Решено также образовать Патриарший Экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Экзархат Русской православной церкви в Африке официально появился 29 декабря прошлого года.
Синод РПЦ постановил образовать Патриарший экзархат Африки
Решение Синода АПЦ он назвал канонически ничтожным. Вы видите все собственными глазами: ведется миссионерская, образовательная просветительская работа, в Россию прибывают первые послушники и абитуриенты семинарии, слушатели образовательных курсов уже приступили к занятиям, реализуются гуманитарные программы на континенте, не прекращается литургическая жизнь, растет число клириков, совершаются массовые крещения, ведется катехизаторская деятельность», — добавил митрополит Леонид. Московский Патриархат, отметил он, разорвал общение с Патриархом Александрийским Феодором в ответ на беззаконное признание неканонической раскольнической Православной Церкви Украины, а образование Африканского экзархата РПЦ стало ответом на тогда еще единоличные преступные действия предстоятеля АПЦ, к которым впоследствии присоединился и ее Синод. После наших тщетных ожиданий исправления, изменения ситуации, покаяния греческого епископата, отказа АПЦ от признания украинской псевдоцеркви, в ответ на многочисленные обращения африканских клириков был образован Патриарший экзархат Африки, и духовенство, не желавшее ассоциировать себя с расколом, было принято в лоно Русской Православной Церкви», — добавил архиерей.
Монахиня Матрона Джепчирчир , постриженная Патриаршим экзархом Африки митрополитом Клинским Леонидом в малую схиму 4 января 2023 года , на днях встретилась с духовенством и прихожанами Русской Православной Церкви в Кении. Встреча началась торжественной церемонией с традиционным для племени нанди обрядом — разрезанием пирога совместно со священником. Поприветствовать мать Матрону и выразить поддержку ее решению собрались представители администрации правительства региона, общественные и политические деятели, лидеры местных общин, ее школьные учителя и наставники. Гости свидетельствовали свое почтение Русской Православной Церкви и благодарность Священноначалию за внимание к духовным нуждам своих чад.
Помимо диакона Даниила, в Санкт-Петербурге изучают богословие еще три студента из Нигерии, которые собираются потом вернуться на родину с приобретенном здесь опытом жизни в православной вере. По словам митрополита Леонида, уже прибыли 6 африканских слушателей богословских курсов. На Мадагаскаре намечается первая монашеская женская община. Ее пока единственная монахиня проходит послушание в Московском Рождественско-Богородицком монастыре. Говорит, что полюбила Россию, набирается опыта, и готова устанавливать монашескую жизнь на православном Африканском континенте. Он также делится своими добрыми впечатлениями от посещения Московской духовной академии и считает самым важным для Африки "акцент на образовании". Африка как новая православная молодость Самое большое впечатление на пресс-конференции, подводящей итоги миссионерской работы Русской православной церкви в Африке, на меня произвели темнокожие африканские священнослужители - отец Захария и отец Даниил. Это невероятное ощущение, может быть, самое сильное на Земле, когда человек другого языка, другой культуры, другой страны, другого цвета кожи, вдруг очевидно становится тебе - в чем-то главном - своим. Это "свое" задано им христианством, православием. Теперь уже и русским православием. Они умны. С хорошей лексикой. В них чувствуется духовная выделка в том числе и аскетическая , которой я бы позавидовала. И самое главное, в них чувствуется человеческая высота. Не только культурная, больше чем культурная - собственно человеческая, духовная высота. И эта высота задается им христианством. Всегда любившая Африку и африканцев, я подумала, глядя на этих православных отцов, что наша Русская церковь прирастает в Африке какой-то новой духовной стратой. К нам будто присоединяется новая - подростковая или юношеская - чистота.
В своем докладе отец Георгий рассказал об успехах миссии Африканского экзархата и о том, почему Русская Православная Церковь и православная вера вызывают большой интерес у африканцев.
Патриарший экзарх Африки прокомментировал рост влияния РПЦ на Африканском континенте
Насчет «похорон» — это не пустые слова, поскольку патриарх Феодор II и его епископат впали в некоторую истерику от таких нововведений на своей канонической территории. И не придумали ничего лучше, как 22 ноября 2022 года «извергнуть из сана» тогдашнего экзарха африканского, митрополита Леонида. Понятно, что решение это не имело никакой канонической силы. Даже в том случае, если бы РПЦ не разорвала отношений с патриархом Феодором, в православной церкви, кто епископа рукоположил, тот и имеет право накладывать на него различные канонические прещения. А митрополит Леонид явно вне юрисдикции и иерархии Александрийской поместной церкви. Собственно, эти моменты африканскому экзарху потом пришлось пояснять в ряде интервью, отвечая на вопрос о том, каковы будут для него последствия подобных выпадов Александрийского патриархата. Отчет был следующим: «Никаких абсолютно последствий это иметь не будет. Это неправомерное решение, которое Русская Православная Церковь никогда не признает».
И Александрийская церковь снова прореагировала самым бурным образом. На заседании Священного синода АПЦ 16 февраля 2024 года был «извергнут из сана» и епископ Константин. При этом с «зубодробительной» формулировкой, которую наши СМИ передают очень мягко. У нас она цитируется следующим образом: «Посягательство на юрисдикцию древнего престола, освящение антиминсов, подкуп за деньги духовенства, даже низложенного, фракционность, этнофилетизм и другое». А вот в оригинале текст куда более «термоядерный». Там, помимо прочего, фигурируют «этнотрайбализм» и «новые экклезиологические и политические «теории» о распределении «русского мира» по миру по национальному признаку».
Также Франциск, по моему мнению, схитрил, когда подписал в Гаване Декларацию об отказе от прозелитизма — он после этого начал заниматься униатским нацистским прозелитизмом с новой силой.
К счастью, Патриарх Кирилл, как мне кажется, понимает, куда его втягивают. В частности, он причастен к травле Экзарха Африки митрополита Леонида, которому клеят ярлык «церковного Пригожина», и распространяют против него агитки по чатам духовных школ и синодальных отделов. Африканский Экзархат является самым успешным миссионерским геополитическим проектом Русской церкви и Российского государства, поэтому и бьют по митрополиту Леониду, целясь в Патриарха Кирилла и нашего президента. Я повторю свои тезисы: необходимо очищать украинские, российские церкви от предателей, освобождая от нацистов Одессу и Киев; открывать православные епархии в Венесуэле и Никарагуа, которые конфликтуют с Ватиканом; работать с Маланкарской церковью в Индии, готовой принять православную догматику. Также важна церковная канонизация Виленского митрополита Иосифа Семашко , разорвавшего унию с ватиканцами и вернувшего белорусский народ в Русскую церковь. Это мощно сплотит Союзное государство России и Белоруссии. Я прошу президента Владимира Путина во время предстоящего исторического визита в Китай поднять вопрос о легализации деятельности Китайской автономной церкви Московского Патриархата как самой антизападной конфессии в стране.
Она может вместить в свое лоно 20 миллионов китайских католиков и протестантов, приняв православие в Русской Церкви. К взаимодействию с союзным и дружественным нам Китаем мы готовы. В праздник Крестовоздвижения она стояла пустая. Этого добивался киевский режим? Лавра является родиной русского национального самосознания; её наместники Захария Копыстенский и Иннокентий Гизель написали манифесты русского самопознания «Книга обороны» и «Синопсис» , посвященные тому, что в Москве и Киеве живёт один православный русский народ. Киево-Печерская лавра практически парализована как монастырь, большинство корпусов опечатано, наместник митрополит Павел, выйдя из под домашнего ареста, получил инфаркт. А после выписки из больницы пропал из публичного поля.
Во-первых, языки Африки: здесь языков много, но главное — на английский. Затем — французский, суахили, португальский, местные языки. А литература — богослужебная, катехизическая, просветительская, труды святых отцов, жизнеописания святых, апологетика, миссионерская литература — это огромнейший пласт. И зачастую это простые книги: речь не идет о многотомных изданиях, но в помощь священникам на местах целые библиотеки надо делать, причем с уважением к той традиции, которая есть на местах. С другой стороны, мы видим определенные проблемы в традициях. Я не хочу сейчас обнажать все наши язвы, но определенные проблемы нам видны, и здесь не нужно никого раздражать: ведь образование может быть сущим мучением. Наша задача — вычленив узловые проблемные точки, постараться помочь нашим африканским отцам с улучшением церковной жизни по сравнению с тем, что мы сейчас имеем. Опять же, имея деликатность, мирность, уважение к их времени, силам, возможностям, к их прошлому, образованию, с пониманием языкового вопроса. И потом, за этим стоит уже не только образование самих священников, но и образование детей и взрослых, миссия и образование на приходах. Это невозможно сделать быстро, но это — очень значимый вопрос.
Мы находимся в начале пути. Есть наши священники, есть ряд активистов, которые в этом направлении двигаются, и слава Богу, что это есть. Но если Господь даст нам время, силы и возможность потрудиться, то я думаю, что одним из самых значимых направлений, кроме храмостроительства, церковной жизни и подготовки священнических кадров, станет вопрос церковного образования и миссии. Вопрос авторских прав тоже стоит: сейчас все в Интернете работают, где-то можно ссылку сделать, а где-то надо начинать с нуля. Только что у нас было совещание по списку того, что нужно сделать в первую очередь, по оценке уже сделанного на разных языках, оценке финансовых возможностей и человеческих ресурсов. Церковь — это в первую очередь служба: как совершается Литургия, как совершаются таинства, порядок этих таинств — традиции тоже могут быть разные. Особо трудный вопрос — отношение на местах к таинству Исповеди. Поэтому здесь это, знаете, вхождение на глубину: нам придется очень много заниматься повседевной работой по устроению церковной жизни. Повторюсь: уважая людей, сложившуюся традицию, понимая их, ни в коем случае не допуская раздражения. Через образовательные курсы, общение, подготовку и распространение литературы, дистанционное образование, помощь людям в узнавании Христа и настоящей духовной живой традиции.
Возвращаясь к монастырям и монашеству: это вопрос не только людей, это вопрос того, чтобы эти люди были причастниками монашеской традиции. Хотя бы один монах, причастный к традиции, может создать настоящий монастырь, но сто желающих монашества без причастия к традиции будет просто собранием людей, которые не хотят жениться. Эта цифра будет меняться в большую сторону буквально в ближайшее время. Они живут в 17 странах Африки и окормляют общины из 29 стран: то есть священник может окормлять несколько стран. Есть и русские священники: их пять человек, они командированы из России. А приходов — более 200, но это не приходы в русском понимании: когда такой храм красивый с золотыми куполами. Зачастую словом «приход» может называться просто поселение, может буквально палатка стоять или хижина, комната. И снова к вопросу мотивации: я общался с желающими перейти в Русскую Церковь из клира Александрийской Церкви и обратил внимание, что мотивация у людей совершенно не денежная: ни один человек не спросил у меня о деньгах, не спросил, сколько он будет получать. Я у каждого сам спрашивал о мотивации. И это, мотивация — быть в чистой, истинной Церкви.
Могут ли в обозримом будущем быть возведены в епископский сан африканские священники, которые могли бы их возглавить? Но, думаю, что это дело завтрашнего дня, потому что сегодня к епископу предъявляются очень большие требования: и по уровню образования, и по пастырскому опыту. Как у них развиваются отношения с мусульманами, а также с инославными христианами? Наша принципиальная позиция — жить в мире и добрососедстве со всеми, с учетом специфики населения, исторических традиций того или иного государства. Задача — ни с кем не ссориться, а делать свое дело. У нас есть стратегические партнеры на континенте — Древние Церкви, которые несут здесь служение с первых веков христианской эры, это, прежде всего Коптская и Эфиопская Церкви. С ними давно налажен братский диалог, развивается много совместных проектов, а отношения развиваются на основе дружбы и взаимопомощи. Так, Коптская Церковь предоставила в бессрочное пользование нашему приходу в Каире свой храм, помогает приходу в Хургаде и даже в таких странах как, например, Намибия.
Клинский Леонид также отметил, что власти Уганды выделили 6,5 гектара под строительство духовно-административного центра РПЦ. Митрополит признался, что будучи руководителем экзархата рассчитывал на более медленные темпы, однако всего за один год структура вошла в 18 африканских стран.
К РПЦ присоединились священники церквей в Африке вместе с приходами и прихожанами
8 июля 2023 года на телеканале «Россия-24» стартовал 5-серийный документальный проект, посвященный отношениям России со странами Африки в различных областях. — Строятся ли духовные центры Африканского экзархата Русской Православной Церкви в Уганде и новой столице Египта? Русская православная церковь построит в Уганде административный и духовный центр.
Новости патриархии
29 декабря 2021 года Синод Русской православной церкви принял решение о принятии 102 священнослужителей Александрийского патриархата из восьми африканских стран в юрисдикцию Московского патриархата, а также создал Патриарший экзархат Африки,[6]. Деятельность Патриаршего Экзархата Африки Русской Православной Церкви Патриарший Экзархат Африки был учреждён 29 декабря 2021 года по решению Священного Синода. Бывший глава Африканского экзархата Русской Православной Церкви иерарх РПЦ митрополит Леонид (Горбачёв), находящийся на покое, вызван в Высший общецерковный суд. Решение Священного синода Русской православной церкви об образовании Патриаршего экзархата Африки является окончательным, и "никаких отходов назад не будет".
РПЦ начали подозревать в "сдаче" Африки
Людей выгоняют из дома. Вы можете себе представить: коренное, чернокожее население - их выгоняют из дома люди, которые, по большому счету, и в Африке-то редко бывают, я сейчас говорю про греческий церковный истеблишмент епископы Александрийского патриархата, как правило, являются греками - прим. ТАСС , многие из которых не находятся на своих кафедрах, - они приезжают в Африку на какие-то большие праздники, а потом уезжают в Грецию", - рассказал митрополит Леонид. Он отметил, что в Русской православной церкви "терпели до последнего", два года надеясь на покаяние и перемену позиции патриарха Феодора и поддержавших его иерархов, однако в итоге "поняли, что бросать своих братьев и сестер на том континенте мы просто не имеем права". Патриарший экзархат Африки Священный синод Русской православной церкви 29 декабря постановил образовать Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий.
Новый управляющий не сможет потянуть это направление. Чем было вызвано назначение, неизвестно.
Православный публицист Александр Вознесенский считает, что никакого "прошения" вообще не было. На самом деле причина политическая. Митрополит Леонид является активным патриотом Русского Мира, не допускающим никакого компромисса с Западом, а Отдел внешних церковных связей РПЦ продавил какую-то интригу с противоположной целью.
Главе Патриаршего экзархата Африки иметь титул "Клинский", — приводит Легойда постановление Синода в телеграм-канале. Митрополит Иларион рассказал о возможном месте встречи патриарха Кирилла и папы Франциска Возглавит Патриарший экзархат Африки архиепископ Ереванский и Армянский Леонид, уточнил Легойда.
Об этом 27 июля в ходе пленарного заседания форума Россия — Африка заявил патриарх Кирилл. Он отметил, что «абсолютное большинство африканских стран» отвергает легализацию однополых союзов и эвтаназии: «Мы исходим из одних и тех же базовых принципов».
Впрочем, патриарх упомянул и о том, что в некоторых странах Африки христиане подвергаются гонениям, и призвал это остановить. Он также отметил, что экзархат Русской православной церкви открыл более 200 приходов 25 африканских странах и запустил гуманитарные и образовательные проекты, например по переводу книг на местные языки.
Александрийский патриархат пригрозил наказанием тем в Африке, кто перейдет в экзархат РПЦ
Препятствия для работы с Африканским экзархатом Русской православной церкви отсутствуют, заявил председатель Высшего исламского совета Уганды, верховный муфтий страны Шабан Рамадан Мубадже, сообщает 14 февраля РИА новости. – Русская православная церковь, как сообщил РИА Новости посол Демократической республики Конго в России Иван Вангу Нгимби, обратилась к властям ДРК с просьбой открыть свое представительство. В Западнокенийском благочинии Южно-Африканской епархии священнослужители, перешедшие в недавно образованный Патриарший экзархат Русской православной церкви, совершили вместе с русскими священниками первую божественную литургию. 3. Образовать Патриарший Экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Патриарший Экзархат Африки образован решением Священного Синода от 29 декабря 2021 года.
Кирилл Фролов: Униаты травят экзархат Африки, целясь в Патриарха Кирилла и президента Путина
11 октября 2023 года Священный Синод РПЦ сменил управляющего Патриаршим экзархатом в Африке, сообщает сайт «». Священный синод РПЦ 29 декабря 2021 года принял решение о создании патриаршего экзархата Африки с двумя епархиями в его составе: Северо-Африканской и Южно-Африканской. Патриарший экзархат Африки начал 2024 год с самого масштабного выезда священнослужителей Русской Православной Церкви в разные страны африканского континента.