Военная спецоперация России на Украине может привести к церковному расколу между РПЦ и УПЦ, либо его имитации, сказал в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» запрещенный в служении протодиакон Андрей Кураев. Протодиакон Андрей Кураев: «Кремлю нужна вся Украина? Главная» Новости» Андрей кураев последние выступления. Андрей Кураев — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Кураев – последние новости. Протодиакон Андрей Кураев, которого Русская православная церковь (РПЦ) лишила сана, сообщил, что решил уехать из России в Чехию.
"Перспективы РПЦ в Украине печальны": диакон Андрей Кураев / Война в Украине
Изверженный из сана бывший дьякон Кураев, называет эту молитву «политпропагандой», а сбежавший из России богослов Андрей Шишков «ложным представлением о том, как действует в мире Бог». 10 июля 2012 Протодиакон Андрей Кураев. На войне как на войне. Это, мол, невозможно, пока Папа не выскажет ясной морально-пастырской оценки действиям униатских погромщиков на Западной Украине. Андрей Кураев помнится как умный проповедник православной церкви. С корреспондентом «Росбалта» беседует известный религиозный и общественный деятель, протодьякон Андрей Кураев. Главные новости о персоне Андрей Кураев на Будьте в курсе последних новостей: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл лишил архимандрита Кирилла (Говоруна) священного сана. Что сказал Андрей Ткачев о войне с Украиной?
Мы в соцсетях:
- Мнение представителя РПЦ Сергея Худиева
- Отношения между РПЦ и Молдавской митрополией
- «Однажды Кремль поймет: духовные скрепы ближе к ржавой скрепке»
- Признанный иноагентом Кураев не готов отказаться от гражданства России
- Подписка на новости Политнавигатора
"Перспективы РПЦ в Украине печальны": диакон Андрей Кураев / Война в Украине
Политик Дмитрий Гудков завершает свою эфирную трилогию об освобождении г... Смотрите каждый четверг в 11-00 по московскому времени на khodorkovskylive и не забывайте, пожалуйста, подписываться на канал!... И вчера же Борис Надеждин лично сдал в Центризбирком 105 тысяч подписей. Теперь у ЦИК и Элл... Теперь путинский режим присвоил себе право грабить всякого, кто ему неугоден.
Недвижимость, деньги, банковские счета, акции, авторские права - любая собств... Улицкая, Акунин, Бы... Смотрите, ставьте лайки, подписывайтесь и делитесь с друзь... С политологом Андреем Колесниковым рассматриваем сценарии дальнейших действий со стороны Администрации Президента.
Цыганов и Снигирь — на высоте, режиссер Локшин — большой мастер. Травят кино только бездарные Z-... Кому принадлежат эти деньги? Законна ли их конфискация?
Не найти там и правозащитников. В списках святых у нас — или монахи в т. Даже женатые священники стали появляться в списках святых только в послесоветские годы.
Соответственно, проповедники в Киеве или Москве одинаково полагают, что слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Евангелие от Иоанна, гл. Я уже много лет поясняю: «Отцы, имейте совесть! Это слова Христа, сказанные о Нём самом, о Его Голгофской жертве».
Христос никогда к солдатам их не прилагал. И святые отцы древности, первого тысячелетия, тоже никогда эти слова к солдатам не прилагали. В Украине будет крайне востребовано вот это поношенное симфонийство.
Оно будет сдобрено свежей «праведной кровью мучеников», оно создаст вокруг себя железобетонный консенсус, а потому Бонхёфферам с их неактуальным Евангелием там придётся несладко. Вот свежая проповедь предстоятеля немосковской Православной церкви Украины митрополита Епифания: «Мы как народ не стремимся к смерти тех, кто являются нашими соседями. Но поскольку они пришли в наш дом, мы защищаем свою семью, свою Родину, свою землю.
Наши воины защищают всех украинцев. Защищать, убивать врага — это не грех. Мы защищаем, мы не стремимся к чужому.
И тот, кто пришёл к нам с мечом, он от того меча и погибнет». Он не заметил, что цитирует советский фильм Сергея Эйзенштейна про Александра Невского, а вовсе не Евангелие. И он не заметил, как примитивизировал христианское отношение к войне.
А оно исходит из того что всякое убийство, в том числе на войне, — это грех. По правилу св. Василия Великого солдат, вернувшийся с войны, на три года отлучается от причастия.
Слава Богу! Имперская герменевтика, столь востребованная сейчас, очень позднее в сравнении с Евангелием и очень своекорыстное явление. И если у проигравшей стороны есть шанс на то, чтобы преодолеть милитаризацию своей веры, то у страны-победителя этого точно не произойдёт в течение нескольких поколений, по крайней мере.
Поэтому в случае победы Украины я бы полякам рекомендовал напрячься. Почему это происходит, по вашему мнению? Разве не Ульянов-Ленин — один из авторов, даже по словам президента Путина, нынешней трагедии?
Есть всего лишь стандартная моральная реакция общества на нестандартно-неморальное поведение некоторых христиан. В течение 20 лет спикеры нашей Церкви объясняли, почему Патриарх не может встретиться с Римским Папой. Это, мол, невозможно, пока Папа не выскажет ясной морально-пастырской оценки действиям униатских погромщиков на Западной Украине. Такая оценка важна для того, чтобы избежать будущей «канонизации» действий погромщиков в сознании их детей. Церковное сознание устроено так, что некое религиозно благочестиво мотивированное действие, неоспоренное Церковью, может стать прецедентом, а потом и правилом и образцом для подражания. Вот и пришла пора проверки честности этих наших заявлений. У нас появились свои погромщики, которые во имя своей веры, якобы общей с нашей, публично бьют женщин или столь же публично мечтают об этом в интернете. А в ответ — тишина. Ни один иерарх не произнес слово осуждения, осаживания и возмущения.
Свое говно не пахнет.
СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня в том числе взрывы вблизи участков разведения в районах Станицы Луганской и Золотого, а также на участках разведения в районах Станицы Луганской и Петровского. Миссия также зафиксировала воронки, образовавшиеся, по оценке, недавно. СММ осуществляла мониторинг обеспечения функционирования жизненно важных объектов гражданской инфраструктуры. Миссия продолжала наблюдать за ситуацией с гражданским населением, в том числе на 4 КПВВ, а также на 3 соответствующих блокпостах вооруженных формирований в Донецкой и Луганской областях.
СММ осуществляла мониторинг в пункте пропуска на границе с Российской Федерацией в Харьковской области. В Одессе и Ивано-Франковске Миссия наблюдала за массовыми собраниями. Россия вся создана из оккупированных городов. В таком случае, если все такие жалостливые, то давайте вернем все земли собранные воедино в России, обратно тем народам, у которых были отвоёванны.
У нас в гостях известный российский философ и богослов...
диакон Андрей Кураев дневник DIAK_KURAEV. Несомненно, что если бы ВС Украины удалось взять Донецк, главный проспект там получил бы имя Бандеры. Так что здесь не стоит удивляться. Повторю: идёт не обычная война, а война идеологий. Соответственно, противоположная логика нынешних квазицерковных пацифистов вроде Андрея Кураева, выступающих за немедленное прекращение «агрессии России» и т.д. и т.п., это логика, прежде всего (или с христианской точки зрения), людей безблагодатных, «думающих не о том. Протодиакон, богослов Андрей Кураев в беседе с RTVI прокомментировал призыв главы Православной церкви Украины Епифания объединиться вокруг Киева из-за позиции патриарха Кирилла по военной спецоперации. Митрополит Виленский и.
Батюшка Андрей КУРАЕВ негодует, что Крым присоединился к России, боится что обидим Великих Укров.
Наложница Путина, но не первая леди. Наложница Путина,... Оружие и снаряжение. А не свои ли устроили теракт? Только Кремлю. Не сойти с ума. Впереди гражданская война.
Пусть посмотрит на себя, как он в себе вдруг допускает или допускал когда-то не очень человекообразное состояние. Тогда ему будут понятны многие события в истории и в современности, касающиеся других людей. Патриарх занят другим. За этим не смотрит. Как-то очень много вопросов, связанных с ролью Бога в конфликте, православной церкви в конфликте, патриарха. Не могут люди смириться с тем, что например церковь может взять и отойти вот так. От чего Он нас предостерег или к чему привел. То, что поначалу кажется полной катастрофой, может потом оказаться, что это может быть и некое благодеяние. Я например считаю, что мы еще… М. Жертвы — благодеяние? Может быть, даже и та страшная катастрофа 1917 года тоже она благом для нашей страны обернулась. Может быть. Но мы еще слишком близко к этому, для того чтобы оценить. Ну что касается 17-го там вроде окончательно все ясно. Огромное количество жертв, огромное количество людей, потерявших родину. Просто жизни, наконец. Сегодня много вопросов от слушателей. Вот как вы относитесь к той ситуации, которая складывается в России последние полгода, то есть одобрение присоединения Крыма, ура-патриотизм на волне войны на Украине. Это нормально такая сплоченность общества или это может привести к плачевным последствиям? КУРАЕВ — Сплоченность общества это конечно хорошо, но когда эта сплоченность достигается путем мощнейшего идеологического пресса, тогда вопрос о цене этого встает. Когда даже добрая цель, но достигается дурными средствами, я имею в виду методами информационной войны, соответственно умалчивание, подтасовка, откровенных фейков и так далее, распространением небылиц. Оправданием всего и вся что называется с правильной стороны, то это дурные средства, которые, к сожалению, я боюсь, что компрометируют даже и добрые цели. Помните история о распятом ребенке, например. Для которых мы с вами просто подопытные крысы. Они знают нашу физиологию. И знают, какие рефлексы вызвать. Ага, вот вам рассказ о шахтере, который со связкой гранат бросается под танк. То есть понятно, такой образ отечественной великой войны, то, что этот шахтер уже 4 года как помер и так далее, что никакие связки гранат на нынешние танки не действуют и прочее. Это уже потом кто надо на специальных форумах установит. А по Первому каналу прошло. Или этот распятый мальчик. Это же потрясающе. Символ и прочее. Тоже откровеннейший конечно фейк. Но те люди, которые эти вещи запускают, это циники. Мне страшно то, что именно такие циники ставят на нас свои эксперименты. Иногда даже эйфорию. То есть они чувствуют вот наконец после долгих… А. Это бесчеловечно я считаю. Чтобы человек почувствовал себя… А. Есть правда русской идеи, есть правда у населения юго-востока Украины и Крыма. И эта правда настолько на мой взгляд очевидна, что ее не нужно было заваливать мусорными ошметками вот этих фейков. Крым наш или не наш? И желает иметь общую с Россией судьбу. Это факт. И об этом я думаю любой из нас, бывая в Крыму, неоднократно от местных жителей слышал. После того как это уже произошло и возможно у жителей возникли новые трудности. Ну хорошо, допустим, люди этого хотели. Означает ли это, что присоединение так, как он происходило, оправдывает собственно говоря все остальное. КУРАЕВ — Казалось, что точно так же победоносно и тихо, замечательно путем мирных демонстраций можно пройтись по всей территории, которую иногда называют Новороссией. То есть от Приднестровья до Луганска. Все хорошо? То, что это не было никак с международной точки зрения оформлено. Просто взяли и все. Это нормально? Разделение Кипра например. Люди просто опасаются за свое будущее. Люди настолько этого не опасаются, что греки киприоты спокойно провалили на референдуме попытки объединения с северным Кипром. И мы с вами знаем. А что в Израиле нет проблем? С Голанскими высотами, с точки зрения международного признания. Это не мешает жизни государства Израиль. В том числе в полноценной жизни международном контексте. Поэтому время от времени… А. То есть это беспокойство исходит из тех регионов, из которых Израиль ушел. Нет, ребята, живете отдельно. Вам кажется, что это уже насовсем? То есть приобрели и все будет нормально. Я как церковный человек привык мыслить столетиями. Поэтому естественно, что никто не может дать никаких гарантий, что будет через 300 лет.
Идеология денацификатора не может оспариваться виновной стороной, подвергаемой денацификации. Сроки денацификации никак не могут быть менее одного поколения, которое должно родиться, вырасти и достигнуть зрелости в условиях денацификации. Название «Украина», по-видимому, не может быть сохранено в качестве титула никакого полностью денацифицированного государственного образования на освобожденной от нацистского режима территории… Денацификация Украины — это и ее неизбежная деевропеизация…» Автор — член Зиновьевского клуба. Российский политтехнолог, один из руководителей предвыборной парламентской кампании бизнесмена Виктора Пинчука в 1999 году. В течение 1998-2000 годов консультировал медиа- и бизнес-проекты Виктора Пинчука и участвовал в реорганизации телеканала ICTV и промышленной группы «Интерпайп». В 2004 году консультировал Виктора Януковича. В 2009 году был одним из председателей предвыборного штаба Арсения Яценюка.
Китайцы умелые и крайне жесткие переговорщики. Они будут диктовать и цены на наше сырье и — в ряде случаев — наши внешнеполитические действия», — прогнозирует он. Он полагает, что при этом пропаганда будет «выкручивать мозги и самые естественные чувства: ибо она будет требовать в самом родном и близком народе — малороссийском — видеть врага, а друзей и ближних будет учить видеть в китайцах». Это насилие, по его мнению, не пройдет даром для психического и нравственного здоровья нации. В-четвёртых, отметил диакон, неизбежное появление визовой границы с Украиной вкупе с конфронтационной идеологической войной с обеих сторон сократит число традиционных русско-украинских браков, что негативно скажется на стабильности генофонда русского народа. Следствием опускания визового и пропагандистского занавеса также станет резкое сокращение украинских «заробiтчан», приезжающих в Россию. Знамо дело — Средней Азией и Дальним Востоком », — предупредил он. В-пятых, отмечает Кураев, галицийская идеология, видящая в России врага «украинства», уже перестает быть диковинкой для Киева и востока Украины. И точка консенсуса будет сильно ближе именно к галицийской версии. Протестные митинги на востоке страны явно выдыхаются», — утверждает Кураев. При этом, по его мнению, западные экономические эксперты будут искренне стараться спасти экономику Украины. Так что взрыва, который очередные осколки Украины мог бы прибить к борту российского корабля, не будет. А вот молдово-украинская блокада Приднестровья может быть весьма эффективной», — прогнозирует он. Ещё одним важным пунктом усиления конфронтации между странами, как считает Кураев, станет размещение в Украине натовской техники. Можно и не вступая в блок разместись, по крайней мере, его следяще-разведовательные структуры на своей территории», — напомнил он.
Теги видео
- «Для Кирилла Украина — это территория его законной охоты»
- Это ведь Гражданская война
- Москва. Другие новости 01.04.14
- Акции сегодня
Протодиакон Андрей Кураев не хочет уезжать из России после штрафа за дискредитацию ВС
Митрополит Киевский Владимир Сабодан в 90-е тоже просил автокефалию. Алексий II сказал: «Нет», и тогда Сабодан сказал своему окружению: «Пока я жив, я останусь верен слову, которое я дал патриарху, а после меня решайте сами». То есть сама по себе мысль об украинской автокефалии не есть некая ересь. Эта тема не может быть табуирована. Если право на автокефалию имеют другие народы, то чем украинский хуже их? И если эта идея не уходит, а лишь множит число своих сторонников на Украине, то, может, пора перейти от анафемы к конструктивному обсуждению? Поэтому уже несколько лет я предлагаю: надо опередить Константинополь. Вот мой текст из весны 2015 года: «Москве стоит подумать — а не поторопиться ли ей самой с украинской автокефалией?
Я бы даже сказал — а не стоит ли навязать Киеву независимость уже в этом году? Ведь тот, кто пишет дарственную грамоту, тот может прописать в ней свои интересы. Когда в 1970 году Москва давала автокефалию Американской церкви, было решено, что несколько приходов останутся в Московской патриархии. Если мы сейчас решимся дать независимость Украинской церкви, то мы могли бы в перечень отделяемых епархий не включить епархии крымские если грамота на автокефалию УПЦ придет из Константинополя, в ней точно не будет этого исключения. Можно застолбить возможность патриарших ставропигий статус прямого подчинения прихода или монастыря патриарху на Украине и оговорить процедуру обязательного референдума по каждому монастырю и приходу. Можно прописать канонические гарантии клирикам и имущественные гарантии общинам, которые захотят остаться с Московской патриархией. Можно оговорить право судебной апелляции.
Если мы будем ждать, что автокефалия на Украине появится каким-то иным путем, мы проиграем». Что из предложенного мною можно объяснить якобы моей обидой на патриарха Кирилла? Вы говорили, что на Соборе РПЦ, когда Патриарх поставил вопрос о самостоятельности украинской церкви мол, надо пойти навстречу пожеланиям светской власти, да и самим украинцам , произошло неожиданное. Встали епископы из Западной Украины и сказали: «Нам не нужна автокефалия. Те же, кто остались, буквально кровью своей заплатили за свой выбор. Если мы вернемся к ним и скажем, что все-таки порвали с Москвой, они нас не поймут». И это при том, что все украинские епископы были ставленниками Филарета — инициатора самостоятельности!
А епископы из Восточной Украины выступали тогда против автокефалии с других позиций. Они напомнили, что большинство населения болезненно переживает распад Советского Союза. И вы тогда в интервью самым положительным образом оценили позицию украинских епископов и солидаризировались с ними. Он показал, что Филарет лишь давлением обеспечил консенсус под своим «соборным» прошением об автокефалии. А значит, его оценка автокефалии как срочной неизбежности мол, не будет автокефалии, вся Украина свалится в унию не вызывает доверия. Поэтому главный аргумент у Патриарха и у меня был таков: поскольку нет консенсуса в украинском обществе, то непонятно — это сиюминутная мода или это объективный тренд истории; непонятно, это только требование политиков или реальной паствы, и так далее. Поэтому взяли паузу.
Сказали: отложим до поместного собора. Чтобы не исполнять это обещание, Поместный собор при Алексии вообще не созывался. Когда созвали в 2009 году, то поставили вопрос только об избрании патриарха. Годы шли, а автокефальная позиция при этом расцветала на Украине. И стало понятно, что дело не в Филарете. А тот антифиларетовский Собор для украинских епископов был прежде всего «праздником непослушания»: они наконец-то нашли способ избавиться от деспотии Филарета и его жены. Кстати, а вы знаете, что произошло дальше с тем упомянутым мной профиларетовским епископом?
Едва его выгнали из Одессы, Владимир Сабодан назначил его в русский Крым. Он оттуда стал выживать русских священников, заменяя их своими родными западенцами. А вот когда его не пускали в Одесский монастырь на территории которого были его дом и епархиальное управление , несколько его иподиаконов-семинаристов поддерживали его изнутри. Они даже объявили сидячую забастовку в одном из классов семинарии. Монахи не хотели применять силу. Один из монахов взял ведро и веник, наполнил ведро в нужнике и окропил иподиаконов принесенным содержимым. Тополиный пух.
Иподиаконы убежали в море. Лазарь им потом дал хорошие места в Крыму. А местное духовенство прозвало их «кропленые». Сейчас Лазарь за «Русский мир» в Крыму. Но я бы и на копейку ему не поверил.
По его мнению, обращение митрополита Онуфрия могло быть санкционировано Москвой. Они не могут долго прятаться и заявлять, что мы нейтральные. И вот уже киевский митрополит обратился к Путину. Но я совсем не уверен, что его обращение не было санкционировано Москвой.
В былые годы в случаях обострения Москва разрешала своим украинским храмам не указывать на вывесках, что они имеют к ней отношение. Лучше сохранить их под своим реальным контролем, чем утратить его.
И тот, кто не знал, что она началась и давно идет, тот просто сволочь. Не надо искать виноватых на стороне. Виноват Майдан и те, кто его устроили. Как за большой атлантической лужей, так и все, кто здесь, на континенте», — сказал о. Посеяли восемь лет назад? А как вы хотели? Если бы посеяли вчера, а пожали сегодня, то, конечно, хватило бы котячьего ума понять, за что получаешь. Но поскольку посеяли давно, то уже забыли за что», — добавил священник.
Он считает, что российские войска вторглись в Украину «на опережение»: «Если бы не сделали ничего, через два года полетело бы сюда. И если бы они сюда зашли — резали бы нас с вами и кровью крыши мазали». Ах, мир, ах, мир!.. Кроме имени Божьего Любовь есть имя Божие Судия. Бог творит многое великое, от чего человеку страшно. И то, что Бог страшный, — это нужно знать всегда. Господь поднимал многих на войну с другими, и везде в истории дело Божие. Поэтому не будем только любовью отмахиваться от страшной правды. Евангелие — грознейшая книга. Украина — это страна, где демоны развязаны, где сатана выпущен из подземелья, и ему дана возможность творить пакости людям.
А есть места, где он связан, кричит, но не действует. Конечно, Россия в этом отношении недалеко убежала.
За потопом — пожары. Страхи Симоньян и Шойгу. Когда оттепель? РПЦ против заповедей.
ГАИ проболталась. Предсказание о войне с Украиной. Шахерезада Кабаева.
Протодиакон Андрей Кураев в «Особом мнении» (+Видео)
Протодиакон Андрей Кураев* — самый известный из современных русских апологетов, автор множества книг, блестящий лектор, педагог и полемист. скачать в Mp3 и слушать онлайн бесплатно. Протодиакон Андрей Кураев прокомментировал решение Никулинского суда Москвы, который вынес представителю РПЦ обвинительный приговор за дискредитацию ВС РФ. Андрей Кураев — больше не протодиакон.
«Однажды Кремль поймет: духовные скрепы ближе к ржавой скрепке»
Несомненно, что если бы ВС Украины удалось взять Донецк, главный проспект там получил бы имя Бандеры. Так что здесь не стоит удивляться. Повторю: идёт не обычная война, а война идеологий. Государственное информационное агентство РИА («ТАСС уполномочен заявить») публикует программную статью Тимофея Сергейцева «Что Россия должна сделать с Украиной». Война фантомных империй за церковь Украины. Кураев Андрей Вячеславович. Андрей Кураев — больше не протодиакон.
Андрей КУРАЕВ о восстановлении в сане и противостоянии с Патриархом Кириллом. РПЦ и война в Украине
Он по сути нарушил присягу. Он присягнул дважды». Священнослужитель за этот год стал более скрытным, а про себя говорит: «Я всех слушаю, но я сам по себе, как индеец». Он опасается, что кто-то из прихожан может донести за антивоенную позицию.
У нас же все, как в древние времена христианства. На одной улице мог жить префект города и какой-нибудь христианин, и этому христианину ничего не будет, пока на него не донесут префекту официальную бумагу, что он христианин. И тогда будет раскручено дело.
Так и сейчас: пока никто не напишет, то и не тронут, а когда напишут, то посмотрят твои аккаунты, место работы. И окажется, что ты подходишь под дискредитацию российской власти… Так и получается: думаешь, говоришь аккуратненько и уже волей-неволей начинаешь учиться язык сдерживать, к сожалению… Но народ в принципе отзывчивый! Мы с людьми, когда обсуждаем происходящее в частных беседах, говорим о Путине , как в «Гарри Поттере»: «Тот, которого нельзя называть», — говорит отец Щ..
Он убедил отказаться от поездки в Украину нескольких мужчин, которые хотели отправиться в зону боевых действий и приходили к нему за благословением. Но «удержать удалось не всех». За благословением на военные действий к священнику приходили и в 2014 году, когда боевые действия в Украине только начинались, и в 2022-м.
Приходят и сейчас, спустя почти 1,5 года после начала вторжения. Одного прям спас! Могу этим гордиться, у него пятеро детей, и он решил стать добровольцем сдуру.
Подал документы, но потом забрал. Мозги включились наконец-то! Сумели спасти.
А так да — пропаганда работает. Ну, и основная причина, почему идут, — работы нет, — рассуждает священник. Лишиться сана за слова За благословением на войну приходили прихожане и к отцу Ч.
Он рассуждает о военных священниках осторожно и рассказывает, что один из самых больших страхов священнослужителей сегодня — лишиться сана за слова. Мы все сильные, здоровые, мы найдем себе работу. Мы не за деньги боимся.
Так или иначе, наш брат боится, что ему запретят служить. А епископ это может сделать просто одним росчерком пера. Это, понимаете, как Айвазовскому запретить рисовать, как Шопену запретить играть, как Цицерону отрезать язык, — объясняет настоятель.
А что касается вот этого словосочетания «современные условия», то со времени евангельских событий мало что изменилось. Страсти у людей одни и те же, каких бы убеждений человек ни придерживался: поддерживает он действия правительства или осуждает — это неважно. Это все, знаете, очень зыбко, очень изменчиво.
Но если человек постоянно находится в какой-то злобе по отношению к людям и окружающему миру, если его гложет чувство зависти, угнетает уныние, если он чувствует себя напуганным, подавленным, то моя задача его как-то немножко, что называется, поднять с колен. У нас почему-то многие думают, что задача церкви опустить человека на колени. Это совершенно не так, — рассуждает священник.
Отец Щ. Это неизбежно. Они должны быть обличены.
А дальше — не надо новой крови! Страшно, когда то, чему ты посвящаешь свою жизнь, вдруг пошло прахом, что оно ни к чему — это самое страшное наказание.
Обвинения в отношении их были выдвинуты смешные. В лавре искали диверсионно-разведывательные группы, шпионов, оружие, пророссийские пропагандистские материалы и тому подобное. Продемонстрировали позицию, отчитались наверх. Хотя администрация президента Украины еще несколько месяцев назад заявила о том, что происходящее на Украине не должно стать религиозным конфликтом.
Может быть, навсегда. Вроде бы уже и уголовное дело возбуждено по этому поводу? К тому же само слово «Русь» можно отнести не только к России, но и к Киевской Руси.
Обвинения в отношении их были выдвинуты смешные. В лавре искали диверсионно-разведывательные группы, шпионов, оружие, пророссийские пропагандистские материалы и тому подобное. Продемонстрировали позицию, отчитались наверх. Хотя администрация президента Украины еще несколько месяцев назад заявила о том, что происходящее на Украине не должно стать религиозным конфликтом. Может быть, навсегда.
Вроде бы уже и уголовное дело возбуждено по этому поводу? К тому же само слово «Русь» можно отнести не только к России, но и к Киевской Руси.
Но это в общем и в стране. А в моей жизни в октябре произошли две интересные истории. Первая: на День Сергия Радонежского в Троицкую лавру съезжается много епископов и паломников. Когда я смотрел фотографии с этой службы, обратил внимание на совсем незнакомое лицо епископа рядом с патриархом. Начал искать, кто это — оказалось, сербский епископ. Думаю, понятно: сейчас очень важно показать, что Россия и церковь вне изоляции, у нас есть международные партнеры, поэтому иностранного гостя поставили на первое место. И все же: кто именно этот епископ?
Тут выяснилось, что человек этот мне знаком, я писал о нем несколько лет назад. Был громкий скандал — обвинение в гомосексуальном домогательстве к семинаристам. Суда не было, но волна публикаций в сербской прессе была, сербская церковь уволила этого епископа на покой. И я об этом написал. Это факты. А теперь перехожу к слухам когда некая организация слишком закрыта, то ничего не остается, как прислушиваться хотя бы к слухам и инсайдам. Есть слушок, что, когда появилась эта моя публикация и пошли ее репосты, это очень возмутило патриарха Кирилла, и его возмущение, с одной стороны, было направлено на организатора торжеств — управляющего делами патриархии: «Кого ты поставил рядом со мной, скомпрометировав меня? Но, кроме того, гнев патриарха был направлен и в другую сторону — на меня: зачем это я так пристально рассматривал эту фотографию? Вторая история произошла чуть позже.
В день, когда заседал Синод, отправивший в отставку управделами митрополита Дионисия, пресс-секретарь патриарха Владимир Легойда рассказывал журналистам о принятом решении в каком-то коридоре в патриаршем дворце в Даниловском монастыре. Делал он это на фоне не вполне обычного портрета патриарха, где он был вписан четвертым лицом в рублевскую Троицу. Это я тоже приметил и написал. Об этой картине можно говорить много, но самое интересное, что на сайте художника приведены слова патриарха: «Это самый лучший из моих портретов! В итоге еще один официальный спикер патриархии Вахтанг Кипшидзе два дня подряд поминал меня, назвав меня сумасшедшим и требуя уголовного преследования. Вилка вероятностей обрисовалась вполне ясно. Указ патриарха о лишении меня сана некоторыми людьми, как в погонах, так и без, может быть расценен как команда «фас! В этих условиях угадать, кто где возбудится, невозможно. Любой гражданский или православный активист может написать на меня донос.
А мы уже обсуждали, что у меня непростые отношения с православным активом и в рясах, и без. И именно по такому доносу некоего Чичина Сергея Николаевича меня уже судили в прошлом году. Был такой советский анекдот: в отделение милиции привели трех людей, которые подрались прямо в автобусе. Первого спрашивают: расскажите, что произошло. Он отвечает с тем акцентом, с которым, по мнению рассказчиков анекдотов, должны говорить евреи : «Понимаете, я просто ехал в автобусе на работу. Вошел вот этот военный мужчина и встал рядом. Он мне ничего не говорил. Я ему ничего не говорил. И раньше его никогда не видел.
И вдруг через две остановки он с размаху дал мне кулаком в лицо! Тот говорит: «Значит, ровно в восемь ноль-пять я зашел в автобус, следующий по сорок четвертому маршруту. Рядом встал вот этот еврей и вызывающе наступил мне на ногу. Я советский офицер и не могу позорить свои погоны. Поэтому я терпел. Думаю, подожду пять минут. Но если он не перестанет оскорблять меня и в моем лице Советскую армию своим действием, ух, как я ему вмажу! Так вот, еду и вижу: стоит вот этот военный, а рядом с ним вот этот еврей. А военный все время смотрит на часы, а потом вдруг как врежет еврею по морде.
Ну, я и подумал, что по всей стране началось! Предвидя такую возможность, я прежде патриаршей «окончательной бумажки» перешел в другую епархию. Подробностей не буду рассказывать: не хочу, чтобы патриарший гнев распространялся на кого-то, кроме меня. Естественно, есть у меня и связь со Вселенским патриархатом, который может принять мою апелляцию. Это так? История же моего отношения к нему долгая и изменчивая. Изначально, в 1980-е годы я слышал о нем много доброго. Есть, мол, такой ректор в Ленинградской академии — молодой и талантливый. И когда мои ленинградские церковные знакомые отрицательно отзывались о его манере управления и его властолюбии, я это игнорировал.
Издалека он мне нравился, тем более что пошел слух, будто его сослали в Смоленск и сняли с ректорства за то, что он якобы выступил против вторжения в Афганистан. Сегодня это полуофициальный миф московской патриархии. В 1990-м мы почти одновременно оказались в Москве — я вернулся из Румынии, а Кирилл — назначением на пост главы отдела внешних церковных сношений. И мы сразу стали конкурентами за доступ к уху патриарха. До моего появления в патриархии все речи и статьи патриарха готовились в ведомстве внешнецерковных связей. Кирилл хотел и дальше иметь эту монополию. Но патриарх Алексий много теперь поручал мне, а я не считал нужным согласовывать эти патриаршие тексты с Кириллом. В этом смысле у нас действительно были сложные отношения. Но осенью 1993 года, когда зрел очередной путч и когда возникла идея переговоров, я позвонил домой митрополиту Кириллу: «Владыка, я прошу у вас прощения за всё прошлое — давайте забудем, сейчас есть более важные вещи.
Хотя формально я не работаю в патриархии, но связи и в Белом доме парламенте , и в правительстве у меня остались. Я с радостью передам их вам». Тогда по телефону мы обнялись, простились и далее спокойно работали в разных комиссиях, в частности по выработке социальной концепции Русской церкви. В девяностые Кирилл всегда помогал мне оформлять визы и проездные билеты. В ОВЦС были сотрудники, чья работа состояла именно в том, чтобы закупать билеты. Так что в те времена железнодорожные и авиабилеты проще было купить через ОВЦС, чем в немногочисленных кассах еще безинтернетного города. В 2008 году, когда скончался патриарх Алексий II, я написал статью «Патриарх Кирилл — пора привыкать». Через несколько дней Кирилл пригласил меня для беседы, поблагодарил за статью: — Спасибо, отец Андрей, за то, что вы защищаете меня. Потому что понимаю, что, если патриархом станет ваш оппонент, мои планы миссионерской работы не реализуются.
Кирилл секунду помолчал и сказал: «Да, это самая правильная позиция». Так что тогда у нас были добрые отношения. Тем более что я ничего у него не просил и ничего от него не ожидал для себя. Разве что через месяц, уже по ходу Собора, я был у него в кабинете в ОВЦС и сказал: — Владыка, мне кажется, что всё, что есть в этом кабинете, Вам уже не понадобится. Мы обошли весь его большой кабинет, и я попросил замечательную бронзовую статуэтку апостола Андрея с крестом, которая и сейчас стоит у меня над головой. А карьерных планов у меня не было. Я еще при Алексие II объявлял, и не раз, что собираюсь уйти на миссионерскую пенсию: и здоровье уже не позволяет жить в самолете и гостиницах, и устал я от этого. А тяги к административным постам у меня никогда не было.