14. Оформление допуска к государственной тайне указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 13 настоящей Инструкции должностным лицам осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне. Об организации работы по оформлению допуска к государственной Тайне Должностным лицам и гражданам российской федерации в системе МВД россии. Подготовка материалов для оформления допуска к государственной тайне гражданам осуществляется в формах учетной документации, определенных Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне. Номенклатура должностей, требующих оформления допуска к государственной тайне, разрабатывается режимно-секретной службой и утверждается руководителем предприятия.
Когда придется оформить работнику допуск к гостайне
Законопроектом предполагается ввести термин "режим секретности", уточнить определение "допуск к государственной тайне", установить процедуру оформления допуска к государственной тайне и условия его прекращения, обязанности носителей сведений. В Государственную думу 13 марта поступил законопроект, предполагающий внесение изменений в законы о государственной тайне и порядке выезда за границу. процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.
Новые ограничения для доступа к гостайне (депутаты ГД РФ приняли законопроект)
В соответствии с «Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06. При этом лица, допущенные к сведениям более высокой степени секретности, являются допущенными к сведениям низших степеней секретности. В соответствие со статьей 21 названного Закона Российской Федерации допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: «принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну». Такие действия при оформлении допуска должностным лицам и гражданам к государственной тайне, призванные обеспечить сохранность государственной тайны, как установил Конституционный Суд Российской Федерации, в своей основе соответствуют целям, указанным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, не противоречат другим ее нормам, а также общепризнанным принципам демократического правового государства.
Положения, касающиеся проведения проверочных мероприятий, согласуются положениями Федерального Закона «Об оперативно — розыскной деятельности». Закон Российской Федерации от 21. Проверочные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названная выше Инструкция в пункте 6 раздела 1 устанавливает, что проверочные мероприятия, связанные с допуском по первой и по второй формам, осуществляются Федеральной Службой Безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность. Допуск должностных лиц и граждан по третьей форме, за исключением отдельных случаев, осуществляется руководителями органов государственной власти, организации, предприятия, учреждения без проведения проверочных мероприятий. Статья 24 Закона Российской Федерации от 21.
Ограничения могут касаться: «права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре контракте при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне».
Решение о допуске адвоката к государственной тайне оформляется записью в материалах соответствующего дела, которая заверяется подписью должностного лица, наделенного соответствующими полномочиями, и печатью организации. Расписка адвоката приобщается к материалам данного дела. После оформления допуска к государственной тайне в органы безопасности по месту регистрации адвоката и по месту оформления указанного допуска направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются дата оформления допуска к государственной тайне, организация, в которой оформлен допуск к государственной тайне, должностное лицо, которое приняло решение о допуске к государственной тайне, а также номер дела, к которому адвокат получил доступ. На гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, заводится одна карточка форма 1.
При переходе гражданина на работу службу в другую организацию указанная карточка по письменному запросу режимно-секретного подразделения соответствующей организации пересылается по новому месту работы службы. Новая карточка форма 1 заводится только в случае, если ранее заведенная карточка была уничтожена в соответствии с пунктом 47 настоящей Инструкции. Карточка форма 1 , оформленная на гражданина, допущенного к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в другие организации не пересылается. При отсутствии в позициях карточки форма 1 места для соответствующих записей в установленном порядке заполняется новый бланк карточки форма 1 , который учитывается как дополнительный лист к имеющейся карточке форма 1. При этом на новом бланке указывается номер листа, а в графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне форма 9 - количество листов в карточке форма 1.
Организация, оформившая допуск к государственной тайне гражданам, состоящим на воинском учете, направляет в соответствующие военные комиссариаты по их запросам уведомления о форме допуска к государственной тайне, его номере, дате окончания проведения проверочных мероприятий, наименовании органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также сведения о фактах переоформления или прекращения допуска к государственной тайне. Если в течение 6 месяцев после проведения проверочных мероприятий не было принято решение о допуске гражданина к государственной тайне, отметка о проведении проверочных мероприятий органами безопасности в карточке форма 1 становится недействительной. В этом случае в орган безопасности, проводивший проверочные мероприятия, в месячный срок направляется соответствующее уведомление, в котором указываются фамилия, имя, отчество гражданина, дата и место его рождения, номер и форма допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий. В случае включения в указанный список нескольких граждан их фамилии указываются в алфавитном порядке. В отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.
Решение о прекращении допуска гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки форма 1 , которая заверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью организации при наличии печати. При прекращении допуска граждан к государственной тайне в случаях, предусмотренных пунктом 44 настоящей Инструкции, в орган безопасности по месту расположения организации в месячный срок направляется уведомление о прекращении допуска к государственной тайне, в котором указываются фамилии, имена, отчества граждан в алфавитном порядке , даты и места их рождения, номера и формы допусков, даты окончания проведения проверочных мероприятий. Уведомления о прекращении допусков по третьей форме, оформленных без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в органы безопасности не направляются. При прекращении допуска граждан к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 15 настоящей Инструкции, проставляется соответствующая отметка в позиции 10 карточки форма 1 , а в орган безопасности по месту расположения организации в 10-дневный срок направляется соответствующее уведомление. После прекращения допуска к государственной тайне копия трудового договора контракта или расписка, содержащая обязательства гражданина по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне форма 2 , и карточка форма 1 хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.
В случае получения из органа безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 15 настоящей Инструкции могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну, о чем информируют орган безопасности. До принятия такого решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Особенности оформления допуска к государственной тайне при работе по совместительству 49. При необходимости оформления гражданину, имеющему допуск к государственной тайне, такого же допуска для работы по совместительству в другой организации в том числе и в качестве арбитражного управляющего по соответствующему запросу изготавливается дубликат карточки форма 1 , который направляется в запрашивающую организацию. Дубликат карточки форма 1 изготавливается режимно-секретным подразделением запрашиваемой организации на бланке карточки форма 1 , имеющем отметку «Дубликат», путем перенесения всех указанных в карточке форма 1 гражданина записей и учитывается как очередной лист карточки форма 1 , при этом запись о проведении проверочных мероприятий органами безопасности заверяется подписью руководителя этого режимно-секретного подразделения и печатью запрашиваемой организации при наличии печати.
В графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне форма 9 и в позиции 6 карточки форма 1 делается отметка «Дубликат. Режимно-секретное подразделение, изготовившее дубликат карточки форма 1 , в месячный срок направляет в орган безопасности по месту расположения своей организации уведомление, в котором указывает адрес и наименование организации, в которую направлен дубликат карточки форма 1. Дубликаты карточек форма 1 учитываются в порядке, установленном для учета карточек форма 1. С карточек форма 1 , оформленных на граждан, получивших допуск к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, и с дубликатов карточек форма 1 дубликаты не оформляются. Организация, в которой гражданин работает по совместительству, получив дубликат карточки форма 1 , в установленном порядке оформляет гражданину допуск к государственной тайне и в месячный срок направляет в орган безопасности по месту своего расположения уведомление с приложением учетной карточки на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также дата решения о допуске гражданина к государственной тайне.
При необходимости переоформления допуска к государственной тайне гражданину в организации, в которой он работает по совместительству, режимно-секретным подразделением указанной организации запрашивается по постоянному месту работы карточка форма 1 , которая после переоформления допуска к государственной тайне возвращается одновременно с запросом о направлении ее дубликата. При этом организацией, в которой гражданин работает постоянно и где хранится карточка форма 1 , в установленном порядке оформляется новое решение о допуске гражданина к государственной тайне, а в орган безопасности по месту расположения этой организации направляется уведомление с приложением учетной карточки на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, дата решения о допуске гражданина к государственной тайне, а также адрес и наименование организации, в которую направлен дубликат карточки форма 1. При прекращении в организации, где хранится дубликат карточки форма 1 , допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 15 настоящей Инструкции, в организацию, где хранится карточка форма 1 , направляется уведомление, в котором указываются основания принятия такого решения с приложением дубликата карточки форма 1 , в позиции 10 которой делается соответствующая отметка. Копия уведомления, направляемого в соответствии с пунктом 46 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган безопасности по месту расположения организации, где хранится карточка форма 1. При прекращении в организации, где хранится карточка форма 1 , допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 15 настоящей Инструкции, в организацию, где хранится дубликат карточки форма 1 , направляется уведомление, в котором указываются основания принятия такого решения с приложением карточки форма 1 , в позиции 10 которой делается соответствующая отметка.
Копия уведомления, направляемого в соответствии с пунктом 46 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган безопасности по месту расположения организации, где хранится дубликат карточки форма 1. В отношении граждан, работающих в организации, где хранится дубликат карточки форма 1 , которые переведены в указанной организации на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т. В отношении граждан, работающих в организации, где хранится карточка форма 1 , которые переведены в указанной организации на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т. В случаях, предусмотренных пунктами 51 и 52 настоящей Инструкции, дубликаты карточки форма 1 приобщаются к карточке форма 1. При этом в графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне форма 9 и позиции 6 карточки форма 1 делается отметка «Дубликат.
Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Следовательно, прием на работу граждан на соответствующие должности должен вестись строго в соответствии с номенклатурой. Знакомство кандидата с нормами законодательства в области защиты государственной тайны, в частности с его правами и обязательствами, социальными гарантиями и ограничениями, которые вступят в силу с момента оформления гражданину допуска к государственной тайне и подписания им трудового договора. После проверки и конечного редактирования, подписанная кадровым работником и заверенная печатью анкета кандидата, вместе с фото 4Х6 и медицинской справкой передаются в режимно-секретный отдел организации. Работник режимно-секретного отдела проверяет правильность заполнения анкеты, клеит на нее фото кандидата, подписывает ее, заверяет печатью. Если по каким-либо причинам допуск кандидату не был оформлен в установленный срок, анкета заполняется повторно. Карточке присваивается номер, на лицевой стороне клеится фото кандидата, после чего ее подписывает начальник режимно-секретного отдела и заверяет печатью. Вернемся к номенклатуре должностей: а если согласно нее, должность предусматривает наличие у работника допуска с проведением проверочных мероприятий, то режимно-секретный отдел готовит необходимый пакет документов [3] и направляет его совместно с анкетой и карточкой-допуском в органы безопасности.
После возвращения карточки-допуска с соответствующей отметкой на ее обороте о завершении проверочных мероприятий, руководитель принимает решение о допуске кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну. Решение руководителя о допуске будущего сотрудника к государственной тайне отображается на оборотной стороне карточки путем проставления подписи руководителя организации и ее заверения печатью.
К таким основаниям относят ст. Для отказа в допуске к гостайне достаточно одного из перечисленных условий. Ограничения для работников, допущенных к гостайне Сотрудники, получившие допуск сведениям, составляющим государственную тайну, могут быть временно ограничены в своих правах на законных основаниях.
Такие работники должны сохранять секретность полученных сведений не только в рабочее, но и в любое другое время. Сообщать секретные данные в любой форме нельзя коллегам, родственникам и вообще любым третьим лицам. Какие права ограничивает допуск к гостайне Для работников, получивших допуск к сведениям, составляющим гостайну, установлены следующие ограничения положения ст. В части права на неприкосновенность частной жизни ограничения в отношении работников могут вводиться только на время проведения органами ФСБ проверки кандидата на получение допуска к государственной тайне ст. Что касается ограничения права на выезд за пределы территории РФ, такое ограничение может вводиться только при предоставлении работнику допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям.
Решение об ограничении права на выезд принимает Межведомственная комиссия по защите государственной тайны. В решении указывается, в какие страны и в какой период времени работнику запрещается или ограничивается выезд, а также вводятся сопутствующие ограничения например, запрет на оформление виз и загранпаспорта. По общему правилу срок ограничения права на выезд из РФ не должен превышать десяти лет со дня последнего ознакомления гражданина со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями ст. Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Поправки о допуске к гостайне и выезде за границу прошли первое чтение
Номенклатура должностей, требующих оформления допуска к государственной тайне, разрабатывается режимно-секретной службой и утверждается руководителем предприятия. добавляют раздел "Особенности оформления допуска к государственной тайне руководителей организаций, имеющих несколько организаций-заказчиков". 17 февраля 2024 года вступили в силу новые правила допуска работников к сведениям, составляющим государственную тайну. Какие последовательные действия должны предпринять работодатель и работник при оформлении работнику допуска к государственной тайне? Правительство в свою очередь получит право определять порядок оформления допуска должностных лиц к гостайне и принимать решения по вопросам, «связанным с выездом из РФ граждан, допущенных или ранее допускавшихся к гостайне». Обновленные правила устанавливают порядок оформления, переоформления и прекращения допуска должностных и физических лиц к государственной тайне.
Совфед одобрил закон о дополнительных ограничениях допуска к гостайне
Процедура оформления допуска включают в себя несколько этапов. Как получить допуск к государственной тайне – информационная статья от КБ «ОРИОН»: помощь соискателям в Москве и по всей РФ. Формы допуска к государственной тайне: их разновидности, чем формы отличаются друг от друга, какую лучше выбрать и каков порядок оформления. «О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».
Когда придется оформить работнику допуск к гостайне
Допуск к государственной тайне в Законе Российской Федерации от 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне представляет собой процедуру оформления права должностных лиц и граждан на доступ к сведениям, составляющих государственную тайну. Эта процедура определена в статьях 21, 21. Статья 21 определяет содержание этой процедуры. Эта статья является одной из самых больших по объему в Законе Российской Федерации 21.
Детализация положений данной статьи и последующих статей 21. Вследствие этого не должно допускаться ни свободная трактовка их положений, ни незаконное ущемление прав граждан. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется на добровольной основе. Статья 21 названного Закона Российской Федерации устанавливает это следующим образом: «Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке…Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре контракте ».
Выделение из широкой категории «граждане» категории должностных лиц связана с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации 21. Названный Закон Российской Федерации в статье 21 устанавливает формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие 3 степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, законопроект призван повысить уровень защиты государственной тайны от разглашения и использования в противоречии с интересами России. Однако законопроект также вызывает определенные вопросы и критику со стороны экспертов и общественности. Например, как будет определяться степень близости родственников должностного лица? Какие финансовые инструменты будут признаваться иностранными? Как будет контролироваться исполнение новых требований? На эти и другие вопросы предстоит ответить авторам законопроекта в ходе его подготовки ко второму чтению.
Заключение ФСБ о нецелесообразности допуска или о прекращении допуска конкретного человека к гостайне станет обязательным для исполнения всеми работодателями. Президент РФ сам будет устанавливать порядок обеспечения режима секретности в своей администрации. А в условиях мобилизации, военного или чрезвычайного положения он сможет вносить любые изменения в общий порядок допуска к гостайне должностных лиц и прочих граждан. Правительство в свою очередь получит право определять порядок оформления допуска должностных лиц к гостайне и принимать решения по вопросам, «связанным с выездом из РФ граждан, допущенных или ранее допускавшихся к гостайне». Вопрос о допуске к гостайне заместителей руководителей министерств и ведомств федерального уровня, заместителей глав госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» должен решаться Межведомственной комиссией по защите государственной тайны премьер-министр и министры являются секретоносителями по должности.
Закон Российской Федерации от 21. Проверочные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. Названная выше Инструкция в пункте 6 раздела 1 устанавливает, что проверочные мероприятия, связанные с допуском по первой и по второй формам, осуществляются Федеральной Службой Безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность. Допуск должностных лиц и граждан по третьей форме, за исключением отдельных случаев, осуществляется руководителями органов государственной власти, организации, предприятия, учреждения без проведения проверочных мероприятий. Статья 24 Закона Российской Федерации от 21. Ограничения могут касаться: «права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре контракте при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне». В качестве компенсации за ограничение прав и свобод для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, статья 21 названного Закона Российской Федерации устанавливает следующие социальные гарантии: «процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и или штатных мероприятий». Кроме этого для работников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу тарифной ставке граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе и работников структурных подразделений по защите государственной тайны, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18. Факт наличия у конкретного лица оформленного допуска к секретным, совершенно секретным и особой важности сведениям не является основанием для его доступа к информации соответствующей степени секретности. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, Закон Российской Федерации от 21.
Правовое регулирование отношений в сфере охраны государственной тайны
В противном случае, их игнорирование может привести к негативным последствиям, затрагивающим как организацию, так физическое лицо. Во избежание совершения каких-либо ошибок при приеме на работу граждан на должности, предполагающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, кадровик должен внимательно изучить законодательство Российской Федерации в данной области и знать на какой документ можно сослаться при выполнении тех или иных кадровых операций. Нормативно- правовые документы Трудовой кодекс Российской Федерации глава 10 и 11 — именно они регламентируют процесс заключения трудового договора и этапы приема на работу [2]; Постановление Правительства от 06. Этапы приема на работу Процедура приема на работу граждан на должности, предусматривающие допуск к сведениям, составляющих государственную тайну, включает в себя следующие этапы: 1. Предоставление гражданином перечня необходимых документов при поступлении на работу.
Базовый перечень таких документов отражен в ст. Кадровый работник должен обратить внимание на наличие тех сведений, которые могут послужить основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне: - судимость гражданина; - наличие медицинских противопоказаний; - постоянное проживание его самого и или его близких родственников за границей. Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Следовательно, прием на работу граждан на соответствующие должности должен вестись строго в соответствии с номенклатурой.
Знакомство кандидата с нормами законодательства в области защиты государственной тайны, в частности с его правами и обязательствами, социальными гарантиями и ограничениями, которые вступят в силу с момента оформления гражданину допуска к государственной тайне и подписания им трудового договора.
Предусмотрены случаи, когда номенклатура должностей подлежит переработке в обязательном порядке. Закреплен срок хранения номенклатуры должностей и изменений к ней - не менее 3 лет после утверждения новой номенклатуры должностей. У кадровых подразделений работников, ведущих кадровую работу организаций появится новая обязанность в связи с оформлением переоформлением допуска гражданина к гостайне - проверить, размещены ли на официальном сайте Минюста России сведения о гражданине в реестре иностранных агентов, и по результатам произвести соответствующую запись в его анкете. Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу с 17.
Уровень допуска для каждого должностного лица, работающего на предприятии, отражается в номенклатуре должностей. При непосредственном оформлении допуска к государственной тайне для лиц, принимаемых на работу на должности, включенные в номенклатуру должностей, кадровый орган предприятия лицо, ведущее кадровую работу готовит необходимые материалы. Перечень таких материалов и соответствующие формы документов приведены в Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне. Основным документом, отражающим анкетные, автобиографические и другие данные оформляемого лица, является анкета, собственноручно им заполняемая. Карточка о допуске — документ, подтверждающий наличие допуска к государственной тайне, содержащий отметки о согласовании допуска лица с органом безопасности и решении руководителя предприятия о допуске лица к носителям сведений, составляющих государственную тайну, а также отражающий трудовую деятельность оформляемого лица, его семейное положение и другую информацию. Форма карточки определяется формой допуска к государственной тайне для данного лица.
Определен перечень обстоятельств, при возникновении которых гражданам Российской Федерации, ограниченным в праве на выезд из Российской Федерации в связи с их осведомленностью в сведениях, составляющих государственную тайну, может быть разрешён краткосрочный выезд за границу. К ним отнесены: - необходимость экстренного лечения его самого либо его близкого родственника; угроза жизни или здоровью его близкого родственника, смерть его близкого родственника находящегося за пределами территории Российской Федерации; необходимость личного присутствия в связи с принятием наследства.
В Госдуму внесли поправки к законам о гостайне и порядке выезда за границу
Ряд изменений касается порядка разработки, направления на согласование, хранения номенклатуры должностей работников, допускаемых к государственной тайне. Так, в новых правилах предусмотрено, что номенклатура должностей территориально обособленного подразделения организации, по месту расположения которого осуществляются работы со сведениями, составляющими гостайну, разрабатывается отдельно от номенклатуры должностей организации. Расширен перечень сведений, указываемых в сопроводительном письме о направлении номенклатуры должностей организации на согласование в орган безопасности. Предусмотрены случаи, когда номенклатура должностей подлежит переработке в обязательном порядке.
Их распространение способно причинить ущерб интересам страны в какой-то одной или сразу нескольких из перечисленных областей. Степень секретности данных, составляющих гостайну, всегда зависит от степени тяжести ущерба, который может быть причинен российской безопасности из-за их распространения. В данной ситуации последствия утечки секретных сведений могут быть особенно масштабными. Вторая форма допуска к государственной тайне Если субъектом получен допуск к гостайне по форме 2, он может знакомиться с данными под грифом «совершенно секретно», а также с менее секретными сведениями под грифом «секретно». К совершенно секретной информации относят данные, утечка которых может нанести ущерб интересам госоргана или отрасли отечественной экономики. Это касается одной или нескольких из перечисленных прежде сфер. Третья форма допуска к государственной тайне Когда человеку предоставляют допуск к гостайне по форме 3, он может знакомиться только со сведениями под грифом «секретно».
Сюда относится любая информация, принадлежащую к гостайне, для доступа к которой не требуется получение формы 1 или 2. При утечке таких сведений ущерб наносят интересам конкретного юрлица в одной или сразу нескольких из перечисленных прежде сфер. Основания для допуска к государственной тайне Получение должностным лицом или гражданином сведений, относящихся к гостайне, происходит только при наличии у него допуска, оформленного в установленном законом порядке ч. Оформление такого допуска, как правило, возможно только с согласия непосредственно должностного лица или гражданина. Этот процесс включает в себя несколько этапов, которые подробнее будут рассмотрены в отдельном разделе нашего материала.
Также исключение составит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны. В первой редакции поправок предлагалось, что должностному лицу и гражданину может быть отказано в допуске к гостайне из-за наличия у него или у его близких родственников недвижимого имущества, счетов вкладов и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ. Планировалось, что основанием для отказа также будет являться и владение или пользование иностранными финансовыми инструментами, если это не связано с выполнением задач в интересах России. В финальной редакции данное положение отсутствует. Вместе с тем предусмотрено, что должностному лицу и гражданину в допуске к гостайне будет отказано из-за постоянного проживания его самого или его близких родственников за границей или наличия у него или его близких гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства.
К принятию закона в него были внесены дополнительные уточнения: в случае если выезд из РФ адвоката ограничен в связи с тем, что он имел доступ к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, его паспорт паспорта в течение пяти рабочих дней со дня доведения до него решения об ограничении его права на выезд подлежит передаче на хранение до истечения срока этого временного ограничения либо истечения срока его действия в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта. Кроме того, финальными поправками предусмотрено, что выезд из РФ лиц, допущенных к гостайне, а также осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, к которым относятся адвокаты, осуществляется с предварительным уведомлением ФСБ и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки. Порядок такого уведомления определяется главой государства.
Закреплен срок хранения номенклатуры должностей и изменений к ней - не менее 3 лет после утверждения новой номенклатуры должностей. У кадровых подразделений работников, ведущих кадровую работу организаций появится новая обязанность в связи с оформлением переоформлением допуска гражданина к гостайне - проверить, размещены ли на официальном сайте Минюста России сведения о гражданине в реестре иностранных агентов, и по результатам произвести соответствующую запись в его анкете. Есть и некоторые другие отличия новых Правил от Инструкции 2010 г. Для тех, кому необходимо детально изучить разницу между этими двумя документами, в ближайшее время мы подготовим их Сравнительный анализ.
Напомним, что недавно были обновлены также правила допуска к государственной тайне для граждан РФ, имеющих гражданство подданство иностранного государства, лиц без гражданства, иностранных граждан см. В заключение отметим, что необходимость в актуализации правил обусловлена тем, что 1 февраля 2024 г. Так, например, в редакции ст.
3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайне
Законопроектом предполагается ввести термин "режим секретности", уточнить определение "допуск к государственной тайне", установить процедуру оформления допуска к государственной тайне и условия его прекращения, обязанности носителей сведений. добавляют раздел «Особенности оформления допуска к государственной тайне руководителей организаций, имеющих несколько организаций-заказчиков». Как получить допуск к государственной тайне – информационная статья от КБ «ОРИОН»: помощь соискателям в Москве и по всей РФ. В Государственную думу 13 марта поступил законопроект, предполагающий внесение изменений в законы о государственной тайне и порядке выезда за границу. Правила определяют порядок оформления, переоформления, прекращения допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, формы учетной документации, необходимые для оформления такого допуска, а также порядок допуска. Для них специальная процедура допуска не предусмотрена: при назначении либо при допуске к делу их предупреждают о неразглашении гостайны и берут расписку.
Переоформление допуска к государственной тайне: ка производится
В соответствии с документом, ФСБ РФ сможет давать заключение о нецелесообразности допуска к государственной тайне, которое будет носить обязательный характер для руководителей органов власти, предприятий, учреждений и организаций при принятии. Так, новыми правилами определены порядок оформления, переоформления, прекращения допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, формы учетной документации, необходимые для оформления такого допуска. Оформление допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне осуществляется с его согласия и предусматривает.
В России ужесточают закон о защите государственной тайны
Кроме того, нововведения устанавливает процедуру оформления «секретности» и условия его прекращения. Подробнее о том, что изменится и для кого сохранится ограничение на выезд — в материале «Известий». Гражданину также будет отказано в предоставлении сведений особой важности при наличии у него медицинских противопоказаний для работы с информацией. Сотрудник специальных служб не сможет получить доступ к государственной тайне, если он включен в реестр иностранных агентов или если его действия создают угрозу безопасности РФ. Кроме того, в допуске будет отказано в случае уклонения от проверочных мероприятий или сообщения ложных анкетных данных.
Сотруднику не предоставят доступ, если он или его близкие родственники имеют гражданство, ВНЖ или иной документ, который подтверждает право на постоянное нахождение на территории иностранного государства. Согласно ст. Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или учреждения в индивидуальном порядке с учетом результата проверки. В случае несогласия с комиссией гражданин имеет право обжаловать данное решение в вышестоящую организацию или суд.
Изначально предлагалось отказывать в «секретности», если у служащего и его родственников есть недвижимость, счета, вклады или иностранные финансовые инструменты.
В допуске могут отказать гражданину, у которого есть зарубежная недвижимость либо счета в иностранных банках или если такие счета есть у его родственников, а также в случае использования «иностранных финансовых инструментов». Это, как считают авторы поправок, снизит вероятность, что недружественные государства будут давить на допущенных к гостайне людей. Решение о запрете на выезд может быть пересмотрено в порядке исключения. Должностное лицо имеет право выпустить человека, имеющего доступ к гостайне, из России, но только в определенных законом случаях: при тяжелой болезни или смерти родственника, находящегося в другой стране, при необходимости экстренного лечения или вступления в наследство. Для работы над некоторыми делами адвокатам нужно получать допуск к гостайне, например чтобы знакомиться с секретными материалами уголовных дел.
Законопроект устанавливает особый порядок получения доступа к гостайне для защитников.
Названный Закон Российской Федерации в статье 21 устанавливает формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие 3 степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии с «Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.
При этом лица, допущенные к сведениям более высокой степени секретности, являются допущенными к сведениям низших степеней секретности. В соответствие со статьей 21 названного Закона Российской Федерации допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: «принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну». Такие действия при оформлении допуска должностным лицам и гражданам к государственной тайне, призванные обеспечить сохранность государственной тайны, как установил Конституционный Суд Российской Федерации, в своей основе соответствуют целям, указанным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, не противоречат другим ее нормам, а также общепризнанным принципам демократического правового государства.
Положения, касающиеся проведения проверочных мероприятий, согласуются положениями Федерального Закона «Об оперативно — розыскной деятельности». Закон Российской Федерации от 21. Проверочные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названная выше Инструкция в пункте 6 раздела 1 устанавливает, что проверочные мероприятия, связанные с допуском по первой и по второй формам, осуществляются Федеральной Службой Безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность. Допуск должностных лиц и граждан по третьей форме, за исключением отдельных случаев, осуществляется руководителями органов государственной власти, организации, предприятия, учреждения без проведения проверочных мероприятий. Статья 24 Закона Российской Федерации от 21.
Есть и некоторые другие отличия новых Правил от Инструкции 2010 г. Для тех, кому необходимо детально изучить разницу между этими двумя документами, в ближайшее время мы подготовим их Сравнительный анализ. Напомним, что недавно были обновлены также правила допуска к государственной тайне для граждан РФ, имеющих гражданство подданство иностранного государства, лиц без гражданства, иностранных граждан см. В заключение отметим, что необходимость в актуализации правил обусловлена тем, что 1 февраля 2024 г. Так, например, в редакции ст. Необходимость закрепления в законе данного положения, исключающего добровольный порядок оформления допуска к гостайне гражданам, призванным на военную службу или военные сборы, разработчики поправок ранее объясняли увеличивающимся с каждым годом количеством граждан, отказывающихся оформлять допуск к государственной тайне, требующийся им для исполнения обязанностей военной службы. Расширился предусмотренный ст.