Предпосылки образования СССР.
Проекты объединения
- ЕГЭ. История. Кратко. Образование СССР
- Предпосылки образования СССР - презентация онлайн
- ШАГ ДЕВЯНОСТО ШЕСТОЙ: Образование СССР
- Образование СССР. История 10 класс. Видеоурок 9.1
- Арабский халифат и его распад
Создание СССР: причины образования и последствия
Военно-политическое единство советских республик сыграло большую роль в разгроме объединенных сил интервенции. Военно-экономический союз. В 1920-1921 гг. В 1921 г.
Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. Дипломатический союз. Формы объединения республик и образование Союза ССР.
Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. Сталин возглавлял комиссариат по делам национальностей и разработал план «автономизации», по которому независимые республики должны были войти в Российскую Федерацию на правах автономий.
К сталинскому проекту отрицательно отнеслись представители компартии Грузии, Украины. Ленин — председатель Совнаркома СССР — также осудил этот сталинский план и предложил, в свою очередь, план создания федеративного союза как добровольного и равноправного объединения республик. Союзные республики должны передать на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.
Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти.
За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из состава Союза, но механизм осуществления этого права не описывался. Создавалось три вида комиссариатов: 1. Союзные иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи, ОГПУ.
Унифицированные на союзном и республиканском уровне. Республиканские внутренняя политика, юриспруденция, народное образование. Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету.
Провозглашался федеративный принцип устройства государства. Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции 1924 г.
В 1924 году в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931г. В 1936 г. В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, к которому прилагался секретный протокол о разделе Польши между Германией и СССР, к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия.
В марте 1940 г. Летом 1940 г. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик.
При этом советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Суверенитет союзных республик на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП б. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов.
К концу 30-х гг. Принято считать, что Союз образовался только благодаря Февральской и Октябрьской революции. Однако это не совсем верно, ведь и до этих исторических событий государства и территории, вошедшие в дальнейшем в состав СССР, не были изолированы друг от друга и развивались в примерно одинаковом направлении.
Причины образования Союза можно разделить на несколько групп. На протяжении столетий государства-члены СССР придерживались схожих традиций, кроме того, исторические корни у них были одинаковые. По крайней мере, общность культуры объединяла Россию, Украину и Белоруссию с одной стороны, и республики Закавказской Советской Социалистической Федерации с другой.
Территориальные Близкое расположение будущих союзных республик способствовало объединению, ведь таким образом можно было стать одним государством, просто открыв границы, формально сохранив их. Таким образом, граждане нового государства могли свободно перемещаться на его территории, это облегчало и транспортировку товаров и сырья между республиками. Экономические При таком географическом расположении практически невозможно было не заключать торговых сделок и не создавать хозяйственных связей, а ведь экономический фундамент один из базовых элементов для создания сильного государства.
Кроме того, в ходе революций и гражданской войны в России экономика оказалось подорванной, а совместными усилиями восстановить ее было проще. Политические Сближению и объединению способствовала также схожесть, сложившихся после Февральской и Октябрьской революций политических систем и партийное единство, ведь все национальные коммунистические партии, пришедшие к власти в республиках, входили в состав РКП. Внешнеполитические Государства, где победила и пришла к власти коммунистическая партия, оказались перед необходимостью отстаивать свое право на независимость перед враждебно настроенными соседями, что для многих было бы не под силу в одиночку по причине незначительной территории, подорванной экономики и отсутствия сильной центральной власти.
Кроме того, в сложившейся ситуации государствам был нужен авторитетный дипломатический представитель на международной арене. Объединение государств, таким образом, позволяло им решить самые важные на тот момент задачи и не пойти по пути постоянной насильственной смены власти. К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований.
В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно- политический союз. Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Своеобразие: российские управленческие структуры играли и роль общегосудраственных органах власти.
Республиканские компартии были включены в состав РКП на правах областных парт-организаций. Благодаря этому достигалось единство, но в то же время ограничивало их суверенитет. С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик углубилось политическое и экономическое сотрудничество.
В 1920-22 все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Март 1919- Башкриская автономия. Июнь 1919- Белоруссия, Украина.
В 1922 году высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости уточнения взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей. В октябре- ноябре была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик. Причины образование СССР 1 необходимо было объединить экономичесике ресурсы республик для восттановления хозяйства 2 успешная внешнеполитическая деятельность.
Предпосылка образования СССР. Союзное государство- федерация равноправных республик. Верховный законодательный орган- Всесоюзная съезд советов, в перерывах между съездами ЦИК: Совет союза, Совет национальностей.
Исполнительная власть- СНК. У ЦИК: право избрания декретов и постановлений, его президиуму вся власть между сессиями. На верховные общесоюзные органы возлагалась финансовая система, здравоохранение и просвещение, гр,уг и трудовой кодекс.
При Совнаркоме учреждалось объединенное государственное политическое управление для борьбы с шпионажем, терроризмом и контрреволюцией. Каковы предпосылки и причины образования СССР? Что стало причиной образования СССР.
После свершения в 1917 году февральской и октябрьских революций - значительная часть бывшей Российской империи была оккупирована германскими войсками. Однако и на оккупированных территориях Украины, Беларусии существовали и действовали ячейки различных партий, в том числе и партии большевиков. Эти ячейки были достаточно хорошо структурированы и организованы.
Во многих местах они возглавили борьбу за власть. Однако в Царстве Польском - большевики проиграли. Польша стала самостоятельным и независимым государством, поддержанным Великобританией и США.
Другие территории тоже объявили о своей независимости, но там где победили большевики, а это территории Беларуссии и Украины вопрос о союзе с большевистской России даже не ставился Война с Польшей, которую Советская Россия проиграла в 1921 году вопрос о формальном союзе поставила на повестку дня. Так как сами Украина и Беларуссия не могли победить Польшу, поддержанную Антантой, то и был подписан этот союзный договор, который и стал фундаментом СССР на долгие семьдесят лет. Вопрос об этнической общности тогда на повестку дня вообще не выносился - его стали муссировать значительно позднее, когда Москва начала заменять национальные кадры Советских республик.
Причины необходимости образования СССР? Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного объединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для наиболее рационального использования.
К 1922 г. Вместе с тем хозяйственные связи между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики.
Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом. Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы, угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики.
Определенные успехи были достигнуты и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой. Однако полного единства здесь пока не было. А послевоенная обстановка выдвигала на первый план именно это требование.
Наконец, перехода к новым формам отношений требовала и необходимость укрепления дружбы народов, устранения проявлений шовинизма и национализма. Сама природа Советской власти, интернациональной по своей сущности, объективно сплачивала народы, но несовершенство форм отношений между республиками, сложившихся к 1922 г. Нужно было переходить к новой, более совершенной форме государственного единства Советской страны.
Источники: www. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.
От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация».
Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП б всего лишь как областные партийные организации.
Она запросила помощи у Германии. В Харькове утвердилось советское правительство. После аннулирования Брестского мира 13 ноября 1918 г. В 1919 г. Красная Армия освободила Киев. Чуть ранее были заняты Белоруссия и Прибалтика.
В 1920-1921 гг. Красная Армия пришла в Закавказье. В Грузии, Армении, Азербайджане созданы советские социалистические республики. В Средней Азии велась борьба с басмачеством — военно-политическим антисоветским движением местного населения. Оно было подавлено в 1922 г. В 1920 г. Однотипность государственного устройства Советы и нахождение у власти в республиках коммунистической партии. Стремление к единой системе внешней безопасности советских республик.
Если подвести короткий вывод, то можно выделить следующие причины подготовки проекта об объединении советских республик: 1. В 1921 году были разгромлены поляки и основные силы белых, в связи, с чем руководство перешло к обсуждению идей мирного реформирования того, что создали в годы гражданской войны. На бумаге независимость, а по факту подчиненность московским коммунистам. В такой ситуации логичным дальнейшим шагом рассматривалось объединение советских республик. Экономические и идеологические причины. Считалось, что объединение способствует консолидации ресурсов, а их позже можно будет пустить на дальнейшее продвижение во всем мире идей коммунизма.
Национальные проекты в Украине, на Кавказе, Беларуси фактически возглавили коммунисты, для которых национализм был нежелательным и неглавным элементом, поэтому встал вопрос, а нужно ли сохранение региональных советских республик или их нужно просто включить в состав Советской России. Проекты объединения советских республик В связи со сложностью объединения советских республик возникло несколько проектов трансформации новых коммунистических государств. Вот кратко их описание: 1. Этот вариант предложили грузинские коммунисты.
Во-первых, не допустить повторения империи.
Революционер Ленин прекрасно понимал, что игнорирование национальных интересов царским правительством способствовало скоропостижному распаду государства. Во-вторых, для успеха внешней политики требовалось создать мировую «витрину» социализма. Наконец, большевики опирались на марксистское учение, предполагавшее, что социализм в глобальном масштабе невозможен без ведущих европейских стран. Следовательно, в соответствии с идеей «мировой революции» Ленину хотелось сформировать некую, как выражаются некоторые историки, «государственность на вырост». А именно — федерацию, способную в перспективе принять любую страну.
Сталинская автономизация этого не позволяла. Именно поэтому в названии СССР нет ничего национального. Ленинская концепция федерации ставила во главу угла не этническую, а политическую составляющую — социализм как идеологию и Советы как форму власти. Сталинская автономизация подразумевала единое государство, где главенствующей нацией оказался бы русский народ. В его работе приняли участие более двух тысяч делегатов.
Ленин не смог присутствовать на съезде из-за болезни. Рабочим председателем съезда был назначен М. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР, одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик. Затем со своей речью выступил М. Предложение было принято.
В Декларации были прописаны три причины создания Союза ССР — экономическая, военная и идеологическая: «Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик. С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения. Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью. Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное развитие, и свободу национального развития народов».
В ней говорилось, что Союз является добровольным объединением равноправных народов. Каждая республика имеет право свободного выхода из Союза. В Союз также могут вступить все советские социалистические республики, существующие на тот момент, и которые могут возникнуть в будущем. Создание нового союзного государства должно послужить шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику. В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным органам центральной государственной власти: изменение внешних границ Союза; заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; объявление войны и заключение мира; заключение внешних государственных займов; ратификация международных договоров; установление систем внешней и внутренней торговли; установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик; утверждение бюджета, единой денежной системы, налогообложение; законотворческая сфера.
В договоре определялась сфера полномочий Союза Советских Социалистических Республик, формирование общесоюзных органов государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Комиссариаты, имевшие непосредственное отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов комиссариат земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции оставались республиканскими. Таким образом, учли замечания Раковского, который указал на неясности и противоречия, которые могут возникнуть во взаимоотношениях РСФСР с союзными республиками.
Согласно 26 статье, каждая союзная республика имела право свободного выхода из Союза. В Договоре не были определены сроки его существования и возможность отмены. В состав комиссии входили представители всех союзных республик. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Это связано с тем, что перечисленные вопросы решались Конституциями республик.
Особое внимание в ней было уделено факту юридического закрепления образования СССР, правам Союза и входящих в него союзных республик, системе их высших государственных органов. Договор подразделялся на 11 глав, состоявших из 72 статей. Ведению СССР подлежали внешнеполитические отношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза. Руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета, установление единой денежной и кредитной системы, общих начал землеустройства и землепользования, основ судоустройства и законодательства, принятие общих мер в области здравоохранения и просвещения. Преимущественное право СССР заключалось в организации и руководстве вооруженными силами.
Верховные органы СССР решали вопросы о приеме в союз новых республик, об изменении общих границ или границ союзных республик, а также спорные вопросы, возникающие между республиками. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно.
«Оплот против мирового капитализма»: как был образован Союз Советских Социалистических Республик
Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) стало необходимым шагом для укрепления большевистской власти и для соединения разрозненных земель. Причины образования СССР. 2) Причины и предпосылки образования СССР. Образование СССР: предпосылки, причины, принципы создания Союза. причины, этапы становления, состав, итоги. Все советские республики, включая РСФСР, образуют союз равных — Союз Советских Социалистических Республик.
Образование СССР в 1922 г.
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство | Исследуются причины, которые привели к образованию Советского Союза. |
Предпосылки и причины образования СССР - История России | Причины и предпосылки образования СССР. В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. |
Образование СССР в 1922 г.
Причинами основания Советского Союза следует считать: Социалистическую революцию и провозглашение советской власти на большей территории бывшей Российской империи. СССР был образован в декабре 1922 г. Первоначально в состав Союза вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская федерация. Советский Союз просуществовал без малого 70 лет и прекратил существование в декабре 1991 года. Факты о создании и распаде страны, которой больше нет на карте – в материале «Башинформа». причины, этапы становления, состав, итоги.
Предпосылки создания единого государства
- 100-летие со дня образования Советского Союза: как был создан СССР — 30.12.2022 — Статьи на РЕН ТВ
- Образование СССР
- «Оплот против мирового капитализма»: как был образован Союз Советских Социалистических Республик
- Как создавался Союз Советских Социалистических Республик
Создание СССР: причины образования и последствия
Союз Советских Социалистических Республик — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год. Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) стало необходимым шагом для укрепления большевистской власти и для соединения разрозненных земель. В презентации рассказывается о предпосылках образования СССР, рассматриваются планы объединения территорий в единое государство. Учебный материал содержит информацию о становлении советского государства, предпосылках образования СССР и основных проектах государственного устройства России после революции 1917 г.
Тайны СССР кто егосоздал кто уничтожил существует
Они включали в себя: — принцип равенства всех наций и народностей; — признание права наций на самоопределение вплоть до создания самостоятельного государства, которые были провозглашены в «Декларации прав народов России» 2 ноября 1917 г. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам национальностей, который возглавил И. Опыт решения национального вопроса в годы Гражданской войны. На всей остальной территории бывшей Российской империи пришедшие к власти национальные правительства в их числе Украинская Центральная Рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия «Мусават» в Азербайджане, казахская «Алаш» и др. В 1917 г. Так, в декабре 1917 г. Советская Россия признала независимость Польши и Финляндии которой отказывали в праве на суверенитет белые правительства. В 1919 г.
Под мощным давлением «вождя» Сталин был вынужден признать ошибочным свой проект «автономизации». В последующем взятый за основу ленинский проект был принят во всех инстанциях, с некоторыми дополнениями. Главное противоречие проектов создания СССР заключалось во взглядах на форму государственного устройства. Ленинский план тяготел к конфедерации Советских государств Европы и Азии. Взор Ленина был устремлен на создание «всемирного Советского Союза». Но конфедерация, при всей ее привлекательности — это неустойчивое образование и со временем либо распадается, либо становится федерацией. Сталин отстаивал идею централизованного государства под сильным руководством, скрепляющего Союз на длительное существование. Важно было сохранить единое государство, для построения привлекательной модели государства. Планы мировой революции он относил на дальнюю перспективу. Федерация по-ленински Для лидера большевиков первостепенной задачей было переиграть белых идеологически. Для этого надо было решить по меньшей мере три задачи. Во-первых, не допустить повторения империи. Революционер Ленин прекрасно понимал, что игнорирование национальных интересов царским правительством способствовало скоропостижному распаду государства. Во-вторых, для успеха внешней политики требовалось создать мировую «витрину» социализма. Наконец, большевики опирались на марксистское учение, предполагавшее, что социализм в глобальном масштабе невозможен без ведущих европейских стран. Следовательно, в соответствии с идеей «мировой революции» Ленину хотелось сформировать некую, как выражаются некоторые историки, «государственность на вырост». А именно — федерацию, способную в перспективе принять любую страну. Сталинская автономизация этого не позволяла. Именно поэтому в названии СССР нет ничего национального. Ленинская концепция федерации ставила во главу угла не этническую, а политическую составляющую — социализм как идеологию и Советы как форму власти. Сталинская автономизация подразумевала единое государство, где главенствующей нацией оказался бы русский народ. В его работе приняли участие более двух тысяч делегатов. Ленин не смог присутствовать на съезде из-за болезни. Рабочим председателем съезда был назначен М. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР, одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик. Затем со своей речью выступил М. Предложение было принято. В Декларации были прописаны три причины создания Союза ССР — экономическая, военная и идеологическая: «Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик. С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения. Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью. Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное развитие, и свободу национального развития народов». В ней говорилось, что Союз является добровольным объединением равноправных народов. Каждая республика имеет право свободного выхода из Союза. В Союз также могут вступить все советские социалистические республики, существующие на тот момент, и которые могут возникнуть в будущем. Создание нового союзного государства должно послужить шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику. В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным органам центральной государственной власти: изменение внешних границ Союза; заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; объявление войны и заключение мира; заключение внешних государственных займов; ратификация международных договоров; установление систем внешней и внутренней торговли; установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик; утверждение бюджета, единой денежной системы, налогообложение; законотворческая сфера. В договоре определялась сфера полномочий Союза Советских Социалистических Республик, формирование общесоюзных органов государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Комиссариаты, имевшие непосредственное отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов комиссариат земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции оставались республиканскими. Таким образом, учли замечания Раковского, который указал на неясности и противоречия, которые могут возникнуть во взаимоотношениях РСФСР с союзными республиками. Согласно 26 статье, каждая союзная республика имела право свободного выхода из Союза.
Замечание 4 На первый взгляд казалось, что советизация стран, совместно с подготовкой образования СССР позволяло решить любой вопрос. Однако, В. Лениным настойчиво указывалось то, что Армения, Грузия и Азербайджан должны войти в состав союзного государства в качестве закавказской федерации. За счет создания федеративного образования можно было решить массу проблем. Прежде всего, оно способствовало объединению ресурсов всего Закавказья транспортные, природные и прочие для их использования в интересах целого государства. Центр хотел полностью взять под контроль ситуацию в стратегически значимом регионе, однако большевицкие национальные элиты зачастую обладали общим влиянием и принимали независимые решения. Необходимо было создавать национальные структуры для того, чтобы понижать статус, а также возможности национальных большевицких лидеров. Закавказскую федерацию создали накануне возникновения СССР. По докладу Сталина, Пленум КЦ 18 декабря 1922 года обсудил проект союзного договора, а также принял решение о его отверждении в советском порядке. Сталин с докладом об образовании союзного государства. Сталин предлагал утвердить Договор образования СССР, а также его Декларацию, тем самым открыв новую главу в истории развития человечества. Процесс создания нового союзного государства должен был ознаменовать окончательный разрыв с прошлым. Новое образованное государство было создано не как унитарное, а как союз отдельных национальных республик, что было закреплено в новом названии государства — Союз Советских Социалистических Республик СССР. Большевики, которые были верны лозунгу «права наций на самоопределение», в основу союзного государства заложили национальный принцип. У республик были сохранены все атрибуты государственности — собственные совнаркомы, ЦИКи, наркоматы, ЦК национальных компартий и прочее. При этом, некоторая часть полномочий была передана центральным органам власти. Характерным является то, что на русских не распространялись требования национальной программы большевиков. В процессе подготовки образования СССР, а также в процессе его становления, проводились дискуссии о государственности русских. Мнения большевицких лидеров были противоречивыми. С одной стороны, некоторые из них выступали за право наций на самостоятельное самоопределение, но с другой — они хотели образовать большие государства с сохранением интересов классовой борьбы рабочих, а также благодаря переходу к социализму. В практической реализации это порождало определенную двойственность. Двойственность проявлялась в признании права на существование национальных республик Белорусской, Украинской и прочих с одной стороны, и создание РСФСР, Закавказской Федерации несмотря на то, что Грузия этому упорно сопротивлялась с другой. Данные противоречия, несмотря ни на что, обусловили гибкость в вопросе национальности, однако интересы русских, как отдельного народа, никогда не принимались в расчет. Несмотря на наличие дискуссий, которые продолжались до 1925 года, вопрос о наличии русской государственности так и не был решен. Данный вопросы при всем желании не мог получить позитивного разрешения. Даже само наличие дискуссии только демонстрировало, что у большевиков не было представления о специфике России, а все вопросы, связанные с национально-государственным устройством страны они решали при заведомой ориентировке на собственные интересы, без просчета отдаленных последствий. Замечание 6 Русские на протяжении столетий расселялись по всем территориям большой страны: они жили и в Киргизии, и на Кавказе, и в Башкирии, и на территориях заполярной тундры. Делая акцент на национальной государственности, большевицкие лидеры под русскоязычное население закладывала настоящую бомбу, которая в современном обществе просто взорвалась.
Ленин выдвигал задачу «стремиться к более и более тесному федеративному союзу». В 1920— 1921 гг. В марте 1922 г. Основная задача этой федерации состояла в том, чтобы обеспечить братское сотрудничество народов Закавказья и искоренить межнациональную вражду, усиленно разжигавшуюся буржуазными националистами и иностранными империалистами. Объединительным стремлениям народов Советской страны, направленным на создание мощного союза советских социалистических республик, противостояли сепаратистские, центробежные тенденции, носителями которых были буржуазные националисты, отражавшие идеологию свергнутых эксплуататорских классов. Они пытались воздействовать на мелкую буржуазию и неустойчивые элементы среди рабочих и крестьян, разжечь межнациональную рознь, разобщить советские народы. Деятельность буржуазных националистов заметно оживилась в связи с некоторым ростом капиталистических элементов на первом этапе нэпа. При переходе к нэпу активизировались и великодержавные шовинисты, выражавшие интересы и настроения разбитых классов — русских помещиков и буржуазии. Великодержавный шовинизм был опасен и тем, что его проявления способствовали росту местного буржуазного национализма. Процесс объединения социалистических республик проходил в острой борьбе против великодержавного шовинизма и местного буржуазного национализма. Этой борьбой руководила Коммунистическая партия, стоявшая на страже братского единства народов. Установление диктатуры пролетариата обеспечило всем нациям и народностям бывшей Российской империи свободное национальное развитие и предоставило им полный суверенитет. Народы в соответствии с их волей и в зависимости от конкретной исторической обстановки могли объединиться в пролетарском многонациональном государстве или не объединиться. Ленин указывал, что вопрос о праве наций на самоопределение вплоть до отделения непозволительно смешивать с вопросом о целесообразности отделения. Последний вопрос Коммунистическая партия должна решать в каждом отдельном случае с точки зрения интересов пролетариата и всех трудящихся масс национальных советских республик. Победили объединительные тенденции, так как они отвечали коренным интересам всех народов советских республик. В этом проявилась историческая закономерность диктатуры пролетариата — власти, объединяющей народы, а не разъединяющей их. Советские нации пожелали объединиться в единое многонациональное государство потому, что они были тесно связаны друг с другом в экономическом, политическом и культурном отношениях, а также потому, что без такого объединения им было бы крайне трудно противостоять натиску международного империализма. Объединение республик должно было осуществиться на основе полной добровольности.