Сразу хочу оговориться, что советское воспитание не сильно-то и отличалось от способов воспитания детей на других континентах. Идеализировать советскую систему воспитания не стоит — в ней было немало недочетов и откровенных перегибов.
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. В СССР существовала жесткая система воспитания молодежи, но она не сработала, заявил кандидат в президенты РФ, действующий глава государства Владимир Путин. «Советская школа имела очень хорошие традиции воспитания, которые нужно возрождать», – считает, согласно публикациям 2016 года, Ольга Васильева, по тем временам. Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность.
Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека
Только в 1935 году Совнарком и Центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии большевиков постановили делать это 1 сентября. В качестве праздничного дня дата стала восприниматься только после войны. Во многом этому способствовала педагогическая пропаганда, в первую очередь агитационные плакаты. Официально 1 сентября объявили Днем знаний только в октябре 1980 года. Но, конечно, и до этого первый учебный день был важной темой для авторов открыток и плакатов. Поэтому зачастую детей с открыток провожали в школу и подбадривали знакомые литературные герои. В этой работе также обращают на себя внимание молоток и пила, которые понадобятся в учебе не меньше, чем букварь и глобус. Трудовое воспитание было неотъемлемой частью советского образования.
Упитанный, скромно, но аккуратно одетый и причесанный, веселый — такой малыш символизировал собой собирательный и идеальный образ ребенка Страны Советов», — пишет кандидат исторических наук Елена Теплова в работе «Визуальные образы советского детства». Задача образцового советского учителя — дать детям необходимые знания и, что самое важное, привить любовь к труду», — цитата из исследования «Образы детей в советском плакатном искусстве от военного времени до 1980-х». Ребята должны были привыкать и уметь работать руками, а не только головой.
Знаете, мне всегда было интересно слушать рассказы родителей, бабушек и дедушек о том, как они воспитывались в Советском Союзе. Один из читателей прислал мне материал, в котором был размещён следующий советский учебный фильм. Начало 70-х годов.
Посмотрев этот фильм, и вспомнив свое детство, я вообще удивился, как мы смогли выжить в то время. Мы уходили из дома в восемь утра и возвращались поздним вечером, и родители не могли позвонить нам и узнать — где мы и что с нами, потому что не было мобильных телефонов. Мы сами ходили в кино и сами выбирали кружки и секции, в которых хотели заниматься. Мы катались на великах по всему городу, лазили по стройкам и военным частям, по гаражам и крышам домов, купались без родителей во всевозможных водоемах. Мы делали ракеты и бомбы на порохе и магниево-алюминиевой смеси, которые, представляете, летали и взрывались.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион 23 августа 2022, 09:20 7289 5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу В воспитании, как и в любой другой сфере, со временем появляются новые тенденции, подстроенные под дух времени. Поэтому не всё, что было в Советском Союзе, хорошо работает сегодня. Их образование, патриотизм и профессиональные навыки заставляют гордиться и брать пример.
Но не стоит идеализировать советское воспитание только потому, что ваших родителей растил Союз. Было много странных и опасных для психики и здоровья ребёнка традиций. Например, знаете ли вы, что молодых родителей в СССР обучали кормить ребёнка по расписанию, игнорируя голодный плач или просьбы поесть. Считалось, что такая жёсткая дисциплина с самого раннего возраста поможет воспитать здоровых и сильных граждан не только физически, но и духовно. А как вам знаменитая поговорка "Не можешь — научим, не хочешь — заставим", которой так любит тыкать поколение постарше? Тоже как-то жёстко звучит. А какие ещё советские установки и привычки в воспитании сегодня уже неактуальны?
Домашних дел у ребенка того времени достаточно. Пока родители на работе, дети убираются и готовят, старшие следят за младшими. Детей приучают к самостоятельности и растят в строгости, не жалеют и не сюсюкаются. С 1960-х и до распада СССР. Принципы ответственности и общего дела пока никуда не делись. Но появились и другие: теперь родители уделяют больше внимания желаниям ребенка — речь даже о младенцах. В 1960-е в СССР набирают популярность статьи педиатра Бенджамина Спока и его книга «Ребенок и уход за ним» впервые опубликована в 1946 году, на русский ее перевели только в 1956-м. Основные установки — уважать ребенка как личность, показывать ему свои чувства, больше развивать в игровой форме. Родители, которые раньше сдерживали проявления любви, меняют подход к воспитанию. Влияют и советская музыка, кино и мультфильмы, которые чаще выводят на первый план человека с его характером и проблемами. После распада СССР ценности, в соответствии с которыми растят детей, сменились на индивидуалистические. Многие лишились работы и понимали, что родина сейчас им не поможет. Причем сами родители, которых воспитывали в других парадигмах, вынуждены буквально на ходу менять свои стратегии. Социолог Лидия Окольская сравнила, какие качества родители хотели воспитать в детях в 1989 году, а какие — в 1999 году. И если в конце 80-х многие еще говорят про любовь к родине, честность и порядочность, то уже через десять лет таких становится значительно меньше.
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание | Однако советское воспитание не было идеальным – некоторые постулаты оказались откровенно вредны. |
Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов | В СССР из ребенка пытались сделать человека общественного, в 90-х на первый план вышли достаток и благополучие, а сейчас мы выбираем из ты | PSYCHOLOGIES. |
Вы точно человек?
Как воспитывали детей в СССР | Я не имею прав 100% утверждать и говорить о советском воспитании, так как я был совсем мелким, когда СССР де-факто начал разваливаться потихоньку, хотя краем еще и застал. |
Васильева призывает возрождать лучшие традиции советской школы | 17 установок советского воспитания, которые уже давно устарели, но многие так и не могут от них отказаться. |
Высочайшие требования с довоенных пор к воспитателям яслей
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- 5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу
- Правила комментирования
- 2. Закалка и сон на свежем воздухе
- ПРАВИЛО № 2 «Отцовский ремень - лучший учитель»
Как в СССР воспитывали и обучали детей
Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили. Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины. В Госдуме планируют вернуть принципы воспитания советского времени. Советские методы воспитания, как наказывали детей в СССР. Воспитание гражданина в советское время было едва ли не более важной задачей школы, чем собственно образование.
5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться
Сохранить публикацию Знаете, мне всегда было интересно слушать рассказы родителей, бабушек и дедушек о том, как они воспитывались в Советском Союзе. Предлагаю нам всем вспомнить, как это было. Удивительный парадокс — сколько бы ужастиков нам не рассказывали про Советский Союз, а советская система образования до сих пор считается чуть ли не идеалом. Самые лучшие, правильные фильмы были сняты — в советские годы. Детские песни, лучше которых до сих пор нет, — всё также были написаны в советские годы. И вроде бы многие были рады отказаться от единственной давлеющей коммунистической идеологии, импортированной из-за рубежа напомню, что Маркс и Энгельс были немцами.
Но ведь будучи посеянными в русскую почву, эти идеи всё равно получили самобытность. Где произошёл тот перелом, когда железнодорожный состав государства под названием СССР отправился на путь в пропасть?
Но не впадайте в крайности.
Гиперопека и излишняя самостоятельность одинаково вредны». Минусы: - если переусердствовать, ребенок преждевременно повзрослеет; - излишняя самостоятельность может развить ощущение одиночества и ненужности; - ощущение одиночества может заставить ребенка искать опоры на стороне, а это грозит вредными привычками и дурной компанией. Смотрю на завалы игрушек и килограммы сладостей, в которых лениво ковыряется сын.
Кажется, для избалованного единственного внука любящих бабушек пришло время перемен. Бабушкам я тоже запретила тебя баловать. Учись ценить то, что у тебя есть!
Следующие две недели ребенок дуется, устраивает истерики. Когда понимает, что ничего не выйдет, меняет тактику - решает вернуть свои сокровища примерным поведением. Увы, постепенно все возвращается на круги своя.
Множество исследований доказывает, что даже слабый подзатыльник может нанести психологическую травму человеку на всю жизнь или сделать из него агрессора. Но в советское время, к сожалению, такой метод наказания был нормой. Гораздо лучше найти альтернативы и научиться с ребёнком разговаривать и договариваться. Слово старшего — закон Уважение ко взрослым и старости — обязательно. Но беспрекословное послушание ни к чему хорошему не приведёт.
Ведь все люди могут ошибаться и быть неправым. Это не зависит от возраста. Поэтому воспитайте в ребёнке умение мыслить самостоятельно и отстаивать своё мнение и права. Это пригодиться как в работе, так и в личной жизни.
На его примере я поняла, какая разница в обучении между нашими системами. Для них ошибки — это опыт, а для нас — поражение. Поэтому здесь многие дети боятся задавать вопросы в процессе обучения, боятся, что их сочтут глупыми, боятся издевок от более успешных учеников. А что потом?
Недостаток знаний, а то и тотальное отвращение к познанию как таковому. На обед обязательно есть суп. Многие считают супы полезными априори, даже если в них полкастрюли поджарки, масла и жирного мяса с картошкой. На обед было обязательно есть борщ или суп. Типа: «Желудок не справится с едой. Жиденькое есть обязательно. Так ему будет легче все переварить». Другая еда на обед была редкостью.
Я не стала у мамы и бабушки спрашивать, как питаются и, более того, еще живы люди в других странах. Наваристые, на косточке да с сальцом! Не могу без них — каждую неделю варю кастрюлю. Насколько знаю, концепция правильного питания наши супы к разряду полезных не причисляет полезнее, мол, мясные бульоны без всего, овощные супы и крем-супы , но это так вкусно! На самом деле разумные комплименты формируют правильную самооценку и во многом определяют то, насколько человек будет уверен в своих силах, способностях и умениях. С низкой самооценкой, упорно не замечая количества вздыхавших по мне парней... О таких говорят: «Не красавица, но симпатичная». Сколько раз я слышала от нее что-то вроде «Ненавижу свое тело!
Да, родители хотели как лучше, говорили, где нужно над собой работать, чтобы стать «хоть немного красивее». И она работала, изнуряла себя диетами заработав проблемы с желудком и поджелудочной. А затем уехала в другую страну жить. Спрашиваю, как ей там, и первое, что слышу: «Я тут красавица! Меня тут все считают красивой! Как она похорошела! Все так же «при теле», но это приятные аппетитные формы, а лицо просто сияет. А все потому, что ей изо дня в день говорят, что она красавица!
Она научилась любить и принимать себя и реально расцвела. Поэтому наши мамы и бабушки кипятили белье, а потом часами стояли у гладильной доски. Сегодня таких проблем в большинстве семей уже нет, а привычка гладить все — от постельного белья до носков — у многих осталась. Мы с сестрой после стирки гладили свои трусы и майки. Синтетики тогда не было, только хлопок. Но зачем? Мама считала, что надо прогладить... Когда я стал жить отдельно, мне утюг по назначению понадобился один раз за 5 лет, когда я на корпоратив решил надеть костюм с галстуком.
А из гладильной доски получается отличная подставка под синтезатор. Обычно эти дети существуют только в воображении родителей, потому что в реальности их никто не видел. Такие сравнения, бесспорно, плохо влияют на самооценку ребенка и заставляют его чувствовать себя ненужным и плохим. Я выросла в тени дочери маминой подруги, которая все делала лучше, чем я. При этом задним числом я понимаю, что мамина подруга свою дочь просто слепо обожала и никогда ничего негативного о ней не говорила. Проблемы у дочери начались после школы во взрослой жизни, чему моя мама страшно удивлялась, ведь такой идеальный ребенок рос! Потом, много лет спустя, в разговоре с другой подругой моя мама начала восхищаться ее внуком, приговаривая при этом: «Ну какая умница — не то что наш! Мама мне потом сказала, что я ей «открыла глаза».
Она сама росла с убеждением, что детей нельзя перехваливать, чтобы «не испортить».
Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского
- Подписаться
- В России предложили вернуть школьную систему из СССР
- Подписаться
- Воспитание детей в СССР
- В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР - Новости образования
Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось"
Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского - Workingmama | Советское воспитание подростков — а каким оно было? 00:00. Вспоминаем о том, как мы жили несколько десятилетий назад. |
Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер | Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего. |
В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР
Советское воспитание подростков — а каким оно было? 00:00. Вспоминаем о том, как мы жили несколько десятилетий назад. Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Одно из них — "Советский человек" Юрия Левады — проводили в 1989 и 1999 годах. Что такое актуальные методы воспитания? Как правильно воспитать ребенка, чтобы подготовить его к жизни в современном мире? Воспитание того времени было более жёстким и если его сравнивать с теми трактатами, которые пишут современные психологи, то в корне неправильным.
Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо
Сегодня, если поднимаешь руку на ребенка, вполне можешь лишиться родительских прав. Под этим подразумевалось отсутствие самостоятельности до определенного возраста. В СССР детство и юность детей проходила под контролем государства, детей воспитывали в юношеских лагерях, через спорт, отовсюду «лилась» пропаганда ЗОЖ. Чем это плохо? Ребенок, постоянно находящийся под контролем, вырастает без своего мнения, он несамостоятелен и ищет одобрения со стороны. Оценить статью можно здесь Поделитесь новостью с друзьями, если она вам понравилась 2 комментария.
Во многом этому способствовала педагогическая пропаганда, в первую очередь агитационные плакаты. Официально 1 сентября объявили Днем знаний только в октябре 1980 года.
Но, конечно, и до этого первый учебный день был важной темой для авторов открыток и плакатов. Поэтому зачастую детей с открыток провожали в школу и подбадривали знакомые литературные герои. В этой работе также обращают на себя внимание молоток и пила, которые понадобятся в учебе не меньше, чем букварь и глобус. Трудовое воспитание было неотъемлемой частью советского образования. Упитанный, скромно, но аккуратно одетый и причесанный, веселый — такой малыш символизировал собой собирательный и идеальный образ ребенка Страны Советов», — пишет кандидат исторических наук Елена Теплова в работе «Визуальные образы советского детства». Задача образцового советского учителя — дать детям необходимые знания и, что самое важное, привить любовь к труду», — цитата из исследования «Образы детей в советском плакатном искусстве от военного времени до 1980-х». Ребята должны были привыкать и уметь работать руками, а не только головой.
На плакате также отображено представление о преемственности между старшими и младшими школьниками и необходимости передачи навыков с малых лет. Умение не только чинить порвавшуюся одежду, но и самостоятельно шить вещи представлялось в СССР важным навыком.
Но, несмотря на это, есть в старых методах и немало хорошего, что вполне можно взять на вооружение современным родителям и педагогам. Эти десять правил, на которых было основано воспитание детей в Советском Союзе, точно не принесут вреда современным детям. В то время в СССР было огромное количество беспризорных детей, которые пополняли собой ряды преступных элементов. Представители власти забирали с улиц бездомных детей и помещали их в детские дома, где их «перековывали» в сознательную советскую молодежь. Антон Макаренко был одним из наиболее передовых педагогов своего времени и его методы прочно вошли в советские учебники, использовавшиеся не одним поколением работников образования. Вот несколько важных правил советской педагогики, которые можно назвать актуальными в наши дни. Соблюдение режима При воспитании советских детей с самых малых лет большое внимание уделялось режиму дня.
Считалось, что все процессы в детской жизни должны были проходить строго по часам — кормление, сон, учеба и досуг. В СССР медработники ходили по домам и проверяли, как набирают вес грудные дети. В стране, где все строго подчинялось стандартам, регламент был даже в этой сфере жизни граждан. Режим поддерживался в яслях, детских садах и школах, а кроме этого дома родителям настоятельно рекомендовали организовывать жизнь ребенка в соответствии с одобренным светилами медицины и педагогики распорядком. В частности, давать детям лакомства в перерывах между приемами пищи, считалось грубым нарушением. Закалка и сон на свежем воздухе Пребывание на свежем воздухе в СССР небезосновательно считалось одним из непременных условий крепкого иммунитета и здоровья ребенка. Поэтому многие мамы даже в трескучие морозы изыскивали способы хоть недолго, но гулять с коляской по улице. Старались организовать на свежем воздухе и дневной сон, причем в любое время года. В детских садах кровати выставляли на улицы и в них укладывали тепло одетых малышей.
Затея Саше определенно не нравится. Весь день сын пытается выбиться из режима. К концу дня нервничают уже все. Зато Саша успел убраться в комнате, сделать домашку на два дня вперед, а к вечеру буквально валится с ног и без возражений идет спать в 10 вечера. Думаю, если подъем и отбой будут в одно и то же время, биологические часы сони перестроятся и станет проще. Но все же оставлю в режиме дня только подъем, отбой, приемы пищи, прогулку, уроки и домашние дела. Остальное время пусть планирует сам. Комментарий психолога: «Жесткий график не очень полезен, но и надеяться, что ребенок сам сможет делать все вовремя, не стоит.
Надо найти золотую середину. Составить основу режима дня, учитывая возраст ребенка, его интересы и качества, которые вы хотите в нем развить.
Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось"
Коллективная ответственность Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами. Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы.
Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям.
Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых. Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию.
В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус. Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена.
Софья Низовая "Не жди, чтоб добрый дядя... Софья Низовая "Это не мое дело! Мария Маризе-Краснокутская "Любим потрудиться - есть чем погордиться! Настоящий мужчина должен владеть навыками самообслуживания - об этом напоминает плакат Сергея Дацкевича "Учись все делать сам! На этом листе тоже присутствует символ "правильноти" героя - пионерский галстук, хотя он и не сразу заметен зрителю.
На плакатах 1950-60-хх годов пионеры не расстаются с пионерским галстуком даже в домашней обстановке. Лишь редкие художники отступают от этого правила. Но даже в отстутвии этого атрибута понятно, что герои следующих листов поступают хорошо и правильно. Наталья Вигилянская, Федор Качелаев "Все умеем делать сами. Помогаем нашей маме! Эти листы обращены прежде всего к родителям, предостерегая их от неправильных методов воспитания. Октябрята - младшие братья пионеров - столь же непримиримы к тем, кто порочит моральный облик будущего строителя коммунизма. С плаката 1968 года утверждается честность и правдивость как необходимые ребенку моральные качества.
Октябрята — прилежны, хорошо учатся, любят школу, уважают взрослых. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут. Октябрята — честные и правдивые ребята. Октябрята — хорошие друзья, читают, рисуют и весело живут». В книге были помещены фотокопии плакатов, иллюстрирующих 10 заповедей пионера. Под первым плакатом, на котором были изображены пионеры в строю под пионерским знаменем, была подпись: «Пионер чтит память тех, кто отдал жизнь в борьбе за свободу и процветание Советской Родины». Второй плакат изображал мальчика славянской внешности с красным галстуком на шее. Слева от него была девочка, похожая на китаянку, также с красным галстуком.
Справа же расположился чернокожий мальчик. У него также был красный галстук. Подпись гласила: «Пионер дружит с детьми всех стран мира». На третьем плакате пионер с мелом в руке стоял у классной доски и писал цифры арифметической задачи. Этот рисунок иллюстрировал заповедь «Пионер прилежно учится, дисциплинирован и вежлив». На четвертом плакате пионер и пионерка находились у станка и орудовали какими-то инструментами. Надпись гласила: «Пионер любит трудиться и бережет народное добро». На пятом плакате мальчик с красным галстуком читал малышу книжку, на обложке которой было написано: «Сказки».
Из подписи к плакату следовало: «Пионер — хороший товарищ, заботится о младших, помогает старшим». Драматическая сценка была изображена на шестом плакате: женщина провалилась в прорубь, а пионер, держащий в руках палку, помогал ей выбраться на лед. На плакате было написано: «Пионер растет смелым и не боится трудностей». Конфликтную ситуацию запечатлел седьмой плакат. Мальчик в школьной форме с красным галстуком что-то горячо говорил, указывая пальцем на явно смущенного одноклассника. За спиной юного оратора на стене был портрет Павлика Морозова. Подпись гласила: «Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда». Бронефенбреннер вкратце рассказал историю Павлика Морозова и о том, как он и его младший брат были убиты кулаками.
Полуголый мальчик весело улыбался, растирая спину полотенцем. Этот рисунок иллюстрировал восьмую пионерскую заповедь: «Пионер закаляет себя, каждый день делает физкультурную зарядку». На девятом плакате была изображена улыбающаяся пионерка, которая держала в руках белого кролика. Слева от девочки были деревья и кусты. На плакате была надпись: «Пионер любит природу, он защитник зеленых насаждений, полезных птиц и животных». Больше всего рисунков было на десятом плакате. Помимо пионера и пионерки тут были изображены различные сценки, которые должны были проиллюстрировать десятую заповедь: «Пионер — всем пример! Коммунистическое отношение к труду и общественной собственности.
Социалистический гуманизм. Советский патриотизм и пролетарский интернационализм. Понимание общественного значения образования. Упорство и инициативность в занятиях. Укрепление своих сил в умственной деятельности совершенствование планирования собственной работы, развитие трудовых навыков, самокритика и т. Усвоение норм социалистического общежития. Хорошие манеры и соблюдение норм общественного поведения. Эстетическое восприятие природы, общественной жизни и творений искусства.
Максимальное развитие физических навыков. Освоение правил личной гигиены и санитарных норм. Физкультурная подготовка и участие в спорте. Освоение навыков туризма на лоне природы». Но профессор не ограничился изучением теории, педагогических наставлений и наглядных пособий для октябрят и пионеров. В течение нескольких лет У. Бронфенбреннер посещал ясли, детские сады, школы, учреждения внешкольной работы в городах и селах нескольких советских республик. Он присутствовал на заседаниях педсоветов и школьных уроках, на заседаниях советов пионерских отрядов и на комсомольских собраниях.
То, что наблюдал профессор, было так непохоже на Америку, что он постарался как можно подробнее описать непривычные для его страны особенности воспитания советских детей. Порой профессору не хватало английских слов для того, чтобы точно охарактеризовать советские методы обращения с детьми. Профессор был вынужден написать латинскими буквами слово «воспитание», полного аналога которого нет в американской жизни. Бронфенбреннер обратил особое внимание на трудовое воспитание детей и подростков. Он рассказал, что в советских детских садах игры детей имеют целью ознакомить их с различными занятиями взрослых. Дети «лечили» кукол, играли в «магазин». Помимо игр воспитанники детсадов участвовали в уходе за садовым участком. Это воспитание продолжалось и в школе.
Практика обучения на производстве отменена. В школьном воспитании меняются приоритеты. Со временем всё большее значение придается успешной учебе, все меньшее — трудовым навыкам. Перекос в сторону обучения приводит к тому, что ЦК КПСС и Совет Министров в 1977 году выпускают постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». В постановлении говорится не просто о проблемах, а о существенных недостатках в работе общеобразовательной школы. Партия и Совет Министров возлагают ответственность на министерство просвещения СССР за то, что не разработана эффективная система трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Снова наступает момент, когда можно было воспользоваться системой трудового воспитания Макаренко, однако шансов сделать это в 70-е было еще меньше, чем в 50-х. Во-первых, часть педагогического сообщества к этому времени уже ополчилась на Макаренко — главным образом за идею воспитания личности в коллективе.
Коллектив начали вычеркивать, как фактор воспитания. В чести была «педагогика сотрудничества», которая предполагала свободное индивидуальное развитие личности. Во-вторых, как уже было сказано, утвердившееся в официальной педагогике упрощенное понимание трудового воспитания Макаренко, не давало возможности это наследие правильно использовать. Некоторые педагогические авторитеты того времени пытались доказывать, что существующая воспитательная система — это и есть то, о чем говорил Макаренко. Официальной педагогике и критикам Антона Семеновича противостояла группа его учеников и продолжателей. По их мнению, педагогическое наследие Макаренко было искажено. Поэтому, в 1978 году, когда праздновалось 90-летие Макаренко, они проводят собственную отдельную конференцию. Участие в ней приняли более 130 учеников Антона Семеновича.
Выступивший на конференции И. Иванов призвал отойти от официальной педагогики и заниматься творческим развитием наследия Макаренко. На самом деле, только благодаря представителям этой группы — тех, кто понимал, что делал Антон Семенович и творчески развивал его наследие, отечественное макаренковедение сумело уцелеть даже после перестройки. Последняя попытка наладить в советской школе настоящее трудовое воспитание была предпринята в 1984 году. Школьная реформа 1984 года фактически предусматривала «включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный труд — труд настоящий, необходимый обществу». Для старшеклассников снова, как в 1958 году, вводилось обучение на производстве.