Новости купец кто такой

Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) купец?

КУПЕ́ЧЕСТВО

При получении документов на торговлю купец сам определял, к какой гильдии себя отнести. Главная» Новости» Кто такие купцы. Затем в 1896 году была Нижегородская выставка, в которое активное участие приняли казанские промышленники и купцы. До 1775 года тех, кто был приписан к третьей гильдии можно считать купцами лишь номинально. Купец сколачивал свой капитал на разнице между закупочной и розничной ценой того или иного товара.

Значение слова «Купец»

Несмотря на древность происхождения этого предпринимательского слоя населения, понятие "купец" приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) купец? Кто такой купец? Этот документ наделял купцов первой и второй гильдий дополнительными личными правами. Купец, обманувший гильдию, с позором исключался из нее – это было равносильно банкротству. Чтобы «купец», «коммерсант», «бизнесмен» стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные.

Меценаты – купцы и промышленники

Но даже в самые лучшие годы своей работы они не привели Кузнецк в число крупных торговых центров, а оборот был ниже, чем в других поселениях. Общая картина меняется с наступлением советской индустриализации в XX веке. Начало строительства нового города на левом берегу Томи, получившего в 1931 году название Новокузнецк Сталинск с 1932 до 1961 года , способствовала строительству крупных магазинов. В начале 1930 года появляется первый Универмаг. Размещался он в рубленном деревянном бараке на улице Радиальная ныне Орджоникидзе. Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея: «В современном смысле слова, в капитальном здании «Универмаг» появляется после строительства двух пятиэтажек-близнецов на пересечении современного проспекта Металлургов и улицы Кирова. По проекту приглашённого на Кузнецкстрой немецкого архитектора Герхарда Косселя к 1935 году были возведены эти пятиэтажки под общежития. В начале 2000-х годов ближнее к проспекту Металлургов здание снесли из-за его аварийности. Так вот, особенностью этих зданий было то, что они были построены из термолита на основе кирпичной основы. Данный «второй» Универмаг просуществовал до 50-х годов.

Тогда на проспекте Металлургов были выстроены три пятиэтажки по проекту московского архитектора Георгия Градова, и в одно из угловых зданий Металлургов, 34 переехал существующий в общежитии, образовав «третий» Универмаг. В 60-е годы там обосновался «Детский мир», но многие старожилы продолжали называть его «старый Универмаг». Кирова, 20 планировали к постройке еще в 1934 году, как капитальный крупный торговый объект, - рассказывает Пётр Лизогуб. До Великой Отечественной войны построили только два этажа и начало третьего. Когда началась война, было принято решение организовать в постройке военное производство. И вот с осени 1941 и до 43-го годов там располагался этот завод. Когда завод реэвакуировали назад в Серпухов, здание некоторое время стояло бесхозным.

Гиляровский, Москва и москвичи. Устаревшее Покупатель.

Никитин, Кулак. Устаревшее У моряков: торговое, купеческое судно. Григорович, Корабль «Ретвизан». Это пароход морского типа средней величины, купец, показавшийся мне после байкальских и амурских пароходов довольно сносным.

Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли.

В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь весы, меры , складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину. Первый русский свод законов Русская Правда был пронизан духом купечества. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. Ключевский, — строго отличает отдачу имущества на хранение — «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный — от долгосрочного и, наконец, заем — от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда.

Что такое торговый кредит и операции в кредит — хорошо известно Русской Правде. Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша». Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являлись то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Законодательство русское дорожило жизнью купца, за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека 12 гривен и 5—6 гривен.

Успешный рост купеческой деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных отношений. Новгородский купец Климята Климент , живший в к. XII — н. XIII в. Климята был членом «купеческого ста» союз новгородских предпринимателей , занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством.

К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села.

Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьеву монастырю — типичный для того времени случай. Одним из самых характерных купеческих городов был Новгород Великий. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды. Типичный пример — новгородская былина о купце Садко. Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды.

Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, напр. Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» большая палата , своего рода зал для проведения деловых совещаний.

На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов. Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты. Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий.

Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны. Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос — в 50 гривен — и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св.

Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов. Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети участие было наследственным сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии. Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом. Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши.

Сильно развитая система купеческого предпринимательства вкупе с народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания Древнего Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными купцами и путешественниками. Кроме «Иваново сто» в русских городах существовали и другие профессиональные объединения купцов. Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. Чаще всего их центром была патрональная церковь в подвалах ее хранились товары , нередко им также предоставлялись даже судебные функции. Имущественное положение купцов было неравное.

Самыми богатыми были «гости-сурожане» — купцы, торговавшие с Сурожем и другими городами Причерноморья. Состоятельными были и купцы суконного ряда —«суконники», торговавшие привозным с Запада сукном. В Москве патрональным храмом «гостей-сурожан» была церковь Иоанна Златоуста. Принадлежность к корпорации московских гостей обставлялась примерно теми же правилами, что и в новгородской «Иваново сто». Положение в этой корпорации было тоже наследственным.

Гости возглавляли купеческие караваны, отправлявшиеся в Крым. Уже в XV в. Тверской купец Афанасий Никитин в 1469 посещает Индию и, по сути дела, открывает ее для России. В эпоху Ивана Грозного символом русского купечества становится энергичная деятельность купцов Я. Строгановых, стараниями которых начинается активное освоение русскими Урала и Сибири.

Кильбургер, побывавший в Москве в царствование Алексея Михайловича в составе шведского посольства, отмечал, что все москвичи «от самого знатного до самого простого любят купечество, чему есть причиной то, что в Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве». Некоторые города по внешнему виду напоминали пестрые торговые ярмарки. Широкое развитие торговли отмечалось и в более ранние времена.

Показателен случай, произошедший в 1888 г. Гадаловым, представителем известной в Енисейской губернии купеческой семьи. В Канске он занимался мануфактурной, бакалейной и оптовой торговлей. Последняя производилась из каменного корпуса из двух кладовых с двумя вышками, а перед корпусом имелся открытый навес, под которым стоял сахар в бочках. Этот сахар и стал причиной разбирательства. Если рассматривать навес как место хранения, то на него нужен был отдельный билет, причем 1-й гильдии. На указанные помещения Гадалов предъявил свидетельство 1-й гильдии и два билета на кладовые, а на навес предъявил билет 2-й гильдии14. С Гадалова взыскали 26 рублей за годовой билет в местности 5го класса: 20 рублей составила торговая пошлина, 2 рубля - губернский земский сбор, 2 рубля - пособие государственному казначейству и еще 2 рубля пошли в доход Канска. А так как у него по свидетельству 1-й гильдии уже было взято максимальное количество билетов, то ему следовало взять и новое свидетельство 1-й гильдии и уплатить 787 рублей за свидетельство и билет15. Огромная сумма получалась всего лишь из-за навеса. Гадалов заплатил всю сумму, но пожаловался в Министерство финансов на то, что по торговому уставу сараи и навесы оплате билетами не подлежат. Да и в его случае сахар под навесом стоял лишь потому, что его еще не успели убрать на склад. В ходе расследования удалось выяснить, что у Гадалова имелось еще одно свидетельство 1-й гильдии, по которому имелись неиспользованные билеты, поэтому было принято решение деньги за свидетельство первой гильдии - 761 рубль - вернуть. А вот штраф за нарушение Торгового устава и взыскание на билет 1-й гильдии в размере 26 руб. Таким образом, могли существовать различные взгляды на процесс подсчета помещений. В теории и на практике Выборке свидетельств не того разряда способствовала сложившаяся практика, при которой нарушитель оставался безнаказанным. Согласно положению о пошлинах за право торговли и других промыслов лица, выбравшие свидетельство, не соответствующее уровню торговли, должны были заменить его на требуемое законом, но без зачета уже уплаченных денег. На практике же после обнаружения нарушения свидетельства менялись на более дорогие, а прежняя сумма шла в зачет. В 1888 г. Казенные палаты по инициативе Министерства финансов сделали распоряжение о том, чтобы об обнаружении нарушений делалась запись на торговом документе, а деньги, которые были уплачены за документ с надписью, не учитывались при обмене17.

История русского купечества

Купчик голубчик. Дрянной купчишка. Миллионный купчища, купчина. Первостатейный купец, именитый. Купчиной зовут также, для отлики, приказчика в отъезде, поверенного для закупок, от купца. Первого купца покупателя не упускай, не обегай. Бог поможет, и купца пошлет. Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал! Не по купцу товар. Каков купец т.

Не товар кормит, а купец, т. То не купец, у кого деньги дома, не налицо. Купчиха ж. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Купечество, купецтво ср. Купечественный, торговый, комерческие Купечествовать, зап. Куповать церк. Мы купуем или купляем чай в Харькове, покупаем. Я купую, купляю, покупаю.

Я сроду этого товару не купывал. Что купил сегодня? Что завтра купишь? Купить - что вошь убить; продать - что, блоху поймать? Купишь, да кукиш ответ на уверенье: в другой лавке куплю дешевле. Впредь на это ума купи, т. Сперва купи место, а там и садись, от свадебного обычая. Купил не купил, а поторговать можно. За что купил, за то и продаю.

По чем купили, по тому и продаем; барыша не берем, о вестях. Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут!

Широко известно, что купечество было флагманом благотворительности, благодаря его лучшим представителям строились доступные для малоимущих медицинские учреждения, школы, училища, а также церкви, музеи и библиотеки. Были и династии благотворителей, как, например, московский купец I гильдии Христофор Дмитриевич Спиридонов и его сын Владимир Христофорович Спиридонов, предоставлявшие приют бедным и малообеспеченным гражданам в принадлежавших им домах, которые так и назывались — Спиридоновские. Также они были попечителями Александро-Мариинского приюта, находившегося в Протопоповском переулке. Уникальность купеческого сословия и в том, что оно во многом изменило и определило архитектурный облик русских городов, и здания, построенные на средства купцов, не просто до сих пор служат горожанам, а многие из них являются истинными архитектурными шедеврами. Патриархальные купеческие семьи были большими и многодетными, кроме этого, в этой среде было принято брать на воспитание сирот.

Поэтому их дома были просторными, добротными, строились для потомков, на века. Немаловажную роль в этом также играло и то, что купцы, пусть и за свой счет, имели возможность получать и, соответственно, давать своим детям хорошее образование. Поэтому построенные ими дома не были безвкусными новоделами тех, кто желает продемонстрировать свое богатство — напротив, купцы нанимали талантливых архитекторов, которые имели возможность воплотить в своем творении самые смелые замыслы и прогрессивные архитектурные стили. Впрочем, и здесь не обошлось без драм, одна из которых — история с особняком купца Игумнова на Якиманке. Шикарное здание в псевдорусском стиле, где с 1970-х гг. Однако, будучи построенным в конце XIX века, оно было раскритиковано архитектурным сообществом за «лубочность» и стилевую чрезмерность. И выдающийся архитектор Николай Поздеев впал в немилость к вероломному заказчику, который даже не возместил архитектору убытки — ведь проект оказался очень дорогим, и сам мастер был вынужден докупать стройматериалы за свой счет.

Своя, фабричная футбольная команда и, разумеется, футбольное поле , теннисный корт, парк, театр, оркестр, шахматный кружок, и не один, библиотеки. Когда же началась мировая война, и рабочие один за другим уходили на фронт, их семьи оставались в тех квартирах и домах, которые когда-то были предоставлены рабочим. И они, конечно, продолжали пользоваться всей инфраструктурой, что и раньше, получали помощь от хозяев фабрики. Печальная судьба «солдаток», оказавшихся без средств к существованию, не затронула ни этих женщин, ни их детей, ни пожилых членов семьи. Жизнь в рабочем городке шла тем же чередом. То есть Коншины всячески пытались противопоставить разрушительным методам созидательные.

Коншины тратили на содержание рабочих 46 процентов прибыли. Остальное — на модернизацию и расширение производства. А доходы были колоссальными. К тому же Коншины старались минимизировать расходы, существуя большей частью «на своем» — собственные хлопковые плантации в Туркмении, собственный склад в Тегеране, доля в нефтяных и угледобывающих компаниях — даже энергия, необходимая для производства, была своя. И железная дорога, связывающая Серпухов с Москвой, тоже была коншинская, частная. За нее не надо было платить, наоборот, она приносила прибыль.

Оперные таланты калужских крестьян Н. Коншин с женой. Фото: wikipedia. Из тех, кого в дореволюционной России называли оригиналами. Трижды был женат, имел девять детей, из которых троих назвал Николаями. Такое немыслимое количество Николаев Николаевичей создавало, естественно, жуткую путаницу.

Но такова его воля, а ей не перечь. Николай Николаевич Коншин был купцом старой закваски. Можно себе представить, как он гневался по поводу того, что его сын — один из Николаев Николаевичей — всерьез увлекся музыкой, а именно, оперным пением. Делами фирмы он не занимался вообще, и больше того, с успехом закончил московскую консерваторию. Дальше — больше. Коншин-младший становится солистом Императорских театров, много и успешно концертирует за границей, женится на известной американской певице Эмме Мэршон.

А Николай Николаевич-старший только зубами скрипит — ему дорога репутация современного предпринимателя и человека прогрессивных взглядов. Он не может, как замоскворецкий тит титыч запереть сына в амбаре на ключ. Коншин взял хитростью. Как-то раз в Лондоне на концерт Коншина-младшего пожелала явиться сама Королева. И Николай Николаевич-старший устроил, что сыну сообщили неверное время начала концерта. Он опоздал к королеве на час!

Это было немыслимо. Европейские сцены наглухо закрылись для этого невоспитанного русского медведя. Правда, остались российские сцены, но тут, на родине все было проще. Николай Николаевич-старший регулярно оплачивал клакеров, и те самозабвенно освистывали все выступления Коншина-сына.

Монастырские ремесленники не только удовлетворяли внутренние потребности, но и продавали часть своих изделий. На рынок поступали относительно дешевые массовые изделия — нательные крестики, кресты-реликвалии, небольшие каменные и металлические иконки. Но деятельность монастырей в домонгольскую эпоху носила ограниченный характер, поскольку монастырское хозяйство тогда ориентировалось лишь на самообеспечение братии, а не на рынок. Постепенно на Руси сформировались местные рынки город и близлежащая сельская округа , областные в границах княжеств и межобластные рынки.

Отношение в древнерусском обществе к купечеству было весьма противоречивым: оно колебалось от поддержки князьями гостей на внешних рынках и использовании их для сбыта избытков доходов и закупок предметов роскоши до ущемления их имущественных прав, введения многочисленных таможенных сборов и ограбления в период феодальных конфликтов, от признания нужности торговых людей до выражения открытой неприязни к ним со стороны бедноты. Опустошительное монгольское нашествие нарушило устоявшийся и постепенно ускорявшийся ход экономической жизни. Самый тяжелый урон от Батыева погрома понесли города Северо-Восточной и Южной Руси: на время приостановились традиционные торговые связи, погибли или попали в плен сотни ремесленников, оказались забытыми технологии ряда ремесел стеклоделия, некоторые приемы ювелирного дела и пр. Но полностью сохранилась преемственность торгово-ремесленной жизни в ведущих центрах Северо-Западной Руси Новгороде, Пскове, Смоленске , избежавших монгольских погромов. Уже в XIV в. Москва, Нижний Новгород, Тверь, бывшие когда-то незначительными периферийными пунктами Владимиро-Суздальского княжества, превратились в крупные центры ремесла и торговли. Например, изменение технологии сварки лезвия ножа в Новгороде в XIV в. В эпоху ордынского ига на Руси появляются более сложные по технологии отрасли ремесла — массивное литье колоколов, пушек, чеканка монет, водяные мельницы, глубокое бурение соляных скважин, связанные с укрупнением производства, использованием наемной рабочей силы и применением простой кооперации труда.

Часть из производств литье колоколов, оружия, монет работало на заказ, обслуживая потребности государства и церкви, а не рынка. На основании косвенных данных можно утверждать о существовании в русских городах объединений ремесленников по улицам, слободам, сотням, рядам, имеющих собственную казну, патрональный храмы и собиравших своих членов на пиры — «братчины». Гораздо быстрее, чем ремесло и промыслы, стали возрождаться после 1240 г. Наряду с Новгородом Великим, Псковом и смоленском в оживленные центры внутренней и внешней торговли стали превращаться Москва, нижний Новгород, Тверь. Больше всего отложилось сведений о торговле зерном, солью, пушниной, льном, рыбой. Купеческая среда постоянно пополнялась за счет не только потомственных торговцев, но и представителей других социальных групп. Разбогатев на торговых операциях, многие ремесленники бросали ремесло, но сохраняли за собой название прежнего рода своей деятельности, хотя и торговали уже другими товарами. Так, имеются упоминания о Мите ножевнике, Андрюше броннике, Борисе укладнике уклад — стальные изделия и др.

Но часто и свободные купцы везли помимо собственного имущества товары, принадлежавшие князьям и боярам. Еще одним источником пополнения средневекового русского купечества были свободные и зависимые церковные люди. Наиболее широкий размах приобрела торговля подмосковного Троице-Сергиева монастыря, отправлявшего в 60-х годах XV в. Но к концу XV века княжеские власти стали ограничивать привилегированную торговлю церковных учреждений. Однако изворотливые церковные торговцы ухитрялись обойти пошлинную торговлю. Жалованная грамота городам 1785 г. Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Купцы имели право свободного передвижения - так называемая "паспортная льгота".

Для поощрения купцов было введено почетное гражданство. Сословный статус купца определял имущественный ценз. Это затрудняло доступ в Купечество представителям других слоев населения. За период с начала XIX в. К началу XX в. Купечество стало основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной буржуазии. В 1709 г. В 1722 г.

Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьян просуществовала до Жалованной грамоты городам 1785 года. До гильдейской реформы 1775 г. Большая часть таких купцов не торговала, а занималась ремеслом, сельским хозяйством, работала по найму и т. Таможенный устав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать только продуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи. В 1760 г. Сенат издал указ о "неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами". С 1775 года по 1785 год гильдейские сборы оставались на низком уровне, и в купечество записывалось большое количество мещан, крестьян, и цеховых.

До гильдейской реформы Е. Канкрина 1824 г.

Как возникло русское купечество

Того, кто занимался торговлей с другими городами и странами, называли гостем. Первое упоминание о купцах относится к Х в., в ХII в. в Древней Руси уже появились купеческие корпорации. Купец сразу понял, что сможет хорошо поживиться добром этой доверчивой женщины. [Франц:] Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком. До 1775 года тех, кто был приписан к третьей гильдии можно считать купцами лишь номинально.

ИСТОРИЯ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА

В это же время начинает развиваться гужевой транспорт знаменитая ямщицкая служба и торговля с ним связанная, просуществовавшая до конца XIX века, когда её заменила торговля, основанная на железнодорожном транспорте. В XIX веке, например, известна история купца А. Второва , родоначальника купеческой династии Второвых , который, как и многие другие, начал своё дело с крупных оптовых поставок мануфактуры в Сибирь с Нижегородской ярмарки и Москвы, как тогда говаривали, «добывал хлеб гужом» гуж — кожаная глухая петля, которой скрепляется хомут с оглоблями. В XV веке купцам иногда поручались административные и дипломатические задачи, князья могли советоваться с купцами, которые бывали в других странах и могли предоставить о них определённые сведения.

Представляли интерес для государства и " хожения " купцов в другие страны [3]. Зачастую купцы вместо договоров использовали понятие «Слово купеческое», при его нарушении купцов исключали из гильдии. Купец Исаксон, Могилёвская губерния , 1867 год В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук , сапоги с высокими голенищами.

Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки шаровары заправлялись в сапоги.

Внизу помешалось дамское, во втором этаже детское, и в третьем этаже мужское отделение, где продавались сапоги и картузы. На третий этаж покупатели приходили редко, поэтому большую часть дня мне приходилось быть там одному… Мальчикам ежедневно отпускали на обед по 10 копеек. На эти деньги я брал целый пеклеванный хлеб и маленький кусочек жареной колбасы. Затем всем служащим в лавке полагалось пить чай два раза, утром и среди дня. Чай находился у хозяина, а сахар выдавали каждому на руки, на целый месяц…Мальчики, находясь в лавке, в присутствии хозяина и приказчиков не могли садиться; и должны были находиться целый день на ногах. Работы в лавке им всегда было много. Главная обязанность их заключалась В побегушках: заставляли бегать в трактир за водой, за чаем, за водкой, в кухмистерскую за хозяйским обедом, а также таскать ящики с резиновыми калошами. Мы носили ящики на спине с помощью веревочных лямок. Это была одна из самых тяжелых работ. Каждому из нас приходилось внести кверху от 10 до 20 ящиков.

Вечером мы разносили на дом покупателям купленные ими чемоданы, саквояжи и обувь. Одним словом, в лавке мальчики не имели ни минуты отдыха… Тогда еще не было мировых судей. Поэтому в купеческой среде царствовал полнейший произвол и деспотизм; при этом главными козлами отпущения были мальчики. Их наказывали и били все, кому было не лень… Так продолжалось до введения института мировых судей. Для купцов нововведение было не по нраву… У Заборова было 10 приказчиков и 13 мальчиков, последние делились на старших и младших… Я всегда отличался большой смекалкой… Я энергично взялся за дело и вскоре научился детишкам примеривать башмаки, а затем назначать за них цену. Причем, боясь продешевить, я немилосердно запрашивал… Покупательницы говорили мне, что я ничего не понимаю и поэтому назначаю сумасшедшую цену, а некоторые обижались и уходили. Я с башмаками следовал за посетительницами вниз, спускаясь по лестнице, дипломатично расхваливал выбранные ими башмаки и понемногу снижала цену. Став приказчиками, бывшие затюканные хозяевами мальчики могли вымещать злость на младших, а еще в отсутствии покупателей устраивать от скуки розыгрыши, часто злые. Подпоить человека и заставить делать глупости, привесить бумажку на спину с оскорбительным текстом и т. В этом плане картина художника Прянишникова написана со знанием дела.

Бальмонт, выросшая в купеческой семье, описывает купеческий быт с большей симпатией. Крестьянских детей отдавали сызмальства в обувную мастерскую. Но так как земля не кормила крестьянина, ничего другого там нельзя было делать. Поэтому все, что было в таких деревнях живого, предприимчивого, добивавшегося благосостояния, уходило в город, в столицу, где каждый находил себе дело по вкусу и по способностям. Большинство занималось в городах торговлей. Разбогатев, купцы выписывали своих жен и детей, остававшихся в деревне до поры до времени. Моих двух дедушек привезли совсем маленькими в начале девятнадцатого столетия, в 1808 году, в Москву, где их отцы уже успешно вели торговлю. Это дело продолжалось больше ста лет, до 1918 года, до революции. Когда Королевы переселились в Москву, они долго жили одним патриархальным многочисленным семейством, во главе которого стоял сначала отец, а потом старший брат Михаил Леонтьевич — наш дедушка. С течением времени Королевы купили обширную усадьбу на Зацепе в Лужницкой улице…, жили они одним общим хозяйством, и строй жизни был строгий: отец являлся вершителем судьбы не только своих детей, но и внучат.

Крестьяне, они и в городском купеческом звании сохранили сельский родовой быт. Но этот быт отходил в прошлое… Это тот момент его, который увековечил в своем творчестве Островский. В его пьесах из замоскворецкого быта мы видим уже полное вырождение этого быта, одни его формы, лишенные живого содержания. Тут патриархальная власть старшего заменяется деспотизмом, грубым произволом сильного над слабым. Но Островский как художник брал образцы яркие, типы людей выдающихся, характерных для этого отживающего строя. Внизу длинное сараеобразное помещение, где в ящиках и связках лежали груды всякой обуви: мужские грубые сапоги, женские полусапожки с резинками по бокам… Во втором этаже, куда поднимались по широкой чугунной лестнице, было такое же, только немного более светлое, помещение с прилавками и полками, на которых лежала обувь более тонких сортов в картонных коробках.

В 2011 году они продали бизнес челябинскому бизнесмену Олегу Колесникову, оставив за собой супермаркет в торговом центре «Гринвич». На тот момент сеть владела 40 магазинами, половина из которых работала на собственных площадях. Сумма сделки составила 1 млрд рублей.

Но нажива как таковая не является конечной самоцелью. Цель купца — это материальное и духовное совершенствование себя, своей семьи в узком смысле и своего рода и народа в широком смысле через взаимодействие с материальными ресурсами. А это уже очень тяжёлый путь полный соблазнов. Это и ответственность, как за себя, так и за своих ближних и за свою державу. Ведь путешествовали русские купцы и в дальние заморские страны, где по ним судили обо всём нашем народе. Каждый поступок купца, каждое данное им слово, каждая заключенная сделка были наполнены глубоким осознанием ответственности за себя, своих работников, свою семью и свою державу. Ошибка при заключении сделки могла иметь фатальные последствия: разорение, обречение семьи на голод и бедное существование, позор перед коллегами и товарищами. Купец строил благосостояние державы, каждый в отдельности и все в совокупности. Сегодня иметь собственное дело, свой бизнес — это тяжелейший путь, вставая на который никто не защищён от рисков, непорядочных конкурентов, потерь и кидков. Нет никаких гарантий, что всё получится именно так, как задумано. Но желание иметь собственное дело, работать на себя рождается в человеке не просто так. И оно никак не связано с жадностью или алчностью, как некоторые несведующие могут подумать. Это росток воли, борющейся против оков окружающего мира, это крик одиночки, который заявляет, что он готов противостоять, бороться и побеждать. Многие идут к этому годами, ходят на работу с 9. Если купец давал слово, то он должен был его сдержать. Пообещал поменять бочку белых сушёных грибов на 10 соболей в следующем году, будь добр, выполни. И не важно, что грибы на следующее лето не уродились, и что за них ему прошлось самому отдать 20 соболей и не простых, а самых лучших. Это не важно. Важно другое. Несдержание слова было равно несмываемому позору. Купец, не сдержавший слова, переставал быть купцом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий