С 21 октября по 7 ноября в рамках биеннале Forever Is Now 2021 в Каире художник Александр Пономарев представит 16-метровую инсталляцию «Уроборос».
Ветрувианский человек
- Художник Александр Пономарев — о новом проекте нижегородского Арсенала «Artist talk»
- Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии
- Alexander Ponomarev
- Telegram: Contact @sga_sovet
- Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии
- Пресс-тур KERAMA MARAZZI: визит архитекторов и девелоперов на выставку Александра Пономарева
«Морское» искусство Пономарёва показывают в Третьяковке
Сейчас, конечно, вахту стоять не приходится, я там в основном рисую и делаю свои проекты. Вот из-за пандемии полтора года дома пришлось сидеть, и, честно говоря, уже сил нет — в море хочется. Что это — ответственность моряка перед затонувшими судами? Я сам несколько раз на тот свет попадал — и на кораблях, и без них. Знаю, что это такое. У любого моряка, смотрящего на корабельные обломки, сердце сжимается. Ведь никогда не скажешь про машину, что она «погибла». А моряки о корабле только так говорят — «погиб».
Корабль одушевляется, его наделяют человеческими качествами. Здесь я сделал такой культурный жест: переместил погибшие корабли в иное пространство — художественное. Вот приходит бывший моряк на эти палубы и делает их произведениями искусства. И у них начинается другая жизнь. При этом некоторые ваши проекты вполне можно счесть за провокацию — та же подводная лодка на Венецианской биеннале. Это действие без гарантии результата. А что такое провокация?
Это когда ты вбрасываешь какое-то действие, потом отходишь в сторону и наблюдаешь — как реагирует ваш брат, пресса. В чем у меня провокация? В том, что я на подводной лодке в Венецию приплыл? Ну, не знаю. Ничего провокативного здесь нет, концепция художественного подводного флота у меня развивается уже десятилетиями. Я же не только в Венецию приплыл — и в Париж, и Москву, и на Север. В общем-то, все мои проекты — одно сплошное авантюристическое плавание.
Но я всегда действовал исходя из абсолютной любви к флоту, к морю и вообще к бесконечному океану. И спасать нас некому. Откуда такое апокалиптическое ощущение? В это же время сбежал и президент Украины. Все бегут... А ведь для морской касты самое страшное преступление — оставить гибнущий корабль с людьми. Такого быть не может.
Но художнику показалось мало изобретенных и сделанных по собственным чертежам разнообразных морских приборов, перископов: он решил, на этот раз, быть максимально близко к морской стихии, вдруг что-то упустит. Поэтому во время плавания по морям Арктики на борту исследовательского судна, художник пересек море Баффина привязанным к носу корабля, какое-то время провисел на носу корабля, несомненно, принося ему удачу — как современный вариант гальюнной фигуры. Left Название, 2000 описание проекта описание проекта описание проекта описание проекта В 2007 году Пономареву выпала честь представлять Россию на 52 Венецианской биеннале. Три его работы «Волна», «Дворники» и «Душ» заняли целый этаж Русского павильона, после чего он стал вынашивать идею собственной биеннале.
Так как он человек непростой, то и биеннале должна была быть непростая. В 2014 году на Венецианской архитектурной биеннале был представлен многонациональный павильон Антарктиды, комиссаром которого выступил Александр Пономарев. Там же состоялась презентация I Антарктической биеннале — детища художника. В марте 2017 года она с успехом состоялась: на борту ледокола «Академик Вавилов» 100 участников экспедиции провели две недели.
Мы встретились с Пономаревым, чтобы расспросить о его пути от моряка к художнику и поговорить об океане в жизни каждого человека - океане реальном и метафизическом. Художник рассказал о самых важных и громких своих проектах: о замаскированном острове, о раскрашенных подводных лодках, которые всплывают в самых неожиданных местах.
Так что с одной стороны я призывал всех капитанов возвратиться на борт, с другой — сам вернулся на борт жизни после швейцарской больницы. Для меня вообще тема спасения — одна из самых важных. Как и пафос плавания, движения. Мои путешествия в Антарктику или в Арктику с этим и связаны — с поисками земли, где нет устоявшейся социальности, еще нет правил, где культура только начинает зарождаться. Там не существует суверенитета — кстати, Договор об Антарктиде, подписанный в 1959 году и ратифицированный в 1961-м, ни разу не нарушался.
Хотя сколько войн после этого было, и, кажется, не выполнялась ни одна международная договоренность. Вас, наверное, считали сумасшедшим. Идеи у меня появились в научных экспедициях, куда я ходил благодаря своим друзьям — ученым-океанологам. Потом надо было убедить людей, найти деньги — я хотел, чтобы проект стал наднациональным, как и сама Антарктида, и финансы были не только русские, но и американские, французские, китайские… В этом смысле тоже нелегко пришлось, но все равно получилось. Меня интересовало, как сделать так, чтобы искусство в Антарктиде было экологичным, но при этом не петь каждый день про экологию. А то ведь как бывает — вот у нас все поют без конца, а хороших туалетов и мусоросжигательных заводов мы за 30 лет так и не построили. Вообще проблема экологии сейчас связана не столько с взаимодействием человека с природой, а прежде всего с отношением людей друг к другу.
И искусство здесь играет не последнюю роль. Во-первых, в Антарктиде это, слава богу, запрещено. Там нет ни добычи полезных ископаемых, ни геологических разработок, только научная и гуманитарная деятельность. А во-вторых, формы современного искусства позволяют многие вещи делать мобильными, представлять их по-другому. К тому же я декларирую искусство для рыб и птиц — вот мои зрители. Вот тот корабль в пустыне, «Коста Конкордия», который сооружали две деревни берберов, его-то все и назвали ковчегом. Сейчас на такие проекты все труднее доставать деньги.
Но с другой стороны, сегодня огромный интерес к экстремальному туризму и искусству в зоне риска. К тому же сейчас все кинулись креативные кластеры создавать. Только не понимают: для того, чтобы их строить, нужны креативные люди. А это кто? Художники, вот их и надо привлекать. Тут дело в общей ситуации — как в стране относятся к культуре и науке. Для меня все таки главная проблема — права автора.
Ведь он как бы нейтрализован, отстранен от своего интеллектуального продукта. В России чтобы стать известным художником, надо сделать выставку в Центре Помпиду или где-нибудь в Америке, а потом на родине все скажут: «О, какой талант! Это связано именно с тем, что у нас нет индивидуальности, интеллектуальная собственность обезличена.
В Томске состоится встреча с известным российским художником Пономаревым
Его проекты принимали и поддерживали Третьяковская галерея, Русский музей, Лувр Франция , Новый национальный музей Монако, Музей современного искусства им. Жоржа Помпиду Франция и многие другие.
Что вас заинтересовало в проекте? Александр Пономарев: Наша Пещера, которую мы сделали вместе с архитектором Алексеем Козырем, в первую очередь, авторское, художественное произведение, многокомпонентная Инсталляция.
А также это некая метафора различных срезов жизни. Платоновский миф о Пещере — краеугольный камень в понимании метафизики. Пока человек находится в Пещере — он окружен стенами, ледяными или каменными, и ему кажется, что он воспринимает жизнь как истинную реальность, а на самом деле видит только тени реального мира. Выйти и Пещеры и увидеть реальность могут не все, среди них, например, художники и философы.
Я очень уважаю Платона и часто ссылался на его принцип обратного плавания, когда человек как бы останавливается, перестает участвовать в цепи реальных жизненных воздействий и реакций и находится в паузе, в которой осмысливает мир и себя в нем. Мы ни в коем случае не имитируем настоящую пещеру, ледник, как пишут некоторые СМИ, потому что имитировать природу невозможно и глупо Но мы создаем некую визуальную поэзию, которая позволяет нам при помощи художественных элементов ощутить себя действительно в пещере, в сложном пространственном образовании. Мне очень нравится название «Климатрон». Оно возникло еще в эпоху русского авангарда.
У Малевича, если помните, были архитектоны, а это климатроны. Очень любил климатроны Ричард Бакминстер Фуллер, кстати. Да и само понятие «Климат», как учил Гиппарх, обозначает Наклон-Отклонение от нормы. Проект еще в процессе движется, подобно кораблю!
Большая часть работ художника связана с морем. Некоторые рисунки выполнены на старых навигационных картах. Пономарёв — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году.
Увидеть чудо инженерной мысли — стеклянный корабль — жители и гости столицы могут до 14 января следующего года. На днях в Новой Третьяковке открыли выставку «От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Пермь». В Москву привезли 77 экспонатов, рассказывающих об религиозном искусстве и работах выдающихся авангардистов.
Первая Антарктическая биеннале
- С этим изданием покупают
- Художник — Александр Пономарёв
- Ветрувианский человек
- Информационные партнеры
- Корневое зрение | Культура | Московские новости
Alexander Ponomarev
Александр Пономарев — моряк, инженер и художник, участник Венецианской биеннале современного искусства и организатор первой биеннале в Антарктиде — в этом году отмечает 65-летний юбилей. Описание: Автор инсталяции, художник Александр Пономарев на открытии павильона «Ледяная пещера» в природно-ландшафтном парке «Зарядье». Всемирную известность Александр Пономарёв приобрёл как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Выставка известного российского художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее открылась разбиванием бутылки шампанского об один из объектов экспозиции.
Художник — Александр Пономарёв
Как у Пономарева выхвачены образы того времени и того места: человек честно рисовал перестроечную вакханалию. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрёл как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. По итогам биеннале работа Александра Пономарева стала единственным произведением, которое останется в Гизе в качестве постоянного объекта.
Выставка работ Александра Пономарева "Я безумен только в норд-норд вест"
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 30 сентября 2015, 13:36 Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Инсталляция художника Александра Пономарева "Ветрувианский человек", отсылающая к изображению витрувианского человека Леонардо да Винчи, преобразила фасад главного здания Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке. Пушкина Марина Лошак. ГМИИ им.
В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Выставка «Без берегов» пройдет в Музее Москвы в год 65-летия художника. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству.
Работы и проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения — это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства. Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах.
Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству.
Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. Художник, которому подвластны все виды и формы современного искусства, доверяет свои замыслы бумаге. В состав выставки вошли около 40 рисунков, часть из них выполнена на старых навигационных картах.
В 2007 году представлял Российскую Федерацию на 52 Биеннале современного искусства в Венеции. В 2009 году реализовал специальный проект «Субтициано Всплытие субмарины в Гранд Канале » на 53 Биеннале современного искусства в Венеции. Член-корреспондент Российской академии художеств. Живет и работает в Москве Выставочная деятельность.
«У пирамид надо не потеряться, но и наглеть нельзя»
- Alexander Ponomarev — Современные российские художники - Александр Понаморев
- Выставка «Без берегов» в Музее Москвы
- Картины художника Александр Пономарёв
- Александр Пономарев. «Я безумен только в норд-норд-вест» - Третьяковская галерея
Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте!
Его проекты принимали и поддерживали Третьяковская галерея, Русский музей, Лувр Франция , Новый национальный музей Монако, Музей современного искусства им. Жоржа Помпиду Франция и многие другие.
Центральным произведением проекта «Я безумен только в норд-норд-вест» цитата шекспировского Гамлета стала 15-метровая инсталляция в виде стеклянного корабля, созданного специально для выставки. Большая часть работ художника связана с морем. Некоторые рисунки выполнены на старых навигационных картах.
А моряки о корабле только так говорят — «погиб». Корабль одушевляется, его наделяют человеческими качествами. Здесь я сделал такой культурный жест: переместил погибшие корабли в иное пространство — художественное. Вот приходит бывший моряк на эти палубы и делает их произведениями искусства. И у них начинается другая жизнь. При этом некоторые ваши проекты вполне можно счесть за провокацию — та же подводная лодка на Венецианской биеннале. Это действие без гарантии результата. А что такое провокация? Это когда ты вбрасываешь какое-то действие, потом отходишь в сторону и наблюдаешь — как реагирует ваш брат, пресса. В чем у меня провокация? В том, что я на подводной лодке в Венецию приплыл? Ну, не знаю. Ничего провокативного здесь нет, концепция художественного подводного флота у меня развивается уже десятилетиями. Я же не только в Венецию приплыл — и в Париж, и Москву, и на Север. В общем-то, все мои проекты — одно сплошное авантюристическое плавание. Но я всегда действовал исходя из абсолютной любви к флоту, к морю и вообще к бесконечному океану. И спасать нас некому. Откуда такое апокалиптическое ощущение? В это же время сбежал и президент Украины. Все бегут... А ведь для морской касты самое страшное преступление — оставить гибнущий корабль с людьми. Такого быть не может. Капитан не имеет права уйти, пока все не будут спасены. Самый известный случай — «Титаник», где последним ко дну ушел командир судна. История с «Коста Конкордия» говорит о том, что даже в таких особых профессиональных сообществах происходят странные изменения. К тому же все это пересеклось с моим пребыванием на грани жизни и смерти. Так что, с одной стороны, я призывал всех капитанов возвратиться на борт, с другой — сам вернулся на борт жизни после швейцарской больницы. Для меня вообще тема спасения — одна из самых важных. Как и пафос плавания, движения.
Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. В своих текстах и интервью Пономарев подчеркивает, что в обеих ипостасях старался покорить пространство и черпать вдохновение как из стихий огня, воды, воздуха и света, так и из взаимоотношений с плодами рук человеческих, будь то остов покинутого корабля или конструкция музейной инсталляции. Система эстетических взглядов Пономарева оформилась под влиянием встреч с порванными тросами, ржавыми кабестанами и гниющими палубами в закрытых корабельных стоянках Балтийского моря в середине 1990-х годов. Он фотографировал эти останки, группировал их в композиции, иногда красил заново, чтобы дать им новую жизнь или, как он это формулирует, морское перерождение», — пишет искусствовед, славист, исследователь русского авангарда, куратор Джон Боулт. Выставка «Без берегов» даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях. Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. Я плыву по океану различных мультивселенных и в прямом и в обратном направлении.
Пресс-тур KERAMA MARAZZI: визит архитекторов и девелоперов на выставку Александра Пономарева
Необычный объект специально для выставки в Третьяковке создал Александр Пономарев. Даже для того, чтобы ее сюда занести, потребовались сложные инженерные решения. Пространство вокруг корабля занимают различные графические работы художника, а также макеты его проектов, которые он делал на протяжении последних 20 лет. Заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова рассказала, что они во второй раз делают выставку Александра Пономарева. Первая экспозиция состоялась больше 25 лет назад.
ГМИИ им. Пушкина собирает средства на реставрацию редкой египетской погребальной пелены Для проекта Пономарев создал специальную конструкцию - увеличенную копию ветроуказателя, который моряки и летчики называют "колдуном". Диаметр этого конуса из крепкой и легкой материи, прикрепленной к металлическому кольцу, точно соответствует соотношениям частей человеческого тела, заданным Леонардо да Винчи в "Витрувианском человеке". Сейчас же для музея он сделал шесть таких "колдунов", красно-синие полосы которых преображают серый фасад классического здания. Проект продолжается в залах музея, и он, по словам Лошак, "позволяет нам поговорить о гармонии человека в мире и вообще о всех тех вечных вещах, которые связаны с пониманием пропорций в искусстве".
За несколько месяцев с момента открытия выставки в Государственной Третьяковской галерее её посетили сотни гостей, а интерес к творчеству современного художника привлёк журналистов и представителей архитектурных СМИ. Экскурсию по выставке в рамках пресс-тура проводил сам автор. Он рассказал о смысле её названия и о представленных в экспозиции макетах, каждый из которых знакомит с проектами, созданными Александром Пономарёвым в разных частях света, такими как «Уроборос» в Египте, «Голос в пустыне» в Марокко, «Подводное небо» в Японии и многих других.
В работе лаборатории будут применяться авторские методики Александра Пономарёва, которые более 30 лет реализуются в форме персональных художественных и международных кураторских проектов. Итогом работы лаборатории станут художественные проекты, в том числе паблик-арт, ленд-арт, сайт-специфичные инсталляции и выставки. Начнется проект с творческого образовательного интенсива, который пройдет в ТГУ с 20 по 24 марта. Открытие состоится 20 марта в 14:30 в танцевальном зале Центра культуры ТГУ пр.
Ленина, 36 3 этаж. Вход на мероприятие свободный по предварительной регистрации.
5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды
Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах. В 2015-м Александр Пономарев, заменив «И» на «Е», добавил к манифесту гармонии да Винчи дополнительные ноты слияния человека с природой. «Современный маринист», «Корсар от искусства» (а именно так называют художника коллеги и друзья) Александр Пономарев закончил обычную советскую художественную школу, с удовольствием ходил на пленэры.