Ангелы и Демоны, но самый пронзительный – черное-белая графическая Раковина. Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург) Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.
Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном"
Сквозных мотивов, доступных глазу не искусствоведа, а обывателя, можно насчитать несколько. По мне, настойчивее всего проявляется приверженность Врубеля одним и тем же лицам. О Надежде Забеле-Врубель, жене и музе, уже говорилось. Это она изображена в белоснежном оперении Царевны-Лебедя, в серебристом одеянии Снегурочки, в рыжих кудрях и зеленых водорослях Волховы, дочери морского царя из оперы "Садко" , в величественном образе "Шестикрылого Серафима" на темно-синем фоне "мировой души" и даже в корсаже девочки Гретель из сказки "Гензель и Гретель".
С 1899 года Михаил Врубель был главным художником Товарищества артистов Русской частной оперы, а в целом нарисовал для этой театральной компании декорации более чем к десяти спектаклям. Оперу "Гензель и Гретель" написал для сцены на основе немецкой народной сказки композитор Энгельберт Xумпердинк. Заблудившихся брата и сестру в русской версии оперы изображали актрисы Татьяна Любатович и Надежда Забела.
На репетиции постановки Врубель и познакомился с женщиной, которую впоследствии рисовал всю жизнь. А также ваял ее голову из глины в стиле майолики разновидности керамики, расписанной двумя слоями глазури, отчего произведения этого рода искусства выглядят особенно ярко и нарядно. Ее лицом обладает и одна из монашек, вовлекающих Роберта в экспрессивный танец.
Скульптура Врубеля по мотивам оперы Джакомо Мейербера "Роберт Дьявол" называется "Роберт и монахини", выполнена в 1896 году. Это воспроизведение пляски призраков — ведь, по сюжету оперы, Роберт продал душу дьяволу, чтобы стать могучим и непобедимым в земной жизни, и его душу чуть было не утащили в преисподнюю силы ада, однако все кончилось хорошо, божественное начало одолело сатанинские козни. Лицо Роберта, танцующего с призраками, - один из множества автопортретов Врубеля.
Помимо героинь сказок, опер и фантазий, Врубель писал жену и "просто" как Надежду Забелу — земную женщину, усталую, растянувшуюся на диване после концерта, сидящую, полулежащую, спящую, с закрытыми глазами и отрешенным лицом, или на фоне природы. Портреты Надежды Забелы. Впрочем, он почти не мог писать ничего обыденного и естественного.
Обыкновенные пейзажи практически никогда не давались Михаилу Александровичу. Знамениты две его картины под одним и тем же названием "Сирень" и в принципе с одинаковым сюжетом — дама среди цветущих кустов. На деле же Надежда Ивановна в обоих случаях выглядит эльфом или призраком.
Такой эффект создают ее бледное лицо и невероятные глаза, проступающие из лиловой круговерти, словно сама душа сиреневого куста с мольбой глядит на людей. Огромное полотно "Утро", написанное на отдыхе в Черниговской губернии, вообще не пейзаж с натуры, а сказочное повествование: то ли шабаш, то ли ожившие растения излишне повторять, что у одного из персонажей лицо Забелы … Искусствоведы полагают, что Врубель отобразил встречу Земли и Воды, выраженных в аллегорических женских фигурах. Иными словами, то было пиршество фантазии художника.
Потому с картиной "Утро" и связана огорчительная история: оно было написано по заказу, но заказчики, увидев этот символизм, отказались его выкупать. Может быть, и к лучшему — полотно стало подлинно народным достоянием, а не шедевром частной коллекции. И, к слову, о пейзажах в творчестве Врубеля.
Еще более мощный символизм вложен в картину "Хождение Иисуса Христа по водам". От привычных нам маринистических пейзажей, да и от вариаций на библейские и евангельские темы, где Христос и апостолы все-таки антропоморфны, это полотно радикально отличается. Бурное море с лодчонкой на переднем плане "прорастает" огромной полупрозрачной и словно бы светящейся фигурой Господа на горизонте.
Пояснение к картине гласит: в 1889 году художники Коровин и Серов получили заказ на роспись костромской церкви Косьмы и Дамиана, в том числе им заказали фреску о хождении Христа по водам. Живописцы разделили обязанности: фигуру Христа писал Серов, пейзаж — Коровин. Врубель понаблюдал за работой товарищей и написал собственный акварельный эскиз.
Коллеги признали, что Врубель их победил. Кажется, эскиз не превратился во фреску — но эту выставку точно украсил. А обыкновенные пейзажи, причем в карандаше, вошли в творчество Михаила Александровича в самые поздние годы его жизни, в пору активного лечения в различных частных клиниках.
Из окошка одной из них Врубель наблюдал зиму — и тут же не потерявшей твёрдость рукой зарисовывал кустарник в снегу, деревья у забора, ворон на обледенелых ветках… "Дерево у забора". Но потом он вышел из лечебницы — и нарисовал очередное мистическое полотно "Пророк", высокое, точно готический витраж, и потом разрезанное на две половины по горизонтали. В верхней части угадывается некто, похожий на Демона — полуобнаженный, не смотрящий с полотна, теряющийся в надмирном полумраке; в нижней сидит также в профиль женщина в лиловом платье излюбленный цвет художника на протяжении всей жизни.
Конечно же, это Надежда Врубель. В ней на этом портрете тоже есть что-то инфернальное — кудрявые волосы взбиты так, что над головой мерещатся рожки… "Пророк". Наверное, не все художники приняли и оценили бы такую верность художника одной модели — своей супруге.
Построенная как мизансцена сложного драматургического произведения расстановка фигур, позы, жесты , она помогает понять смысл трагического финала. В образе Печорина Врубель раскрывает контрастные черты: мужественность и гордость, одиночество и слабость, жестокость и постоянная рефлексия. Дуэль между Печориным и Грушницким. Редактору П. Кончаловскому при поддержке немногих художников прежде всего К. Коровина, Л. Пастернака и В. Серова с трудом удалось добиться включения врубелевских иллюстраций в издание Кушнерева.
К 1894 году относится полихромная скульптура Врубеля «Голова Демона» — экспонировалась в 1898 году на «Выставке русско-финляндских художников» в Петербурге. В 90-е гг. Раскрашенный гипс. Государственный Русский музей С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» масло. Это последний «лермонтовский» Демон Врубеля — отверженный, бесцельно век за веком блуждающий в пустыне мира. Картина в целом не была закончена; завершена, видимо, только голова. В 1901 — 1902 годах художник создает монументальное полотно «Демон поверженный» масло , для которого он выполняется ряд предварительных эскизов. Поиски продолжались и на завершенном полотне: много раз менялось лицо Демона.
В последнем варианте Демон — воплощение страдания, ненависти, отчаяния и гордыни. Лермонтова нет поверженного Демона: побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, он у него по-прежнему могуч... Демон поверженный. И это произведение художника не было понято публикой. В прессе появились враждебные отзывы. Положительный отзыв принадлежал М. Высокая оценка картины была дана и Ал. Через всю жизнь пронес художник и другой лермонтовский образ — Пророка.
Вновь вернувшись к нему в 1904 году, он создает станковое произведение, поражающее глубиной и силой уголь, карандаш, белила, акварель; второй вариант — уголь, карандаш, белила. Именно этот трагический образ Пророка, уже познавшего горечь отвержения, наиболее автобиографичен в творчестве Врубеля.
Мусоргского, 1881 Активное участие в театральной жизни Врубель был знаком с М. Мусоргским , бывавшим в доме Весселя требовало немалых расходов, поэтому Врубель регулярно зарабатывал репетиторством и гувернёрством. Благодаря этой работе в середине 1875 года он смог впервые посетить Европу, побывав вместе со своим воспитанником во Франции, Швейцарии и Германии. По воспоминаниям А.
Иванова: У Папмелей Врубель жил, как родной: зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Папмели ни в чём себе не отказывали, и всё у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле, и именно у Папмелей обнаружилась во Врубеле впервые склонность к вину, в котором здесь никогда не было недостатка. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств — учениками П. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители, и оттачивать пластические навыки. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств.
По мнению В. Домитеевой, окончательное решение Врубеля поступать в Академию художеств было результатом его штудий в области кантианской эстетики. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Однако это лишь внешняя сторона: Врубель в возрасте 24 лет несомненно ощущал себя гением, а в теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией — работы в сфере между природой и свободой — признавалась только в области искусства.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой. Осенью 1883 года профессор А. Прахов по рекомендации П. Предложение было лестным и сулило хороший заработок, художник согласился ехать после окончания учебного года. Прахов пригласил Врубеля практически случайно: ему требовался квалифицированный для церковных работ живописец с академической выучкой, но при этом недостаточно известный, чтобы обременять сметы работ его гонораром. Судя по письмам родным, контракт с Праховым изначально был рассчитан на написание четырёх икон в срок 76 дней с оплатой в 300 рублей за каждые 24 дня работы.
Общий объём работ, выполненных им за пять лет, грандиозен: самостоятельная роспись в Кирилловской церкви и иконы для неё, прорисовка там же ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков и реставрация фигуры ангела в куполе Софийского собора. По словам Н. Шли только 1880-е годы, только начинались первые поиски национальной старины, которая никого ещё, кроме специалистов, не интересовала, да и специалистов занимала с точки зрения более исторической, чем художественной. При этом не помышлял о стилизации. Он просто чувствовал себя соучастником истового труда старинных мастеров и старался быть их достойным. Богоматерь С Младенцем.
Её лицо изображено на иконе « Богоматерь c Младенцем », сохранились и многочисленные наброски. Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Выходом стала командировка художника в Италию — в Равенну и Венецию , для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве.
По заказу он писал Христа, в свободное же время, для себя, обращался совсем к другому герою. Идея построить в Киеве Владимирский собор, посвященный 900-летию Крещения Руси, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в 1862 году, уже при Александре II, и растянулось на долгих тридцать лет. Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам — Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину. Не все из них согласились. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.
Васнецов, который выполнил основную работу по росписи собора, до Академии художеств учился в Духовной семинарии. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Отношение Михаила Врубеля к храмовой живописи было совсем другим. Христа по-настоящему Врубель не знал, не чувствовал. И сам Христос не был для него ни последней истиной, ни последней глубиной.
Храм для него был прежде всего храмом искусства. Его влекло не религиозное чувство, а масштабность и монументальность церквей. Работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды». Похоже, трудно смотреть одним глазом в землю, другим в небо. Может быть, поэтому слишком зыбкой становится черта между добром и злом в киевских работах Врубеля, слишком двоятся образы земного и небесного в его иконах. Поразительно легко поверх «Моления о чаше» Врубель мог написать портрет пленившей его цирковой наездницы в кисейной юбочке, лишь потому что под рукой не оказалось чистого холста.
И в образе Богоматери Врубеля откровенно проглядывают черты земной женщины — Эмилии Праховой. В нее Врубель в киевскую пору был влюблен болезненно и безответно. И в ликах его ангелов и святых мало святости. Куда больше походят они на духов, грозных и тревожных. Михаил Врубель. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому.
Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь.
Тело Демона скованно могучими космическими объятиями. Вытянутый по горизонтали холст усиливает чувство неумолимого падения. Ощущению катастрофы способствует странный, словно опрокинутый горный пейзаж, что подчеркнуто синим треугольником неба, обращенным вверх в центре композиции. В то же время сложные вихреобразные синусоиды, пронизывающие единым ритмом тело Демона, его изломанные крылья, вихреобразные потоки облаков противостоят падению — Демон парит. Тело Демона пыточно вывернуто и направлено вниз по падающей диагонали, но изменился жест рук. Крестообразно заломленные руки намечают противоположное движение, сопротивление падению. Они обрамляют голову, расположенную по диагонали, направленной вверх. Исследователи творчества Врубеля неоднократно обращали внимание на сходство положения головы Демона поверженного с положением головы Христа в композиции «Надгробный плач» киевского периода.
Голова, точнее, лицо превращено в почти призрачную маску, на которой выделяются огромные горящие из тьмы глаза. Это лицо отделено от тела черной тенью и словно принадлежит иному существу, восстающему из праха, рождающемуся в муках смерти. На венце Демона играет розовый луч, падающий из верхнего правого угла композиции, словно платоновский «луч истины», лишь прикосновением к которому душа обретает бессмертие. В борьбе со смертью рождается новое окрыленное существо, подобное Серафиму, вестнику света. Голова Демона продолжается золотыми крыльями. Образ поверженного Демона предвосхищает дальнейшую разработку темы пророка и вестника-Серафима, которая заканчивается последним произведением демонианы — написанным в 1904 году полотном «Шестикрылый Серафим. Ангел смерти Азраил». Но эта метаморфоза лишь намечена, и в картине «Демон поверженный» она оборачивается мучительной неразрешенностью. Демон окружен изломанными павлиньими перьями собственных крыльев, свивающих вокруг него подобие гнезда или пылающих подобно костру, что позволяет прочитать образ как метафору вещего существа, подобного птице Феникс, сгорающей дотла и воскресающей из собственного пепла.
Павлиньи перья — древний символ воскресения и вечной жизни. Врубель написал их металлическими лаками, которые первоначально создавали сверкающую поверхность. Художественные приемы Врубеля создают мятущуюся многослойную живопись, где поверх рельефных мазков мастихином накладываются полупрозрачные металлические лаки, резкие грани соседствуют с плавными линиями. Бронзовые краски усилили противоборство тьмы и света, нетленной красоты и смерти. Тема смерти трансформируется Врубелем в контексте символизма в мифологему смерти и последующего воскресения. Серафим и Пророк. Бумага, графитный карандаш, акварель. Государственная Третьяковская галерея Дальнейшее развитие темы Демона получает у Михаила Врубеля в серии работ на тему пророка и Серафима. Образ Демона распадается на две ипостаси — пророка и вестника, шестикрылого Серафима.
Создав множество двухфигурных композиций, навеянных стихотворением Пушкина «Пророк», в графике и живописный монументальный вариант, Врубель понимает, что иллюстративность парных композиций мешает пластической убедительности в воплощении его идеи. Можно проследить, как эволюционирует замысел: Врубель то растворяет в пламени фигуру пророка, то форсирует сверхчеловеческие черты Серафима. Постепенно в графических работах он разъединяет фигуры, которые начинают все больше окрашиваться личными чертами самого художника и его жены — музы. Гиперболизированные, устрашающие своей надмирной отчужденностью, прочитываются в финальном произведении демонианы — полотне 1904 года «Шестикрылый Серафим». В этой работе современники видели преобразившегося в божественного вестника Демона Врубеля. Логика творческих поисков художника, его исследования неведомых сверкающих миров в драгоценных складках перламутровой раковины привела его к зримому воплощению видения грандиозного вестника высших миров. С пылающим венцом и горящими холодным пламенем очами, мечом, обвитым клубящимися змеями, и с кадильницей в руках он является непосредственно художнику, взывая к служению высшему предназначению творчества. Полуфигурный формат в композиции отсылает к византийской иконографии, когда изображение располагается на сферической поверхности купола или конхи раковины алтарной апсиды. Шестикрылый Серафим.
Государственный Русский Музей Во многом опираясь на опыт Врубеля, Александр Блок в своей статье «О самоопределении русского символизма» описывает тезу теургического творческого процесса, когда художник-теург, причастный к «надмирным тайнам», вступает в контакт с созданным им художественным миром: «Миры, предстающие взору в свете лучезарного меча, становятся все более зовущими; уже из глубины их несутся щемящие музыкальные звуки, призывы, шепоты, почти слова. Вместе с тем они начинают окрашиваться здесь возникает первое глубокое знание о цветах ; наконец, преобладающим является тот цвет, который мне всего легче назвать пурпурно-лиловым хотя это название, может быть, не вполне точно. Золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно — и пронзает сердце теурга. Уже начинает сквозить лицо среди небесных роз; различается голос; возникает диалог». Таков конец «тезы». Начинается чудо одинокого преображения.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля
Что касается самой фигуры демона, то она настолько схематично прорисована, что авторскую идею, пожалуй, можно только угадать. Фрагмент Работа выдержана в суровом колорите коричневых и серы тонов. Атмосфера тревоги и надвигающейся трагедии создана автором. Демон словно продвигается по узкому пространству между небом и землей.
Он уже ограничен в перемещении, а впереди его ждет полное поражение.
Эскиз выполнен тушью на картоне в 1891 году. Судьба этого рисунка удивительна и загадочна. Изначально «Демон летящий» находился в экспозиции краеведческого музея имени В. Арсеньева, откуда был похищен 4 января 1945 года. Его поисками занимались сотрудники Владивостокского уголовного розыска, но так и не нашли… Без наводчиков не обошлось?
Изучал историю, философию, французский и латинский языки. Одновременно посещал вечерние классы Академии художеств. С 1880 года учился в Петербургской Академии художеств. Был великолепно образованным человеком, обладал огромной трудоспособностью и наблюдательностью, умением подолгу анализировать натуру, добиваться максимальной точности изображения. Деятельность В 1884 году был приглашен в Киев, где исполнил свою первой крупную работу - фрески Кирилловской церкви. Для изображения апостолов художнику позировали душевнобольные из расположенной рядом психиатрической больницы. В 1887 году исполнил цикл эскизов для фресок во Владимирском соборе в Киеве. Работу ему закончить не дали, и в конце года он уехал в Венецию. Мозаики Сан-Марко, живопись Возрождения оказали огромное влияние на индивидуальный стиль Врубеля. С 1889 года жил в Москве. Давняя любовь к музыке привела Врубеля в частную оперу С. Мамонтова, и он принял участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане».
Что это — операция, что ль, как это? Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались. В это трудное время в работах художника впервые появился образ Демона. Тогда же в Киев приехал Александр Врубель, чтобы проведать сына. Первые наброски «Демона» вызвали у старшего Врубеля ужас. Живописец уничтожил работу, однако позже все-таки вернулся к этой теме. В образе Демона сочетаются мужские и женские черты, поэтому некоторые современники говорили, что в нем можно увидеть сходство с Эмилией Праховой. Много лет спустя она вспоминала: …на одной из репетиций… я во время перерыва помню, стояла за кулисой была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос! Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», — и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился. Буквально через несколько дней Врубель сделал Надежде предложение, и в 1896 году пара обвенчалась в Женеве, куда певица отправилась на гастроли. Художник впоследствии писал сестре, что в случае отказа покончил бы с собой. О Врубеле говорили, что он много пьет и сорит деньгами, но это Надежду не смутило. К моменту венчания художник в прямом смысле слова остался без копейки и от вокзала шел к невесте пешком. Одна из них — «Сказка о царе Салтане» — вдохновила художника на создание картины «Царевна Лебедь».
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото
Стоит подойти к картине, висящей на стене в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, — и ты чувствуешь, что тебя буквально затягивает в потусторонний мир, в ту реальность, где на скале сидит одинокий, безмерно печальный, тоскующий Демон, могущественный, но поверженный, бессильный изменить что-либо в судьбах мира. Полотно излучает мощнейшую энергетику. Незаконченная картина «Демон летящи» из серии «Демон». Он постоянно дорабатывает и переделывает эту трагическую фигуру изломанного, исковерканного, несчастного потустороннего существа. И молодая жена — оперная певица Наталья Забела — с ужасом видела, как изо дня в день меняется лицо поверженного Демона на полотне. И сам художник меняется на глазах: вместо скромного и временами стеснительного человека окружающие видят дерзкого и мятежного гения, критикующего все и всех. И скоро душевные изменения становятся настолько заметными, что приходится обратиться к специалистам-медикам. У Врубеля находят серьезное психическое расстройство и помещают в клинику.
Вскоре он перестает узнавать близких, его личность изменяется до неузнаваемости. Единственное, что помогает Врубелю бороться с болезнью, — это постоянное рисование. Написав портрет своего обожаемого сына, маленького Саввы, Врубель впадает в беспокойство и повторяет, что этой картиной он навлек несчастье. И через две недели малыш серьезно заболевает: врачи не могут сбить высокую температуру, диагностируют менингит. Маленький Савва умирает. Врубелю снова становится хуже: он считает себя злодеем, погубившим собственного ребенка, накликавшим на семью горе. Проводя дни и ночи в тяжких муках, художник скоро лишается последнего утешения: он больше не может рисовать, потому что слепнет.
После этого он прожил еще четыре года. Художник, не имея возможности рисовать, рассказывал потрясенной жене удивительные истории: как он жил в разные эпохи, расписывал вместе с Рафаэлем и Микеланджело соборы, летал, подобно своему Демону, среди скал... После смерти Врубеля газеты написали: «Демон» уничтожил своего творца». Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
Работа над картиной не закончена по неизвестной причине [2].
Лермонтов На картине изображён демон, летящий над Кавказом. На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек.
Но в этом понимании сути бесплотных сил и крылась глубокая трагедия художника - понятия добра и зла странным образом перепутались в сознании живописца. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, является чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то явилось на полотне, помимо воли самого Врубеля: может быть то, что и несет за собой «освободившийся» нигилистский человек. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Картине Врубеля «Демон летящий» не было суждено предстать перед публикой: художник не закончил полотно из-за сложных семейных обстоятельств.
Отложив его, он взялся за создание своего последнего шедевра на эту тему — «Демона поверженного», который стал финальным аккордом в этой симфонии. Отношение автора к вере. Михаил Врубель - человек выдающегося таланта и глубокой страдающей души, потерявшей ориентир между тьмой и светом. Художник рано лишился матери. Безусловно, этот факт биографии во многом может объяснить особенности столь чувствительной и хрупкой душевной организации Врубеля. С юных лет он преуспевал в литературе и языках, увлекался историей, читал римских классиков в оригинале. Семья поощряла Мишино увлечение рисованием. В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта.
Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом. В душе этого человека жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Однако притягивало живописца отнюдь не светлое духовное начало, а сломленный мятежный дух тьмы. Будучи человеком сложным, Врубель не отличался особой набожностью. Занимаясь росписью Кирилловской церкви, живописец отмечал в разговорах со своими близкими некую отчужденность, которую он испытывал по отношению к религиозным обрядам. Врубелю нравилась суровая монументальность храмов, он считал, что религией творческих людей является искусство.
Во время работы они почти ни с кем не общался и не желал принимать гостей. Много раз он переписывал картину, портя при этом, по мнению коллег по кисти.
Михаил Врубель. Демон поверженный. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Фото: соцсети Первые попытки сбыть ее оказались неудачными. В это же время у художника началась бессонница, он был чрезвычайно активен и многословен, самоуверен до крайности. В апреле 1902 года художника госпитализировали с симптомами острого психического расстройства и поместили в частную лечебницу. Неясно, что точно довело художника до безумия. Однако образы врубелевских демонов до сих пор будоражат умы любителей искусства, взрезав мировую культуру своей мрачной эстетикой.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Летящего демона Михаил Врубель писал, как часть из серии иллюстраций для поэмы Михаила Лермонтова «Демон». Михаил Александрович Врубель • Демон летящий • [1899] Государственная Третьяковская галерея • Москва, Россия Произведения Искусства, Мир, Город, История Искусства. картина из серии иллюстраций к поэме Лермонтова, начатых в 1900-е годы. «Демон летящий» — незаконченная картина русского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году и является частью большой темы, волновавшей художника. Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи.
Войти на сайт
Михаил Врубель. Демон летящий. 1899 | К концу жизни Михаил Александрович Врубель все же получил заслуженное признание, но из-за болезни узнать об этом не успел. |
Демон летящий — Википедия с видео // WIKI 2 | Творчество Михаила Александровича Врубеля воспринималось современниками как одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. |
Михаил Александрович Врубель
На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. 17 марта исполнится 160 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля, одного из главных русских художников начала XX века. Картина Михаила Врубеля "Летящий Демон" (1899 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве.
Анализ картины Михаила Врубеля Демон летящий
Больше ничего живого на картине нет. На заднем плане догорает символичный алый закат, бросая розовые отблески на мертвенно-белые горы, а из углов холста уже наползают черные тени грядущей ночи. Тело персонажа кажется зажатым в тесной раме прямоугольного холста, в пространстве между небом и землей. Это фигура невольника, гибнущего от рук владельца, но так и не смирившегося со своим пленом. Шедевр написан в излюбленной, «кристаллической» манере автора.
Тем самым зритель, следуя за предложенным маршрутом, словно бы нисходит вслед за художником в его персональный ад. Пожалуй, впервые в истории музейного почитания Врубеля в экспозиции так много внимания уделяется психическому состоянию художника, рассматривается влияние его заболевания на творческое начало и демонстрируются рисунки, созданные во время пребывания в психиатрических клиниках. Эти работы располагаются в коридоре, соединяющем две части выставки.
Раздел выставки "Безумие как инакомыслие". В экспозиции около двадцати тематических зон. Среди них и "Истоки стиля" графика, на которой Врубель оттачивал свое мастерство , и "Больше, чем живопись" скульптура, майолика и пр. ХХ век" работы, написанные Врубелем в последнее десятилетие жизни, оборвавшейся в 1910 году , и "Убедительность фантазии" произведения декоративно-прикладного искусства , и, разумеется, "Демон Врубеля-Лермонтова" и "Демон. А ее, выставки, пространственное решение весьма оригинально. У меня эти небольшие залы геометрически неправильных форм, просматривающиеся насквозь через "окошки" тоже неровных очертаний, вызвали ассоциации с пчелиными сотами, в которых каждая ячейка имеет свой смысл глоток мёда , но и сливается с остальными, чтобы мёда было больше. Планировка выставочных залов.
Описания в буклете сгруппированы по этой внехронологической логике однако же среди экспонатов выставки есть панно "Врубель. Линия жизни", где с периодами совмещены репродукции основных полотен, написанных в эти сроки. Буклет утверждает, что мое восприятие планировки выставки как сот слишком приземленное. Её пространство "призвано организовать восприятие самой формы врубелевских произведений и обозначить сквозные мотивы, которые являются ориентирами в мире его фантазий", - пояснили составители. Что, впрочем, не отменяет соотношения целого и его частей. Сквозных мотивов, доступных глазу не искусствоведа, а обывателя, можно насчитать несколько. По мне, настойчивее всего проявляется приверженность Врубеля одним и тем же лицам.
О Надежде Забеле-Врубель, жене и музе, уже говорилось. Это она изображена в белоснежном оперении Царевны-Лебедя, в серебристом одеянии Снегурочки, в рыжих кудрях и зеленых водорослях Волховы, дочери морского царя из оперы "Садко" , в величественном образе "Шестикрылого Серафима" на темно-синем фоне "мировой души" и даже в корсаже девочки Гретель из сказки "Гензель и Гретель". С 1899 года Михаил Врубель был главным художником Товарищества артистов Русской частной оперы, а в целом нарисовал для этой театральной компании декорации более чем к десяти спектаклям. Оперу "Гензель и Гретель" написал для сцены на основе немецкой народной сказки композитор Энгельберт Xумпердинк. Заблудившихся брата и сестру в русской версии оперы изображали актрисы Татьяна Любатович и Надежда Забела. На репетиции постановки Врубель и познакомился с женщиной, которую впоследствии рисовал всю жизнь. А также ваял ее голову из глины в стиле майолики разновидности керамики, расписанной двумя слоями глазури, отчего произведения этого рода искусства выглядят особенно ярко и нарядно.
Ее лицом обладает и одна из монашек, вовлекающих Роберта в экспрессивный танец. Скульптура Врубеля по мотивам оперы Джакомо Мейербера "Роберт Дьявол" называется "Роберт и монахини", выполнена в 1896 году. Это воспроизведение пляски призраков — ведь, по сюжету оперы, Роберт продал душу дьяволу, чтобы стать могучим и непобедимым в земной жизни, и его душу чуть было не утащили в преисподнюю силы ада, однако все кончилось хорошо, божественное начало одолело сатанинские козни. Лицо Роберта, танцующего с призраками, - один из множества автопортретов Врубеля. Помимо героинь сказок, опер и фантазий, Врубель писал жену и "просто" как Надежду Забелу — земную женщину, усталую, растянувшуюся на диване после концерта, сидящую, полулежащую, спящую, с закрытыми глазами и отрешенным лицом, или на фоне природы. Портреты Надежды Забелы. Впрочем, он почти не мог писать ничего обыденного и естественного.
Обыкновенные пейзажи практически никогда не давались Михаилу Александровичу. Знамениты две его картины под одним и тем же названием "Сирень" и в принципе с одинаковым сюжетом — дама среди цветущих кустов. На деле же Надежда Ивановна в обоих случаях выглядит эльфом или призраком. Такой эффект создают ее бледное лицо и невероятные глаза, проступающие из лиловой круговерти, словно сама душа сиреневого куста с мольбой глядит на людей. Огромное полотно "Утро", написанное на отдыхе в Черниговской губернии, вообще не пейзаж с натуры, а сказочное повествование: то ли шабаш, то ли ожившие растения излишне повторять, что у одного из персонажей лицо Забелы … Искусствоведы полагают, что Врубель отобразил встречу Земли и Воды, выраженных в аллегорических женских фигурах. Иными словами, то было пиршество фантазии художника. Потому с картиной "Утро" и связана огорчительная история: оно было написано по заказу, но заказчики, увидев этот символизм, отказались его выкупать.
Может быть, и к лучшему — полотно стало подлинно народным достоянием, а не шедевром частной коллекции.
Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Врубель писал, что демон — это состояние его души. Сегодня можно услышать мнение критиков о том, что художник сошел с ума именно потому, что выбрал главным героем своих картин потустороннее существо из ада. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. Следует внимательно посмотреть на картину, и можно в ней найти множество противоречий. Например, фигура титана мощная и мускулистая. А вот лицо совсем юное и очень грустное. Зритель может понять, что участь демона не нравится главному персонажу, но ничего со своей судьбой он сделать не может.
В картине хорошо передается три состояния: скованность, тоска и беспомощность. Холодный мир, который нашел демон на вершине горы, это не то, что он ожидал там увидеть. Стиль, в котором написана картина, помогает ее лучшему пониманию. Осколки кристаллов как бы формируют фигуру. Зритель может предположить, что художник хотел до него донести то, что даже те индивиды, которые сделаны из камня, могут иметь тонкую и ранимую душу. Критика Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Где находится это полотно сегодня? Там же, где и находилось два столетия назад — в Третьяковской галерее. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс.
Певец признавался, что демон его потряс до глубины души, и оторвать взгляда от картины просто невозможно. Блок, как и многие современники, считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения. Несмотря на это многие критики считали, что демон художника недостаточно отвратительный, у него не получается стать воплощением зла и порока, которым нужно быть любому проявлению темных сил. Удивительно, что картина молодого дарования смогла не только покорить сердца отечественной публики, но и получить признание за границей. Пикассо говорил, что именно благодаря стилю, который он впервые увидел у Врубеля, ему пришла идея создать новый стиль в искусстве. Вдохновение и придание уверенности своим коллегам по цеху в том, что искусство нуждается в новом обличье - вот главные заслуги художника. Скульптура Демон появлялся не только в живописных работах художника. Врубель создавал на подобную тему свои скульптуры. Самая известная из них — это «Голова Демона», к сожалению, она до нас не дошла, так как сильно пострадала от рук вандала. Скульптура была выставлена в Русском музее, когда один из посетителей выставки не смог сдержать свои чувства и скинул работу с постамента.
Говорят, что человек был сумасшедший, ну а может быть, кому-то просто было жутко смотреть на проявление дьявола во плоти. А вот Врубель наслаждался изготовлением своей скульптуры. Ее он сделал сразу после того, как написал полотно «Демон сидящий». Но если лицо титана с картины было грустное и романтичное, то в скульптурном портрете лик преобразился. Это была страшная маска, прикрытая гривой густых волос. Чтобы добавить большего реализма своему произведению, художник решил раскрасить скульптуру. Демон и Тамара Где еще, кроме живописных полотен, можно встретить мифического героя в творчестве Михаила Александровича Врубеля? Иллюстрация сделана на ватмане акварелью. Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств.
Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля? Издатели считали, что стиль рисунка у Врубеля чересчур вычурный, а поэтому он плохо сочетается с иллюстрациями других художников. Естественно, издатели боялись, что книга будет хуже продаваться, если покупатели не смогут оценить представленных в печатном издании иллюстраций. Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог. Слишком он был своеобразен и свободолюбив. Жесткие рамки ограничивали его творчество, не помогали создавать шедевры - так считал художник. А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел.
Что касается самой фигуры демона, то она настолько схематично прорисована, что авторскую идею, пожалуй, можно только угадать. Фрагмент Работа выдержана в суровом колорите коричневых и серы тонов. Атмосфера тревоги и надвигающейся трагедии создана автором. Демон словно продвигается по узкому пространству между небом и землей. Он уже ограничен в перемещении, а впереди его ждет полное поражение.
Демон летящий - Врубель Михаил Александрович
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. «ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ» — незаконченная картина Михаила Врубеля. Над картиной «Летящий Демон» Врубель трудился уже в декабре 1898 года, но работа не заладилась.
Печальный демон
Он жалуется, что врачи не понимают его натуры, что не могут они лечить его, художника. Врубель изменился за столько короткий период настолько, что жена боится оставаться с ним наедине. Он меняется постоянно, как и его «Демон», которого он все еще продолжает дописывать. Живописца переводят из больницы в больницу, он перестает узнавать близких и не помнит кто он. В психиатрической лечебнице его состояние оценивают как маниакальное возбуждение в совокупности с манией величия. Он мнит себя святым, царем и даже Пушкиным И везде он оставляет целые стопы рисунков, которые совсем не похожи на рисунки сумасшедшего - все они светлые и умиротворенные. Врач, лечивший Врубеля, записал в своем дневнике: "Врубель умер тяжело больным человеком. Но, как художник, он был здоровым.
Глубоко здоровым". Современные психологи, утверждают, что гений лечился своими рисунками, они сдерживали его болезнь. Он изобрел свой метод лечения - то, что через 30 лет после его смерти называется арттерапией, то есть лечение искусством. В клинике Врубель постоянно рисует пейзажи за окном, врачей, соседей по палате, и случается невероятное - Врубелю удается заставить болезнь отступить. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным.
К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья.
Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, Врубель распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих.
Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг». Михаил Врубель.
Wikimedia Commons На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума.
Слухи о болезни Врубеля разлетелись по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось.
Суриков, В.
Поленов, В. Васнецов и В. Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова.
У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема. Роза Михаил Александрович Врубель. Белый ирис Много лет спустя художник М.
Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника: «... Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму.
Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком... И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем Демон четвертый.
Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «...
Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».
Однако жизнь и общество благоволили Врубелю только в первые годы его творчества. Удачный старт карьере художника обеспечила возможность заняться росписью Кирилловского храма в Киеве.
Заказчик поражался академической манере художника, однако, чем больше Врубель занимался росписью, тем больше он приходил к выводу, что его не совсем устраивает традиционная подача линий и цвета, которую он использовал. Он попытался использовать для передачи формы и цвета дробный стиль, при котором изображение словно распадалось на несколько фрагментов, а также попробовал отобразить в рисунках мятежного демона, прообразом которого стал библейский Люцифер. Однако все эти попытки реализоваться нашли отторжение публики. Положение усугубилось тем, что к творческому кризису добавился кризис душевный: Врубель безответно влюбился и решил вернуться в Петербург.
Врубель взялся оформлять панно к Всероссийской нижегородской выставке, где он начал рисовать иллюстрацию к былине «Микула Селянинович», но его фантасмагоричный стиль, полный необычных перепадов цветов, категорически не понравился государственным критикам.