнес? Может быть, будут какие-то другие, но такого уровня я не достигну. А есть такие намерения у рынка — потопить или купить «Риф»? Конкретных предложений нет пока: зачем покупать хорошо развивающийся бизнес?
Нужно сначала сделать его плохим, а потом покупать. Советская армия — это был кошмар «Мне армия не нравилась, — вспоминает Ходыкин. Я приходил к ним домой, и все они были совершенно нормальными людьми.
Крупнейший российский экспортер зерна купил предприятие в Ростовской области Петр Ходыкин расширил пашню до 65 тыс. Сделка могла обойтись в сумму от 665 млн до 950 млн рублей. Несмотря на снижение рентабельности в растениеводстве, крупные инвесторы сохраняют интерес к агросектору. На сегодняшний день в наши планы входит выращивание таких культур, как подсолнечник, ячмень и озимая пшеница.
Как ранее писал N, г-н Ходыкин занялся сельхозбизнесом в 2020 году, тогда ТД «Риф» приобрел крупное донское сельхозпредприятие «ЮгАгроХолдинг» с земельным банком 30 тыс. Сельхозпредприятие в тот момент находилось не в лучшей форме, имело большую задолженность перед Московским индустриальным банком и самим «Рифом». В 2020 году в компании не был уверены, что будут развивать собственное сельхозпроизводство.
Над нами же С начала марта текущего года 9 судов Транспортной компании «РИФ» оказались пришвартованы в портах из-за ограничений. За это время лишь два судна компании сумели получить сертификаты Россельхознадзора на экспорт зерна. Владелец компании Петр Ходыкин рассказал об этом изданию «Город N».
Как только речь заходит о нас, с нами просто издеваются. Мы, например, хотели отправить груз в Египет. Нам сообщили: мы обнаружили карантинное растение, которое нельзя экспортировать в Египет. Предложили оформить груз для другой страны. Мы выбрали Израиль. Они согласились.
Однако, проводят анализ месяц, хотя раньше этого хватало 2 часов. К месяцу они сообщили, что нашли пестициды и что в Израиль нельзя поставлять. Предложили выбрать другую страну и ждать еще месяц анализов… В результате, наш бизнес полностью заблокирован, и мы вынуждены были остановить свой порт в Азове. Ситуация безнадежная. Мы намерены адаптироваться, сократить расходы и сокращать работников. В конечном итоге, возможно, мы объявим о ликвидации.
"Ходыкино" поле
Покупателя он не назвал. N попросил губернатора Василия Голубева прокомментировать ситуацию. Губернатор поручил минсельхозу Ростовской области разобраться в обстоятельствах, изложенных в письме, в рамках компетенции, — сообщила пресс-секретарь губернатора Ирина Четвертакова. Вместе с тем при решении задач наращивания экспорта зерна нельзя игнорировать требования Россельхознадзора по обеспечению карантинного фитосанитарного благополучия.
Дополнительно сообщаю, что правительство Ростовской области оказывало и продолжает оказывать ТД «РИФ» и его подразделениям всемерную государственную поддержку, в том числе по сопровождению и реализации инвестиционного проекта, льготному кредитованию компании на операционную деятельность и т. Сразу после того как вышли первые публикации о ситуации в СМИ, на них отреагировал Россельхознадзор. На его сайте опубликованы два сообщения.
В первом служба выразила обеспокоенность карантинным фитосанитарным состоянием экспортных партий российского зерна. Во втором сообщении Россельхознадзор заявил, что считает необходимым внести предложение в Минсельхоз России о перераспределении квот между экспортерами зерна. N направил запрос в ФГБУ «Центр оценки качества зерна» с просьбой прокомментировать заявление ТД «РИФ» о том, что аналогичные партии зерна, которые компания отправляла на экспорт до 18 марта, беспрепятственно проходили проверку по безопасности, качеству и импортным карантинным требованиям.
Ответа на этот вопрос учреждение не предоставило, вместо него прислали ссылку на сообщение Россельхознадзора о нарушениях, процитированное выше. В итоге наши суда все равно попали в Ирак. Были найдены обходные пути: отгрузки были переадресованы на Сирию, и оказалось, что заплатить сирийцам за переадресацию дешевле, чем договориться с фитосанитарами.
По слухам, это все было завязано на историю взяток. Потом была история с остановками отгрузок в Египет по причине сорных примесей. Но тогда это быстро разрешилось.
Как разъяснил Ходыкин, был оформлен груз на Египет, но после проверяющие обнаружили карантинную растительность для Египта. Тогда груз переоформили на Израиль, но спустя месяц были выявлены пестициды. Для другого государства также предложили ждать анализ в течение месяца. Владелец ТД «РИФ» отметил, что остановил деятельность порта, и ситуация остаётся безнадёжной, поэтому придётся подавать на ликвидацию и сокращать людей.
Он добавил, что в противном случае «переговорщик угрожал остановкой бизнеса». Руководитель компании-экспортёра отмечает, что региональные ЦОКЗ неформально указывают, что указания и инициативы исходят из Москвы, где организацией руководит бывший заместитель главы Россельхознадзора Руслан Хасанов. Напомним, ростовская компания ТД «РИФ» является вторым по величине экспортером зерна в России, уступив недавно лидерство московскому предприятию «Грин Гейтс».
Однако на тот момент эта сфера деятельности не была престижной, и Ходыкин ушел в торговый бизнес. Сначала на заработанные деньги он купил в Москве несколько десятков пар женских сапог, увез их в Ростов и продал на местном рынке.
Затем начал возить одежду и электронику из Польши, Чехии и Венгрии. Позднее — кожаные куртки и бижутерию из Турции. Вырученных денег оказалось достаточно, чтобы вложиться в 1998 году в подешевевшую недвижимость, и спустя несколько лет перепродать ее в несколько раз дороже. Следующим бизнесом Ходыкина стал банковский. Вместе со знакомыми ростовскими финансистами Михаилом Бревдо и Александром Савиновым и с совладельцами московской финансово-промышленной группы «Русские финансовые традиции» РФТ в начале нового тысячелетия они приобрели небольшой ростовский Комтех-банк и одновременно открыли в Ростове-на-Дону филиал вышеуказанного столичного банка. Попутно эта же организация занималась и коллекторскими и услугами — и для собственных нужд, и для сторонних заказчиков. Развивая эту сферу деятельности, Ходыкин учредил и собственное охранное агентство «Боруфт». Впрочем, в сфере кредитования Ходыкин еще ненадолго задержался, сначала купив по номиналу за 26 миллионов Ростовский универсальный банк, а затем в 2012 году продав его за 230 миллионов. Аграрий поневоле В зерновой бизнес предприниматель, можно сказать, попал случайно.
Все началось со строительства портового элеватора в городе Азов, который планировалось позднее продать американскому трейдеру Trans Oil, желавшему работать на российском рынке. Но основатель иностранной компании Джеймс Келли, выражавший интерес к объекту, к моменту сдачи в эксплуатацию уже умер, а его партнеры имели другие планы.
У ростовского сельхозпредприятия «Степь» сменился владелец
Ходыкин называл себя бенефициаром «Риф» еще в 2014 году в интервью агентству Bloomberg. Петр Ходыкин, основатель ТД «Риф», стал владельцем сельхозпредприятия ООО «Степь» в Кашарском районе Ростовской области, ранее предприятие принадлежало Анатолию Аубекерову. Торговый дом «Риф» был создан предпринимателем Петром Ходыкиным в 2010 году для закупки и продажи сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке России и экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья.
«Человек из 90-х» Петр Ходыкин и его сомнительные всходы
Выведенная в офшор прибыль ТД "Риф" в дальнейшем выплачивалась собственнику компаний ну и его супруге Оксане Вертий, сделала вывод ФНС. Основатель крупнейшего зернотрейдера России ТД «РИФ» Петр Ходыкин отмечает, что эти требования ограничивают возможности отечественных зернопроизводителей в пользу экспортеров из недружественных стран. Петр Ходыкин Фото: ТД "Риф". ТД «Риф» является системообразующим предприятием Ростовской области и одним из крупнейших налогоплательщиков. Петр Ходыкин Фото: ТД «РИФ" Крупнейший отечественный зернотрейдер из Ростовской области ТД «Риф» может быть ликвидирован и вынужден увольнять сотрудников. Зерновой олигарх Петр Ходыкин засветился в выводе денег Минобороны. Собственник компании Петр Ходыкин рассказывал «Ленте», что суда с пшеницей ТД «Риф» заблокированы в портах, что приносит огромные убытки.
В ТД «РИФ» заговорили о ликвидации компании
Владелец ТД «РИФ» Петр Ходыкин рассказал о ситуации вокруг компании. По словам Ходыкина, 9 кораблей ТД «РИФ» остановлены в портах с 18 марта. Бизнесмен Петр Ходыкин стал прямым владельцем крупнейшего отечественного зернотрейдера ООО «ТД “РИФ”», соответствующие данные отражены в ЕГРЮЛ. Новым владельцем ТД стал предприниматель из Ростова Петр Ходыкин, пишет издание «Город N».