Новости гагаузы национальность

На самом деле, существует более 20 версий происхождения гагаузов, но из них можно выделить две основные.

Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России

Плюс гагаузы благодарны, что когда-то русский царь помог гагаузам перебраться на эти территории из Османской империи. Криминальные новости, чрезвычайные происшествия, аварии в AТО Гагаузия и Республике Молдова. Вокруг истории и происхождения гагаузов до сих пор ведутся научные споры. Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила, что автономия против политики действующего правительства Молдавии по разрыву отношений с Россией. Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила, что автономия против политики действующего правительства Молдавии по разрыву отношений с Россией. ГБУ «Московский дом национальностей».

Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум

Демография За 30 лет между советскими переписями число гагаузов, в т. Резкое падение темпов роста в 1970-х. Чтобы приспособиться к реалиям Молдавской ССР, необходимо было присоединиться к большинству. Поэтому вместо национальности «гагауз» у многих в паспорте было записано «молдаванин». Количество мужчин и женщин было одинаковым. Гагаузы: их язык и кто они такие Гагаузский язык относится к юго-западной огузской подгруппе тюркской группы алтайской семьи. До революции фольклорные тексты публиковались кириллицей. В составе Румынии литература, в частности религиозная и историческая, публиковалась на латинице. В 1957 году была создана письменная система на основе русского алфавита.

Гагаузы сохраняют свой родной язык с относительным постоянством. Они также говорят на других языках, в основном на русском. Гипотезы о происхождении И сам вопрос "кто такие гагаузы", и их происхождение до сих пор остаются загадкой. На данный момент ни местные, ни иностранные специалисты не смогли прийти к консенсусу, хотя было предложено более 20 гипотез. Многие из них начинаются с вопроса: "Что за нация гагаузы — отуреченные христиане или христиане-турки? Происходят ли они от скотоводов, или это было оседлое население, которое ассимилировалось со скотоводами? Дать ответ на вопрос о происхождении гагаузов как народа затруднительно из-за двух факторов. Во-первых, отсутствует информация в средневековых хрониках.

Во-вторых, популяция гагаузов на Балканском полуострове накануне их переселения в Российскую империю была разнородной. Большая часть ранней этнической истории гагаузов разворачивалась на границах между тем, что должно было стать скотоводческой степной страной, и землей, населенной оседлыми народами. Накануне переселения в Бессарабию они состояли из двух этнических линий: хасыл истинных и болгарских. Так кто такие гагаузы? И их происхождение, и национальная принадлежность не дают ученым покоя вот уже много лет. Большинство ученых склоняются к такой следующему. Первоначальное ядро народа состояло из тюркоязычных скотоводов огузов, печенегов и половцев. Одна из последних миграций половцев на Балканы состоялась в 1241 году.

Но есть свидетельства того, что среди них были болгары, которые говорили на турецком языке, и часть населения, пребывавшая под защитой турецкого султана Иззедина Кейкавуса. Кроме того, европейские историки часто задавались вопросом о том, были ли наиболее вероятными предками гагаузов тюркоязычные протоболгары, которые в 670 годах пришли на Балканы с берегов Волги под знаменем булгарского правителя Аспаруха. Гагаузы — кто это?

Ну, и другие народы есть: цыгане, поляки… — Гагаузы — это один из немногих народов, который, приняв Православие, сумел сохранить его в течение очень многих столетий. На ваш взгляд, почему? И как отразилась такая верность Православию на этом народе?

Приняв крещение, он изменился — Крещение его изменило! И такое восприятие веры способствовало сохранению этой однажды принятой веры на тысячу лет. Тюркоязычные христиане-гагаузы подвергались со стороны османов большому нажиму, потому что говорили все-таки на близком им языке — тюркском. Это балканский диалект турецкого языка. Что это за люди? Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов — Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем.

Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда большая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Я слышал, что Молдавия — такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы. Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах? Где-то в 700 школах, не меньше.

Протоиерей Димитрий Киорогло — Отец Димитрий, судя по опросам, интеграция Молдовы в Евросоюз была воспринята гагаузами, так скажем, сложно. Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать.

Весьма необычно для неё было вести разговор на русском языке. Она даже намекнула молодым гагаузам, что русский они знают лучше, чем родной язык. Пришлось ей ответить и на весьма неудобный вопрос об обязательствах, которые берёт на себя республика, провозглашая присоединение к ЕС. Дело в том, что на референдум фактически вынесена новая статья конституции «Интеграция в Европейский союз».

Согласно ей, Молдавия может передавать определённые полномочия структурам ЕС, если за это выскажется простое большинство 51 депутатов парламента. Но, судя по всему, это не слишком убедило местную публику, поскольку разрыв экономических и культурных связей Молдавии и России начался ещё до СВО — сразу после победы Санду на выборах в 2020 году. По итогам состоявшегося общения лидер Молдавии сделала вывод, что в автономном регионе «много дезинформации» и обещала вернуться, чтобы её опровергнуть. Возможность личной встречи с главой Гагаузии она фактически исключила.

Такое поведение госпожи президента может показаться безрассудным. Ведь вместо того чтобы сглаживать противоречия в обществе, она, напротив, усиливает их. Но на самом деле её действия вполне прагматичны. На выборах она во что бы то ни стало должна не допустить появления сильного конкурента «справа», в прорумынском политическом спектре.

Поэтому примирительный тон в отношениях с Гагаузией и возврат к «многовекторности» во внешней политике для неё непозволителен. Всё это говорит о том, что в Республике Молдова существуют две политических нации с различными ценностями, лидерами и взглядами на будущее.

В течение последних месяцев ввиду пассивности жителей остальных регионов Молдовы именно Гагаузия стала главным очагом протестов против режима Санду.

На митингах люди открыто выступают за единство с Россией и требуют от руководства Молдовы отправляться в Москву и договариваться о цене за газ. Последний митинг в городе Вулканешты едва не закончился потасовкой протестующих с полицией. Санду обвиняет власти Гагаузии в попытках дестабилизировать ситуацию в стране «в интересах другого государства» какого именно — не надо уточнять.

Вот и сегодня, буквально за день до празднования, в Гагаузию отправили бригаду полиции особого назначения Fulger, согласно легенде, на учения по отработке освобождения «захваченного террористами» корпуса Комратского университета. В проведении учений спецназа нет ничего экстраординарного. Но возникают вопросы, почему учения проводят именно в Комрате, а не в каком-либо ином городе страны?

И почему проведение учений странным образом совпало с митингами протеста общественности против режима Санду и днём Гагаузской Республики? Но ситуация в стране и в автономии накалена из-за провальной экономической политики правящей партии. Власти этими учениями хотят показать свою силу?

Лучше бы они пошли в народ, вступали в прямой диалог с людьми, выслушали бы их», — отметил депутат Парламента Республики Молдова от Блока коммунистов и социалистов Александр Суходольский, представляющий Гагаузию, в комментарии для Gagauznews.

Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум

Последнее из них - существовавшая в период революции 1905 - 1907 годов Комратская республика. Гагаузский язык - тюкский в своей основе - окончательно сложился в XIV - XVII веках в тесном взаимодействии с румынским, греческим, южно- и восточно-славянскими языками и многое впитал от них. После утраты древней письменности до середины XX века гагаузский язык оставался безписьменным. Лишь в 1957 году был создан новый алфавит на основе русской графики. С 1958 по 1961 годы в школах велось обучение на гагаузском языке, однако преподавание его было прекращено, и школы переведены на русский язык. Было свернуто издание газет, прекращены радиопередачи на гагаузском языке. Лишь в 1989 году в ряде школ возобновилось изучение языка.

Да Не сейчас 22 апреля 2024, 18:20 Глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул подвела итоги съезда молдавских политиков Референдум об интеграции Молдавии в Евросоюз — не что иное, как политическая манипуляция правительства президента Майи Санду. Об этом заявила глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул. Она сегодня подвела итоги съезда молдавских политиков, который состоялся в Москве накануне.

На нем было объявлено: оппозиция Молдавии объединилась в новый блок —«Победа».

Гуцул подчеркнула, что сейчас в Молдавии первая с момента распада Советского Союза власть, которая сознательно работает над тем, чтобы ухудшить жизнь гагаузского народа. А причина такой политики Кишинева во главе с президентом Майей Санду в том, что жители автономии не поддерживают евроинтеграцию и, самое главное — желают хороших отношений с Россией. А если не придет, у нас есть возможность через несколько месяцев выбрать достойного президента, который будет, в первую очередь, заботиться и работать на благополучие жителей Республики Молдова и на то, чтобы не сталкивать лбами гагаузов и молдаван.

К сожалению, сейчас они это стараются сделать, но мы хотим жить в нашей стране, дружить с нашими братьями-молдаванами», — прокомментировала Гуцул.

XIV век 1347—1400 — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича сына Балыка , а после него c 1386 года Иванко сын Добрича. Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии. XIV—XIX век 1400—1812 — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья». По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали: тюрки христиане — 582 дома, греки — 120 домов, копты — 31 дом.

Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы. Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы , терроризировавшим народы балканского полуострова. В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии , часть крестьян , в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии. Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно.

Гагаузия пригрозила выйти из состава Молдовы, если республика объединится с Румынией

Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями.

Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке. На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой.

Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее.

И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью. Расчленение гагаузов 1856-1878 гг.

Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные".

Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П. Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края. Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек.

На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг. По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф. Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку. Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н. Державин 1877-1953 гг. Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г.

О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты. Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г. Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю. Ночью с 17 на 18 мая 1828 г. Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай. Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г. Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г.

Сейчас эти три села относятся к Одесской области. Журнал "Русский архив" 1901, пг. Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная. Над ее сооружением круглые сутки трудились 2 тысячи местных жителей. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что официальным лицам было известно о существовании гагаузского этноса еще до переписи населения Российской империи 1897 года. Почему власти царской России не называли гагаузов своим именем? Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи. В период русско-турецких войн, когда гагаузы переселялись в Дунайские княжества и в пределы Российской империи, османам политически выгодно было их считать болгарами.

После завоевания Балканского полуострова султанские власти до-вольно холодно относились к гагаузам. Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов. К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские. Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?! Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство. На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога. Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос.

К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России.

Гуцул вызвала для них адвокатов. Пристальные взгляды сотрудников правоохранительных органов и таможни чувствовались. Хочу сказать, что каждый раз, какие бы сюрпризы нам не ждали, я приезжаю с лучшими сюрпризами и новостями", - заявила Гуцул. Волнение и напряжение в воздухе становились все плотнее по мере приближения самолета. Гуцул, несмотря на все преграды, оставалась спокойной и уверенной в себе, что только усиливало поддержку ее сторонников. Встреча в аэропорту стала символом сопротивления и веры в свои идеалы.

Весной прошлого года в Гагаузии состоялись выборы главы автономии, победу одержала представительница оппозиционной партии "Шор" Гуцул. Власти Молдавии объявили партию антиконституционной, обвинив ее в незаконном финансировании и возбудив уголовные дела в отношении ее лидеров. Кроме того, Кишинев инициировал проверки результатов самих выборов. Девятнадцатого июля состоялась инаугурация Гуцул, однако никто из представителей власти республики не посетил церемонию.

Фактически нам мало что достоверно известно. Поэтому надо отталкиваться от известных и твердо установленных фактов. Сейчас это автономный национально-территориальный район Гагаузия Гагауз Ери со столицей в городе Комрате.

Часть гагаузов проживают также на Украине, в Болгарии, Греции, Румынии и других странах. Общая численность современных гагаузов в СССР в 1989 году была 198 тыс. В Кишиневе также проживают около 9—10 тыс. Сельское население занимается скотоводством, виноделием и земледелием. Гагаузы исповедуют православие. При этом народные обычаи имеют древние традиции, восходящие еще к языческим верованиям. Например, в статье о гагаузах в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона начало XX века отмечается, что «они православные, но в дни храмовых праздников совершают курбаны — род языческих жертвоприношений».

Наиболее ярким проявлением местных традиций является культ волка, возможно, некогда считавшегося прародителем всех гагаузов. Эти обычаи явно указывает на родство с древними мифами и языческими культами, характерными как для тюркских, так и для индоевропейских народов. Так, по местным поверьям, амулет из волчьего зуба является оберегом, предохраняющим от сглаза и нечистой силы. С культом волка связан волчий праздник, длившийся целую неделю и выпадавший на конец осени — начало зимы. Не исключено, что это отголоски каких-то обрядов защиты от нечистой силы, подобных Хеллоуину у кельтов. Чтобы защититься от хищников, в течение недели выполняли особые ритуалы. Например, пекли лепешки, смазанные медом, которые протыкали вилками, имитирующими следы волчих зубов.

В эти дни запрещалось шить, вязать одежду из шерсти. Считалось, если выйти в ней на улицу даже после окончания праздника, волк учует и нападет. Со временем волчий праздник влился в христианский календарь и переместился на самый короткий день в году: он должен был выпадать на три дня перед рождественским постом и на три дня после его начала.

Любые унионистские начинания означают немедленный запуск процедуры отделения Гагаузии и возвращения к независимой Гагаузской республике. Уверены, что жители многих сопредельных молдавских и болгарских сел поддержат нас и присоединятся к нам. Но мы все же надеемся, что разум возобладает", - сказала Гуцул. Глава региона подчеркнула, что в республике проживают не только молдаване, румыны, но и русские, гагаузы, украинцы, болгары и десятки других национальностей, которые смогли выстроить гармоничные межнациональные отношения. Это наши соседи, с которыми мы хотим развивать тесные экономические и культурные связи.

Главные новости

  • Содержание
  • Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии
  • Главное сегодня
  • Жители Гагаузии массово получают надбавки к пенсиям и зарплатам
  • Гуцул: Гагаузия против политики Кишинёва по разрыву отношений с Россией — РТ на русском

Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка

Генетика и лингвистика подтверждают турецкое происхождение гагаузов, которые пришли на Балканы примерно в 10 веке и активно взаимодействовали с аборигенами. Множество гипотез порождается отсутствием точной информации о происхождении гагаузов. Гагаузы, как и жители левобережья Днестра, провозгласили в 1990 году независимую от Кишинева республику. Свою культуру бежавшие когда-то от османских завоеваний гагаузы привезли с Балкан. В начале апреля глава (башкан) Гагаузии Евгения Гуцул во второй раз за месяц съездила в Россию. По ее словам, единственное, что хотят гагаузы от Кишинева — соблюдения закона об особом правовом статусе региона.

Глава Гагаузии Гуцул пропала после своего возвращения из РФ в Молдавию

Апелляционная палата Комрата рассмотрит итоги выборов главы Гагаузии 22 мая. Однако большинство ученых сходятся во мнении, что гагаузы являются тюркским народом, обладающим смешанным этническим происхождением. Гагаузия уже приличный срок является главной проблемой для Кишинёва в потугах соросовских элит осуществить слив страны и впихнуть её в Румынию и, соответственно, в НАТО. Первое достоверное упоминание о национальности относится к XIX веку, когда гагаузы поселились в Бессарабии по предложению Российской империи. Глава региона подчеркнула, что в республике проживают не только молдаване, румыны, но и русские, гагаузы, украинцы, болгары и десятки других национальностей, которые смогли. Гагаузия уже приличный срок является главной проблемой для Кишинёва в потугах соросовских элит осуществить слив страны и впихнуть её в Румынию и, соответственно, в НАТО.

Подписка на новости Политнавигатора

  • Что такое Гагаузия?
  • ВСЕМ МИРА И ИСПОЛНЕНИЯ МЕЧТЫ
  • ГАГАУЗЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • КТО ТАКИЕ ГАГАУЗЫ? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА! (Gagauzlar) - YouTube

Глава Гагаузии заявила, что власти делают все для ее задержания

Накануне гагаузский депутат Сергей Чимпоеш заявил, что в будущем году Кишинев может ликвидировать автономию на юге страны, и предложил найти компромисс с властью РМ. Правозащитник, основатель движения «Гагауз халкы» «Гагаузский народ» Иван Бургуджи сказал «НГ», что для отмены статуса Гагаузии необходимы голоса «за» 61 депутата парламента РМ из 101. Он отметил, что власти РМ пытаются понизить статус Гагаузии до уровня района. Накануне депутат Сергей Чимпоеш сообщил на заседании Народного собрания автономии, что ему позвонили из парламента Молдавии и сказали, что в планах на будущий год — изменение в закон об особом правовом статусе Гагаузии. И предложил попытаться договориться с Кишиневом, так как Гагаузия оказалась «в определенной изоляции». Гагаузский депутат рассказал, что отправил в молдавский парламент письмо с просьбой о встрече и получил согласие. Чимпоеш сказал: «Мы постараемся договориться о том, как будем сосуществовать вместе». Известно, что встреча состоялась, на ней гагаузская делегация высказала свое видение ситуации.

О встречных предложениях депутатов парламента РМ пока неизвестно: когда номер «НГ» подписывался в печать, переговоры еще не завершились. Но ясно, что договориться можно только на основе взаимных уступок, в противном случае компромисс невозможен. Гагаузский правозащитник, основатель движения «Гагауз халкы» «Гагаузский народ» Иван Бургуджи сказал «НГ»: «Необходимо неукоснительно соблюдать требования норм Конституции РМ об особом правовом статусе Гагаузии. Не мести всех под одну гребенку.

Он сообщил об этом в пятницу журналистам после возвращения из Москвы, где принимал участие в создании оппозиционного блока "Победа" во главе с беглым молдавским олигархом Иланом Шором. Константинов сказал, что пограничная полиция в аэропорту Кишинева взяла у него паспорт для контроля, и не вернула его. А когда вернулся в Кишинев, подал дипломатический паспорт, мне сказали, что нужно проверить мои данные. Через полчаса мне дали подписать акт о том, что дипломатический паспорт забирают", - сказал Константинов. Пограничная полиция Молдавии подтвердила, что дипломатический паспорт Константинова аннулирован.

Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности.

Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться.

Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью. Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом.

И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные".

Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П. Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России.

Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края. Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек. На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг.

По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф. Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку. Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н. Державин 1877-1953 гг.

Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г. О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты. Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г. Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю.

Ночью с 17 на 18 мая 1828 г. Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай. Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г. Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г. Сейчас эти три села относятся к Одесской области.

Журнал "Русский архив" 1901, пг. Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная. Над ее сооружением круглые сутки трудились 2 тысячи местных жителей. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что официальным лицам было известно о существовании гагаузского этноса еще до переписи населения Российской империи 1897 года. Почему власти царской России не называли гагаузов своим именем?

Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи. В период русско-турецких войн, когда гагаузы переселялись в Дунайские княжества и в пределы Российской империи, османам политически выгодно было их считать болгарами. После завоевания Балканского полуострова султанские власти до-вольно холодно относились к гагаузам. Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов. К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские.

Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?! Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство. На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога. Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос.

К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России. Обособление Буджака в качестве особого района Бессарабии вплоть до конца XIX столетия в значительной мере определялось его пограничным положением. По политическим мотивам царское правительство открыто превратить Бессарабию в военный округ не решалось. Перед ним стояла задача как можно быстрее освоить пустовавшие в Буджаке земли и создать здесь имущественно крепкие крестьянские хозяйства, чтобы, как писал русский генерал Козачковский, довольно сильная русская армия "могла содержаться сим народом".

Решить эту задачу царским властям удалось. В 20-30-х годах XIX в. К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли. В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента.

Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии.

Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно. Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг. Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными. Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары.

Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре. В одной из песен гагаузская девушка Тудорка оплакивает погибшего в Мукденском сражении возлюбленного: «Огненные твои пули убили моего возлюбленного». Гагаузские юноши воевали также в Порт-Артуре и Манчжурии.

Вдова, вступившая в брак, имела в доме больше прав, чем девушка, вышедшая замуж впервые.

Это объяснялось как раз тем, что у вдовы после смерти первого мужа была собственность. Разводы с первым мужем строго осуждались, от второго жена могла уйти по своей воле. Беременность и рождение детей воспринимали, как нечистые процессы. В течение сорока дней после родов женщине запрещалось ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить ее.

По истечении сорока дней после родов молодой матери разрешали выходить из комнаты, сразу же погружали в привычные дела. В связи с тем, что уход за ребенком матерям приходилось совмещать с хозяйственными делами и полевыми работами, наблюдался высокий уровень младенческой смертности. Женщину, вышедшую замуж и вступившую в связь с мужем, также воспринимали нечистой. Например, запрещали ходить на родник за водой, пока не посетит церковь впервые после свадьбы.

Детей с детства воспитывали в строгости, проявление к ним чувств родителями на людях запрещалось. В связи с этим ближайшими людьми для малышей становились дедушка с бабушкой, которым позволялось проявлять ласку. С наступлением подросткового возраста дети могли свободно общаться с матерью, просить у нее совета. Отец не общался по душам с детьми до момента создания ими собственной семьи.

В случае, если ребенку надо было обсудить какой-то вопрос с папой, посредником выступала мать. Со взрослением детей статус невестки в доме менялся. Сразу после прихода в семью мужа девушка теряла собственное имя, ее называли «gelin», что означала «пришлая». Невестка находилась в полном подчинении у родственников супруга, выполняла наиболее сложные хозяйственные дела, работала в поле.

Чем старше становились дети, тем более уважаемой становилась их мать. Религия Гагаузы исповедуют христианство, смешавшееся в сознании народа с древними языческими верованиями. День святого Николая считался мужским праздником: гагаузы собирались в гостях у именинников и устраивали шумное застолье. В этот день обязательными на столе считались рыбные блюда: заливное и пшеничная каша с рыбой, считавшиеся своеобразным жертвоприношением святому.

Накануне мужчины обряжались в женские наряды, обмазывались сажей, ходили по домам. Визиты воспринимались благосклонно: считалось, они приносят удачу. В канун Дня святого Андрея дома оберегали от чертей и нечистых сил, обмазывая косяки чесноком, натирая пахучей приправой руки и лицо. Особое значение до сих пор занимает культ волка, возможно, некогда бывшего тотемным животным предков гагаузов.

Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум

Прокуратура по борьбе с коррупцией Молдавии объявила в среду о передаче в суд материалов по уголовному делу в отношении Евгении Гуцул, главы Гагаузской автономии. последние известия. ГАГАУЗЫ (самоназвание – gagauzlar), тюркоязычный народ в северо-западном Причерноморье. тюркская этническая группа [12], родом из южной Молдовы (Гагаузия, Тараклийский район, Бессарабский район) и юго-западной Украины (Буджак).[13]. это еще одно доказательство того, что их происхождение происходит из Анатолии.

Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России

Сложных и запутанных этнических историй много, так что гагаузы, очевидно, могут претендовать на звание самого загадочного народа Европы. Фактически нам мало что достоверно известно. Поэтому надо отталкиваться от известных и твердо установленных фактов. Сейчас это автономный национально-территориальный район Гагаузия Гагауз Ери со столицей в городе Комрате. Часть гагаузов проживают также на Украине, в Болгарии, Греции, Румынии и других странах. Общая численность современных гагаузов в СССР в 1989 году была 198 тыс. В Кишиневе также проживают около 9—10 тыс. Сельское население занимается скотоводством, виноделием и земледелием.

Гагаузы исповедуют православие. При этом народные обычаи имеют древние традиции, восходящие еще к языческим верованиям. Например, в статье о гагаузах в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона начало XX века отмечается, что «они православные, но в дни храмовых праздников совершают курбаны — род языческих жертвоприношений». Наиболее ярким проявлением местных традиций является культ волка, возможно, некогда считавшегося прародителем всех гагаузов. Эти обычаи явно указывает на родство с древними мифами и языческими культами, характерными как для тюркских, так и для индоевропейских народов. Так, по местным поверьям, амулет из волчьего зуба является оберегом, предохраняющим от сглаза и нечистой силы. С культом волка связан волчий праздник, длившийся целую неделю и выпадавший на конец осени — начало зимы.

Не исключено, что это отголоски каких-то обрядов защиты от нечистой силы, подобных Хеллоуину у кельтов. Чтобы защититься от хищников, в течение недели выполняли особые ритуалы. Например, пекли лепешки, смазанные медом, которые протыкали вилками, имитирующими следы волчих зубов. В эти дни запрещалось шить, вязать одежду из шерсти. Считалось, если выйти в ней на улицу даже после окончания праздника, волк учует и нападет.

В эпоху Османской империи турки звали гагаузов упрямцами. Не желая принимать ислам, этот народ веками хранил православные традиции и самобытную культуру. И сегодня гагаузы Молдавии, где они обосновались два века назад, демонстрируют твердые консервативные позиции. Видя свое духовное родство с русскими, тюркские потомки открыто заявляют о пророссийских позициях. Гагаузия, являясь автономией в составе современной Молдавии, голосует за Таможенный союз и возвела русский язык в ранг официального.

Как гагаузы попали в Молдавию Гагаузы Бессарабии. Ряд исследователей называют предками этой народности средневековых кочевников Северного Причерноморья, переместившихся на Балканы. По иной версии гагаузы являются турками-сельджуками, которые совместно с половцами создавали Огузскую державу. Называют гагаузов и отуреченными болгарами, и это только часть существующих версий. Генетически доказано лишь то, что этот народ имеет тюркское происхождение. В контексте этнической общности гагаузы начали свое формирование в Болгарии. Известный молдавский просветитель Чакир писал о существовании на северо-востоке Болгарии 14 века гагаузского государства Добруджей. Давние связи с Россией Гагаузы-ковроделы. Область Буджак, полюбившаяся прибывшим иностранцам, состояла в Российской империи. На тот момент Россия, уплотнявшая свои территории и укреплявшая границы, гарантировала переселенцам всяческие льготы и обширные земельные наделы.

И почему проведение учений странным образом совпало с митингами протеста общественности против режима Санду и днём Гагаузской Республики? Но ситуация в стране и в автономии накалена из-за провальной экономической политики правящей партии. Власти этими учениями хотят показать свою силу? Лучше бы они пошли в народ, вступали в прямой диалог с людьми, выслушали бы их», — отметил депутат Парламента Республики Молдова от Блока коммунистов и социалистов Александр Суходольский, представляющий Гагаузию, в комментарии для Gagauznews. Власти не скрывают своих намерений свести на нет автономию и подорвать её экономическую базу. Правительство Молдовы оспаривает в суде закон о создании на территории автономии информационно-технологического парка, принятый Народным Собранием Гагаузии.

Открытие такого парка обеспечило бы и многомиллионные доходы в бюджет автономии, и создание высокооплачиваемых рабочих мест. Кишинёв явно не заинтересован в успешном развитии мятежного региона. По словам Николая Костыркина, редактора информационного агентства Gagauznews. Но Майю Санду сотоварищи… жаба давит» — говорит Костыркин. Практически все эксперты сходятся во мнении, что у Гагаузии сейчас есть великолепный шанс стать локомотивом изменения молдавских реалий на фоне пассивности жителей остальных регионов страны.

И в России тоже, да - у нас гагаузы живут в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии.

Герб гагаузов - степной волк, один из древнейших тотемных символов всех тюрков. Все тюрки некогда еще в язычестве считали серого хищника своим предком. Гагаузы сохранили это старинное верование праотцов. Называют себя "детьми волка". Носят волчьи зубы на шейных шнурках в качестве оберега. Отмечают гагаузы и особые "волчьи праздники" - специальные дни, когда им нельзя работать, выходить из дому, пользоваться острыми предметами.

По одной из версий, идет оно от слов "гага" и "уз" - прямой. То есть, "прямой клюв". В гагаузском языке бытует поговорка: Сколько птичий клюв не гни, все равно он выпрямится. Так и нас, гагаузов, сколько не гни, ни за что не согнешь...! Впрочем, есть и версия, что название "гагауз" идет от искаженного "Кейкавус" - так могли звать турецкого сельджукского правителя, что ушел еще в XIII-м столетии на Балканы со своим племенем. И якобы стал родоначальником всех гагаузов.

Почему гагаузы так любят Россию? Во-первых, они - все равно тюрки. И никогда Европе с Америкой подчиняться не станут.

Глава Гагаузии Гуцул призвала главу МВД Молдавии к отставке из-за давления на людей

Гагаузия выйдет из состава Молдавии в случае объединения страны с Румынией. Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила, что вызвала адвокатов, так как правоохранители задерживают в аэропорту ее советников, которые прибыли в составе делегации автономии из. Гагаузы — важные события сегодня и новости за последний час на сайте Вестник Кавказа. это еще одно доказательство того, что их происхождение происходит из Анатолии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий