новости прихода. в крещатой фелони и зеленовато-синем подризнике, св. Григорий Богослов - в синем саккосе с. 12 февраля в день памяти Собора вселенских учителей и Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в нашем храме состоялась Божественная литургия. Василий Великий, Григорий Богослов (Назианзин) и Иоанн Златоуст. 11 февраля 2016 года,накануне праздника Собора вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в нашем храме состоялось всенощное бдение.
Собор трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Они не отрицали светской культуры, напротив, призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» Василий Великий. О том, как пользоваться языческими сочинениями». Василий Великий Святой сын святых Праздновать его память Церковь начала сразу после его кончины. Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова.
Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством». Будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий родился около 330 года в знатной и богатой семье. Его дед и бабка во время гонения Диоклетиана семь лет скрывались в лесах. Его мать была дочерью мученика, а отец — известным адвокатом и преподавателем риторики.
В семье было десять детей, и пятеро из них были потом причислены клику святых. Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — по словам святого Амфилохия, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». В Афинах он сдружился с Григорием Богословом.
Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних». Святой Василий Великий. Шебуев Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, «желая снискать руководителя к познанию истины», отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей.
Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и все глубже вчитывались в Священное Писание. Ересь Ария как импульс к действию Но в царствование императора Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен сначала в диакона, затем в пресвитера. Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей. А в Кесарию вновь приехал лишь после воцарения императора Валента, приверженца ереси Ария , когда для православия наступили тяжелые времена и «предстояла великая борьба».
С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии он занимал лишь второе место. Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером. Составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место. Но болезни, труды, воздержание, заботы и скорби рано истощили его силы: преставился святитель Василий 1 января 379 года и в скором времени был причислен к лику святых.
Ему было всего 49 лет.
Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником. Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом. Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь.
В юности Иоанн мечтал о монашестве. После смерти матери он на два года ушёл отшельничать в горы, но из-за крайней слабости здоровья был вынужден вернуться жить в родную Антиохию. Здесь учёный муж быстро стал диаконом, а затем пресвитером. Он посещал больных, кормил малоимущих и неустанно проповедовал Слово Божие. Проповеди святого сделали его столь известным по всей империи, что однажды его просто выкрали из города по поручению императора и рукоположили в Константинопольского архиепископа. Святитель воспринял случившееся, как волю Божию и со смирением принял кафедру. Здесь он стал неустанно обнажать пороки общества. Под влиянием его проповедей, тысячи прихожан на богослужениях плакали о своих грехах. Три святителя в своих богословских трудах сумели поставить языческую философию на службу богословию. Воцерковить её. Сформированное ими учение о Торице навсегда прекратило наиболее опасные ереси, а их сочинения об устроении Церкви и монашестве позволили упорядочить и оздоровить внутреннюю церковную жизнь. Именно поэтому они так почитаются Церковью и называются Вселенскими Учителями Церкви — то есть учителями для всех и на все времена. Во времена императора Алексея I Комнина разгорелся спор о том, кто из трёх великих святителей внёс наибольший вклад в жизнь Церкви. Знать ожесточённо спорила об этом во дворцах, а народ на городских площадях.
Самое главное у христианина делание — делами прославлять Бога, то есть основывать свою жизнь на заповедях Божиих, на совершенствовании своей души, с Божьей помощью очищая ее от страстей и так далее. Эти три святителя были именно такого внутреннего содержания. Каждый из них был девственник. Когда святитель Григорий Богослов был молодым, ему приснился удивительный сон: он видел двух невероятно красивых девиц в белых одеждах, скромно препоясанных поясками, без всяких украшений. Лица их были с небесным светом. Восхищенный ими, он спросил: «Как вас зовут? И сказали: «Если ты сохранишь чистоту и целомудрие, мы тебя сможем с помощью Божией вознести на такую духовную высоту, которую очень трудно достичь вне чистоты и вне целомудрия». Этот сон произвел на Григория Богослова такое потрясающее впечатление, что с тех пор он забыл о существовании женского пола и посвятил себя девственной жизни. Святитель Иоанн Златоуст, обучающийся в школе риторов, в философской школе, в богословской школе, знал дорогу только от того места, где жил, до места, где обучался. В воскресные дни он спешил в церковь; был постоянно погружен в науки, в изучение философии, языков и так далее. Так и Василий Великий. Григорий Богослов, когда Василий Великий умер, посвятил ему замечательное слово, где сравнивал Василия Великого с кораблем, перегруженным разными знаниями. Василий Великий знал и математику, и врачевство, и философию, и риторику, и богословие... Некоторые псевдодуховные люди говорят: зачем образование? Оно не нужно; нужно только молиться, читать Священное Писание и труды святых отцов. Наверное, они в чем-то правы, и действительно такой путь в Церкви существует. Церковь — универсальна, лишь бы ты познал Бога, лишь бы просветился светом Его любви и светом истины. Мы же помним старцев, которые скрывались на острове и знали только одну молитву, сочиненную ими: «Трое Вас и трое нас; Господи, помилуй нас». Есть и такой путь. Но в то историческое время, когда Православную Церковь потрясали разные ереси, эти три святителя, эти высокообразованные люди, превзошедшие многих философов и богословов, благодаря своему широкому и глубокому образованию могли утвердить православие там, где они жили. Василий Великий и Григорий Богослов, как я сказал, были друзьями. Святитель Иоанн Златоуст жил, можно сказать, в то же время, но чуть позже. Василия Великого и Иоанна Златоуста объединяет то, что они были составителями Божественной литургии, литургистами. Великим постом и в особые дни: в Крещение Господне или в день памяти Василия Великого мы служим литургию Василия Великого. Святитель Иоанн Златоуст несколько сократил литургию Василия Великого, но его именем названа Божественная литургия. Это были люди невероятного мужества. Император Валент находился в арианской ереси и хотел утвердить еретиков. Препятствием в этом утверждении был Василий Великий. Он прислал к Василию Великому своего легата, близкого чиновника, чтобы тот устрашил его, а Василий Великий сказал: «Чем ты меня можешь устрашить? Я всегда готов к смерти; я настолько немощен, что один удар приведет меня к смерти.
Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
праздничный день, когда Церковь чтит учителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - это Собор трех святителей, празднование триады вселенских столпов Православия. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и все святые имели эту великую благодать, они непрестанно были с Богом, непрестанно молились. 12 февраля в день памяти Собора вселенских учителей и Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в нашем храме состоялась Божественная литургия. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, почему их почитают Вселенскими Учителями? Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Василий Великий — светило церковное, иерарх, который всегда и везде, как только поминается святительский сонм, именуется первым, на первом месте, как бы предстоятель всего святительского сонма.
Три святителя
Василия: он изучил каждую науку до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Жизнь и творения трех святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия с христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Святители не отрицали светской культуры, а призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями. Из университета - в пустыню Василий, возвратившись в Кесарию, некоторое время преподавал риторику, но вскоре вступил на путь аскетической жизни. Он предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий собрал вокруг себя иноков в общежитие и своими письмами привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили в строгом воздержании, тяжело трудясь и усердно изучая Священное Писание по руководствам древнейших толкователей. Василий Великий по просьбе монахов составил в это время сборник поучений об иноческой жизни.
Иоанн Златоуст после Крещения стал предаваться аскетическим подвигам сначала дома, а потом в пустыне. После смерти матери он принял иночество, которое называл «истинной философией». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. За четыре года, проведенные в пустыне, он написал труды «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Из пустыни - на служение миру Все три святителя были поставлены сначала чтецами, затем диаконами и пресвитерами. Василий Великий покинул пустыню в дни, когда распространилось лжеучение Ария, чтобы бороться с этой ересью. Григорий Богослов был вызван из пустыни отцом, который был уже епископом и, нуждаясь в помощнике, рукоположил его в пресвитера. Между тем друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Григорий уклонялся от епископства, но через некоторое время по соглашению его отца и Василия Великого все же был рукоположен. Иоанн Златоуст святой получил сан пресвитера в 386 году.
На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Двенадцать лет святой при стечении народа проповедовал в храме.
Он обладал непревзойденным красноречием, когда призывал всех грешных покаяться. Как никто другой объяснял он применение Слова Божьего. Следующие считали, что был главным достоит святитель Григорий. Именно он в величайшей степени созерцал Бога. Однажды к митрополиту Евхаитскому Иоанну в сновидении явились трое Святителей. Они повелели, чтобы был установлен им день памяти совместно. Произошло это в 1084 году.
Автор намеренно усилил звучание этой символики, увеличив размер горы.
В иконописи их изображения встречаются и на Царских вратах, что подчеркивало исключительное положение и значение этих святых, соответствующее чину авторов литургических текстов. В русской иконописи наибольшее распространение получила иконография, называемая «Собор Вселенских учителей». Зарождение этого извода связано с чудом явления отцов Церкви в 1084 году митрополиту Евтихианскому Иоанну, которому святители повелели почитать всех трех одинаково перед Богом и прекратить распри между их последователями — василианами, григорианами и иоаннитами, спорившими о том, кто из святителей главнее. С большей убедительностью тема благого действия Премудрости Божией в мире раскрыта в сюжете иконы «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста «Добрые плоды Учения» », где святители, творцы литургии, представлены в момент их главного и наиважнейшего деяния — свершения обряда причащения.
Проповеди святого сделали его столь известным по всей империи, что однажды его просто выкрали из города по поручению императора и рукоположили в Константинопольского архиепископа. Святитель воспринял случившееся, как волю Божию и со смирением принял кафедру. Здесь он стал неустанно обнажать пороки общества. Под влиянием его проповедей, тысячи прихожан на богослужениях плакали о своих грехах. Воцерковить её. Сформированное ими учение о Торице навсегда прекратило наиболее опасные ереси, а их сочинения об устранении Церкви и монашестве позволили упорядочить и оздоровить внутреннюю церковную жизнь. Именно поэтому они так почитаются Церковью и называются Вселенскими Учителями Церкви — то есть учителями для всех и на все времена. Во времена императора Алексей I Комнина разгорелся спор о том, кто из трёх великих святителей внёс наибольший вклад в жизнь Церкви. Знать ожесточённо спорила об этом во дворцах, а народ на городских площадях. Тогда Евхаитскому митрополиту Иоанну во сне явились все три святых и повелели установить для них один общий день памяти — Собор Вселенских Учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство», - так писал об этом чудесном видении святитель Димитрий Ростовский. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст покровительствуют православным журналистам, писателям, миссионерам и учёным.
Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Дружба между Григорием и Василием была теснейшая, как и со Златоустом, младшим из них. Сегодня Святая Церковь, дорогие братья и сестры, вспоминает трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. в крещатой фелони и зеленовато-синем подризнике, св. Григорий Богослов - в синем саккосе с.
Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста | 11 февраля 2016 года,накануне праздника Собора вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в нашем храме состоялось всенощное бдение. |
Собор трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста | Рука святого Иоанна Златоуста сложена двуперстно в благословляющем жесте, Григорий Богослов и Василий Великий благословляют именословно. |
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. | На главную Новости СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА. |
Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. | Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий. |
Житие и праздник Трех святителей
Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 4. Василия Великого и Иоанна Златоуста объединяет то, что они были составителями Божественной литургии, литургистами. Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому.
Собор Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Но ходатайствуй пред Христом Богом, отче Григорий, о спасении душ наших. Перевод: Богословским языком твоим сплетения риторов расторгнув, славный, Православия одеждой, свыше сотканной, ты Церковь облек, и, нося ее, Она взывает с нами, твоими чадами: «Радуйся, отче, богословия ум высочайший». Молитва 1;я святителю Григорию Богослову Святитель Григорий Богослов О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй.
Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, повози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение.
Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Молитва 2;я святителю Григорию Богослову О, великий святителю отче Григорие, преславный Вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея Пренепорочнаго Девства предъизбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе.
Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогдаже на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша. Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких: соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся.
Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду. Егдаже час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми непреступнаго Божия Величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки.
Извилистая линия между лещадками горок — благодатная река христианского учения.
Центральное место в данной иконе занимает горка, являющаяся символом «горнего» мира и духовного восхождения. Автор намеренно усилил звучание этой символики, увеличив размер горы. В иконописи их изображения встречаются и на Царских вратах, что подчеркивало исключительное положение и значение этих святых, соответствующее чину авторов литургических текстов.
В русской иконописи наибольшее распространение получила иконография, называемая «Собор Вселенских учителей».
После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всем русском Севере — Спасо-Преображенского собора, который был освящен в 1481 году. В своем первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. В 1925 году в монастырских помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор.
Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. Спасо-Каменный монастырь в 1909 г. Храм впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. Интерьер церкви четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия.
Его отец, тоже Григорий, был богатым аристократом-язычником, но под влиянием своей жены Нонны, причисленной впоследствии к лику святых, принял крещение и со временем стал епископом в городе Назианзе.
Все детство и юность Григорий учился — сначала дома, потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии. Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником. Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом. Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель.
Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь. А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. Епископ поневоле Но епископом стать ему все же пришлось — когда умер его отец, сами жители Назианза избрали его на свою кафедру.
А после смерти Василия Великого в январе 379 года его избрали архиепископом Константинополя, города, в котором за сорок лет правления императоров, покровительствовавших арианам, почти все церкви, включая Святую Софию, были арианскими. Григорий остановился в доме своих родственников, устроил там в одной из комнат домовую церковь и начал совершать богослужения. В этой церкви в 380 году он произнес свои знаменитые пять слов «О богословии», принесшие ему славу Богослова. Ариане грозились его убить, кидали в него камни, но через год император Феодосий своим приказом вернул Святую Софию православным и сам ввел в нее Григория. А для решения вопросов, связанных с взаимными обвинениями друг друга в ересях, был созван Собор, получивший название Второго Вселенского. На этом Соборе ереси были преданы анафеме, а Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским.
Но приехавшие позже его противники снова начали распрю, и Григорий, измученный борьбой за власть, которой он не желал, сложил с себя архиепископские полномочия, вернулся в Назианз и перестал ездить на церковные Соборы. Скончался он 25 января 7 февраля по новому стилю 389 года, перед смертью завещав все свое фамильное имение епархии. После него осталось 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». Но биографы утверждают, что в первую очередь он все-таки был не писателем, а оратором, хотя именно его богословие высоко ценили Максим Исповедник, Фома Аквинский и святитель Филарет Московский. В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория Богослова перенесли в Константинополь, в церковь святых апостолов, а в 1204 году крестоносцы увезли их в Рим, где впоследствии в соборе святого Петра для них была устроена специальная гробница. И только в 2004 году, по решению папы Иоанна Павла II, их вернули в Стамбул, где они теперь хранятся в соборе святого Георгия.
Иоанн Златоуст Учиться, учиться и учиться Современник отцов-каппадокийцев, Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года.
Икона «Три святых»: история и описание образа
Во имя Святого ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО! Подписаться. Василий Великий — Кесарийским Каппадокийским, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — Константинопольскими. (Трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту). К таким – избранным среди избранных – относятся Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
12 февраля Церковь вспоминает Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Василий Великий — Кесарийским Каппадокийским, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — Константинопольскими. 12 февраля Православная церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста. В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Василий Великий — светило церковное, иерарх, который всегда и везде, как только поминается святительский сонм, именуется первым, на первом месте, как бы предстоятель всего святительского сонма. Хотя святитель Иоанн Златоуст был родом из Антиохии и не входил в число Великих каппадокийцев, однако этот величайший святой вспоминается в один день вместе со святыми Василием Великим и Григорием Богословом.