После многолетних исследований ученые смогли установить личности людей из трех гробниц, принадлежавших семье Александра Македонского. В личной жизни Александр Македонский проявлял то же свободолюбие и независимость от чужих суждений, что и в воинском деле. В личной жизни Александр Македонский проявлял то же свободолюбие и независимость от чужих суждений, что и в воинском деле. Так сын Александр фактически был македонским царем в период с 316 по 309 годы до н.э. Александр Македонский — что известно, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Олимпиада Эпирская - великая мать, которую избегал Александр Македонский
Александр Македонский — что известно, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. сын Македонского, умерший подростком.-0. Александр III Великий, известный также как Александр Македонский (лат. Alexander Magnus) родился 21 июля 356 года до нашей эры в семье македонского царя Филиппа II в Пелле (столица Македонии). В склепе в качестве реликвии были оставлены доспехи, предположительно, Александра Македонского.
Тень отца Александра Великого
Арридей, сводный брат Александра Македонского, стал царем, а Александр IV — соправителем после его рождения. Сын Македонского царя Филиппа, Александр Великий1 пользуется в истории столь громкою и широкою известностью, что с ним не может сравниться в этом отношении ни один из европейских и азиатских великих завоевателей. В гробнице III, по словам исследователей, захоронен Александр IV – сын Македонского, умерший подростком. Александр Македонский – «cын Зевса». Македонскому, харизматичному и талантливому полководцу, потребовалось всего лишь одиннадцать лет, чтобы изменить мир. Трилогия "Александр Македонский" Валерио Массимо Манфреди, состоящая из "Сына мечты", "Песка Амона" и "Края света". Александр Македонский родился в июле 356 года до нашей эры,от брака македонского царя Филиппа и дочери эпирского царя Олимпиады.И по отцовской, и по материнской линии Александр был потомком Геракла и Персея,величайших героев древнегреческих мифов.
Потомки Александра Македонского
Чтобы изъять из армии самую потенциально мятежную ее часть, он отправил на родину ветеранов и солдат, не пригодных к дальнейшей службе. Во время восстания в Согдиане его отношения с греко-македонским окружением еще более обострились. Летом 328 до н. Произошло усиление автократических тенденций, идеологическим обоснованием которых стала концепция вседозволенности монарха, сформулированная придворным философом Анаксархом. Попытка Александра ввести персидский обряд проскинесиса земной поклон монарху стала причиной нового заговора, составленного молодыми македонскими аристократами из личной гвардии царя «заговор пажей» ; их идейным вдохновителем был философ и историк Каллисфен, ученик Аристотеля. Только случай спас Александра от гибели; заговорщиков забили камнями; Каллисфен, по одной версии, был казнен, по другой — покончил с собой в тюрьме. Поход в Индию. Увлеченный идеей достичь «края Азии» и стать владыкой мира, Александр решил предпринять поход в Индию. В конце весны 327 до н.
Кофен совр. Ему добровольно подчинилось большинство царств на правом берегу Инда, в том числе сильное государство Таксила; их правители сохранили свою власть и политическую автономию, но были вынуждены согласиться на присутствие в их городах македонских гарнизонов. Победив аспасиев и ассакенов инд. Паурава , владевшего обширной территорией между реками Гидасп совр. Джелам и Акесина совр. В результате кровопролитного сражения на Гидаспе конец апреля — начало мая 326 до н. Александр стал хозяином Пенджаба. Стремясь сделать Пора союзником, он не только оставил ему его владения, но и значительно расширил их.
Основав на Гидаспе города Никею и Букефалию в честь своего умершего коня , двинулся на восток: переправившись через р. Гидраот совр. Рави , покорил катайев и подошел к р. Гифасис совр. Сатледж , намереваясь вторгнуться в долину Ганга. Однако солдаты взбунтовались — они устали от бесконечного похода, тяжело переносили природно-климатические условия Индии и их пугала перспектива войны с могущественным государством Нандов. Александру пришлось повернуть назад и расстаться с мечтой о мировом господстве. Он фактически отказался от контроля над землями к востоку от Инда, передав его местным владетелям.
На Гидаспе сухопутная армия встретилась с македонским флотом под командованием Неарха и вместе с ним двинулась к Индийскому океану. Во время похода Александр совершил успешную военную экспедицию против маллов и оксидраков инд. В конце июля 325 до н. Бахманабад и дельты Инда. В сентябре 325 до н. Во время перехода через Гидросию совр. Белуджистан македоняне сильно страдали от недостатка воды и продовольствия и от проливных дождей. Только в ноябре они добрались до Пуры, административного центра Гидросии.
Когда армия пересекала Карманию совр. Керман и Хормозган , она превратилась в беспорядочную и деморализованную толпу. В начале 324 до н. Александр прибыл в Пасаргады, а затем отправился в Сузы, где отпраздновал окончание похода февраль 324 до н. Пытался суровыми мерами бороться со злоупотреблениями македонских и персидских чиновников.
Вряд ли скелет опытного воина и полководца Филиппа II мог бы сохраниться в таком состоянии, а вот Арридея — вполне. Логично предположить, что вторым человеком из этой гробницы была супруга Арридея — Эвридика, которая покончила с собой вскоре после убийства мужа. Антропологические данные не противоречат этой гипотезе: это останки женщины в возрасте от 20 до 30 лет, которая активно занималась верховой ездой. Сторонники этой версии подчеркивали, что, судя по письменным источникам, Эвридика действительно была искусной наездницей и настоящей воительницей — вероятно, единственная из современных ей женщин царской фамилии.
Поэтому неудивительно, что рядом с ее саркофагом лежали элементы амуниции и предметы вооружения, включая золотой футляр для лука и стрел элементы доспехов, которые защищают голень от колена до щиколотки. При этом воинские атрибуты из женской камеры заставляли сторонников того, что рядом покоится Филипп II, искать объяснения, кому они могли принадлежать. Выделяющийся среди находок горит в золотом обкладе с художественными рельефными изображениями наталкивал некоторых ученых на мысль, что в гробнице покоилась Одна из идей сторонников этой гипотезы заключается в том, что только женщина-варвар могла быть воинственной наездницей. Например, вместе с полководцем могли похоронить дочь Скифский царь, погибший в 339 году до нашей эры во время войны против Филиппа II. Согласно преданию, ему могло быть до 90 лет. Но ничего не известно о том, была ли вообще дочь у Атея и была ли скифская наложница или рабыня а тем более жена у Филиппа. Кроме того, захваченные в плен скифские женщины позже, по-видимому, попали в руки к трибаллам, напавшим на возвращавшихся из похода македонян. К тому же непонятно, зачем Александру хоронить своего отца с наложницей-варваркой, а не с женой, которая по своему происхождению заслуживала упокоения в царском некрополе. Филипп рядом?
Возможно, усыпальница Филиппа II нам все же известна. Неоднократно исследователи выдвигали идею, что гробница номер I из этого же некрополя представляла собой последнее пристанище знаменитого македонского царя. Еще в древности в этот склеп пробрались грабители, которые, по-видимому, вынесли из него все ценные вещи. Не пострадала от рук этих людей только уникальная настенная роспись, которая представляет собой изображение известного мифологического сюжета о похищении Персефоны Аидом. В этой гробнице археологи обнаружили останки трех человек: взрослого мужчины, молодой женщины и младенца. Барциокас с коллегами уже не первый год доказывает , что именно эти находки представляют собой кости Филиппа II, его молодой жены Клеопатры, а также их общего ребенка. Загвоздка в том, что останки нашли не в саркофагах, а на небольшом слое грунта и камней, осыпавшихся, когда расхитители пробирались в гробницу. Сверху же лежали еще около сотни костей и их обломков, которые, вероятно, попали в гробницу из насыпи самого кургана после того, как грабители покинули ее. Сторонники гипотезы указывают, что гробница I была построена раньше остальных склепов этого комплекса и по времени она лучше подходит на роль усыпальницы Филиппа II.
Считается, что преступление совершили по приказу предыдущей жены Филиппа Олимпиады — таким образом она стремилась освободить своему сыну будущему Александру Македонскому дорогу к трону. В гробнице II лежали останки мужчины и женщины, которая при жизни часто ездила верхом. По мнению учёных, они принадлежали сводному брату Александра царю Арридею и его супруге, "женщине-воину" Адее Эвридике. Новости партнёров:.
Однако вскоре между полководцами Александра, известными как диадохи, началась борьба за власть над его обширной империей. Александр IV, будучи младенцем, стал пешкой в этой борьбе. Он и его мать Роксана изначально находились под защитой полководца Александра Пердиккаса. Однако, поскольку диадохи боролись за власть, Пердикка в конце концов был убит, а Роксана и Александр IV попали в руки другого полководца Александра, Кассандра. Кассандр увидел в юном Александре угрозу своей власти и в 310 году до н. Последующий эллинистический период был отмечен взлетом и падением различных царств-преемников, созданных полководцами Александра, и ни один законный наследник рода Александра не смог утвердиться в качестве правителей. Незаконнорожденный ребенок? Жизнь Геракла Македонского окутана неопределенностью и домыслами, поскольку исторические записи окончательно не устанавливают, был ли он незаконным сыном Александра Македонского или нет. В то время как древние источники, такие как Плутарх и Юстин, упоминают Барсину и Геракла, в рассказе Арриана в "Анабасисе Александра" они никак не упоминаются.
Потомки Александра Македонского
Теорий несколько. Например, известно: оба сына были от матерей азиатского происхождения, что, мягко говоря, было не по душе среди высшего командного состава полководца. Проще говоря, они могли не допустить ни одного из них на престол. Формально после смерти Александра его место занял его брат Арридей.
В предании о Македонском рассказывается, что великий полководец не только был в этой местности, но и нашел здесь свою смерть. По легенде, местный герой Андар сразился с Македонским. Причем до этого он убил сестру «мира», а затем уже нанёс смертельную рану самому Александру. Язгулинцы верят, что Александр и похоронен здесь, в гробнице в местности, носящей название Каменный мост. В тексте легенды Македонский зовется «шах Искандар Зыркарнай». Это имя — искаженное арабское Искандер Зулькарнайн, «Александр Двуроги». Непонятное арабское слово превратилось в языке язгулямцев в Зыркарнай которое можно перевести как «имеющий золотой карнай». Карнай — это музыкальный инструмент, похожий на карпатскую трембиту Ягнобцы Ягнобцы — малочисленный народ, живущий в ягнобской долине в западном Таджикистане.
Этот народ является носителем уникального на сегодняшний день языка, близкого одному из диалектов мертвого согдийского языка. Ближайшим живым родственником языка ягнобцев является осетинский язык. Ягнобцы верят, что они являются потомками Александра Македонского. По местному преданию, Александр, проходя по Зеравшану, посетил соседний с Ягнобом Фальгар и остановился в селении Тагфон. Точных доказательств достоверности этой легенды нет, но известно, что ягнобцы являются потомками жителей Согдианы, покоренной Македонским. Исследователь востока Макисм Андреев писал: «Можно предположить, что ягнобцы были в свое время оттеснены, загнаны в их теперешние места обитания, на которые не было претендентов, и где они могли сохраниться, постепенно тая в числе». Минангкабау Ещё один народ, представители которого считают себя потомками Александра Македонского, называется минангкабау.
Тем не менее судьба распорядилась именно так, что первым местом упокоения Александра стала столица Птолемея. Дорога в Египет В итоге мнение воинов взяло верх — Пердикка уступил.
Приготовления к походу заняли более года. Плутарх пишет, что тело Александра бальзамировали по египетскому обычаю, Диодор Сицилийский — что его по вавилонской традиции уложили в наполненный медом золотой по другой версии — стеклянный гроб, который водрузили на великолепный катафалк и под охраной сильного отряда отправили в неблизкий путь в Грецию. Диодор Сицилийский. На этот ящик была помещена крышка из золота, соответствующая ему в точности и прилаженная вокруг его верхнего края. Поверх лежала великолепная пурпурная мантия с золотым шитьем, у которой они поместили оружие умершего, желая показать всё, что было в согласии с его достижениями. Затем они построили крытую повозку, которая должна была вести его. В верхней части повозки был установлен золотой свод, восемь локтей в ширину и двенадцать в длину, покрытый россыпью драгоценных камней. Ниже крыши, по всей длине сооружения, был прямоугольный карниз из золота, на котором были рельефные изображения козлиных голов. Клад Романовых, армянская амазонка и мавзолей Золотой Орды Крышу огромной повозки поддерживали колонны с ионическими капителями, по углам стояли золотые фигуры богини победы Ники с трофеями.
Огромное сооружение тащили 64 отборных мула, упряжь каждого была украшена драгоценными камнями и золотыми колокольчиками, возвещавшими о движении процессии. Специальная бригада рабочих и механиков обеспечивала переправы и выравнивала дорогу, чтобы не потревожить покой великого царя. Мы знаем, что процессия всё же оказалась в Египте. Некоторые авторы пишут, что это произошло по инициативе Птолемея Лагида, перехватившего ее возле Дамаска, и то ли силой, то ли хитростью умыкнувшего тело царя. Другие сообщают, что маршрут так и был спланирован, а Птолемей с войском выехал навстречу из уважения к памяти своего друга и вождя. Ситуация была непростая: между диадохами уже начались конфликты менее чем через год Пердикка с войском нападет на Египет , велась сложная политическая игра, в которой каждый старался продемонстрировать своим сподвижникам и воинам, что именно он является продолжателем дела Александра, а не наглым узурпатором.
По легенде, когда Александр приехал в родной город знаменитого философа, он был неприятно удивлен тем, что один из самых популярных мыслителей того времени не удостоил царя своим вниманием. Заинтересованный столь вызывающим поведением, Александр Великий посетил философа сам. Прибыв к гигантской бочке, в которой в то время жил Диоген, завоеватель сказал, что исполнит любое желание мыслителя. Философ в своем стиле ответил, что его единственное желание — чтобы Александр немного посторонился, поскольку он загораживает ему солнце и мешает загорать. Когда в 330 году до н. Александр захватил персидский Персеполь, он решил не только помиловать местное население, но даже стать похожим на жителей города. По легенде, новоявленный царь начал носить персидскую одежду и даже женился сразу на двух персиянках — Статире и Парисатиде.
Потомки Александра Македонского
Роксана и ее сын вернулись в Македонию и бежали в Эпир, где жила Олимпиада, мать Александра Македонского. Александр Македонский — воспитанник Аристотеля, сын Филиппа Македонского, Александр прославился в Европе и Азии так, что имя его на тысячелетия стало образцом воина. Что касается гробницы III, то в ней, как показало исследование, был похоронен Александр IV, сын-подросток Александра Великого. Вот как-то так Александр Македонский и прожил свою афганскую жизнь, ярко и с приключениями. Спустя три года после высадки у Трои Александр Македонский был провозглашен правителем Азии. Александр Македонский – полководец античности, сын царя Филиппа II, представитель династии Аргеадов.
Александр Македонский: трагедия семьи
Карнай — это музыкальный инструмент, похожий на карпатскую трембиту. Ягнобцы - малочисленный народ, живущий в ягнобской долине в западном Таджикистане. Этот народ является носителем уникального на сегодняшний день языка, близкого одному из диалектов мертвого согдийского языка. Ближайшим живым родственником языка ягнобцев является осетинский язык. Ягнобцы верят, что они являются потомками Александра Македонского.
По местному преданию, Александр, проходя по Зеравшану, посетил соседний с Ягнобом Фальгар и остановился в селении Тагфон. Ягнобцы являются потомками жителей Согдианы, покоренной Македонским. Символом народа являются рога буйвола. Согласно местной легенде, минангкабау являются потомками сына Александра Македонского.
В Индонезии считается, что в Коране младший сын Македонского фигурирует под именем Искандар Дзулкарнайн, то есть двурогий. Легенда гласит, что один из сыновей Македонского, которого здесь называют Шри Махараджо Дираджо, прибыл на Суматру с целью образования государственности. Язык минангкабау близок к малайскому, народ сохраняется матриархат.
В главной роли Колин Фаррелл. Начав завоевание Персии в 331 г. Александр Македонский оставил свою империю на растерзание соратникам, умерев в 323 г. Огромная держава, простиралась от западного побережья Балканского полуострова до Индии. На севере она дошла до Дуная и граничила с Черным морем, на юге доходила до Индийского океана, Аравии и Северной Африки. Александр предполагал «объединение многих народов в один, перемещение людей из Азии в Европу и обратно, чтобы соединены были два великих континента браками и союзами и жили в согласии, дружбе и родстве». Одним из важнейших политических мероприятий царя было заключение брачных союзов с представителями местных народов, чтобы «смешением крови соединить победителей и побежденных». Александр не верил в прочность своих завоеваний, боялся бунтов и искал средства, чтобы укрепить непрочную империю.
Карта походов Александра Македонского. Армия Александра Македонского, несколько десятков тысяч человек , была этнически разнородной. Пехота эллинов в битвах практически не участвовала, а использовалась в качестве гарнизонов, разбросанных по всей захваченной территории Средней Азии. Многие такие военные поселения перерастали в крепости и города. Безусловно, между воинами и местным населением возникали любовные или не очень, но отношения, происходило постепенное смешивание крови.
Среди греков стремление царя обожествить себя не всегда находило поддержку — большинство греческих полисов признали его божественную сущность как сына Зевса, греческого аналога Аммона-Ра лишь незадолго до смерти, в том числе и с явным нежеланием, как спартанцы они постановили: «Так как Александр хочет быть богом, пусть будет им» [120]. Вскоре в честь царя начали проводиться Александрии — общеионийские игры наподобие Олимпийских, а незадолго до смерти послы греческих полисов увенчали его золотыми венками, чем символически признали его божественную сущность [121]. Заявление о божественной сущности Александра серьёзно пошатнуло доверие к нему многих солдат и полководцев [122]. В Греции полководцам-победителям иногда оказывали схожие почести, поэтому недовольство вызвали лишь отречение Александра от своего отца и требование признания себя именно как непобедимого бога [123]. Более поздний автор Иосиф Флавий записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве , и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, а также якобы читал Книгу пророка Даниила и узнал там себя [сн 10] [124].
Память об Александре Оценка деятельности Книга о праведном Виразе. Затем проклятый и нечестивый Злой дух, чтобы заставить людей засомневаться в этой вере, наслал обретавшегося в Египте ромея Александра на Иран чинить опустошение и наводить страх. Он убил иранского царя, разрушил царский дворец, опустошил государство. Он убил многих высших жрецов и судей, хербедов и мобедов, приверженцев зороастризма, деятельных и мудрых людей Ирана. И Ардашир уста раскрыл пред ними: «Эй, славные познаньями своими, Я знаю, нет средь вас ни одного, Кто б не слыхал, каким подверг невзгодам Нас Искандар — пришелец, низкий родом! Он славу древнюю низверг во мрак, Весь мир зажал в насильственный кулак. Где все они? Где блеск их величавый? О них осталась лишь дурная слава. Не в рай цветущий — в леденящий ад Ушли они.
Не вечен и Хафтвад! Римский историк Тит Ливий сообщил о той высокой оценке, которую дал Александру другой знаменитый в истории полководец — Ганнибал : Сципион … спросил, кого считает Ганнибал величайшим полководцем, а тот отвечал, что Александра, царя македонян, ибо тот малыми силами разбил бесчисленные войска и дошёл до отдаленнейших стран, коих человек никогда не чаял увидеть. Наполеон Бонапарт восхищался не столько военным гением Александра, сколько его государственными талантами: Что меня восхищает в Александре Великом — это не его кампании, для которых мы не имеем никаких средств оценки, но его политический инстинкт. Его обращение к Амону стало глубоким политическим действием; таким образом он завоевал Египет. Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнала в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость, и который старался подчинить себе всё, кроме страстей [129] , ибо из наук он должен был узнать, «как мала земля, чью ничтожную часть он захватил» [130]. По-разному оценивали Александра на Востоке. В дальнейшем официальные персидские историографы старались изобразить Александра потомком Ахеменидов, чтобы обосновать теорию наследственной преемственности персидского трона [131]. Нередко предполагается, что Александр скрывается под именем Зуль-Карнайн в Коране , где он характеризуется как праведник. Псевдоисторический роман « История Александра Великого » был переведён на пехлевийский язык , а через него, вероятно, и на арабский язык до появления Корана, и был известен в Мекке [132]. Впоследствии личность Александра пользовалась популярностью в мусульманском мире, и ему нередко старались приписать немакедонское происхождение.
Например, североафриканские арабские авторы возводили его корни к территории Магриба, а испанские — к Пиренеям [133]. Средневековый персидский поэт Фирдоуси в поэме Шахнаме включает Александра в ряд правителей Ирана, нейтрально повествует о его философской беседе с мудрецами, но устами царя Ардашира озвучивает негативную оценку завоевателя см. Александр был популярным персонажем и в еврейской традиции — в частности, в Библии, раввинистической литературе и у Иосифа Флавия. В Книге пророка Даниила , которую Александр якобы читал [сн 10] , он не назван прямо, но рассматривается как часть божественного плана по спасению еврейского народа [134]. В Первой книге Маккавейской Александр представлен как умеренно враждебный завоеватель, одним из преемников которого стал Антиох IV Эпифан , организатор преследований приверженцев иудаизма [135] [136]. В раввинистической литературе отношение к Александру смешанное [137]. Источники В походах Александра сопровождало множество интеллектуалов, включая историка Каллисфена и нескольких философов. Многие из них впоследствии опубликовали воспоминания о своём великом современнике. Так, придворный Александра Харет Митиленский написал «Историю Александра» в десяти книгах, которая описывала прежде всего личную жизнь Александра, но сохранилась лишь в незначительных фрагментах [138]. Его сочинение было построено не по хронологическому принципу, а представляло собой скорее сборник анекдотов [138].
Кроме того, философ-киник Онесикрит из Астипалеи, путешествовавший со штабом армии до самой Индии, подробно описал завоевания царя [140]. Особый интерес у Онесикрита вызвала Индия, и он подробно описывал виды местных животных и растений, обычаи народов [140]. Несмотря на обилие небылиц и выдуманных историй, в античную эпоху сведения Онесикрита служили одним из важнейших источников при описании Индии географами в частности, Онескирита широко использует Страбон [140]. Воспоминания о войне оставил и Неарх , командовавший флотом при возвращении из Индии [141]. Совершенно иная судьба постигла штабного историографа Каллисфена из Олинфа — в 327 году его казнили по обвинению в подготовке заговора. Из-за этого последние из его подробных записей описывают события битвы при Гавгамелах [139]. Его «Деяния Александра» носили ярко выраженный апологетический характер и задумывались как оправдание царя перед греческой аудиторией [138]. Впрочем, уже в античную эпоху незавершённое сочинение Каллисфена подвергалось критике за предвзятость и искажение фактов Тимеем из Тавромения и Полибием [138]. Далеко не сразу после смерти Александра свои воспоминания систематизировал полководец Птолемей , ставший к этому времени уже правителем Египта [сн 11]. Птолемей создавал образ Александра как гениального полководца [142].
Предполагается, что благодаря военному прошлому Птолемея его сочинение содержало множество точных подробностей, связанных с военными действиями [142]. Не сразу написал историю походов Александра и находившийся в его войсках инженер возможно, архитектор Аристобул, в которой он уделил много внимания географическому и этнографическому описанию завоёванных земель. Несмотря на то, что Аристобул начал писать историю в возрасте 84 лет, он точно записал все расстояния, денежные суммы, а также дни и месяцы событий [142]. Известно, что последние две работы содержали богатейший фактический материал [8]. К сожалению, за исключением немногочисленных фрагментов все сочинения, написанные современниками Александра, утеряны [143]. Лишь в небольших фрагментах дошло до наших дней и сочинение Клитарха — младшего современника Александра, который, вероятно, не участвовал в походах с ним, однако попытался собрать воедино разрозненные свидетельства очевидцев и уже опубликованные труды [141]. Его сочинение «Об Александре» состояло по меньшей мере из 12 книг и по стилю приближалось к героическому роману [144]. Несмотря на критику сочинения Клитарха античными историками, его произведение пользовалось большой популярностью в древности [144]. К этому же времени относится формирование цикла фантастических преданий, связанных с Александром, хотя легенды вокруг личности великого завоевателя начали появляться ещё при его жизни [145]. Все вместе они создали традицию правдивых и вымышленных сведений об Александре, которая в историографии известна как «вульгата» [144].
Не сохранились также «Эфемериды» записи придворного журнала царя и «Гипомнемата» заметки самого Александра с планами дальнейших завоеваний. Благодаря тому, что интерес к личности Александра не угасал, греки, а затем и римляне писали о нём и значительно позднее, опираясь на работы предшественников. Именно эти сочинения частично сохранились до наших дней и служат основными источниками для изучения жизни и деятельности царя. Большинство из них так или иначе опирались на сочинение Клитарха [141] и, в некоторой степени, на труды Тимагена. К сочинениям благожелательной по отношению к Александру традиции относятся «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского , «История Александра» Квинта Курция Руфа и «История Филиппа» Помпея Трога последняя работа сохранилась в сокращении, составленном Юстином [147]. В значительной степени независим от этой традиции Арриан , которого считают наиболее достоверным источником по жизни Александра [147]. Большую ценность представляет биография Александа в Сравнительных жизнеописаниях Плутарха , который подбирал материалы в соответствии со своими представлениями о роли личности в истории [148]. Романы об Александре. Александр в фольклоре Е. Костюхин о средневековом восприятии Александра.
В раннем западноевропейском средневековье история переосмысляется и приобретает новую закономерность, прошлое оказывается тесно связанным с настоящим и похожим на него. Так, Приам называется первым королём франков, Александр Македонский — греческим, а Цезарь — римским Карлом Великим, они ходят по белу свету с двенадцатью пэрами и громят сарацинов [149]. Многие из событий, который описаны в «Романе» как реальные, у античных историков обнаруживаются только как озвученные планы. При этом «Роман» писался даже по большему количеству материалов, чем пять сохранившихся сочинений об Александре [141]. Автор «Романа» неизвестен. В одной из рукописей автором назван Каллисфен, но он не мог написать это сочинение, поскольку Александр казнил его см. Существует предположение, что первые версии романа до окончательной обработки появились на Востоке, где существовала насущная необходимость обосновать завоевания Александра и установление там правления греков [151]. Фактические сведения в романе часто искажены, хронология нередко нарушена [8]. В классическом виде роман состоял из 10 частей [сн 12] , хотя в более ранних версиях, возможно, касающихся Греции тем практически не было [152]. Ещё в античности роман был переведён на латинский язык Юлием Валерием Полемием; вслед за ним появились переводы на коптский , сирийский [153] , среднеперсидский , армянский языки, геэз конец XIV века [154] , возможно, арабский и другие языки.
Многие из них имели немного сходства с оригиналом — так, в сирийской литературе существовали две совершенно различных версии романа [155] , а эфиопская версия романа представляет собой во многом оригинальное сочинение, которое едва ли можно назвать переводом [154]. В первой половине XII века Альбериком из Пизансона был написан роман на старофранцузском языке, поскольку было очень велико количество людей, не владевших латинским языком. Он нёс на себе отпечаток новых веяний в литературе и был близок к рыцарскому роману.
В ее главном герое, Ахилле, Александр с ранней юности видел образец для подражания. Александр Македонский перед Диогеном. Источник: art-catalog.
Когда он вернулся, другой его кумир — отец — взял себе новую жену. Хуже того, она родила ему еще одного сына, который мог стать соперником Александра в наследовании трона. Все это породило в Александре злость и обиду. Отец и сын вели отчаянные перепалки. Вражда между Филиппом и Александром обострилась настолько, что последний удалился в изгнание. В конце концов они примирились.
Но это перемирие продлилось недолго. В 336 году до нашей эры царь Филипп был заколот. О причастности Александра к произошедшему до сих пор ведутся споры. Походы Александра Македонского После гибели отца 20-летний Александр был провозглашен царем. Он наследовал не только великую армию, но и серьезные политические волнения. Год потребовался ему на то, чтобы подавить восстание в Греции и укрепить свою власть.
Но Александру было мало Македонии. Нетерпеливый и амбициозный, он жаждал большего. Александр устремил свой взор на давнего врага Греции — Персию. Персидская империя простиралась от современной Турции до Пакистана. Это военное преступление не было забыто. Теперь Александру выпал шанс отомстить.
В 334 году до нашей эры Александр со своей армией пересек Геллеспонт. Он начал одиннадцатилетнюю эпопею уникальных завоеваний, которые навсегда изменили облик Древнего мира.