Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл 26 мая подписал указ, согласно которому освобожден от должностей и запрещен в священнослужении протоиерей Леонид Калинин. На момент вступления в должность Патриарху Кириллу было 63 года. Патриарх Кирилл — епископ Русской православной церкви, 27 января 2009 года Поместным Собором РПЦ был избран Патриархом Московским и всея Руси. По случаю юбилея патриарха Кирилла президент Владимир Путин подписал указ о награждении главы Русской православной церкви высшей государственной наградой — орденом Андрея Первозванного.
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 19 июля 2023 года
Кирилл (патриарх) | Патриа́рх Кири́лл — епископ Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси с 1 февраля 2009 года и митрополит Калининградский с 24 августа 2023 года. |
Шестнадцатый патриарх Московский и всея Руси Кирилл вступил в должность патриарха | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде. |
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 19 июля 2023 года | Митрополит Ставропольский Кирилл вступил в должность и.о. председателя Синодального военного отдела. |
Биография патриарха Кирилла | Патриарх Кирилл вспоминал: "Каждый день в школу шел, как на Голгофу". |
Святейший Патриарх Кирилл возглавил последнее в 2023 году заседание Священного Синода | Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) был самым публичным священником России ещё до того, как возглавил РПЦ: он много лет вёл еженедельную программу на Первом канале. |
Патриарх Кирилл
Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл 26 мая подписал указ, согласно которому освобожден от должностей и запрещен в священнослужении протоиерей Леонид Калинин. Им стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, занимавший после смерти Алексия II пост местоблюстителя. Статья автора «Парламентская газета» в Дзене: Ежегодно 1 февраля в России отмечается День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, или годовщина его восшествия на патриарший престол. ↑ Митрополит Кирилл избран патриархом Московским и всея Руси. 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий, праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Как любит рассказывать Патриарх, в школьные годы он сознательно отказывался вступать в пионеры и комсомольцы.
Кирилл, шестнадцатый патриарх Московский и Всея Руси
Когда умер патриарх Алексий II, Кирилла назначили на должность Патриаршего Местоблюстителя. Кирилл был избран патриархом в феврале 2009 года – на полгода раньше Владимира Путина, который стал «преемником» в августе 1999 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде. Главные новости о персоне Патриарх Кирилл на Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) был самым публичным священником России ещё до того, как возглавил РПЦ: он много лет вёл еженедельную программу на Первом к. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.
Патриарх Кирилл (Гундяев)
Патриарх Кирилл отреагировал на арест Киевом митрополита Арсения | Вступивший в должность Патриарха РПЦ в 2009 году Владимир Михайлович Гундяев до этого на протяжении ровно 20 лет, с 1989 года, осуществлял высшие управленческие функции церкви: руководил Синодальным отделом внешних церковных связей (ОВЦС). |
В России – новый Патриарх | Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович; род. 20.11.1946), Патриарх Московский и всея Руси (с 1 февр. |
День рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Патриарх Кирилл направил обращение к поместным православным церквям и различным организациям относительно ареста наместника Святогорской лавры митрополита Арсения, назвав это «очередной карательной мерой» киевских властей. 1 февраля 2009 года прошла интронизация на патриарший престол патриарха Кирилла. Патриарх Кирилл назвал очередной карательной мерой арест митрополита Арсения. Статья автора «Парламентская газета» в Дзене: Ежегодно 1 февраля в России отмечается День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, или годовщина его восшествия на патриарший престол. Им стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, занимавший после смерти Алексия II пост местоблюстителя. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие Краснодарского края попрощались с митрополитом Григорием, который, по решению Священного Синода, был назначен Первым викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и переведен в Москву.
Биография патриарха Кирилла
28 апреля, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. В 90-х годах Патриарх Кирилл все больше углубляется в общественную деятельность. Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович; род. 20.11.1946), Патриарх Московский и всея Руси (с 1 февр. По церковному уставу епископ не может вступать в брак, поэтому жены у Патриарха Кирилла нет. 28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Please wait while your request is being verified...
В 1974-1984 гг. Митрополит Кирилл - автор следующих книг: «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере» Ленинград, 1971 г. Как отвечает на них Православная Церковь» Москва, 2002 г. Бог и человек. История спасения» М. Les valeurs de la Tradition dans la societe laique" Paris, 2006 г. Изданы циклы телепередач «Слово пастыря» - Введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» - История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» - Основы социальной концепции - Устав Русской Православной Церкви - Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» - Церковь, государство, политика часть 1 , Церковь, личность, общество часть 2 , О вере и спасении часть 3. На аудионосителях издан цикл великопостных проповедей.
Митрополит Кирилл приглашался для чтения лекций в Рим 1972 г. Митрополит Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» - Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания Шамбези, 1976 г. Митрополит Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат он участвовал в IV Упсала, Швеция, 1968 г.
Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, почетный настоятель Преображенского собора в Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам. По окончании 8 класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе. После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году. С 1970 года — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.
Ушла на лепешки последняя мука, что есть завтра - было непонятно, но утро вечера мудренее. Бабушка и восемь детей 7 родных и один приемный легли спать, а ночью проснулись от стука в окно и голоса: "Хозяйка, принимай груз". Открыли дверь. За порогом стоял мешок муки.
Этот мешок - говорил патриарх Кирилл - спас и моего отца, и мне дал возможность явиться на свет. Отец Володи имя Кирилла в миру работал главным механиком оборонного предприятия, до войны он был репрессирован, сидел на Колыме, потом строил укрепления во время обороны Ленинграда. В годы войны был военпредом на Горьковском заводе и принимал танки Т-34 перед их отправкой на фронт. Потом стал священником, что во многом определило судьбу сына.
Еще в детстве он ходил по храму, зашёл в Царские врата, прошелся по алтарю. Напуганная мать отвела сына к настоятелю храма. Тот не стал наказывать. Только сказал с улыбкой: "Ничего, архиереем будет".
Такая оценка была вызвана не тем, что Володя не любил учиться. Напротив - всегда тянулся к знаниям, много читал благо, позволяла домашняя библиотека отца священника. Ощущение подвига у мальчика было из-за его духовного нонкоформизма, который в советское время сильно бросался в глава. Он не вступил ни в пионерию, ни в комсомол.
Про Володю даже написали в городской газете.
Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
Патриарх Кирилл появился в храме Христа Спасителя
Выборы и интронизация патриарха Кирилла: вспоминаем, как это было « Глазовская епархия | Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович; род. 20.11.1946), Патриарх Московский и всея Руси (с 1 февр. |
День рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла | Главная › Разное › Патриарх Кирилл отпраздновал 75-летний юбилей: биография и чем знаменит. |
Патриарх Кирилл – последние новости на сегодня – | 28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. |
15 лет назад состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла - Православный журнал «Фома» | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года. |
Патриарх Кирилл отреагировал на арест Киевом митрополита Арсения
Мне запомнились два надгробных слова патриарха - на отпевании людей, которых я знал лично, - писателя Валентина Распутина и моего друга священника Михаила Васильева, ставшего Героем России посмертно. Меня поразило, как патриарх находит нужные слова в момент трагедии, представляет, если можно так сказать, духовный смысл жизни человека. Я также вспоминаю его встречу с философами и политологами. Беседовавший с нами более двух часов, из которых он полтора часа слушал нас и реагировал на реплики. Не было одной специальной темы для разговора, каждый говорил о чем хотел. Но патриарх мастерски провел эту встречу, показав недюжинный талант коммуникации. Он говорил с нами на нашем языке. Предпочитал слову "теолог" или "богослов" слово "религиовед", вспоминал советского религиоведа Мирана Петровича Мчедлова, которого он знал лично. У него не было позиции: вот мы вводим теологию, а все другие дисциплины, занимающиеся религией, должны замолкнуть. Он понимал и понимает важность и философии, и религиоведения.
Мы гордимся, что на 80-летие философского факультета получили от него поздравительный адрес. Протоиерей Петр Гриценко, окормляющий паству в зоне СВО: Меня Святейший патриарх поражает образованностью, своими знаниями и решительностью. Он ничего не откладывает "на потом". Как сельский человек, я благодарен ему за то, что священникам из бедных сельских приходов разрешили работать на земле, чтобы прокормить свою семью. Я, занимаясь сельским хозяйством, смог восстановить один и построить другой храм, прокормить пятерых детей, проводить детские фестивали для детей со всей России и плюс еще оказывать значительную гуманитарную помощь Донбассу. Мы почти на 100 процентов снабжали батальон Георгия Победоносца и помогали социальным учреждениям в нескольких городах Донбасса. Это все дало нам возможность сделать много добрых дел во славу Церкви Христовой. В чем вам хочется посочувствовать патриарху? Алексей Козырев: Патриарх в России не только предстоятель церкви, но и политик.
А взаимодействие религии и политики - это всегда очень болезненная и сложная тема.
Странно, что фрондирующего подростка не исключили из школы. Мальчик учился хорошо. Особенно школьнику удавались точные науки, математика и физика. Юноша устроился картографом в Ленинградскую геологическую экспедицию. С 1965 года Гундяев получал богословское образование.
Парень поступил в Ленинградскую семинарию, а в 1967 г. Все дети священника Михаила Гундяева посвятили себя церкви. Старший брат Владимира, Николай, стал протоиереем, ректором Петербургской духовной академии Санкт-Петербурга, а также настоятелем собора. Елена, младшая в семье, заняла пост директрисы православной гимназии, проректора по культуре и заведующей регентским отделением той же духовной академии. Владимир Гундяев — ректор духовной академии Карьера в церкви 3 апреля 1969 г. Владимир Гундяев «умер для мира», приняв монашеские обеты и новое имя — Кирилл, в честь равноапостольного византийского миссионера.
Постриг совершал митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим Ротов. А дальше карьера нашего героя взлетела вверх, как ракета, что дает журналистам основания полагать, что Гундяев был агентом КГБ: 7 апреля 1969 — рукоположен в сан иеродиакона. В 1970-х как кандидат богословских наук сделался секретарем митрополита Никодима. В 28 лет, с 1974 Кирилл уже ректор семинарии и академии, ведет класс для будущих «матушек» и преподает физкультуру. Февраль 1991 — сан митрополита. Стремительная карьера объясняется тем, по мнению журналистов, что кандидатура Гундяева поддерживалась КГБ.
В Советском Союзе без разрешения «органов» церковные деятели такой величины не могли действовать легально, не говоря о возможности выезда за рубеж. Журналисты предъявляют и документальные доказательства. В 1992 г. На заявление не отреагировали. Интронизация патриарха Кирилла Личная жизнь Как представителю черного духовенства монаху , Кириллу запрещено заводить семью. Инсайдеры утверждают, что таковая существует.
Скандал, получивший в прессе название «Пыльное дело», начался в марте 2012 г. Некая Лидия Леонова, проживающая по адресу: Москва, ул. Серафимовича, 2, подала заявление в суд на соседа снизу, который делал ремонт. В иске значилось, что жилец запылил книги и мебель в квартире, отчего те пришли в негодность. Леонова отсудила у соседа 20 миллионов рублей — неслыханная сумма, не знающая прецедентов! Квартира по документам принадлежит… патриарху Кириллу.
Вопреки прогнозам и ожиданиям светской, да и церковной общественности, соборяне проголосовали быстро и однозначно. Собор не выдвигал своих кандидатов, а поддержал решение архиереев, назвавших в большинстве своем главой Церкви владыку Кирилла. Роль Церкви в обществе особым образом проявилась, когда Священный синод объявил о созыве Архиерейского и Поместного соборов для избрания нового первоиерарха. Тема патриарших выборов сразу же стала предметом самого широкого обсуждения не только в православной, но и в светской среде. В печатных и электронных СМИ шли острые дискуссии, касающиеся как кандидатуры будущего предстоятеля, так и самой процедуры его избрания.
Интерес общественности к проблемам, казалось бы, сугубо церковным свидетельствовал о том, что в последние годы Православная Церковь в России стала постепенно возвращать себе былое влияние, которое она имела во времена выдающихся ее подвижников — Александра Невского, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского. И в этом есть несомненная заслуга последнего Патриарха. За 18 лет «правления» Алексия II количество приходов РПЦ, а значит — соборов и церквей, увеличилось с семи до тридцати тысяч, в десятки раз выросло число действующих монастырей, приютов, воскресных школ. Проведена огромная миссионерская работа: стали шире отмечаться традиционные церковные праздники, возросло понимание нравственных устоев в обществе для укрепления семьи, воспитания молодежи. В период развала советской системы, кризисов и дефолтов Церковь стала единственной опорой в жизни множества людей.
Об изменении отношения к Церкви, произошедшего за последние годы в общественном сознании, говорили многие церковные и государственные деятели во время прощания с Патриархом. Сам факт созыва Архиерейского собора после торжественных «сороковин» по Алексию II свидетельствует о несомненном признании и почитании значимости его служения. В дни работы соборов возносились особые молитвы, совершались заупокойные литии по Патриарху Алексию II. И в этом присном поминовении почившего предстоятеля чувствовалась не просто дань особого уважения к его трудам, но и просьба о его молитвенной помощи, о заступничестве, стремление церковных иерархов сохранить преемственность в новом патриаршем служении. Затем, при Петре I, патриаршество и вовсе было упразднено и замещено подконтрольным императору Синодом.
А восстановлено оно было только в 1917 году, под революционную пальбу. Таким образом, Алексий II являлся всего лишь пятнадцатым русским предстоятелем за всю историю патриаршества. Большинство его предшественников на этом посту избирались царями — «помазанниками Божьими». В советское же время избрание Патриарха проводилось, как на партсобрании, открытым голосованием. Вот почему говорить о какой-либо одной сложившейся традиции избрания патриархов на сегодняшний день было сложно.
Точнее, традиций можно выделить две: более древняя — по жребию и сложившаяся в советское время — голосование. Священноначалие предложило избирать Патриарха по тому же сценарию, что и в 1990 году. Поместный же собор тайным голосованием выбирал из них Патриарха.
Именная панагия 1988 - за активное участие в подготовке и проведении Юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени 1996. Орден преподобного Сергия Радонежского I степени 2004. Орден святителя Алексия, митрополита Московского II степени 2006. Орден святого благоверного воеводы Стефана Великого II степени 2006, Православная церковь Молдовы - в знак признательности за усердное служение и во славу Православной Церкви в Молдове. Орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой 20 ноября 2016. Награды Поместных православных церквей Ордена Грузинской, Чешских земель и Словакии, и Финляндской православных церквей. Золотая медаль святителя Иннокентия 28 апреля 2009, Православная церковь в Америке. Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии 2010, Православная церковь в Америке. Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка 2010, Александрийская православная церковь. Орден святых апостолов Петра и Павла I степени 13 ноября 2011, Антиохийская православная церковь. Орден святого благоверного и равноапостольного царя Бориса 27 апреля 2012, Болгарская православная церковь. Золотой орден апостола Варнавы 10 июня 2012, Кипрская православная церковь. Орден святой равноапостольной Марии Магдалины I степени 19 августа 2012, Польская православная церковь. Большой крест ордена Живоносного Гроба Господня 9 ноября 2012, Иерусалимская православная церковь. Большой крест ордена святого апостола Павла 3 июня 2013, Элладская православная церковь. Орден Святого царя Константина 6 октября 2013, Сербская православная церковь. Орден Святого Саввы I степени 16 ноября 2014, Сербская православная церковь. Орден Святого великомученика и целителя Пантелеимона I степени 2 июня 2016, Пантелеимонов монастырь, Афон. Награды других Церквей и конфессий Орден святого Григория Парумальского 9 декабря 2006, Сиро-маланкарская католическая церковь, Индия. Орден святого Григория Просветителя 17 марта 2010, Армянская апостольская церковь, Армения - в знак выражения братской любви, глубокого уважения и признательности распростертого по миру армянского народа. Орден «Шейх уль-ислам» 21 ноября 2011, Управление мусульман Кавказа. Государственные награды Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени 19 ноября 2016 - за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии духовных и культурных традиций, активную просветительскую и миротворческую деятельность, направленную на укрепление дружбы между народами. Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени 20 ноября 2006 - за большой личный вклад в развитие духовных и культурных традиций и укрепление дружбы между народами. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени 11 августа 2000 - за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций. Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Орден Дружбы народов 3 июня 1988 - за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием крещения Руси. Благодарность Президента Российской Федерации 14 августа 1995 - за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Орден Дружбы 28 декабря 1995 - за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в реализации комплексной программы строительства, реконструкции и реставрации исторических и культурных объектов города Москвы. Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту» 1996. Медаль «В память 850-летия Москвы» 1997. Орден Александра Невского 7 января 2011 - за особые личные заслуги перед Отечеством в деле сохранения духовных и культурных традиций. Почетный орден «За бескорыстный труд в деле защиты детей» 2013, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Медаль «Совет Федерации. Награды российских регионов Орден «Ключ дружбы» 2003, Кемеровская область. Орден «Доблесть Кузбасса» 11 октября 2003, Кемеровская область. Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XX лет 24 декабря 2004, Москва - за большой вклад в укрепление международного авторитета Москвы и поддержание межконфессионального мира и согласия. Почетный знак имени адмирала Ушакова 2005, Ярославская область. Юбилейная медаль «60 лет Кемеровской области» 2006, Кемеровская область. Юбилейная медаль «60 лет Дню шахтера» 2007, Кемеровская область. Орден Республики 2 февраля 2012, Тыва. Орден «Полярная Звезда» 25 ноября 2012, Якутия - за выдающиеся заслуги в духовном возрождении многонационального народа республики, вклад в укрепление дружбы, межнационального мира, согласия и в ознаменование 380-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. Ведомственные награды Почетная грамота Министерства науки и технологии Российской Федерации 1999. Медаль «За заслуги в укреплении международной безопасности» 2006, Совет безопасности РФ. Знак отличия «За укрепление сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации» 14 января 2010. Награды иностранных государств Орден «Честь» 24 апреля 2010, Азербайджан - за развитие межрелигиозного диалога и огромный вклад в развитие двусторонних отношений между Россией и Азербайджаном. Орден Республики 9 октября 2011, Молдавия - в знак высокой признательности особых заслуг в сохранении и преумножении духовных и нравственных ценностей, за многолетний плодотворный труд в деле укрепления православных традиций и вклад в развитие и углубление связей между российским и молдавским народами. Орден Святого Месропа Маштоца 28 ноября 2011, Армения - в связи с 65-летием со дня рождения и за значительный вклад в дело углубления традиций дружбы народов Армении и России, сохранение и развитие духовных ценностей. Орден Дружбы народов 14 октября 2012, Белоруссия - за значительный вклад в союзное строительство, укрепление дружеских отношений и единства народов Белоруссии и России. Орден «Звезда Вифлеема» 10 ноября 2012, Палестинская национальная администрация - в знак уважения к его высокому сану, в благодарность за усилия по достижению мира и стабильности на Святой Земле, укреплению духовных и религиозных связей между российским и палестинскими народами.
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 19 июля 2023 года
Я хотел бы всех трудящихся на этом поприще сердечно поблагодарить. Особые слова благодарности хотел бы также адресовать тем священнослужителям, которые с риском для жизни несут служение по окормлению военнослужащих, участвующих в настоящее время в боевых действиях. Воин, находящийся на фронте, особенно нуждается в таинствах церковных, наипаче же в причащении Святых Христовых Таин. Воины ждут и с благодарностью принимают от священников укрепляющие слова о Боге, о жертвенности, о христианской стороне их ратного труда. Воины нуждаются и в пастырском наставлении о борьбе со страстями, которые могут проявлять себя с особенной силой в постоянной стрессовой ситуации.
Нуждаются в утешении и заботе и те воины, которые получили ранения и находятся в больницах или проходят реабилитацию. В медицинских учреждениях, где они находятся, трудятся духовенство и церковные волонтеры. Уверен, что могу выразить им нашу общую благодарность. Знаю также, что многие священнослужители и прихожане живо откликнулись на многоразличные нужды воинов, находящихся на фронте, что приходы собирали и собирают материальную помощь и средства для приобретения необходимого воинам: вещей, средств защиты, лекарств.
Поддерживаю эти дела. Да будут они благословлены Богом! Как я уже ранее отметил, нынешний вооруженный конфликт является отражением более глобального столкновения цивилизаций: той, которая все больше уходит от Богом заповеданных устоев жизни, и той, которая стремится сохранять их, несмотря на многолетние усилия, предпринимаемые против этого идеологами апостасии. К сожалению, последним удалось вовлечь в это противостояние государственное руководство Украины и тех населяющих ее людей, которые были им обмануты.
Таким образом была спровоцирована междоусобная брань между единокровными и единоверными людьми России и Украины. Показательно, что, когда костер войны разгорелся, в военных действиях на стороне Украины стало принимать участие большое число иностранных наемников, зачастую поддерживаемых своими государствами, которые явно и недвусмысленно заинтересованы в этой войне и потому поставляют оружие на Украину и разными другими способами поддерживают конфликт. Другими словами, междоусобная брань, которая была спровоцирована и до сих пор поддерживается из заграничных центров, переросла в международный, фактически мировой вооруженный конфликт. Этот конфликт уже повлек многочисленные жертвы.
Разрушены, подчас до основания, города, храмы, монашеские обители. Целые территории становятся непригодными для жизни! С глубокой болью воспринимаю происходящее, наипаче страдания и скорби мирных людей, тем более что по обе стороны линии боевых действий находятся, в том числе, и чада единой Русской Православной Церкви! Помолимся о всех убиенных и от ран и болезней скончавшихся в эти дни.
Помолимся обо всех страждущих и лишившихся крова, об утешении скорбящих и ободрении унывающих. Помолимся и о воинах наших, дабы Господь сохранил их от смерти, ран, пленения и всякого зла. Помолимся о том, чтобы Господь даровал нам всем глубокий и неотъемлемый мир. Помолимся и о победном торжестве над ополчающимися на Святую Русь и желающими разделить и погубить ее единый народ из молитвы о Святой Руси.
Грозные обстоятельства времени закономерно вызывают у многих страх, который усиливается при сообщениях о терактах и диверсиях, затрагивающих людей как у самой линии боевого соприкосновения, так и вдалеке от нее. Этот страх — орудие дьявола, направленный в том числе на то, чтобы попытаться заставить нас отступиться от хранения богозаповеданных идеалов, отступиться от защиты нашей веры и Отечества. Наш ответ на этот страх — в молитве Богу, в мужественном доверии Ему даже при тяжелых испытаниях, в поддержке друг друга и в сохранении нашего единства. Это единство нам следует всеми силами оберегать.
В конце июня мы были свидетелями того, как обиды и личные амбиции едва не привели к вооруженному противостоянию внутри России. В эти дни многие из нас вспомнили о событиях вековой давности, когда во время Первой мировой войны в нашей стране была спровоцирована внутренняя рознь. Тогда для этого внешними и внутренними врагами Отечества использовались как частные интересы, так и претензии к действиям тех или иных государственных лиц, подчас, к сожалению, и справедливые. Мы знаем, какой катастрофой для России, для Церкви, для всего народа нашего стали мятежи и революции.
Мы помним, как некоторые люди, желавшие блага Отечеству, поддержали в 1917 году революцию, представлявшуюся им неизбежной и нужной, а потом в этом горько и запоздало раскаивались. Да, справедливое устроение жизни народа и государства является несомненным благом. Да, допускаемая порой несправедливость требует исправления, в том числе и через церковное ходатайство за пострадавших от нее людей. Однако исторический опыт свидетельствует, что смута и междоусобная брань, даже под лозунгами справедливого устроения общества, никогда не приносили блага народам нашего Отечества, и наш пастырский долг — предостерегать народ Божий от участия в этих бесплодных делах тьмы срав.
Какой бы ни была меняющаяся повестка дня, в центре нашей проповеди должно находиться то, что всегда остается неизменным. Мы, христиане, призваны свидетельствовать, что мы — самые счастливые и свободные люди, поскольку нам во Христе открыта истина о том, каким должен быть и может стать человек. Нам открыты и последние судьбы мира, сегодня мятущегося и терзающегося в греховном ослеплении, но чающего встречи со своим Творцом и Искупителем во Втором пришествии. Поэтому наши слова должны открывать людям спасительную истину о снисхождении Бога в мир людей до самой крестной смерти и победы над смертью в Воскресении.
Мы призваны говорить об открывающейся в служении основанной Христом Церкви возможности богообщения и освобождения от греховного рабства. Наши дела должны свидетельствовать о презрении к идолам современности, о нашей преданности Воскресшему Господу и Его заповедям, о поклонении истинному Богу, о братолюбии и милосердии, об исповеднической твердости и терпеливой готовности делиться с другими богатством жизни во Христе. Архиерей, то есть предстоятель местной Церкви, как определяет Устав епархии, несет ответственность за церковную жизнь во вверенной ему области. При этом важно помнить, что труд архиерея — это не «княжение» над людьми, а служение великому домостроительству Божию.
Тем более это важно в нынешних условиях, когда многие люди столкнулись со скорбью и претерпевают лишения. Призываю всех вас, дорогие собратья, не господствовать над наследием Божиим ср. Это в том числе означает, что мы должны дорожить каждым человеком. Об этой нашей обязанности нам всего лишь три года тому назад напомнило длительное время, проведенное в закрытых храмах, куда не имели доступа прихожане.
Напоминает об этом и наблюдаемое впоследствии снижение числа людей, участвующих в богослужениях. Это снижение имело первоначальной причиной угрозу общественному здоровью и распространившийся в обществе страх, а затем было обусловлено утратой некоторыми людьми доброго навыка участия в богослужении. Это печальное явление преодолевается, однако опыт показал, что путь к полноценному возвращению к участию в церковной жизни труден. Поэтому не стоит, наблюдая отдельные миссионерские успехи, пребывать в эйфории от них или находиться в безмятежной уверенности, что наши труды если не уже завершены, то хотя бы их результат таков, что можно снизить их интенсивность.
Это не так. Трудиться на ниве Христовой надо и сегодня, и впредь, и до самого последнего дня жизни нашей. Важно помнить, что каждый человек, вошедший под своды храма Божия, должен быть встречен со вниманием и христианским расположением, он должен видеть в нас готовность поделиться богатством жизни во Христе и для Христа. А потому каждый архиерей призван быть примером духовенству и мирянам — примером молитвы, деятельной любви, сострадания и ревности о славе Божией.
В связи с этим скажу несколько слов о некоторых требующих особого внимания сторонах внутренней церковной жизни. Мы должны давать себе отчет в том, что с точки зрения современного молодого человека все менее привлекательным становится служение священника, — служение благодатное, но в то же время многотрудное, не открывающее возможностей для достижения высокого уровня материального благополучия, предполагающее серьезную ответственность не только самого клирика, но и членов его семьи, и связанные с этой ответственностью ограничения. Сдержанное отношение части молодых людей к священническому служению — объективная данность, и к сожалению, нет причин рассчитывать на то, что ситуация будет быстро улучшаться. В связи с этим считаю, что церковным средствам массовой коммуникации следует продумать, как в доступной для современного человека форме популяризировать опыт пастырского служения в обществе, явить образ активной и, говоря нынешним языком, «адекватной» священнической семьи — городской, сельской, из разных стран и епархий нашей большой Русской Православной Церкви.
Нам необходимо особенно ценить тех, кто выражает сегодня готовность принять на себя труд священнослужения. При этом, конечно, клир не должен становиться прибежищем для людей, не нашедших себе иного места в обществе по малообразованности или по иным причинам. Недостаточно даже, чтобы человек был «просто хорошим» или «просто благочестивым» в бытовом значении этих слов. Прошло время, когда рост Церкви осуществлялся «вширь» — лишь бы заполнить приходские вакансии.
Сейчас необходим рост «вглубь», и даже отмеченное во многих епархиях «оскудение призваний» не должно служить оправданием для принятия на церковное служение людей, не имеющих достаточного образовательного и культурного уровня и тем более необходимых нравственных качеств. Богословский дилетантизм части духовенства уже не раз становился в истории Церкви, в том числе в недавнее время, почвой для нарушения мира в церковном сообществе, и эта угроза делается особенно актуальной в то время, когда общество переживает потрясения. Показательным является и то, что среди священнослужителей, извергаемых из священного сана, подавляющее большинство не имели духовного образования при хиротонии. Прошу вас, владыки, не забывать о том, что служение архиерея предполагает неустанную заботу как о повышении образовательного уровня священников, так и о повышении уровня собственных знаний.
Ведь архипастыри и пастыри призваны уметь — по слову апостола Петра — дать ответ вопрошающим о нашем уповании, дать этот ответ с кротостью и благоговением см. При этом да сохранит Господь священнослужителей от того, чтобы путать истины веры с суевериями или бабьими баснями см. В связи с вопросом об уровне подготовки священнослужителей предлагаю сегодня обсудить возможную реорганизацию духовных семинарий, их укрупнение в межрегиональные семинарии, объединение усилий существующих духовных учебных заведений.
Вспомнив бурю на Тивериадском озере и услышанное то и гда "Не бойтесь".
Патриарх и литература Какой сюжет в культурную жизнь ввел патриарх, учредив Патриаршию литературную премию? Важны ли в литературе нравственные и духовные критерии? Почему отмечая писателей с настоящими достижениями, премией награждают и много не первостатейных провинциальных писателей? Алексей Варламов: Патриаршия ли тературная преми я - это очень хорошая идея.
Поддержанная литературным сообществом, и на мой взгляд, грамотно организованная. У премии два крыла, в ее жюри входят клирики и миряне, причем последние - профессиональные эксперты, главные редактора толстых журналов, видные писатели. Но есть и замечательно пишущие батюшки, как почивший протоиерей Николай Агафонов. За три года, что я проработал с этой премией, я не ощущал никакого давления, там, действительно, все было прозрачно, шел серьезный экспертный отбор.
Все складывалось очень грамотно и разумно, с учетом лучших практик современных литературных премий. И премия, действительно, с одной стороны дает возможность наградить известных литераторов, а с другой заметить писателей из провинции, которым труднее пробиться. У премии замечательная церемония в храме Христа Спасителя, приуроченная к о дню святых Кир илла и Мефодия... Красиво и продуманно проходит представление авторов, попавших в короткий список, о них снимают ролики, интересно рассказывают.
В зале много народу, чувствуется духовная поддержка. Мне кажется, что сегодня православные люди - самая читающая часть России. В книжных палатках и ларьках при храмах всегда много людей, они покупают и святоотеческую литературу, и художественную. Поэтому писатель, попадающий в короткий список Патриарший литературной премии, имеет возможность найти там своего читателя.
Святейший как верховное лицо премии ведет себя очень тактично. Но очень радуется, когда жюри выбирает достойных писателей. Ну и сами писатели обычно счастливы. Премия небольшая, всего 300 тысяч, и мне лично кажется, что лучше объединить премиальный фонд и давать одному лауреату от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
Хотя тогда людям менее известным в литературном мире будет труднее пробиться к этому лауреатству. Но в любом случае это замечательная премия, и пусть ее история продолжается. Протоиерей Владимир Вигилянский: Как человек, наб людавший за этой пре мией много лет, уверяю вас, что более демократической у нас нет. Я бывал в разных комиссиях, видел много всяких баталий, несколько этапов отсеивания, и никогда патриарх лично не выбирал лауреатов, но всегда жюри - тайным голосованием и прямо на глазах у публики.
Знаю только одну негласную вещь, предупреждение патриарха, что хорошо бы давать премии все-таки не священникам, а писателям. Так что когда меня выдвинул на нее миссионерский отдел, я был уверен, что ничего не получу. Но когда я стал лауреатом, оказалось, что патриарх очень доволен этим. Конечно, лауреаты премии очень разные по качеству и значению писатели, но очень важен сам факт что церковь озабочена судьбой словесной культуры.
Сказать свое слово и заявить свое воззрение на столь важный участок гуманитарного творчества, это много значит. Достижения патриарха глазами политика Миссия милосердия и забота о семье Анна Кузнецова, вице-спикер Госдумы: - Меня в печатляет вся работа патриар ха, свя занная с темой семьи и защитой семейных ценностей. Для него она всегда была главной и "чистой", то есть свободной от каких-либо политических задач, даже во времена, когда ее пытались маргинализировать или что-то передернуть. Когда было немодным ругать нетрадиционную ориентацию, а ее критиков тут же объявляли нарушителем прав человека, церковь смело заявляла свою позицию.
Когда никто не смел в полный голос говорить о защите жизни ребенка до рождения, церковь не боялась говорить об этом. Как и о суррогатном материнстве. Или о защите и поддержке многодетных семей... А сегодня многие давние предложения патриарха стали государственными законами.
И все это обеспечено неотступной позицией - его и Русской православной церкви - в деле защиты фунда ментальных традиционных цен ностей. Кроме конкретных законов у нас появились стратегические документы, превращающие духовно-нравственные понятия, сформулированные в рамках веры и религии, в понятия правовые. Я имею в виду прежде всего 809 указ - об основах государственной политики в сфере духовно-нравственных ценностей, в котором многие понятия нравственного и воспитательного значения приобрели правовую нагрузку и стали основой для формирования законодательных мер и решений в политической сфере. Объявление 2024 года Годом семьи потребует от нас еще большей работы по укреплению семьи.
По окончании 8 класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе. После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году. С 1970 года — кандидат богословия Ленинградской духовной академии. В 1970-1971 годах — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1 класса семинарии. С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии.
За него проголосовали 508 кандидатов. Перед началом Собора многие священнослужители просили у мирян их молитв. Много молитвенных прошений вознесли во время Собора и сами его участники. И возможно, тот дух согласия и взаимопонимания, который царил на Соборе, привел всех к общему решению. Обращаясь к Собору после своего избрания, владыка Кирилл отмечал: «Сегодня, думаю, для каждого из нас очевидно, что Собором руководил Дух Святой. Мы единомысленно исповедали православную веру в Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» Мф. Мы по воле Божией избрали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, и я вновь благодарю всечестной Собор за оказанное мне недостойному великое доверие, которое означает и великую ответственность». После того как было объявлено об избрании нового Патриарха, в храме Христа Спасителя замироточила икона «Умягчение злых сердец» — а это, как правило, знак того, что на все свершившееся есть Божья воля. В переводе с греческого это означает «достоин». Изначально всем было ясно, что владыка Кирилл, ставший местоблюстителем Патриаршего престола после кончины Святейшего, наиболее очевидный кандидат на Патриарший престол. Возглавлявший с 1989 года Отдел внешних сношений Московского патриархата владыка Кирилл внес большой вклад в объединение Русской Церкви с зарубежной сестрой, в изменении отношения к православию во многих западных странах и конфессиях. Его большая личная заслуга в том, что на Соборе была представлена Русская Православная Церковь во всей своей полноте… Владыка Кирилл — представитель другого поколения, нежели ушедший Патриарх. Алексий II, воспитываясь в условиях русской эмиграции, не испытал на себе условностей советской системы, и потому весь облик его нес на себе как бы печать дореволюционной России. С этой стороны вновь избранный Патриарх Кирилл, родившийся в Ленинграде сразу после войны, прошедший «советскую школу», и должен был быть другим. Среди поколения 40-х в России найдется не так много людей, в чьем роду не прерывались бы православные традиции. В семье Гундяевых, где родился будущий Патриарх, это было именно так. Дед владыки, Василий Гундяев, был в 20-е годы известным православным активистом, за свои христианские убеждения прошел через Соловки, потом принял священнический сан. Был священником в годы гонений на Церковь и отец владыки Кирилла, Михаил Гундяев, также отсидевший срок за веру. Неудивительно, что ребенок, воспитанный в такой семье, по своим собственным убеждениям никогда не вступал ни в пионеры, ни в комсомол, о чем в то время написали даже в городской газете. Михаил служил в Ленинграде в храме на Смоленском кладбище. Владыка Кирилл впоследствии вспоминал об иконе Смоленской Божией Матери, к которой часто обращался с молитвами в детстве. Смоленская икона, Одигитрия Путеводительница , возможно, стала путеводной в жизни Владимира Гундяева. Он рано ушел из родительского дома «на собственные хлеба», работал в геологической экспедиции.
Когда Кирилл стал патриархом Московским и всея Руси
В завершение Святейший Патриарх Кирилл благословил С.С. Собянина на дальнейше служение на посту мэра Казанским образом Божией Матери. Патриарх Кирилл отслужил Божественную литургию в Смоленске. Статья автора «Парламентская газета» в Дзене: Ежегодно 1 февраля в России отмечается День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, или годовщина его восшествия на патриарший престол.