Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами.
25 февраля - праздник Иверской иконы Божией Матери
25 февраля православные чествуют Иверскую икону Пресвятой Богородицы.-4. 25 февраля, в день памяти Иверской иконы Божией Матери, в женском монастыре святой Екатерины (пос. Родники) иерей Александр Топчий совершил Божественную литургию. Встреча списка Иверской иконы Божьей Матери со святой горы Афон в Вознесенском храме г. Павловский Посад, апрель 2010. Иверская икона Божией Матери впервые явила свои чудеса во времена лютых иконоборческих гонений. Наконец Божия Матерь явилась преподобному Иоанну, настоятелю Иверской обители, и сказала, что лишь старец Гавриил может взять из моря образ. Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери,пред Ее образом на молебне.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ / ПРАЗДНИК ДНЯ
Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком , для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.
На богослужении молились насельницы обители, прихожане, также ребята из Выксунской Общественной Организации «Православные Витязи» под руководством гвардии майора в отставке Николая Чопенко, которые в этот день отмечают 19 лет со дня создания организации по благословению Митрополита Георгия. Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Центра подготовки церковных специалистов Выксунской епархии под руководством Дениса Свистунова. Обратившись к присутствующим в храме со святительским словом, епископ Илия поблагодарил Пресвятую Богородицу за возможность помолиться в этот день в святой обители, передал от митрополита Георгия поздравление с престольным праздником и пожелал мира, скорейшего восстановления и процветания монастырю.
Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая! Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе.
Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы. Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет. Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан. По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование: «Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую Вратарную и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая».
Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях. Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом.
Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками. Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной: «Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это.
Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками. Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной: «Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная. Вся Она — свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые». В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела. Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную. Однако все возвращается на круги своя. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы. В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист. На следующий день, 26 октября 13-го по старому стилю , крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства. Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.
25 февраля — праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы
25 февраля – Иверской иконы Божией Матери 25 февраля Церковь совершает празднование одной из наиболее почитаемых икон в Православной Церкви – Иверской В X веке эта икона явилась в море у Иверского монастыря на Афоне в виде огненного столба. Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 25 февраля, в праздник Иверской иконы Божией Матери, совершил Божественную литургию в храме Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы на архиерейском подворье. один из дней, когда православные чествуют Иверскую икону Пресвятой Богородицы, сообщает Православная церковь 25 февраля празднует день обретения Иверской иконы Божьей Матери, одной из наиболее известных и почитаемых в православном мире, которая прославилась большим количеством чудес. Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш. В Волгограде есть своя почитаемая Иверская икона Божьей Матери.
25 февраля день Иверской иконы Божией Матери
День Иверской иконы Пресвятой Богородицы 25 февраля: обычаи и приметы праздника. Празднование 25 февраля установлено по случаю перенесения списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. Сегодня мы прославляем явление иконы Божией Матери «Иверская». Сегодня мы прославляем явление иконы Божией Матери «Иверская».
Праздник Иверской иконы Божией Матери: почему 25 февраля идут в баню
Потомок вдовы стал монахом на горе Афон и рассказал братии о чудесной иконе. Иноки отправились на ее поиски и увидели однажды огненный столп над водой, который восходил над образом Богоматери. Они попытались забрать икону, но она отдалялась от них. Ночью Богородица явилась во сне старцу Гавриилу и повелела ему идти по воде, чтобы забрать икону. Гавриил безбоязненно прошел по воде и принес образ в монастырь. Икону поместили в часовню, а затем перенесли в соборный храм. Однако поутру она неожиданно оказалась над вратами монастыря. Ее вернули на место, но всякий день история повторилась, пока Богородица не объявила, что будет хранительницей монастыря.
Тогда у входа в обитель поставили церковь, где икону можно увидеть и сейчас. По преданию, она покинет Афон только перед Вторым пришествием Иисуса Христа. Иверская икона Божией Матери считается чудотворной. Веками она помогала монастырю, восполняя запасы пшеницы, исцеляя больных и защищая от врагов. Вид на монастырь Иверон на Афоне. Источник: wikipedia. Дни ее почитания, кроме 25 февраля, выпадают на 26 октября и вторник Пасхальной недели — Светлой седмицы.
Народный календарь 25 февраля В народе праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы называли просто Иверской. Утро начиналось с посещения храма. Люди стояли перед Иверской иконой Пресвятой Богородицы и просили, чтобы их души укрепились, пришло избавление от греховных мыслей, исцеление от болезней и решение семейных неурядиц. Кто не мог дойти в церковь, молился дома. Иверскую икону Божией Матери по традиции помещали возле входа, чтобы обеспечить защиту семьи от различных неприятностей.
Сейчас красивейший монастырь восстановлен. Иверский образ Божьей Матери стал иконой прирастания России новыми землями Что касается знаменитой московской Иверской, с которой я и начала свой рассказ, то это уже русский список с привезенной афонской копии. К сожалению, имя иконописца и дата письма неизвестны.
Ясно только, что с 1699 года эта Иверская освящала вход на Красную площадь и дальше - в Кремль. Сегодня эти ворота называются Воскресенскими, а раньше их звали Триумфальными: ведь именно через них русские цари торжественно въезжали на Красную площадь. Петр I, москвич по происхождению, из-за непочтения к Иверской однажды навлек на себя недовольство горожан. Эксцесс произошел в 1699-м: вернувшись из своего первого путешествия в Европу, семнадцатилетний Петр не поехал к Иверской, как это делали до него цари, а скорей поскакал в Лефортово - к Анне Монс. Неизвестно, то ли общественное мнение сыграло свою роль, то ли нашлись внутренние, духовные причины, но уже в 1721 году, после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира, Петр I Иверскую икону уже не игнорировал. Царь-победитель с триумфом въехал в Кремль через Воскресенские ворота, освящаемые Иверской, празднуя то, что одолел шведов - своих учителей. Народ, духовенство, военные встречали победителей прямо у Иверской часовни: произносились речи о славе русского оружия, юноши в белых одеждах пели кантаты. С тех пор все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, первым делом спешили поклониться московской святыне.
Да что цари!
Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях. Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу.
Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства.
Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками. Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной: «Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым.
Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают.
Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. На ее дверцах написаны царские короны, золотые.
Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые». В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная.
Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела. Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную.
Однако все возвращается на круги своя. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.
Весь негатив оставался в бане. Девушки делали каждому члену семьи оберег из веток, необычных камешков и сухих трав. Сначала мастерицы читали над ними особое заклинание, а потом раздавали. Что можно делать 25 февраля Необходимо провести генеральную уборку в доме и во дворе.
Особое внимание — мытью полов и очистке ванной комнаты. Также можно переставить мебель или добавить новый декор. Это привлечет в жизнь удачу и приятные события. День Иверской иконы — идеальное время, чтобы отпустить прошлые обиды и простить всех врагов, которые когда-то желали зла. Негативные эмоции со временем могут накапливаться и привести к серьезным заболеваниям. Поэтому важно избавиться от мыслей, которые могут тянуть «на дно».
Вениками выбивали хворь из тела и глупости из головы. Это поможет не только освежиться внешне, но и полностью очиститься от накопившегося негатива. Народные приметы на праздник 25 февраля Воробьи расчирикались — к наступлению оттепели. Холодный февраль — к теплу в марте. Жеребята разрезвились — к бурану. Багряные звезды на небе предвещают вьюгу.
Морозная зима — к доброму урожаю фруктов. Ночью выпал иней — жди днем снегопада. Пушистый иней — к погожим дням. Густой туман — к дождливому лету.
25 февраля — день празднования Иверской иконы Божией Матери
25 февраля - праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы | В Вятской Епархии старинный чтимый список Иверской иконы Божией Матери пребывает в Свято-Серафимовском храме, в нем находятся частицы мощей апостола Фомы, святителя Иоанна Златоуста, Григория Богослова, мученика Меркурия. |
Иверская икона Божией Матери / Новости / Православный магазин - церковная лавка - интернет магазин | Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы – на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России – названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. |
Иверскую икону Пресвятой Богородицы чтут православные 25 февраля
Иверская икона Божией Матери: история и чудеса православной святыни 22:43, 24. Одной из жемчужин духовного и исторического христианского наследия является Иверский образ Богородицы 25 февраля верующие чтят память одной из главных своих святынь — Иверской иконы Божией Матери с пронзенным ликом. По преданию, ее написал святой апостол и евангелист Лука. Согласно церковному преданию, икона находилась у одной благочестивой вдовы.
Во время гонений на христиан икону хотели уничтожить.
Затем святыню перенесли в Успенский собор, где он пребывает по сей день. В 1656-м с Афона доставили второй список Иверской иконы — для Валдайского Иверского монастыря. Третий список Иверской иконы Божией Матери сделали уже в Москве с первого афонского образа. Его поместили в Иверской часовне в 1669-м в Москве у Воскресенских ворот Китай-города. В 1929-м часовню уничтожили, икону передали в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где она пребывает и поныне. Патриарх Алексий II в ноябре 1994-го освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. Новый список чудотворной Иверской иконы, написанный с благословения Иверского игумена, прибыл в Москву с Афона в 25 октября 1995-го.
Так «Вратарница» вернулась на главные ворота. Только однажды святыня покинула столицу — в сентябре 1812 года вместе с Владимирской иконой ее вывезли во Владимир, спасая от французов. Празднования в честь Иверской иконы устраиваются трижды в году: 25 февраля — перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае в 1656 году; 6 мая — второе обретение древнейшего московского списка иконы в 2012 году и его передача Историческим музеем Русской православной церкви ныне находится в Новодевичьем монастыре ; 26 октября — торжественная встреча и перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона. Смысл и значение Иверской иконы Великое освящение Успенского собора Свенского монастыря и дарование Иверской иконы. На иконе Пресвятая Богородица представлена в поясном изображении. Левой рукой она держит Богомладенца — правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указывая на Него. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория, зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери. На правой щеке Божией Матери видна рана, из которой сочится кровь.
Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону. Голова Спасителя приподнята, и лицо немного повернуто к Богоматери, склонившей к Нему голову. Правая рука младенца Иисуса вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом. В левой он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Икона в начале XVI века была украшена чеканным окладом из серебра с позолотой, сделанным грузинскими мастерами, о чем свидетельствует запись на языке изготовителя.
После молебна о даровании монастырю явившейся святыни, благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, где находится и по сей день. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею. День Иверской иконы Божьей Матери празднуется несколько раз в году. Первый установлен в память об обретении святыни монахами Афонского монастыря. Оно произошло через день после Пасхи, предположительно в начале ХI века. Современные верующие вспоминают это чудо во вторник Светлой седмицы. Еще одно празднование установлено в память о том, как первый список афонской святыни прибыл в Москву.
Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей». Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.
25 февраля день памяти иверской иконы божией матери.
25 февраля в Иверском монастыре г. Самара прошло праздничное Богослужение. 25 февраля Православная церковь чтит память иконы Божией Матери Иверская.25 февраля празднуется дата перенесения списка в храм Валдайской обители. Сегодня мы прославляем явление иконы Божией Матери «Иверская». Иверская икона Божией Матери впервые явила свои чудеса во времена лютых иконоборческих гонений. 25 / 12 февраля – принесение списка Иверской иконы Божией Матери в Иверский Валдайский Богородицкий Святоозерский монастырь Новгородской митрополии.
25 февраля — Иверской иконы Божией Матери
По преданию, явление Иверской иконы Пресвятой Богородицы на водах перед иноками произошло 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Вятской Епархии старинный чтимый список Иверской иконы Божией Матери пребывает в Свято-Серафимовском храме, в нем находятся частицы мощей апостола Фомы, святителя Иоанна Златоуста, Григория Богослова, мученика Меркурия. Согласно преданию, икона Иверской Божией Матери была написана евангелистом Лукой еще при ее жизни. 25 февраля Церковь вспоминает перенесение списка Иверской иконы Пресвятой Богородицы в монастырь на Валдае в 1656 году.
За что Иверскую икону Богородицы любили цари, нищие студенты и поэты
В годы гонений часовня полностью разрушена, а Иверские врата стены Китай-города снесены. В ней установлен, написанный в 1995 году монахом Афонского Ксенофонтова монастыря, точный список Иверской иконы Божией Матери. Ежедневно перед образом Богородицы служится молебен с акафистом. С середины XVII века вяземские купцы и паломники, ходившие к святыням Москвы и Троице-Сергиевой лавры, приносили рассказы о чудесах, происходящих по молитвам у Иверской иконы Божией Матери. Многие горожане прониклись желанием иметь в соборном Троицком храме точный список с этого образа. В 1765 году из прихожан собора вязьмичи избрали двух человек — благочестивых братьев, купцов Калашниковых и отправили их в Москву. В столице Калашниковы заказали у иконописцев копию с чтимой Иверской иконы Божией Матери. Когда образ изготовили, его освятили в одном из храмов Москвы.
И братья двинулись в обратный путь в Вязьму, неся киот с драгоценной святыней, более двухсот верст на руках. Постепенно к ним присоединялись и другие люди. Слух о чудотворной Заступнице распространялся по городам и селам вдоль Смоленского тракта. Перед образом Богородицы служились молебны, и к окрестностям Вязьмы Калашниковы подходили уже Крестным ходом. С пением благодарственного молебна и под звон колоколов всех церквей икону принесли в собор и установили на доступном для всего народа месте. Позже для нее устроили специальный киот. Вяземский Иверский список Божией Матери прославился многими чудесами, происходившими по молитвам перед ним.
Для Вяземского собора начался новый период расцвета. Жители города и окрестных мест, всего обширнейшего в те времена Вяземского уезда, приходили в собор на поклон к Царице Небесной. Известные дворяне Салтыковы и Извековы, Воейковы и Каробановы, Нарышкины и другие щедрою рукою благодетельствовали собору и другим храмам.
О чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России.
В царствование Алексея Михайловича 1645—1676 архимандрит Новоспасского монастыря Никон впоследствии Патриарх всея Руси обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список копию чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Написать икону для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря триста шестьдесят пять монахов сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева.
После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы. Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона.
Утром старец прошел по воде, аки по суше, и икона легко далась ему в руки. Чудесный образ поставили в храме и начали неустанно ему молиться. Но как только иноки удалились, образ странным образом исчез, но ушел недалеко: наутро его обнаружили над вратами обители. Монахи несколько раз пытались вернуть икону на почетное место в алтаре, но она каждый раз перемещалась на врата. Богородица посетила Гавриила Святогорского во сне еще раз. Приснодева сказала, что ее защищать не нужно: она сама желает стать заступницей монастыря, Иверии Грузии и Афона. С тех пор чудесный образ поселился над вратами, где и пребывал под открытым небом до тех пор, пока на этом месте не построили для него персональную часовню. А икона получила альтернативное название: Портаитисса или Привратница. Где находится оригинал Шедевр иконописи и духовная жемчужина всех православных христиан находится на том же месте, куда она изволила явиться почти тысячу лет назад.
Тем не менее с чудотворного образа было сделано множество списков, многие из которых почитаются как чудотворные. Несколько «Привратниц», наделенных божественной силой, есть и в России. Это произошло благодаря инициативе архимандрита Никона — он написал письмо в Иверский монастырь с просьбой прислать список в Москву. Иконописец трудился над образом целый год. Все это время он выдерживал строгий пост, вкушая пищу только в выходные дни. В результате живописцу удалось создать точную копию священного прообраза с сохранением его чудодейственных свойств. Образ встречали в Москве с величайшими почестями, молились ему денно и нощно. Впоследствии Иверская икона стала духовным достоянием и защитницей царской семьи, откуда была передана в Новодевичий монастырь, где провела почти три столетия. В годы советской власти обитель закрыли, а на территории комплекса был организован филиал Государственного исторического музея.
Иверская Богородица долгое время была приписана к фонду музея, пока не была передана РПЦ на безвозмездной основе. Теперь она доступна для поклонения и почитания. Список с этой иконы, сделанный несколькими годами позднее, все в том же XVII веке, украсил Воскресенские ворота Кремля. Всякий путник, въезжающий в город, спешил поклониться чудотворной иконе, причем среди богомольцев были и члены монарших фамилий. Иногда икону выносили для Крестного хода или носили по домам и больницам, где она творила чудеса исцеления и заступничества. К сожалению, в 30-х годах прошлого столетия Воскресенские ворота были демонтированы, а икона попала в храм в Сокольниках. Впрочем, в 90-х годах Воскресенские ворота и Иверскую часовню отстроили вновь, а из Афона прибыл новый список легендарной иконы. Таким образом Заступница вновь вступила на стражу, защищая Москву и ее жителей от всех напастей. Еще один список еще при патриархе Никоне был перевезен в Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, что на Валдае.
Икона в драгоценной ризе в смутные годы безбожия была вывезена в неизвестном направлении, а монастырь осквернен и полуразрушен. Сейчас здание восстановлено, и его главным духовным достоянием является новый список со священной иконы. Слева — Иверский Валдайский монастырь, справа — список Иверской Богородицы, находящийся в этом монастыре Валдайский монастырь — одно из любимых детищ патриарха Никона. Именно по его инициативе на русской земле появилась обитель, являющаяся практически полной копией афонского Иверского монастыря. Известна и Моздокская Иверская икона, способная, подобно оригиналу, самостоятельно выбирать место пребывания. Во время переселения осетин она внезапно стала настолько тяжелой, что несколько мужчин не смогли ее поднять. Пришлось отдать ее в ближайший храм в Моздоке.
В самый день празднования Иверскому образу митрополит Иосиф совершил Божественную Литургию в том же храме. Ему сослужило соборное духовенство.