«По трёхстороннему соглашению, которое стало итогом Карабахской войны 2020 года, Армения должна гарантировать транспортное сообщение между Азербайджаном и Нахичеванью», – пояснил эксперт. Конфликт Армении и Азербайджана — все самые свежие новости по теме. армения, пограничные села, массовые протесты, азербайджан, делимитация границы Никол Пашинян подчеркнул важность достигнутой договоренности с Баку. По ее словам, Москва внесла настоящий вклад в будущее региона, попытавшись найти общие подходы и гармонизировать противоречия именно ради установления мира между Арменией и Азербайджаном.
История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года
Он неоднократно проводит искусственное разделение между «Исторической Арменией» и «Реальной Арменией», имея в виду сегодняшнюю Республику Армения, которая является лишь небольшой частью армянской родины. Конфликт Армении и Азербайджана усугубился массовыми протестами в Ереване. 19 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - В Закавказье вновь запахло новой войной межу Арменией и Азербайджаном.
Митинги и страх за будущее: что происходит в Армении после эскалации
- Будет ли новая война между Арменией и Азербайджаном: прогнозы экспертов
- Армения готовится к войне: Пашинян решил «увести» страну от России к США
- Дело «Азербайджан против Армении» в Международном суде
- Нагорный Карабах капитулировал перед Азербайджаном
- Обострение в Карабахе: против России пытаются открыть второй фронт - 27.11.2023 Украина.ру
- Месяц подписки бесплатно
Делимитация границы Армении и Азербайджана: что это значит?
С тех пор стороны проводят регулярные встречи в России, в США и в странах Евросоюза, однако, несмотря на оптимистичные заявления ряда западных политиков, к выработке рабочей версии договора они не приблизились ни на шаг. Армения устами Никола Пашиняна признала Нагорный Карабах частью Азербайджана, однако последний настаивает на том, что никакого особого статуса в составе азербайджанского государства Карабах иметь не будет. В Ереване требуют именно этого, равно как и решения судьбы карабахских армян в ходе переговоров между Баку и Степанакертом. Алиев же вести какие-либо переговоры с НКР отказывается, заявляя, что её жители должны либо принять гражданство Азербайджана, либо убраться восвояси. По итогам войны 2020 года на линии соприкосновения также была размещена миссия российских миротворцев. Её зоной ответственности, помимо прочего, стал Лачинский коридор — транспортная артерия, соединяющая Карабах с основной территорией Армении. Однако осенью прошлого года его заблокировали азербайджанские боевики, а весной нынешнего — регулярные части ВС Азербайджана.
Таким образом основной путь снабжения Карабаха оказался перекрыт. В регионе начался гуманитарный кризис — перебои с топливом, медикаментами, а затем и с продуктами питания. Никол Пашинян в связи с этим сделал ряд заявлений, основная суть которых сводилась к тому, что российские миротворцы не выполняют своих обязанностей и что ставка на Россию в вопросах безопасности была ошибочной.
В последнее время усиливается позиция турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, который хочет превратить Турцию в Османскую империю. В этом ему может помочь объединение в союз с рядом государств, в том числе и с Азербайджаном — эта страна ему выгодна. В связи с этим Россия будет вмешиваться в этот конфликт, но только мирным путем.
РФ не участница этого конфликта, поэтому не будет вводить войска. Боестолкновения на азербайджано-армянской границе начались 12 июля. С тех пор около 23,5 тысячи азербайджанцев захотели добровольно служить в армии.
Инцидент произошел на мосту Хакари, расположенным на международно признанной границе Армении с самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республикой. Российские миротворцы, сопровождавшие азербайджанских пограничников для установки флага на государственной границе, попали под обстрел армянских солдат.
В результате предпринятых армянской стороной мер было предотвращено продвижение азербайджанских военнослужащих и попытка водружения флага на территории Республики Армения", — заявили в Ереване.
О Дне памяти жертв Геноцида армян извещают билборды на улицах... Билборды на улицах краевого центра, сообщающие о приближающейся памятной дате — Дне памяти жертв Геноцида армян в Османской Турции, размещены местным отделением Союза армян России города Краснодара. Информационные стенды, установленные в различных частях города, напоминают о страшной трагедии, унесшей жизни более полутора миллионов армян в 1915-1922 годах. Антироссийские санкции начинают расшатывать армянскую экономику Антироссийские санкции, которыми сполна в своих интересах вот уже два с лишним года пользуются власти Армении, начинают оборачиваться для увлеченного рисованием красивых цифр правительства Пашиняна оборотной, не слишком приятной стороной.
Нет в этом мире ничего однозначно черного или однозначно белого: в подавляющем большинстве ситуаций приходится иметь дело с оттенками - в основном серого… За год долг каждого гражданина Армении увеличился на 400 долларов...
Армянская армия обстреляла российских миротворцев на границе с Нагорным Карабахом
Военному конфликту предшествовала активизация воздушного моста между Азербайджаном и Израилем. Накануне премьер-министр Армении сообщил в интервью британским СМИ, что Ереван не собирается вести войну за Нагорный Карабах и готов на новые территориальные уступки. В непризнанной республике Нагорный Карабах началось новое обострение конфликта между Азербайджаном и Арменией. Пашинян передает армянские сёла Азербайджану. В руководстве непризнанной республики заявили о согласии в одностороннем порядке прекратить огонь и расформировать и полностью разоружить армию обороны республики. война Азербайджана с Арменией: Стратегия Армении после поражения от Азербайджана, Предательство без границ: Пашинян отдаст четыре села Азербайджану сразу, еще четыре – потом, Выкормыш Сороса Пашинян загнал себя в ловушку новых.
Азербайджан нашел способ вынести окончательный приговор Армении
Ранее Пашинян на встрече с жителями приграничных сел в Тавушской области предупреждал об угрозе войны, если армянские власти не согласятся проводить делимитацию и демаркацию границ. Ереван пошел на односторонние уступки, азербайджанцы получили 24 военные позиции и, самое главное, — участки трассы, которые ведут в Грузию, отмечает армянский политолог Грант Микаэлян. Местные жители боятся повторить судьбу карабахских армян, которые вынуждены были покинуть свои дома после военной операции Баку в сентябре 2023 г. Армения же идет на уступки из-за давления со стороны западных государств, которые требуют от армянских властей любой ценой урегулировать отношения с соседями, чтобы далее вывести Ереван из-под влияния Москвы, резюмирует эксперт.
Впрочем, США любят ловить рыбку в мутной воде. Новый вооруженный конфликт близ российских и иранских границ для них, что бальзам на душу. Вашингтона осознаёт, что Армения станет сговорчивее под гром канонады и легче пойдёт на все условия, продиктованные «Белым домом».
Война в регионе не выгодна России и Ирану. Первая сейчас уходит в сторону от процессов, происходящих в Закавказье, второй — пытается посредничать в переговорах между Баку и Ереваном, чтобы не допустить вспышки военного противостояния между ними. В этом деле Тегерану мощно противодействует Израиль, для которого Иран является экзистенциальным врагом. Иерусалим использует азербайджанские авиационные площадки для действий своих самолётов и дронов в небе Ирана для решения военных задач. Триггером для начала новой войны может стать попытка со стороны Турции и Азербайджана открыть Зангезурский коридор, для транспортного сообщения между основной территорией Азербайджана и Нахичеванью, который будет контролироваться со стороны Баку и практически отрежет Армению от Ирана. Однако и Баку, и Анкара жестко настаивают на реализации плана открытия данного коридора.
Фото: kremlin. В области проживают более 120 тысяч человек. Азербайджан считает часть этих территорий своими и требует Ереван освободить эти земли. Всего в Баку претендуют на возвращение восьми населенных пунктов. Если Армения не пойдет на обсуждение делимитации и демаркации границы с Азербайджаном, то «в конце недели» может начаться война, заявил Пашинян. Потом, когда встретимся где-нибудь на площади Республики, вы скажете: «Ладно, мы простые сельчане, у нас не было информации, но вы же все знали», — сказал он на встрече с жителями села Воскепар Тавушской области. Примечательно, что еще 14 марта президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что еще никогда две страны не были так близки к миру. Это результат Второй Карабахской войны», — предположил он. С чем связаны заявления двух лидеров и ждать ли очередного военного конфликта, «МК» рассказал политолог Александр Искандарян: — Риск войны сохранялся на протяжении последних 30 лет, если не больше. И он не исчезает до сих пор. Время от времени происходят эскалации и военные акции на границе. Но что касается временных рамок о начале нового полномасштабного конфликта, то эта методология не очень ясна.
Предложения по делимитации границы и мирному договору 26 ноября 2021 года на переговорах в Сочи Путин, Алиев и Пашинян условились предпринимать шаги для повышения уровня стабильности и безопасности на азербайджано-армянской границе и оговорили необходимость создания двусторонней комиссии по делимитации границы с последующей ее демаркацией. В их число входят взаимное признание государствами суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ и политической независимости друг друга; подтверждение отсутствия территориальных претензий друг к другу и обязательства не предъявлять подобные претензии в будущем; отказ от угроз применения силы. Предложения включают также проведение делимитации и демаркации границ и установление дипломатических отношений; открытие транспортных и других коммуникаций и налаживание сотрудничества в прочих сферах, представляющих взаимный интерес. Никол Пашинян 31 марта подтвердил, что для Армении приемлем принцип взаимного признания территориальной целостности и нерушимости границ двух стран. Однако он подчеркнул, что Армения в своих публичных и дипломатических ответах Азербайджану заявила о существовании нагорнокарабахского конфликта и вопроса прав армян, который "должен решаться в контексте всеобъемлющего армяно-азербайджанского урегулирования". Азербайджан же, по мнению главы армянского правительства, пытается решить вопрос Нагорного Карабаха путем депортации живущих там армян. По итогам переговоров лидеры Азербайджана и Армении поручили министрам иностранных дел своих стран начать подготовку к переговорам по мирному договору. Кроме того, была достигнута договоренность о создании до конца апреля текущего года совместной комиссии по делимитации границы между Азербайджаном и Арменией первое заседании комиссии состоялось 24 мая на границе двух стран. По его словам, "у Армении никогда не было территориальных претензий к Азербайджану, а вопрос Карабаха является не территориальным вопросом, а вопросом права". Обострение в сентябре 2022 года Несмотря на подготовку к заключению мирного договора, Армения и Азербайджан регулярно продолжают обвинять друг друга в нарушении режима прекращения огня на границе двух стран. Новое серьезное обострение конфликта произошло в сентябре 2022 года. В Баку заявили, что это ответ на провокации со стороны Еревана. Позднее Азербайджан сообщал о достижении договоренностей о прекращении огня, однако Армения заявила о продолжении обстрелов. Вечером 13 сентября Совет коллективной безопасности ОДКБ на внеочередной сессии в режиме видеоконференции по предложению президента РФ Владимира Путина решил направить в Армению миссию во главе с генсеком организации Станиславом Засем для оценки ситуации. В Совбезе Армении заявили, что в результате обострения конфликта с Азербайджаном 13-14 сентября погибли и пропали без вести 207 человек. Минобороны Азербайджана сообщило о 80 погибших азербайджанских военнослужащих. В то же время он отметил, что Армения высоко оценивает работу российских миротворцев в Нагорном Карабахе, которые "поддерживают мир и выполняют свой мандат". Продолжении дискуссии о заключении мирного договора 6 октября 2022 года в Праге по итогам четырехсторонней встречи с участием главы Евросовета Шарля Мишеля и президента Франции Эмманюэля Макрона Никол Пашинян и Ильхам Алиев подтвердили приверженность своих стран Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года, посредством которых обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга.
РПЦ не будет предлагать перемирие на религиозные праздники
- Азербайджан, вернувший Нагорный Карабах, готовит нападение на Армению?
- Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана | Аргументы и Факты
- Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана | Аргументы и Факты
- Военные присоединились к перекрывшим трассу в Армении протестующим
- Еженедельный выпуск №16
- Военные присоединились к перекрывшим трассу протестующим в Aрмении
Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном
Данный коридор может обернуться для ближневосточной страны экономическими проблемами. Это угроза для транзита иранских энергоносителей. Иран потеряет свою транзитную значимость между Азербайджаном и Нахичеванью… Есть также опасение, что запуск данного коридора может угрожать транзитной роли Ирана для стран Центральной Азии. Иран для них является своеобразным транспортным хабом», — объяснил иранист. Гарик Мисякан убежден, что Тегеран найдет способ для противодействия. По его словам, возможно даже применение военной силы в этом регионе.
Он опасен тем, что способен превратить локальный конфликт во «второй фронт» и гибридную войну при противостоянии России и Запада, считает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук Владимир Шаповалов. Это опасная тенденция, поскольку западные страны, Европа и Украина спят и видят, чтобы на Кавказе был открыт «второй фронт», — считает Шаповалов. Через год напряжение перешло в стадию эскалации. В рамках «локальных антитеррористических мероприятий» азербайджанская армия 19 сентября 2023 года применила высокоточное оружие с целью ликвидации позиций ВС Армении, огневых точек противника, боевых средств и военных объектов. Причины конфликта Истоки противостояния двух стран восходят ко временам молодого СССР, когда начальники в Москве включили Нагорно-Карабахскую автономную область в Азербайджан, хотя армяне считали ее исторически своей территорией. Позже президент Азербайджана Гейдар Алиев провозгласил своей политикой вытеснение армянского населения с территории Карабаха. Этой же политики придерживается нынешний президент Азербайджана Ильдар Алиев-младший. Как отмечает преподаватель МПГУ Владимир Шаповалов, новый конфликт, произошедший в 2020 году между Арменией и Азербайджаном, завершился тем, что международное сообщество в очередной раз подтвердило, что Нагорный Карабах и Степанакерт не являются территорией Армении.
При этом использовалась и укоренившаяся нелюбовь к карабахцам, а также их диалект, который плохо понимают в Армении, и то, что карабахские армяне прослыли упрямцами. Но не всё так быстро. Через десять лет после захвата власти в результате цветной революции, которая была осуществлена по известным западным политтехнологиям, Пашинян и его команда арестовывают одного из лидеров освободительного движения - второго президента Армении Роберта Кочаряна. Но заявить, что Нагорный Карабах - это не Армения, он ещё не решается, чем провоцирует Азербайджан, подготовившийся к войне. Креста на нём нет Как известно, Армения - первое в мире государство, принявшее христианство. Именно по Армянской апостольской церкви был нанесён следующий удар. Сразу после прихода к власти Никол Пашинян стал демонстрировать пренебрежение к священнослужителям, настаивал на необходимости разделения церкви и государства, при этом как бы случайно появилось движение «Новая Армения - новый патриарх», устраивавшее акции, направленные против католикоса всех армян Гарегина II. В конце сентября 2019 года премьер выступил уже с прямой угрозой в адрес оппонентов из числа священнослужителей: «Когда мы говорим, что не вмешиваемся во внутренние дела Церкви, некоторые священнослужители из этого делают следующий вывод: "Это правительство не похоже на прежнее, это правительство - слабое, давайте выроем ему яму". Они получат мощный контрудар. Они будут поставлены на колени - и в прямом, и в переносном смысле». Вслед за этим Минобразования предложило проект школьной программы, отменяющий преподавание истории Армянской церкви. В ответ, уже после поражения в 44-дневной войне с Азербайджаном, Гарегин II призвал Пашиняна «взять на себя ответственность и сложить полномочия премьер-министра, чтобы не допустить потрясений, возможных столкновений и трагических последствий». Но на демократов критика, как известно, не действует, а вот взаимоотношения церкви и премьера окончательно расстроились. Похоже, навсегда. Также и с геноцидом, признания осуждения которого армяне всего мира требуют уже больше ста лет. Но Никол Пашинян, видимо, какой-то другой армянин. Вот несколько цитат из его статьи «Забыть героическое прошлое», опубликованной в газете «Айкакан жаманак» 9 декабря 2005 года: «Давайте прекратим восхвалять наших предков и зададим себе сугубо прагматичный вопрос: а что за наследство вручили нам эти предки, что они оставили после себя? Ничего, более чем ничего… Предки оставили нам в наследство лишь такой запас геноцидов, унижений, предательств и безнравственности, преодолеть который, как выясняется, трудно, чрезвычайно трудно. Я осуждаю наших предков, проклинаю их, потому что они ничего не сделали для того, чтобы мы сегодня жили более достойно и более гордо». Такая постановка вопроса вызвала острейшую реакцию. Например, главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян, предки которой пережили геноцид, так отреагировала на эскападу Пашиняна в соцсетях: «Позорник и манкурт.
В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций.
На границе Армении c Азербайджаном начались массовые протесты
Азербайджан же, по мнению главы армянского правительства, пытается решить вопрос Нагорного Карабаха путем депортации живущих там армян. По итогам переговоров лидеры Азербайджана и Армении поручили министрам иностранных дел своих стран начать подготовку к переговорам по мирному договору. Кроме того, была достигнута договоренность о создании до конца апреля текущего года совместной комиссии по делимитации границы между Азербайджаном и Арменией первое заседании комиссии состоялось 24 мая на границе двух стран. По его словам, "у Армении никогда не было территориальных претензий к Азербайджану, а вопрос Карабаха является не территориальным вопросом, а вопросом права". Обострение в сентябре 2022 года Несмотря на подготовку к заключению мирного договора, Армения и Азербайджан регулярно продолжают обвинять друг друга в нарушении режима прекращения огня на границе двух стран. Новое серьезное обострение конфликта произошло в сентябре 2022 года.
В Баку заявили, что это ответ на провокации со стороны Еревана. Позднее Азербайджан сообщал о достижении договоренностей о прекращении огня, однако Армения заявила о продолжении обстрелов. Вечером 13 сентября Совет коллективной безопасности ОДКБ на внеочередной сессии в режиме видеоконференции по предложению президента РФ Владимира Путина решил направить в Армению миссию во главе с генсеком организации Станиславом Засем для оценки ситуации. В Совбезе Армении заявили, что в результате обострения конфликта с Азербайджаном 13-14 сентября погибли и пропали без вести 207 человек. Минобороны Азербайджана сообщило о 80 погибших азербайджанских военнослужащих.
В то же время он отметил, что Армения высоко оценивает работу российских миротворцев в Нагорном Карабахе, которые "поддерживают мир и выполняют свой мандат". Продолжении дискуссии о заключении мирного договора 6 октября 2022 года в Праге по итогам четырехсторонней встречи с участием главы Евросовета Шарля Мишеля и президента Франции Эмманюэля Макрона Никол Пашинян и Ильхам Алиев подтвердили приверженность своих стран Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года, посредством которых обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга. Кроме того, они договорились, что с октября в течение двух месяцев на границе Армении и Азербайджана будет действовать гражданская миссия Евросоюза для помощи в делимитации границ двух стран. Гражданская миссия ЕС в составе около 40 экспертов была развернута на армяно-азербайджанской границе 20 октября завершила свою работу 19 декабря. При этом Владимир Путин напомнил, что ранее Москва предлагала Еревану сохранить контроль над двумя из семи районов для связи с Нагорным Карабахом, а оставшиеся пять передать Азербайджану.
В тот же день в режиме видеоконференции состоялся внеочередной саммит ОДКБ. Лидеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана выступили за разрешение противоречий между Баку и Ереваном политико-дипломатическими средствами.
Большую озабоченность у Минобороны Азербайджана вызывает и то, что Армения начала массово вооружать гражданское население. Кроме того, Ереван увеличил свои военные расходы до рекордного уровня и начал закупать вооружение: одним из поставщиков станет Индия. Обе стороны стягивают войска к границе.
Уже отмечено развертывание элитного спецназа «Яшма» Минобороны Азербайджана на границе с Арменией. Фиксируется наращивание артиллерийских подразделений и расчётов систем радиоэлектронной борьбы. По информации региональных наблюдателей, аналогичная активность фиксировалась перед началом 44-дневной войны в Нагорном Карабахе. Но в Москве никто не рвется выступать на стороне Пашиняна,который буквально на днях пригласил к себе армию США для проведения совместных учений с 11 по 20 сентября. К тому же он регулярно выделяет помощь Украине и задерживает пророссийских блогеров, как, например, Микаэла Бадаляна 8 сентября в городе Горис.
Но это право надо еще «заслужить» долгой и безудержной русофобией. Да и то, в случае конфликта, помогут только оружием — яркий пример Украина.
Этот процесс сейчас педалируется как Баку, так и Анкарой.
Отказ от поддержки Москвы может дорого обойтись Армении, поскольку США в последний момент скорее всего откажутся противостоять своему союзнику — Турции в этом регионе. Впрочем, столкновение интересов Америки и Турции происходят не в первые. Сейчас американские прокси — курды под наименованием «Сирийские демократические силы» при существенной поддержке со стороны США открыто воюют против турецкой армии на севере Сирии.
В закавказском регионе происходит нечто странное — там цели геополитических противников США и Ирана — совпадают. И на оборот цели союзников Турции и Америки — предельно противоположны. Турции вообще не нужна Армения, как независимая страна.
Иран уже предпринимает конкретные действия и стягивает войска и бронетехнику к пограничной реке Арас. Есть сведения, что иранская армия уже навела через неё понтонные мосты, соединяющие иранскую и армянскую стороны.
В том же направлении Армения также удерживает три анклавных села Бархударлы, Софулу, Верхняя Аскипара , возвращение которых планируется обсудить на следующих этапах. Описание северного участка границы будет составлено с учетом уточнения координат на основании геодезических измерений на местности до 15 мая.
Параллельно начнется размещение пограничных служб. Процесс делимитации будет проводиться на основе Алма-Атинской декларации от 1991 г. Ранее Пашинян на встрече с жителями приграничных сел в Тавушской области предупреждал об угрозе войны, если армянские власти не согласятся проводить делимитацию и демаркацию границ.
Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку
Похоже, давнее противостояние Армении и Азербайджана подходит к печальному финалу. В Армении на сторону выступающих против делимитации границы с Азербайджаном перешли военнослужащие контрактной службы. Азербайджан и Армения останавливаются на занимаемых ими позициях с поэтапным возвращением Азербайджану Кельбаджарского, Агдамского и Лачинского районов. Противостояние между Арменией и Азербайджаном за непризнанную республику шло больше 30 лет. Конфликт между Азербайджаном и Арменией снова обострился.
Почему началось очередное обострение между Азербайджаном и Арменией. Хронология событий
Да и лавры победителя в короткой карабахской войне-2020 потеряют блеск. Турции сейчас не до пожара на Южном Кавказе. Слишком много проблем в Сирии, курдских регионах, Ливии, на Черном море Украина каждый день выдает сюрпризы и в самой экономике Турции. Россия — занята демилитаризацией Украины. США и Британия — вот выгодоприобретатели от открытия «второго фронта» для России в ее подбрюшье. На эту роль готовили Грузию, но ее власти на этот раз устояли, не дали сделать из своей страны «вторую Украину». Пашинян, похоже, не устоял. И пошел на огромный риск. В Ереване во вторник собрались тысячи разгневанных армян с криками: «Никол, в отставку! С 1992 по 1994 год Азербайджан пытался взять под контроль самопровозглашенную республику. Это была первая карабахская война.
Тогда погибло до 30 тысяч человек. Армянские формирования заняли несколько районов Азербайджана вокруг Карабаха. Независимость республики не была признана ни одной страной в том числе Арменией. В сентябре 2020 года началась вторая карабахская война. Она продолжалась 44 дня.
По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана.
Власти Ирана в последние дни делают жесткие заявления против изменения границ государств на Южном Кавказе. По словам эксперта, вторая 44-дневная карабахская война убедила иранское политическое руководство, что перекрытие Азербайджаном границ Армении и Ирана обернется для республики отрицательными последствиями. Данный коридор может обернуться для ближневосточной страны экономическими проблемами. Это угроза для транзита иранских энергоносителей. Иран потеряет свою транзитную значимость между Азербайджаном и Нахичеванью… Есть также опасение, что запуск данного коридора может угрожать транзитной роли Ирана для стран Центральной Азии. Иран для них является своеобразным транспортным хабом», — объяснил иранист.
Удастся ли Пашиняну убедить соотечественников принять новый Основной закон на референдуме в столь сжатые сроки? Кстати, их западные партнеры действующего премьера уже «любезно» ему обозначили. В послании участникам очередного Бакинского глобального форума премьер-министр Великобритании Риши Сунак отметил: «В настоящее время есть историческая возможность положить конец конфликту с Арменией, мы надеемся, что в ноябре этого года будет подписан мирный договор». Не сидят без дела и американские партнёры, держащие , что называется, «руку на пульсе». Вероятно, поэтому Пашинян и его партия «Гражданский договор» так торопятся: в феврале обычно весьма информированная газета «Грапарак» писала о неких подготовительных мероприятиях, косвенно свидетельствующих о вероятности проведения конституционного референдума в ближайшие четыре месяца. Если верить указанному, то до июня судьба референдума, а значит, и мирного договора с Азербайджаном решится. Правда, потом Пашинян, вероятно, опасаясь получить неудобные результаты, несколько сдал назад. Вторит ему и министр юстиции Григор Минасян: хотя предварительная концепция в новой Конституции Армении отправлена в правительство, тем не менее вопрос о внесении в неё изменений пока не обсуждался. Мы ждём, пока премьер-министр проинформирует комиссию по конституционным реформам. После этого мы сообщим, происходят ли какие-либо идеологические изменения по тем или иным направлениям», — продолжил родной брат зятя третьего президента Сержа Саргсяна. Возможно, конституционный, а также переговорный процесс может быть ускорен очередной «договорной» приграничной эскалацией с заранее известным исходом. Публично анонсируя новую войну в случае невыполнения требований Баку, правительство Никола Пашиняна в то же время взяло целенаправленный курс на развал армянской армии параллельно укреплению полицейских формирований, призванных гарантировать действующий режим от внутренних потрясений. Фото: Axar.