15 августа 1918 года по просьбе Великобритании и США американские военнослужащие высадились на Дальнем Востоке для поддержки союзников, воевавших против большевиков. 15 августа 1918 года началась американская интервенция на территорию российского Дальнего Востока.
Форма поиска
- Россия. Весна 1918 года. Перед началом большой интервенции / ИА REX
- (1918.01), Январь 1918 года (191801)
- Новые органы власти
- 93-я годовщина Январского восстания 1918 года в Киеве
январь, 1918
15 (28) января 1918 года Совет народных комиссаров (СНК) принял Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) на добровольных началах. Уже 15 января 1918 г. была организована новая революционная Красная армия, 19 января 1918 г. — Красный флот (РККА и РККФ). (Январь 1918 года, без точной датировки) «Вскоре стало известным, что большевики убивают всех добровольцев, захваченных ими, предавая перед этим бесчеловечным мучениям. Немецкие войска в Киеве, март 1918 года РИА Новости На этапе становления Красная армия формировалась в тяжелейших военно-политических и экономических условиях. 1918. Год издания. Входит в. 15 (28) января 1918 года Совет народных комиссаров (СНК) принял Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) на добровольных началах.
29 января 1918 г. началось восстание рабочих "Арсенала" против Центральной рады
Германия предложила свое посредничество для заключения мира между Россией и Финляндией. Финны требовали передачи Кольского полуострова и Восточной Карелии. Фредерик Пул. При поддержке коллаборационистов из Мурманского совета интервенты продолжили движение на юг вдоль линии Мурманской железной дороги.
Если англичан и французов сдерживало противостояние с Германией и её союзниками — у Антанты попросту не было сил для серьезных действий против России, да и выбор территории для таких действий в начале 1918 года был еще невелик, собственно говоря, в Европейской России он ограничивался только удаленным от берегово Англии Мурманском, то на Дальнем Востоке обстановка была принцппиально другой. Японцы оказались в состоянии действовать гораздо масштабнее. Сразу же после Октябрьской революции в Токио начали рассматриваться планы расширения зоны японского влияния в Азии, в том числе за счет Сибири.
Уже 1 января 1918 года генеральный консул Японии во Владивостоке запросил правительство о присылке военных кораблей. В этом городе в конце 1917 года проживало 3883 японских подданных, на всем Дальнем Востоке, вплоть до Читы, — около 10 тыс. Через два дня к японскому броненосцу присоединился британский крейсер HMS Suffolk.
Еще через день пришел еще один японский броненосец — «Асахи». Один из раненых вскоре умер. Местные власти сразу же начали искать нападавших, но так и не смогли их найти.
Между тем уже 5 апреля командующий японской эскадрой на рейде Владивостока к. Хирохару Като высадил десант из двух рот. Предлогом была защита японцев, проживавших в городе, и «горячая любовь к русскому народу», о которой известил горожан японский адмирал.
Британцы немедленно высадили свой собственный десант — 60 морских пехотинцев. Так началась интервенция на Дальнем Востоке. Советское правительство заявило свой протест, завершавшийся предупреждением: «Рабочие и крестьяне!
Честные граждане! С Востока идет новое страшное испытание. Внутри страны поднимают голову темные силы.
Буржуазия Сибири протягивает руку чужеземным насильникам». Как показали события, это был верный прогноз. Для поддержки противников новой власти был использован Чехословацкий корпус.
Еще в начале войны из русских подданных — чехов их насчитывалось по разным подсчетам от 50 до 70 тыс.
Этот декрет был подписан В. Лениным и опубликован 25 января 1918 года. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. Именно этим резким переходом объясняется тот факт, что с 1 по 13 февраля в стране не произошло ни одного события — никто не родился, не крестился, не женился, не умер. Все просто — в российском календаре этих дней просто нет.
Машиниста поезда коммуниста В. Гжегоржевского до января 1918 г. Следует отметить, что массовые белые расстрелы в этих местах фиксировались и позднее. Например, зимой 1919—1920 г. Эти данные подтверждаются издававшейся в Самаре в период правления КОМУЧа газетой: «Около станции Липяги приступлено к похоронам убитых в бою под Липягами красноармейцев. Всего по 14 июня схоронено 1300 человек. Похороны продолжаются. Предстоит убрать трупы с берега р.
Свинухи и в воде разлива р. Среди уничтоженных были 8 заживо сожженных красноармейцев, которые пытались спрятаться в печь для обжига кирпичей. Впоследствии в трубу печи сама печь не сохранится будет вмурована памятная мемориальная доска. После этого боя для легионеров был открыт путь на Самару. К 13 июня 1918 г десант был практически уничтожен. Из 8 тысяч вернулось не более 2 тысяч. Оставшиеся были разгромлены. Отдельные группы пытались скрыться в селах и оврагах, но были уничтожены.
Так, только около села Бацманово было расстреляно свыше 1000 красноармейцев. На июнь приходились и многие другие случаи карательных акций оккупационных войск, направленных против повстанцев на Украине. Только одним карательным криворожским австро-венгерским отрядом было расстреляно около 40 человек[353]. Красильникова заняли Омск. Согласно архивным данным ГА ОО, уже 7 июня появились группы военных и гражданских лиц, арестовывающие красноармейцев, красногвардейцев, большевиков и просто сочувствующих Советской власти. Конюшни губернаторского дворца, подвалы, концлагеря были забиты арестованными[354]. О массовых арестах с первого дня захвата Омска упоминает и современное омское официальное историческое издание. Согласно ему большинство арестованных было направлено в концлагерь, расположенный на территории Западно-Сибирской выставки до прихода белых в бывших павильонах выставки содержались военнопленные.
Сюда были посажены сотни красногвардейцев, участвовавших в обороне Омска, не успевшие эвакуироваться большевики и члены их семей[355]. По воспоминаниям писателя Ф. Березовского, «концентрационный лагерь был обнесен высоким забором, а сверх него еще колючей проволокой. Кроме того, внутри бараков тоже были сделаны перегородки из колючей проволоки. Повсюду была страшная грязь, воздух напитан невыносимым зловонием. Жажда свежего воздуха была настолько сильна, что у форточек выстраивались очереди заключенных. По ночам лагерь освещался сильными прожекторами; на территорию его выпускались дрессированные собаки. Охрана в лагере помещалась в одном из бараков.
День и ночь у дверей каждого барака стояли часовые из белоказачьих отрядов атаманов Красильникова и Анненкова… По ночам из лагеря в фургонах или в открытых повозках навалом вывозились трупы людей, погибших от недоедания и болезней»[356]. Посвящены положению красных военнопленных в омском лагере и отдельные исторические работы, одной из первых которых стала статья В. Вегмана, в которой он указывал о массовых случаях смерти, в т. Происходили в Омске в эти дни и расправы над советскими работниками, явными большевиками и подозрительными жителями[358]. Количество омских жертв в июньские дни сложно установить, так как никакой официальной статистики не велось. Поэтому в исследованиях приводятся различные цифры: от единичных самосудных расстрелов до нескольких сот человек. Так, в омском исследовании М. Вторушина указывается, что «в Омске белочехи и белогвардейцы в первые дни мятежа июня 1918 г.
Также можно указать на советское исследование д. Шорникова, в котором он указывал, что только по официальным данным в городе было арестовано 3 тысячи человек[360]. Вольским, И. Брушвитом, П. Климушкиным, И. Нестеровым и Б. Фортунатовым декларировало восстановление основных демократических свобод, разрешило деятельность рабочих и крестьянских съездов, фабзавкомов, установило 8-часовой рабочий день с 4 сентября 1918 г. Между тем установившийся режим в городе сложно было назвать демократическим.
После взятия 8 июня Самары войсками чехословацкого корпуса и местными «добровольцами» из числа жителей города было расстреляно 100 красноармейцев и 50 рабочих. Жители, высыпавшие из домов, выволакивали красных и передавали чехам с разными пояснениями. Некоторых чехи тут же пристреливали, предварительно приказав: «Беги! В городе зверски были убиты председатель ревтрибунала Ф. Венцек согласно воспоминаниям Н. Минкиной, прежде чем его стали избивать, с него предварительно сняли сапоги [362], заведующий жилищным отделом горисполкома большевик И. Штыркин и другие советские руководители[363]. В самарском издании 1929 г.
У здания Окр. Суда чехами расстрелян выданный толпой член мусульманск. Бешенковского, у здания окружного суда его голову рассек шашкой офицер. По настоянию мешочников пристрелен на уг. Предтеченской и Николаевской ул. Панской и Шихобаловской ул. Конихин, популярный пролетарский поэт, за отказ сдать чехам оружие. На вокзале убит не давший себя разоружить уфимский комиссар по реквизиции хлеба и скота.
На уг. Заводской и Садовой расстреляна женщина — красноармеец Вагнер, латышка, быв. Возле клуба РКП б убит юноша-коммунист Длуголенский. В гостинице «Националь» расстреляны военный комиссар Елагин и неизвестный. Избит и расстрелян чехами комендант пристаней «Кавказ» и «Меркурий». Чехами убит лежавший в ж. При попытке оказать помощь раненому красноармейцу чехами застрелен рабочий П. Романов, старый член п.
Всего в городе в первые дни после его захвата было убито не менее 300 человек[368]. Данные цифры встречаются и в воспоминаниях А. Бешенковского, скрывавшегося в эти дни от белого террора в Самаре. Согласно его воспоминаниям, на берегу реки Самары было расстреляно более 100 пленных красноармейцев, на плашкоутном мосту — до 20 красноармейцев. Всего, по его данным, за первые два дня было расстреляно и растерзано более 300 человек[369]. Эти данные детализированы в «Хронике событий» В. Троцкого: «Чехами в районе Самарки взято в плен около 100 разоруженных красноармейцев. При появлении чехословаков их первым вопросом было: «где красноармейцы»?
Несколько обнаруженных в районе Заводской и др. В течение всего дня по улицам водили пойманных красноармейцев на расстрел; особенно жестоко расправлялись чехи со своими «чехоизменниками» т. В 9 час. Среди убитых красноармейцев: Т. Многие случаи расстрелов остались незафиксированными»[370]. Очевидцы так описывали разборки во время вступления чехов в Самару 8 июня 1918 г. Толстого к Самарке через вокзал… пленных мадьяр и латышей отделяли от русских. Я спросил чеха, для чего это делают, он самодовольно ответил: «Русских мы не расстреливаем, ибо они обмануты большевиками, а латышей, мадьяр и комиссаров не щадим»[371].
Также среди жертв оказались рабочие-коммунисты Е. Бахмутов, И. Тезиков, работник по формированию частей Красной армии Шульц, и многие другие люди[372]. Известен и расстрел 16 женщин из 37 арестованных, виновных лишь в том, что они захоронили выброшенные Волгой трупы расстрелянных. Остальные женщины избежали этой участи только благодаря побегу, при котором погибло еще 7 женщин[373]. Существенная часть репрессий, в эти и последующие дни, была направлена на рабочее население города, особенно находившееся под влиянием большевиков. Значительным в городе было и количество арестованных. К 15 июня, т.
И это при том, что из Самары была вывезена значительная часть арестованных, и в августе их было в Бузулуке свыше 500, в Хвалынске — 700, в Сызрани — 600 человек[375]. Данные сведения подтверждаются материалами проходившей в эти дни в Самаре рабочей конференции, на которой 14 июня Ф. Рабиновичем было заявлено, что количество арестованных в городе превышает 1500 человек, большинство из них по ложным обвинениям. При этом на следующий день в Самару пригнали новую партию пленных красноармейцев, захваченных у Красной Глинки[376]. Часть свидетельств происходившего в городе белого террора была собрана в специальном осеннем выпуске газеты «Приволжская правда». Цифры, приведенные там, были гораздо выше летних сведений. По данным газеты, за лето — осень 1918 г. В сообщении другой советской газеты говорилось, что расстрелы в Сызрани происходили сотнями, если не тысячами[378].
Впрочем, эти цифры следует оценивать осторожно, так, в Сызрани за этот период было расстреляно хотя и значительно больше 200 человек, но явно менее 1000 указанных лиц в газетном выпуске. Самарские же показатели можно считать более близкими к истине. Всего же предполагалось для возможного последующего обмена 27 женщин-заложниц[379]. Ряд дипломатов из нейтральных стран, узнав об условиях их содержания, 5 сентября 1918 г. Однако протест остался без ответа. Лишь впоследствии ситуация разрядилась. Между тем пребывание в заложниках часто грозило им расстрелом. Так в числе заложников 18 сентября 1918 г.
Аросев в тот период был главным комиссаром воздушного военного флота Советской республики[381]. Вместе с ней расстреляли еще 10 заключенных спасской тюрьмы, в т. Впрочем, расстрел мог произойти и из-за революционных взглядов и деятельности самой М. Аросевой она организовала в уезде детские ясли, помогала семьям солдаток и, что более вероятно, из-за ее латышской национальности. Дочь Аросева ее внучка О. Аросева впоследствии стала известной советской актрисой. Среди захваченных заложников в детской колонии-коммуне в селе Миловка Уфимской губернии находилась и семья видного советского военного деятеля Н. Вольский, писавший впоследствии: «Комитет действовал диктаторски, власть его была твердой… жесткой и страшной.
Это диктовалось обстоятельствами Гражданской войны. Взявши власть в таких условиях, мы должны были действовать, а не отступать перед кровью. И на нас много крови. Мы это глубоко сознаем. Мы не могли ее избежать в жестокой борьбе за демократию. Мы вынуждены были создать и ведомство охраны, на котором лежала охранная служба, та же чрезвычайка и едва ли не хуже»[383]. Впрочем, зачастую сами бывшие члены Учредительного собрания, позабыв свои прежние принципы, участвовали в расстрелах пленных. Официально он считался членом Самарского военного штаба, в то же время выполняя успешно обязанности рядового бойца-разведчика.
Сравнительно молодой лет 30 , он был энергичный и совершенно бесстрашный человек. Ему как-то на моих глазах удалось захватить в овраге четырех красноармейцев. Спокойно сказал всегда следовавшему за ним черкесу: «Дуко…» его имя. Тот, не задумываясь, моментально по очереди пристрелил этих четырех пленников. Случайно я все это видел и потом вечером, когда мы отдыхали, спросил его, почему он приказал Дуко пристрелить красногвардейцев. Приказ — пленных не расстреливать. Ближайшие кварталы тотчас были оцеплены, произведен арест 10 человек, один из которых был тут же расстрелян легионерами[385]. Вскоре был издан приказ об аресте всех активных сторонников советской власти.
В 20-х числах июня в Карабаш прибыл карательный отряд, арестовавший 96 человек: заместителя председателя Карабашского Совета В. Тетерина, членов городского совета, советских активистов, красногвардейцев и ряд рабочих, хранивших оружие. После допросов и применения пыток арестованным было объявлено, что их через Миасс отправят в Челябинск. Арестантов, построенных в колонны, в окружении казаков повели на станцию. Кто не мог идти, тех волочили по земле, привязав к седлам, остальных подгоняли плетками. Арестованных провели 35 километров до законсервированного рудника вблизи от озера Тургояк. В расположенных здесь бараках заключенные провели двое суток, после чего их стали уводить группами к заброшенным шахтам. Казаки подводили арестованных к краю шахты по два-три человека и рубили их саблями, сбрасывая затем тела в рудник.
Некоторые обреченные на смерть сами бросались живыми в шахты. После уничтожения всей партии заключенных шахты были заброшены казаками камнями. Согласно свидетельству сторожа бараков, стоны из шахт были слышны еще несколько дней. После освобождения Карабаша в 1919 г. Терезников, В. Пустынников и А. Аханов, более двадцати их одностаничников были подвергнуты другим мерам наказания[386]. В самом начале восстания был убит председатель следственной комиссии П.
Шайдуков и ранены товарищ председателя исполкома и двое его служащих всех членов совета и служащих арестовали. Ночью был расстрелян, арестованный среди прочих членов совета, председатель местного Совета С. Аресты были продолжены по всему уезду. Всего, по воспоминаниям невьянского комиссара финансов Н. Матвеева, повстанцами было арестовано в самом городе около 40 большевиков, и до 60 большевиков в окрестных волостях[387]. Согласно сообщению Уральского обкома, 17 июня, когда к городу стали приближаться красные войска, охрана стала бросать бомбы в камеры арестованных и стрелять. В одной из камер из 14 человек уцелело двое, в другой — из 17 — трое человек остальные были убиты или тяжело ранены [388]. Факт бросания охраной в камеры заключенных гранат подтверждают и современные данные научных исследований.
Согласно им всего было убито 11 человек и 11 тяжело ранено. Цифры, близкие к данным 1918 г. Так, на станцию были принесены трупы женщины и ее троих детей, в том числе пятимесячного младенца. У одного из мертвых детей разрывной пулей был выворочен весь живот[390]. Покидая город, он вывез с собой 7 арестованных членов местного Совета, которых самосудно расстрелял. Штабу 2-го Степного корпуса позднее пришлось оправдываться перед общественностью, указывая на психическую болезнь Шаркунова и то обстоятельство, что его отряд в рядах Западносибирской добровольческой армии не состоит. Само же обещанное расследование ограничилось кратковременным арестом и освобождением по настоянию атамана Б. На следующий день жертвами расстрелов стали все выжившие члены интернационалистического отряда венгры.
Были также казнены член ревкома Н. Малюков, а также другие члены Барнаульского Совета С. Сычев, Н. Тихонов, Е. Дрокин, Т. Взятые в эти дни в плен руководители большевиков, руководитель барнаульского ВРК М. Цаплин и И. Присягин, были заключены в тюрьму и казнены через два месяца 26 сентября 1918 г.
Организатором их убийства был штабс-капитан Авенир Раков[392]. Впоследствии режим в городе и его окрестностях также характеризовался массовыми расстрелами. Так, были расстреляны 50 человек в селе Карабинка Бийского уезда, 24 крестьянина села Шадрино, 13 фронтовиков в селе Корнилово. Первоначально начальник Барнаульской городской, а затем уездной милиции поручик Леонид Ракин, младший брат коменданта Барнаула Авенира Ракина, прославился тем, что мог за несколько ударов превращать тело жертвы в кусок разбитого мяса. Поручик Гольдович и атаман Бессмертный, действовавшие в Каменском уезде, заставляли своих жертв перед расстрелом, стоя на коленях, петь себе отходную, а девушек и женщин насиловали. В селе Крутиха ими были расстреляны крестьяне за то, что не смогли спеть «Боже, царя храни». Строптивых и непокорных живыми закапывали в землю. Поручик Носковский был известен тем, что умел одним выстрелом убивать нескольких человек[393].
Начавшись во время стихийного митинга у здания Совета, оно переросло в вооруженный мятеж, в результате которого было убито 5 большевиков, в т. Семейкин, и арестовано 30 большевиков Только 23 июня восстание было подавлено Малышевым. Всего, согласно составленному после Гражданской войны именному списку местного Испарта, в ходе восстания было убито 23 большевика[394]. Комендантом станицы был назначен некто Земцов, «который в первую же ночь без суда приказал расстрелять около 20-ти человек, как потом выяснилось, своих личных врагов, в том числе двух георгиевских кавалеров и начальницу гимназии»[395]. Характерно, что массовые расстрелы донских казаков происходили в июне и в других станицах. Например, согласно сообщению газеты «Трудовое казачество», в эти дни было расстреляно 45 казаков на хуторе Котлобанском станицы Котовской Хоперского округа за отказ вступить в красновское войско. Хутор сожгли[396]. В городе убит председатель местного исполкома, левый эсер В.
По свидетельствам очевидцев, его тело было подвергнуто многочисленным надругательствам. Так, купец Шишикин заставил водовоза два раза проехать по мертвому телу, выбил глаз тростью. Через несколько дней Баныкин был похоронен вместе с остальными убитыми в этот день.
В пользовании церквей могут остаться только те земельные участки, которые необходимы для религиозной цели земля под церковью, под часовней и т. Вся прочая земля возвращается сельским и городским обществам. И Советы депутатов должны немедленно изъять из церковного пользования те участки земли, которые служат для извлечения дохода. Участки же под церковным двором могут оставаться в пользовании церкви, но с тем, чтобы они не застраивались и были открыты для общего пользования например, для детских игр, для гулянья или отдыха и т. Принадлежащие церкви и монастырям всех вероисповеданий дома и лавки, построенные для извлечения доходов, немедленно со всеми доходами переходят в распоряжение Советов. Монастырские жилые помещения приспособить для увечных, стариков и т.
Что же касается домов, в которых живут только лица, служащие при церкви, то их можно оставить в пользовании этих лиц и даже первое время бесплатно, так как квартирная плата за них может не окупить хлопот. Здания специально богослужебные церкви, часовни и т. Что касается движимости, предназначенной специально для богослужебных целей, то здесь задачей Советов является только приведение их в известность, чтобы не было расхищения. Для этого и нет надобности являться в церковь и производить опись в натуре, а нужно только обратиться к причту или к приходу с приглашением прислать подписанный ответственными лицами реестр движимого имущества, и в самом письменном обращении нужно указать, что реестр требуется не для отобрания вещей, а только для предохранения их от расхищения и что по получении реестра немедленно последует постановление об оставлении этих вещей в пользовании прихода. Весьма вероятно, что духовенство, объявившее теперь войну Советской власти, не пришлет реестра. В таком случае можно поступать смотря по обстоятельствам, но осторожно, чтобы не дать духовенству повода разжигать религиозный фанатизм. Отбирать золото и драгоценности для хранения в Государственном банке только в самых крайних случаях например, если большинство монахов разбежалось и т. Эти драгоценности часто имеют больше историческую и художественную ценность, чем стоимость по количеству металла, и казне от них будет мало пользы. Вообще же при приведении в исполнение Декрета о свободе совести нужно постоянно иметь в виду как руководящие принципы: 1 не оскорблять религиозного чувства верующих, памятуя, что каждый гражданин свободен в делах веры; 2 подчеркивать, что фактическому отобранию подлежат только те имущества, которые служат не для религиозных целей, а для капиталистической эксплуатации и 3 обращать эти имущества по возможности непосредственно на благотворительные надобности, чтобы польза от этого была всякому видна сразу.
Помета: Проект инструкции о свободе совести, присланный Комис[сариатом] внутр[енних] дел. Под действие Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви Собр. Отдельным членам этих обществ предоставляется устраивать только складчины на приобретение для религиозных целей имущества и на удовлетворение других религиозных потребностей. Благотворительные, просветительные и иные им подобные общества, указанные в п. Об имуществах, предназначенных для совершения религиозных обрядов 4. Имущества, которые ко времени издания Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви находились в ведении Ведомства православного исповедания и других вероисповедных учреждений и обществ согласно декрету переходят в непосредственное заведывание местных Советов рабочих и крестьянских депутатов на основаниях, изложенных в нижеследующих статьях. Местный Совет рабочих и крестьянских депутатов обязывает представителей бывших ведомств или лиц соответствующего вероисповедания, в чьем фактическом обладании находится храм и прочее богослужебное имущество, представить в трех экземплярах инвентарную опись имущества, специально предназначенного для богослужебных и обрядовых целей. По этой описи Совет рабочих и крестьянских депутатов принимает имущество от представителей соответствующего религиозного культа и вместе с описью передает его в бесплатное пользование всем тем местным жителям соответствующей религии, которые желают взять в пользование имущество; второй экземпляр описи с распискою на нем получателей Совет рабочих и крестьянских депутатов хранит у себя, а третий пересылает в Народный комиссариат просвещения. Необходимое число местных жителей, получающих в пользование богослужебное имущество, определяется местным Советом рабочих и крестьянских депутатов, но не может быть менее 20 чел.
В случае отказа со стороны представителей бывшего ведомства, либо тех лиц, в чьем фактическом обладании находится вероисповедное имущество, представить опись, указанную в ст. Принявшие имущество в пользование обязуются: 1 хранить и беречь его, как доверенное им народное состояние, II производить ремонт означенного имущества и расходы, связанные с обладанием имуществом, как то: по отоплению, страхованию, охранению, оплате долгов, местных сборов и пр. Храмы и молитвенные дома, имеющие историческое, художественное и археологическое значение, передаются с соблюдением особой инструкции, выработанной музейным отделом Народного комиссариата просвещения. Все местные жители соответствующей религии имеют право подписать соглашение, указанное в ст. В случае, если не окажется желающих взять на вышеозначенных условиях в свое ведение богослужебное имущество, местный Совет рабочих и крестьянских депутатов троекратно публикует о сем в местных газетах и вывешивает соответствующее объявление на дверях молитвенных зданий храмов. Если по прошествии недели со времени последней публикации не поступит заявлений о желании взять на указанных основаниях имущество, местный Совет рабочих и крестьянских депутатов сообщает о сем Народному комиссариату просвещения. В своем сообщении Совет рабочих и крестьянских депутатов указывает время постройки молитвенного дома, его ценностей в хозяйственном, историческом и художественном отношениях, цели, для которых предполагается использовать здание, и иные свои соображения по этому поводу. По получении от Народного комиссариата просвещения ответа Совет рабочих и крестьянских депутатов приводит в исполнение предложения Народного комиссариата просвещения, а в случае отсутствия таковых, свои по этому поводу предположения. Находящиеся в вышеуказанных, не использованных для религиозных целей зданиях предметы, так называемые священные, могут быть переданы или группе лиц соответствующего вероисповедания на основаниях, указанных в ст.
Сооружение новых храмов и молитвенных домов допускается беспрепятственно с соблюдением общих для возведения сооружений техническо-строительных правил. Смета и план строения утверждаются архитектурной комиссией местного Совета рабочих и крестьянских депутатов. Окончание постройки гарантируется строителями внесением в депозит Государственного казначейства известной устанавливаемой Советом рабочих и крестьянских депутатов суммы, выдаваемой на производство постройки по мере надобности. Передача в пользование построенного храма совершается в порядке ст. О прочих имуществах 16. Не предназначенные специально для богослужебных целей имущества церковных и религиозных обществ, а также бывших вероисповедных ведомств, как то: дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы, капиталы и все вообще доходные имущества, в чем бы они ни заключались, не взятые до настоящего времени в ведение советских установлений, незамедлительно отбираются от означенных обществ и бывших ведомств. Местные Советы рабочих и крестьянских депутатов предъявляют требование к представителям бывших вероисповедных ведомств и отделениям Народного банка, сберегательным кассам и лицам, в чьем фактическом обладании находится подлежащее национализации имущество, о сообщении ими под страхом уголовной ответственности в двухнедельный срок сведений обо всех принадлежащих местным вероисповедным организациям, либо бывшим ведомствам имуществах. Полученные сведения подлежат фактической проверке уполномоченными на то Советом рабочих и крестьянских депутатов лицами, и о результатах проверки составляется протокол, который приобщается вместе с описью к особому делу об имуществах бывших вероисповедных ведомств и церковных или религиозных обществ. К этому же делу надлежит приобщить все относящиеся к этим имуществам бумаги и документы.
Копию описи, представленной Совету рабочих и крестьянских депутатов и фактически проверенной им, Совет рабочих и крестьянских депутатов препровождает в народные комиссариаты просвещения и государственного контроля. Обнаруженные наличные капиталы бывших вероисповедных ведомств и церковных или религиозных обществ, каких бы наименований эти капиталы ни были и где бы они ни находились, должны быть приняты Советами рабочих и крестьянских депутатов в двухнедельный срок. Местный Совет рабочих и крестьянских депутатов, в случае нужды, по своему усмотрению может оставить в распоряжении группы лиц, заключившей соглашение, указанное в ст. Капиталы бывших вероисповедных ведомств и церковных или религиозных обществ, находящиеся у частных лиц или организаций, подлежат истребованию от них в двухнедельный срок. Держатели вышеуказанных капиталов, но не исполнившие требования о передаче в срок находящихся у них означенных капиталов, подлежат уголовной и гражданской ответственности, как за их растрату. Полученные капиталы должны быть сданы Советом рабочих и крестьянских депутатов в местное казначейство не позднее, чем в трехдневный срок со дня получения, для зачисления в доход Республики, причем квитанции о взносе этих капиталов должны быть приобщены к подлежащему делу. Совет рабочих и крестьянских депутатов немедленно уведомляет народные комиссариаты просвещения и государственного контроля об означенных суммах. Если церковные или религиозные общества имеют капиталы в сберегательных кассах или в отделениях Народного банка, то книжки сберегательных касс и соответствующие банковские документы по первому требованию Совета рабочих и крестьянских депутатов должны быть представлены их держателями; эти документы, по совершению на них отметки об их аннулировании, приобщаются к соответствующему делу, а подлежащим сберегательным кассам и отделениям Народного банка Совет рабочих и крестьянских депутатов сообщает о немедленном перечислении этих капиталов в доход казны. Об этом также уведомляются народные комиссариаты просвещения и государственного контроля.
За всякое незакономерное пользование имуществом, принадлежащим Республике, или за умышленную порчу его виновные в том лица подлежат уголовной ответственности. Все действия по отобранию церковных или религиозных имуществ должны быть закончены не позднее чем в двухмесячный срок со дня опубликования настоящей инструкции, и сведения об ее исполнении должны быть представлены Народному комиссариату просвещения и в VIII отдел Народного комиссариата юстиции. Всякий последующий спор о праве частных лиц на имущество бывших вероисповедных ведомств или религиозных и церковных обществ, национализированное в силу Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви и на основании настоящей инструкции, разрешается в общегражданском исковом порядке. О метрических книгах 26. Метрические книги всех вероисповеданий за все года, почему-либо не изъятые до настоящего времени из духовных консисторий, духовных управлений, городских управ еврейские метрические книги и прочих губернских хранилищ метрик, немедленно передаются в губернские областные отделы записей актов гражданского состояния. Метрические книги за все года из городских и сельских храмов всех исповеданий подлежат немедленному изъятию Советами рабочих и крестьянских депутатов, причем один черновой экземпляр передается либо местным городским и волостным отделам записей актов гражданского состояния, либо соответствующим нотариатам там, где нотариальные отделы ведут запись актов гражданского состояния , а другой беловой, прошнурованный подлежит направлению в губернский отдел записей актов гражданского состояния. После изъятия книг служителям культов предоставляется право, при желании, снять нужные им копии с метрических книг. В соответствии с воспрещением делать в паспортах и прочих официальных удостоверяющих личность документах какие-либо отметки, указывающие на принадлежность граждан к тому или иному вероисповеданию, воспрещается кому бы то ни было отмечать в паспортах о совершении каких-либо религиозных обрядов крещения, конфирмации, обрезания, брака и погребения и т. О религиозных церемониях и обрядах 29.
В государственных и в иных публично-правовых общественных помещениях, безусловно, не допускается: а совершение религиозных обрядов и церемоний молебнов, панихид и пр. Местная советская власть принимает все меры к устранению указанных в предшествующих статьях и противоречащих Декрету о свободе совести явлений. Устранение религиозных изображений, имеющих художественное или историческое значение, и их дальнейшее назначение производится с ведома Народного комиссариата просвещения. Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной советской власти, которое устроители каждый раз должны получать заблаговременно и во всяком случае не позднее, чем за 2 дня до публичного совершения религиозной церемонии. В выдаче разрешений Совет рабочих и крестьянских депутатов руководствуется п. Местная советская власть устраняет или обязует соответствующих лиц устранить из храмов и других молитвенных домов, составляющих народное достояние, все предметы, оскорбляющие революционное чувство трудящихся масс, как то: мраморные или иные доски, надписи на стенах и на богослужебных предметах, произведенные в целях увековечения памяти каких бы то ни было лиц, принадлежащих к членам низвергнутой народом династии и ее приспешникам. О преподавании религиозных вероучений 33. Ввиду отделения школы от церкви преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений ни в коем случае не может быть допущено в государственных, общественных и частных учебных заведениях, за исключением специальных богословских. Все кредиты на преподавание религии в школах должны быть немедленно закрыты и преподаватели религиозных вероучений лишены всякого рода довольствия.
Ни одно государственное и иное публично-правовое общественное установление не в праве производить преподавателям религии каких-либо выдач денежных сумм как за настоящее, так за истекшее с января месяца 1918 г. Здания духовных учебных заведений всех вероисповеданий, а также церковно-приходских школ как народное достояние переходят в распоряжение местных Советов рабочих и крестьянских депутатов иди Народного комиссариата просвещения. В арендное или иное пользование эти здания могут быть Советами рабочих и крестьянских депутатов предоставлены для специальных учебных заведений всех вероисповеданий лишь на общих для всех граждан основаниях и с ведома Народного комиссариата просвещения. Народный комиссар юстиции: Д. Приложение 1 к ст. Совета рабочих и крестьянских депутатов в бессрочное, бесплатное пользование находящееся там-то , такое-то богослужебное здание с богослужебными предметами по особой, нами заверенной своими подписями, описи на нижеследующих условиях: 1. Мы, нижеподписавшиеся граждане, обязуемся беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимая на себя всю ответственность за целость и сохранность врученного нам имущества, а также за соблюдение лежащих на нас по этому соглашению и иных обязанностей. Храмами и находящимися в них богослужебными предметами мы обязуемся пользоваться и представлять их в пользование всем нашим единоверцам исключительно для удовлетворения религиозных потребностей. Мы обязуемся принять все меры к тому, чтобы врученное нам имущество не было использовано для целей, не соответствующих ст.
В частности, в принятых нами в заведывание богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать: а политических собраний враждебного Советской власти направления, б раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против советской власти или ее представителей, в произнесение проповедей и речей, враждебных советской власти или ее отдельным представителям, и г совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти, ввиду чего мы обязуемся подчиняться всем распоряжениям местного Совета рабочих и крестьянских депутатов относительно распорядка пользования колокольнями. Мы обязуемся из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма или иного богослужебного здания... Мы обязуемся иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного имущества, в которую должны вносить все вновь поступающие путем пожертвований, передачи из других храмов и т. Мы обязуемся допускать беспрепятственно во внебогослужебное время уполномоченных Советом рабочих и крестьянских депутатов лиц к периодической проверке и осмотру имущества. За пропажу или порчу переданных нам предметов мы несем материальную ответственность солидарно, в пределах ущерба, нанесенного имуществу. Мы обязуемся, в случае сдачи принятого нами имущества, возвратить его в том самом виде, в каком оно было принято нами в пользование и на хранение.
Кровавая пятница 5(18) января 1918 года.
Главная» Новости» 5 января 1918 гражданская война. 29)января 1918 г. по старому стилю с выступления рабочих Арсенала началось восстание в Киеве против буржуазной Центральной Рады. Второй состав советской делегации в Брест-Литовске, 15 января1918 года.
Вступай в ряды
- Наш календарь
- ЯНВАРСКОЕ ВОССТАНИЕ: КАК ЭТО БЫЛО
- Выпуск новостей в 18:00 от 15.01.2023. Новости. Первый канал
- (1918.01), Январь 1918 года (191801)
Новости и события Российского исторического общества
15 (28) января 1918 г. Совет народных комиссаров издал Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, комплектовавшейся изначально на добровольческих началах "из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс". 15 января 1918 года ВЧК приняла Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии, а уже 29 января был создан Красный флот. 15 Января 1918 был на удивление насыщенным днем с точки зрения событий. 2–15 января 1918 года — установление советской власти моряками в Феодосии, Керчи, Ялте, Евпатории, Симферополе. 15 января 1918 г. 15 августа 1918 года власти Соединённых Штатов объявили, что больше не признают государственность Советской России, и приступили к высадке своего экспедиционного корпуса во Владивостоке, численность которого составила почти 8 тыс. бойцов. 29 января 1918 года началось Январское вооруженное восстание рабочих и революционных солдат против контрреволюционной Центральной Рады в Киеве Похороны в братской могиле погибших во время Январского восстания рабочих в Мариинском парке Трудящиеся Киева.
ЯНВАРСКОЕ ВОССТАНИЕ: КАК ЭТО БЫЛО
Из документа становится понятно, почему новая армия именуется «рабоче-крестьянской». Есть отдельные должности наркомов по военным и морским делам, чего также не встретишь в современной России, где единому Министерству обороны поручены функции по развитию всех видов Вооружённых сил. В целом же можно говорить о декрете «О РККА», как простом, понятном и своевременном документе, отражавшем реалии Гражданской войны и, в историческом масштабе, положившем начало той самой армии, которая победит Третий рейх и «…от тайги до Британских морей, Красная армия всех сильней». Познакомиться с историческим периодом с 1917 по 1922 гг.
Киевская Центральная рада стерта с лица земли». Если это было преувеличение, то небольшое. Уже 8 февраля украинские большевики взяли Киев. Рада бежала в Житомир. Это был центр Волынской губернии, перед войной в нем жило 91,5 тыс. Губерния была преимущественно крестьянской, малороссийской самые крупные группы — 2,7 млн украинцев и 0,55 млн евреев , рабочих центров не было. Рада явно надеялась чувствовать себя тут уверенней, чем в Киеве с его почти миллионным многонациональным населением и с большим процентом рабочих и ремесленников. Оттуда бежавшее правительство, которое почти ничего уже не контролировало, направило свою делегацию в Брест. Но уже 12 февраля советское правительство Украины переехало в Киев из Харькова.
Новая власть начала зачистку Киева от контрреволюционных элементов, т. Ситуация была сложной. С одной стороны, Украина юридически все еще была автономией в составе России и в её столице находились сторонники советской власти. С другой — Берлину и Вене нужна была свобода рук в этом регионе. Союзникам срочно нужен был источник поставок продовольствия, в Австро-Венгрии начинались голодные бунты. Представители пустого места — т. Доклад штаба германского Восточного фронта так описывал обстановку: «Однако в Житомире отказались принять Раду, и члены её разъехались в разные стороны. В отдельных местностях некоторые украинские части еще держались, но они не поддерживали связи друг с другом, и можно сказать, что Рада к моменту подписания мирного договора фактически не имела ни власти, ни сторонников в стране». Украинские войска, верные Центральной раде, выступают из Киева для борьбы с большевиками.
Зима 1917—1918 годов Именно поэтому германо-австрийская дипломатия поддержала появление в Бресте делегации Центральной Рады и требования украинских националистов, которые росли по мере того, они чувствовали эту поддержку. На украинскую делегацию союзники смотрели как на средство давления на советскую делегацию. Иллюзий они не питали. В цитируемом выше докладе говорилось: «Украинская самостийность, на которую опирается Рада, имеет в стране чрезвычайно слабые корни.
Главные силы восставших сосредоточивались вокруг «Арсенала» на Печерске, очаги восстания с отдельным руководством возникли также на Шулявке, Демеевке, Подоле. Восставшие захватили железнодорожную станцию Киев-товарный, мосты через Днепр, Киевскую крепость и несколько складов оружия. Часть войск выступила на стороне большевиков, большинство — держали нейтралитет.
Петлюра по собственной инициативе приходит на выручку Центральной Раде, когда на ее стороне как военная сила оставался только «Галицко-Буковинский курень» Е.
Здесь традиционно острым был вопрос о противостоянии малорусского и польского элементов, католической, униатской и православной церквей. Впервые вопрос о выделении уездов Забужья с православным малороссийским населением в отдельную губернию с центром в Холме совр.
Хелм, Польша был поставлен в 1865 г. В 1875 году местные униаты были воссоединены с православной церковью, а в 1905 году была учреждена самостоятельная православная епархия. В том же году в связи объявленной Манифестом 17 30 октября 1905 года свободой вероисповедания часть бывших униатов перешла в католицизм.
На основании закона от 1912 года Холмская губерния была выделена из восточных земель, входивших в состав Люблинской и Седлецкой губерний Царства Польского, и выведена за пределы границ этой административной единицы в 1913 году. Губерния была маленькой — в ней былов сего 8 уездов, в её центре — Холме — в 1913 г. В губернии проживало 758 408 чел.
Таким образом, из меньшинства в двух губерниях было образовано малороссийское большинство в одной. Недовольство поляков уже тогда было очень сильным, они энергично протестовали. В 1918 году против требований Киева присоединить к Украине Холмскую губернию категорически возражали власти созданного победителями «польского королевства».
Кроме того, украинская делегация претендовала на Брест и часть Минской и Гродненской губерний. В двух последних случаях Гофман отказался поддержать Раду на том основании, что там нет украинцев. Брест согласились отдать под власть Житомира.
Но в случае с Галицией ситуация была парадоксальной — на территории державы-победительницы претендовало правительство страны, которое еще не признано de jure никем. Макс Гофман Впрочем, продовольственный вопрос подгонял, и 27 января 9 февраля был подписан мирный договор между Украинской Народной республикой и четырьмя державами Четверного союза с которыми, собственно, эта только что провозглашенная республика никогда не находилась в состоянии войны. Он создавал льготные условия для закупок всего необходимого для Вены и Берлина на Украине.
В статье 7 этого договора говорилось: «До 31 июля текущего года должен быть осуществлен взаимный обмен излишками главнейших сельскохозяйственных и промышленных произведений для покрытия текущих потребностей…» На практике это превратилось в обмен продовольствия на квитанции, выдаваемые оккупационными властями. Подписание мирного договора между УНР и Центральными державами 27 января 9 февраля 1918 года Одновременно было найдено паллиативное решение относительно территориальных претензий Рады к Вене. Австро-Венгрия и УНР заключили тайный договор, по условиям которого австрийцы обещали поставить в Государственном совете вопрос о выделении в Восточной Галиции и Буковине территорий с украинским большинством в «один цельный коронный край».
Посланцы Рады не забывали, что поддержку представителей Берлина и Вены необходимо отрабатывать, и вели себя соответствующим образом. Как отметил в своем дневнике Чернин, «…успех был, пожалуй, слишком велик.
Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии 15(28) января 1918 г.
В результате 15 (28) января 1918 г. был издан декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января (11 февраля) — Рабоче-Крестьянского Красного Флота на добровольном принципе. Кровавые преступления основателей азербайджана в январе 1918 Г. Против тысяч русских солдат и офицеров. В результате 15 (28) января 1918 г. был издан декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января (11 февраля) — Рабоче-Крестьянского Красного Флота на добровольном принципе.
Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии 15(28) января 1918 г.
Поэтому 15 января 1918 года было провозглашено создание Рабоче-крестьянской Красной Армии. “ Прошедшая в Петрограде 5 января 1918 г. мирная демонстрация в поддержку Учредительного собрания оказалась расстрелянной Красной гвардией. Обновленная улица Яламова соединит две части Октябрьского районаВчера, 15:11. 15 (02) января 1918 года. Вечерний Курьер (Москва).