Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка. Более выраженные расстройства памяти, поведенческих реакций развиваются при возрастной атрофии головного мозга или болезни Альцгеймера (по имени австрийского невролога,описавшего это заболевание в 1905г). С ней мы поговорим об ошибках памяти; как устроена человеческая память?
Нарушение непосредственной памяти
это проявления расстройства памяти, которое возникает на фоне помрачения сознания или другого психического расстройства спустя неопределенный срок. Достоверно причины расстройства памяти не известны. Медики лишь установили, что для пациентов с патологией характерны базальные повреждения переднего мозга и повреждения лобных долей, которые провоцируют нарушения памяти и проблемы с самосознанием. В психологии есть немало теорий, объясняющих, почему именно так устроена наша память. Отличить симптомы обратимых нарушений, например при депрессии, от начальной стадии болезни Альцгеймера сложно, поэтому при проблемах с памятью нужно обратиться к неврологу. Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях.
Память человека: самые удивительные феномены
- Как связан холестерин и профилактика болезни Альцгеймера
- Польза куркумы для пожилых людей при деменции и болезни Альцгеймера
- Причины ухудшения памяти
- Страдают даже молодые: эта страшная болезнь захватила цифровое поколение
- Врач-токсиколог рассказал, как сохранить память до самой старости
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать
Нарушение памяти вследствии неправильного питания, ведь безупречная работа головного мозга и важнейших биохимических процессов напрямую зависят от качественного рациона и наличия в нем витаминов. Стойкое ощущение проблем с памятью иногда связано с отсутствием свежего воздуха, поскольку организм, в достаточной степени насыщенный кислородом, способствует качественной и активной работе головного мозга. Типы нарушения памяти Гипомнезия — временное или постоянное частичное снижение процессов памяти. Амнезия — полнейшее отсутствие каких-либо воспоминаний о событиях, которые уже произошли в конкретный период времени. Гипермнезия — повышенное усиление процессов памяти, считающиеся аномальным для человека, когда он без труда запоминает, а затем и воспроизводит массу информации или каких-либо событий на достаточно длительный период. Чаще всего усиливается способность запоминать цифры. Терапия негативных отклонений памяти Чтобы выбрать верную тактику лечения в каждом случае, нужно обязательно найти и выявить причины проблемы.
Часто само ослабление процессов запоминания и памяти — прямое следствие психических и соматических состояний и отклонений, поэтому медицинская коррекция нарушений мозговой деятельности происходит одновременно с правильной терапией первичных заболеваний. Обычно подобные отклонения лечатся продолжительно, а в редких случаях даже до конца жизни. Самолечение в таких ситуациях категорически недопустимо, потому что опасные болезни, сопровождаемые сбоями памяти, распознаются только специалистами. Вот почему при их обнаружении нужно обращаться к врачу, который диагностирует главную проблему, назначит правильное лечение, что в дальнейшем предотвратит прогрессирование серьезных стадий слабоумия. В каждой подобной терапии используют коррекционные мероприятия, которые направлены на нормализацию и улучшение функций головного мозга. Плохая память не лечится лекарствами, но ее можно значительно улучшить, если вы сами в этом серьезно заинтересованы.
Исключите вредные привычки из своей жизни, займитесь доступным видом спорта, регулярно обращайтесь к доктору для лечения возникающих соматических заболеваний: нарушение памяти и здоровое тело — не совместимы.
Память и ее виды Процесс запоминания и его итоговый результат — память — это сохранение и отражение в сознании человека собственного жизненного опыта. Возможности и качество этого процесса напрямую зависит от нескольких важных факторов: собственного волевого усилия сосредоточить внимание на информации, поступающей извне; личного эмоционального отношения; состояния здоровья человека и характера его психических процессов. Если вы вдруг ощутили, что для запоминания вам недостаточно памяти, то постарайтесь определить, какие ее виды не справляются со своими функциями. По времени мыслительных процессов память бывает: непосредственная — факт или явление забывается сразу же, после того, как произошли; кратковременная — информация удерживается мозгом около 30 секунд; долговременная — запомнившаяся информация много лет хранится и без труда воспроизводится в нужный момент; скользящая — факт сохраняется в памяти, сколько необходимо, а затем сразу же забывается. Какие проблемы с памятью сигнализируют о ее нарушении? Иногда внешние и внутренние физические факторы способствуют развитию такого патологического состояние здоровья человека, при котором мозг не может полноценно накапливать, сохранять, а затем использовать полученную ранее информацию в процессе восприятия и взаимодействия с окружающим миром. Такие нарушения знакомы всем людям, они могут быть постоянными или эпизодическими, кроме того, вызывают серьезный дискомфорт и способны ухудшить качество жизни человека. Если верить медицинской статистике, подобные нарушения памяти регулярно беспокоят четвертую часть населения нашей планеты. От чего зависит появление проблем с памятью?
Эти причины существенно различаются в каждом случае, и обусловлены целым рядом факторов. Причем самая распространенная причина — психоэмоциональное перенапряжение, повышенная тревожность или депрессивное состояние. Часто плохая память наблюдается у людей при выздоровлении после перенесенных соматических заболеваний. Тем не менее, некоторые виды расстройства памяти изначально основываются на более серьезных причинах — психических нарушениях или тяжелых поражениях головного мозга. В медицине выделяются следующие существенные причины, которые вызывают ощутимые нарушения памяти.
Быстро, не задумываясь, отвечает на вопросы, однако ответы чаще носят случайный характер. На этом фоне выступают выраженные нарушения памяти на текущие события. Больной не помнит того, что он ел на завтрак, не помнит, какой вопрос только что задавал ему врач. Прослушав радиопередачу, больной не только не может рассказать ее содержание, но не помнит самого факта слушания радио. Точно так же он не помнит, что сосед по палате читал ему фельетон газеты.
Во время беседы с экспериментатором больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата. На вопрос, откуда взялись чернильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: "не знаю, вероятно, дали мне такой халат". Утверждает, что ходил сегодня в "рощу березовую гулять". Указанные конфабуляторные высказывания держатся стойко, больной повторяет их в одних и тех же вариантах, упорно и настойчиво отрицает факты, имевшие место в действительности. При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни, начало войны, год женитьбы. Нарушения памяти больной не замечает, утверждая, что у него "прекрасная память". За последние две-три недели усиливается вялость и аспонтанность , нарастает неврологическая симптоматика: выраженный двухсторонний симптом Кернига, ригидность затылка. Повышение коленных рефлексов больше справа. Больной оглушен, вял, медленно отвечает на вопросы. Несмотря на тяжелое соматическое состояние, по-прежнему утверждает, что чувствует себя "прекрасно".
Патологоанатомический диагноз: гнойный абсцесс в правой орбитально-лобной области с прорывом в правый боковой и 4-й желудочки мозга. Диффузный, преимущественно базальный лептоменингит, ограниченный пахименингит в местах дефекта лобной кости. Данные экспериментально-психологического исследования больного Б-ка. Больной без всякой заинтересованности относится к эксперименту, выявилась нецеленаправленность действий больного. Он не может выполнять задания, требующего учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, он образует много одноименных групп. Когда больной образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: "А разве я уже собирал животных? Выявляются грубые нарушения памяти: из 5 предъявленных слов он Воспроизводит после 5-кратного повторения лишь последнее. Больной запомнил 1,2,0,1,1 Слово. Применение опосредования по методу А.
Леонтьева ему не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 хотя сам процесс опосредования ему в принципе доступен. Точно так же больной не может воспроизвести сюжет простого рассказа "Галка и голуби". Почему галка полетела к голубям? А кто ее знает, захотела и полетела. Может она слышала, что у голубей хорошая пища была? Может быть, галки прожорливые, но и голуби тоже любят поклевать. Ну, а кто кого выгонял из гнезда? Кто перекрасился? Никто никого не выгонял.
Какая раскраска? Не понимаю, о чем вы толкуете? Спустя 10мин, больной отрицает сам факт исследования, говорит, что никогда не видел экспериментатора. Часто нарушения памяти на события недавнего прошлого не достигают столь выраженной степени. Корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения слышанного, виденного, в неточности ориентировки. При этом возникает иногда ложное воспроизведение , без грубых кофабуляций: нередко больные сами замечают дефекты своей памяти, пытаются восполнить ее пробелы, придумав не существовавший вариант событий. Таким образом, нарушение памяти на недавние события сочетается у больных с недостаточной ориентировкой в окружающем; реальные события могут то отчетливо выступать в сознании больного, то переплетаются причудливо с не имевшими место событиями; невозможность воспроизведения информации настоящего момента приводит к невозможности организации будущего, по существу у больных нарушается возможность увязывания отдельных отрезков жизни. Не случайно ряд ученых А. Лурия , В. Гиляровский увязывают наличие корсаковского синдрома с нарушениями сознания.
Шмарьян 1948 тоже указывал на то, что расстройства гнозиса пространства и времени являются одним из механизмов развития корсаковоподобного амнестического синдрома, наблюдаемых при тяжелых травмах мозга. Особую форму приобретают расстройства памяти при корсаковском синдроме, если они развиваются на фоне выраженной аспонтанности, то есть грубых нарушений мотивационной сферы, активности, как это имеет место у больных с поражениями лобно-базальных отделов мозга. Наблюдая вместе с Ю. Розинским 1948 подобных больных, мы выявили, что такие нарушения памяти обнаруживаются на фоне апатического и эйфорического состояний. При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишенной произвольности, целенаправленности; для таких больных недоступен выбор, спонтанное переключение с одного предмета деятельности на другой, проявление инициативы, у них отсутствует потребность окончить начатое дело. При эйфорическом состоянии часто наблюдалась расторможенность, легкомысленно-дурашливое поведение расстройства критики. Недостатки памяти больные восполняют конфабуляторными высказываниями. Мы наблюдали больных, которые вместо описания предъявляемых им рисунков рассказывали о чем угодно, но не о том, что в действительности было предложено. Им значительно легче было создать любой, несоответствующий ситуации вариант, чем адекватно сообщить о виденном или слышанном. В силу дезориентировки у больных была нарушена адекватная оценка окружающего.
Им было недоступно соотнесение прошлого и настоящего в плане временной характеристики событий. Приводим для иллюстрации историю болезни больного Е. Больной Е. Анамнестические данные. Со слов родных родился и развивался нормально. В детстве ничем не болел. По характеру всегда был общительным, живым, активным, инициативным. Учился хорошо, к учебе проявлял интерес. Всегда очень активный, являлся примерным производственником. Дома - очень внимателен к родным, заботлив, мягок.
Много времени проводил за книгами - "любитель почитать". Диагноз при поступлении: перелом основания черепа, ушибленная рана лба. После удаления сгустков крови в области лобной кости слева линейная рана длиной 5 см с рваными краями. Рана проникает до кости. Другая линейная рана на левой брови, длина ее 2 см.
Когда начинать бить тревогу? Что способствует ухудшению памяти, чем оно чревато, как предупредить эти проблемы? На эти и другие вопросы отвечает врач-невролог, ведущий специалист отделения неврологии «Клиника Эксперт» Курск Наталья Владимировна Умеренкова.
Лекция 7 Нарушения памяти
Нарушения памяти могут быть вызваны различными заболеваниями, а также внешними факторами. — При деменции позднего возраста наблюдаются различные симптомы нарушений праксиса, оптико-пространственной деятельности, речи, мышления, поведения и памяти. Проблемы с памятью (когнитивные нарушения) могут привести к инвалидности, поскольку при выраженных нарушениях человек не способен не только работать и учиться, но и обслуживать себя. Синдром корсакова проявляется нарушением памяти о последних событиях жизни, но события прошлого остаются в памяти в хорошем воспоминании.
Загадочная тайна памяти: взгляд в глубину амнезии
Как решить проблемы с памятью Причины ухудшения памяти в молодом возрасте Нарушение памяти у пожилых людей обычно вызвано возрастными изменениями организма. Атеросклероз, микроинсульты, болезнь Альцгеймера — эти патологии негативно влияют на когнитивные функции. Причины забывчивости в молодом возрасте иные, их можно разделить на 4 группы. Поражения головного мозга. Неблагоприятное воздействие внешних факторов, нарушение режима дня. Хроническая интоксикация организма. Нарушения в работе головного мозга — основная причина ухудшения памяти За работу долговременной памяти отвечает кора головного мозга. Гиппокамп, который расположен в височных долях, запускает процессы перевода кратковременной информации в долговременную память. Существуют и другие центры памяти в мозге. Поэтому любые повреждения этого органа провоцируют развитие забывчивости, невнимательность. Причины проблем с памятью у молодых людей: Черепно-мозговые травмы.
Область поражения не имеет значения. После любого удара наблюдается кратковременная или длительная потеря памяти, ретроградная или антеградная амнезия. При нарушении кровообращения нарушаются функции центров памяти. Злокачественные и доброкачественные новообразования. Опухоли поражают близлежащие ткани, в том числе центры памяти, расположенные в них. Энцефалит, менингит. Инфекция негативно влияет на работу головного мозга и память. Постхирургический астенический синдром. После любых травм и болезней головного мозга необходимо постоянно наблюдаться у невролога. Это поможет своевременно выявить нарушения памяти и когнитивные расстройства.
Какие болезни внутренних органов негативно влияют на память Нормальная работа головного мозга во многом зависит от слаженной работы всего организма.
Если же ситуацию пустить на самотек, последует формирование различных комплексов, что негативно скажется на социальной и профессиональной жизни пациента. Методы диагностики Когда пациент приходит на прием к неврологу с жалобами на периодические провалы в памяти, специалист сначала подробно изучает историю его проблемы. Для диагностики имеет значение характер жалоб, период их появления, имеющиеся сопутствующие заболевания. Обязательно учитывается семейный анамнез, поскольку нередко такие особенности передаются по наследству. Невролог в Калининграде после оценки рефлексов и проведения специальных тестов направит пациента на доп. В таких случаях обычно назначается : ангиография сосудов; МРТ; компьютерная томография. Дополнительно проводятся лабораторные исследования с целью выявления системных заболеваний. Только после постановки окончательного диагноза невролог сможет приступить к рассмотрению возможных вариантов лечения. Как лечат провалы памяти Многое зависит от характера и степени выраженности симптомов.
Но специалист с богатым практическим опытом, а именно такие врачи принимают больных с неврологическими расстройствами в нашей клинике «Эдкар-Мед», выберет правильную тактику терапии. Лечение больных с амнезией проводится по индивидуальной программе, врач-невролог контролирует весь процесс. В комплекс лечения помимо приема ноотропных средств и препаратов для улучшения состояния сосудов включаются: сеансы мануальной терапии; специальные упражнения для тренировки памяти; курс рефлексотерапии; физиопроцедуры.
Патологии психиатрического профиля. Врожденные нарушения интеллекта — как генетические, так и связанные с родовыми травмами. Нарушение обмена веществ. Хроническая интоксикация например солями тяжелых металлов Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество.
Признаки развития нарушений памяти Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно. То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики. Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты. По количеству выделяют такие симптомы: Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти. Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти: Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени. Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации. Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний: Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события. Удаление событий, компрометирующих человека. Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное.
Однако данные расстройства носят преходящий характер: фиксационная амнезия длится несколько часов, затем самостоятельно регрессирует. ТГА остается не до конца изученной, прежде всего в силу относительной редкости этого расстройства и, как правило, ретроспективной диагностики. Лечение амнестических нарушений Ведение пациентов с нарушениями памяти определяется их причиной, то есть основным церебральным заболеванием, и патофизиологией мнестических расстройств. При наиболее распространенной в клинической практике неспецифической забывчивости, как уже говорилось выше, трудности воспроизведения обусловлены дефицитом внимания и снижением активности познавательной деятельности в целом. Поэтому в таких случаях целесообразно использовать лекарственные препараты, повышающие нейродинамический тонус церебральной коры, то есть степень ее активации со стороны стволо-во-подкорковых структур. Хорошо известно, что такой эффект имеется у ноотропных препаратов из группы производных пирролидона. Экспериментальные и клинические исследования свидетельствуют, что на фоне применения нооторопных препаратов активируется внутриклеточный метаболизм, увеличивается число рибосом в нейронах, повышается синтез молекул АТФ в митохондриях.
Результатом активации внутриклеточного метаболизма становится увеличение синтеза и активности ключевых церебральных нейротрансмиттеров - дофамина, норадреналина, ацетилхолина, которые участвуют в по- знавательной деятельности. Одновременно наблюдается увеличение кровоснабжения головного мозга [19, 20]. Первым ноотропным препаратом, специально синтезированным для коррекции нарушений памяти и других высших мозговых функций, был пирацетам. Применение ноотропов способствует улучшению памяти и обучаемости, регрессу речевых и других когнитивных расстройств при различной неврологической патологии у взрослых и детей [21-23]. Однако у пожилых пациентов с клиникой когнитивных нарушений употребление пирацетама иногда сопровождается психомоторным возбуждением, раздражительностью, нарушениями сна и другими нежелательными явлениями. Наряду с пирацетамом существуют другие производные пирролидона фонтурацетам, этирацетам, окси-рацетам, анирацетам и т. Фармакологический профиль, данные исследований и опыт практического применения свидетельствуют о наличии важных преимуществ у препарата фонтурацетам М-карбамоил-метил-4-фенил-2-пир-ролидон, Актитропил.
Фонтурацетам был синтезирован отечественными учеными в конце 70-х гг. XX века и в течение длительного времени использовался исключительно в космической медицине в качестве препарата, позволяющего космонавтам преодолевать высокие нагрузки космического полета. Однако с середины нулевых годов препарат стал широко применяться в клинической практике, в том числе для терапии когнитивных нарушений различной этиологии. Согласно проведенным к настоящему времени экспериментальным и клиническим исследованиям, Актитропил значительно превосходит пира-цетам по ноотропной активности, не вызывая побочных эффектов гиперстимуляции, и оказывает ряд дополнительных благоприятных фармакологических эффектов антиастенический, нейропротективный, нейропластиче-ский и др. По данным В. Ахапкиной и соавт. В то же время фонтура-цетам не вызывает психомоторного возбуждения и нарушений сна.
Показано, что данный препарат стимулирует окислительно-восстановительные процессы, увеличивает утилизацию глюкозы, повышает энергетический потенциал за счет ускорения оборота АТФ, повышает активность аденилатциклазы и глутаматдекарбоксилазы, усиливает синтез ядерной РНК, увеличивает содержание дофамина, норадреналина и серотонина [24, 25]. В клинической практике фонтурацетам используется при различных нозологических формах: в восстановительном периоде ишемического инсульта, черепно-мозговой травмы, при хронической ишемии головного мозга, астенических нарушениях различной природы. Багирь и соавт. На фоне проводимой терапии наблюдались достоверное улучшение когнитивных функций, регресс двигательных и других неврологических нарушений, статистически значимое уменьшение ин-валидизации по шкале Бартел. О благоприятном влиянии фонтурацетама в восстановительном периоде инсульта и черепно-мозговой травмы сообщают также М. Герасимова и соавт. Савченко и соавт.
В настоящее время имеется весьма убедительная доказательная база эффективности фонтурацетама при ХИМ. Так, А. Федин и соавт. Через месяц терапии было зафиксировано достоверное превосходство фонту-рацетама над плацебо по интегральному когнитивному показателю Mini-Mental State Exam и в сфере внимания проба Шульте. Одновременно был показан антиастенический эффект препарата: выраженность астенических расстройств по шкале MFI-20 также регрессировала более значительно по сравнению с плацебо. Клиническое улучшение сопровождалось положительной динамикой биоэлектрической активности мозга по данным электроэнцефалограммы и улучшением церебральных клеточных метаболических процессов по данным МР-спектро-скопии. Терапия фонтурацетамом способствует также регрессу некогнитивных симптомов хронической ишемии головного мозга.
Так, по данным М.
Особенности патологии
- Страдают даже молодые: эта страшная болезнь захватила цифровое поколение
- Появление провалов в памяти
- Причины амнезии
- Нарушение памяти в психологии: причины и лечение. Особенности памяти
- Улучшите свою память и концентрацию: методы борьбы с когнитивными нарушениями в молодом возрасте
Нарушение памяти
Поэтому если у вас заметно ухудшилась память, не откладывайте посещение врача, ведь это может быть первым признаком серьезного неврологического или психического недуга. Чем быстрее будет назначено лечение, тем успешнее удастся восстановить утраченные функции. Причины ухудшения памяти Факторами риска являются пожилой возраст, генетическая предрасположенность, артериальная гипертензия, повышенный уровень холестерина, лишний вес, низкий уровень образования, недостаток физической и социальной активности. Возраст — самая распространенная причина того, с чем связано ухудшение памяти. Большинство людей начинает жаловаться в 65-70 лет. Причина в возрастном изменении функциональной активности мозга.
Наличие этих факторов должно настораживать, однако для развития патологического процесса их недостаточно. Более ста заболеваний могут стать причинами того, почему теряется память. Среди них есть как обратимые, так и необратимые. Часто этот симптом становится первым сигналом наступившего расстройства, а затем уже присоединяются другие когнитивные и соматические нарушения. При ухудшении памяти причины могут быть следующими: травмы головы: падения, драки и аварии могут привести к когнитивным нарушениям, даже если человек не терял сознания; деменция: самое распространенная причина плохой памяти у взрослых после 65 лет.
Существует несколько разновидностей деменции, и каждая имеет свои особенности клинической картины. Среди них деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви; заболевания головного мозга: опухолевые или инфекционные процессы в мозге могут стать причиной того, почему ухудшается память; болезнь Крейцфельдта — Якоба: быстро прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности; психические расстройства и эмоциональные проблемы: состояние стресса, депрессии и тревожность могут приводить к забывчивости, плохой концентрации и другим причинам нарушения повседневной деятельности; лекарственные препараты: среди побочных эффектов могут быть когнитивные расстройства; алкоголизм: зависимость от алкоголя значительно нарушает работу мозга, что влияет на ухудшение памяти и способность к умственной деятельности; гипотиреоз: среди его симптомов слабость, утомляемость, нарушения сна, интеллекта и памяти; дефицит витаминов: витамины, в частности B-12, помогают поддерживать нормальную жизнедеятельность нервных клеток. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания; бессонница: расстройства сна приводят к усталости и заторможенному состоянию, что негативно влияет на мышление и память. Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они являются результатом повреждения структур мозга, что ухудшает память, препятствуя хранению, удержанию и воспроизведению воспоминаний.
К примеру, медиальная височная доля участвует в формировании эпизодической памяти, а лимбическая система обрабатывает информацию и организует долговременную память. При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Память может утрачиваться на текущие события или на события, которые произошли во время или после травмирующей ситуации. В любом случае при слабой памяти причины должны быть выяснены, что не всегда возможно сделать самостоятельно. Постарайтесь честно ответить на вопрос: «Есть ли у меня признаки нарушения памяти?
Если ваше состояние или состояние близкого человека вызывает беспокойство, обратитесь к врачу. Обычно при плохой памяти причины могут быть определены и скорректированы только при помощи специализированного обследования. Что делать, если ухудшается память Примириться с потерей памяти и развитием заболевания трудно. Некоторые пытаются скрыть симптомы, из-за чего близкие долгое время могут не осознавать проблему. Если вы заметили, что с возрастом ухудшилась память, что делать с этим вы поймете лучше, если узнаете причины.
В настоящее время экмнезии отождествляются с конфабуляциями экмнестические конфабуляции , но это едва ли можно считать оправданным, если понимать под конфабуляциями вымыслы с характером воспоминания. Как видно, при прогрессирующей амнезии страдают все виды памяти кратковременная, промежуточная, долговременная. Прогрессирующая амнезия наблюдается при атрофических процессах, прогрессивном параличе, прочих грубо органических поражениях. Ретроградная амнезия. Выпадение памяти на события, которые предшествовали состоянию измененного сознания, грубо органическому повреждению головного мозга, гипоксии например, самоповешение , развитию острого психотического синдрома. Амнезия может распространяться на различные по продолжительности отрезки времени — от нескольких минут, часов, дней до ряда месяцев и даже лет. Пробел памяти может быть стойким, стационарным, но во многих случаях воспоминания частично или полностью позднее возвращаются. В последнем варианте речь идет, очевидно, о нарушениях репродуктивной функции памяти. Впечатления, непосредственно примыкающие к началу болезненного эпизода, реже восстанавливаются в памяти, так как «короткая» память в период консолидации, как упоминалось, отличается высокой чувствительностью к повреждающим воздействиям.
Восстановление памяти, если оно происходит, начинается обычно появлением воспоминаний о более отдаленных событиях и совершается в направлении ко все более свежим. Реже последовательность восстановления следов памяти может быть иной. Мы наблюдали всего один случай, когда воспоминания возвращались в обратном порядке — от недавних по направлению ко все более отдаленным. Бехтерев описал особый, приступообразный вариант ретроградной амнезии, рассматривая его генезис в рамках эпилептиформного синдрома при сосудистой патологии головного мозга. Антероградная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или другого явного расстройства психики. Амнезия может распространяться на значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев, возможно, лет. Идентификация антероградной амнезии встречает иногда большие затруднения, нередко она смешивается с фиксационной и конградной амнезией. Приведем поэтому соответствующее наблюдение.
Больной совершил попытку самоубийства и с этой целью выбросился из окна четвертого этажа. По выходе из комы в течение месяца находился в состоянии спутанного сознания. По окончании психоза правильно вел себя в отделении, сообщал о себе необходимые сведения, правильно ориентировался в месте, времени, окружающих лицах, читал и рассказывал о прочитанном, не вдаваясь, правда, в детали. Из событий текущей жизни лучше помнил то, что время от времени повторялось. Наблюдалась ретроградная амнезия на промежуток времени в пределах 4—5 часов, а также амнезия на период нарушенного сознания. Затем больной был переведен из психиатрической клиники в соматический стационар. По возвращении обратно выяснилось: он забыл, что находился ранее в психиатрической клинике, не узнавал обстановки, врача, персонал, больных, считал, будто оказался здесь впервые. Судя по этому наблюдению, в основе развития антероградной амнезии лежит блокирование механизмов, обеспечивающих перевод информации из «короткой» и промежуточной форм памяти в долговременную память. Антероградная амнезия может сочетаться с ретроградной, как это видно в упомянутом наблюдении,— антероретроградная амнезия.
Конградная амнезия. Выпадение памяти о событиях в окружающем и о собственном самочувствии на период нарушенного сознания. Амнезия может быть полной или тотальной, что характерно для сумеречного помрачения сознания, аменции, выраженной оглушенности. Частичная или фрагментарная амнезия обычно сопутствует делириозному, онейроидному помрачению сознания, легкой оглушенности. Выпадение памяти выявляется сразу по выходу из болезненного состояния либо наступает спустя некоторое время — отставленная или ретардированная амнезия. Утрата воспоминаний, относящихся к состоянию глубокого опьянения, сопровождающегося выраженной оглушенностью сознания, является одним из вариантов конградной амнезии. Конградная амнезия может сочетаться с ретро- и антероградной. Механизмы ее развития, вероятно, связаны с разными причинами, в том числе и с нарушением вербализации внешних и внутренних впечатлений, вследствие чего они не включаются в словесно-логические структуры сознания. Алкогольная амнезия.
Выпадение памяти на события, приуроченные к опьянению больных алкоголизмом. Отчетливых нарушений сознания в забытом периоде времени не наблюдается Короленко, 1973. При алкогольных амнезиях больные могут припоминать, как, будучи в опьянении, пытались запомнить или были уверены, что не забудут случившееся, но тем не менее амнезия наступала. Известны случаи, когда страдающие алкоголизмом лица забывают о впечатлениях периода опьянения, будучи трезвыми, но при повторном опьянении вновь могут о них вспомнить, — феномен разрывной памяти Д. Феномен напоминает состояния альтернирующего сознания и тем самым наводит на мысль об истерическом его происхождении. Предвестником алкогольной амнезии является палимпсест, описанный в качестве специфического признака раннего алкоголизма К. Bonhoeffer 1904. Палимпсест соскоб означал в древности надпись на пергаменте со стершимися от его многократного сгибания и разгибания фрагментами текста. В конце минувшего, начале текущего столетия данный термин использовался криминалистами для обозначения полустертых надписей и рисунков в тюремных камерах.
Алкогольные палимпсесты проявляются выпадением памяти на отдельные подробности или детали событий, происходивших во время алкогольного опьянения. Транзиторные амнестические эпизоды. У лиц в возрасте от 45 до 70 и более лет описаны пробелы памяти продолжительностью от 1 до 24 часов. Указанные амнестические эпизоды рассматриваются как неэпилептические цереброваскулярные приступы, проявляющиеся в нарушении деятельности лимбических структур Frank, 1981. В отечественной литературе упомянутые выпадения памяти описаны под названием транзиторная глобальная амнезия Завилянский с соавт. Отмечается однократность таких провалов памяти у одного и того же пациента. Систематизированные системные амнезии. Выпадение специализированных видов памяти на лица, цвета, запахи, символы, навыки. К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии.
Моторная экспрессивная афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Типичным является телеграфный стиль речи как и в ранней речи детей состоящей из коротких, в два, три слова фраз, составленных из имен существительных и глаголов , аграмматизмы, замена одних букв, слогов и слов другими литеральные и вербальные парафазии , их пропуски, смешения контаминации — «палалет» — составлено из «палата» и «туалет» , застревания персеверации. Страдает произвольная письменная речь, в то время как при списывании она сохранена лучше. В более тяжелых случаях моторной афазии нарушается письмо под диктовку. Сенсорная афазия проявляется непониманием устной и письменной речи, поскольку нарушен фонематический слух — различение фонем, сходных по звучанию. Особенно плохо различаются близкие фонемы б-п, д-т и др. Больные многоречивы, их высказывания непонятны из-за аграмматизмов, парафазии. Нарушаются чтение, письмо. Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов, например, названий предметов.
Вместо этого пациенты показывают или описывают назначение и свойства предметов, действия, которые совершаются с ними. Многоречивость сочетается с вербальными парафазиями, персеверациями. Письмо при списывании не нарушается. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы, которые выражают отношения между понятиями. Например, пациент не видит различия между отцом брата и братом отца. Нарушения развития речи у детей обусловлены генетическими и в меньшей степени средовыми факторами. Нарушения речевого развития выявляется на этапах раннего детства и не связаны с неврологическими, сенсорными, умственными отклонениями, повреждениями артикуляционного аппарата. Речевым расстройствам сопутствуют трудности в овладении чтением, письмом, сложности в общении, эмоциональные и поведенческие проблемы. Эйнштейн почти не говорил до трех лет.
Специфическое расстройство развития речи может затрагивать разные ее стороны: во-первых, расстройство артикуляции речи, при котором затруднено использование звуков речи в норме оно достигается к 11 —12 годам : пропуски, искажения, подмены фонем, что приводит к сложностям в понимании речи детей окружающими, хотя невербальный интеллект детей остается в пределах нормы. К данному расстройству относят нарушения артикуляции, лепетную речь, дислалию, отклонения фонологического развития; во-вторых, это расстройство экспрессивной речи. Понимание речи не нарушено, не обязательны нарушения артикуляции, типично снижение уровня использования выразительной разговорной речи ограничение лексикона, замедление развития фразовой речи, трудности в подборе синонимов, синтаксические ошибки и др. Использование невербальных средств коммуникации не нарушено. Возможны тем не менее затруднения в контактах, эмоциональные и поведенческие проблемы, иногда избирательная потеря слуха. Наконец, это могут быть расстройства рецептивной речи: неспособность реагировать на знакомые названия, следовать простым инструкциям, понимать грамматические конструкции. Нарушение узнавания предметов. При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, из-за выпадения адекватных программ исследовательских действий ощупывающих движений глаз. Зрение и цветовосприятие не страдают.
Нарушение узнавания может касаться символов букв, цифр , рисунков, геометрических фигур. О симультанной агнозии упоминалось нами ранее. Агнозия в отношении собственного тела определяется как соматоагнозия. Соматоагнозия выражается в неузнавании частей своего тела. Пациент не знает, например, где у него нога, рука, где левая и правая, верхняя или нижняя половина тела аутотопагнозия. Соматоагнозия у неврологических пациентов проявляется отрицанием факта паралича. Так, при синдроме анозогнозии Антона-Бабинского больной не осознает левостороннего паралича и обнаруживает «слепоту на свою слепоту» очаг поражения в правой гемисфере. Мнимое ощущение дополнительных частей тела лишняя рука, голова и т. Бехтерева и П.
Останкова — описана при поражении коры субдоминантного полушария. Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Выпадение моторных навыков действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне. При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания. При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру составить фигуру, орнамент и др. Нарушения развития школьных навыков чаще встречается у мальчиков. Предполагают, что они связаны с биологической дисфункцией и присутствуют с первых лет обучения. Различают нарушения развития навыков чтения, письма, счета, смешанное расстройство школьных навыков, двигательных функций.
При дислексии нарушены навыки чтения и понимание прочитанного На ранних этапах это трудности в пересказывании алфавита, в распределении по категориям звуков. Позднее становятся очевидными пропуски, искажения и замены слов их частей , медленный темп речи, запинки и потери места в тексте, литеральные и вербальные парафазии, чтение в обратном порядке. Нарушаются также способности вспомнить факты и делать выводы из прочитанного, а чтобы это делать, дети используют скорее общие знания, чем то, что они узнали из конкретного рассказа. Позднее трудности спеллингования составление слов из букв становятся более глубокими, чем недостаточность чтения. Нарушениям развития чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. При расстройстве спеллингования нарушена способность произносить слова по буквам и правильно писать слова. Предшествующее расстройство навыков чтения отсутствует. При нарушении развития навыков счета дефект касается вычислительных операций прибавления, вычитания, умножения и деления иногда лишь отдельных операций. Нарушен счет пальцев синдром Гертсмана.
Более абстрактные математические операции в геометрии и т. Нарушения развития двигательных функций проявляется угловатостью, медленным обучением ходьбе, бегу, — прыжкам, подъему и спуску по лестнице, трудностями в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, бросании предметов, плохом подчерке и мн. Часто выявляются симптомы стриарной недостаточности.
Если бы память работала по-другому, то тогда у нас были бы проблемы: к примеру, увидев перед собой тарелку, мы сразу бы вспоминали всю еду, которую ели в течение всей своей жизни. Существует отличный способ припомнить необходимое слово: следует для начала попытаться вспомнить примерное количество слогов в нем, а затем — хотя бы некоторые буквы, из которых состоит это слово. Иногда этого бывает достаточно, чтобы простимулировать свой мозг вспомнить то, что вы пытаетесь сказать. Эффект спящего Возможно, не все согласятся признать это, однако многие из нас сталкивались со следующей ситуацией: вы делитесь с кем-то информацией, которая, по вашему мнению, была получена из надежного источника.
Вы настаиваете на ее достоверности. И лишь спустя некоторое время вы вдруг начинаете осознавать, что изначально переоценили достоверность этого источника. Этот феномен, который называют «эффектом спящего», вызывает много споров в среде психологов. Вот один из самых простых примеров эффекта: вы увидели рекламу товара, которая вызвала у вас ассоциации с чем-то позитивным в рекламе были милые дети, котята или что-то подобное. В голове отложилась мысль, что это хороший товар. Но через какое-то время вы забыли об этой ассоциации, и товар этот уже не кажется вам столь хорошим. Вот еще один пример эффекта спящего, который можно назвать эффектом ложной известности.
Суть его в следующем: если вам дать вскользь ознакомиться со списком фамилий каких-то людей, то на следующий день вы вряд ли сможете повторить их. Однако же, если спустя некоторое время вы услышите одну из фамилий, то с большой долей вероятности будете считать, что это фамилия какой-то известной персоны. Объясняется это довольно просто: услышав фамилию, вы не можете вспомнить, откуда вы ее знаете. У вас нет знакомых или коллег с такой фамилией. Но она вам определенно кажется знакомой! И тогда к вам приходит вполне «разумная» мысль, которая все объясняет: вы решаете, что эта фамилия наверняка принадлежит какой-то известной личности. Иначе бы откуда вы ее знали?
Ложные воспоминания Вживление ложных воспоминаний о том, чего никогда не было, выглядит научной фантастикой. Кажется, что подобное может происходить только в фантастических фильмах яркий пример — фильм «Начало» или «Вспомнить все». В действительности же, сама идея о вживлении ложных воспоминаний в чью-то голову вполне реалистична! Самое удивительное, что для этого даже не нужны всякие там высокие технологии и специальное оборудование. По сути, необходимо лишь несколько бесед с человеком, который ставит себе такую цель — имплантировать кому-то несуществующие воспоминания. Конечно, эти воспоминания будут не столь фантастичны, как в вышеперечисленных фильмах. Существует немало экспериментов, доказывающих возможность вживления ложных воспоминаний.
По разным подсчетам, от 20-ти до 40-ка процентов людей готовы принять их за свои. В одном из опытов абсолютно здоровых психически участников просили вспомнить одно конкретное событие, которое якобы произошло в их детстве. В этом им помогали психологи, которые «напоминали» людям о том, что каждый из них потерялся в раннем возрасте в супермаркете чего, конечно, не было. Каждому участнику эксперимента психологи говорили, что информация об этом событии была получена от кого-то из ее или его близких родственников. В результате почти 30 процентов людей не просто вспоминали этот случай, но и добавляли много красочных подробностей из этого «воспоминания». Однако есть еще более шокирующие случаи вживления ложных воспоминаний, которые приводят к самооговору. Известный американский профессор психологии Сол Кассин Saul Kassin , специализирующийся в уголовной сфере, провел немало экспериментов, в результате которых выяснилось, что больше 40-ка процентов обвиняемых в каких-либо злодеяниях брали на себя и другие отягощающие обстоятельства, если на этом настаивали подставные свидетели преступлений.
И не просто брали, а описывали в деталях, что и как они делали. Что влияет на память человека? Стереотипы, меняющие воспоминания Возможно, вы удивитесь, узнав, что стереотипы способны оказать влияние не только на наши мысли, но и на наши воспоминания. На самом деле, в этом нет ничего удивительного: ведь наши воспоминания постоянно искажаются из-за того, во что вы верите именно в этот период жизни; из-за того, что представляет ценность для вас именно сейчас.
Конфабуляции от фр. Конфабуляции могут замещать пробелы памяти в тех случаях, когда вместе с количественными нарушениями памяти присутствует та или иная степень нарушения критичности, то есть пациент не в состоянии оценить, что события, о которых он рассказывает, не могли с ним произойти так как, обобщенно говоря, это наблюдается и при других типах парамнезий, часто в клинической практике их обозначают термином «конфабуляции». В других случаях конфабуляции возникают без количественных расстройств памяти, например, в рамках галлюцинаторно-бредовых синдромов. Мужчина 45 лет обратился к невропатологу с жалобами на нарушения памяти. Считает, что в течение последних лет с ним происходило много событий, о которых он сразу же забывал, а теперь эти воспоминания постепенно «возвращаются» к нему. Говорит, что среди прочего «вспомнил», что он на самом деле не одинокий безработный инженер кем он объективно является , а крупный бизнесмен, владелец большой строительной компании и сети магазинов. Рассказывает, что неожиданно «вспомнил», как он несколько лет назад в качестве хозяина компании вел важные переговоры, связанные с приобретением тех или иных предприятий, земельных участков в самом центре Санкт-Петербурга под застройку торговыми комплексами и пр.
Ухудшение памяти: когда бить тревогу
Нарушение памяти может быть обусловлено как функциональными причинами, так и органическим поражением вещества головного мозга. Вследствие вышесказанного нарушение рабочей памяти можно считать эндофенотипическим признаком, маркером восприимчивости к расстройствам шизофренического спектра. Исследования показывают, что ложная память может быть вызвана различными факторами, включая контекстуальные подсказки и социальное влияние. Достоверно причины расстройства памяти не известны. Медики лишь установили, что для пациентов с патологией характерны базальные повреждения переднего мозга и повреждения лобных долей, которые провоцируют нарушения памяти и проблемы с самосознанием.
Появление провалов в памяти
Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным. Ещё одной частой причиной нарушения памяти у молодых могут быть черепно-мозговые травмы, ВИЧ-инфекция, инфекционное поражение головного мозга. «В неврологии нарушения памяти являются актуальной междисциплинарной проблемой. Так как процесс старения не поддаётся контролю, врач-токсиколог поделился советами, которые помогут сохранить память до самых преклонных лет. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности. Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний.
Еженедельная рассылка Купрума: только важное, одним письмом
- Как проблемы рабочей памяти связаны с ментальными расстройствами? — Нож
- Виды нарушений (расстройств) памяти | Пансион 24
- Проблемы с памятью после ковида
- Нарушение памяти у людей с ПРЛ в контексте взаимодействия с другими.
- Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать | Купрум
- Распознай деменцию раньше, чем она отнимет память