Новости что такое эврика

Эврика — статья из свободной большой энциклопедии. А еще «Эврика» — это название нашей любимой школьной команды эрудитов. Реализация программы «Эврика» была начата в 1985 году — ее целью стала ликвидация отставания западноевропейских стран от США и Японии в научно-технической сфере. Такое преимущество управляющих машин остается за ними, пока их привлекают к роли диспетчера или другой подобной работе, выполняемой по твердому, заранее разработанному графику. На этой неделе в Пензе, на базе Пензенского государственного университета, состоялась областная научно-практическая конференция «ЭВРИКА» по конструкторской и изобретательской деятельности среди учащихся.

Развод по-научному: в год Фарфоровой свадьбы Россия выходит из европейской программы "Эврика"

Иона Паффхаузен род. Греческий ученый из Сиракуз, великий математик античного мира. Уроженец греческого города Сиракузы на острове Сицилия, Архимед был приближенным … Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка.

Придворный ювелир изготовил для сиракузского царя Гиерона золотую корону. Вскоре царю донесли, что мастер украл часть золота, а корону сделал из сплава золота и серебра. Корона весила столько же, сколько и выданный мастеру кусок золота, так что доказать вину ювелира было непросто. Расплавлять же красивую корону Гиерон не хотел.

Эквивалентность особенно важна при сравнении товаров и их обмене друг на друга. С этой целью применяются товарные эквиваленты, то есть товары, равноценные другим, используются как эталоны сравнения ценности. Всеобщим товарным эквивалентом, с которым сравниваются все товары, являются деньги. Экистика — прикладная наука, занимающаяся обоснованием использования конкретной территории путем размещения производственных предприятий, коммуникаций и мест расселения с учетом местных географических, экономических, архитектурно-строительных, инженерно-технических факторов и условий. Термин «экистика» можно считать синонимом районов планировки.

Гордон, профессор Гарвардского и Калифорнийского университетов, немного по-другому подошел к процессу отбора участников группы для решения проблемы и их работы. Суть метода в том, что члены группы синекторы проходят тщательный процесс отбора: 1 этап — оценка знаний, потенциала, опыта, 2 — потенциал творчества эмоциональный фон, система ценностей , 3 — коммуникативные способности. После того как группа сформирована, она начинает работу также в видоизмененном ключе если сравнивать с предыдущим методом. Применение метода синектики подразумевает высказывание не идей в их завершенном виде, а разработку варианта сообща на основе знаний, эмоциональных ощущений, представлений каждого участника, которые становятся пищей для коллективного мышления. Преимущества данного метода состоят в том, что в таких условиях наиболее часто рождаются самые оригинальные решения. Из негативных сторон — падение продуктивности через небольшой период времени, когда группа входит в зону комфорта, а синекторы привыкают друг к другу. Метод многомерных матриц метод «морфологического ящика». В качестве инструмента для повышения эффективности производства впервые был применен в Германии в 1907 г. Но детальный анализ был проведен в 1942 г. Идея метода в том, что новое — это либо другая комбинация известных составляющих старого, либо комбинация известного с пока еще неизвестным. В основе исследования или изобретения — не метод проб и ошибок, а комплексный анализ связей, которые можно просчитать с помощью матричного анализа проблематики. Несомненным преимуществом такого подхода является возможность открытия нового, оригинального решения. Но метод не лишен и недостатков: чем более трудоемкая задача — тем больше вариантов ее решения может быть в матрице, что осложняет поиск оптимального варианта. Метод инверсии — эвристический метод, предполагающий поиск решения в новых, неожиданных, противоположных направлениях. В основу метода положена диалектика Гегеля, когда любой предмет или явление познаются через применение противоположных процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статики и динамики. Использование этого метода требует довольно развитых специальных навыков, базисных знаний и опыта, но при всем этом дает возможность найти самые неожиданные и оригинальные решения для поставленных задач. Их автор — Пол Плшек — консультант, тренер, автор с международным опытом. В поле зрения его интересов пребывают вопросы развития лидерских навыков , творчества, внедрения инноваций. Исследования показывают, что эвристика — это ключ к развитию мышления. Нижеприведенные правила могут быть полезными практически для всех, кто хочет выйти за привычные рамки суждений. Правило 1. Сделайте привычкой целенаправленно замечать то, что происходит вокруг. Автоматические процессы восприятия работают так, что многое из происходящего остается незамеченным. Важно научиться воспринимать мир свежим взглядом и без деталей здесь не обойтись. Это утверждение является частью общепринятой теории творческого мышления. Правило 2. Сосредоточьте свои творческие силы на нескольких областях. Целенаправленно исследуйте наследие великих творцов скульпторов, живописцев, изобретателей — что вам интереснее и ближе, но не одну область. Хорошие идеи редко приходят внезапно, нужно усердно работать.

Россия решила выйти из европейской научно-технической программы «Эврика»

Щербачев - генерал, в царское время был Начальником Академии... Щек - брат Кия. Один из легендарных основателей Киева... Щуленниковы - Щуленниковы русский дворянской род, восходящий к самому... Гавот - — старинный французский танец первоначально народный хороводный, двудольного...

Сан-Паулу Бразилия , 16 и 19 августа в г. Ченнай Индия , 31 июля и 2 сентября в г. Шэньян КНР и 12 и 15 сентября в г. Кейптаун ЮАР. Местами проведения образовательных событий стали: г.

Сегодня имя ученого в основном связывают с его математическими работами. Но в античные времена он прославился и в качестве изобретателя разных инструментов и механических устройств. Именно с этим аспектом деятельности Архимеда и связано изучаемое слово. Трудная задача Вам будет интересно: Как определить, что такое дума? Это литература, история, политика Римским архитектором, механиком и ученым-энциклопедистом 1 в. Марком Витрувием Поллионом написан трактат «Об архитектуре». В нем автором была пересказана легенда, непосредственно связанная со значением слова «эврика». В ней говорится о том, что царь Сиракуз Гиерон II заподозрил своего ювелира в том, что тот обманул его, изготавливая золотую корону.

У взрослых была возможность и поиграть вместе с детьми, и понаблюдать со стороны за тем, как новый опыт, полученный через решение занимательных развивающих задач, дети вносят в собственную игру, обогащая её. Дети школьного возраста вместе с учителями погружались в мир комплексных компетентностных задач, решать которые одинаково интересно и сложно, так как они про жизнь и из жизни. В командной работе дети и взрослые действовали в ситуациях высокой степени неопределенности, решая задачи, не имеющие единственно правильного решения, открывая каждый раз свой авторский способ, метод, творческий ход, привлекая весь арсенал имеющихся знаний и генерируя мимоходом новые знания в области математики, физики, биологии, русского и иностранного языков, живописи и астрономии. Педагоги смогли не только активно поучаствовать в образовательном событии, но и понаблюдать с помощью специальных экспертных листов за тем, как развивается учебная деятельность детей, какие дефициты обнаруживаются в их способности учиться самостоятельно. Итогом проведенных событий стал заметный рост интереса соотечественников, проживающих за рубежом, представителей школ, внедряющих российские технологии или ведущих обучение детей русскому языку или на русском языке , к эффективным технологиям в образовании, разработанным российскими учеными и практиками.

Что такое Эврика?

По легенде ученый воскликнул «Эврика!», что по-гречески значит «нашел», когда постиг смысл закона, позже названного его именем. Смотреть что такое «эврика» в других словарях: ЭВРИКА — (греч. нашел). Восклицание Архимеда, открывшего закон тяжести тел; восклицание, сделавшееся поговоркой по разрешении трудной задачи. И когда разработчики соединили механику Экстерна, Зарплаты и Персонала в одном онлайн-сервисе — на свет появилась Эврика. Возглас, выражающий удовлетворение, радость при найденном решении, при возникновении удачной мысли и т.п.

Эврика! Великое открытие

Уникально низкие цены Вся продукция, представленная на дисконт-портале, продается по специальным ценам. Есть возможность приобрести нужные товары дешевле, чем для крупнооптовых клиентов, а часто ниже себестоимости. Все без обмана. Только качественные товары На портале представлены как новые товары, так и товары с хранения, пролежавшие на складе некоторое количество лет, но сохранившие все свои потребительские свойства.

Ефрона Эврика — I см. II см. Запросы, которые могут быть интересны:.

В нем автором была пересказана легенда, непосредственно связанная со значением слова «эврика». В ней говорится о том, что царь Сиракуз Гиерон II заподозрил своего ювелира в том, что тот обманул его, изготавливая золотую корону. Гирон дал поручение Архимеду открыть обман, доказав, что корона состоит не из чистого золота, а из сплава этого металла с серебром. Предполагалось, что ювелир присвоил часть драгоценного материала. Неожиданное решение Архимеду пришлось долго трудиться над решением задачи, но ответ пришел к нему неожиданно, когда он находился в ванне. Во время погружения в воду он увидел, что та выливается на пол, и в этот момент сделал открытие. Оно привело ученого в неописуемый восторг, и он закричал: «Эврика»!

По преданию, так воскликнул древнегреческий геометр Архимед ок. Сиракузский царь Гиерон подозревал своего ювелира в том, что при изготовлении золотой короны тот добавил серебра больше, чем следовало. Царь поручил Архимеду проверить состав сплава. Архимед долго не мог найти решение. Во время купанья, случайно, он открыл закон гидростатики: Всякое тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость.

Эврика! (дайджест новостей науки)

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЭВРИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках: ЭВРИКА в Словаре экономических терминов: европейское агентство по координации научных исследований, осуществляющее совместную. Российская Федерация является членом EUREKA с 1993 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 319 г. Москва "Об участии Российской Федерации в Европейской научно-технической программе "Эврика". ЭВРИКА. [гр. heureka я нашел] – согласно преданию, восклицание Архимеда при открытии им основного закона гидростатики.

Эврика! Новости науки: 27 апреля 2024

Нам туда не надо. А вот вторая, та самая LHS 1140b, имеет массу 5,6 «земных», радиусом 1,73 «земного» и равновесной температурой 226 кельвинов. По-нашему это чуть холоднее, чем минус 47. Ничего особенного, в поселке Каневка Мурманской области и похолоднее бывало. То есть планета находится в потенциально обитаемой зоне, говорят ученые из Лаборатории реактивного движения NASA. Сначала предполагали, что экзопланета является каменистым телом. Но массу пересчитали, и она оказалась меньше, чем предполагали.

И еще есть атмосфера с возможным преобладанием молекулярного азота, водяного пара и углекислоты. Под океаном этой планеты может быть ледяная мантия, перемешанная с мантией каменистой. Моделирование показывает, что вблизи поверхности планеты глобальная средняя температура способна оказаться выше точки замерзания воды. И если у планеты есть механизм стабилизации климата для поддержания атмосферы, о которой написано выше, то почему бы ей не быть обитаемой? Не слабо! Финские ученые выяснили: генетическая предрасположенность к высокой мышечной силе способствует долголетию.

Но шутки в сторону.

Имеется ввиду идея, решение сложной задачи! Ну, с Эврикой все понятно. Как вместо Э появилась А? Может это банальная ошибка? Ну подумаешь, на английском написали слова Эврика как Аvrika, а не Еvrika.

Ну ошиблись, с кем не бывает. Но если смотреть в суть вещей, не стандартно, то тут вовсе и ошибки никакой нет. Наш с вами разговор о слове «avrika» аврика следует начать с того, что идея создания нашего сайта возникла на территории Израиля.

Архимед с Гиероном наполнили чашу водой и погрузили в нее корону. Часть вылившейся воды они собрали в отдельную емкость. Затем они взяли слиток золота, равный тому, что получил ювелир, и тоже поместили в посуду с водой.

Если корона состоит из чистого золота и весит столько же, сколько и слиток, то воды должно было вылиться одинаковое количество. Но кусок драгоценного металла выместил меньшее количество воды. Мудрый Архимед теперь понял, что в корону добавили сплав серебра, плотность которого меньше, чем золота. Чтобы сохранить вес изделия, серебра пришлось добавить больше. Это и объясняло почему корона вытесняет из емкости больше воды, чем слиток золота.

Он поручил Архимеду открыть обман и доказать, что корона не из чистого золота часть которого мастер якобы присвоил , а из сплава золота и серебра. В то время существовали инструменты, позволяющие достаточно точно измерить вес, и было известно, что плотность золота примерно вдвое больше плотности серебра; но, чтобы проверить состав короны на чистоту, требовалось также знать её объём. Архимед долго бился над решением предложенной задачи, пока решение не пришло к нему случайно во время купания, когда при его погружении в ванну вода начала выливаться на пол: он понял, что объём вытесненной воды равен объёму тела, погружённого в воду принцип, который иногда путают [2] с законом Архимеда — гидростатическим законом о выталкивающей силе ; а значит, можно точно измерить объём сложных по форме объектов. От своего открытия Архимед пришёл в такой восторг, что голый с криками «Эврика!

Эврика, или в какой момент мы понимаем, что задача решена

ЭВРИКА. Европейское агенство по координации научных исследований (“EURICA” — European Research Coordination Agency) — совместная программа западноевропейских стран в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок. При достижении договоренностей на уровне потенциальных партнеров предложение по проекту направляется на одобрение Группы высоких представителей, где ему присваивается статус ЭВРИКИ, и далее на утверждение Конференцией министров. "Эврика" – европейское агентство по координации научных исследований, осуществляющее совместно программу научных исследований и разработок, в которой участвует большинство западноевропейских стран. Что такое СПЭВМ «МОНОЛИТ» — это серия специализированных ПЭВМ, предназначенных для эксплуатации в сложных условиях воздействия внешних факторов (вибрация, удары, повышенная и пониженная температура окружающей среды, повышенная влажность и т.п.). я нашел) - согласно преданию, восклицание Архимеда при открытии им основного закона гидростатики. Уже с 16 февраля в научно-познавательном центре «Эврика» преподаватели «политеха» начнут читать лекции и проводить мастер-классы, касающиеся естественных наук, для всех желающих.

Новости образования

Это используется кем-то как празднование открытия или открытия, эврика! В поисках ответа Архимед знал, что он должен определить плотность короны и сравнить ее с плотностью золота, но самой большой проблемой было измерение объема короны без ее расплавления. Итак, однажды я замечаю, что при входе в ванну с водой уровень его повышался при входе в него, и, следовательно, я делаю вывод, что этого было достаточно, чтобы погрузить корону в воду и рассчитать объем воды, который был равен тому, который был у воды.

Иногда их также называют смещением. Что было наиболее известным Архимедами?

Архимед, род. Кто отец математики? Он был на службе короля Иеро II из Сиракуз. В то время он разработал много изобретений.

Архимеда изготовил систему шкива, предназначенную, чтобы помочь морякам перемещать объекты вверх и вниз, которые являются весомыми. Кто изобрел ноль?

Оно совершается, так сказать, не из любви к искусству, а всегда бывает вызвано какими-то потребностями и мотивами, зависящими от чувств и настроений, которые мы в этот момент испытываем. И часто именно эмоции играют решающую роль в оценке различных ситуаций и даже отдельных мыслительных действий. Мозг как бы решает для себя, к хорошему или плохому результату приводит тот или иной этап переработки информации. Киевский кибернетик Николай Михайлович Амосов предположил даже, что в мозгу существуют две самостоятельные программы — интеллектуальная набор разнообразных эвристических приемов мышления и эмоциональная те самые потребности и мотивы, что определяют наше отношение к происходящему. Когда мы думаем, действуют обе эти программы, причем выбор алгоритма зависит от оценки, которую он получит по эмоциональной шкале.

Мало того, эмоциональная программа нередко даже изменяет интеллектуальную, так что образуется уже какой-то «сплав» из чувств и мыслей. Он-то и лежит в основе нашего мышления. И может быть, принадлежность людей к художественному и мыслительному типу определяется тем, какая из двух программ играет у них первенствующую роль. Так или иначе, а многие кибернетики считают, что самые существенные недостатки эвристических программ можно будет устранить, если снабдить машины чем-то? Первую электронную модель эмоций киевляне уже создали. Их детище сможет испытывать печаль, тревогу, любопытство, негодование, горе, обиду, жалость — всего около пятидесяти разных чувств, настроений и даже страстей. Действия ее заключаются в ответах на вопросы.

Машина анализирует не просто смысл того, о чем ее спрашивают, но учитывает и эмоциональную окраску вопроса. Потом она начинает думать, как ответить. И ответы ее зависят от «настроений» и «чувств», вызванных предыдущими вопросами и общим эмоциональным состоянием, которое задается заранее. Причем «темперамент» машины можно менять, усиливая одни чувства, ослабляя другие. Работа эта только начата и важна не конечными результатами, а поворотом исследований мыслительной деятельности в сторону чувств. Легко понять, что, когда машина научится не только думать, но и чувствовать, она станет еще более сильным помощником человека. Есть еще одна возможность усилить интеллект машины.

Не обязательно ей начинать с «каменного топора» и самостоятельно проходить весь сложный путь становления ума. Можно сразу сделать ее умнее, снабдив всем тем опытом мышления, который накопило человечество — не каждый из нас, а именно все мы за тысячелетия сознательной жизни. Снабженная таким коллективным опытом и творческими навыками, да при ее удивительном быстродействии, машина, по мнению современных кибернетиков, сможет превзойти своего создателя в поединке интеллектов. Но кто даст нам в таком случае гарантию, что, «работая над собой», машина не создаст совершенно новые эвристические приемы, неизвестные нашему мозгу? И не окажемся ли мы когда-нибудь перед необходимостью изучать творчество машины, подобно тому как мы изучаем сейчас творчество людей? Естественно, что сейчас, с появлением на границе кибернетики и психологии новой науки — эвристики, у многих возникло желание признать за ней право на первенство. Англичанин Саймон, первым создавший для машины эвристическую программу, заявил недавно: «Я думаю, мы можем согласиться, что XX век — это век эвристики».

Конечно, он по-своему прав, но где гарантия, что через пару лет не будут совершены еще более грандиозные открытия, скажем, в биологии, и тогда станут столь же справедливо связывать нашу эпоху с новым триумфом в науке? Между тем во всех этих определениях XX века есть одна общая черта. В химии ли, в физике или в кибернетике — всегда речь шла о большом количестве открытий, поставивших ту или иную науку впереди других. Невероятное обилие научных открытий — вот характерная особенность нашей эпохи. По данным ЮНЕСКО, девять десятых ученых всех времен и народов, совершивших важные открытия, — жители двадцатого столетия, наши современники. А предшествующие тысячелетия, вся многовековая история человечества — от Аристотеля до Сеченова — дала лишь одну десятую великих первооткрывателей. Количество открытий и изобретений удваивается каждые десять лет.

Причем темп развития науки все убыстряется. Подсчитано, что за последние пятнадцать лет сделано столько же научных открытий, сколько за всю предшествующую историю науки! Так не правильнее ли было бы назвать наш век эпохой открытий? В конце XIX века на всем земном шаре научными исследованиями занимались едва пятьдесят тысяч человек. К середине XX столетия их было уже четыреста тысяч. Сейчас во всем мире ученых, активно двигающих науку вперед, свыше двух миллионов. Если теперешние темпы даже не ускорятся, а хотя бы останутся на таком же уровне а наука развивается по геометрической прогрессии!

Поистине речь идет о грядущей «промышленности открытий», как ее справедливо называют. И как всякой индустрии, ей нужна соответствующая техника. Такими современными механизмами, способными автоматизировать умственный труд, и служат вычислительные машины, которые могут не просто решать отдельные задачи, большей частью уже давно решенные людьми, а быть настоящими действенными помощниками человека в высокоинтеллектуальной работе. Это по силам машинам, работающим по эвристическим алгоритмам, машинам, созданным, чтобы делать открытия. Известный ученый, директор Киевского института кибернетики Виктор Михайлович Глушков считает, что речь должна идти о комплексной автоматизации таких высокоинтеллектуальных творческих процессов, как развитие науки и техники. Ведутся эксперименты с программами, выводящими сложные логические следствия из имеющихся в распоряжении исследователя фактов. Планируются работы по созданию программ, строящих теорию, которая простейшим образом объединила бы сложный экспериментальный материал.

Высказаны первые идеи о путях построения программы, которые формулировали бы новые интересные идеи в математике… Уже сегодня электронная машина в нашем вычислительном центре может вывести любые теоремы алгебры так называемых вещественных полиномов, в том числе и те, которые не выведены человеком». Как скоро настанет пора такой «кибернетизации научного творчества»? Академик Глушков уверен, что очень скоро. Сразу же после «кибернетической десятилетки» в экономике, с которой, по его мнению, надо начинать массовое внедрение кибернетики в нашем народном хозяйстве. На помощь ученым придут электронные ньютоны, умеющие «думать» не только очень быстро и логически стройно, но и пусть несколько приблизительно, с некоторой долей вероятности, зато с помощью так называемых «скачков ума», внезапных откровений, интуитивных догадок, и составляющих суть творческого мышления. Рациональная в своей основе, наука движется вперед не за счет только простого рассуждения, а главным образом благодаря способности ума освобождаться от оков железной логики — мыслить широко, остроумно, порой парадоксально, забегать далеко вперед, воображать иногда то, что еще не получило подтверждения фактами. Мысль человека всегда основана на чувствах, она всегда эмоциональна, хотя эта сторона деятельности ума не бросается в глаза и потому гораздо меньше изучена.

Тем более это относится к мыслительной работе ученых и вообще творческих людей. Кто-то остроумно сказал, что эмоции — «закулисный дирижер» творчества. И дирижер этот играет не второстепенную, а главную роль в поисках нового. Когда эмоциями снабдят машины, они смогут «думать» еще более творчески. Не обязательно им впадать в экстаз, вдохновенно «щелкать цифрами». Не знаю, доведется ли им переживать минуты вдохновения, творческого подъема, но без воображения и интуиции их электронных моделей, разумеется им не стать подлинными ньютонами. Тем более что им придется работать на науку XX столетия — науку «безумных идей» и фантастических открытий.

Весь XIX век да и начало нашего ушли в значительной степени на собирание фактов — подготовку фундамента колоссального рывка вперед, который знаменовался такими невероятными, с точки зрения здравого смысла, открытиями, как теория относительности или антимир. Сами физики назвали эти теории «безумными» в хорошем смысле. И несмотря на уже обнаруженные парадоксы, по признанию многих ученых, современная наука нуждается в новых «сумасшедших» теориях. Этого не смогут сделать трезво рассуждающие умы. XX веку нужны ученые-фантазеры, ученые-мечтатели, люди гибкой и смелой мысли, способные оторваться от канонов старых теорий, вырваться за пределы прежнего знания. И если вы — будущие ученые, инженеры, художники — хотите стать участниками великих деяний своего времени, учитесь думать широко, эмоционально, творчески. Помните: у вас есть теперь конкурент и ваш ученый друг — машина.

Как не дать себя обогнать электронным ньютонам? Видимо, прежде всего иначе учиться и учить, что, пожалуй, даже важнее. Когда у нас появятся автоматические библиографы, переводчики, справочники, не будет необходимости разыскивать немыслимое количество фактов и загружать ими свою память. Нам надо сосредоточить внимание на другом — изучать не летопись науки, а ее принципы, суть составляющих ее открытий, чтобы на примере физики или химии познакомиться с методами познания и затем овладевать новыми, более совершенными способами обобщения и анализа, разнообразными приемами мышления. А для этого еще со школьной скамьи не просто набираться знаний, но и учиться думать. Собственно, первому мы школьников учим, а вот второму — умению думать — предоставляем учиться самим. Кто поспособней, интуитивно доходит до правильной технологии мышления.

Менее способные ученики нередко уходят из школы, унося багаж пассивных знаний, а умения активно пользоваться ими так и не приобретают. Как же научить школьников сложному искусству мышления? Ввести в число школьных предметов логику, представляющую собой как раз описание технологии мышления? Но во многих школах преподают логику, а существо дела не меняется. Ученики выучивают, какие формы выражения мыслей правильные, какие неверные, но лучше мыслить от этого не начинают. Не хватает опять того же — умения пользоваться приобретенными навыками. Выходит, надо не просто знакомить школьников с описанием разных форм мышления, а вырабатывать у них способность думать: «делать» рассуждение, строить умозаключение и т.

Или, как сказали бы кибернетики, выявить алгоритмы умственной работы и обучить им школьников. Такие опыты обучения науке думания на основе выводов эвристики ставятся. Прежде всего попробовали разложить мысленно процесс решения геометрических задач на отдельные операции — один из очень эффективных алгоритмов, как мы знаем, — и обучать им школьников восьмых классов. Результаты оказались очень хорошими. Школьники, изучавшие геометрию в течение двух с половиной лет и так и не научившиеся решать задачи, после непродолжительного обучения специальным алгоритмам вдруг проявили способности к математике. Теперь они запросто решали большинство задач, которые до этого представляли для них камень преткновения. А тот, кто и раньше хорошо справлялся с этими задачами, применяя вновь разработанные правила, стал соображать еще лучше.

Этот первый опыт обучения умению думать был проведен несколько лет назад. Его успешные результаты натолкнули на мысль: а не помогут ли аналогичные алгоритмы овладеть и правильным правописанием, что составляет обычно наибольшую трудность. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что и тут дело сводится к определенным правилам решения «грамматических задач» — описания действий, которые надо совершить, чтобы определить, например, простое предложение или сложное. Такой алгоритм состоит всего из трех частей. Прежде всего надо проверить: есть ли в предложении подлежащее. Если да, необходимо определить, нет ли «лишних» сказуемых, не относящихся к этому подлежащему. Значит, предложение сложное и запятую ставить придется, как, скажем, во фразе: «Поезд ушел, и его огни скоро исчезли».

Тогда предложение простое, и разделять его знаками препинания не нужно. Ведь не поставите же вы запятую в выражении: «Взошла луна и бледным сиянием своим осветила море». Другое дело, если первый контрольный вопрос дал отрицательный ответ: подлежащих в предложении не оказалось. Тогда надо проверить его по дополнительным признакам. Посмотреть, не выражены ли все сказуемые глаголами в третьем лице множественного числа. Предположим, это не подтвердилось. К примеру, фраза выглядела так: «Темнело, и начинало холодать».

Вывод: предложение сложное, запятая нужна. А если сказуемое стоит в третьем лице множественного числа, скажем: «В саду нашли зарытый клад старинных монет и передали его в музей»? Тут придется установить, производят действие в обоих случаях одни и те же лица или нет. В нашем примере клад нашли люди, которые передали его в музей. Значит, предложение простое. А вот в предложении: «Приемник отнесли в мастерскую, и быстро починили» — запятую придется поставить. Ведь отнесли его владельцы, а починили мастера.

Вот и весь набор правил. Вспомните: вы не учили их в школе. Это не сокращенный вариант очередной главы из учебника русского языка, а как бы план размышления на одну из грамматических тем, алгоритм правописания. Попробуйте применить его на практике, и, если вы даже не корректор по профессии, то убедитесь в определенных выгодах такого упрощенно-скоростного метода нацеленного размышления. По аналогичному плану может работать и кибернетическая машина. Исследователи, подготавливавшие программу для машин-переводчиков, как известно, столкнулись с тем, что существующие грамматические правила с трудом воспринимались машиной. Пришлось разрабатывать специальный машинный вариант их.

Это и был, по существу, алгоритм обучения машины русскому языку. Машинный и человеческий алгоритмы, разумеется, неодинаковы. Ведь мозг совершеннее машины, и то, что школьнику ясно с полуслова, машине надо тщательно «разжевать». Но в принципе речь идет об одном и том же — о создании правил, так сказать, «грамматического мышления». Когда эти алгоритмы применили на практике, грамотность школьников резко повысилась. Они делали теперь в пять-семь раз меньше ошибок по сравнению с контрольной, кибернетически не обученной группой. Но иногда и среди первых попадались «неисправимые» двоечники.

Что же мешало этим ученикам писать грамотно? Ведь они владели секретом правильного мышления. Оказалось, мало составить надежный алгоритм того или иного предмета. Надо разработать алгоритм самого обучения и строго придерживаться его. Иными словами, не просто передавать знания, а активно управлять процессом обучения. В самом деле, сейчас ученик для преподавателя что-то вроде «черного ящика», с которым так любят сравнивать инженеры мозг человека. Учитель знает, что «ввел» какие-то сведения в голову ученика.

А как они усвоены, что осталось в его памяти, что проскочило мимо сознания — неизвестно. Виден только результат: ученик стал решать задачи лучше, писать грамотнее или так и не научился ни тому, ни другому. Но почему, что, грубо говоря, «не сработало» в его голове? Об этом можно только догадываться. Ведь все происходящее в сознании школьника во время урока, фигурально выражаясь, закрыто от преподавателя «непроницаемым футляром», подобно тому как скрывает «черный ящик» — черепная коробка — физиологические процессы в мозгу.

Применяется он обычно при недостаточности исходных данных, поэтому влечет за собой ошибки.

Такие ошибки еще называют когнитивными искажениями. Но обо всем по порядку. Эвристикой в психологии называют способ мышления. В науке эвристика — это целый раздел, который изучает творческое мышление человека. А еще эвристики — это непосредственно правила, приемы решения задач. Наконец, эвристика является одним из методов обучения в педагогике.

Так что такое эвристика простыми словами? Слово произошло из Греции, как и сам способ обучения. Его ввел Сократ, который проводил с учениками так называемые сократические беседы, в ходе которых задавал наводящие вопросы ученикам. Таким образом, ученики сами приходили к правильному ответу. Заодно эти беседы развивали критическое мышление у детей — проблема рассматривалась максимально обширно, непредвзято. В переводе с греческого эвристика — «открываю», «отыскиваю».

Легенда о том, что Архимед выкрикнул однокоренное «Эврика! Как наука эвристика начала формироваться примерно в 1850-х гг. Ее начали рассматривать как метод творческого мышления со своими правилами и особенностями. Среди них: недостаточность исходной информации, ограниченность времени, пределы воображения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий