Основу партесного пения составил четырехголосный аккордовый склад с четко определенной ролью каждого голоса. Партесное пение (лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. Основу партесного пения составил четырехголосный аккордовый склад с четко определенной ролью каждого голоса. Партесное пение зародилось в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стало распространяться и в России.
3. Партесный концерт и в.П. Титов
это незаметное принятие антихриста. История партесного пения начинается в Южной Руси, где, несмотря на давление польского католицизма, народ и духовенство оставались верны Православию и искали средства для борьбы с унией. Придворное пение, ныне взошедшее во всеобщее употребление в Православных Церквах, необыкновенно холодно, безжизненно, какое-то легкомысленное, срочное! это особый вид музыкальной практики, при котором каждый участник исполняет свою индивидуальную партию. — Партесное пение в рукописях сохранилось до сих пор.
Читаемые посты
- Партесное пение на студии
- Какое пение должно быть в храме?
- Партесное пение — Википедия с видео // WIKI 2
- Фотогалерея
- 20. Партесное пение
Что такое партесное пение кратко
ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ в музыкальной энциклопедии | Придворное пение, ныне взошедшее во всеобщее употребление в Православных Церквах, необыкновенно холодно, безжизненно, какое-то легкомысленное, срочное! |
«Едиными усты и единым сердцем» | Да по правде говоря, партесное пение сегодня находится в упадке, попросту эстетически устарело и плохо сочетается с древнерусским стилем, постепенно, в течение ХХ века и далее возобладавшим в иконописи и архитектуре. |
Значение ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ | Почему нотное «партесное пение» люди любят меньше обиходного, считая его более «молитвенным»? |
Почему вместо молитвы в храмах концертное партесное пение? | Партесное пение Партесное пение (от лат. partes — части, муз. партии, голоса) — тип украинской и русской многоголосной вокальной музыки, получивший. |
Что такое партесное пение кратко
Наиболее характерный музыкальный жанр , в котором нашло отражение партесное пение, — партесный концерт. Рукописи партесного пения сохранились например, в Национальной библиотеке Украины им. Вернадского , в Государственном историческом музее в виде комплектов голосов, книг- поголосников отсюда название этого рода музыки. Партитурная форма фиксации не характерна. Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп солистов , которое называется «переменным многоголосием» термин В. Вместо этого композиция строится как гармонизация знаменного распева. История[ править править код ] Родина партесного пения — католическая Италия. Согласно В.
Выразительные мелодии, расчлененные паузами фигура — temsis , создают аффект страха»12. Композиция раннего партесного концерта подразумевает использование контрастных сопоставлений, когда мощное звучание всего хора «тутти» сменяется пением группы солистов собственно, «концерт», в терминологии Н.
Интересно, что сам термин «концерт» Дилецкий понимал как «борение гласов», т. Чаще всего в рукописях встречаются трехчастные концерты. Тексты партесных концертов в основном относятся к духовной сфере, но иногда встречаются и произведения, написанные в ознаменование каких-либо событий государственной важности или составленные в честь августейших особ. Вот как характеризует раннее партесное пение С. Смоленский : «Музыкальное достоинство этих сочинений… довольно слабо по мысли, но местами указывает весьма незаурядную мастерскую технику и хорошее знакомство с хоровыми эффектами. Местами эти композиции довольно крикливы, заключают в себе множество самых пустых импровизаций, дающих лишь правильный рисунок партитуры; местами же в них чувствуется истинное вдохновение и какая-то непривычная нашему уху торжественная и наивная простота»14. Центральной фигурой, вокруг которой сформировался кружок энтузиастов партесного пения в России, является уже упоминавшийся Н. Его основной труд «Мусикийская грамматика» стал теоретической основой и учебником для целого поколения русских композиторов, регентов и певцов. Дилецкий также воспитал ряд учеников, которые создали основу для дальнейшего развития хорового церковного пения в России.
Среди наиболее одаренных и известных русских композиторов этой эпохи следует назвать Василия Титова, Николая Калашникова, Николая Бавыкина, Степана Беляева. Из произведений этих авторов в церковном обиходе удержалось разве что «Многолетие» В. Титова, которое изредка можно слышать в некоторых московских храмах. Помимо концертов в многоголосной хоровой музыке XVII в. По определению В. Протопопова , оно имеет следующие свойства: «одновременное пение с произнесением одного и того же текста всеми голосами, отсутствие пауз, непрерывное звучание всех голосов, единые цезуры во всех голосах соответственно цезурам текста»16.
Музыкальные коллективы, такие как хоры и оркестры, часто используют партесное пение для создания сложных и прекрасных композиций. Но партесное пение может быть также использовано в сольных исполнениях и малых ансамблях, где каждый исполнитель может полностью раскрыть свои музыкальные возможности. Особенности знаменного пения Вот основные особенности знаменного пения: Основой знаменного пения является использование знаменного письма — специального нотного письма, где знамена заменяют обычные музыкальные ноты. Это позволяет исполнителям четко соблюдать ритмическую структуру пения и передавать мелодию без сопровождения инструментов. Знаменное пение обладает простотой и строгостью музыкальной композиции. Оно характеризуется монодическим характером, то есть исполнение мелодии только одним голосом. Знаменное пение не предусматривает гармонии или полифонии. Одной из основных особенностей знаменного пения является его тесная связь с текстом. Текст имеет первостепенное значение в этом виде пения, и мелодия служит средством передачи его смысла. Исполнители знаменного пения обращают особое внимание на произношение слов и их выразительность. Знаменное пение исполняется коллективно — группой певцов, находящихся в определенной певческой позе и удерживающих знамена. Исполнители могут быть разделены по голосам, которые в зависимости от характера мелодии перемежаются и соединяются друг с другом. Знаменное пение имеет специфический ритмический рисунок, который образуется за счет длительности и качества знамен. Ритм знаменного пения может быть очень сложным, и его выполнение требует хорошей координации и точности исполнения. Знаменное пение имеет свою ценность и значение для христианской музыкальной традиции. Оно передает особое внутреннее состояние и духовность, а также помогает слушателям соединиться со священным текстом и испытать глубокие эмоции. Особенности партесного пения Основные особенности партесного пения: 1. Разделение голосов В партесном пении исполнители разделены на группы, каждая из которых исполняет свою мелодическую линию. Это создает гармоничное звучание и позволяет выделить каждую партию. Разнообразие голосовых партий В партесном пении могут быть разные голосовые партии, такие как соло, дуэт, тройка, квартет и т. Каждая партия может иметь свои особенности в мелодии и характере исполнения.
Новозаветный тайновидец евангелист Иоанн Богослов в разных местах своего Апокалипсиса упоминает о пении блаженных небожителей, окружающих престол Господа: херувимов, ангелов, сонма святых мужей всех племен и язык, которые в разных выражениях с припевом «аллилуиа» воспевали хвалу Богу и Агнцу. Святой Игнатий Богоносец видел ангелов, воспевающих Святую Троицу попеременными песнями — и этот образ антифонного пения ввел в Антиохийской Церкви. В наших крупных монастырях и по сей день монахи поют антифонно это очень впечатляет, как образ непрерывного ангельского славления Бога. А отдельные богослужебные песнопения так и называются антифонами, хотя поются одним клиросом или хором. Ангельское пение имели честь слышать и простые люди. Приведу лишь самые известные примеры. В 439 году, во время землетрясения в Константинополе, отрок, восхищенный на воздух, услышал ангелов, поющих «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный»; люди повторили эти слова, добавив «помилуй нас», и землетрясение прекратилось. С того времени Трисвятое и учреждено петь или читать при каждом православном богослужении. А кто не знает, что вифлеемские пастухи видели и слышали множество ангелов, хвалящих Бога и воспевающих в честь рождения Христа Спасителя: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Эти слова теперь тоже поются или читаются в начале каждой Утрени перед шестопсалмием. Церковное пение не самочинно Можно приводить еще немало примеров, но достаточно заметить, что в нашей, Православной, Церкви пение освящено примерами самого Господа и Божией Матери, учреждено апостолами, умножено и упорядочено святыми отцами. В 26-й главе Евангелия от Матфея мы читаем о том, что, совершив последнюю в своей земной жизни пасхальную вечерю и придав ей особый, новый смысл — первого христианского богослужения в связи с установлением таинства Евхаристии — Христос воспевше восшел с учениками на гору Елеонскую. В беседе на это Евангельское повествование Иоанн Златоуст говорит: «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным же образом». В другой беседе на 2-е послание к Коринфянам святитель подчеркивает, что, воспевая гимны Богу, люди становятся общниками небесных сил, подражают и уподобляются им. Святые апостолы закрепили пример, поданный Спасителем. В книге Деяний апостолов читаем, что после вознесения Господа, посвящая 3-й, 6-й, 9-й и полуночный час молитве, они сопровождали моление псалмопением. Распространяя Христово учение, заботились о том, чтобы верующие не забывали в своих молитвенных собраниях и о пении см. В книге Апостольских постановлений мы находим правила, которые свидетельствуют о том, что апостолы не только поощряли богослужебное пение, но и узаконивали его обязательность.
Партесное пение
Значение «партесное пение» | В богослужебное употребление партесное пение введено в 1668 году с согласия восточных патриархов. |
Партесное пение, обиходное пение - что это? Слушать аудио бесплатно | Распространение партесного пения в московском государстве происходило путем сильного давления со стороны властей. |
Что такое пение знаменное и партесное и каким образом они осуществляются | Для партесного пения нормой является четырёхголосие, хотя число голосов может достигать 16, 24 и даже 48. |
ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ | Обосновывается необходимость формирования у певцов в процессе обучения партесному пению как гармонического, так знаменно-попевочного мышления. |
Партесное пение это в музыке | К концу XVII века самобытный русский многоголосный стиль (троестрочие) был заменен на западный тип многоголосия — так называемый партесный стиль, то есть пение по партиям. |
«Едиными усты и единым сердцем»
Ответы : Что такое партесное пение (определение и примеры) | – Людям, которые уже столкнулись со знаменным пением Валаама, потом непросто бывает слушать партесное пение, это факт, –рассказывает старший певчий хора Валаамского монастыря монах Диодор (Подоровский). |
Какое пение должно быть в храме? - Игумен Силуан (Туманов) | Партесное пение Партесное пение (от лат. partes — части, муз. партии, голоса) — тип украинской и русской многоголосной вокальной музыки, получивший. |
Значение словосочетания ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ. Что такое ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ? | Партесное пение (лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. |
Введение линейной нотации в Российском государстве в XVII в. — Катаев П.Г.
это незаметное принятие антихриста. В случае партесного пения часто создаётся романтическое настроение, в результате чего ум рассеивается, блуждает, нигде не находя удовлетворения. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелат. partes - голоса), стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв.
ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ
Хоровое многоголосие это в Музыке. Партесное пение прописка. Моя практика. Что называют партесным пением. Католический детский хор. Церковный хор католический. Хор в церкви. Детский хор в католической церкви.
Демественное пение. Регент церковного хора в Карповской церкви. Пашкова Вика церковный хор. Хор и клирос в храме. Партесное многоголосие 17 век. Сольфеджио многоголосие. Раннее русское многоголосие.
Партесное пение на Руси. Партесное пение партесный концерт. Черты партесного пения. Архиерейский хор Смоленского Успенского собора. Церковный хор Успенского собора Тула. Богослужебное пение 16 век Русь. Церковное пение в 16 веке в России.
Идеолог партесного стиля на Руси. В связи с появлением многоголосного пения появился новый Жанр:. Русская музыкальная культура 18 века. Русская музыкальная культура 19 века. Музыкальная культура первой половины 19 века в Музыке. Особенности церковной музыки. Церковное пение в древности было.
Музыкальные традиции в храме. Особенности православной музыки. Композиторы в стиле партесного пения. Дилецкий МХК. Какие композиторы работали в стиле партесного пения 9. С сопровождением чего в 17 веке в России было партесное пение. Характерные черты знаменного распева.
Сообщение на тему знаменитый распев. Сообщение о знаменитом распеве. Знаменный распев духовный концерт. Владимир Маковский. Певчие на клиросе. Псаломщики Маковский. Древний церковный хор.
Древние церковные песнопения. Древнее церковное пение.
Нет, богослужение цельно и человек призывается воспринимать все его части.
Но что же происходит, если люди говорят про большие хоры, что они поют немолитвенно или концертно и слов непонятно вовсе. Почему молитвенность становится уделом будничного хора? В этом виноваты мы сами — регенты.
Иногда, ограниченные временными рамками, мы пытаемся вместить побольше праздничных , авторских песнопений, забывая оставлять место положенным по уставу стихирам, тропарям, ирмосам. Фото vladivostok. Или на обычной всенощной не шесть стихир на «Господи воззвах», а всего две.
Неужели мы должны приучать молящихся только к красивым, песнопениям, слова которых все и так знают? Или мы призваны максимально вовлечь человека в службу, открыть своим пением ее смысл, а может быть, иногда, привлечь красотой слова, заставить человека начать молиться? Если мы этого не делаем, то грош нам цена.
Сейчас партесный вокал до сих пор изучают во многих церковных школах более того, этому вопросу уделяется особое внимание. Учащихся знакомят с древними распевами и нотной грамотой. Их обучают созданию гармонии в исполнении богослужебных песнопений.
Также духовные школы помогают ученикам практиковать свои знания и повышать искусство пения. То же относится и к партесному исполнению.
Распространение партесного пения Распространение партесного пения в московском государстве происходило путем сильного давления со стороны властей. Главный идеолог церковных реформ патриарх Никон приветствовал многоголосное пение. Партесы получили поддержку и со стороны царя Алексея Михайловича, который в начале 1652 г. Пригласил из Киева «творцов» композиторов партесного пения и хор певчих , профессионально владеющих искусством многоголосия. Однако и в период властвования Никона, и позднее изменения в церковно - певческой практике встречали сопротивление деятелей старообрядческого движения.
Так, старообрядец о. Лазарь писал: «И патриарх Никон, и власти возлюбили языческое пение и в церквах поют многие стихи ни по-гречески, ни по-славянски, а как звучит орган». Новое многоголосие первоначально исполнялось под руководством приглашенных украинских и белорусских регентов. Они требовали от «спиваков» то есть певчих более мягкого и проникновенного стиля пения, противоставляя его «густому басистому» исполнению «московитов». Записывались партесные песнопения с помощью пятилинейной нотации. Правда, ноты были не круглыми, а квадратными так называемое «киевское знамя». Крюковая же нотация постепенно уходит из церковного обихода.
Официальное призвание многоголосного пения в Русской Православной Церкви состоялось в 1668 г. Ответ патриархов был весьма уклончив, однако он не содержал прямого осуждения многоголосия. Это позволило снять многовековой запрет на многоголосное пение в русской церкви. Развитие партесного пения Новый вид певческого искусства мог развиваться лишь при условии соответствующего эстетического и теоретического обоснования. Принципы партесного многоголосия были изложены в ряде учебных пособий. Самым ярким музыкантом-теоретиком этого времени был Николай Павлович Дилецкий Дылецкий. О его жизни сохранились противоречивые сведения.
Достоверно известно, что Дилецкий некоторое время жил и работал в Польше. В 70-е гг. Свои теоретические взгляды Дилецкий изложил в труде «Идеа грамматики мусикийской» смоленская редакция 1667 г. Дилецкий «Мусикийская грамматика» «Мусикийская грамматика» — первый крупный трактат , в котором можно найти ответы на самые разные вопросы по эстетике музыки и нотной грамоте. Отвечая на вопрос «Что есть мусикия?
Виды церковного пения
Партесное пение предполагает использование множества голосов, что делает звучание более многоголосым и глубоким. Одним из центров партесного пения стал и Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, в котором находилась личная резиденция Патриарха Никона. В этом и состоит главное отличие партесного стиля пения от древнерусских распевов. При поддержке царя Алексея Михайловича партесное пение (т.е. пение по партиям, многоголосное) стало быстро распространяться на Руси.
Цитаты о партесном пении
- Знаменный реванш. Пробьется ли древняя певческая традиция в РПЦ?
- статья о церковном пении
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Партесное пение — Википедия с видео // WIKI 2
- ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ
- Значение ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ
ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ
часть, участие), стиль русского многоголосного хорового искусства. Следовательно, партесное пение, хотя и кажется на первый взгляд возвышенным и вполне пригодным для богослужения, несет в себе энергии страстей и заражает ими. В случае партесного пения часто создаётся романтическое настроение, в результате чего ум рассеивается, блуждает, нигде не находя удовлетворения.
Что такое партесное пение?
- Заметили опечатку?
- Литература по теме
- Какое пение должно быть в храме? - Игумен Силуан (Туманов)
- Знаменное пение
- Что такое пение знаменное и партесное и каким образом они осуществляются -
- ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
Что такое партесное пение?
Например, в классической музыке применяется партесное пение в хоре, где каждому голосу сопрано, альто, тенор, бас выделяется собственная партия. В джазе и простой музыке каждому инструменту или голосу может быть присвоена своя партия. Техника партесного пения: при партесном пении каждый участник должен быть внимателен к собственной линии, чтобы не смешиваться с другими голосами или инструментами. Это требует тщательной проработки партии и сознательного контроля над интонацией и ритмом. Преимущества партесного пения: партесное пение позволяет каждому участнику выразить свою индивидуальность и музыкальность в контексте коллективного исполнения. Оно также способствует развитию слуха и музыкальной гармонии, поскольку каждая партия зависит от других и взаимодействует с ними. Недостатки партесного пения: одним из основных недостатков партесного пения является необходимость постоянной координации между участниками, чтобы все звуки были слитными и гармоничными. Это требует дополнительной репетиции и слаженности коллектива.
Читайте также: Где найти ближайший Сбербанк: поиск филиала и банкомата Партесное пение отличается от других форм музыкального исполнения своей практической направленностью и вниманием к каждому участнику. Оно позволяет создавать сложные и красивые музыкальные композиции, раскрывая индивидуальные таланты каждого исполнителя и создавая гармонию в коллективе. Партесное пение является важной частью музыкальной культуры и истории, и продолжает развиваться и вдохновлять музыкантов по всему миру. Разновидности партесного пения Партесное пение, также известное как многоголосье, имеет разнообразные разновидности, каждая из которых имеет свои особенности и стиль исполнения. Вот некоторые из них: 1. Канторале Канторале — это разновидность партесного пения, которая присутствует в религиозной музыке, особенно в христианской церковной музыке. Она характеризуется организованным и сложным вокальным многоголосьем, где разные голоса исполняют разные партии мелодии.
Фуга Фуга — это форма многоголосья, которая часто используется в классической музыке. В фуге разные голоса звучат независимо друг от друга и взаимодействуют друг с другом, создавая сложную вокальную текстуру. Гармония Гармония — это разновидность партесного пения, где разные голоса исполняют гармонические аккорды, создавая гармоническую текстуру. Гармоническое партесное пение широко используется в различных жанрах музыки, от поп-музыки до джаза. Опера Опера — это форма искусства, где партесное пение занимает центральное место. В опере голоса солистов, оркестр и хоры интегрируются вместе, чтобы рассказать историю и выразить эмоции через музыку. Барбершоп Барбершоп — это стиль партесного пения, развившийся в Америке в начале 20 века.
В этом стиле четыре голоса — бас, баритон, тенор и первый тенор — исполняют гармонии в близком аккорде.
Православные Украины и Белоруссии, утесняемые как католиками, так и протестантами, живущие под вечной угрозой навязывания унии и соблазняемые сладкими мусикийскими созвучиями, вынуждены были искать какие-то формы и методы противостояния всей этой инославной экспансии. Высокому уровню богословского образования и церковной музыки католиков и протестантов они должны были противопоставить православное образование и пение столь же высокого уровня. Однако путь к достижению этого уровня лежал через усвоение и заимствование некоторых методов и принципов, свойственных католическо-протестантскому образованию и пению.
По свидетельству современника: «римляне начаша прельщати верных органными гудении в костелах своих, а ревнители православия ничемъ инымъ восспятиша ихъ и паки обратиша к соборней церкви, токмо многоголосными составлении мусикийскими». Другими словами, для ослабления соблазна, исходящего от католической музыки, ревнители православия вынуждены были сделать православное пение столь же роскошным и соблазнительным, как и соблазняющая их католическая музыка. Для этого была проведена «операция», которую можно охарактеризовать как прививку западного музыкального начала к телу православного богослужебного пения, в результате которой на свет появился некий новый плод, некий гибрид музыки и богослужебного пения, ибо партесное пение и есть такой гибрид, возникший от «скрещивания» западной музыкальной системы с православной певческой системой. Острое ощущение невозможности совмещения музыки и богослужебного пения, столь характерное для великорусского православного сознания, было в значительной мере притуплено у носителей православия западных областей, очевидно, из-за их частых и тесных контактов с инославным населением, и именно это послужило причиной вступления на путь духовного компромисса, которым и являлось партесное пение.
Становление и развитие партесного пения происходило в хорах, создаваемых при православных братствах и братских школах, организованных во многих городах юго-западной России. Так, известно, что еще в 1604 г. В библиотеке Луцкого братства в 1627 г. Эта запись свидетельствует о приличном стаже партесной традиции.
Восторженное описание уже развитых образцов партесного пения дает западный путешественник Гербиний, посетивший Киев в третьей четверти XVII века: «Грекороссияне гораздо святее и величественнее прославляют Бога, чем римляне. В самой приятной звучной гармонии слышатся раздельно дискант, альт, тенор и бас. Все миряне поэтому поют в соединении с клиром, и притом так гармонично и благоговейно, что мне, в восторге от слышанного, думалось, будто я в Иерусалиме и вижу там образы и дух первоначальной христианской церкви». Однако если западному уху, привыкшему к абсолютно секуляризованной католической музыке, православное партесное пение казалось «святым и благоговейным», то сознанию, воспитанному на крепких православных началах, это пение представлялось далеко не таковым.
Так, известный ревнитель благочестия афонский инок Иоанн Вишенский протестовал против партесного многоголосия в следующих резких выражениях: «Латинский смрад из церкви изжените. Единою песнью Бога славьте! Со временем же это пение совсем перестало подвергаться нападкам и считаться неким подозрительным явлением в среде православных. Так, Мелетий Смотрицкий писал старцу Печерского монастыря Антонию Мутиловскому: «говорите, о проклятая проклятая уния!
А давно ли говорили: о, проклятое искусное пение», свидетельствуя, в частности, о том, что «искусное», то есть партесное пение, считающееся раньше «проклятым», ныне признается явлением вполне православным. Таким образом, к середине XVII в.
Количество голосов может быть от 3 до 12, а может достигать и 48. В партесном пении различают исполнение композиций с постоянным и переменным многоголосием. Переменное многоголосие предполагает чередование звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов.
То гаркнет диким ревущим рыканием бас-соло, то завизжит одинокий дискант, то прозвучит обрывок фразы из какого-то итальянского трепака, то неестественно сладко раздастся оперный любовный мотив в самой грубой, голой, плоской гармонизации, то весь хор замрет на преувеличенно тонком пианиссимо, то заревет, завизжит во всю глотку... О, Господи, и когда же, в какую минуту происходит эта музыкальная оргия? Как раз в то время, когда совершается главный акт всего священнодействия, когда Ваше Преосвященство и сослужители Ваши приобщаетесь Тела и Крови Христовой... Зачем я все это пишу Вашему Преосвященству? Затем, что хочется высказаться и притом именно Вам, архипастырю, что смутная надежда хоть сколько-нибудь содействовать искоренению проникшего в наше богослужебное пение зла ободряет меня, и я дерзаю ласкать себя мыслью, что, может быть, обращу Ваше пастырское внимание на безотрадность явления, смысл которого вследствие привычки до сих пор ускользал от Вас». Фотопулоса, со своей стороны описал вредоносность практики партеса за богослужением. Надо со скорбью заметить, что с момента написания этого письма практически повсеместно в соборах и на приходах ничего не поменялось. И как в унисон критике Чайковского выражает своё негодование и священник С. Невозможно не привести его замечательные мысли в полной цитации о бедственном характере церковного пения противоположной «крайности» — тоскливо-уныло-народных мотивах, опять-таки не церковного духа: «Выдающийся горестный пример — широко распространенный теперь будто бы «монастырский» напев заупокойных тропарей: «Упокой, Боже, раба Твоего, и учини его в раи... Да откуда же взялся этот новый будто бы «монастырский» напев? Случайно я сделал открытие: оказалось, что это — переложение мещанской песенки покинутой женщины: «Сухой бы я корочкой питалась, холодну воду бы пила... Он провел собрание певчих, увещевал... Но нигде больше о таком сопротивлении не слышно. Сегодня эту «Сухую корочку» поют в храмах повсеместно, и даже в столицах, на слова заупокойных тропарей, на слова «Царице моя Преблагая», даже влагают эту тоскливую мелодию в уста Самой Богородице на слова «Величит душа Моя Господа»... Вот ужас! Есть танцевальная композиция некоего Шишкина на слова Псалма 33 «Благословлю Господа на всякое время». Завелась эта пошлость в Ленинграде — и вскоре я услышал ее уже и в других городах»[15]. Возможные альтернативы исполнения песнопений. Современным христианам пастырям и пастве важно увидеть всю картину состояния нынешнего пения, а увидев найти пути к исправлению ситуации, сохраняя верное святоотеческое молитвенное расположение, чему способствует пение, основанное на Предании. Ведь окружающий мир навязывает нам свои ритмы, своё пение, а соответственно уводит от главного средоточия, что безусловно расхолаживает души.
Значение ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ
делить, разделять, partes - часть, partesy - партии, голоса) - новый тип многоголосия, во многом чуждый древнерусским певческим традициям, был быстро и прочно усвоен певцами и приобрёл свои национальные особенности. Для партесного пения нормой является четырёхголосие, хотя число голосов может достигать 16, 24 и даже 48 предполагается группировка по четыре. Не случайно, что оно стало достоянием множества людей, и что это произошло именно в Греции, стране, которая дольше всех сохраняла традиции древнего византийского пения, но сегодня во многих греческих храмах оно заменено партесным (многоголосным) пением. часть, участие), стиль русского многоголосного хорового искусства. Партесное пение записывалось с помощью квадратной киевской нотации, как правило, в комплектах хоровых партий (поголосников). Понимание русского партесного пения немыслимо вне знания его западных истоков, а также путей его проникновения в Московское государство.